Дорожно-патрульная служба, как структурное подразделение гибдд. Рассказы старшего инспектора дпс Должностные инструкции инспектора дпс

Главная / Земля

Права и обязанности сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС)

Сотрудник ДПС при несении службы обязан:

1. Знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации и законодательство об ответственности за их нарушения.

2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.

3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.

4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

5. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.

6. Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.

7. Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

8. Знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса.

9. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

10. Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов.

11. Производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил дорожного движения и ДТП.

12. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.

13. Оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах.

14. Выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.

15. Контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

16. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.

17. Изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

18. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.

19. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.

20. Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям при переходе ими улиц и дорог.

Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.

2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.

3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их.

4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения.

5. Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

6. Проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.

7. Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

8. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

9. Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств.

10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств.

11. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

12. Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

13. Ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

14. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.

15. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам.

16. Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту происшествия или сбора по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

17. Применять и использовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оружие, специальные средства и физическую силу.

Относительно обязанностей сотрудника ГИБДД всегда возникала масса вопросов. Во многом причинами этому является недостаточно полная нормативно-правовая база и чрезвычайно большое количество непредвиденных ситуаций, которые могут случиться с водителем на дороге.

Но это не означает, что водитель не может знать обязанности сотрудника ГИБДД и не может быть юридически подкованным в этом вопросе. В любом случае, в нашей стране действует определенный устав сотрудников дорожно-патрульной службы, в соответствии с которым они осуществляют свою профессиональную деятельность.

В 2017 году подготовлен административного регламента работы ГИБДД. Советуем его изучить и руководствоваться последней версией документа.

Главным документом и можно сказать «библией» сотрудника ДПС является «Об утверждении Административного регламента … по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований … безопасности дорожного движения». Именно он регламентирует работу инспектора при исполнении. Обратимся к этому документу и постараемся выяснить, что работник ДПС должен делать, а что ему делать, наоборот, воспрещено.

1. Инспектор имеет полное право на остановку любого транспортного средства с целью , как водителя, так и ТС. Таким образом, при остановке инспектор может попросить вас предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства.

Замечание: в некоторых случаях сотрудник может потребовать предъявить ПТС автомобиля, но это больше следует из практики, нежели из нормативной документации. ПТС – это безусловный документ на владение. Но теоретически таким владельцем может быть кто угодно, например, банк, если автомобиль находится под кредитом.

2. Отсутствие необходимых документов приводит к задержанию ТС водителя. Это прямая обязанность сотрудника ГИБДД.

Замечание: однако, сотрудник ДПС имеет право на то чтобы предоставить вам время (не более 3 часов) для доставки всех необходимых документов на пост. Вы можете попросить, чтобы кто-либо привез Вам необходимые документы, но сами покинуть место проверки Вы не имеете права.

3. Приказ гласит, что вольное или невольное нарушение водителем ПДД ведет к ответственности. В обязанности сотрудника ГИБДД в таком случае входит проверить документы, потребовать объяснения нарушения или наложить административное взыскание в виде штрафа.

4. Инспектор ДПС может остановить ТС, за рулем которого находится водитель в нетрезвом состоянии. Сотрудник определяет это по ряду признаков, например по поведению первого на дороге. Если автомобиль едет неуверенно, виляет и игнорирует знаки дорожного движения, вероятнее всего водитель, управляющий ТС, находится в нетрезвом состоянии.

Замечание: нередко по подозрению в нетрезвом состоянии останавливают чрезвычайно аккуратных водителей новичков, которые всех пропускают, едут значительно медленнее скоростного режима и постоянно меняют полосу движения. Поэтому на дороге будьте увереннее.

Автомобиль остановлен сотрудником ГИБДД – что дальше?

После того как инспектор ДПС остановил автомобиль, в соответствии с приказом он обязан представиться и известить водителя о причине по которой произошла остановка.

Замечание: сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка, но только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в организации ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Сотрудник ДПС не имеет права настаивать на том, чтобы водитель покинул ТС.

Замечание: однако, есть ряд случаев, при которых инспектор может потребовать водителя покинуть автомобиль. Он может потребовать это из-за подозрения на алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянения покинуть авто, для устранения поломки ТС или прицепа, в случае, если им выявлены те или иные нарушения правил транспортировки грузов, для сверки номерного кода компонентов автомобиля с идентичными на регистрационных документах, для осуществления обыска или досмотра автомобиля или груза, в случае если сам водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления, а также когда другим водителям нужна помощь.

После остановки автомобиля, инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение. Это также входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Замечание: в приказе, возле этого пункта стоит небольшая заметка «по требованию водителя». То есть если вы не попросите удостоверение, инспектор может вам его не предъявлять. Не все могут свободно потребовать предъявить удостоверение. Во многом причиной является психологический барьер перед более высоким по социальному положению, который нужно срочно побороть.

Сотрудник ГИБДД не имеет права передавать документы в руки водителю. Также он по требованию должен сообщить номер своего жетона (нагрудного знака). В случае, если причиной остановки стали нарушения водителем ПДД, то обязанностью инспектора является ясное и недвусмысленное объяснение основного смысла допущенных нарушений.

Сотрудник ГИБДД на законном основании обладает правом осуществить досмотр ТС. Водитель имеет право потребовать составления протокола. В таком случае в обязанности сотрудника ГИБДД входит удовлетворить такую просьбу. Протокол может пригодиться Вам для создания жалобы на действия сотрудников ГИБДД, в случае, когда водитель предполагает, что последние были не правы, а также с целью разрешения любых других ситуаций спорного характера. Кстати, довольно часто сотрудники ДПС решают не проводить досмотр, в случае, когда водитель настаивает на составлении протокола.

Важно заметить, что инспектор ГИБДД представляет собой сотрудника полиции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обычно сотрудник требует у водителей и пассажиров ТС в процессе предъявления документацию, удостоверяющую личность, либо провести административное задержание. Эти требования входят в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые он должен исполнять.

В соответствии с , остановка ТС должна происходить в течение минимально короткого срока. Но если водитель начнет доказывать, что сотрудник ГИБДД задержал его на большой срок, инспектор может заявить, то имеет право установленное законом задержать вас на 3 часа. Однако, стоит заметить, что проверка документов или составление протокола о нарушении – не повод для задержания на такой длительный срок. Задержание как мера предполагается только для рассмотрения дела или исполнения конкретного предписанного постановления.

Во время ознакомления водителя с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права. Это входит в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые тот должен неукоснительно соблюдать. Поэтому нарушение этого предписания влечет к ответственности. Из-за того, что в регионах Российской Федерации сейчас имеются различные формы протоколов, следует внимательно знакомиться с ними до того как поставить свою подпись. Это защитит Вас от непредвиденных проблем, связанные с необдуманным признанием того, что Вы, собственно, не совершали.

Эти простые советы и знания о том, какие есть обязанности у сотрудника ГИБДД, станут отличной помощью автомобилистам, которые хотят спокойно пользоваться своим транспортом и не страдать от произвола, который сейчас все реже, но еще встречается на улицах российских городов.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД, ДПС, а также полиции четко регламентированы законом о полиции и приказом МВД. Последний документ желательно всегда иметь при себе и выучить основные требования к работе инспекторов ГАИ.

Это довольно большой документ, состоящий из большого количества обязанностей, а также разделов, в которых расписаны все нюансы работы ГИБДД и ДПС:

  • контроль за соблюдением ПДД;
  • взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и участниками движения;
  • причины для остановки, выяснения личности;
  • как инспектор обязан выписывать протокол о нарушении и постановление о штрафе;
  • как проводить освидетельствование на опьянение и так далее.

Рассмотрим основные моменты.

Принят данный закон был в 2009 году, но с тех пор в него было внесено некоторое количество поправок и дополнений в обязанности полицейских. Что должен уяснить для себя водитель в первую очередь?

Осуществление контроля на дорогах

Контролировать движение имеют право как инспекторы ГИБДД, так и представители полиции, в особых случаях допускается и контроль со стороны различных спецслужб и военной администрации - но это уже в самых экстремальных случаях, например, при поимке банды особо опасных преступников, в условиях военных учений на определенной территории, во время вооруженных конфликтов.

Но есть одно общее правило - в случае возникновения таких ситуаций должны быть размещены соответствующие объявления в СМИ, расставлены дорожные знаки, а допущенные к контролю лица обязаны иметь при себе удостоверения, значки с указанием формирования МВД, на них должна быть служебная форма.

При общении с водителями или пешеходами они обязаны четко указывать причину остановки или проверки.

Кроме того, остановка транспорта и контроль за соблюдением ПДД возможны лишь:

  • в зоне размещения стационарных или временных постов;
  • при наличии патрульной машины;
  • контроль может вестись как в скрытой, так и в открытой форме.

Причины для остановки транспортного средства

Установлен единый перечень причин и условий, при возникновении которых сотрудники имеют право останавливать автомобили и пешеходов:

  • при явном нарушении ПДД;
  • несоблюдение правил эксплуатации - несоответствующие световые приборы, загрязненные номера, технические неисправности, неправильная транспортировка грузов и так далее;
  • при опросе свидетелей ДТП, необходимости в понятых, для помощи пострадавшим;
  • при проведении спецопераций.

Общение с водителями

Имеются также прописанные правила общения с участниками движения:

  • Так, прежде всего инспектор должен быть одет по форме, у него должен быть нагрудный значок.
  • При обращении к водителю он должен произносить слова четко, обращаться на «Вы», объяснить причину остановки, по просьбе водителя предъявить удостоверение.

Требовать же от вас предъявить ВУ инспектор имеет право лишь на посту ДПС.

Обратите внимание, что заставить вас выйти из машины инспектор имеет право лишь в следующих случаях:

  • наличие каких-либо несоответствий правилам эксплуатации ТС - поломки, грязные номера, негорящие и т.д., инспектор должен указать на поломку и попросить водителя выйти, чтобы тот лично в этом убедился;
  • если имеется директива по задержанию ТС определенной модели, которое находится в розыске, в таком случае водитель обязан выйти и предоставить доступ к номерам кузова, двигателя, к VIN-коду.

Также инспектор имеет право заставить водителя покинуть машину, если имеется запах алкоголя, имеется подозрение на наркотическое опьянение, в случае если нужно быть понятым или помочь пострадавшим в ДТП.

Выписка штрафов

Еще одно болезненная тема - в приказе регламентируется и данный пункт.

Инспектор должен назвать нарушенные статьи ПДД и соответствующие статьи КоАП, огласить сумму штрафа или вид наказания с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.

Затем выписывается протокол, который водитель обязан подписать (или не подписать), а также указать какие-либо обстоятельства, неучтенные инспектором.

  • данные инспектора;
  • дата;
  • сумма с указанием статей КоАП;
  • реквизиты для оплаты, номер постановления.

У водителя есть 10 дней для обжалования либо 60 дней для оплаты.

Преследование

Особое внимание в обязанностях уделяется нарушителям, не остановившимся по требованию. В данном случае инспектор имеет право инициировать преследование лично или передать информацию на другие посты. В особых случаях, если нарушитель представляет опасность, дается право на применение огнестрельного оружия.

Отдела внутренних дел райисполкома, старший инспектор дорожно-патрульной службы Николай Евстратов о своей работе говорит неравнодушно, хотя и с изрядной долей юмора. А рассказать Николаю Александровичу есть что - все-таки за плечами 15 лет службы в Госавтоинспекции. За это время его экипаж вместе с бывшим напарником Николаем Гиричевым признавался лучшим экипажем ДПС Республики с вручением прибора измерения скорости «Сокол» и эмблемы «Лучший экипаж» на служебный автомобиль. Сам он был лучшим сотрудником Госавтоинспекции страны, награжден нагрудными знаками «Отличник милиции», «Отличник », медалью «90 лет белорусской милиции». В свободное время увлекается охотой и кулинарией.

Ни один день сотрудников на дороге не похож на остальные, - рассказывает майор милиции. - Если со стороны кому-то и может показаться, что инспекторы ДПС все время выполняют одно и то же - остановил, проверил, отпустил или составил протокол о правонарушении, - то для каждого из нас любое дежурство - это, прежде всего, большая ответственность за других и постоянное общение с людьми. У каждого из них - свои заботы и проблемы, а незапланированная встреча сотрудником рассматривается чаще всего как нежелательная.

-Много негатива приходится выслушивать?

У нас со временем вырабатывается своеобразный «иммунитет» ко всякого рода отрицательным высказываниям в свой адрес,- невесело улыбается инспектор. - Сотруднику нужно быть хорошим психологом, так как случается, что даже на малейшее замечание водитель или пешеход реагируют неадекватно. Тем более, есть такие нарушения ПДД, за которые предусматривается ответственность в виде предупреждения. И здесь уже инспектору необходимо решить, подействует ли эта мера на человека или, наоборот, «легко отделавшись», он даже не задумается о своем поведении.

В любом случае все участники дорожного движения должны помнить, что Правила дорожного движения - это закон, который необходимо выполнять каждому, в первую очередь для своей же безопасности. А инспектор ДПС - представитель закона, требования которого также направлены на обеспечение дорожной безопасности.

-Что входит в обязанности старшего инспектора ДПС?

Прежде всего, моя работа, как и всего коллектива отделения ГАИ, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Это большой круг вопросов, куда входят контроль за работой инспекторов ГАИ, профилактика нарушений ПДД, их выявление, предупреждение аварийности и дорожного травматизма, выступления в трудовых коллективах, учебных заведениях района, розыск скрывшихся с мест ДТП водителей, угнанного транспорта, раскрытие преступлений и многое другое.

-Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего?

За годы службы мне не раз приходилось выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, в том числе с ранеными и погибшими людьми. Внезапно оборванная жизнь человека - это всегда трагедия, к которой нельзя привыкнуть, как и к просьбам: «Помогите, я умираю…» В ДТП люди чаще всего получают очень тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Никогда не забуду дорожно-транспортное происшествие, на которое выезжал еще в начале моей службы в ГАИ. Девочка 8 лет, играя возле дороги, попала под колеса грузового автомобиля, перевозившего зерно. Прибыв первым на место аварии, я на руках перенес ребенка в патрульный автомобиль, но, к сожалению, спасти девочку не удалось… Когда дети гибнут на дороге - это самое страшное. Поэтому больше всего тревожит, конечно, детская безопасность. А она, как и в целом поведение детей, зависит в первую очередь от взрослых.

Хочется обратиться ко всем читателям газеты - не забывайте лишний раз напомнить детям правила поведения на дороге, не оставляйте без внимания чужих детей, перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Если вы водитель - будьте особенно внимательны, проезжая вблизи детских учреждений, парков и других мест, где дети и подростки проводят свое время.

Повесьте себе и членам своей семьи на одежду светоотражатели - это не пустое требование ГАИ. Когда вы в вечернее время находитесь на улице, обратите внимание, насколько заметнее становится человек с фликером, когда его освещают фары проезжающих мимо автомобилей. К тому же и сумма штрафа за отсутствие светоотражающих элементов немалая - 100 тысяч рублей.

-Николай Александрович, как Вы относитесь к женщинам за рулем?

Положительно. Женщина за рулем, как показывает практика, более внимательна и осторожна, чем мужчина, ответственнее относится к соблюдению Правил дорожного движения и бережнее - к своему автомобилю. Тем не менее, неоднократно приходилось наказывать представительниц слабого пола, в том числе и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

И еще, в отличие от водителей-мужчин, женщины, нарушив ПДД, часто стремятся оспорить не только слова инспектора, но и показания фото-видеорегистратора, где явно запечатлен факт этого нарушения.
В целом же, ко всем нарушителям, независимо от их пола, отношусь принципиально и строго в соответствии с КоАП.

У работников Госавтоинспекции нет цели наложить как можно больше взысканий, тем более, что размеры штрафов сейчас заметно возросли. Отсутствие аварийности, безопасность людей - лучшая награда и смысл нашей службы.

Если все мы будем взаимовежливыми, станем уважать друг друга и закон, тогда встреча инспектора ГАИ, водителя и пешехода на дороге всегда будет начинаться и заканчиваться только улыбкой.
Беседовала

Татьяна ИСТРАТЬКОВА.

Как отмечалось выше, дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне , подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает - федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:

а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа исполнения административного законодательства и розыска;

з) группа пропаганды;

ж) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба тыла

м) роты (взвода).

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Дежурная часть создается в соответствии с типовыми штатными расписаниями строевых подразделений, утверждаемыми нормативными правовыми актами МВД России. Дежурные части строевых подразделений ДПС руководствуются Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России , Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , иными нормативными правовыми актами МВД России и актами управления в области безопасности дорожного движения.

Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

Старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке занимается комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляет личные дела сотрудников, готовит материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимает участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.

Методы деятельности дорожно-патрульной службы включают в себя, преимущественно, контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данный тезис соответствует ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» .

Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов . При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства .

Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств .

При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление , можно утверждать, что деятельность дорожно-патрульной службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:

Административно-процессуальной;

Активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);

Внутриаппаратной и внешней;

Индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;

Взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.

Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.

Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:

В пешем порядке;

На патрульном автомобиле в движении или стационарном положении

На стационарном посту ДПС.

При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация