Федеральный закон об отпусках рф. Что написано в законе об отпусках в рф. Как оплачивается отпуск по ТК РФ

Главная / Общество

Выработка эффективного распределения денежных средств в процессе деятельности компании – ключевая задача высшего менеджмента организации. Финансовое планирование определяет не только текущее положение дел, но и перспективы развития предприятия, его положение в конкурентной среде.


Понятийные основы финансового планирования

Финансовое планирование и бюджетирование – это аспект деятельности предприятия, который подразумевает управление денежными средствами фирмы с помощью создания фондов, координации процессов движения выручки; управленческие решения в бюджетировании должны быть сообразны с текущим экономическим положением, предполагаемыми доходами, целями и задачами для различных временных периодов.

Основные показатели, планируемые для достижения, отражаются в финансовом плане – корпоративном документе, отражающем предполагаемые приход и расход финансов. Финпланы различают по сроку составления:

  • краткосрочные (прогноз до одного года; краткосрочный план также называют «бюджетом». Бюджет отражает месячное или квартальное движение средств в экономическом и инвестиционном поле.);
  • среднесрочные (прогноз от одного до трех лет);
  • долгосрочные (свыше 3-х лет).

Еще двумя важными понятийными единицами теории бюджетирования являются термины «вертикальное бюджетирование» и «горизонтальное».

Горизонтальное подразумевает, что бюджет составляется подразделениями компании без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут достичь договоренности.

Вертикальное планирование бюджета состоит в том, что каждое подразделение утверждает финплан с руководителем. Менеджер может корректировать распределение расходов по статьям, исключать статьи вовсе или формировать новые.

Бюджетное планирование финансовой деятельности главной целью преследует максимальное извлечение чистой прибыли на определенном временном отрезке. Под чистой прибылью в менеджменте и экономике понимают прибыль после освобождения от всех издержек по итогам периода.

Цели бюджетного планирования

Расширенный список задач, которые руководство компании обязано решить для корректировки или внедрения стратегии планирования бюджета на предприятии:

  • обеспечение межведомственной работы, кооперации отделов и подразделений;
  • создание и отработка системы контроля за исполнением финансового плана предприятия;
  • координация текущего планирования;
  • оценка текущих затрат предприятия.

Эксперты утверждают, что наиболее сложным моментом является внедрение новой стратегии планирования финансов. Для того чтобы минимизировать «осложнения» руководство должно придерживаться такой линии действий:

  • изучение текущего состояния кооперации подразделений и отделов, анализ регламентов и должностных инструкций;
  • обучение персонала;
  • реорганизация подразделений наиболее щадящим способом;
  • работа по совершенствованию корпоративных стандартов;
  • разработка корпоративной системы отслеживания финансовых операций и выполнения плановых показателей.

Теория менеджмента выделяет основные принципы, которых должны придерживаться руководители при планировании бюджета предприятия:

  1. Принцип участия: каждый сотрудник вне зависимости от должности является участником процесса финансового бюджетного планирования;
  2. Принцип единства: планирование должно носить системный характер;
  3. Принцип непрерывности: планирование ведется в течение всего цикла реализации бюджетной стратегии, даже если плановые показатели достигнуты раньше срока;
  4. Принцип точности предполагает максимальную детализацию финплана;
  5. Принцип научности: при разработке стратегии должна использоваться теоретическая база и эмпирические данные;
  6. Принцип единоначалия: окончательные решения по спорным вопросам бюджетирования принимает топ-менеджмент;
  7. Принцип конъюнктуры: внедряемые программы финансового планирования должны соответствовать текущей рыночной ситуации.

Выработка управленческих решений должна основываться на методах экспертных оценок и экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает использование объективных данных финансовых показателей за отчетный период. Метод экспертных оценок заключается в привлечении отраслевых специалистов для участия в прогнозировании финансовой ситуации на планируемый период.

Методология финансового планирования

Процесс планирования бюджета должен быть ориентирован на использование обширной методологической базы экономики предприятия и теории менеджмента. Допускается применять такие методы:

  • нормативный: максимальная регламентация всех аспектов деятельности компании, т. е. внедрение нормативов оплаты труда, расходов материала, использования производственных мощностей;
  • метод денежных потоков: в качестве основного расчетного показателя используются суммы и сроки поступления денег на счета организации;
  • экономико-математический: использование матанализа и компьютерного моделирования для формирования финансового плана;
  • балансовый: основывается на таком расчете пропорций расходования средств, при котором будет обеспечиваться полноценное функционирование и равномерное развитие подразделений компании;
  • расчетно-аналитический метод: рассматривает бюджетное планирование как динамический процесс; внедрение изменений должно производиться с учетом текущих показателей.

Выбор методологического направления должен зависеть от рода деятельности компании, степени разветвленности ее структуры и характера движения финансовых потоков.

Составляющие бюджета предприятия

В прикладном аспекте бюджетирование финансового планирования организации сводится к формированию нескольких бюджетов предприятия различного уровня. Бюджеты предприятия делятся на два типа: операционный и финансовый.

Финансовый бюджет включает в себя три уровня:

  1. инвестиционный:
  2. баланс денежных средств: отражает все возможные поступления средств за отчетный период;
  3. прогнозируемый бюджет: отчетный документ, отражающие предполагаемое состояние дел на конец периода. Иногда сопровождается детальным SWOT-анализом, содержащим сведения о возможностях и угрозах на протяжении отчетного периода;

Этот тип отражает итоговые показатели, определяет успешность выполнения финплана в целом.

Операционный бюджет содержит в себе еще большее количество и показывает текущую ситуацию на предприятие, дает детальное представление о расходовании средств подразделениями. Данный тип включает в себя следующие уровни:

  1. бюджет продаж: формируется с учетом предполагаемого объема реализации продукта и цены на него. При формировании цены и предполагаемых объемов продаж нужно ориентироваться на показатели продаж в предыдущем отчетном периоде, макроэкономические факторы, сезонность спроса на товары и услуги;
  2. производственный бюджет: определяет тип производимого продукта/услуги и предполагаемое количество произведенных единиц. При формировании нужно учитывать возможность резкого изменения спроса, текущие запасы произведенной продукции, себестоимость единицы продукта;
  3. бюджет производственных запасов: отражает хранящиеся на складе резервы сырья, готовой продукции, ГСМ. В финансовом плане данные должны быть отражены в количественных и стоимостных величинах. В этот раздел входит бюджет затрат на сырье и материалы производства;
  4. фонд оплаты труда: формируется из ставок работы персонала и планируемых показателей производительности труда. В данном разделе, возможно, появление дополнительных показателей: это зависит от того, какая система оплаты применяется в компании – фиксированная или сдельная;
  5. накладные затраты: сюда могут входить некоторые макроэкономические факторы(инфляция), а также амортизационные расходы – траты на ремонт и обслуживание оборудования;
  6. расходы на менеджмент: к этому типу относятся траты на осуществление сбыта, расходы на обеспечение функционирования аппарата менеджеров, плата за корпоративную связь и транспорт.

Все описанные типы документов должны формироваться до того, как начнется плановый период.

Анализ и планирование бюджета операционного уровня в большинстве случаев обеспечивает достижения прогнозных значений финансового плана, помогает сформировать позитивный финансовый бюджет. Работа в плановый период должна начинаться с составления отчета о прибылях и убытках – прогнозного документа, отражающего показатели планируемой деятельности. В отчете должны быть данные, систематизированные и скомпонованные на основе перечисленных видов расходных направлений.

Типовой финансовый план

Документ должен содержать разделы:

  • прогноз сводного баланса;
  • бухгалтерский баланс с указанием основных средств, оборотных активов, дебиторской задолженности и детализацией пассивной части;
  • расчет основных средств после коррекции коэффициентов.

Для составления финплана нужно привлекать бухгалтеров, экономистов, топ-менеджеров, консультантов по стратегическому менеджменту.

Бюджетное планирование – краеугольный камень экономической деятельности, без которого функционирование предприятия невозможно в плановой или рыночной экономической парадигме. Вне зависимости от рода деятельности, финансовое планирование имеет обобщенный характер. Приобретение знаний о данном аспекте бизнеса будет полезно начинающим предпринимателям, так как бюджетирование – наиболее важная часть бизнес-плана.


Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика , объем финансовых ресурсов , аккумулируемых в бюджете , источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина дефицита бюджета , объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.
Бюджетное планирование влияет на распределительные процессы в экономике . От него, в частности, зависят масштабы и пропорции перераспределения доходов предприятий различных форм собственности , секторов и отраслей экономики, размеры их накоплений, величина подоходного налога, поступающего из доходов населения, доля поступлений от предприятий и населения в доходах бюджета. Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.
Система финансовых планов по длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).
Годовые финансовые планы представляют собой финансовые планы на предстоящий год. Основными показателями проекта бюджета являются общий объем доходов , общий объем расходов и дефицит бюджета. Наряду с общим объемом доходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов. Общий объем расходов бюджета должен быть распределен по главным получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией, а также по разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. В расходах выделяются также средства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощи бюджетам других уровней управления. В отношении дефицита федерального бюджета, кроме его общего размера, в проекте определяются источники финансирования за счет внутренних заимствований, верхний предел государственного долга на 1 января следующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственного внешнего долга. В проекте бюджета определяются также объемы кредитов , предоставляемых иностранным государствам, международным организациям и иностранным юридическим лицам .
Перспективный (среднесрочный) финансовый план. В развитых странах в последние десятилетия осуществляется переход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план является прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. В России в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., принятой постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 2491, также налаживается составление перспективного финансового плана. Он формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план РФ разрабатывается на три года (включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетом уточненного сред несрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовое финансовое планирование со среднесрочным.
Целью разработки перспективного финансового плана является:
? определение предполагаемых среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы;
? комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
? выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
? отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочное финансовое планирование в России не лишено недостатков.
При разработке среднесрочного (трехлетнего) финансового плана отдельно для каждого года утверждается лишь годовой бюджет. Данные на три года носят справочный характер и при составлении годовых бюджетов каждый разразрабатываются заново. В результате теряется предсказуемость бюджетных ассигнований на трехлетний период и подрывается основа трехлетнего планирования для бюджетополучателей. Очевидно, в перспективе среднесрочный финансовый план должен приобрести статус законодательно утверждаемого документа. Для этого должен быть разработан порядок и методология ежегодной корректировки ранее принятых проектировок, определены приоритеты среднесрочной государственной политики и обеспечена увязка с ними среднесрочного финансового плана.
Выделяемые бюджетные средства формируются на основе корректировки величины бюджетных ассигнований прошлых лет при крайне слабом учете ведущих направлений развития в соответствии с приоритетами государственной и региональной экономической политики.
Практически не используется механизм выделения средств на основе определения целей, результатов использования выделенных ресурсов и оценки финансовой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. В итоге деятельность органов власти ориентирована в основном на освоение выделенных бюджетных ассигнований, в то время как ее следует ориентировать на достижение существенных социально-экономических результатов по приоритетным направлениям.
В связи с этим Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., предусмотрено «смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и главных распорядителей и получателей (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формирование общей суммы ассигнований (глобального бюджета) на выполнение определенных функций и программ. Таким образом, повышается предсказуемость объемов, которыми распоряжаются администраторы бюджетных средств. Суть финансирования , ориентированного на результаты, заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами.
Долгосрочный финансовый план (бюджетный прогноз) составляется в целях определения налогово-бюджетной политики на более длительный период. Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогноза социально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджета в перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитываются в целом по территории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляются и оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействие налоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитие производства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценить возможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета и определить возможные источники его покрытия.
Основные документы, используемые для составления финансовых планов. Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса и плане развития государственного или муниципального сектора соответствующей территории.
Бюджетное послание Президента содержит намечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего планируемому.
Прогноз социально-экономического развития составляется до начала работы над проектом бюджета на основе итогов социально-экономического развития за прошедший период и тенденций на проектируемый финансовый год. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на год, среднесрочную и долгосрочную перспективы, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Разработка прогнозов осуществляется в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики , по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При разработке прогнозов предусматривается несколько их вариантов с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Основными исходными показателями прогнозов социально-экономического развития, используемыми для разработки проекта бюджета, являются объем валового внутреннего продукта , темп его роста и предполагаемый уровень инфляции . Эти показатели во многом определяют объем доходов государственных финансов и прежде всего объем налоговых поступлений. В то же время прогноз социально-экономического развития должен учитывать проектируемые изменения в налоговом законодательстве и их воздействие на экономическое развитие и налоговые доходы.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития расширяет горизонт и позволяет формировать соответствующий прогноз доходов и расходов бюджета и учитывать влияние изменений в налоговом законодательстве на этот период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В нем характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительство Российской Федерации разрабатывает Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации. В этой программе должны быть отражены:
? оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики;
? концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
? макроэкономическая политика;
? институциональные преобразования;
? инвестиционная и структурная политика;
? аграрная политика;
? экологическая политика;
? социальная политика;
? региональная экономическая политика;
? внешнеэкономическая политика.
Указанная программа официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» формируется раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В указанной концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Прогнозы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу создают предпосылки для формирования стратегии бюджетного планирования. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами формируются долгосрочные целевые программы.
Долгосрочные целевые программы, финансируемые за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов , разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления и утверждаются соответственно законодательными (представительными) органами и представительными органами местного самоуправления.
В процессе составления бюджета формируется баланс финансовых ресурсов . Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Плановый баланс финансовых ресурсов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и хозяйствующих субъектов на определенной территории (прогноз сводного финансового плана) cоставляется на основе отчетного баланса за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета . Бюджетные ресурсы и ресурсы вне бюджетных фондов отражаются в сводном финансовом балансе как его составные части.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению. Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется с Бюджетным кодексом , в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения, установлен порядок его исполнения, составления и утверждения отчета об исполнении и финансового контроля . Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, а также составление сводных финансовых балансов , на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление и представление проектов бюджетов в законодательные (представительные) органы является прерогативой Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований. Непосредственными составителями бюджетов являются финансовые органы на соответствующих уровнях управления.

ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Экономическая сущность бюджетного планирования

Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системе на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Главная задача бюджетного планирования - наиболее полное выявление и мобилизация внутренних ресурсов хозяйства для обеспечения необходимыми денежными средствами высоких темпов развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления могущества страны.

Принципы бюджетного планирования:

1. Выявление всех материальных и финансовых резервов.

2. Регулирование бюджетного процесса едиными правовыми нормами.

3. Адресный и целевой характер бюджетных средств.

4. Непрерывность в планировании бюджета.

5. Стабильность финансовых показателей.

6. Балансовый метод.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос­производства служит основным методологическим пунктом раз­вития теории бюджетного планирования и использования ее ре­зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко­номических условий, поскольку она зависит от системы производ­ственных отношений, того или иного способа производства и оп­ределяется ею.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения прогноза социально-экономического развития государства .

Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Следующий этап бюджетного планирования – процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально – экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политике, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально- экономического развития страны .

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году .

Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана. Важнейшим этапом бюджетного планирования является выбор целей и приоритетов бюджетной политики на долгосрочную перспективу. Выбор происходит на основе прогноза социально-экономического развития. Максимально эффективными считаются бюджетные программы, в наибольшей степени, достигшие поставленной цели. Ошибки на стадии определения приоритетов бюджетной политики являются самыми дорогостоящими, поэтому желательно, чтобы целевые установки корректировались в результате анализа влияния экономической политики на ключевые индикаторы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе .

Наиболее перспективным методом планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. В настоящее время идет интенсивное изучение возможных механизмов внедрения практики бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс России на всех уровнях бюджетной системы .

Бюджетирование – это формализованный процесс, охватывающий как законодательную, так и исполнительную власть, который ведет к определению того, какие общественные услуги будут предоставляться, кто будет их получателем, и каким образом эти услуги будут предоставляться.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов, которые накладываются друг на друга:

Бюджетное прогнозирование (разрабатывается прогноз экономического развития государства);

Бюджетное планирование (составляется и утверждается бюджетный план);

Исполнение бюджетного плана (обеспечивается выполнение бюджетного плана – собираются доходы и производятся расходы);

Контроль бюджета (финансовый аудит и аудит эффективности управления бюджетом);

Анализ бюджета (сравнение бюджетного плана с отчетом об исполнении бюджета, анализ полученных результатов).

Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля .

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент РФ,

Органы законодательной (представительной) власти,

Органы исполнительной власти всех уровней,

Финансовые органы,

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,

Органы кредитно-денежного регулирования,

Органы финансового контроля,

Государственные внебюджетные фонды,

Главные распорядители бюджетных средств.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы, и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту .

Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий .

Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.Рассмотрим систему управления бюджетом (рис. 1.) в качестве субъекта управления выступает бюджетный аппарат, в качестве объекта управления – бюджетная система, в качестве инструмента воздействия – бюджетный механизм. Конечная цель системы управления бюджетом – реализация бюджетной политики.

Рис. 1. Система управления бюджетом

Таким образом, система управления бюджетом – это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие бюджетного аппарата на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений) посредством функционирования бюджетного механизма, реализующего достижение целей бюджетной политики. Бюджетная политика – это деятельность по управлению бюджетом, направленная на достижение государственных целей.

Цель бюджетной политики определяет приоритеты государства в отношении:

Сбора доходов (вводимые налоги, процентные ставки и т.д.);

Предоставления обществу услуг (благ) и равномерности их распределения;

Стабилизации (обеспечения равномерного протекания экономического развития).

Под бюджетным аппаратом понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление бюджетом. Бюджетный аппарат осуществляет управление бюджетом посредством бюджетного механизма. Бюджетный механизм создается государством как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. А также является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого этапа развития страны .

Структура бюджетного механизма:

1) мобилизация денежных средств в федеральные, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Звенья бюджетного механизма функционируют с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

Выделяют в структуре бюджетного механизма следующие элементы:

а) бюджетное планирование (прогнозирование),

б) организация бюджетного процесса,

в) бюджетное регулирование

г) бюджетный контроль.

Каждому из элементов присущи специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса.

Введение

1 Бюджетное планирование на предприятии

1.1 Понятие и функции бюджетного планирования

1.2 Процесс бюджетирования на предприятиях

2 Типичные проблемы бюджетирования

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальной задачей любого бизнеса на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Руководители предприятий все больше стали уделять внимание построению универсального инструмента управления, который позволил бы обеспечивать будущие конкурентные возможности предприятия и его позиции на рынке, а также краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на изменение ситуации. Одним из методов решения данной проблемы становится бюджетное планирование или бюджетирование.

Бюджетирование - есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов.

Бюджетное планирование в настоящее время является центральным инструментом управления предприятием. Все структурные подразделения предприятие вовлечены в процесс планирования с последующим осуществлением контроля утвержденных планов. Бюджетное планирование на предстоящий финансовый год создает предпосылки для возможности ежемесячного контроля за финансовыми результатами предприятия и осуществления своевременного руководства для достижения целей.

Поэтому бюджетирование становится очень популярной технологией управления в России и доказательство тому – множество публикаций, создание и существование консалтинговых компаний, занимающихся постановкой бюджетирования на предприятиях, разработка специализированных программных продуктов.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель работы: изучить и охарактеризовать бюджетное планирование на предприятии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



1 Бюджетное планирование на предприятии

1.1 Понятие и функции бюджетного планирования


Понятие «бюджет» существует не только для национальной экономики, но и для отдельного предприятия. Здесь под бюджетом понимается план хозяйственной деятельности предприятия на текущий период.

Бюджетное планирование определяется как «краткосрочное», «оперативное» и «тактическое» планирование деятельностью предприятия или «бюджетирование». Результатом планирования является бюджет , в котором формализуются цели и планы предприятия на определенный период, как правило, год. Бюджет предприятия включает в себя планы всех структурных подразделений.

В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия.

Отличительными особенностями бюджета как инструмента планирования на уровне предприятия являются:

«Сквозной» характер . Сводный бюджет компании охватывает все сегменты бизнеса и включает в себя в качестве составных частей операционный план (показатели по текущим хозяйственным операциям), финансовый план (величину и структуру финансовых поступлений и расходов), инвестиционный план (капитальное строительство и закупка основных средств).

Директивность . Проект бюджета на текущий период утверждается приказом высшего руководства предприятия. Показатели утвержденного бюджета являются обязательными для исполнения менеджерами и сотрудниками всех структурных подразделений компании. На основе исполнения бюджетных показателей производится премирование за прошедший период, аттестация персонала и руководителей среднего звена, делаются оргвыводы о работе подразделений и менеджеров и т.д.

Формализация (представление в виде набора цифр). Бюджет предприятия может и не включать в себя детальные планы деятельности отдельных подразделений и служб - способы достижения конечных результатов могут быть отданы «на откуп» руководителю данного подразделения. Однако бюджет в обязательном порядке содержит количественно выраженный целевой (планируемый) результат деятельности подразделения. Формализация при составлении бюджета необходима для действенного контроля за текущим исполнением бюджета и оценки выполнения бюджета по окончании бюджетного периода. Бюджет компании, как и любой план, должен быть четким и не допускать двусмысленных толкований, а это достигается за счет его представления в виде количественных показателей.

Регулярность . Бюджет предприятия принимается на каждый период времени, который приказом высшего руководителя утвержден в качестве бюджетного периода. Регулярность является обязательным условием эффективности бюджетного планирования, так как обеспечивает непрерывность планового процесса на предприятии. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам и на основе план-факт-анализа исполнения бюджета закончившегося периода.

Значение бюджетирования состоит в том, что оно:

Воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

Обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

Предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

Служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Кроме вышеперечисленного, опыт внедрения на некоторых предприятиях показал, что данный метод управления «заставляет приводить в порядок» неизменную в течение десятилетий систему нормирования, и, прежде всего сырья, не отвечающую уже современным характеристикам качества материалов. Что само по себе даёт эффект снижения затрат до 10% уже на стадии планирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная функция бюджетирования – создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанном на систематическом прогнозировании будущего развития предприятия путем составления бюджетов.

1.2 Процесс бюджетирования на предприятиях


На предприятии обязательно должен быть разработан регламент бюджетного планирования, т.е. документально закрепленный порядок формирования бюджетов, в частности этапов подготовки, согласования и утверждения. Регламент описывает один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной стороны, установкой целевых показателей на оперативный период, с другой стороны – анализом уже достигнутых показателей.

Бюджетное планирование состоит из следующих основных форм:

План прибылей и убытков - рассматривается в виде плановой сметы расходов с прогнозированием объемов продаж и определением финансовых результатов предприятия.

Финансовый план - для обеспечения необходимых денежных средств и удовлетворения потребности в капитале, гарантирующий платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на планируемый период. Одновременно финансовый план представляет собой основу для последующего финансового контроля.

Прогнозный баланс - для оценки имущества и структуры капитала.

Процесс планирования должен быть обязательно согласованным как содержательно (горизонтально и вертикально), так и во времени. Желательно проводить планирование в компании в двух направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первое отражает целевые показатели бюджетов компании, а второе – способы их достижения. Это означает, что планирование осуществляется не только в планово-финансовых отделах, а и в подразделениях компании, являющихся реальным источником возникновения доходов и расходов.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

Бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

Бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

Бюджет потребления энергий;

Бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

Бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

Бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

Налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл.1.


Таблица 1

Система бюджетов предприятия

Производственные подразделения

Функциональные службы

Непромышлен-ная группа

Итого сводный бюджет

1. Фонд оплаты труда











2. Материальные затраты











3. Энергопотребление











4. Амортизация











5. Прочие расходы





















7. Кредитный бюджет











8. Налоговый бюджет











9. Итого сводный бюджет












Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 1.


Рис. 1. Структура сводного бюджета


Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа.

Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.).

При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.


2 Типичные проблемы бюджетирования


Процесс бюджетирования на современных предприятиях сталкивается с множеством проблем. Наиболее распространенные:

Процесс составления планов затягивается на достаточно долгий период (например, принятие годового бюджета в одной из компаний осуществлялось в марте планируемого года).

Отсутствие единой системы отчетных и плановых документовв группе предприятий часто приводит к тому, что суммируются зачастую несопоставимые данные.

Проблема согласования бюджетов (отсутствие инструментов и достаточно долгий срок прохождения документов между верхними и нижними уровнями приводит к тому, что не остается времени на окончательное согласование бюджетов).

Отсутствие в предприятие достаточного количества сетей и компьютеров приводит к проблемам обмена данными между отделами, предприятиями и различными программными продуктами.

Существующие на предприятиях информационные системы зачастую страдают большим количеством недостатков (у одних, например, плохо настраивается импорт данных из других программных продуктов и файлов, у других - системы работают ненадежно, вероятность ошибки очень велика, а затраты времени на ее исправление исчисляются днями).

Зачастую составленные оперативные бюджеты не укладываются в стратегический план предприятия.

Часто плановые и фактические данные значительно отличаются друг от друга, что вызвано «оторванностью» бюджетирования от остальной деятельности предприятия.

Проблемы, перечисленные выше - это только часть большого комплекса, с которым современные предприятия сталкиваются при планировании своей деятельности. Поэтому и решать их рекомендуется комплексно.



Заключение


Таким образом, для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления, основанной на разработке и контроле исполнения системы бюджетов предприятия.

Внедрение системы бюджетирования на предприятии позволяет:

1. поддерживать систему планирования, контроля и управления на основе план-фактного анализа;

2. обеспечить прозрачность и предсказуемость потока денежных средств, усилить контроль руководства за движением денежных средств;

3. увеличить эффективность использования и одновременно снизить риск управления свободными денежными средствами;

4. усилить контроль над производственными показателями, доходами и расходами как предприятия в целом, так и отдельных структурных подразделений;

5. консолидировать деятельность всех структурных подразделений и направить ее на достижение целей компании;

6. вовлечь в процесс управления и активизировать менеджмент среднего звена;

7. обеспечить мотивацию и усилить ответственность менеджеров среднего звена, передав им ряд управленческих задач (участие в планировании, анализе причин отклонений от плана и т.п.);

8. оптимизировать документооборот.



Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М.Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник / М.Н.Бухалков. – М.: Инфра-М, 2003.

3. Голышева Ю.В. О проблемах разработки финансового бюджета организации // Современные проблемы управления / Под ред. Н.М.Чикишевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

4. Кобец Е.А. Планирование на предприятии / Е.А.Кобец . - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций / Р.А..Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2004.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация