Дисквалификация административное право. Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации. На кого распространяется дисквалификация

Главная / Общество

"Зарплата", 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ - это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Причина дисквалификации Основание
Нарушение законодательства о труде и охране
труда лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение
Часть 2 ст. 5.27
КоАП РФ
Незаконные действия по получению и (или)
распространению информации, составляющей
кредитную историю
Статья 5.53 КоАП
РФ
Фиктивное или преднамеренное банкротство.
Речь идет о заведомо ложном объявлении
руководителем организации о
несостоятельности, в том числе его обращение
в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о
признании банкротом при наличии у него
возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме. Наказание также
предусмотрено за умышленное создание или
увеличение неплатежеспособности
Статья 14.12 КоАП
РФ
Неправомерные действия при банкротстве.
Предусмотрены различные составы
правонарушения, например сокрытие имущества
или имущественных обязательств, неисполнение
обязанности по подаче заявления о признании
юридического лица банкротом в арбитражный суд
и др.
Статья 14.13 КоАП
РФ
Представление в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц,
документов, содержащих заведомо ложные
сведения
Часть 4 ст. 14.25
КоАП РФ
Заключение ограничивающего конкуренцию
соглашения или осуществление ограничивающих
конкуренцию согласованных действий
Статья 14.32 КоАП
РФ
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во
введении в оборот товара с незаконным
использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации юридического лица, средств
индивидуализации продукции, работ, услуг
Статья 14.33 КоАП
РФ
Невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор
Статья 19.5 КоАП
РФ
Незаконные действия по получению или
представлению кредитного отчета либо
информации, составляющей кредитную историю и
входящей в кредитный отчет
Статья 14.29 КоАП
РФ

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например , представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например , первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее - при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например , протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения. Например , в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например , невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание - ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Р.Е.Дозоров

Юрист-эксперт по налогам

консалтинговая группа

"Родичев и партнеры"

За отдельные нарушения предписаний законодательства может устанавливаться наказание в виде дисквалификации. Данный вид наказания имеет своей целью отстранение от замещаемой должности в органах государственного управления и управления коммерческой организации.

В отличие от лишения специального права, где гражданин лишается специального статуса, при дисквалификации гражданин лишается возможности занимать ту или иную должность на определенный срок.

Говоря о дисквалификации, можно сказать, что гражданин лишается на определенное время административной дееспособности, то есть способности реализовывать права и обязанности в сфере управления. При этом управление может ограничиваться в государственных, муниципальных или частных интересах.

В этой статье:

Понятие и особенности дисквалификации

Под дисквалификацией принято понимать лишение права занимать должности в сфере государственного управления или управления юридическим лицом.

Сферой государственного управления, подразумевается сфера государственной службы, а именно должности федеральные и региональные; сфера муниципальной службы; сфера предпринимательской деятельности; и сфера проведения спортивных мероприятий.

Особенностью дисквалификации является то, что она применяется только к физическим лицам. Физические лица, в свою очередь, занимают определенные государственные и негосударственные должности в сфере управления или осуществления административно-распорядительных функций.

В качестве примера, можно привести следующие случаи: дисквалификация за нарушение правил охраны труда; дисквалификация для должностных лиц, имеющих доступ к кредитной истории гражданин, в случае ее разглашения; дисквалификация для органов управления образовательного учреждения, при нарушении права гражданина на образование.

Порядок применения дисквалификации

Дисквалификация может устанавливаться только судом. Право на возбуждение производства относится к компетенции отдельных должностных лиц, например, Рособрнадзора, а применение дисквалификации относится к компетенции судьи.

Срок применения данного административного наказания варьируется от шести месяцев и максимально может быть установлен на три года.

В течение всего срока действия ограничения, гражданин не имеет право занимать должность на государственной службе, муниципальной службе, в органах коммерческого управления организацией, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать услуги в многофункциональных центрах и т.д.

Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Началом действия дисквалификации, принято считать момент вступления постановления судьи о наложении дисквалификации. В отношении дисквалифицированных лиц, заводится специальный реестр, по которому производится отслеживание исполнение допуска к той или иной должности.

Данный реестр ведется уполномоченным органом Правительства России. Реестр включает в себя сведения о гражданине, его занимаемой должности, места нахождения его организации, сроки лишения этой должности. Сведения реестра являются открытыми и любые заинтересованные лица могут через средства интернет посмотреть список дисквалифицированных лиц.

По истечении срока установленного для дисквалификации, гражданин может вернуться на замещаемую ранее должность, если его руководитель позволит заново заключить служебный контракт о прохождении государственной или муниципальной службы.

Основанием для прекращения действия дисквалификации, является издание судьей акта об отмене дисквалификации или истечении действия ее срока.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тверской государственный университет"

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и таможенного права

Курсовая работа

Дисквалификация как вид административного наказания

Выполнил:

студент Горскин А.В. 21 группа

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Кувырченкова Т.В.

Тверь 2013

Введение

Характеристика дисквалификации как меры административной ответственности

Субъекты, в отношении которых может быть применена дисквалификация

Проблемы дисквалификации как вида административного наказания, практика применения

Заключение

Список литературы


Право, а вместе с ним и система законодательства не стоит на месте, это постоянно прогрессирующие явления. Иногда подобные процессы имеют необычные причины. Так случилось после распада и СССР и появлением Российской Федерации. Прежняя законодательная база устарела и требовала изменений. В целом, ее обновление шло постепенно. В 2001 году это обновление коснулось и Кодекса об административных правонарушениях. КоАП РСФСР был заменен КоАП РФ. Новый Кодекс пополнил систему административных наказаний новым видом - дисквалификацией. Тем самым законодатель, скорее всего, пытался уменьшить число правонарушений в такой сложной сфере как экономическая деятельность. Степень научной разработки дисквалификации не такая уж и большая. Все-таки этот вид наказания был введен относительно недавно. Поэтому вопросы о нем остаются достаточно актуальными, хотя некоторые аспекты уже были затронуты учеными. Но данный вид наказания в настоящий момент применяется в России, поэтому большая научная разработанность не помешала бы.

Целью моей курсовой работы является изучение дисквалификации как вида административного наказания.

Для достижения данной цели потребуется разрешение нескольких задач:

·характеристика дисквалификации как вида административного наказания, на каких лиц распространяется ее действие;

·обзор проблем, которые есть в правовом регулировании дисквалификации

·обзор судебной практики.

1. Характеристика дисквалификации как меры административной ответственности

Понятие дисквалификации, наверно, стоит раскрывать через определение административной ответственности. С этого я и начну. Итак, административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

С 1 июля 2002 года в силу вступил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года. В КоАП РФ закрепляются общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, система административных наказаний. В нем регламентированы производство по делам об административных правонарушениях, права и обязанности его участников, применение обеспечительных мер.

В целом, КоАП РФ сохранил преемственность по отношению к старому КоАП РСФСР, однако в первом появился и ряд нововведений. Одним из них является введение такого вида административного наказания как дисквалификация. Сразу стоит сказать, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Из легального определения понятия "дисквалификация" следует, что дисквалификация охраняет две группы правоотношений. Первая группа связана с осуществлением гражданской и муниципальной службы. Вторая группа связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

До недавнего времени суть дисквалификации сводилась к тому, что она лишала определенное лицо возможности занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. То есть, дисквалификация была направлена на лиц, составляющих частный сектор экономики.

Однако многое поменялось с принятием Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 г. №160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон определил, что дисквалификация также лишает физическое лицо права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы. Ранее в отношении лиц, замещающих подобные должности, дисквалификация не применялась.

Дисквалификация может применяться только к физическим лицам. Это вытекает из ее легальной формулировки, к юридическим лицам дисквалификация не применяется. Стоит отметить, что лицо, в отношении которого был использован данный вид наказания, не лишается права осуществлять предпринимательскую деятельность в принципе, оно лишается права заниматься только лишь определенным видом такой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ, дисквалификация может применяться только в качестве основного вида административного наказания.

Статья 3.11 КоАП РФ представляет несколько характеристик дисквалификации как вида административного наказания:

.Дисквалификация назначается только судьей (часть 1 статьи 3.11 КоАП);

.Дисквалификация может назначаться на срок от шести месяцев до трех лет (часть 2 статьи 3.11 КоАП).

Срок давности при этом виде наказания составляет один год с момента совершения правонарушения, а при длящихся правонарушениях - один год с момента обнаружения этого нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассматриваемый вид наказания может применяться за достаточно большое количество правонарушений. Классическими примерами являются: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.14.25), нарушение законодательства при банкротстве юридических лиц или предпринимателей (ст. 14.13) и другие нарушения правил предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 14 КоАП РФ.

Более подробно вопросы применения дисквалификации как вида административного наказания будут рассмотрены ниже.

2. Субъекты, в отношении которых может быть применена дисквалификация

Дисквалификация может применяться к следующим субъектам административной ответственности (часть 3 статья 3.11 КоАП):

·к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы;

·к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

·к лицам, замещающим должности муниципальной службы;

·к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;

·к членам совета директоров (наблюдательного совета);

·к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

·к лицам, занимающимся частной практикой.

Все указанные лица являются юридическими лицами. Можно сказать, что в настоящее время дисквалификация может затронуть не только руководителей, но и служащих, замещающих любые должности государственной гражданской и муниципальной службы.

Из примечания к статье 2.4 КоАП РФ следует, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, либо являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета), либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Руководитель среднего звена, выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ несущий административную ответственность как должностное лицо, не может быть подвергнут такому административному взысканию, как дисквалификация.

В Российской Федерации ведется реестр дисквалифицированных лиц. Ведет его Федеральная Налоговая служба. Вносится лицо в этот реестр по результатам вынесения решения по делу об административном правонарушении. Согласно Положению о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц говорится, что реестре указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного; в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения; дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; даты начала и истечения срока дисквалификации; наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации (сведения о пересмотре постановления); основания и дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц. Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится: по истечении срока дисквалификации; во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.

дисквалификация административный ответственность судебный

3. Проблемы дисквалификации как вида административного наказания, практика применения

В теории дисквалификация как вид административного наказания должна быть очень эффективна. И это действительно так, явных недостатков у нее немного.

Дисквалификация государственного и муниципального служащего является эффективным способом превенции административных правонарушений, так как исключает субъекта из определенной сферы общественных отношений и лишает его фактической и юридической возможности совершить аналогичное правонарушение.

Однако есть некоторые проблемы в правовом регулировании этого вида наказания. Дело в том, что привлечение к административной ответственности в виде дисквалификации осуществляется не только КоАП РФ, но и на основе Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данное положение содержится в главе 25 АПК РФ.

В то же время в АПК РФ сказано: дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражный процессуальным кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

Есть еще одно противоречие между КоАП и АПК, которое касается процессуального части. Согласно статье 4.1 КоАП, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Однако АПК гласит, что решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 арбитражного процессуального Кодекса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что глава 25 АПК РФ ломает систему законодательства об административных правонарушениях. Ведь идея этой системы - объединить законодательство об административных правонарушениях в двух типах нормативно-правовых актов: КоАП РФ и законы субъектов об административных правонарушениях.

Теперь перейдем к вопросам применения дисквалификации. Мною было проанализировано некоторое количество судебных решений, которые касались применения данного вида административного наказания. В целом, она назначается крайне редко.

Я могу привести официальную статистику Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Некоторые дела с применением дисквалификации рассматривают арбитражные суды, но официальной статистики по этим делам мною найдено не было. Для сравнения мною были взяты данные за первое полугодье 2012 и 2013 года. Итак, в 2012 году дисквалификация была назначена 891 раз, в 2013 - 1054 раза. Общее число назначенных административных наказаний составляет примерно два с половиной миллиона и в 2012 и в 2013 годах. Процент применения использования дисквалификации от общего числа наказаний составляет 0,9%. Как можно видеть, применяется она действительно редко. Меньше дисквалификации применяется только административное выдворение. Вполне возможно, что рассматриваемый вид наказания достаточно жесткий, поэтому судьи стараются его не назначать.

Рассмотрим подробнее данные за первое полугодье 2013 года. Дело в том, что дисквалификация может применяться только в качестве основного вида наказания, присутствует она большом количестве составов - около 90 штук. Однако назначается дисквалификация буквально по 13 составам, значит, остальные игнорируются судами.

Суды Тверской области практически не назначают дисквалификации. Практически единственный случай, который мне встретился, произошел 25 августа 2010. Нелидовский городской суд 25 августа 2010 года признал виновным директора одного из обществ с ограниченной ответственностью в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Директор допускал задержку работникам заработной платы, при том, что данное лицо уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение.

Самое большое число дисквалификаций за последние два года назначается по ст. 5.27 КоАП РФ, то есть Нарушение законодательства о труде и об охране труда. Например, 28 января 2013 мировой судья судебного участка №1 Саратовского района Саратовской области признал виновным директора одного из ЗАО в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Дело в том, что директор ранее уже был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за то, что в этом ЗАО не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Дисквалификация же была назначена за аналогичное нарушение этой нормы, то есть ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Дисквалификацию назначил мировой судья так как дела с применением дисквалификации рассматриваются судьями районного судом, если они возбуждены в отношении лиц замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской, дела в отношении лиц, которые не относятся к выше перечисленным могут рассматриваться мировым судьей, согласно абзацу 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Следующим по количеству назначаемых дисквалификаций идет ст. 14.25 КоАП РФ Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также стоит отметить, что среди всех составов, по которым назначаются дисквалификации, именно этот имеет самое большое число наказаний на срок более полутора лет. Остальные составы имеют гораздо более низкий показатель по этому параметру. Например, 16 января 2013 года судья Раменского городского суда Московской области признал виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ председателя дачного некоммерческого товарищества и назначил ему наказание в виде дисквалификации на срок два года. Председатель ДНТ, ответственный за предоставление документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения о месте нахождения ДНТ.

Также достаточно большое количество дисквалификаций назначается по ст. 14.13 КоАП РФ. Дела по данной статье рассматривают не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. К сожалению, мне не удалось найти практику Арбитражного суда Тверской области, опять же из-за того, что дисквалификация применяется редко, поэтому я возьму пример решения Арбитражного суда Республики Башкортостан. 28 декабря 2012 года данный суд вынес решение о привлечении Арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (Неправомерные действия при банкротстве) и назначил ему наказание в виде дисквалификации сроком на один год.

По некоторым составам судьи очень редко используют дисквалификацию. Например, статья 19.5 КоАП РФ. По данному составу рассматривается очень большое количество дел, однако, назначения рассматриваемого вида наказания можно считать исключением. По этому составу судьи в подавляющем числе случаев назначают штрафы. Скорее всего, это связано с тем, что сами предписания касаются не настолько серьезных вещей, чтобы их невыполнение повлекло бы назначение дисквалификации, все-таки это достаточно жесткая мера наказания. Подобный случай есть в практике Московского районного суда г. Твери. Судья вынес постановление о признании виновным Главы администрации Московского района г. Твери в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнул административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей. Штраф был назначен из-за того, что Радюк В.Г. впервые был привлечен к административной ответственности; предписание касалось организации и обеспечении выполнения работ по восстановлению дорожного знака 5.20 "искусственная неровность".

Остальные случаи применения дисквалификации носят единичный характер. Это составы, предусмотренные статьями 5. 57, 14.35, 15.27, 19.4.1, 19.8.1, 19.20.

Мне кажется, что главной причиной явной неэффективности дисквалификации является то, что лишь в 10 составах дисквалификация является безальтернативным наказанием. В остальных случаях дисквалификация рассматривается как альтернатива штрафу, механизм применения которого хорошо отработан. Из-за этого дисквалификация применяется редко.

Заключение

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий (часть 1 статьи 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация назначается только судьей. Рассмотрением дел в первой инстанции по нормам, которые имеют в своей санкции дисквалификацию, занимаются районные (городские) суды. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. В Российской Федерации ведется реестр дисквалифицированных лиц.

В целом, введение дисквалификации как нового вида административного наказания должно иметь положительное действие.

Само наличие такого наказания должно заставлять должностных и других лиц, о которых говорилось в тексте работы, действовать разумно и в рамках закона, а значит, это должно предотвращать новые нарушения.

Однако, суды, рассматривая дела об административных правонарушениях, не торопятся применять дисквалификацию. Зачастую они ограничиваются штрафом. Скорее всего, это продиктовано тем, что дисквалификация все-таки достаточно жесткая мера наказания, и в большем числе составов является альтернативой штрафу. Поэтому, дисквалификации как виду наказания нужны серьезные изменения.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Мартин, 2012.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 октября 2013 г. - М.: Эксмо, 2013.

.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ.

.Постановление Правительства от 11 ноября 2002 г. № 805 "О Формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц".

Специальная литература

.Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2009.

.Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / под ред. П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

.Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.

.Щирский Д.А. Отличительные черты дисквалификации за административные правонарушения, совершенные лицами, занимающиеся предпринимательской деятельностью. // "Бизнес в законе". - 2011 г. - №3.

.Гомонов С.А. Дисквалификация в административном праве. // "Административное право и процесс". - 2012 г. - №2.

.И. Чернова. В каких случаях применяется дисквалификация // "Известия Саратов". - 2009.

  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор 348
  • 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
  • 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
  • 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
  • 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
  • 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
  • 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
  • 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
  • 10. Система административного права.
  • 11. Методы административного права.
  • 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
  • 13. Принципы административного права.
  • 14. Функции административного права.
  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.

95. Дисквалификация как мера административной ответственности.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права

    замещать должности федеральной государственной гражданской службы,

    должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

    должности муниципальной службы,

    занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

    входить в совет директоров (наблюдательный совет),

    осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,

    осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

    либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг

    либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и

    организации и проведения спортивных мероприятий,

    либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,

    либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)

Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.

Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

      нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 );

      фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 );

      неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 );

      нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24 )

      предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 ).

      незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 )

      манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2 )

      заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст.14.32 )

      повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4 )

      нарушение порядка ценообразования (ст.14.6 )

      недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33 )

      непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 )

      нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 )

      предоставление недостоверных результатов исследований(испытаний) (ст. 14.48 )

      грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55 )

      нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 )

      нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 )

      нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4 )

      нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 )

      нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12 )

      нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13 )

      и другие.

Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11 ).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11 ).

Согласно ч.3 ст.32.11 в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети "Интернет". Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет", не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Исключение из реестра производится:

    по истечении срока дисквалификации

    во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Одной из важных проблем, стоящих на пути эффективного применения дисквалификации является проблема конкуренции НП, регулирующих порядок рассмотрения дел о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации. Сущность ее заключается в том, что рассмотрение дел о о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации осуществлеется не только на основании положений КоАП РФ, но и на основании пар.1 гл. 25. АПК РФ. Данное положение противоречит ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, по которому адм. наказание назначается в соответствии с КоАП и ч.1 ст. 1.1 КОАП, согласно которой законодательство об адм. правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

Суды не применяют дисквалификацию из-за отсутствия должного процессуального механизма. Проблемы обусловлены также несогласованностью этого наказания трудовым законодательством, законодательством регулирующим деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, не предусматривающим дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора.

административный наказание дисквалификация суд

В 2002 году вступил в силу Федеральный закон № 195 от 31 декабря 2001 года «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие настоящего закона, бесспорно, позволит единообразно применять соответствующие как материальные, так и процессуальные нормы. В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях закрепляются общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, система административных наказаний. В нем регламентированы производство по делам об административных правонарушениях, права и обязанности его участников, применение обеспечительных мер. Сделано то, без чего невозможно и формирование эффективного законодательства об административной ответственности, и должная его реализация в условиях, когда ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов человек, сотни юридических лиц, и его нормы применяет значительный круг профессиональных юристов.16

Несмотря, на то, что, в целом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях сохранил определенную преемственность по отношению к действовавшему на протяжении 15 лет Кодекс административных правонарушений РСФСР, ему присущи ряд новелл, продиктованных особенностями экономического, социального и политического развития российского государства и общества в целом. Следует отнести изменение системы административных наказаний. На данный момент некоторые административные наказания утратили свое значение. Например это касается исправительных работ. За совершение административных правонарушений впервые установлена дисквалификация как вид административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация складывается из двух ее элементов:

  • - лишение права занимать руководящие должности в органе управления юридического лица. Его сущность состоит в признании и объявлении физического лица недостойным или неспособным занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица и в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом;
  • - лишение права входить в совет директоров, что означает по-существу прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.17

Эти запреты тесно связаны между собой. Это включает в себя то, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности. Под должностями руководства следует понимать такие должности, которые связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности.

К организационно-распорядительным, административно-хозяйственным функциям в процессе управления юридическим лицом следует относить юридически значимые действия, такие как право без доверенности действовать от имени юридического лица, представлять его интересы на территории РФ и за ее пределами, распоряжаться имуществом, открывать в банках расчетные счета, заключать договоры, в том числе и трудовые, издавать приказы о назначении на должности работников юридического лица, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и назначать дисциплинарные взыскания; принимать решения и издавать приказы по оперативным вопросам деятельности юридического лица, обязательных для исполнения работниками юридического лица, осуществление иных полномочий, не отнесенных к компетенции общего собрания.

Дисквалификация назначается судьей. В Кодексе сформулированы правила, которыми должны руководствоваться судьи при назначении дисквалификации. Основополагающим правилом является назначение дисквалификации за совершение административного правонарушения в пределах, установленных Кодексом административных правонарушений. Мера наказания дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. При этом данная мера административного принуждения может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей Кодекс административных правонарушений. Дисквалификация предусмотрена за:

  • - (ст. 5.27) нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • - (ст.14.12) фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • - (ст.14.13) неправомерные действия при банкротстве;
  • - (ст.14.22) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;
  • - (ст.14.25) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц.19

Назначение дисквалификации возможно по совокупности правонарушений. При совершении лицом двух и более административных правонарушений дисквалификация назначается в соответствии со ст.4.4 Кодекс административных правонарушений за каждое совершенное административное правонарушение. Если совершено несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же судом, дисквалификация назначается в пределах одной санкции. В отличие от Кодекс административных правонарушений РСФСР в новом Кодексе критерий «одновременного» рассмотрения дел одним и тем же органом (должностным лицом) не указывается в качестве обязательного условия назначения административного наказания, в том числе и дисквалификации. Правовая природа назначения административных наказаний по совокупности правонарушений предполагает одновременное рассмотрение дел.20

Исполнение постановления о дисквалификации предусматривает и ведение реестра дисквалифицированным лицом органом. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предполагается быть открытой для ознакомления. Это предполагает, что все заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. В настоящее время такой орган пока не создан, но думается, подобную функцию, могло бы выполнять Министерство юстиции РФ, поскольку деятельность судебных приставов-исполнителей находится в ведении именно этого органа исполнительной власти.

Постановления Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие дисквалификацию, не лишены недостатков и пробелов. К ним следует отнести нечеткое формулирование понятий. Уже сейчас законодателю необходимо вернуться к определениям, должностного лица, повторного совершения однородного административного правонарушения, наконец, дисквалификации. Этому свойственны неопределенность и размытость, типа «в иных случаях»; отождествление таких категорий, как управленческая, трудовая, предпринимательская деятельность, что явно не одно и то же.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация