Деятельность муниципальных органов по предупреждению терроризма. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы

Главная / Общество

Неразвивающаяся беременность (внутриутробная гибель плода, замершая беременность) - смерть эмбриона или плода без явных признаков прерывания беременности. К сожалению, это может случиться с каждой женщиной и на любом сроке гестации, однако это не говорит о том, что последующие беременности будут проходить с осложнениями (если это не повторный случай).

информация Замирание беременности на ранних сроках развития происходит наиболее часто. Критические сроки для неразвивающейся беременности (НБ) чаще всего до 8 недель гестации. Именно в это время идет закладка всех органов и тканей, поэтому любой патологический фактор может нарушить развитие плода и привести к его гибели.

Последствия НБ на ранних сроках как для организма женщины, так и для ее психологического состояния меньше, чем если бы это произошло в период, когда мама уже ощущала шевеление. В любом случае не стоит зацикливаться на случившемся и бояться последующей беременности. Постарайтесь отнестись к этому, как к естественному отбору природы.

Причины

К сожалению, даже современная медицина не всегда способна дать ответ, почему произошла гибель ребенка внутриутробно. Причин существует множество, но до истины добраться не всегда получается. Тем более, что на раннем сроке действует закон: «все или ничего». Это значит, что под воздействием неблагоприятных факторов зародыш либо их переносит и развивается дальше правильно, либо погибает.

  • Генетический фактор

Чаще всего замершая беременность на раннем сроке происходит из-за генетической поломки самого эмбриона, произошедшей на той или иной стадии его развития. Плод просто не жизнеспособен, поэтому происходит его отторжение. Это является своего рода естественным отбором.

  • Инфекционный фактор

Другой частой причиной НБ является инфекция. Чаще всего это вирус простого герпеса и различные респираторные заболевания, инфекции, передающиеся половым путем (хламидии, микоплазмы, гонококки) и другие. При действии этих возбудителей на ранних этапах развития может произойти нарушение деления клеток, повреждение генетического материала зародыша, что вызовет его гибель.

  • Иммунный фактор

Иммунологическое заболевание матери (антифосфолипидный синдром, системная красная волчанка и другие), иммунологическая несовместимость супругов также могут стать причиной гибели плода, и чаще это происходит до 12 недель беременности.

  • Эндокринологический фактор

Недостаточный синтез прогестерона (гормон, сохраняющий беременность), заболевания щитовидной железы, избыточный синтез мужских половых гормонов и пролактина могут помешать нормальному развитию плода.

  • Другие факторы

Не следует забывать и об образе жизни будущих родителей. Вредные привычки, контакт с химическими веществами, проживание в зоне повышенной радиации, стресс могут повлиять на благоприятное течение беременности, особенно на самых ранних сроках.

Симптомы

важно Основными признаками прерывания беременности на разных сроках являются боли внизу живота, . Трудность при НБ состоит в том, что все эти симптомы женщину не беспокоят. Она может несколько недель не знать о том, что произошло замирание плода.

Основными признаками замершей беременности на раннем сроке являются снижение субъективных ощущений, характерных для многих женщин в положении:

  • нагрубание молочных желез;
  • чувствительность к запахам;
  • необычные предпочтения в пище;
  • тошнота, рвота;
  • сонливость.

Конечно, не каждая беременная отнесется к таким симптомам с настороженностью, да и часто эти признаки проходят с прогрессированием беременности (гестации). Именно поэтому часто замирание плода диагностируется не сразу, а по прошествии нескольких недель. Часто могут присоединиться мажущие выделения из половых путей, что говорит о начале отторжения беременности.

УЗИ-признаки замершей беременности

Основными УЗИ-признаками остановки развития эмбриона на самом маленьком сроке является деформация плодного яйца, неровные контуры, его нахождение в нижней части матки. Для характерно несоответствие срока беременности по УЗИ и по месячным, отсутствие сердцебиения плода (обычно с 5-6 недели его уже можно определить).

дополнительно Однако не всегда срок беременности эмбриональный и менструальный совпадают. Это может происходить по разным причинам (нерегулярные месячные, гормональные нарушения, стрессы, кистозные образования яичников и другие), и разница может достигать четырех недель.

Поэтому в некоторых случаях (например, по месячным срок беременности 7-8 недель, а по УЗИ видно только плодное яйцо, характерное для 4 недель), чтобы не ошибиться с диагнозом стоит повторить исследование через 5-7 дней. Если за это время плодное яйцо не подрастет, эмбрион не визуализируется, то имеет место замирание плода.

Признаки НБ при гинекологическом осмотре

На гинекологическом осмотре врач оценивает размер матки, его соответствие предполагаемому сроку беременности, состояние шейки. Если величина матки оценивается как меньшая, необходимо выполнить ультразвуковое исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения. У некоторых женщин есть физиологические особенности (изначально меньший размер внутренних половых органов) или может встречаться разница в сроках по месячным и по эмбриону, поэтому важно убедиться, что отставание увеличения матки действительно вызвано замиранием беременности.

Определение хорионического гонадотропина человека (ХГЧ)

Определение концентрации хорионического гонадотропина помогает в постановки диагноза, особенно на самых ранних сроках. Так, когда с помощью ультразвукового исследования еще невозможно увидеть сердцебиение плода, однако есть сомнения в его жизнеспособности, можно сдать кровь на уровень ХГЧ. Здесь важно пронаблюдать за динамикой, так как при нормально развивающемся зародыше уровень гормона с каждым днем увеличивается почти вдвое.

Измерение базальной температуры при подозрении на НБ

Сразу стоит сказать, что этот метод является лишь дополнительным и ориентировочным, так как он неточный и его результаты могут меняться под воздействием многих факторов. Базальная температура измеряется в прямой кишке, не вставая с постели, в одно и то же время после ночного сна. Под воздействием гормона прогестерона (сохраняет беременность) данная температура повышается на 0,3-0,5 градусов по Цельсию и составляет 37,2-37,5. При замирании эмбриона, уровень прогестерона снижается, и как следствие снижается и базальная температура.

Лечение

При подтверждении внутриутробной гибели плода женщину необходимо госпитализировать в гинекологическую больницу. На ранних сроках основным методом лечения неразвивающейся беременности является одномоментное удаление эмбриона или плода и его оболочек. Если срок беременности позволяет, лучше это производить путем вакуум-аспирации. Этот метод является более щадящим. На более поздних сроках выполняют выскабливание полости матки (по типу аборта). Перед операцией стоит подготовить шейку матки, особенно у нерожавших женщин. Для этого используют ламинарии (палочки из водорослей), катетеры. Это проводят для бережного и постепенного раскрытия шейки матки. Вакуум-аспирацию плодного яйца и выскабливание полости матки проводят под общим наркозом.

Также на малых сроках все чаще и чаще используется выжидательная тактика и медикаментозный аборт. Эти методы позволят беременности прерваться более бережно (но обязательно под присмотром врачей).

Реабилитация

важно Очень важно провести реабилитацию женщины после неразвивающейся беременности. Она включает в себя прием оральных контрацептивов (не менее 3 месяцев), лечение заболеваний половых органов (инфекции) и гормональных нарушений.

Также не стоит забывать и о психологическом аспекте. Хорошо поменять обстановку, получить положительные эмоции. Постарайтесь избегать , конфликтов. Важно ощутить поддержку от окружающих.

Последствия

Последствия для репродуктивного здоровья женщины сводятся к нулю, если бережно выполнено удаление эмбриона с его оболочками, а также проведена реабилитация.

Прогноз на следующую беременность

В 90% случаев женщины, перенесшие гибель плода на ранних сроках, способны забеременеть и выносить здорового ребенка. Однако если неразвивающаяся беременность повторяется снова, необходимо пройти полное обследование для выявления причины, так как нарушения могут быть на гормональном и на иммунном уровнях.

Планировать беременность стоит не ранее, чем через 6 месяцев. За это время организм сможет восстановиться, чтобы стать способным к вынашиванию здорового ребенка. Очень важно за этот период пройти обследование и подготовку к последующей беременности.

Главное верить в хорошее и не дать вашим страхам помешать стать счастливыми родителями.

Замершая беременность или несостоявшийся выкидыш - это состояние, когда плод прекращает развиваться и гибнет на сроке до 28 недель.

Понятие «замершая беременность» произошло от того, что будущий ребенок уже умер, а изгнание его из матки не произошло. Замершая беременность является одним из вариантов невынашивания.

Встречается подобное состояние, как не прискорбно это осознавать, довольно часто, от 10 до 20% всех (и желающих родить, и желающих прервать) беременностей. Причем риск «замирания» беременности возрастает с возрастом женщины.

Угрожаемые сроки

«Замереть» беременность может в любом сроке. Но особенно часто это происходит в первом триместре, то есть до 13 недель. Специалисты выделяют наиболее опасные сроки беременности для «замирания» (впрочем, они совпадают и со сроками угрозы прерывания):

  • 3-4 недели,
  • 8-11 недель,
  • 16-18,
  • 22-24,
  • 28-30 недель.

Особенно опасным считается срок 8 недель беременности.

Внимание! Прочесть о способах прерывания замершей беременности на ранних сроках можно в нашей специальной статье .

Причины замирания

Причины, которые приводят к состоянию «замершая беременность» весьма многочисленны. К ним относятся:

Гормональный дисбаланс

Недостаток гормона беременности - прогестерона - тормозит прогрессирование беременности, что в итоге и приводит к гибели плода.

Также виновными могут оказаться андрогены, точнее их избыток или гиперандрогения. Соответственно, такие заболевания, как: склерокистоз яичников, заболевания щитовидной железы и надпочечников, и прочая эндокринная патология может привести к внутриутробной гибели эмбриона/плода.

Генетические нарушения

Хромосомные абберации плода или наследование аномального гена одного из родителей приводит к формированию кариотипа будущего ребенка, с которым жизнь невозможна. То есть природа сама устраняет неполноценных эмбрионов.

Инфекции

Инфекции, передающиеся половым путем (хламидиоз , уреаплазмоз , герпес и прочие), а также общие инфекционные заболевания (краснуха , грипп , токсоплазмоз , цитомегаловирусная инфекция) в ранних сроках приводят к гибели плода, а в поздних сроках к грубейшим порокам развития. Именно для выявления инфекций и снижения риска замирания беременности у женщин трижды берутся мазки на флору .

Нередко после ЭКО беременность «замирает», что, скорее всего, связано с причинами, которые побудили женщину обратиться к данному способу забеременеть.

Возраст

Чем старше женщина, тем выше вероятность возникновения замершей беременности. Особенно высок риск данного состояния у первородящих женщин старше 35 лет.

Аутоиммунные состояния

Антифосфолипидный синдром, при котором возрастает количество антител к фосфолипидам крови, ведет к тромбозам, в том числе и в матке, вследствие чего плод недополучает кислород и питательные вещества и погибает.

Иммунологический фактор

Плод наследует поровну генетического материала от отца и от матери, в силу каких-либо состояний материнский организм воспринимает будущего ребенка как чужеродного агента и убивает его.

Неблагоприятная обстановка

Симптомы замершей беременности

Ранние сроки (I триместр)

В ранних сроках насторожить женщину о замершей беременности могут следующие признаки:

  • Ранний токсикоз. Внезапное исчезновение всех признаков раннего токсикоза (тошнота, непереносимость запахов, рвота, сонливость) в сроке до 10 недель свидетельствует о замершей беременности
  • Грудь. Перестала болеть грудь, нет ощущения нагрубания молочных желез.
  • Базальная температура. Снижение базальной температуры до 37 градусов и ниже говорит как об угрозе прерывания, так и о гибели эмбриона.
  • Тест на беременность. Тест на беременность стал показывать слабоположительный или отрицательный результат (снижение ХГЧ).
  • Боли. Ноющие или тянущие постоянные боли внизу живота и/или пояснице.
  • Незначительные кровянистые выделения из половых путей, как правило, темные.

Поздние сроки (II-III триместр)

  • Отсутствие шевелений плода (главный признак);
  • Боли внизу живота тянущего характера;
  • Кровянистые выделения от незначительных до умеренных.

Диагностика

В первую очередь в диагностике замершей беременности играет роль гинекологический осмотр.

На ранних сроках врач определяет несоответствие размеров матки сроку беременности (именно с этой целью в первом триместре при каждой явке на прием проводится влагалищное исследование).

В более поздних сроках окружность живота и высота стояния дна матки отстают от нормальных, соответствующих данному сроку. Кроме того, не выслушивается сердцебиение плода.

Вторым этапом диагностирования замершей беременности идет УЗИ матки и определение ХГЧ в крови.

В ранних сроках на УЗИ не определяется сердцебиение плода, размеры эмбриона не соответствуют норме или диагностируются анэмбриония (плодные оболочки имеются, а эмбриона нет).

Снижается или не нарастает уровень ХГЧ в крови. В поздние сроки помимо УЗИ проводится кардиотокография , которая подтверждает отсутствие сердцебиения плода.

Последствия замершей беременности

Последствия после замершей беременности возможны, но вероятность их чрезвычайно низка.

Риск осложнений возрастает с увеличением количества замерших беременностей в анамнезе.

Практически все женщины после несостоявшегося выкидыша в будущем рожают нормальных и здоровых детей.

Возможные последствия:

Инфицирование женщины

При длительно не диагностированной замершей беременности или в случае не обращения женщины к врачу, плод в матке начинает разлагаться и подвергаться асептическому воспалению. До поры до времени это не угрожает здоровью и жизни женщины, пока к асептическому воспалению не присоединяется инфекция. В таком случае инфицированный мертвый плод представляет собой мощный источник бактерий и токсинов, которые, проникая в кровь женщины, ведут к ее заражению и развитию сепсиса . Кроме того, возможно развитие ДВС-синдрома , что чревато массивным и некупирующимся кровотечением. И сепсис, и ДВС-синдром могут привести к летальному исходу.

Депрессия

Любое прерывание беременности, особенно несостоявшийся выкидыш, приводит к расстройству эмоциональных и психических сил и может стать причиной длительной депрессии.

Мумификация плода

Подобное явление встречается при многоплодной беременности, когда один плод развивается нормально, а другой погибает, при этом превращается в «мумию» или в бумажный плод.

Литопедион

Литопедион - это окаменелый плод, то есть погибший плод подвергается кальцификации (отложение солей кальция). Данное явление встречается очень редко, на сегодняшний день известно лишь 300 случаев. Литопедион может существовать в организме женщины годами, хотя сама «беременная» об этом не подозревает.

Профилактика

С целью профилактики несостоявшегося выкидыша к беременности необходимо тщательно подготовиться не только тем женщинам, у которых данное осложнение имело место быть, но и все остальным:

  • отказ от курения, употребления алкоголя и лекарств обоим половым партнерам не менее, чем за 3 месяца до планируемой беременности;
  • сделать необходимые прививки (краснуха, гепатит, грипп и прочие) не позднее, чем за 3 месяца до предполагаемой беременности;
  • сдать мазки на инфекции, передающиеся половым путем и при необходимости пройти соответствующее лечение (беременность планировать через 3 месяца после выздоровления);
  • пролечить и скоррегировать хронические экстрагенитальные заболевания;
  • исследовать и при необходимости нормализовать гормональный фон;
  • отказ от абортов;
  • соблюдение рационального питания (с обязательным употреблением свежих овощей и фруктов);
  • консультация генетика (женщины старше 35 лет и наличие наследственных заболеваний);
  • прием фолиевой кислоты за 12 недель до планируемой беременности (профилактика пороков развития нервной трубки плода).

Некоторые исследования при беременности

Содержимое

Замершая беременность — одна из форм несостоявшейся беременности в срок до 37 недель. Для описания данного патологического состояния в профессиональной среде используются также термины «замерший плод», «несостоявшийся выкидыш», «антенатальная гибель плода на ранних стадиях развития», «несостоявшийся аборт» или «пустое плодное яйцо».

В основе патологии лежит изменения в плодном яйце несовместимые с дальнейшим развитием или нарушения связи плода с материнским организмом.

В отличие от других форм несостоявшейся беременности, погибшее плодное яйцо не эвакуируется из полости матки и при этом процессе отсутствуют явные признаки прерывания. Погибший плод может оставаться в организме матери на срок от недели до 2 месяцев. Признаки задержки беременности напрямую зависят от срока и степени развития плода.

Причины несостоявшейся беременности

  • Индивидуальные анатомические особенности: врожденные аномалии матки, недоразвитие внутренних и внешних половых органов, спаечная болезнь матки, рубцовые изменения в шейке матки.
  • Инфекционные заболевания: острые вирусные заболевания в период беременности, нарушение нормальной микрофлоры влагалища, воспалительные процессы в вульве и влагалище различного происхождения, эндометриоз.
  • Генетические нарушения в хромосомном наборе зародыша.
  • Гормональные нарушения в результате неправильной работы гипоталамуса, гипофиза, яичников или щитовидной железы.
  • Иммунологический конфликт. Извращенная реакция иммунной системы женщины на зародыш на гуморальном и клеточном уровне.
  • Внешние факторы: прием лекарственных препаратов, лучевая терапия, тяжелые физические нагрузки, неблагоприятные экологические факторы.

Распространенность патологии

Замершая беременность достаточно распространенная патология в общей структуре невынашивания. Среди произвольных выкидышей ее доля составляет около 40%, а на ранних сроках - эта цифра достигает 45%. В последнее время регистрируется постоянная стойкая тенденция к росту патологии из-за выросшего уровня инфекционных заболеваний половой сферы, гормональных нарушений и неблагоприятных условий внешней среды.

Признаки замершей беременности

Беременность представляет собой сложный биологический процесс. Ключевыми звеньями в этом процессе выступает организм матери, плацента и плод. Цель существования и функционирование этой системы — развитие плода, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности и вынашивание до срока родов.

Система находится в постоянном динамическом развитии. Поэтому при диагностике замершей беременности, как и при другой патологии невынашивания, необходимо все симптомы и жалобы соотносить со сроком беременности.

Основными признаками замершей беременности независимо от срока являются:

  • Болевой синдром. Женщины жалуются на боли внизу живота и поясницы различного характера. Интенсивность болевых ощущений может достигать средних величин.
  • Кровотечения. Кровяные выделения из влагалища - от скудных сгустков до обильного кровотечения в результате частично отслоившейся плаценты.
  • Температура. Общая температура тела колеблется от нормальных до субфебрильных показателей (от 37 до 37,5 градусов по Цельсию). Снижение базальной температуры из-за понижения обмена веществ в малом тазу.
  • Отставания роста плода и размера матки по отношению к заявленному сроку беременности.

Точный диагноз ставится только при осмотре врачом гинекологом на основании внутривлагалищного исследования, лабораторных анализов и ультразвукового сканирования.

Первый триместр

Первый триместр начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и прикрепления ее к тканям матки до закладки органов и систем будущего организма. Согласно статистике 40-80 % самопроизвольных и несостоявшихся выкидышей регистрируется в I триместре беременности. При этом только половина женщин знает о своей беременности.

Признаки замершей беременности на ранних сроках мало выражены. Женщина жалуется на периодические небольшие мажущие кровянистые выделения, боли внизу живота и поясницы. Со стороны овулярного цикла - отсутствие менструаций на протяжении нескольких месяцев.

Постепенно исчезают всевозможные признаки беременности: уменьшается размер и напряженность молочных желез, прекращается выделение молозива из молочных протоков, проходит пигментация на лице, белой линии живота и около сосков, проходят незначительные физиологические расстройства (нормализуется процесс мочеиспускания и прочее).

Общая температура тела может оставаться в норме, а иногда повышаться до 37,5 градусов по Цельсию. Высокая температура является показателем начинающихся осложнений - проникновение инфекции в полость матки и развитие септического аборта.

Одним из первых признаков замершей беременности является изменение базальной или ректальной температуры. При нормальном протекании беременности базальная температура колеблется от 37.2 до 37,4 градусов по Цельсию. При нарушении процессов формирования плодового яйца и самой беременности температура снижается до общих показателей всего тела.

Мертвый зародыш может находиться в полости матки на протяжении длительного времени — от нескольких недель до месяца. Плодовое яйцо подвергается некрозу и мацерации. В некоторых случаях происходит его аутолиз (разрушение и поглощение тканей плода организмом матери). В медицине известны случаи мумификации и петрификации зародыша.

В последней трети 1 триместра нарастают объективные признаки застывшей беременности. Размер матки и плода все больше отличаются от предполагаемого срока и физиологической нормы. При повторных осмотрах размер матки остается неизменным. Мышечный тонус матки снижен. При ультразвуковом исследовании отсутствуют какие-либо признаки жизни плода (нечеткое изображение, отсутствие сердцебиения и прочее).

Второй и третий триместр

Во втором триместре беременности формируются основные органы и системы плода. Количество случаев замершей беременности и других случаев невынашиваемости резко сокращается.

Причиной патологии на втором и третьем триместре выступает плацентарная недостаточность. В этом периоде более правильно говорить о замершем плоде, чем о замершей беременности. Плод не получает достаточно питательных веществ и кислорода из организма матери. Нарушение связи между организмом матери и плода может носить острый, в результате отслоения плаценты, или хронический характер.

Клиническая картина патологии в целом совпадает с признаками замершей беременности в первом триместре беременности. Только на первый план выходят признаки прекращения его жизнедеятельности плода.

Вначале отмечается повышенная двигательная активность плода с последующим ее уменьшением и полным отсутствием, перестает регистрироваться сердечная активность. Отмечается уменьшение окружности и высоты стояния матки, нарушение симметричности живота беременной.

При хроническом течении признаки застывшей беременности нарастают постепенно. Отмечаются постоянное отставание массы и длины плода от физиологических показателей, учащенное сердцебиение плода сменяется замедлением пульса, изменяется двигательная активность плода.

В третьем триместре беременности формирования основных органов и систем выходит на завершающий этап и будущий младенец готовиться покинуть утробу матери. Признаки замершей беременности в третьем триместре сходны со вторым.

При несвоевременной диагностике и неправильном лечении замершая беременность может осложниться нарушением свертываемости крови (ДВС синдром) и септическими состояниями, которые зачастую приводят к гибели женщины.

Предупреждение и лечение

Методов специфической профилактики замершей беременности не существует. Только расширенное и тщательное обследование организма женщины до беременности, а особенно после застывшей беременности или самопроизвольного выкидыша, точная диагностика причин патологии, эффективное лечение, динамическое постоянное наблюдение во время всего срока дают возможность снизить риски невынашивания.

При появлении первых признаков замершей беременности необходимо срочно обратиться к врачу. Лечение замершей беременности на 10 неделе заключается в скорейшей эвакуации погибшего плода. В первом триместре удаление плодного яйца проводится вакуум-аспирацией, выскабливанием кюреткой или с помощью медикаментов, вызывающих сокращение матки.

  • Вакуумная аспирация — щадящая методика прерывания с незначительным уровнем осложнений. Эвакуация погибшего плода проводится за счет отрицательного давления, которое создается механическим или электрическим прибором.
  • Механическое выскабливание - более травматичная манипуляция. Однако при полном удалении погибшего плодного яйца, матка хорошо сокращается и кровотечение останавливается.
  • Медикаментозное удаление пустого плодного яйца рекомендуют проводить до и на 9 недели беременности. Использование этого метода в более поздние сроки чревато обширными маточными кровотечениями и неполным удалением плода. Эффективность операции оценивают с помощью ультразвукового сканирования органов малого таза.

Удаление погибшего плода во втором и третьем триместре беременности проводится только в стационарных условиях!

Выбор операции зависит от срока. Чаще всего используют комбинацию методов - введение лекарственных препаратов (гормонов и гипертонического раствора) и механическое удаление эндоскопическими инструментами.

Сальников Е.В., старший преподаватель кафедры общих гуманитарных дисциплин Орловского юридического института МВД России, кандидат философских наук.

Экстремизм и терроризм, по общему признанию, представляют одну из главных опасностей для общественного развития в XXI в. Угроза экстремизма возрастает на фоне расширения его видов, масштабов, изменения тактики и стратегии деятельности экстремистских и террористических формирований и зачастую бездеятельности органов власти, в том числе и органов местного самоуправления.

Россия является одним из государств, национальной безопасности, территориальной целостности, суверенитету, интересам общества и личности которых угрожают экстремизм и терроризм. Можно констатировать, что российское общество приходит к пониманию реальной угрозы, исходящей от преступлений экстремистского и террористического характера, и начинает принимать адекватные меры. В то же время очевидно, что выработка такого рода мер возможна лишь на основе глубокого понимания сущности экстремизма, закономерностей и тенденций его развития, предпосылок и условий его возникновения, органически связанных с комплексом противоречий в этом мире, а также субъектов противодействия экстремизму и их функциональных обязанностей.

Последний аспект проблемы экстремизма к настоящему моменту еще не получил достойного анализа. В общественном сознании, равно как и в сознании ряда общественных и государственных деятелей, прочно утвердился мифический взгляд на вопрос о субъекте противодействия экстремизму. Согласно этой точке зрения таким субъектом должны быть силовые структуры. Между тем даже при первом рассмотрении становится очевидным, что одни только силы правопорядка не могут создать надежный заслон на пути разрушительной деятельности экстремистских элементов. Необходима согласованная деятельность всех элементов общественного и государственного организма, необходимой составляющей которой будет осознание всеми субъектами меры своей ответственности за обуздание экстремизма в России.

Вопрос о субъектах противодействия экстремизму не так прост, как может показаться на первый взгляд. Проблему создает нерешенность соотношения категорий экстремизма и терроризма. Так, по Федеральному закону от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" <1> терроризм является одним из видов экстремистской деятельности и имеет субъектов, в обязанности которых входит противодействовать данным феноменам. Вместе с тем есть ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют исключительно терроризм. Речь идет о Федеральном законе от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" <2> и Указе Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. "О мерах по противодействию терроризму" <3>. Если следовать логике отечественного законодателя и продолжать расценивать терроризм как разновидность экстремизма, то выделяемые в данных актах субъекты должны рассматриваться как дополнительные субъекты противодействия экстремизму. Но есть и другая точка зрения, согласно которой экстремизм выступает в качестве подчиненного терроризму понятия, является феноменом, оправдывающим терроризм. В этом случае мы снова должны обобщить всех субъектов, но уже как субъектов борьбы с терроризмом.

<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.
<2> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. N 11. 2006. Ст. 1146.
<3> Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 897.

Таким образом, в конечном итоге субъектами противодействия экстремизму и терроризму являются Президент РФ, Правительство РФ, Вооруженные Силы, органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, прокуратура, иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Антитеррористический комитет, антитеррористические комиссии, оперативный штаб по проведению антитеррористической операции, органы местного самоуправления.

Представляется, что из их числа центральным положением на уровне субъектов Российской Федерации будут обладать антитеррористические комиссии. Дело в том, что в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. "О мерах по противодействию терроризму" антитеррористические комиссии образовываются для "координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления". Исходя из того что особого органа по координации усилий по борьбе с экстремизмом нет, резонно предположить, что антитеррористические комиссии, осуществляя координационную работу, призваны контролировать и направлять совместную деятельность субъектов по противодействию экстремизму в рамках борьбы с террористической угрозой.

Обращаясь к компетенции органов местного самоуправления и других субъектов в сфере противодействия экстремизму и терроризму, нетрудно заметить, что существует большая разница между полномочиями, возможностями и средствами этих субъектов, хотя функции, им предоставленные, очень близки. Особенно выделяется в этом плане положение органов местного самоуправления.

Обобщая основные положения Федеральных законов от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" и от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления обязаны в пределах своей компетенции противодействовать экстремизму и выполнять следующие функции:

а) предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

г) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

д) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Исходя из полномочий органов местного самоуправления, приводимых в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4>, возникают сложности по предупреждению экстремизма в таких отводимых федеральным законодательством органам местного самоуправления вопросах, как выявление, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом) и выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

<4> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 8. Ст. 3792.

Эти сложности таковы.

  1. У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений и иных организаций и физических лиц.
  2. Они не обладают средствами для выявления, пресечения, раскрытия и расследования террористического акта, борьбы с терроризмом (в том числе отсутствие подзаконных нормативных актов, определяющих механизм реализации указанных полномочий).

Перечисленные функции органов местного самоуправления дублируются на федеральном уровне и относятся к компетенции силовых структур (прежде всего Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел), за исключением случаев, когда экстремистская деятельность не обладает характеристиками, необходимыми для привлечения к уголовной ответственности.

В отношении функции минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма следует обратить внимание на ст. 18, 19, 20, 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в которых указывается, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, вклад, который могут внести органы местного самоуправления, минимален.

В конечном итоге полностью в компетенцию органов местного самоуправления попадает лишь принятие и осуществление профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности (в том числе и терроризма). Однако "профилактические меры" слишком абстрактная формулировка. Нигде не уточняется, какие конкретно действия должны быть совершены и что, собственно, требуется от органов местного самоуправления.

В сложившейся ситуации участие органов местного самоуправления в деятельности антитеррористических комиссий и в деле противодействия экстремизму вообще становится все более иллюзорным. Органы местного самоуправления, отягощенные грузом текущих проблем, и так выказывают тенденцию к самоустранению <5>, а имея столь неясные ориентиры к действию, и вовсе легко могут минимизировать свое участие в борьбе с экстремизмом. Но и сами антитеррористические комиссии не знают, что требовать от органов местного самоуправления, какие именно аспекты их деятельности контролировать.

<5> Об этом см.: Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 6.

В итоге страдает качество противодействия экстремизму. Взаимодействия между органами местного самоуправления и другими субъектами противодействия нет или оно слишком слабое. Между тем исключение де-факто органов местного самоуправления из числа действительных субъектов противодействия экстремизму имеет далеко идущие последствия, ибо органы местного самоуправления - это низовой уровень гражданской демократии. Устраняя органы местного самоуправления, мы устраняем во многом само общество от борьбы с экстремизмом. Более того, специфика экстремистской деятельности такова, что огромный ее пласт лежит вне области уголовно наказуемых деяний и выражается в проступках, административная регламентация которых не всегда соответствует степени их общественной опасности и имеет подлинную эффективность. Вся сложность ситуации в том, что экстремизм глубоко укоренен в идеальной сфере общественного бытия, в области общественной психологии и идеологии. Область идей недосягаема для права, крайне трудно поддается исправлению даже в своих материальных проявлениях. Бороться с распространением идей в обществе может и должно само общество. Тем самым органы местного самоуправления оказываются одним из основополагающих, главных субъектов противодействия экстремизму.

Сегодня нельзя не замечать насущной необходимости резко улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с иными субъектами противодействия экстремизму, и прежде всего с антитеррористическими комиссиями.

Ключ к решению проблемы лежит в четком определении тех мер, которые в рамках профилактики экстремизма надлежит осуществлять органам местного самоуправления. На этой основе, с одной стороны, органы местного самоуправления могут требовать предметную поддержку от комиссий по необходимым вопросам, с другой стороны, деятельность органов местного самоуправления становится более подотчетной в сфере противодействия экстремизму, возникает возможность объективной оценки данного субъекта противодействия экстремизму.

В целом органы местного самоуправления могут и должны:

  1. Взаимодействовать с прокуратурой, передавая сведения о случаях экстремистской деятельности, где отсутствуют основания привлечения к уголовной ответственности с целью активизации вынесения предостережения и предупреждения в соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". Вышеуказанным Законом подобная деятельность предусматривается, однако за почти четыре года, прошедшие с момента вступления Закона в силу, органы местного самоуправления не воспользовались в должном объеме правом обращения в прокуратуру с целью вынесения предостережений и предупреждений субъектам в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Если подобные примеры и отмечались, то они носили редкий и единичный характер и не вошли в обыденную практику работы органов местного самоуправления.
  2. Взаимодействовать с жилищно-коммунальным хозяйством в сфере ликвидации последствий экстремистской деятельности, которые проявляются в виде нанесения на архитектурные сооружения символов и знаков экстремистской направленности. Ни для кого не секрет, что стены зданий, заборы, иные сооружения испещрены надписями и символами экстремистского характера. Представляется, что активность в деле их устранения должны проявить именно органы местного самоуправления. Они же, в свою очередь, должны требовать от комиссий взаимодействия с органами правопорядка для более принципиального подхода к лицам, наносящим подобные граффити.
  3. Проводить, выступать заказчиком социальных исследований в коллективах учащихся высших и средних учебных заведений на предмет выявления и обнаружения степени распространения экстремистских идей и настроений. В связи с этим поощрять участников исследований. Именно органы местного самоуправления должны выступать застрельщиками проведения конкурсов творческих проектов по проблемам толерантности, поощрять и развивать культурно-массовые мероприятия в школьных и вузовских коллективах, направленные на недопущение экстремизма.
  4. Взаимодействовать с общественными объединениями в целях организации гражданского контроля на печатание, издание кино-, фото-, аудиоматериалов на предмет выявления в них экстремистских идей, их широкое открытое обсуждение, гражданская критика.
  5. Организовать в муниципальном образовании "горячую линию" (телефон доверия) для сообщения фактов экстремистской деятельности.
  6. Способствовать развитию добровольного движения самостоятельной активности граждан по противодействию экстремизму.

Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. "О мерах по противодействию терроризму" определен состав антитеррористических комиссий, в который включен и представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Представляется целесообразным обязать его с очередностью не менее чем раз в три месяца подробно отчитываться о мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления в рамках противодействия экстремизму. Помимо этого, имеет смысл включать в регламент работы комиссии, представляемый на утверждение главе Антитеррористического комитета, обязательное приглашение на ее заседания представителей отдельных органов местного самоуправления, их заслушивание.

В свою очередь, антитеррористическая комиссия не должна ограничиваться только контролирующими функциями. Террористические акты происходят не постоянно и повсеместно, а потому деятельность антитеррористических комиссий по проблемам, о которых их информируют органы местного самоуправления, должна расцениваться как одна из основополагающих. Комиссии следует незамедлительно реагировать на факты экстремизма, осуществлять поддержку начинаний органов местного самоуправления, координируя их действия с деятельностью силовых структур, прежде всего прокуратуры, органов внутренних дел и ФСБ. Речь идет о помощи в организации различного рода экспертиз, юридическом консультировании, усилении административного контроля отдельных районов. Важно, чтобы инициатива, исходящая от органов местного самоуправления, не была задушена в зародыше. Именно на антитеррористических комиссиях лежит бремя ответственности за то, чтобы потенциал гражданского общества в деле борьбы с экстремизмом воплотился в реальные результаты.

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

1. Президент Российской Федерации определяет:

1) основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом.

2. Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

3. В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

Статья 9. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

1. Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

3. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

5. Предложение о направлении формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации, которое Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, включает в себя сведения об их общей численности, о районах их действий, сроке их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядке его продления в случае необходимости.

6. Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:

1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

7. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

9. Обеспечение формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции

1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.

Статья 12. Условия проведения контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

З.В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Статья 13. Руководство контртеррористической операцией

1. Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение.

2. Руководитель контртеррористической операции:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Статья 14. Компетенция оперативного штаба

1. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

2. Оперативный штаб:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

2. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Статья 22. Правомерное причинение вреда

Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

1. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.

2. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) статьи 1-16, 18, 19, 21 и 23-27 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,

2) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года N 144-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон

"О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4634);

3) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700).

2. Признать утратившими силу с

1) Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3808);

2) пункт 22 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

3) статью 106 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона.

2. Статьи 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

Президент Российской Федерации



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация