Что будет если продать товар без сертификатов. Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов. Как проверить сертификацию товара в магазине

Главная / Общество

Современная экономическая система представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из множества информационных, коммерческих, производственных, финансовых институтов, которые взаимодействуют на базе правовых норм и объединяются единым понятием "рынок".

Общая характеристика системы

Рынок представлен в качестве организованной структуры, в которой присутствуют потребители и производители, покупатели и продавцы, где в ходе взаимодействия спроса и предложения формируются объемы продаж и цены на продукцию. В ходе рассмотрения института важнейшее значение имеет число субъектов с той и другой стороны, участвующих в обмене денег на какие-либо изделия.

Ключевой элемент

Сущность рыночных отношений выражает конкуренция. Она представляет собой центральное звено всех отношений, касающихся товарооборота. Конкуренция выступает в качестве формы соперничества между субъектами-участниками. Она обусловлена суверенным правом каждого хозяйствующего лица реализовывать свой экономический потенциал, что, в свою очередь, неизбежно приводит к их столкновению. Таким образом, достижение целей, которые стоят перед производителем, осуществляется за счет ущемления интересов других субъектов.

Рынок в условиях несовершенной конкуренции

Такое соперничество между хозяйствующими субъектами существовало всегда. Однако пик его развития приходится на конец 19 - начало 20 столетия. Основным обуславливающим фактором стало возникновение монополий. В тот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества, усиливался контроль над финансовыми, материальными, природными ресурсами. Монополизация стала закономерным следствием скачка в динамике развития промышленного производства под влиянием НТП. В конце 19 - начале 20 столетия в работах многих деятелей прославлялся свободный товарооборот. При этом отождествлялись такие понятия, как "свободный" - "совершенный" и "монополия" - "несовершенство", "социальная несправедливость".

Последнее трактовалось как неэффективность системы, появившаяся вследствие нарушений в механизме уравнивания прибылей. Социальное несовершенство проявлялось в том, что монополисты отнимали часть доходов у других отраслей. С течением времени понятие потеряло экономический смысл. Это было обусловлено тем, что представители теории рынков несовершенной конкуренции начали рассматривать монополию в качестве условия массового выпуска продукции. Он должен был сопровождаться ростом производительности и уменьшением издержек. Несовершенство признавалось только в социальном плане. Оно проявлялось относительно немонополизированных производителей.

Современные условия

Сегодня рынки несовершенной конкуренции существуют преимущественно в монополизированных секторах. Их появление обуславливается двумя причинами. В первую очередь имеет место тенденция к уменьшению числа продавцов в тех секторах, для которых характерны большие экономии и сниженные издержки. Крупные фирмы на рынке несовершенной конкуренции тратят меньше на производство. Это, в свою очередь, позволяет им реализовывать продукцию по более низким ценам, чем мелкие предприятия. В результате последние вытесняются из отрасли. Рынки несовершенной конкуренции появляются и тогда, когда существуют определенные сложности с вхождением новых производителей в отрасль. Препятствия могут возникать вследствие жесткого государственного регулирования, которое ограничивает число компаний. Кроме того, новым производителям может слишком дорого обходиться вступление в отрасль.

Основные признаки

Особенности рынка несовершенной конкуренции состоят в следующем:

  1. Присутствует два и более продавца, которые обладают определенным (ограниченным) контролем над ценообразованием, соперничают друг с другом.
  2. Не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции.
  3. Продавцы или покупатели принимают в расчет способность влиять на образование цены.

Типы рынков несовершенной конкуренции

Для лучшего понимания и более тщательного изучения механизма необходимо рассмотреть существующую классификацию структур. Существуют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия.
  2. Олигополия.
  3. Дуополия.
  4. Монополистическая конкуренция при дифференциации продукции.

В современных условиях не могут существовать только рынки несовершенной конкуренции или свободного товарооборота. Сегодня отмечается смешение элементов разных структур.

Чистая монополия

Она представляет собой абстракцию, ситуацию, которая практически невозможна в действительности. Тем не менее в ряде секторов существуют рынки несовершенной конкуренции, близкие к чистой монополии. В широком смысле она представляет собой такую схему организации, при которой количество продавцов становится настолько малым, что каждый из них уже не может оказывать воздействие на суммарный объем предложение и, соответственно, цену продукта. В узком рассмотрении монополия - компания, не имеющая конкурентов.

Однако найти предприятие, кривая спроса на товар которого являлась бы абсолютно неэластичной, нельзя. Это значит, что при использовании понятия "монополия", в особенности в чистом его виде, всегда присутствует определенная доля условности. В такой структуре работает один продавец продукта, не имеющих субститутов (заменителей товаров). Монополист-продавец участвует только во взаимодействиях с покупателями изделий. Такие отношения имеют свою специфику. Она состоит в том, что если монополист снизит стоимость продукции, то потребитель будет приобретать больше.

Естественные монополии

Такие рынки несовершенной конкуренции охватывают редкие изделия, сферы деятельности и отрасли. Естественные монополии формируются вокруг таких объектов, относительно которых недопустимо соперничество. К ним, в частности, относят:

  • Железную дорогу.
  • Оборонный комплекс.
  • Некоторые виды энергии и транспорта.

По мнению Стэнлейка, соперничество между предприятиями указанных отраслей может привести только к дублированию расходов на дорогостоящее оборудование, используемое в основном производстве. В этой связи необходимо формировать естественные монополии. Для этой модели рынка несовершенной конкуренции свойственны:

  1. Благоприятный эффект от масштаба в долгосрочной перспективе, обусловленный технологическими факторами.
  2. Убыточное предельное образование цены.
  3. Присутствие в отрасли 1-2 крупных (прибыльных) компаний.
  4. Вероятное существование других предприятий, которые будут, тем не менее, убыточными в долгосрочной перспективе.
  5. Прибыльное нерегулируемое ценообразование крупных компаний выше средних и предельных издержек.

Госконтроль

Необходимость предоставления монопольных (исключительных) прав на поставку потребителям ресурсов или на обслуживание определенной территории либо всей страны требует обеспечения государственного регулирования и надзора. Это нужно для исключения злоупотребления властью на рынке и нежелательных последствий для пользователей.

Олигополия

Она представляет собой систему, в которой присутствует небольшое количество компаний, производящих продукцию и действующих совместно. Особенность олигополии в том, что субъектов не так много и они могут влиять на рынок индивидуально. В качестве простейшей формы выступает дуополия. Она предполагает наличие на рынке двух производителей конкретной продукции. При этом каждый из них может удовлетворять самостоятельно и полностью платежеспособный спрос. Олигополия может быть первого или второго вида. 1 форма отмечается в отраслях с абсолютно однородным товаром и большим размером компаний. Олигополия 2-го вида имеет место, когда несколько субъектов продают дифференцированный продукт. Например, это отмечается в автомобильной промышленности.

Монополия с дифференциацией товара

Такую систему можно представить в качестве конкуренции нескольких продавцов, реализующих очень похожие изделия. Как правило, это группа продуктов специального назначения. Дифференциацией в данном случае называют отсутствие однородности услуг и благ. Производитель старается сделать создать свой товар несколько отличным от прочих, чтобы сбыть его по более высокой стоимости. Дифференциация, как правило, происходит не относительно основного назначения продукции, а посредством различных попыток продавца сформировать представление о том, что именно его изделия несут больше полезности, чем те, что выпускают конкуренты.

Монопсония

Все, что сказано выше, относится к монополии производителя. Монопсония представляет собой систему, в которой множество предприятий изготавливают какой-либо товар (фактор производства) для одного покупателя. Например, государство приобретает оружие в разных странах. Покупатель в условиях монопсонии обладает большой властью над ценами. Он сам устанавливает стоимость закупки, на которую ориентируются все производители.

Цена предложения будет отражать динамику по средним издержкам всей отрасли. Она может быть и повышающейся, и понижающейся. Из этого следует, что и дополнительные (предельные) издержки приобретения товара перестанут быть неизменными. Они также могут быть как повышающимися, так и понижающимися.

Сектор услуг

Вполне естественно, что в современных условиях имеет место несовершенная конкуренция на рынке труда. Более того, как отмечают эксперты, свободный оборот - скорее исключение из общего правила. Крайним состоянием структуры выступает упомянутая выше монопсония. В такой форме несовершенная конкуренция на рынке труда может существовать в небольших городах, в которых одно предприятие является практически единственным нанимателем. В связи с тем, что в рамках монопсонии работодатель представляет значительную долю спроса на услуги, он и диктует ставку зарплаты. Она, в свою очередь, прямо зависит от количества нанятых людей.

В отличие от предприятия, действующего в условиях совершенной конкуренции, монопсонисту свойственна восходящая линия предложения. Компания будет вынуждена устанавливать высокую зарплату для привлечения большего числа работников. Другими словами, предельные издержки для предприятия будут превышать стоимость ресурса. Затраты на дополнительного сотрудника превысят его зарплату на величину, которая необходима для доведения оклада нанятого ранее персонала до нового уровня. Вновь принятая ставка должна выплачиваться и всем привлеченным ранее работникам, и новому специалисту. Если графически изобразить этот процесс, то линия предельных издержек будет идти выше, чем кривая предложения.

Здравствуйте, Константин!

Позвольте выразить мнение по заданному вопросу. Средства связи подлежат обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
«О связи»

Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи

1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в: 1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.
Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.
Документы о подтверждении соответствия средств связи установленным требованиям, протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории Российской Федерации, признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.
3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством Российской Федерации, включает в себя:
средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;
средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;
радиоэлектронные средства связи;
оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
СРЕДСТВ СВЯЗИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 N 64)

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
2. Установить, что:
а) средства связи, указанные в перечне, утвержденном настоящим Постановлением, подлежат обязательной сертификации, если такие средства связи используются:
в сети связи общего пользования;
в присоединяемой к сети связи общего пользования части технологической сети связи;
в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования;
б) средства связи, подлежащие обязательной сертификации, не включаются в списки продукции, на которую распространяется действие положения, предусмотренного абзацем первым пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О техническом регулировании»;

Законодательство о защите прав потребителей гарантирует потребителю право на безопасность товара.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей»

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

На практике встречаются случаи привлечения ИП, ЮЛ к административной ответственности при выявлении факта реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия по ст. 14.4 КоАП РФ.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Константин, спасибо за интересный вопрос. Сообщите, если у Вас остались вопросы, или Вам требуется детальная информация.

С уважением, Морозова С.

Регулирование обязательств производителя или продавца перед потребителем осуществляется специальными нормативно-правовыми актами РФ. Необходимость наличия у продавца сертификата соответствия (СС) прописано в Законе РФ «О защите прав потребителей». Ответственность за отсутствие сертификата возлагается на изготовителя/продавца и подразумевает административное наказание.

Зачем нужна сертификация?

Сертификация является подтверждением безопасности и надлежащего качества продукции. В документе отражается соответствие товара всем принятым нормам, прописанным в ГОСТах или в другой документации. Для потребителя это является гарантом качества, на который ответственный покупатель всегда обращает внимание. Несертифицированная продукция не должна доходить до потребителя, в противном случае продавца ждет штраф и/или изъятие продукции.

Законодательная база

Правила, обязующие иметь подтверждение соответствия, прописаны в следующих законодательных актах:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
  • ПП № 918;
  • Единый перечень продукции, подлежащей сертификации;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей»

Согласно вышеперечисленным актам, продукция должна соответствовать требованиям техрегламентов или ГОСТ Р.

Обязанности изготовителя, импортера

Помимо наличия разрешения, на изготовителя возлагается еще ряд обязанностей:

  1. Следить за актуальностью срока действия документа. Если срок закончился или СС был отозван, то необходимо прекратить реализацию/изготовление и заняться оформлением нужных бумаг.
  2. При изменении способа изготовления или внесении недавно обнаруженных сведений в ТУ, данные должны быть отображены в соответствующем месте.
  3. Предъявлять все необходимое при проверке предприятия или точки сбыта структурами, имеющими на это полномочия.
  4. Вся сопроводительная документация должна иметь информацию с номером СС.

Торговля без наличия сертификата

Одним из самых распространенных случаев торговли без сертификата является фальсификация документа. В таком случае продавец несет уголовную ответственность, предусмотренную законом, а поддельное разрешение изымается и аннулируется. Торговля при просроченном СС подразумевает выписывание штрафов. Стоит помнить, что при сертификации партии допускается реализация продукции в полном объеме, но с учетом ее срока годности.

Кто проверяет наличие документации?

Чаще всего проверки осуществляют сотрудники:

  • полиции;
  • санэпидемнадзора;
  • налоговой инспекции;
  • органов местного самоуправления;
  • Росстандарта;
  • Государственной противопожарной службы;
  • Общества защиты прав потребителей;
  • Роспотребнадзора.

В зависимости от того, кто является проверяющим, необходимо проверить и желательно записать соответствующую информацию из служебного удостоверения. Проверяющие должны предоставить распоряжение о проверке.

Особенности регулирования продажи некоторых товаров

Для одежды и обуви предусмотрено оформление как декларации, так и СС. Первый документ нужен для изделий, которые не имеют прямого контакта с кожей, второй – изделий первого слоя (нижнее белье, купальники, майки и пр.).

При реализации лекарственных средств необходимо проходить сертификацию согласно правилам Госстандарта №36 от 24.05.2002. Биологически активные добавки не относятся к лекарственным препаратам.

Штраф за отсутствие сертификата или декларации

За отсутствие декларации соответствия или СС полагается административная ответственность, согласно КоАП РФ глава 14.

Отметим, что указанные выше штрафы действуют в отношении юридических лиц. Для ИП, физических и должностных лиц предусмотрены другие штрафы.

Прочие последствия отсутствия разрешений

Штраф за отсутствие необходимого разрешительного документа – это финансовая мера наказания. Помимо этого, продавец может ожидать:

  1. Оправданное сомнение покупателей. Люди привыкли видеть сертифицированные изделия, их качеству доверяют. Без СС продукт не будет пользоваться спросом, что вынуждает существенно снижать его стоимость.
  2. Недоверие партнеров. Трудно найти единомышленников и крупных покупателей, если товарная позиция не имеет подтверждения качества.
  3. Невозможность импорта.
  4. Конфискацию при повторном нарушении.

Если нет сертификата, то каждый случай грозит компании потерей прибыли, снижением продаж и ухудшением имиджа.

Сертификация обязательна в отношении ряда товаров и услуг. Она подтверждает безопасность продукции, ее соответствие нормативным требованиям. Отсутствие сертификата несет угрозу для потребителей, а потому такое правонарушение подразумевает юридическую ответственность.

Законодательная база

Рассмотрим нормативные акты, устанавливающие обязательность наличия сертификата:

  • ФЗ №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
  • Закон №2300 от 07.02.1992.
  • Правительственное Постановление №918 от 21.07.1997.

Ответственность за правонарушение устанавливается на основании ФЗ №195 от 30.12.2001.

Нарушения, за которые назначается ответственность

Объем ответственности определяется тем, какое именно правонарушение произошло. Простое отсутствие сертификата – это еще не нарушение закона. Правонарушение предполагает совершение каких-либо действий с продукцией, на которую нет документов. Это следующие ситуации:

  • Ввоз продукции на таможенную территорию или ее продажа на внутреннем рынке.
  • Продажа изделий без маркировки ЕАС.
  • Эксплуатация средств связи сетевыми компаниями.
  • Ввоз и продажа на внутреннем рынке изделий, в которых есть радиочастотный спектр.

То есть если продукция без сертификации будет просто лежат на складе, на компанию не накладывается никаких штрафов. Ответственность наступает в том случае, если фирма будет перевозить товар без нужной документации через границу или продавать его.

ВАЖНО! Сертификат получают с целью таможенного оформления продукции, ее реализации и эксплуатации. Все данные операции с изделиями будут незаконными, если отсутствует документ о соответствии. Это касается случаев, когда товар подлежит обязательной сертификации. Однако негативные последствия могут наступить и в том случае, если на изделие, согласно закону, необязательно получать сертификат.

Обязанности изготовителя или продавца

Юридическая ответственность накладывается не только за отсутствие сертификатов, но и за неисполнение обязанностей:

  • На изделия, прошедшие сертификацию, должен быть соответствующий документ – сертификат.
  • Документ предъявляется по требованию структур, осуществляющих контроль над правомерностью деятельности компаний.
  • В сопроводительных бумагах к изделиям должны быть прописаны номера сертификатов.
  • Если срок действия документа прошел или последний был отозван, изготовление и реализация продукции прекращаются.
  • Если изменился порядок изготовления товаров или внесены дополнительные сведения в технологическую документацию, соответствующие данные заносятся в сертификат.

То есть компания, желающая соблюсти все законы, должна не только получить сертификат, но и учесть многочисленные нюансы.

Штрафы за отсутствие сертификатов

За отсутствие сертификата полагается административная ответственность. Назначается она на основании главы 14 КоАП РФ. Рассмотрим статьи, которые актуальны в случае отсутствия сертификата:

  • Реализация изделий или оказание услуг недостаточного качества, не соответствующих установленным требованиям. Ответственность накладывается на основании статьи 14.4 КоАП РФ. Эта статья предполагает штраф в размере 30 000 рублей. Если правонарушение будет совершено второй раз, товар будет конфискован.
  • Обман покупателей. Регулируется статьей 14.7 КоАП РФ. Полагается штраф в размере 20 000 рублей.
  • Товар не соответствует техническим регламентам. Правонарушение регулируется статьей 14.43 КоАП РФ. Предполагает штраф до 600 000 рублей. Если правонарушение обнаружено не единожды, продукция конфискуется. Возможно также приостановление деятельности фирмы сроком до 3 месяцев.
  • Товар, подлежащий обязательной сертификации, продается без сертификата. Правонарушение регулируется статьей 14.45 КоАП РФ. Предполагает штраф до 300 000 рублей.
  • Товар был сертифицирован, однако сведения о соответствии требованиям не отражены в маркировке. Регулируется статьей 14.46 КоАП РФ. Штраф может достигать 1 000 000 рублей.

Существуют также следующие формы штрафов:

  • Ввоз на территорию страны продукции без сертификата ЕАС. Регулируется статьей 16.3 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 1 000–2 000 рублей, для ЮЛ – 50 000-100 000 рублей. Возможна конфискация товара.
  • Реализация продукции без сертификата ЕАС, который подтверждает безопасность изделий. За это правонарушение полагается штраф в размере 1 000-2 000 рублей (для ФЛ), 10 000-20 000 рублей (для ИП и ЮЛ). Если правонарушение будет обнаружено повторно, штраф для ФЛ составит до 5 000 рублей, для ИП – до 30 000 рублей, для ЮЛ – до 50 000 рублей. При этом товар может конфисковаться.
  • Реализация продукции без маркировки ЕАС, если она обязательна. Регулируется статьей 15.12 КоАП РФ. На виновное лицо накладывается штраф в размере 2 000-4 000 рублей (для ФЛ), 50 000-300 000 рублей (для ЮЛ). В обоих случаях продукция конфискуется.
  • Применение в работе средств связи, на которых нет сертификации ССС. Правонарушение регулируется статьей 13.6 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 3 000-5 000 рублей, для ЮЛ – 60 000-300 000 рублей. При этом средства связи могут конфисковаться.
  • Работа в области защиты информации без сертификации услуги регулируется статьей 13.12 КоАП РФ. Для ФЛ административная ответственность составит 1 000-1 500 рублей, для ЮЛ – 1 500-20 000 рублей. Если правонарушение будет квалифицировано как грубое, на ИП накладывается штраф в размере 2 000-3 000 рублей, на ЮЛ – 20 000-25 000 рублей. Альтернативное наказание – приостановка деятельности на 3 месяца.

Итак, размер штрафов определяется юридической формой фирмы: ИП или ЮЛ. Он также зависит от грубости правонарушения.

Прочие последствия отсутствия сертификата

Отсутствие сертификата влечет за собой не только правовые последствия. Это также может повлечь за собой следующие негативные ситуации:

  • Недоверие со стороны покупателей. Большинство продукции на данный момент сертифицировано. Множество компаний проходит добровольную сертификацию для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. На этом фоне изделие без документа о соответствии не будет пользоваться спросом. На такой товар придется ставить низкую цену, что снижает доходы организации.
  • Сведения о сертификации отражаются в маркировке. Продавец не имеет права поставить маркировку с неправильными сведениями с целью повышения конкурентоспособности.
  • Ухудшение отношений с партнерами. Компания, которая не сертифицирует свою продукцию, пользуется меньшим доверием не только со стороны потребителей, но и со стороны контрагентов.
  • Невозможность наладить импорт-экспорт продукции. При пересечении границы официальные органы требуют документы о соответствии.
  • Невозможность легально продавать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации.
  • Постоянная угроза назначения административной ответственности. Некоторые компании «откупаются» штрафом, однако штраф – это не крайняя мера. Продукция может быть конфискована, а деятельность фирмы – приостановлена. Торможение работы приводит к тому, что компания не получает прибыли.

Отсутствие сертификата приводит к самым серьезным последствиям. В худшем случае это снижение продаж, приостановка деятельности, уменьшение дохода, ухудшение имиджа компании. Особенно актуально это, если реализуется продукция с повышенным классом опасности.

Какой товар не является сертифицированным?

Несертифицированная продукция может быть оригинальной, но не предназначенной для продажи в РФ, – это так называемые «серые» телефоны, ноутбуки, плееры и т.д., а также подделкой, которая произведена нелегально с использованием товарного знака завода-изготовителя. Несертифицированный товар отличают по следующим признакам:

  • непредоставление продавцом по требованию покупателя сопроводительной документации на товар согласно п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров» (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
  • отсутствие знака Ростеста;
  • отсутствие упаковки, инструкции, программного обеспечения на русском языке;
  • отсутствие гарантийного обслуживания;
  • IMEI (международный идентификатор оборудования), который указан на этикетке на корпусе аппарата (под батареей) не совпадает с тем, что указан на упаковке и с тем, что отображает аппарат по нажатию комбинации клавиш *#06#;
  • логотипы ССЭ и РСТ под батареей отсутствуют;
  • способ продажи – часто только доставкой, чтобы избежать изъятия товара правоохранительными органами;
  • цены ниже рыночных.

В чем особенности сертификации телефонов?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 и Постановлению Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 обязательная сертификация телефонов не предусмотрена. Добровольный сертификат ГОСТ Р оформляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Сертификация возможна на предмет соответствия средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами в области связи по вопросам применения средств связи (ст.41 Закона «О связи»). На товар также может быть оформлена декларация о соответствии определенному техническому регламенту.

Указанные две формы различаются уровнем ответственности. Если на продукцию оформлен сертификат соответствия, то вся ответственность за нарушение условий изготовления продукции, её безопасности и реализации, ложится на держателя сертификата соответствия и орган сертификации, оформивший документ. Если оформляется декларация соответствия, то всю ответственность несет держатель декларации.

Какие требования может заявить покупатель в отношении несертифицированной продукции?

В отношении любого приобретаемого товара покупатель вправе заявить требования согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако при покупке несертифицированного товара ограничен круг лиц, к кому он может предъявить такие требования. Так, покупатель может требовать гарантийного ремонта у продавца, если им было принято такое обязательство (ст.5 Закона). В случае предъявления требования об устранении недостатков покупатель также сможет обратиться только к продавцу, будучи лишен выбора, предусмотренного в таких случаях ст.20 Закона. Для удовлетворения такого требования у продавца должны быть необходимые ресурсы и техническая возможность. В этом случае обязанность может быть возложена на него судом.

Также покупатель вправе требовать возврата денег за «серый» телефон, несмотря на то, что это технически сложный товар, поскольку неисправности производственного характера, а также отсутствие возможности гарантийного и сервисного обслуживания телефона являются существенными недостатками (см., напр., Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.07.2015 N 33-10921/2015 по делу N 2-686/2015).

Как привлечь продавца к ответственности?

Продажу контрафактного товара можно обжаловать в полицию по факту нарушения ст. 14.10 КоАП РФ. Туда же следует обращаться в случае обнаружения перепрошивки «серых» телефонов. Согласно ст. 272 УК РФ, такое действие квалифицируется как неправомерный доступ к компьютерной информации. В Роспотребнадзор подаются жалобы на нарушение ст. 14.8 КоАП РФ (напр., на отсутствие информации на русском языке). Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, может содержать как признаки уголовно наказуемого деяния, так и административного правонарушения (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ).

Чем может помочь юрист?

  • поможет в определении легальности нахождения телефона на территории РФ, исходя из этого определит объем прав потребителя;
  • подготовит претензию продавцу;
  • при отказе удовлетворить требования добровольно, подготовит иск в суд;
  • будет представлять интересы потребителя в суде;
  • подготовит апелляционную жалобу или возражения на апелляционную жалобу ответчика.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация