Уголовная отрасль. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать. Формы реализации уголовной политики

Главная / Земля

Таким образом, специфика метода уголовного права - метода уголовно-правового регулирования — выражается в том, что при регулировании общественных отношений, возникающих по поводу соблюдения уголовно-правовых требований и закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ, используется исключительно такой способ правового регулирования, как запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от поведения известного рода (или следовать поведению известного рода); в регулировании же общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступления по поводу ответственности за содеянное, могут быть использованы все способы правового регулирования: запрет, обязывание, дозволение и поощрение.

На основании изложенного можно сделать следующий вывод: современное уголовное право России как самостоятельная отрасль единой системы права представляет собой органическую совокупность норм и институтов, призванных регулировать наиболее важные и ценные для личности, общества и государства общественные отношения посредством уголовно- правового запрета (запрещающих и обязывающих уголовно- правовых норм), а в случае его нарушения — регулируя, восстанавливать данные отношения в рамках возникновения и реализации обязанности отвечать за содеянное посредством запрета, обязывания, дозволения и поощрения (запрещающих, обязывающих, управомочивающих и поощрительных уголовно-правовых норм)

Основные задачи и функции уголовного права как отрасли права

Не стоит забывать, что важным элементом социально-правовой характеристики уголовного права будет определение того, что требуется решить с помощью данной отрасли права, т. е. задач уголовного права.

Определение задач уголовного права дает возможность ответить на ряд вопросов, позволяющих судить о социальной роли ϶ᴛᴏй отрасли права в регулировании общественных отношений. Стоит заметить, что оно дает более широкое представление об объектах уголовно- правовой охраны, г. е. о тех общественных отношениях, кᴏᴛᴏᴩые регулируются (охраняются) уголовным правом, указывает основные направления его реализации (т. е. функции) Формулировка задач отрасли права в значительной мере предопределяет его содержание и систему.

Роль права в разрешении социальных противоречий весьма многообразна. Право осуществляет функции организации, согласования, субординации и координации потребностей, интересов и действий людей, регулирования и контроля их поступков. При этом при всей многофункциональности права его важнейшей задачей будет охрана существующего общественного уклада от правонарушений. С ϶ᴛᴏй позиции возникновение уголовного права в качестве самостоятельной отрасли права было обусловлено не только необходимостью должной реакции со стороны государства и общества на наиболее опасные правонарушения, но и, что особенно важно, необходимостью зашиты общества от новых правонарушений. Независимо от политического строя и особенностей экономики главной задачей уголовного права выступает охрана личности, общества и государства от преступных посягательств. С развитием же общества, теоретических воззрений может изменяться круг общественных отношений, охраняемых уголовным правом, приоритеты между ними, уголовно-правовые средства решения задачи охраны. Наглядным подтверждением ϶ᴛᴏму может служить сравнительный анализ прежнего и действующего российского уголовного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 1 УК РСФСР 1960 г. (в ред. Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ) «Уголовный кодекс РСФСР имеет задачей охрану общественного строя СССР, его политической и экономической систем, личности, прав и ϲʙᴏбод граждан, всех форм собственности и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1 ст. 2 УК РФ 1996 г. задачами УК будут: охрана прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Сравнительный анализ приведенных предписаний позволяет сделать ряд выводов.

1. В УК РФ 1996 г. в число отраслевых задач наряду с охраной общественных отношений включается предупреждение преступлений. Следует, однако, заметить, что предупредительный эффект уголовного закона вытекает из самого факта его существования; предупреждение преступлений будет скорее функцией уголовного закона, чем его задачей. Сказанное касается и воспитания граждан посредством уголовного закона, кᴏᴛᴏᴩое в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. также предусматривалось в числе задач «советского уголовного законодательства». Не случайно данные две задачи в Основах излагались в такой редакции: «Уголовное законодательство способствует...» (ст. 1)

2. В УК РФ 1996 г. изменена регламентация объектов уго- ловно-правовой охраны: во-первых, вместо прежней формулировки «общественного строя СССР, его политической и экономической систем» введена более точная, адекватно отражающая современные реалии формулировка «общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации»; во-вторых, расширен круг объектов уголовно- правовой охраны за счет включения в их число общественных отношений, ранее либо вообще не охраняемых российским уголовным законом (отношений, гарантирующих мир и безопасность человечества), либо фактически охраняемых, но не указанных в числе объектов уголовно-правовой охраны при регламентации задач уголовного закона (отношения в сфере охраны окружающей среды)

3. В УК РФ 1996 г. изменен приоритет в объектах уголовно- правовой охраны. Поскольку для большинства цивилизованных стран в настоящее время доминирующей становится тенденция обеспечения надлежащей охраны прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, постольку в Кодексе на первое место ставится охрана интересов именно личности. Кстати, эта пробудет и в системе Особенной части УК РФ, где интересы личности превалируют над всеми другими благами, охраняемыми уголовным законом.

Следует, однако, отметить два обстоятельства. В первую очередь, для российского уголовного законодательства всегда было характерным в уголовно-правовой охране отдавать приоритет интересам государства в сравнении с интересами личности. Именно такая закономерность наблюдалась еще в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также в Уголовном уложении 1903 г.
Стоит отметить, что особенностью было исключительно то, что второй раздел в указанных актах (то, что сегодня называется Особенной частью) открывался нормами о преступлениях против веры. По- еле них шли главы о преступлениях государственных, например глава III Уголовного уложения «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и Членов Императорского Дома». Во-вторых, изменение приоритетов в объектах уголовно-правовой охраны на уровне постановки задач перед уголовным законодательством само по себе будет недостаточным. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго необходимо, ɥᴛᴏбы данное изменение нашло отражение не только в расположении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих глав Особенной части УК, но и в самом содержании нормативного материала, в частности, в условиях уголовной ответственности «простых граждан» и должностных лиц, в санкциях за посягательства на интересы таких субъектов.

В случае если по УК РСФСР 1960 г. задачи, стоящие перед уголовным правом, решались посредством определения преступности общественно опасных деяний и установления наказаний за их совершение (ч. 2 ст. 1), то по УК РФ 1996 г. данные задачи решаются посредством установления основания и принципов уголовной ответственности, определения преступности общественно опасных деяний, наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение (ч. 2 ст. 2) Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что отличительной чертой действующего УК будет включение в число средств решения стоящих перед ним задач нормативного материала, содержащегося не только в Особенной, но и в Общей части. Указание на меры уголовно-правового характера в ч. 2 ст. 2 УК будет новеллой исключительно в том смысле, что такое указание ранее отсутствовало в законе. Между тем и по УК РСФСР 1960 г. меры, применяемые к лицам, совершившим преступления, не исчерпывались уголовным наказанием (например, к их числу относились условное осуждение, отсрочка исполнения приговора)

В процессе решения «исторически предопределенной ϲʙᴏим происхождением» задачи охраны (А. В. Наумов) уголовное право проявляет себя по следующим направлениям:

1. оно объективно способствует организации, упорядочению общественных отношений, составляющих предмет его регулирования, тем самым выполняя регулятивную (или регулятивно- охранительную) функцию;

2. посредством установления уголовно-правовых запретов на совершение наиболее общественно опасных деяний, а ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно и определения их уголовной наказуемости оно не только фиксирует границы дозволенного поведения (т. е. регулирует), но и тем самым реализует функцию предупреждения в отношении как законопослушных граждан (общая превенция), так и тех, кто однажды уже преступил черту уголовного закона (специальная превенция), т. е. выполняет предупредительную функцию;

3. включая в ϲʙᴏе содержание комплекс мер, направленных на восстановление нарушенного преступлением общественного отношения (таких, например, как: примирение с потерпевшим; заглаживание вреда, причиненного потерпевшему; возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате совершения преступления; наказаний в виде штрафа, конфискации имущества), оно тем самым вполне реально выполняет восстановительную функцию. Выделение данной функции в качестве функции уголовного права нередко ставится под сомнение либо под тем предлогом, что восстановление причиненного преступлением вреда осуществляется в процессе исполнения наказания, а потому эта функция — атрибут уголовно-исполнительного права, либо потому, что реализация мер уголовно-правового характера далеко не всегда способна повлечь восстановление нарушенного преступлением общественного отношения, как, например, имеет место при лишении жизни другого человека — ϶ᴛᴏ действительно невосполнимая, невосстановимая утрата. Не отрицая последнего обстоятельства, следует, однако, заметить, что, в частности, и предупредительная функция уголовного права далеко не всегда имеет ϲʙᴏим результатом полноценный эффект. Что же касается отраслевой принадлежности данной функции, то, во-первых, большая часть названных мер реализуется в рамках именно уголовного права, а во-вторых, определение оснований, условий и размеров «восстановительных» наказаний — ϶ᴛᴏ прерогатива уголовного права. А кроме того, никто не отрицает за уголовным наказанием такой цели, как исправление, исключительно на том основании, что достигается она в процессе исполнения наказания.

Помимо перечисленных в качестве функций уголовного права называют и другие: поощрительную, воспитательную.

Представляется, что выделение первой вряд ли обоснованно. Несмотря на то что в теоретических исследованиях по уголовному праву, в самом тексте уголовного закона и в практике его применения уголовно-правовое поощрение занимает все более достойное место с позиции решения задач, стоящих перед уголовным правом, суть проблемы все-таки в другом: поощрение и наказание — всего исключительно средства уголовно-правового регулирования. Это ϲʙᴏеобразные элементы процесса правового стимулирования должного посткриминального поведения. Но не более того. В противном случае, следуя правилам логики, наряду с поощрительной крайне важно выделить и наказатель- ную функцию уголовного права.

Что касается воспитательной функции, то, бесспорно, и содержательно и функционально уголовное право, как и любая другая отрасль права, несет определенный воспитательный заряд, «содействует развитию правосознания населения» (А. Н. Игнатов) В социальном, широком смысле уголовное право вполне реально целенаправленно и систематически влияет на поведение человека, формируя тип законопослушного субъекта в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с теми моделями, кᴏᴛᴏᴩые закреплены прежде всего в его Особенной части. Элементы воспитания в той или иной степени присутствуют и в процессе применения уголовного права. Представляется, однако, что в узком педагогическом смысле говорить о воспитании, воспитательной функции применительно к уголовному праву вряд ли обоснованно, поскольку в данном случае отсутствует специально организованный и управляемый процесс формирования личности уголовно-правовыми средствами, осуществляемый специальными субъектами (педагогами) в особых учебно-воспитательных формах и учреждениях.

Происхождение и значение слова «уголовное» в словосочетании «уголовное право» по-разному объясняется в литературных источниках. По одной версии оно изначально было близко по своему значению слову «главное». В те времена, когда в европейских странах складывалось законодательство о преступлениях, в германском праве уже утвердилось разделение всех правонарушений на «главные» преступления и «просто» преступления («законопреступник — человек, преступивший черту закона»). Затем понятие главного преступления появилось и в законодательствах других стран. В русском языке оно получило определение «уголовное». По другой версии, опирающейся на трактовку В. Даля, слово «уголовное» («уголовный») происходит от глагола «уголовить», т. е. «обидеть» или «разозлить», либо от слов «уголовь» и «уголовье», за что виновный подлежал смертной казни или тяжкой торговой каре. Несмотря на иные подходы к освещению данного вопроса, это объяснение получило наиболее широкое распространение в отечественной юридической литературе. Если же учесть, что в зарубежных странах данная отрасль права именуется либо как «криминальное» право с акцентом на идее преступления, т.е. право о преступлении (Англия, США, Германия), либо как «наказательное» право с переносом акцента на наказание за преступление — так называемое наказательное право (Франция, Болгария, Чехия, Польша), то можно полагать, что словосочетание «уголовное право» в современном русском языке исключает подобную двойственность, объединяя в себе идеи и преступления и наказания.

В настоящее время понятие уголовного права обычно употребляется в двух значениях: отрасли права и отрасли научного знания, соответствующей одноименной учебной дисциплине — курсу уголовного права. Вместе с тем, по мнению некоторых авторов, понятие уголовного права может употребляться еще и в значении отрасли законодательства. В связи с этим говорится о том, что понятие уголовного права «как отрасли права» является более широким, нежели понятие уголовного права «как отрасли законодательства». Правда, если, по мнению Н. Ф. Кузнецовой, такая широта обусловлена охватом первым понятием и уголовного законодательства, и уголовных правоотношений, связанных с законотворчеством, и правоприменения, то, по мнению А. И. Бойцова, за этим понятием скрывается не только система предписаний, определяющих преступность и наказуемость деяний, но и «вся совокупность уголовно-правовых норм, выраженных в законах и иных признаваемых государством источниках, образующих целостность» уголовно-правового регулирования. Дело, однако, в том, что автор, справедливо, на наш взгляд, критикуя позицию Н. Ф. Кузнецовой на основании недопустимости отождествления понятий «система права» и «правовая система», сам в свою очередь недооценивая то обстоятельство, что при всей взаимосвязанности и взаимозависимости понятий права и закона между ними существуют различия качественного порядка, фактически отождествляет теперь уже эти понятия.

Дать определение понятия уголовного права как отрасли права — это значит раскрыть его содержание посредством указания на предмет и метод уголовного права, т. е., собственно, на тс признаки, которые и показывают специфику уголовно-правово- го регулирования в системе иных юридических режимов регулирования. Это, в свою очередь, позволяет определить и место уголовного права в системе других отраслей российского права.

Подразделяя право на отрасли по предмету и методу правового регулирования, необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, отрасли права как элементы системы права, как область правовой материи различаются между собой именно по юридическим признакам, к числу которых в данном случае относится только метод правового регулирования. Другими словами, отрасли права как определенные совокупности юридических норм и институтов отличаются не тем, что они регулируют, а тем, как они регулируют. Во-вторых, метод правового регулирования хотя и наиболее яркий, но не единственный юридический признак, по которому устанавливаются различия между отраслями права. Для этого необходимо учитывать более сложное по своему строению юридическое явление — режим правового регулирования. Его определение помимо характеристики особенностей приемов и способов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания должно дополняться характеристикой особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны. Поэтому при определении понятия отрасли права необходимо принимать во внимание не только метод правового регулирования, но и принципы права.

Сказанное не отрицает общеизвестного: особенности правового регулирования производны и зависят в конечном счете от материальных условий жизни общества, от тех общественных отношений, которые порождают то или иное «юридически различимое образование» — отрасль права, обусловливают его возникновение в рамках права. В связи с этим для определения места уголовного права в системе права предварительно следует определить предмет уголовно-правового регулирования, т. е. ту группу общественных отношений, которые объективно требуют наличия уголовно-правового режима регулирования и которые фактически регулируются уголовным правом.

Предмет отрасли права — предмет правового регулирования — это всегда общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут «поддаваться» нормативно-организационному воздействию, регулированию, осуществляемому при помощи юридических норм, институтов, всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования. Поэтому, если не отождествлять предмет уголовного права как отрасли права и как отрасли научного знания, представляется необоснованным включение в содержание предмета уголовно-правового регулирования отдельных институтов уголовного права, законодательной деятельности, как это порой предлагается в литературе.

С момента принятия , вступления его в силу и доведения до всеобщего сведения поведение соответствующих субъектов (адресатов уголовного закона), осуществляемое в рамках отношений, обозначенных в ч. 1 ст. 2 УК РФ, подчинено конкретным уголовно-правовым требованиям, изложенным в Особенной части УК РФ. Поэтому эти так называемые нормальные, регулятивные отношения выступают в качестве одной из составляющих предмет уголовно-правового регулирования, предмет уголовного права.

В случае невыполнения указанных уголовно-правовых требований, выразившемся в совершении преступления, в предмет уголовно-правового регулирования, в предмет уголовного права «попадают» так называемые традиционные для уголовного права «охранительные» отношения по поводу ответственности за содеянное.

Признавая за уголовным правом способность регулировать «нормальные» (в сравнении с теми, которые возникают вследствие совершения преступления) общественные отношения, а соответственно включая их тем самым в содержание предмета данной отрасли права, следует иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, уголовное право в силу своей специфики регулирует отношения, перечисленные в ч. 1 ст. 2 УК, не в полном объеме, а лишь наиболее важные и пенные для личности, общества и государства стороны каждого из этих видов отношений. В связи с этим представляется необоснованным широко распространенное в теории права мнение о том, что каждая самостоятельная отрасль права, в том числе уголовное право, регулирует свой собственный, качественно особый вид общественных отношений. Дело в том, что тот или иной вид или совокупность общественных отношений не могут быть урегулированы в полном объеме какой-то отдельной отраслью права. Общественное отношение столь многогранно, что охватить его каким-то одним режимом правового регулирования практически невозможно. Разные проявления одного и того же общественного отношения для их упорядочения и нормального функционирования требуют наличия различных отраслевых юридических режимов регулирования. Например, отношения собственности регулируются:

  • административным правом — передача оборудования одним предприятием другому по распоряжению вышестоящего органа на основе административно-правового акта;
  • финансовым правом — аккумуляция и распределение государственных денежных средств;
  • гражданским правом — имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежных форм, а также личные неимущественные отношения;
  • уголовным правом — отношения законности безвозмездного отчуждения, изъятия имущества у собственника в целях присвоения в свою собственность. В данном случае в орбиту уголовно-правового регулирования попадает хотя и наиболее ценный, но лишь один из аспектов отношений собственности. Подобная роль отводится уголовному праву и в регулировании других общественных отношений, например, в области государственной безопасности, управления, в сфере отношений, гарантирующих нормальное развитие жизни и здоровья личности.

Во-вторых, с юридической точки зрения необоснованно ограничивать (как это порой предлагается в литературе) рассматриваемую группу отношений лишь теми, которые связаны с удержанием морально неустойчивых лиц от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Высказываемый в связи с этим тезис о том, что уголовное право («уголовно-правовой запрет») регулирует поведение не всех членов общества, а лишь некоторую его часть, со ссылками на результаты различных опросов населения на предмет установления тех, кого от совершения преступления удерживает страх перед наказанием, вряд ли обоснован. Характер мотивации поведения личности в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе уголовным, не влияет на решение вопроса о наличии у права регулирующих начал.

Приведенный тезис вызывает сомнение и в плане его количественной характеристики. Называемые в связи с этим 20% не являются показателем действительных масштабов регулирующего воздействия уголовного закона. Для этого существует другой, причем достаточно объективный, показатель — количество лиц, которым адресован конкретный уголовно-правовой запрет. Представляется, что 20% не отражают в полной мере и эффекта установления уголовной наказуемости, а именно об этом — предупредительном — эффекте уголовного закона в данном случае идет речь. В большинстве случаев человек, осознанно вступивший в конфликт с уголовным законом, рассчитывает на безнаказанность, т. е. фактически сдерживающий эффект угрозы, страха перед наказанием значительно выше, чем это отражается в различных опросах населения.

Таким образом, предмет уголовного права составляют две относительно самостоятельные части: во-первых, наиболее важные и ценные для личности, общества и государства стороны общественных отношений, перечисленных в ч. 1 ст. 2 УК, в рамках которых осуществляется поведение лица, регламентированное уголовным законом; во-вторых, общественные отношения, возникающие вследствие совершения преступления.

Специфика общественных отношений, регулируемых уголовным правом, предопределяет особенности юридического режима их регулирования и прежде всего своеобразие такого юридического признака, как метод правового регулирования.

Среди многообразных подходов к решению вопроса о методе уголовного права как отрасли права наиболее конструктивным представляется такой, который, во-первых, отражает специфику уголовно-правового регулирования в рамках признаков, характеризующих метод регулирования, называемых общей теорией права, что сохраняет возможность сопоставить уголовное право по данному параметру с другими отраслями права, определяя тем самым его место в системе права; во-вторых, называет метод, действительно производный от своего предмета регулирования, что обусловливает в обратной связи способность оказывать на него регулирующее воздействие.

Метод правового регулирования - это обусловленная спецификой предмета регулирования система взаимосвязанных приемов, средств и способов правового воздействия на общественные отношения.

Предваряя определение , подчеркнем: содержание нормативного материала данной отрасли права дает все основания полагать, что ей присущи все способы правового регулирования: запрет, обязывание, дозволение и поощрение, а соответственно и нормы, их закрепляющие. Учитывая же тот очевидный факт, что названные способы правового регулирования характеризуют любую другую отрасль права, относительно конкретной отрасли уместно говорить лишь о преобладании отдельных из них в отраслевом механизме правового регулирования и только в этом плане устанавливать специфику метода правового регулирования. Подчеркнем и другое: с точки зрения содержания уголовного законодательства несостоятельно утверждение некоторых ученых о том, что уголовное право выполняет свою специфическую роль в обществе исключительно посредством норм-запретов. Подобное положение можно было бы признать верным применительно к регулированию общественных отношений, закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК. Однако, во-первых, это всего лишь одна из составляющих содержание предмета уголовного права; при этом не учитываются отношения, возникающие в связи с совершением преступления, в регулировании которых «участвуют» все виды правовых норм, а во-вторых, и в регулировании «нормальных» общественных отношений «участвуют» не только нормы-запреты, но и обязывающие нормы (например, предусмотренные в ст. 124, 125, 156, 157, 193 УК).

Таким образом, специфика метода уголовного права - метода уголовно-правового регулирования — выражается в том, что при регулировании общественных отношений, возникающих по поводу соблюдения уголовно-правовых требований и закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ, используется исключительно такой способ правового регулирования, как запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от поведения известного рода (или следовать поведению известного рода); в регулировании же общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступления по поводу ответственности за содеянное, используются все способы правового регулирования: запрет, обязывание, дозволение и поощрение.

На основании изложенного можно сделать следующий вывод: современное уголовное право России как самостоятельная отрасль единой системы права представляет собой органическую совокупность норм и институтов, призванных регулировать наиболее важные и ценные для личности, общества и государства общественные отношения посредством уголовно- правового запрета (запрещающих и обязывающих уголовно- правовых норм), а в случае его нарушения — регулируя, восстанавливать эти отношения в рамках возникновения и реализации обязанности отвечать за содеянное посредством запрета, обязывания, дозволения и поощрения (запрещающих, обязывающих, управомочивающих и поощрительных уголовно-правовых норм).

Задачи и функции уголовного права как отрасли права

Важным элементом социально-правовой характеристики уголовного права является определение того, что требуется решить с помощью данной отрасли права, т. е. задач уголовного права.

Определение задач уголовного права дает возможность ответить на ряд вопросов, позволяющих судить о социальной роли этой отрасли права в регулировании общественных отношений. Оно дает более широкое представление об объектах уголовно- правовой охраны, г. е. о тех общественных отношениях, которые регулируются (охраняются) уголовным правом, указывает основные направления его реализации (т. е. функции). Формулировка задач отрасли права в значительной мере предопределяет его содержание и систему.

Роль права в разрешении социальных противоречий весьма многообразна. Право осуществляет функции организации, согласования, субординации и координации потребностей, интересов и действий людей, регулирования и контроля их поступков. Однако при всей многофункциональности права его важнейшей задачей является охрана существующего общественного уклада от правонарушений. С этой точки зрения возникновение уголовного права в качестве самостоятельной отрасли права было обусловлено не только необходимостью должной реакции со стороны государства и общества на наиболее опасные правонарушения, но и, что особенно важно, необходимостью зашиты общества от новых правонарушений. Независимо от политического строя и особенностей экономики главной задачей уголовного права выступает охрана личности, общества и государства от преступных посягательств. С развитием же общества, теоретических воззрений может изменяться круг общественных отношений, охраняемых уголовным правом, приоритеты между ними, уголовно-правовые средства решения задачи охраны. Наглядным подтверждением этому может служить сравнительный анализ прежнего и действующего российского уголовного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 1 УК РСФСР 1960 г. (в ред. Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ) «Уголовный кодекс РСФСР имеет задачей охрану общественного строя СССР, его политической и экономической систем, личности, прав и свобод граждан, всех форм собственности и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств». В соответствии с ч. 1 ст. 2 УК РФ 1996 г. задачами УК являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Сравнительный анализ приведенных предписаний позволяет сделать ряд выводов.

1. В УК РФ 1996 г. в число отраслевых задач наряду с охраной общественных отношений включается предупреждение преступлений. Следует, однако, заметить, что предупредительный эффект уголовного закона вытекает из самого факта его существования; предупреждение преступлений является скорее функцией уголовного закона, чем его задачей. Сказанное касается и воспитания граждан посредством уголовного закона, которое в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. также предусматривалось в числе задач «советского уголовного законодательства». Не случайно эти две задачи в Основах излагались в такой редакции: «Уголовное законодательство способствует...» (ст. 1).

2. В УК РФ 1996 г. изменена регламентация объектов уго- ловно-правовой охраны: во-первых, вместо прежней формулировки «общественного строя СССР, его политической и экономической систем» введена более точная, адекватно отражающая современные реалии формулировка «общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации»; во-вторых, расширен круг объектов уголовно- правовой охраны за счет включения в их число общественных отношений, ранее либо вообще не охраняемых российским уголовным законом (отношений, гарантирующих мир и безопасность человечества), либо фактически охраняемых, но не указанных в числе объектов уголовно-правовой охраны при регламентации задач уголовного закона (отношения в сфере охраны окружающей среды).

3. В УК РФ 1996 г. изменен приоритет в объектах уголовно- правовой охраны. Поскольку для большинства цивилизованных стран в настоящее время доминирующей становится тенденция обеспечения надлежащей охраны прав и свобод человека и гражданина, постольку в Кодексе на первое место ставится охрана интересов именно личности. Эта проявляется и в системе Особенной части УК РФ, где интересы личности превалируют над всеми другими благами, охраняемыми уголовным законом.

Следует, однако, отметить два обстоятельства. Во-первых, для российского уголовного законодательства всегда было характерным в уголовно-правовой охране отдавать приоритет интересам государства в сравнении с интересами личности. Такая закономерность наблюдалась еще в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также в Уголовном уложении 1903 г. Особенностью было лишь то, что второй раздел в указанных актах (то, что сегодня называется Особенной частью) открывался нормами о преступлениях против веры. По- еле них шли главы о преступлениях государственных, например глава III Уголовного уложения «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и Членов Императорского Дома». Во-вторых, изменение приоритетов в объектах уголовно-правовой охраны на уровне постановки задач перед уголовным законодательством само по себе является недостаточным. Для этого необходимо, чтобы данное изменение нашло отражение не только в расположении соответствующих глав Особенной части УК, но и в самом содержании нормативного материала, в частности, в условиях уголовной ответственности «простых граждан» и должностных лиц, в санкциях за посягательства на интересы таких субъектов.

Если по УК РСФСР 1960 г. задачи, стоящие перед уголовным правом, решались посредством определения преступности общественно опасных деяний и установления наказаний за их совершение (ч. 2 ст. 1), то по УК РФ 1996 г. эти задачи решаются посредством установления основания и принципов уголовной ответственности, определения преступности общественно опасных деяний, наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение (ч. 2 ст. 2). Таким образом, отличительной чертой действующего УК является включение в число средств решения стоящих перед ним задач нормативного материала, содержащегося не только в Особенной, но и в Общей части. Указание на меры уголовно-правового характера в ч. 2 ст. 2 УК является новеллой лишь в том смысле, что такое указание ранее отсутствовало в законе. Между тем и по УК РСФСР 1960 г. меры, применяемые к лицам, совершившим преступления, не исчерпывались уголовным наказанием (например, к их числу относились условное осуждение, отсрочка исполнения приговора).

В процессе решения «исторически предопределенной своим происхождением» задачи охраны (А. В. Наумов) уголовное право проявляет себя по следующим направлениям:

1. оно объективно способствует организации, упорядочению общественных отношений, составляющих предмет его регулирования, тем самым выполняя регулятивную (или регулятивно- охранительную) функцию;

2. посредством установления уголовно-правовых запретов на совершение наиболее общественно опасных деяний, а соответственно и определения их уголовной наказуемости оно не только фиксирует границы дозволенного поведения (т. е. регулирует), но и тем самым выполняет функцию предупреждения в отношении как законопослушных граждан (общая превенция), так и тех, кто однажды уже преступил черту уголовного закона (специальная превенция), т. е. выполняет предупредительную функцию;

3. включая в свое содержание комплекс мер, направленных на восстановление нарушенного преступлением общественного отношения (таких, например, как: примирение с потерпевшим; заглаживание вреда, причиненного потерпевшему; возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате совершения преступления; наказаний в виде штрафа, конфискации имущества), оно тем самым вполне реально выполняет восстановительную функцию. Выделение данной функции в качестве функции уголовного права нередко ставится под сомнение либо под тем предлогом, что восстановление причиненного преступлением вреда осуществляется в процессе исполнения наказания, а потому эта функция — атрибут уголовно-исполнительного права, либо потому, что реализация мер уголовно-правового характера далеко не всегда способна повлечь восстановление нарушенного преступлением общественного отношения, как, например, имеет место при лишении жизни другого человека — это действительно невосполнимая, невосстановимая утрата. Не отрицая последнего обстоятельства, следует, однако, заметить, что, в частности, и предупредительная функция уголовного права далеко не всегда имеет своим результатом полноценный эффект. Что же касается отраслевой принадлежности данной функции, то, во-первых, большая часть названных мер реализуется в рамках именно уголовного права, а во-вторых, определение оснований, условий и размеров «восстановительных» наказаний — это прерогатива уголовного права. А кроме того, никто не отрицает за уголовным наказанием такой цели, как исправление, лишь на том основании, что достигается она в процессе исполнения наказания.

Помимо перечисленных в качестве функций уголовного права называют и другие: поощрительную, воспитательную.

Представляется, что выделение первой вряд ли обоснованно. Несмотря на то что в теоретических исследованиях по уголовному праву, в самом тексте уголовного закона и в практике его применения уголовно-правовое поощрение занимает все более достойное место с точки зрения решения задач, стоящих перед уголовным правом, суть проблемы все-таки в другом: поощрение и наказание — всего лишь средства уголовно-правового регулирования. Это своеобразные элементы процесса правового стимулирования должного посткриминального поведения. Но не более того. В противном случае, следуя правилам логики, наряду с поощрительной необходимо выделить и наказатель- ную функцию уголовного права.

Что касается воспитательной функции, то, бесспорно, и содержательно и функционально уголовное право, как и любая другая отрасль права, несет определенный воспитательный заряд, «содействует развитию правосознания населения» (А. Н. Игнатов). В социальном, широком смысле уголовное право вполне реально целенаправленно и систематически влияет на поведение человека, формируя тип законопослушного субъекта в соответствии с теми моделями, которые закреплены прежде всего в его Особенной части. Элементы воспитания в той или иной степени присутствуют и в процессе применения уголовного права. Представляется, однако, что в узком педагогическом смысле говорить о воспитании, воспитательной функции применительно к уголовному праву вряд ли обоснованно, поскольку в данном случае отсутствует специально организованный и управляемый процесс формирования личности уголовно-правовыми средствами, осуществляемый специальными субъектами (педагогами) в особых учебно-воспитательных формах и учреждениях.

Название этой отрасли права в разных странах имеет разное происхождение и зависит от того, какая идея лежит в основе уголовного права. Если это идея преступления, то его называют criminal law (англ.), droit criminel (франц.), criminal-recht (нем.) — от лат. «crimen» (преступление), т.е. право о преступлении. Если же на первое место выдвигается идея наказания за преступление, то его называют иначе — penal law (code), droit penal, strafrecht — от лат. «poena» (наказание), т.е. право о наказании. В Болгарии уголовное право называется наказательным правом.

Так или иначе, понятие уголовного права всегда связывалось с правом (законом), определяющим наказание за преступное поведение.

Уголовное право это отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, установленных высшим органом государственной власти. Эти нормы определяют принципы уголовной ответственности, а также предусматривают, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какому наказанию подлежат лица, виновные в их совершении. Принятый Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 г. новый Уголовный кодекс (У К) в ст. 1 определяет, что он имеет задачей правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Юридическое своеобразие уголовного права выражается главным образом в особом методе и предмете правового регулирования. В самом общем виде предмет уголовного права можно определить как преступление и наказание. Это центральные понятия уголовного права.

При более детальном рассмотрении этого вопроса становится ясно, что предмет регулирования в основном образуют негативные общественные отношения, возникающие в связи с фактом совершения преступления (уголовно-правовые отношения). Они имеют относительный и двусторонний характер (государство и преступник). Праву государства (в лице его правоохранительных органов) привлечь преступника к уголовной ответственности и на значить ему предусмотренную уголовным законом меру наказания соответствует обязанность субъекта преступления ее претерпеть. В свою очередь, преступник наделен правом требовать точной оценки своего общественно опасного поведения в полном соответствии с законом и назначения ему судом соразмерного, справедливого и строго индивидуализированного наказания, чему соответствует обязанность государства. Однако предмет уголовного права этим не исчерпывается. В его структуру включены и некоторые позитивные правоотношения, например, возникающие при необходимой оборо не, задержании преступника и т.д.


Неоднородность предмета порождает и сложность метода право вого регулирования. Поскольку большинство правоотношений в области уголовного права является негативными, метод правового регу лирования в уголовном праве особый— карательный, заключающийся в применении уголовной репрессии к лицу, виновному в совершении преступления. Поскольку уголовная репрессия является наиболее острым оружием государства в борьбе с преступностью, неуклонное соблюдение уголовных законов представляет собой важнейший фак тор укрепления законности в стране. Позитивные правоотношения регулируются путем поощрения социально-полезного поведения.

Функции уголовного права: регулятивная, охранительная, предупредительная и воспитательная.

Охранительная функция является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда.

Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, общества и государства ценности и отношения. Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для личности общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена правовая обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение этой обязанности, т.е. без действие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях уголовно-правовая норма содержит запрет бездействовать и предписание действовать определенным образом.

Предупредительная функция имманентно присуща уголовному закону. Она реализуется уже в самой угрозе применения предусмотренных законом санкций через механизм воздействия уголовно-правового запрета и угрозы наказания. Решающее значение в предотвращении преступлений, снижении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и медицинского обслуживания, содействующие развитию культуры в стране, .а также повышающие уровень общественной нравственности.

Уголовное право играет необходимую, но подчиненную роль в борьбе с преступностью.

Воспитательная функция уголовного права заключается в воспитании у граждан соответствующего уважения, убежденности в необходимости исполнения и соблюдения законов.

Система уголовного права состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть содержит законодательное определение принципов и задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, таких основных понятий уголовного права, как преступление, вина, соучастие и т.д. В Общей части также сформулированы положения, определяющие основания, условия и пределы уголовной ответственности, указаны цели наказания, содержится описание видов наказания, определены условия и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от наказания.

Особенная часть уголовного законодательства состоит из норм, со держащих описание отдельных видов преступлений, и указаний на конкретный вид и размер наказаний, предусмотренных за их совершение.

Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой. Общие положения, сформулированные в Общей части, конкретизируются в нормах Особенной части. Практическое применение норм Особенной части невозможно без учета положений Общей части.

Термин «преступление» происходит от понятия «преступить какие-то границы, пределы», т.е. нарушить наиболее важные правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением.

Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Совершение же преступления влечет за собой уголовную ответственность, наиболее строгую из всех видов юридической ответственности.

Понятие уголовного права в собственном, наиболее точном своем значении - это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно - правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической науки уголовное право - это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.
Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право»

Предмет уголовного права - это совокупность общественных отношений возникающих в связи с совершением лицом преступления урегулированных нормами уголовного права. Так же под предмет уголовного права можно понимать то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами - будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя: предмет уголовно-правовой охраны и предмет уголовно-правового регулирования.
Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения - наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

1)отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;

2)отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции.

В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Специфические черты
- это наличие особого предмета, метода, задач и функции правового регулирования.
- наличие факта совершаемого преступления является основанием для возникновения особых уголовно-правовых отношений между лицом совершившим деяние и правоохранительными органами.
- в содержание уголовно-правовых отношений входят субъекты их юридические обязанности и субъективные права.

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов по средствам которых осуществляются регулирования общественных отношений входящих в предмет.
- основным методом в уголовном праве является императив (метод властного запрета)
1) Установление законодательного заперта на совершение определенного общественно-опасного деяния.
2) Установление наказания за нарушение указанного запрета (санкции)
3) Наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты собственных интересов

Рассматривалось как система норм уголовного законодательства, которая определяла преступность и наказуемость деяния.

В настоящее время уголовное право рассматривется как:

  1. отрасль права;
  2. наука;
  3. учебная дисциплина.

Уголовное право как отрасль права

Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.). Как и для других отраслей права, основой уголовного права выступает Конституция Российской Федерации. Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.

Предметом уголовно-правового регулирования выступают общественные отношения, к которым относятся:

  1. охранительные уголовно-правовые отношения;
  2. регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Регулятивные уголовно-правовые отношения складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношений на причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т. д.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.

Методом охранительных уголовно-правовых отношений является императивный (административно-командный): установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен диспозитивный метод: наделение определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т. д.).

Таким образом, уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Являясь отраслью права, уголовное право имеет сходные черты с некоторыми другими отраслями. Наиболее тесно оно связано с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Замечание

В общей теории права существует точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Система уголовного права. Общая и Особенная части

Система права - это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Структурные элементы системы права:

  • норма права (материальная или процессуальная);
  • подинститут права;
  • институт права;
  • подотрасль права;
  • отрасль права.

Таким образом, уголовное право слагается из соответствующих норм права, подинститутов и институтов.

Институт уголовного права - это система взаимосвязанных уголовно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность сходных общественных отношений или какие-либо их компоненты. Они различаются между собой по объему и содержанию. Например, одним из наиболее крупных институтов уголовного права выступает институт наказания, меньшим по объему является институт соучастия и т. д.

Основным содержанием уголовного законодательства являются четыре института:

  1. уголовный закон;
  2. преступление;
  3. наказание;
  4. освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Они, в свою очередь, систематизированы в Общей и Особенной частях УК и делятся на более дробные институты и входящие в них нормы.

Общая часть уголовного кодекса

В Общей части законодатель:

  • провозглашает задачи уголовного законодательства и его принципы;
  • указывает основание уголовной ответственности, определяет действие закона во времени и в пространстве;
  • формулирует понятие преступления и выделяет категории преступлений, формы и виды вины, называет общие условия уголовной ответственности (возраст, вменяемость), закрепляет перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, соучастию в преступлении;
  • определяет цели наказания, устанавливает систему наказаний, предусматривает порядок назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Особенная часть уголовного кодекса

Особенная часть включает в себя нормы, в которых содержится описание отдельных видов преступлений и установленных за их совершение наказаний. Нормы классифицированы по разделам, которые в свою очередь состоят из глав.

Наука уголовного права, ее содержание и задачи

Предмет науки уголовного права включает:

  1. комментирование, иначе - доктринальное толкование уголовного закона;
  2. разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики;
  3. изучение истории уголовного права;
  4. сравнительный анализ отечественного и зарубежного права;
  5. разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний;
  6. исследование международного уголовного права.

Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием "метод" охватываются методология и познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью. В диалектическом материализме - это учение о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития, о всеобщем взаимодействии количества и качества материи, формы и содержания явлений и понятий, объективного и субъективного, возможности и действительности, причинности и иных видов детерминации и др. Например, диалектическое учение о детерминации находит применение в исследовании причинной связи между преступным действием (бездействием) и вредными последствиями, в исследовании наличия факта соучастия. Диалектика перехода возможности в действительность обосновывает законодательность и правоприменение норм о стадиях совершения преступления, исследование и на преступление.

Методика в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

Основными методами являются:

  1. юридический;
  2. уголовно-статистический;
  3. социологический;
  4. системный;
  5. сравнительно-правоведческий (компаративистский);
  6. историко-сравнительный и др.

Подробнее

Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко используется в нормотворчестве. Система Кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.

Уголовно-статистический метод - это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится обобщенно-количественное измерение, например, норм, их диспозиций и санкций, структуры наказуемости, .

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения, и др. - по различным аспектам уголовного права

Системный метод обязывает проводить исследования уголовно-правовых явлений и понятий как систем, т.е. целостного множества, состоящего из подсистем и элементов. Этот метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, преступление, вина, множественность преступлений, соучастие, освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должно отвечать расположение в тексте Кодекса разделов, глав, норм. Макросистемой является УК в целом. Микросистемой - норма, диспозиция которой описывает состав преступления, а санкция - вид и размер наказания.

Сравнительно-правоведческий (компаративистский) метод используется при сопоставлении кодексов различных и государств. Он плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке.

Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.

Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы, например, моделирование и кибернетические методы. Последние предполагают использование кибернетического инструментария для обработки различного рода информации: уголовно-статистической, социолого-правовой, обобщений судебной, следственной, прокурорской практики. Давно внедряются кибернетические методы и в вузовское обучение юристов, а также в справочную, законодательную, практическую, научно-исследовательскую деятельность.

Уголовное право как наука , являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства.

Уголовное право как учебная дисциплина

Уголовное право как учебная дисциплина - это преподаваемая по определенной программе в учебных заведениях юридического профиля система знаний, расположенных в формально-логической и юридически обоснованной последовательности в виде относительно самостоятельных тем и вопросов, охватывающих:

  • теоретико-понятийное и нормативное содержание уголовно-правовой отрасли;
  • цели, основания и условия применения уголовно-правовых норм;
  • существующую практику применения уголовно-правовых норм правоохранительными органами государства.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация