Публичный договор - это что? Порядок заключения публичного договора. Публичный договор: важные нюансы для руководителя

Главная / Земля

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи. энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (ст. 426 ГКРФ).

Для П.д. характерно, что одной из сторон всегда является коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Эта деятельность является публичной - коммерсант обращается с предложением воспользоваться плодами его деятельности к неопределенному кругу лиц. Как правило, такое предложение имеет характер публичной оферты. Условия П.д. должны быть одинаковы для всех лиц. пожелавших воспользоваться предложением коммерсанта. Коммерсант по общему правилу не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим по поводу заключения П.д. и его условий. Льготы и предпочтения для отдельных категорий потребителей могут быть

установлены законом или иными нормативными актами. Отказ коммерсанта от заключения П.д. при наличии возможности удовлетворить требования клиента не допускается. Если коммерсант уклоняется от заключения П.д., другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ. В связи с тем, что П.д. большей частью предназначены для обслуживания интересов граждан-потребителей, законом предусмотрена возможность издания Правительством РФ правил,обязательных для сторон при заключении и исполнении П.д., - типовых договоров, положений и пр. Таковы Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Правительством РФ 15 августа 1997г.

Во второй части ГК РФ к П.д. отнесены: договор купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст.730), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789), договор банковского вклада , по которому вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения влом-барде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919).

Гражданское право иностранных государств не знает П.д. в том виде, в каком они представлены в ГК РФ. Тем не менее практически он существует и используется достаточно широко. Применяются типовые договоры, "формуляры", которые нельзя трактовать только как договоры присоединения, так как они способствуют установлению равных условий для всех "присоединяющихся". Еще в прошлом веке в законодательном или административном порядке была установлена обязательность для железных дорог заключения договоров перевозки с клиентурой на равных условиях для всех грузоотправителей.

Залвсский В.В.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР" в других словарях:

    Финансовый словарь

    По гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Юридический словарь

    Публичный договор - (англ. public contract /agreement) в гражданском праве РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая … Энциклопедия права

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР Юридическая энциклопедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проставить для статьи более точные категории. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит л … Википедия

    Публичный договор - – договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - в соответствии со ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности… … Юридический словарь современного гражданского права

    публичный договор - по гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Большой юридический словарь

    В соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 426 ГК РФ) договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру… … Энциклопедический словарь экономики и права

По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные - это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.

Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес, отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК.

Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)..

Коммерческие организации это разновидность юридических лиц, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к ним применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся следующие:

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.

Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами.

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора.

Если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, публичный договор характеризуется следующими признаками:

  • 1. обязательным участником публичного договора является коммерческая организация;
  • 2. предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в п. 2 и п. 3 ст. 426 ГК РФ (продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг);
  • 3. данная деятельность должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);
  • 4. условия договора (цена товара, работ, услуг и пр.) одинаковые для всех потребителей;

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор.

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в ст.426 ГК РФ. Таковым является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом - коммерческой организацией, выполняющей определенные виды работ, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратиться в качестве покупателя. К таким видам работ кодекс относит розничную торговлю, перевозку общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров. Этими признаками являются:
- состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
- коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
- единая стоимость товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Выгода публичного договора для покупателя

Так, закон допускает признавать договор публичным не по формальным, а по перечисленным выше материальным признакам, при наличии которых любой договор купли-продажи может быть классифицирован как публичный. Это очень выгодно покупателю, который в этом случае получает дополнительные преимущества, которых у него нет при заключении обычного договора. В этом случае покупатель является потребителем и на него распространяется действие закона «О защите прав потребителей».

В этом законе, правда, к потребителям отнесены только физические лица, приобретающие товары или заказывающие работы и услуги для своих личных нужд. Может ли юридическое лицо считаться потребителем, в ст. 426 ГК РФ не оговаривается, но в некоторых подзаконных нормативных актах, касающихся заключения публичных договоров, вообще отсутствуют указания, кто может являться субъектом таких договоров. На основании этого правоведы делают выводы, что, там, где это специально не оговорено, в качестве потребителя–покупателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Например, публичные договоры подряда и банковского вклада специально оговаривают, что потребителями в этих случаях могут быть только физические лица.

Признание субъекта публичного договора - покупателя - потребителем дает ему право рассчитывать на снижение цены, если он относится к льготируемым категориям граждан, кроме того, коммерческая организация-продавец не может отказать ему в заключении договора. В том случае, когда последует необоснованный отказ в заключении договора, потребитель имеет право на возмещение убытков и морального вреда.

Юридическую основу использования конструкции публичного договора регламентирует ст. 426 ГК РФ. В п. 1 указанной нормы сформулированы условия, позволяющие идентифицировать публичную сделку и определить отличия от иных типов соглашений.

Под публичным договором ГК РФ подразумевает соглашение со следующими ключевыми особенностями (ст. 426 ГК РФ):

  • Заключение договора осуществляется стороной — субъектом предпринимательской, а равно иной деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Таким образом, одной из сторон сделки обязательно будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
  • Соглашением предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта продать товар, оказать какую-либо услугу или выполнить работу и т. д.
  • Характер деятельности предпринимателя или коммерческой организации позволяет заключать сделки с любым лицом, обратившимся с офертой на заключение соглашения.

Публичный договор может быть заключен только организацией либо его также вправе заключать индивидуальные предприниматели?

Из сущности публичного обязательства можно сделать вывод, что соглашение заключается между хозяйствующим субъектом с целью извлечения прибыли и потребителем. Потребителями могут являться как граждане, действующие в личных целях, так и организации. Отметим, что согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ условия соглашения не должны содержать преимущества одних потребителей над другими (для всех устанавливаются равные права и обязанности).

Наличие в публичном договоре условий, явно свидетельствующих о преимуществе каких-либо категорий потребителей, являются ничтожными (по общему правилу). В этом случае по иску заинтересованного в заключении сделки на льготных условиях лица суд вправе принудить хозяйствующего субъекта оформить соглашение. Однако в п. 4 ст. 426 ГК РФ сделана оговорка, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, условия публичного договора для отдельных категорий потребителей могут отличаться от общих (например, для инвалидов и т. д.).

Отметим, что стороной в сделке выступают как юридические лица, так и ИП. Основное условие — осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Таким образом, некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Признаки публичного договора по ГК РФ. Когда договор признается заключенным?

Полный перечень публичных договоров ГК РФ не закрепляет. Их список является открытым, и любой договор может быть признан публичным, если он имеет признаки такового, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.

Публичным признается договор, заключенный с учетом следующих квалифицирующих признаков:

  • формальный — соответствие правовой конструкции соглашения по предмету;
  • субъективный — по характеру деятельности исполнителя.

Для признания соглашения публичным достаточно доказать, что характер осуществления деятельности лица, получающего доход от предпринимательства, предполагает обязанность заключения соглашения с каждым потребителем, который обратится с соответствующей офертой.

Например, страховщики как коммерческие организации обязаны заключать договоры ОСАГО с каждым потребителем. Это обуславливается тем, что такого рода соглашения не могут быть заключены организациями, не являющимися страховщиками, то есть круг субъектов-предпринимателей, заключающих такие договоры, ограничен. Соответственно, если бы договор ОСАГО не был публичным, граждане и юридические лица лишились бы возможности исполнить установленную законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

По правилам ст. 433 ГК РФ соглашение считается заключенным при наличии акцепта от лица, которому направлена оферта. Для анализируемого вида соглашений моментом заключения признается обращение потребителя с целью приобретения товара или получения услуги. Отказ от исполнения сделки по инициативе коммерческой организации или ИП не допускается в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ.

Виды и примеры публичных договоров

Законодатель определяет в качестве публичных следующие виды договоров:

  • энергоснабжения, купли-продажи (розничной), оказания медицинских услуг и другие виды, сформулированные в п. 1 ст. 426 ГК РФ;
  • подряда, в том числе бытового (п. 2 ст. 730 ГК РФ);
  • хранения на складе (п. 2 ст. 908 ГК РФ);
  • банковского вклада для граждан в кредитных организациях (ст. 834 ГК РФ);
  • хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде (п. 1 ст. 923 ГК РФ);
  • перевозки пассажиров общественным транспортом (п. 1 ст. 426 ГК РФ);
  • обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 1 закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

***

В заключение отметим, что публичный режим соглашений закреплен с целью гарантии прав потребителей, признаваемых гражданским законодательством слабой, наименее защищенной стороной в обязательствах. Правовая конструкция публичного договора необходима для того, чтобы предприниматели не имели права отказывать в заключении договоров с каждым обратившимся потребителем. В противном случае такие отказы повлекли бы многочисленные проблемы и споры. Например, граждане, желающие проехать на автобусе или троллейбусе, могли бы лишиться такой возможности, если бы предприниматели произвольно отказывали в возможности заключить соответствующие договоры.

При таких обстоятельствах публичный договор — это в первую очередь способ защиты прав потребителей, который призван ограничить возможность по отказу предпринимателей в заключении соглашений, являющихся общественно важными для населения.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

С. ДЕНИСОВ
С. Денисов, юрист.
Одной из новелл нового Гражданского кодекса РФ является публичный договор (ст. 426 ГК РФ)
Этот договор представляет собой особый тип договоров, так как он не регулирует какой-либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско - правовых договоров.
Публичным договором признается договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из приведенного определения следует, что предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.
Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация (государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив). Однако не любая коммерческая организация может выступать в качестве участника публичного договора, а только та, которая по характеру своей деятельности обязана осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая обязанность может вытекать из закона и учредительных документов коммерческой организации.
Иными словами, важное значение имеет характер деятельности коммерческой организации. В связи с этим в п. 1 ст. 426 ГК приводится примерный перечень разного рода видов гражданско - правовых отношений, регулируемых различными договорами. Эти договоры объединяет то, что коммерческие организации обязаны заключать договор в отношении всех и каждого, кто к ним обратится.
Контрагентом такой коммерческой организации могут быть любые граждане и юридические лица, выступающие в качестве потребителей товаров, работ, услуг, производимых (осуществляемых) коммерческой организацией. Поэтому, если коммерческая организация или гражданин - предприниматель приобретают товары, пользуются услугами и результатами выполненной работы для предпринимательских нужд, то правила ст. 426 ГК не применяются.
Признание того или иного договора публичным влечет за собой ряд серьезных правовых последствий, направленных на защиту прав потребителей - наиболее экономически слабой стороны в договоре:
во-первых, для коммерческой организации исключается действие одного из основных принципов гражданского права - принципа свободы договора. Это означает, что коммерческая организация лишается права выбора контрагента и решать вопрос о заключении или о незаключении договора;
во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;
в-третьих, условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом и иными правовыми актами специально не предусмотрены льготы для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК);
в-четвертых, коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора с потребителем, в противном случае, последний на основании п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК может обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о понуждении к заключению договора, о разрешении разногласий по отдельным условиям договора независимо от согласия на это коммерческой организации - субъекта публичного договора. В случае необоснованного уклонения от заключения договора потребитель вправе также требовать возмещения причиненных убытков.
Единственно возможным основанием для освобождения коммерческой организации от заключения публичного договора и ответственности является отсутствие у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Например, коммерческая организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, отказывает гражданину в предоставлении гостиничных услуг из-за отсутствия свободных мест. При этом бремя доказывания отсутствия возможностей для заключения договора закон возлагает на коммерческую организацию.
Важная особенность публичных договоров состоит в том, что Правительству РФ в случаях, предусмотренных законом, предоставляется право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В этом проявляется вполне понятный отход законодателя от дозволительного регулирования договорных отношений, от принципа свободы договора. Издание Правительством РФ общеобязательных правил призвано обеспечить защиту прав потребителей, так как отношения, регулируемые публичным договором, - это чаще всего отношения коммерческих организаций с массовым потребителем. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что стремление урегулировать гражданско - правовые отношения путем установления предписаний не характерно для современного российского гражданского права. Это было свойственно ранее действовавшему законодательству, что объяснялось господством командно-административных отношений в экономической жизни.
В том случае, если для потребителей установлены разные условия публичного договора, а также в случае включения в договор условий, нарушающих обязательные для сторон правила, эти условия признаются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). Например, в соответствии с п. 7 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 8 октября 1993 года N 995 (с учетом изменений и дополнений), запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных. При наличии в договоре подобного условия оно признается ничтожным.
Отдельные гражданско - правовые договоры, которые являются одновременно и публичными договорами, регламентированы как в самом ГК, так и в отдельных федеральных законах.
К числу публичных ГК относит: договор розничной купли - продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор энергоснабжения (ст. 539); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, если вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения товаров складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде (ст. 919); договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).
Публичными могут быть признаны договоры возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится. Публичным является договор об оказании гражданам гостиничных, туристических, медицинских услуг, услуг связи и т.д.
К числу публичных можно отнести договоры, участниками которых являются естественные монополии. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Важное положение с точки зрения пределов заключения договора состоит и в том, что органам, регулирующим естественные монополии, предоставлено право определять (устанавливать) цены (тарифы) на товары (работы, услуги) или их предельный уровень субъектов естественных монополий, определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию и др.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.10.1993 N 995
"О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ"
Бизнес-адвокат, N 2, 1997



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация