Муниципально правовые нормы институты и правоотношения. Муниципально-правовые отношения и их субъекты. Муниципально-правовые нормы и институты

Главная / Земля

Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

Муниципально-правовая норма - норма, регулирующая общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

§ 5. Место муниципального права в правовой системе рф

Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права ; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права ; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом ; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

По характеру предписаний они делятся на:

управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие обществен­ные отношения, возникающие в процессе организации и деятель­ности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые харак­терны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значитель­ную часть норм муниципального права составляют общеобяза­тельные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (изда­вать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муници­пальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких пра­вовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены «по двум адре­сам». Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, граждан­ское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, усвоения их содержания производится клас­сификация норм муниципального права по видам. В основу клас­сификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулиру­емых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: местное самоуправление в системе наро­довластия (понятие, принципы, функции местного самоуправле­ния); основы деятельности местного самоуправления (территори­альная, организационная, финансово-экономическая основы); полномочия местного самоуправления (муниципальных образова­ний); гарантии местного самоуправления; ответственность орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления, контроль за их деятельностью.



По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавли­вающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, напри­мер, определяют предметы ведения местного самоуправления;

обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина. Данные нормы устанавливают также обязанности госу­дарственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные идиспозитивные. Императивная норма, напри­мер, устанавливает порядок вступления в силу нормативных пра­вовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и ре­шения законодательным (представительным) органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации вопроса о пре­кращении полномочий соответствующего органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России) нор­мами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта Российской Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образо­вания.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, они могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Нормы муниципального права содержатся в федеральных зако­нах, законах субъектов Российской Федерации, а также в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Россий­ской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть норм муниципально­го права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления. К этим актам относятся уставы муниципальных образований, общеобя­зательные правила по предметам ведения муниципального обра­зования.

Кроме того, нормы муниципального права могут быть поделе­ны на нормыматериально-правовые ипроцессуальные. Матери­ально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определя­ют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местно­го самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Классификация норм муниципального права возможнанетолько по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет со­вокупность муниципально-правовых норм, регулирующих опре­деленный круг взаимосвязанных общественных отношений, ко­торые образуют в рамках предмета муниципального права само­стоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институ­тов: института территориальной основы местного самоуправле­ния, института муниципальной собственности, института муни­ципальной службы и др.

Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).

Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.

В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. При дальнейшем дроблении обособляются группы норм о статусе депутатов, должностных лиц представительных органов местного самоуправления, должностных лиц иных органов, статусе и порядке принятия муниципальных правовых актов и др. Институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления включает институт муниципальных выборов, местных референдумов, правотворческих инициатив. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права <*>. Так, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации <**>. Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д.

Не все авторы считают возможным выделять в муниципальном праве общую и особенную части. Таков, например, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское, сельское муниципальное право. Если принимать данный подход, то необходимо выделить еще и районное муниципальное право.

  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • Муниципальное право как отрасль права представ­ляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная еди­ница отрасли права. Нормы группируются в правовые инсти­туты, а правовые институты составляют отрасль права.

    Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

    Традиционная структура правовой нормы включает гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

    Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их не­исполнение не могут налагаться санкции.

    Диспозиция, которая содержит непосредственные пра­ва и обязанности субъектов соответствующих правоотноше­ний, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реа­лизации, предусмотренные гипотезой.

    Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъек­тов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.

    Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содер­жится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регули­рованию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но пре­дусматривается уголовным или административным законода­тельством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать пра­вильным.

    По-разному соотносятся между собой норма муниципаль­ного права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в боль­шинстве случаев статья нормативно-правового акта содер­жит несколько норм права либо одна норма права содержит­ся сразу в нескольких статьях.

    Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .

    a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

    b) по характеру предписаний :

    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

    c) по степени определенности (категоричности) предписаний :

    диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    d) по территории действия :

    общие – на всей территории России;

    региональные – в масштабе субъекта Федерации;

    локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

    e) по содержанию:

    материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

    В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зави­симости от уровня правового регулирования выделяют кон­ституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

    Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.

    К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:

    · Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.

    · Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.

    · Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.

    · Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.

    · Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.

    · Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).

    К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.

    вопросы: 1, 4, 21,22,24,33,39 (ну может просто ст.50 закона,если ниче и ты не найдешь), 41,42,46.

    1. Муниципальное право - комплексная отрасль права . Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.1 По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм 2. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым. " Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления".

    4. Муниципально-правовые нормы и институты

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

    Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

    Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

    Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

    В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

    По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

    предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    По характеру предписаний они делятся на:

    управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

    обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

    запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

    По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

    По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

    Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация