Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации, их виды. Конспект лекции: Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Государственные территориальные образования

Главная / Земля

Конституционно-правовой статусправовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ).

Первоначально Конституция РФ 1993 года установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: 5 федеральных конституционных законов сократили число субъектов РФ с 89 до 83 субъекта с 1 марта 2008 г.

Первыми решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. 1 декабря 2005 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них был образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край.

Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в новый субъект Федерации - Красноярский край. 23 октября 2005 года прошли референдумы по третьему объединению субъектов РФ – голосования по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Следующими объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в результате появился новый субъект РФ - Иркутская область. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

В ближайшие годы возможно дальнейшее объединение субъектов Российской Федерации, что, вероятно, приведет к исчезновению таких видов субъектов Российской Федерации как автономный округ и автономная область.

Все субъекты РФ перечислены в статье 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Российской Федерации Конституция России выделяет следующие виды – республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2), автономные округа (4), автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т.п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государственные образования (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

В связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные, как по национальному, так и по территориальному признаку.


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется рядом основных признаков.

1. В каждом субъекте Федерации имеется свой базовый правовой акт конституция у республик, устав –у других субъектов Федерации и законодательство . Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты –конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов –имеют одинаковую юридическую силу.

Конституция России предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ.

2. Федерация совместно с самим субъектом РФ определяет его конституционно-правовой статус . Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики, статус субъектов РФ остальных видов определяется также Конституцией России и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ Российской Федерации.

3. В Конституции РФ, как уже отмечалось, провозглашается равноправие субъектов Федерации и, в частности, равноправиесубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5).

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию .Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67 Конституции РФ).

5. У каждого субъекта РФ есть собственная система органов государственной власти , которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ).

6. Субъект РФ имеет право на участие в процессе принятия решений на федеральном уровне – с тем чтобы более полно обеспечивался учет его потребностей и законных интересов.

7. Субъекты РФ вправе в соответствии со статьей 72 (пункт "о" части 1) Конституции РФ осуществлять международные и внешнеэкономические связи , при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

8. Статус субъекта РФ характеризуется наличием государственной собственности субъекта Федерации.

9. Каждый субъект РФ имеет право на свои символы , которыми могут быть флаг, герб, гимн. У субъекта Федерации может быть своя столица или административный центр.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство . Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти . Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:


республики .

Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2) края, области, города федерального значения . Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации.

3) автономная область, автономные округа . Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области . В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Использованные нормативные акты:

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Дать понятие федерации РФ.

2. 2.Каковы принципы федерации в РФ?

3. Как определяются предметы ведения РФ?

4. Как определяются предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ?

5. Каков состав субъектов РФ?

6. Каков правовой статус субъектов РФ?

Выполните тест (в задании один или несколько правильных ответов):

1. Статус края, области определяется:

а) Конституцией РФ;

б) Конституцией края, области;

в) уставом края, области.

2. Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна устанавливаются:

а) Конституцией РФ;

б) федеральным законом;

в) федеральным конституционным законом.

3. Ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ:

а) не допускаются;

б) могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Система органов государственной власти субъектов РФ:

а) устанавливается РФ;

б) устанавливается субъектами РФ;

в) устанавливается субъектами РФ и в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и законодательных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

5. Республики в составе РФ:

а) являются суверенными государствами;

б) не обладают суверенитетом;

6. Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая:

а) изменение состава РФ за счет образования в составе нового субъекта;

б) изменение состава субъекта РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

7. Образование в составе РФ нового субъекта оформляется:

а) федеральным законом;

б) федеральным конституционным законом;

в) указом Президента РФ.

8. В составе РФ находятся республики:

а) Новосибирская;

б) Башкортостан;

в) Еврейская;

г) Адыгея;

д) Бурятия.

9. В составе РФ находятся края:

а) Алтайский;

б) Краснодарский;

в) Ставропольский;

г) Калужский;

д) Читинский.

10. Государственный флаг РФ состоит из горизонтальных полос:

а) белого, синего, красного цвета;

б) синего, белого, красного цвета;

в) белого, красного, синего цвета.

Задания для практического занятия:

Задание 1 . По Конституции РФ определить статус субъектов РФ.

Задание 2 .Проработать Устав Амурской области, определить структуру Устава, записать название разделов.

Задание 3. Проработать Конституцию РФ гл.3, Устав Амурской области, определить конституционно-правовой статус Амурской области.

Задание 4. По Уставу Амурской области определить основы социальной защиты населения в Амурской области.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

  • 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
  • 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
  • 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип - субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип - предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

Не обладают суверенитетом;

Не имеют права на отделение или сецессию;

Граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

Закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

Перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования ; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований ) = 89 субъектов РФ .

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ - могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ - принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ - по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» - и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие :

1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта

Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:

1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;

2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.

4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

В настоящее время Указами Президента РФ в статье 65 Конституции РФ произведены следующие изменения:

    наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;

    наименование «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия - Алания» (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152);

    наименование «Республика Калмыкия - Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» (Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173//СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 676);

    наименование «Чувашская Республика - Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика - Чувашия»;

    ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ - Пермский край - в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство , а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство . Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти . Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики . Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения . Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа . Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области . В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Разделение властей является основополагающим принципом демократического правового федеративного государства. Данный принцип закреплен в Конституции РФ 1993 г. в качестве основы конституционного строя России .

Значимость данного принципа и его реализации связана с непрерывным процессом развития федеративных отношений в Российской Федерации, необходимым для поддержания стабильности в обществе и государстве.

Формирование гражданского общества и становление правового государства в нашей стране способствовали демократизации ряда институтов конституционного права России, в том числе и в механизме государственной власти.

Профессор М. В. Баглай отмечает, что в 20 веке в России сменилось два типа конституционного права: дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. - февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль - октябрь 1917 г.); тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.). Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина .

Впервые Конституция 1978 года установила, что российское государство является суверенным. В тот период начался процесс демократизации всех сторон жизни общества .

Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г.

М. Н. Марченко полагает, что существуют три относительно самостоятельных периода становления и развития теории разделения властей. Первый период - апрель 1985 г. - сентябрь 1993 г. характеризуется не только формально-юридическим закреплением принципа разделения властей в Конституции и других нормативно-правовых актах, но и реальным воплощением в жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные научные статьи, газетные материалы, различные нормативно-правовые акты. В самом начале этого периода по инерции продолжало доминировать восприятии государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что делению подлежат не сами ветви власти, а лишь властные функции .

В конце 80-х - начале 90-х годов в отношении к принципу наметился резкий поворот. Это проявилось не только в теории, но и на практике. Так, в частности, учрежденный в 1991 г. институт Президентства в России и образование Конституционного суда свидетельствовали о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной - исполнительной и судебной ветвей .

Закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», свидетельствовала об официальном признании этой теории .

Второй период охватывает промежуток времени с сентября 1993 г. и до декабря этого же года. В этот период было покончено, как отмечали эксперты, с принципом разделения властей.

С принятием Конституции России 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

Следует отметить, что триада в виде законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является классической формулой теории конституционализма.

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание-парламент РФ, исполнительную - Правительство РФ, судебную - суды РФ (статья 10 Конституции РФ) ; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют судебную систему Российской Федерации .

Функции единой государственной власти осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма действительно выполняет отдельные полномочия, входящие в компетенцию других органов .

Разделение властей обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах РФ .

Таким образом, Российская Федерация и ее субъекты призваны реализовывать и обеспечивать государственную власть, которая осуществляется на основе принципа разделения властей.

По мнению профессора В. В. Лазарева, следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения. В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой «избирательной власти», осуществляемой ЦИК России и иными избирательными комиссиями, а также прокуратуры РФ, наделенной широкими полномочиями .

Принцип разделения властей конкретизируется в последующих главах и статьях Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и его палат, Правительства РФ и судов РФ, а также разграничение предметов ведения и полномочий Российской федерации ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов РФ. В связи с этим правоприменители должны исходить не из абстрактной формулы разделения властей, выработанной конституционно-правовой доктриной, а основывать свои решения на том видении этого принципа, которое выражено в Конституции, как это установлено в решениях КС РФ, в которых он опирался на ст. 10 Конституции.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 11.12.1998 № 28-П, провозглашенная в преамбуле Конституции Российской Федерации цель утверждения гражданского мира и согласия обусловливает и необходимость согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, которое обеспечивается Президентом Российской Федерации .

Согласно Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, и что в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .

В условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную важно не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (статья 3 Конституции РФ) . По мнению Суда, иное не будет отвечать конституционному предназначению государственной власти и поставит под угрозу стабильность конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства .

С. В. Бородин, В. Н. Кудрявцев считают, что взаимодействие трех властей - это сложный и ответственный процесс, который выражается в согласовании различных вопросов, а также в определенном влиянии ветвей власти друг на друга. Как исполнительная, так и судебная власти действуют лишь на основе норм права, принимаемых законодателями. Но последние вырабатывают эти нормы не в отрыве, а тесной связи и на базе проектов и предложений, исходящих преимущественно от органов исполнительной власти, прежде всего - правительства

Механизм, обеспечивающий взаимодействие властей, принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятыенормы, содержащиеся в Конституции РФ и в различных нормативно-правовых актах и регулирующие порядок взаимодействия трех ветвей власти.

По мнению автора, только надежный и эффективный механизм, основанный на принципах законности и децентрализации, может обеспечить компромисс между ветвями власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, и сохранить единство власти и территориальной целостности российского государства.

Таким образом, главная цель разделения властей -это не допустить сосредоточение власти в рамках одного органа или одной ветви власти, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека и гражданина.

Принцип разделение властей является основанием функционирования российского конституционализма, который в конечном итоге призван обеспечить тот баланс интересов, который сделает государственную власть единой и неделимой.

Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11,78,80-93,107-109,111-117,125,128,134Конституции Российской Федерации .

Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органамиисполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, гдеполитикугосударства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводитполитику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство - «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия«личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешенияпрезидента от должности «на основании выдвинутогоГосударственной думойобвинения вгосударственной изменеили совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране» , в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Положение Президента РФ в системе органов государственной власти

Понятие главы государства. Пост. главы государства существует при всех формах правления В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках –

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 388

выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и I конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции, главы государства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т.е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия – например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят как только представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательст-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 389

ва он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело – взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка

Конституционный статус Президента Российской Федерации. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы госу-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 390

дарства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например предлагать парламенту кандидатуру на пост. главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост. главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост. Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) на этот пост. всенародным голосованием был избран Борис Николаевич. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является, главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 391

власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с исполнительной властью.

Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт почти четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 392

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции, нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост. вице-президента. В президентских республиках этот пост. иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 году явилось следствием политической борьбы Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Установлен порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

Основные функции Президента РФ. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 393

или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но в наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 394

быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции, хотя и сформулированной в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления -кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе – самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возмож-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 395

ностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом просто субъектами безопасности.

Вся эта конструкция кажется теперь весьма надуманной и мало что добавляет к пониманию взаимоотношений гражданина и государства. Конституция РФ решила этот вопрос намного яснее и четче, а потому следует считать, что Закон в значительной степени утратил силу. Однако в нем есть положения, которые сохраняют свое действие, и это, в частности, закрепление некоторых функций и полномочий Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, службой обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службой, службой ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 396

обеспечения безопасности средств связи и информации, таможней и др. Практически все эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.).

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Полномочия в области внешней политики .

Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Президенту непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.

Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета»

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума иГосударственный совет ) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогдагосударства [ источник не указан 32 дня ] .

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация