Гпк рф с изменениями на май. Гпк рф в действующей редакции и комментарии

Главная / Земля

Новая редакция Ст. 291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Статье 291 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами либо законами субъектов РФ, тем самым подрывая престиж и авторитет государственной и муниципальной службы и снижая должностной статус лиц, уполномоченных на выполнение публично-правовых обязанностей и функций.

2. Об объекте и предмете посягательства см. п. 2 - 2.6 коммент. к ст. 290.

3. Объективная сторона дачи взятки включает в себя незаконное вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо возможность в силу своего должностного положения способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1), а также за незаконные действия по службе (ч. 2).

3.1. Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. При этом посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, само передает предмет взятки, становясь соучастником дачи взятки. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и его роли в даче или получении взятки, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 (п. 8, 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

3.2. Дача взятки считается оконченным (составом) преступлением в момент передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом, данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует квалифицировать действия виновного и в случае, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Сознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий, либо за способствование в силу занимаемого должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица.

4.1. Прямой умысел в рассматриваемом преступлении является определяющим и при квалификации действий посредника дачи взятки при условии, что его сознанием полностью охватывались фактические обстоятельства дела. Если у посредника отсутствует понимание того, что он осуществляет передачу взятки должностному лицу, его ответственность исключается, потому что в этом случае он не осознает, что является участником совершаемого преступления, так как добросовестно заблуждается относительно оснований передачи незаконного вознаграждения и не понимает неправомерности совершаемых действий.

4.2. Состав преступления отсутствует, если при передаче вознаграждения дающий предполагает, что должностное лицо имеет право на данное вознаграждение.

4.3. Мотивы и цели дачи взятки могут быть различными, однако они всегда носят антисоциальный характер. Подкупив должностное лицо, виновный стремится удовлетворить свой личный интерес, решить конкретные вопросы для себя, своих близких и т.п. Не исключается состав дачи взятки и в тех случаях, когда взяткодатель руководствуется ложно понятыми интересами службы, интересами своего предприятия, учреждения или организации и т.д. В любом случае необходимо иметь в виду, что всегда взятка дается за выполнение (невыполнение) служебного действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им третьих лиц (юридических, физических).

4.4. Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Если посредник сам склонил взяткодателя к даче взятки, которую затем присвоил, его действия следует квалифицировать по совокупности как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291) и мошенничество (ст. 159).

5. Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, управленческие работники коммерческих и иных организаций и любые другие частные лица. Указанные лица могут также выступать в качестве посредников.

5.1. При квалификации анализируемого преступления следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по коммент. статье и соответствующим статьям УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки только при осознании того, что передаваемые им деньги, ценности или иные материальные средства или предоставляемые услуги являются взяткой.

5.2. Лицо, которое организует дачу или получение взятки, подстрекает к этому либо является посредником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. Вопрос о квалификации деяний соучастника в данном случае должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя он действует.

6. Квалифицированным видом посягательства (ч. 2) является дача взятки должностному лицу за совершение последним заведомо незаконных действий (бездействия), что значительно повышает степень общественной опасности анализируемого преступления. Незаконное действие (бездействие) должностного лица - это такое противоправное поведение, которое возникает в связи с нарушением регламентированных нормативными документами обязанностей по службе (см. п. 6 коммент. к ст. 290).

6.1. Если взяткодатель передал должностному лицу деньги, имущество или иные материальные ценности с целью склонить последнего к совершению противоправных действий, образующих другой состав преступления (служебный подлог, превышение должностных полномочий и т.д.), содеянное взяткодателем необходимо квалифицировать по совокупности как дачу взятки и соучастие (в качестве подстрекателя или организатора) в совершении соответствующего преступления.

6.2. Обязательным признаком субъективной стороны состава анализируемого преступления является заведомость знания взяткодателя о характере тех действий (бездействия), которые должностное лицо должно совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении виновного, поэтому для квалификации по данному признаку необходимо установить, что при передаче незаконного вознаграждения лицо осознавало, что дает взятку за совершение должностным лицом именно незаконных действий. Характер незаконных действий лица, за совершение которых дается взятка, может быть различным. Определяющим должно быть то, что незаконность такого рода действия (бездействия) была очевидна для лица, дающего взятку.

При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство на службе суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признаков совокупности преступлений такие действия следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291.

7. В примеч. к коммент. статье предусматривается два основания освобождения лица от УО за дачу взятки: а) если имело место вымогательство вознаграждения (см. п. 10 - 10.2 коммент. к ст. 290) со стороны должностного лица (требование взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить существенный вред правоохраняемым интересам). Освобождение от УО взяткодателя в таких случаях определяется тем, что взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден, в силу сложившихся обстоятельств, дать взятку с тем, чтобы защитить свои законные интересы от неправомерных действий должностного лица; б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать УД, о даче взятки. В контексте ст. 75 добровольная явка с повинной представляет собой поведение, сочетающее в себе добровольность заявления (сообщения) о совершенном преступлении как разновидности признания в нем и чистосердечное раскаяние в содеянном. При этом сообщение должно быть сделано по собственной инициативе, своей воле и желанию, а не вынужденно.

7.1. В основе добровольности как обязательного признака деятельного раскаяния лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, что о взятке правоохранительным органам ничего не известно, однако оно решает обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

7.2. Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о даче взятки должностному лицу, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

7.3. Освобождение взяткодателей от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

7.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК как нажитые преступным путем.

7.5. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем данного органа с целью задержания с поличным лица, предъявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возврату их владельцу.

8. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений средней тяжести; деяние, указанное в ч. 2, является тяжким преступлением.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) лица, за которые дается взятка.

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята лицом, отвечающим признакам субъекта состава получения взятки (ст. 290 УК РФ), или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки предполагают дачу взятки в значительном (ч. 2), крупном (п. "б" ч. 4) и особо крупном (ч. 5) размерах (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

4. Особо квалифицированный состав преступления также предполагает дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3). Если лицо совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК РФ. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному совершенному преступлению.

5. Особо квалифицирующим признаком дачи взятки является также ее дача группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а" ч. 4).

6. Применение примечания к ст. 291 УК, устанавливающего особое основание освобождения от уголовной ответственности, предполагает соблюдение лицом двух условий: во-первых, оно должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления; во-вторых, альтернативно должно иметь место вымогательство взятки либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  • Вверх

Самым распространенным видом коррупции в современном мире считается взяточничество. Проникая в деятельность госучреждений, оно существенно подрывает авторитет чиновников, дискредитирует уполномоченные органы, нарушает принцип социальной справедливости. Практика по ст. 291 УК РФ свидетельствует о том, что это незаконное деяние часто сопровождается и прочими преступлениями. Особую опасность они представляют тогда, когда совершаются по предварительному сговору. Рассмотрим далее, что собой представляет дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Наказание

Наказание за данное преступление предусматривается ст.291 УК РФ. В частности:

1. Дача через посредника или лично карается:

Штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере дохода/зарплаты виновного за 2-5 мес.;

Исправительными работами на 1-2 года;

Арестом на 3-6 мес.;

Лишением свободы до 3-х лет.

2. Передача взятки должностным лицам неоднократно или за совершение заведомо противоправных действий/бездействий наказывается:

Штрафом от 700 до 1000 МРОТ или величиной зарплаты/дохода за 7 мес.-1 год;

Лишением свободы до 8-ми лет.

Примечание к ст. 291 УК РФ

Законодательство предусматривает освобождение виновного лица от ответственности в ряде случаев. В частности, гражданин не будет наказан, если:

  1. Со стороны чиновника имел место и доказан факт вымогательства.
  2. Виновное лицо добровольно сообщило уполномоченным органам о преступлении.

Законодательство не устанавливает, какая сумма считается взяткой. Разъяснения этого вопроса содержится в одном из Постановлений Пленума ВС. Документ, в частности, указывает на то, что для квалификации преступления по ст. 291 УК РФ стоимостная характеристика передаваемых ценностей или благ не имеет значения.

Комментарий к Уголовному кодексу разъясняет суть рассматриваемого преступления. Противоправное деяние состоит в незаконном вручении материальных ценностей либо предоставлении выгоды имущественного характера лицу, находящемуся на службе в госорганах. Целью преступления является действие/бездействие со стороны чиновника, входящее в его должностные полномочия, в пользу взяткодателя либо представляемых им граждан. Противоправное деяние совершается также за способствование служащим в силу положения, которое он занимает, выполнению поручений другим сотрудником госорганов. Наказание по ст. 291 УК РФ (в новой редакции) наступает также в случае, если были вручены ценности или предоставлены выгоды за общее попустительство либо покровительство по службе виновному или представляемым им лицам.

Полнота преступления

Комментарий к Уголовному кодексу поясняет, что незаконное вручение ценностей или предоставление каких-либо благ неразрывно связаны с их получением. Таким образом, последнее не может иметь место, если не было первого. Дача взятки, как и получение ее должностным лицом, исполняющим управленческую деятельность в коммерческой или другой организации, считается завершенной с момента принятия передаваемых ценностей хотя бы частично. Оконченное преступление не может иметь место, если предмет не был принят. В этой связи предложение должностному лицу имущественной выгоды или оставление последних в одежде или на столе служащего, отправление их в письме либо почтовой посылке, вручение их родственникам или посреднику со стороны получателя, если за этим не последует их принятие, следует квалифицировать не как завершенное противоправное деяние. Оно должно рассматриваться как покушение на совершение преступления по ст. 291 УК РФ.

Важный момент

Если принятие ценностей не состоялось по независящим от лиц обстоятельствам, которые пытались вручить или получить предмет или подкуп, этот факт также предусматривает ответственность. В данном случае содеянное рассматривается как покушение на дачу/принятие взятки либо противоправного вознаграждения на фоне коммерческого подкупа. Данным определением не может характеризоваться высказанное намерение гражданина вручить/получить ценные бумаги, деньги, прочее имущество или предоставить возможность пользоваться незаконно материальными услугами, если для реализации сказанного лицо не предприняло никакого конкретного действия.

Соучастие

Посредством незаконного предоставления материальных благ или вручения ценностей гражданин может склонить служащего к заведомо противоправному поведению (бездействию/действию) в рамках его должностных полномочий (ч. 2, ст. 291 УК РФ). Последнее само по себе не считается преступлением. В таких случаях виновное лицо привлекается к ответственности не только за дачу взятки, но и за подстрекательство (соучастие) в противоправных действиях служащего.

Субъекты

Ответственность за преступление по ст. 291 УК РФ наступает с 16-ти лет. В качестве субъектов могут выступать граждане России или иного государства, а также лица, не имеющие гражданства. Взяткодателем может являться:

  1. Служащие госучреждения (органа власти).
  2. Должностное лицо, исполняющее административные функции в коммерческой или иной структуре.

Тип субъекта не имеет значения при квалификации преступления. Должностное лицо или служащий, исполняющий административные функции, предложившие подчиненному работнику добиться желаемого бездействия либо действия вручением ценностей или предоставлением благ, будут нести ответственность как взяткодатель. Сотрудник, который договорится о выполнении обусловленных мероприятий и вручивший обговоренный предмет, будет привлечен как соучастник.

Субъективная сторона

Дача взятки сопровождается Его содержание состоит в том, что преступник предоставляет незаконное вознаграждение должностному лицу за совершение им действия или воздержание от него с применением служебного положения (полномочий) или за способствование достижения желаемого, общее покровительство либо попустительство в отношении виновного. В случае если субъект добросовестно заблуждался относительно основания передачи, не осознавал ее неправомерность, то состав незаконного деяния отсутствует.

Квалифицирующие признаки

В ст. 291, ч. 2 установлен вид преступления - дача взятки служащему за выполнение им заведомо противоправного действия/бездействия. Для вменения этого виновному необходимо доказать наличие умысла. Это означает, что должно быть установлено, что взяткодатель осознавал, что передает ценности или предоставляет блага непосредственно за совершение должностным лицом бездействия/действия. Вторым квалифицирующим признаком выступает неоднократность. Она предполагает, что преступление совершено:

  1. Ранее судимым по этой же статье лицом.
  2. Не меньше двух раз гражданином, ранее не привлекавшимся к уголовной ответственности.

При отягчающих обстоятельствах дача взятки относится к тяжким преступлениям. В случае их отсутствия она квалифицируется как противоправное деяние средней тяжести.

Особенности неоднократности

Следует отличать этот признак от дачи одной взятки в два и более приема, а также от продолжаемого незаконного вручения ценностей/предоставления выгод за попустительство и общее покровительство виновному или представляемым им субъектам. Противоправное вознаграждение группы должностных лиц за совершение ими преступления по предварительному сговору, не может квалифицироваться как неоднократное деяние. При систематическом вручении ценностей, предоставлении выгод имущественного характера служащему за общее попустительство либо покровительство суд должен проверять, не объединяются ли эти преступления одним умыслом взяткодателя. В случае отсутствия признака неоднократности, данное поведение необходимо рассматривать как продолжаемое преступление по части 1 данной статьи.

Посредник

Пленумом ВС определил этого субъекта как лицо, действующее по поручению получателя или передающего взятку, непосредственно осуществляет вручение обговоренного предмета. Посредник выступает не от своего имени, представляя интересы третьих лиц. В отличие от взяткодателя, он не добивается за счет передаваемого материального вознаграждения выполнения либо воздержания от совершения должностным лицом тех или иных действий для себя лично. Поведение посредника квалифицируются как если он осознавал противоправность события. В практике судебных и следственных органов имеют место случаи, так называемого мнимого посредничества.

Новая редакция Ст. 92 ГПК РФ

1. Основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 92 ГПК РФ

1. Статья 92 ГПК РФ определяет случаи, когда судья при возбуждении гражданского дела не имеет возможности определить стоимость отыскиваемого истцом имущества либо размер будущих периодических платежей, подлежащих взысканию с ответчика. Как правило, применение этой нормы связано с тем, что пятидневный срок, установленный ст. 133 ГПК РФ на решение вопроса о принятии заявления к судопроизводству, недостаточен для вызова в суд специалиста-оценщика, получения заключения товароведческой экспертизы по определению стоимости объекта, требования либо справок о доходе ответчика при взыскании периодических платежей. Названные вопросы в большинстве своем могут быть разрешены только в процессе судебного разбирательства, что служит основанием для так называемой предварительной, примерной оценки судьей заявленного требования на начальной стадии гражданского процесса.

Если размер предварительной цены иска окажется ниже установленной впоследствии в ходе судебного рассмотрения и разрешения дела, то истец будет обязан доплатить государственную пошлину, исходя из реальной цены иска, в том числе при вынесении судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В случае полного удовлетворения судом заявленного истцом требования недоплаченная пошлина взыскивается в доход государства с ответчика. И наоборот, если размер предварительной цены иска оказался выше установленной в судебном решении, разница между взысканной и подлежащей уплате пошлины должна быть возвращена истцу на основании определения суда (судьи).

2. При использовании истцом предоставленного ему п. 1 ст. 39 ГПК РФ права на увеличение во время рассмотрения дела исковых требований рассмотрение дела прерывается до представления истцом доказательств выполнения обязанности по доплате государственной пошлины, исходя из увеличенной цены иска или вынесения определения суда о рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины.

Другой комментарий к Ст. 92 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится отсылка к законодательству о налогах и сборах, в соответствии с которым устанавливаются основания и порядок доплаты государственной пошлины.

2. Во время рассмотрения дела возможно увеличение исковых требований самим истцом. В этом случае недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.

Суд в зависимости от обстоятельств дела иногда вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, в связи с чем также производится доплата государственной пошлины.

Истец имеет право заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 90 ГПК.

Один из актуальных сегодня видов правовых отношенийгражданские отношения. При возникновении конфликтов в этой сфере применяется судебное разрешение. Порядок рассмотрения дел и принятия решений регламентируется через гражданский процессуальный кодекс – ГПК РФ.

Гражданский процессуальный кодекс с изменениями на 2017 год —

Гражданско-процессуальный кодекс в действующей редакции с комментариями описывает судебный порядок регулирования подвластных ему вопросов. Также в ГПК РФ с последними комментариями федеральный закон регулирует исполнение решений судов. Текст этих постановлений интересует многих, поэтому актуальный вариант с последними поправками стоит предельного внимания.

Гражданско-процессуальный кодекс в действующей редакции с комментариями решает такие задачи:

  • Восстановление прав потерпевших сторон;
  • Обеспечение правильного рассмотрения дел;
  • Утверждение права обжаловать решение суда;
  • Укрепление правопорядка и уважения к закону.

Обеспечительные меры в гражданском процессе ГПК РФ

Статья 140 с комментариями описывает обеспечительные меры, которые применяются для обеспечения иска. Этот раздел дает перечисление мер и описывает дополнительные действия, которые законодательство также может применять.

Статья 140 регламентирует применение таких обеспечительных мер:

  • Арест на имущество ответчика;
  • Ограничение действий, которые ответчик больше не может осуществлять;
  • Запрещение другим лицам передавать ответчику имущество, которое не может быть использовано по этому запрету;
  • Приостановление реализации имущества;
  • Приостановление взыскания;
  • Другие меры по решению суда, например, наложение штрафа или возмещения убытка.

131 статья ГПК РФ

Статья 131 ГПК РФ описывает форму и содержание искового заявления. Содержание должно иметь следующий вид:

  • Наименование суда;
  • Место жительства и имя истца и ответчика;
  • Заявление о факте нарушения прав;
  • Обстоятельства, по которым заявление имеет основание рассматривать это дело;
  • Стоимость иска и подсчет требований по возмещению;
  • Информация о досудебном регулировании и перечень приложенных документов.

39 статья ГПК РФ

Ст. 39 гражданского процессуального кодекса описывает порядок изменения иска и отказа от него. Действующая редакция с комментариями также предусматривает право закончить это дело через мировое соглашение. Это возможно, если стороны смогут договориться самостоятельно.

Статья 56 Гражданского Процессуального Кодекса

Эта статья гражданско-процессуального кодекса в действующей редакции устанавливает обязанность действовать для получения доказательств каждому обстоятельству, на которое ссылается заявление с требованием защиты прав. Только суд может в итоге определить, есть ли сила для этих обстоятельств в конкретном деле.

Статья 446 ГПК РФ

В ст. 446 с комментариями приводится перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Статья 446 устанавливает, что суд не может наложить взыскание на некоторое имущество, принадлежащее по праву собственности. Например, это предметы ежедневного обихода, жилье по ипотечной программе, недорогое имущество для профессиональной деятельности и другие предметы.

Частная жалоба на определение суда по гражданскому делу —

Действующая редакция ГПК РФ описывает порядок подачи жалобы на определение суда. Этот вариант претензии может быть адресован по отношению к единичному решению или решению суда общей юрисдикции. Госпошлина при подаче такой жалобы не предусмотрена. Нести ее следует в суд, где было рассмотрение дела, решение по которому не устроило одну из сторон. Там проверят грамотность поданной бумаги и перенаправят ее в высшую инстанцию.

Ходатайство об уточнении исковых требований —

Гражданско Процессуальный Кодекс в действующей редакции с комментариями предусматривает возможность подать заявление об уточнении требований. Порядок написания ходатайства подразумевает указание собственных реквизитов, изложение проблемы и подпись с датой. Поводом для подачи такого ходатайства может стать необходимость изменить некоторые, изложенный ранее факты или дополнить их материалами, собранными после подачи основного ходатайства. Возможно и обратное действие — сокращение самого иска.

Похожие вопросы

Профессиональные стандарты утвержденные министерством труда 2016 Профессиональные стандарты в Российской Федерации– это такие характеристики, которым должен соответствовать каждый сотрудник для работы на своей должности. Их понятие и, сами их характеристики, были разработаны впервые правительством по указу президе...

Ответственность за доведение до самоубийства - статья УК РФ за самоубийство В нашей жизни бывают и взлеты, и падения. Мы стремимся преодолеть все трудности, а когда сталкиваемся с печальными событиями или даже потерями, пытаемся справиться с ними и продолжить жить дальше. В этом заключается самый главный инстинкт человека – ...

Постановление 87 о составе разделов проектной документации Большое значение в процессе реализации ремонтных работ или строительства новых объектом имеет осуществление данных процессов согласно установленным нормам. В РФ существует значительное количество законодательных актов, которые регулируются данную сфе...

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации , Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к Ст. 1 ГПК РФ

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. К числу законов, в которых содержатся гражданско-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, ГПК РФ и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).

3. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

4. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении гражданского процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего гражданско-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве гражданско-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

7. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в гражданском процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ , обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан вышеуказанными субъектами гражданского процесса в ходе назначения судебного заседания и судебного разбирательства и в любой иной стадии рассмотрения дела.

8. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) <1>, но гражданско-процессуальных норм в себе не содержат.
———————————
<1> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (См.: Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 462).

9. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения ГПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения <2>.
———————————
<2> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу Лукьянова А.И. и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.

10. Судам при осуществлении гражданского процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

12. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.
———————————
<3> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 531.

13. Если гражданско-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с гражданским процессом или даже названного в ГПК РФ действия (решения), допустимо использование гражданско-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

14. Лица, вовлеченные в сферу гражданского судопроизводства, должны осуществлять свои действия в соответствии с нормами гражданско-процессуального права. В случае же отсутствия в гражданско-процессуальном законодательстве разъяснений той или иной нормы правомерно использование по аналогии одноименных толкований уголовно-процессуальных положений. В особенности данное правило распространимо на использование в гражданском процессе разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся уголовно-процессуальных институтов.

15. Вопросы некоторых принципов судопроизводства, порядка производства судебных действий и др. в уголовном процессе более подробно, чем в гражданском судопроизводстве, официально разъяснены. Указанные разъяснения целесообразно знать и использовать при толковании гражданско-процессуальных норм.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <4>.
———————————
<4> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).

17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов и от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными.

21. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

22. Действие гражданско-процессуального закона прекращается в двух случаях:

а) когда вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

б) когда закон отменен.

23. При осуществлении гражданско-процессуальной деятельности всегда применяется гражданско-процессуальный закон, действующий, соответственно, во время назначения судебного разбирательства, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

24. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в гражданском порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями ГПК РФ.

25. Установленный гражданско-процессуальными законами порядок осуществления гражданско-процессуальных действий и принятия гражданско-процессуальных решений является единым и обязательным по всем гражданским делам и для всех судей, судов общей юрисдикции России.

26. Нормы Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции <5>.
———————————
<5> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.

27. Вопросы судоустройства и прокуратуры отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ . Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства и прокуратуры, противоречит п. «о» ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» <6>.
———————————
<6> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 6. С. 2.

28. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора <7>.
———————————
<7> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7. С. 15.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация