Функции теории права и государства. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт? Каковы формы осуществления функций государства
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Теория государства и права – совокупность знаний и представлений об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами.
Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания. Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения. Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.
Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико‑правовых доктрин:
1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно‑правовых явлений;
2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;
3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.
Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:
1) возникновения, функционирования, развития государства и права;
2) развития правовой культуры и правосознания;
3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).
Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
1) онтологическая.
Данная функция изучает государственно‑правовые явления, анализирует их;
2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.
С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);
4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно‑правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно‑правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно‑правовой области функционирования;
6) политическая (другие названия: политико‑управленческая или организационно‑управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно‑правовых явлений;
10) практически‑организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно‑правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
11) теоретико‑познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно‑правовых явлений;
12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.
Еще по теме 1.Предмет, структура и функции теории государства и права.:
- 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 1. Предмет, метод и функции теории государства и права, её место в системе юридических наук
- 1.2. Понятие, структура и функции теории государства и права
- Глава 1. Объект, предмет, структура и методология теории государства и права
- Глава I ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
Виды наук:
1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);
2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;
в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
г) логический – метод, основанный на использовании:
– анализа – разделения объекта на части;
– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;
– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;
– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;
– системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;
3) частнонаучные (специальные) методы,
направленные на изучение особенностей предмета познания:
а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;
б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;
в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;
г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:
– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;
– моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.
3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.
Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.
Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:
1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;
2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;
3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;
4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.
4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;
2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;
6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;
7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;
8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;
9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;
10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.
5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
Отличия государства от общественной власти родового строя:
1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;
2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права.
7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:
1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.
Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.
Признаки обычаев:
1) создание их обществом;
2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;
3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;
4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;
5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;
6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;
7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;
8) отсутствие различия между правами и обязанностями.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Признаки права:
1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
Функции теории государства и права
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.
1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.
В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.
Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.
3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).
4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.
5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
6) Политико-управленческая функция . Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.
8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
9) Практически-организаторская функция . Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.
12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.