Декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям. Декларация рабочих мест: оформление и подача

Главная / Земля

Зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014.

Действует с 08.06.2014.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"

Приложение N 2
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.

Регистрационный N 32387

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр М. Топилин

Приложение N 2

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением N 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Штрафы за нарушение срока подачи появятся с 2015 года. Срок действия декларации продлят, если не будет несчастных случаев. Не принять декларацию могут только при несоблюдении формы.

Наряду с новой обязанностью работодателей проводить специальную оценку условий труда (далее - спецоценка) начиная с 2014 года появился и новый вид отчетности - декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма декларации и порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 N 80н (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.14 N 32387).

Напомним, что с 1 января этого года все работодатели обязаны вместо аттестации рабочих мест проводить специальную оценку условий труда (приказ Минтруда России от 20.02.14 N 103н и Федеральный закон от 28.12.13 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). В ходе спецоценки определяются условия труда на рабочих местах, устанавливаются классы (подклассы) условий труда, исходя из которых назначаются гарантии и компенсации работающим во вредных или опасных условиях (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

По рабочим местам, на которых опасные и вредные условия труда не выявлены, в госинспекцию по труду по месту нахождения организации представляется указанная декларация (ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Она действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проверке, если на указанных в ней рабочих местах не произошел несчастный случай или не выявлено профзаболевание работника, причиной которых стали вредные или опасные условия труда (п. 4 ст. 11 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Отметим, что и после истечения пяти лет, если на этих местах отсутствовали несчастные случаи и не выявлены профзаболевания, подавать декларацию не нужно (п. 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 10 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. приказом Минтруда России от 07.02.14 N 80н).

Справка. При проверке выявлены вредные или опасные условия труда

По рабочим местам, на которых выявлены опасные и вредные условия труда, эксперты, проводящие спецоценку, определяют уровень вредного воздействия в испытательной лаборатории, определяют конкретный класс (подкласс) условий труда (ст. 10, 13 и 14 Закона N 426-ФЗ).

По каждому вредному фактору на основании проведенных исследований проверяющие оформляют протокол (п. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Эти данные входят в отчет о проведении специальной оценки условий труда, с которым работодатель должен ознакомить работников под роспись в течение 30 дней (п. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Затем эти данные размещаются на официальном сайте компании-работодателя (при его наличии).

Данные о рабочих местах с вредными, опасными условиями служат основанием для начисления дополнительных страховых взносов, предоставления и оплаты дополнительных отпусков и других гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Если после проведения в 2013 году аттестации рабочих мест организованы новые места, в 2014 году придется провести спецоценку

Подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда обязаны работодатели, которые провели спецоценку. При этом результаты проведенной ранее, вплоть до 31 декабря 2013 года, аттестации рабочих мест считаются действительными и проводить спецоценку не нужно (п. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ и п. 2 письма Минтруда России от 13.03.14 N 17-3/В-113). А следовательно, не нужно и сдавать декларацию.

Закон освобождает от проведения спецоценки также ИП без наемных работников и физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но нанявших работников ( , ст. 3 и ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При проведении спецоценки не нужно оценивать рабочие места надомников и дистанционных работников (ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Но если новые рабочие места появились еще до окончания срока действия отчета по предыдущей спецоценке, оценить новые места придется через полтора года после их создания (ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, спецоценке подлежат не аттестованные в соответствии со старым порядком рабочие места, которые были созданы в течение 2013 года и освобождались от аттестации на год (п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 N 342н, далее - Порядок).

Также досрочная спецоценка проводится в случае вынесения предписания инспектором по труду, при несчастных случаях, профзаболеваниях, при изменении техпроцесса, замене оборудования, смене сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты (п. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Декларацию соответствия условий труда можно подать как на бумаге, так и в электронном виде

Декларацию по установленной форме необходимо подать в инспекцию по труду не позднее 30 дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 3 и 5 Порядка). Причем сделать это можно, лично посетив трудовую инспекцию или направив по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Кроме того, декларацию можно подать в электронном виде с проставлением квалифицированной электронной подписи работодателя через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (п. 4 Порядка).

Ответственность за нарушение порядка представления декларации возникнет только с 1 января 2015 года, после вступления в силу статьи 5.27.1 КоАП РФ (штраф для юридических лиц составит до 80 000 руб.).

Единственной причиной, по которой трудовая инспекция может отказать в приеме декларации, является ее несоответствие установленной форме (п. 7 Порядка). Если декларация, оформленная не по форме, подана на бумаге, ее вернут почтой в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления (п. 8 Порядка). Также будет указана и причина возврата. Исправленный вариант можно будет подать повторно (п. 9 Порядка).

Реестр деклараций будет вести Роструд. Доступ к реестру будет доступен на официальном сайте службы (п. 2 приказа Минтруда России от 07.02.14 N 80н).

В декларацию вносятся данные из отчета по проведению спецоценки

Форма декларации небольшая - всего одна страница (см. образец на с. 85). Поэтому особых сложностей при ее заполнении возникнуть не должно. Тем более что недавно Минтруд России выпустил соответствующие разъяснения (письмо от 23.06.14 N 15-1/В-724).

Приложение N 1

к приказу Министерства труда

и социальной защиты РФ

Декларация соответствия
условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Общество с ограниченной ответственностью "Компания"

(наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии)

индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию, место нахождения

Фактический и юридический адрес: 127698, г. Москва, ул. Касаткина, д. 3а

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

и место осуществления деятельности, идентификационный номер

_________________________________________________________________________

налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер)

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

заявляет, что на рабочем месте (рабочих местах)

бухгалтер

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(наименование должности, профессии или специальности работника

604А, 607А, 610А, 611А

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(работников), занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах),

4, 4, 3, 2

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

индивидуальный номер (номера) рабочего места (рабочих мест),

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

численность занятых работников в отношении каждого рабочего места)

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, условия

труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация подана на основании заключения эксперта от 05.06.14 N 57

──────────────────────────────────────────

(реквизиты заключения эксперта организации,

проводившей специальную оценку

условий труда)

Специальная оценка условий труда проведена государственным учреждением

"Стандарт"

──────────────────────────────

(наименование организации,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

проводившей специальную оценку условий труда, регистрационный номер

в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда)

── ──── ──

М.П. Смирнов А.В. Смирнов

─────────── ─────────────────────

(подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Заполнить декларацию нужно по данным отчета о проведении спецоценки.

Реквизиты работодателя

Название работодателя указывается в соответствии с уставными документами независимо от наличия у него представительств (филиалов). Кроме того, отражаются ИНН и ОГРН работодателя в соответствии с имеющимися свидетельствами о госрегистрации.

Данные о рабочих местах и условиях труда

При указании данных о рабочих местах, условия труда на которых декларируются, наименование должности, профессии или специальности, а также численность занятых на этом месте работников указывается согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.

Такая карта является частью отчета о проведении спецоценки. При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников, а также учет рабочих мест работодатель осуществляет самостоятельно.

Индивидуальный номер рабочего места

Индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с графой 1 перечня рабочих мест, который также входит в состав отчета о проведении спецоценки. Если в декларации указываются аналогичные рабочие места, то их порядковые номера проставляются с добавлением прописной буквы А в соответствии с данными графы 4 перечня рабочих мест. Дело в том, что при подаче декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места данные о других таких местах также необходимо отразить в декларации (п. 6 Порядка).

Напомним, что аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Подпись руководителя и печать организации

После внесения всех данных декларацию подписывает руководитель организации и заверяет ее печатью.

Приложения

Отметим, что прикладывать к декларации отчет о проведении спецоценки или какие-либо иные документы не требуется.

Отметка о приеме

Внизу декларации трудовая инспекция проставляет отметку о приеме.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – документ, который подается после утверждения отчёта о проведении спецоценки. Срок действия декларации – 5 лет, с момента утверждения отчёта о проведении СОУТ.

Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, где идентифицированы опасные или вредные факторы. Декларация подается на рабочие места, где такие факторы не выявлены и на рабочие места с 1 или 2 классом условий труда (оптимальные или допустимые). Это позволяет снизить размеры страховых взносов в Пенсионный фонд и обосновать отсутствие компенсаций за невредные условия труда.

Практика проведения специальной оценки условий труда говорит о крайне редком выявлении РМ без наличия вредных и опасных производственных факторов. На всех РМ с компьютерами необходимо проводить оценку освещенности. На РМ без компьютеров как правило присутствует вредный фактор «фиксированная рабочая поза» или выполнение работы стоя, что также исключает декларирование.

Стоимость процедуры в результате которой будет оформлена декларация такая же как цена за рабочие места на которых проводится спецоценка.

Как оформить декларацию рабочих мест по условиям труда?

Сведения, которые необходимо указать в декларации:

  1. Данные об организации (название, юридический адрес, ИНН, ОГРН), а также о ее руководителе;
  2. Информация о рабочих местах, в отношении которых проводится декларирование (должность или специальность, ее код);
  3. Результаты, которые были получены в ходе спецоценки;
  4. Данные компании, которая взяла на себя специальную оценку условий труда.

Декларирование рабочих мест по результатам спецоценки проводится только после ее завершения. Документ оформляется в печатном и электронном виде. Его подают в государственную инспекцию труда, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда

Условия декларирования рабочих мест по результатам спецоценки

Трудовая инспекция проверяет декларацию в течение десяти рабочих дней. Если бланк заполнен неправильно или не содержит каких-либо важных сведений, документ вернут. Вам придется его переоформить и подать на проверку снова. Если все оформлено правильно, вы имеете право не проводить спецоценку на рабочих местах, вошедших в декларацию, в течение пяти лет .

Если рабочее место действительно соответствует государственным нормативным требованиям, и на нем не происходило несчастных случаев, а сотрудник не заработал профессиональных заболеваний, срок действия декларации можно продлить еще на 5 лет.

В случае, если на декларированном рабочем месте произойдет несчастный случай или на медкомиссии у сотрудника выявят профессиональное заболевание, документ будет аннулирован. На таком рабочем месте проведут внеплановую спецоценку условий труда.

Правильно заполнить форму декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда – еще не все. Примеров заполнения много, сориентироваться сможет даже молодой специалист по охране труда. Иное дело – сама спецоценка. Если ее проводит ЦЭУТ или иная компания с хорошей репутацией, в декларацию войдут только по-настоящему безопасные рабочие места, и впоследствии не придется тратить время на дополнительную специальную оценку условий труда.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация