Проект мое идеальное государство. Платон об идеальном государстве. Идеальное государство Платона

Главная / Бизнес

Тема 11. СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

1. Модели (формы) динамики культуры

2. Типы динамики культуры

3. Механизмы культурной динамики

4. Факторы культурной динамики

1. Модели (формы) динамики культуры

Культура не может существовать, не обновляясь, она всегда есть единство традиции и новации. В рамках эволюционизма XIX в. появились первые научные представления о культурной динамике. Ученые говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры. Они считали, что все культурные изменения должны представлять движение от простого к сложному.

Начиная с XX в. под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры, например кризисы, возврат к старому, полное исчезновение; начинают говорить о трансформации культурных форм, которые могут быть устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису.

В русле структурно-функционального подхода основное внимание стали уделять феноменам культуры как целостной системы, элементы которой связаны между собой. При этом были поставлены вопросы об источниках и причинах культурных изменений.

Этапной для анализа вопроса культурных изменений стала книга П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), где и был впервые введѐн в научный оборот термин «динамика культуры». Сегодня под

динамикой культурыпонимают любое изменение культуры, устойчивый

порядок взаимодействия составляющих еѐ компонентов, еѐ периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию.

Постепенно определился круг вопросов, связанных с динамикой культуры, – типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики.

В истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний, их преемственность и периодичность может существовать в двух «чистых» формах:

в форме временного круга (цикла), который представляет собой повторяющуюся последовательность определѐнных фаз или состояний;

в форме эволюционного процесса, который состоит в последовательном необратимом повышении уровня сложности и организованности культурных систем.

Реальный ход мировой истории демонстрирует нам ещѐ несколько культурных моделей.

Циклическая модель. Возникла ещѐ в древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Китае, Индии и Древней Греции. Они основывались на идее вечного круговорота событий, периодического повторения явлений в природе и культуре.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду и другим античным мыслителям. Согласно его взглядам вся история человечества разделяется на четыре эпохи, или века

– золотой, серебряный, медный и железный, – и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Смысл истории – в постоянном повторении общих законов. Чем дальше общество уходит от золотого века, тем сильнее отклоняется от исходной идеальной моделиархетипа. Культура понималась как совокупность моральных норм, характера власти, связи поколений, способа усвоения культурных ценностей. В золотом веке человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, всѐ для жизни человек получал прямо от природы, включая знания, которыми он обладал от рождения. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных регуляторов, войной всех против всех, потерей связи поколений, утратой гармонии с природой. Развитие заканчивается кризисом культуры, вызванным бунтом природы против человека. Кризис нельзя было считать целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному краху культуры, он возвращал еѐ к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно.

Инверсия – вариант циклической модели динамики культуры, когда изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Поэтому чем меньше степень стабильности общества, тем резче повороты в его духовной или политической жизни: от жесткой нормативности до распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту.

Инверсионная волна может накрыть собой самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков (в Римской империи – это переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов). Инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что вызывает возрождение (или реставрацию), прошлого (европейское Возрождение привело к восстановлению античной языческой культуры, тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков). XX век продемонстрировал переход от религии к атеизму в России. В конце века маятник качнулся в обратную сторону, и мы видим возрождение интереса к религии, как в народе, так и со стороны государства.

Интересное развитие идеи цикличности получили в работах Ю.М. Лотмана. В его книге «Культура и взрыв» основной формой динамики

культуры названа инверсия, переход от одного полюса культурных значений

к другому – как непрерывный, так и в виде взрыва, непредсказуемого появления нового в науке и искусстве.

Современный отечественный культуролог Ю.В. Яковец понимает под циклом время от революционного переворота, знаменующего рождение новой исторической системы, до следующего переворота, утверждающего новую систему. При этом ход истории представляет собой спираль. Маятник никогда не оказывается дважды в одной точке, но совершает сходные по фазам колебания. Яковец выделилпять фаз развития цивилизации:

1. Зарождение , формирование исходных элементов новой цивилизации в недрах старой – долгий период, когда происходит развитие ещѐ не проявившей себя на исторической сцене цивилизации; это еѐ предыстория.

2. Становление – период от появления заявившего о себе социальным потрясением общества др формирования основных его элементов. Это начало истории, стремительного роста родившейся цивилизации.

3. Зрелость – цивилизация в полной мере реализует свойпотенциал во всех сферах культуры, но дают о себе знать свойственные ей противоречия и пределы возможностей.

4. Упадок – внутри всѐ ещѐ могучей цивилизации уже зарождается новая цивилизация, переживающей период становления.

5. Реликтоваяфаза , когда в отдельных периферийных регионахсохраняются осколки ушедшей в прошлое цивилизации.

В концепции Яковца рассматривается не только модель развития цивилизаций (микродинамика культуры), но и всего человечества в целом(макродинамика культуры). По его мнению, на пути развития общества и культуры сочетаются необратимая эволюция, поступательный переход от ступени

к ступени, с обратимостью в волнообразно-спиралевидной форме движения, периодическим чередованием фаз подъѐма, стабилизации, кризиса, депрессии, оживления и нового подъѐма культуры. Эта ритмика специфична для каждого элемента культуры, каждой страны, но в совокупности она формирует общую симфонию эволюции человечества, его движения от витка

к витку исторической спирали.

Концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера,

А. Тойнби – варианты циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие всемирной истории как единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическимзаконам. Развитие отдельных цивилизаций может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных цивилизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка – возвращения к исходному состоянию.

Линеарная модель динамики культуры.С возникновением христи-

анства, с осмыслением его идеи в рамках теологии связано появление линеарной(эволюционной) модели динамики культуры. Она основана на одной из основополагающих парадигм христианства – стреле времени,

размыкающей вечность, вводящей понятия начала и конца истории – от сотворения мира до Страшного суда и конца света. В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса в истории и культуре.

Эта модель активно развивалась в рамках французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер), немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), в марксизме, в эволюционизме социальной и культурной антропологии (Э. Тайлор, Д. Фрэзер, Л. Морган), а также в неоэволюционистском направлении культурологии (Л. Уайт, К. Клакхон).

Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признается источником и целью развития общества и культуры. Так, у Канта – это развитие самого человека, у Гегеля – саморазвитие абсолютного духа, в марксизме – развитие материального производства. У всех представителей этого направления можно вычленить несколько основополагающих идей. Главная из них – идея единства человеческого рода – ведѐт к признанию единообразия развития культуры в любой части света. Эта единая мировая культура развивается от низшего, простейшего состояния к более сложной, высшей ступени, проходя непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей.

Важным элементом линеарных концепций является понятие прогресса

– количественного и качественного улучшения жизни человека и общества. В зависимости от понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах вводится тот или иной критерий прогресса. Так, для Гегеля критерием прогрессивного развития истории и культуры, или саморазвития абсолютного духа, выступает сознание свободы. В марксизме прогресс понимается как соответствие производительных сил и производственных отношений в процессе исторического развития. Для Л. Уайта, считающего развитие культуры процессом покорения природных сил, критерием прогресса служит рост количества энергии, расходуемой в год на душу населения.

Реверсивная модель является вариантом линеарной (эволюционной) модели динамики культуры, использующей некоторые ценностные детерминанты цикличной модели развития, и, в отличие от эволюционных классических моделей, представляет собой стрелу времени, обращѐнную в прошлое. Всѐ дальнейшее есть лишь деградация культуры. Человек должен повернуть ход истории вспять, вернуться кидеальному первоначальному состоянию культуры – к золотому веку. Так дляЖ.Ж. Руссо развитие культуры, рост материального благосостояния человека несут отчуждение человека от продуктов своего труда, от общества, от других людей, т.е. негативным фактором. Счастье человека – в единстве с природой. Вернуться к нему можно, лишь отказавшись от современной цивилизации и еѐ ценностей.

Девиантная модель динамики культурыбыла сформулирована в рам-

ках неоэволюционизма, на основе линеарной модели динамики культуры(А. Уайт, А. Кребер, Д. Стюарт, М. Харрис). Графически она может быть

представлена в виде сильно ветвящегося дерева, где ствол – генеральная линия развития общества и культуры, а ветви – отклонения от неѐ, позволяющие объяснить специфику отдельных культур. Эволюционная интерпретация человеческой культуры как целого должна быть однолинейной. Но человеческая культура, как совокупность многих культур, должна быть интерпретированамультилинейно.

Для объяснения многообразия культур в этой модели было введено понятие об общей испецифической эволюции. Общая эволюция, формирующая общие культурные черты, происходит через процессы межкультурного взаимодействия. Специфическая эволюция характеризовала каждую отдельную культуру, приспособленную к характерным условиям своей природной среды.

Волновая модель динамики культурысочетает в себе циклическую и линеарную модели, соединяя обратимые и необратимые процессы. О волновых изменениях культуры говорили ещѐ Д. Вико, П. Сорокин, но наиболее полно эта модель была раскрыта в работах русского экономиста Н.А. Кондратьева.Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней сферы культуры развиваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. Фаза подъѐма связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается ростом оптимизма в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает увеличение безработицы, угнетѐнное состояние многих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры.

Основные идеи Кондратьева были развиты американским экономистом Й. Шумпетером, который главным фактором цикличности динамики считал инновации, как технические, так и социально-культурные, которые служат стимулом экономического роста, выхода из кризиса. Во второй половине XX в. идеи Шумпетера были реализованы развитыми странами в инновационной политике действующих на рынке фирм, которые постоянно предлагали новые товары. Государства поддержали эту политику налоговым регулированием, в результате общество поднялось на качественно новую, постиндустриальную, ступень развития.

О волновом характере человеческой истории говорит также Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна». Он выделяет три стадии: аграрную, индустриальную и информационную, сменяющие друг друга благодаря техническому прогрессу. Тоффлер отмечает ускорение прогресса: если первая стадия длилась тысячи лет, то второй потребовалось всего триста лет, чтобы изжить саму себя. Поэтому третья волна вряд ли продлится больше нескольких десятилетий.

Новейшие модели динамики культуры.Одно из последних открытий культурологии – синергетическая модельдинамики культуры – создана в результате применения моделей новой науки синергетики, занимающейся изучением самоорганизации простых систем, к исследованию феноменов культуры.

Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую (обменивающуюся веществом, энергией или информацией с окружающей средой) неравновесную (находящуюся в крайне неустойчивом состоянии) систему в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более высокой степенью сложности и упорядоченности. Изучение этих процессов началось в 1970-х гг. в рамках синергетики, создателями которой были немецкий радиофизикГ. Хакен и бельгийский химикрусского происхожденияИ. Пригожин. Им удалось отразить в математических моделях появление порядка из хаоса.

С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа: первый – это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, второй – скачок, нелинейный процесс, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у неѐ есть несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. После перехода через точку бифуркации система не может вернуться в прежнее состояние.

Синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры, так как всекультурные системы соответствуют требованиям многовариантности развития, нелинейности и необратимости. Она позволяет видеть в динамике культуры не линейный процесс развития,а множество путей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до катастрофического) развития.Кроме того, динамические изменения культуры представляют собой совокупность процессов, идущих с разным темпом, неодинаковой направленностью и в разных режимах. Результатом динамики может стать как восходящее развитие,рост, нарастание сложности и приспособленности системы к окружающей среде, так и упадок, нарастание хаоса, кризис или катастрофа, что влечѐт перерыв в линейном развитии.

Ещѐ одной современной моделью динамики культуры является постмодернистская концепция. Постмодернизм является общим умонастроением второй половины XX в., основанным на идеях плюрализма. Постмодернисты не отвергают ни одной из известных форм динамики культуры, считая, что все они сочетаются друг с другом, т.к. множество различных фрагментов реальности не могут быть сведены ни к одному объединяющему их принципу.

Выбор любой из существующих в современной культурологии моделей динамики культуры в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе нельзя свести к единому фактору, причине или модели.

2. Типы динамики культуры

Качественные изменения культуры зависят от внутренних процессов динамики культуры и составляющих еѐ элементов, которые получили название типов культурной динамики . В современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики.

Изменения, ведущие ксмене духовныхстилей , художественных направлений, ориентации и моды (смена художественных стилей в истории западноевропейского искусства и культуры – романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм, – к которым неприменимо понятие прогресса, т.к. шедевры появлялись в русле любого из этих стилей).

Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культурыилиотношений между разными еѐ элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений. Такие процессы происходят в отдельных сферах культуры при сохранении устойчивых механизмов стабилизации культуры в целом (например, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ним промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе).

Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний и резкое ограничение или запрет нововведений. Сегодня застой демонстрируют изредка открываемые племена Азии, Африки и Латинской Америки, сохраняющие свой образ жизни и уровень культуры на протяжении веков и тысячелетий. Застой может стать уделом и высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли идеального состояния своего общества и культуры (цивилизация Древнего Египта, просуществовавшая около четырѐх тысяч лет на основе консервирования экономических, социальных и культурных структур).

В слабых культурах небольших этносовупадок и деградация связаны с устареванием каких-то элементов культуры, исчезновением составляющих еѐ частей, прежде устойчивых норм и идеалов (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока). Упадок наступает и в различных сферах высокоразвитых культур, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и жанров и на смену им приходят другие варианты осмысления мира (высокое классическое искусство античной Греции в эпоху эллинизма пришло в упадок, демонстрируя черты эклектики и формализма).

Кризис культуры как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества, что может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции (социальный, политический и духовный кризис античного мира на исходе эпохи эллинизма II-I вв. до н. э., когда имперское мышление разрушало старую античную систему ценностей, а формирование мировой цивилизации получило своѐ идеологическое обоснование в новой мировой религии – христианстве).

Преобразование илитрансформация культуры – появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла устоявшимся традициям, а такжечерез заимствование извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов. Результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового.

Трансформация культуры обычно приводит к реформации религии илиформированию национальнойкультуры. Так, древнерусская, а затем Московская культурная традиция во времена Петра I подверглась массированному воздействию европейской культуры. В течение XVIII в. шѐл их синтез, что и дало высочайший взлѐт духовности в первой половине XIX в., заслуженно носящего имя «золотого века»русской культуры.

Не вызывало сомнения наличиепрогрессивного развития в таких сферах культуры, как экономика (критерий прогресса – развитие производительных сил, всѐ большее удовлетворение потребностей человека), наука (критерий прогресса – знание об объективных закономерностях природы, подтвержденное на практике), средства массовой информации (критерий прогресса – скорость прохождения информации и широта охвата аудитории).

Но говорить о прогрессе применительно к искусству, философии, религии не представляется возможным. Поэтому неокантианство иоснованный на его идеях диффузионизм, психологическая школа в антропологии, американская историческая школа, функционализм и структурализм исключили идеи развития и прогресса из своих базовых установок. Появились циклические модели локальных цивилизаций, сохранявшие понятие «прогресс», но понимавшие его как растущее количество базовых идей, данных Богом каждой развивающейся цивилизации для своего самовыражения.

В начале XXI в. преодолевается упрощенный историзм. Сегодня признается принципиальная многовариантностьистории и культуры, разнообразие форм культурной динамики, что не исключает возможности прогрессивного развития каких-то сфер общества и культуры.

3. Механизмы культурной динамики

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так ивнешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.д.). Они проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают в форме либо активизации, либо замедления, что находит своѐ выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных еѐ видах и формах.

В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: новации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез. Их результат – переход от прошлого к настоящему и будущему. Европейская культура всегда была ориентирована на лучшее будущее; традиционная китайская культура всегда обращалась к прошлому, видя в нѐм идеал; множество малочисленных народов, существующих в согласии с природой, вполне довольны настоящим, потому что оно полностью повторяет прошлое и нисколько не изменится в будущем. Но при этом любая культура вновь и вновь сталкивается с проблемой соотношения старого и нового, традиции и новации в культуре.

Новации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.Открытие – это получение новых знаний о мире (все научные открытия).Изобретения – это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов, они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии.

Носителями новаций могут выступать творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности. Новаторы могут принадлежать к разным социальным группам. Это: представители элиты данного общества – его политическое руководство, деятели науки и культуры; выходцы из авангардной среды (как правило, деятели литературы и искусства, ищущие особые пути самоутверждения); люди из маргинальных групп, возникающих на границах между разными социальными слоями и группами, которые ищут свою специфику и оправдание своего существования; диссиденты (люди, не согласные с политикой, проводимой государством по какому-либо вопросу); выходцы из других стран и культур (например, колонии английских пуритан в Северной Америке, ставшие фундаментом для формирования будущих США).

Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, норм, традиций и обычаев и поиск ими своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. При этом всегда возникает проблема соединения появившихся новаций с социокультурной средой. Так, паровая машина была почти одновременно построена И. Ползуновым на Урале и Д. Уаттом в Англии, но машина Ползунова после смерти изобретателя была сломана и забыта, а в Англии это изобретение стало важной вехой в промышленной революции.

Традиция и культурное наследие. Традиция – это механизм воспро-

изведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Еѐ главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как отклонение от идеала. Традиция является частью более широкого понятиякультурного наследия, которое

выступает как сумма всех культурных достижений данного общества, как его исторический опыт, включая и подвергшееся переоценке прошлое.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого при этом должны не только сохраняться, но и воспроизводиться. Обращение к культурному наследию призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры. Содержание самобытности составляют не только традиционные явления культуры, но и более подвижные еѐ элементы – ценности, нормы, общественные институты.

Охрана и освоение своего культурного наследия (фольклора, памятников художественной культуры, книг, достижений науки и техники), – черта любого нормального общества, важнейшая часть деятельности государства, общественных и международных организаций (ЮНЕСКО).

Процесс динамики культуры подвержен риску двух противоположных тенденций:

1) канонизация достигнутого и отказ от любых дальнейших поисков в области формы или содержания (крайней формой этого стремления в религии становится фундаментализм – восстановление более ранних образцов религиозной веры, не затронутых разлагающим воздействием еѐ позднейших противников: Иран, Афганистан, Чечня);

2) отказ от культурного наследия, часто в ходе революционной ломки прежних социальных и культурных структур (идеология Пролеткульта в России первых лет после революции 1917 г., отвергавшая всю предшествующую культуру как буржуазную).

Соотношение традиции и новации является одним из оснований деления обществ на традиционные и модернизированные (индустриальные). Для традиционных обществ характерна опора на традиции при минимальном включении новаций в культуру. Индустриальное общество много легче принимает нововведения. Сочетание традиции и новации, умение найти «золотую середину» между ними – важная задача любой культуры.

Диффузия культуры и культурные заимствования является пространственным, географическим распространением элементов культуры. При этом происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых еѐ комплексов.

Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами (заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира).Вертикальная (стратификационная) диффузия развивается между

  • 1. Типы культурных изменений.
  • а) Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений: 1) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); 2) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); 3) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое сообщество).
  • б) Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это - сфера истории искусства, культуры, литературы и т. д. Так, всю историю западноевропейской культуры можно представить как историческую смену стилей (особенно четко это можно проследить на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т. д.), постмодернизм.
  • в) Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.
  • г) Культурный застой: консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация художественной жизни; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации общества в целом. При этом не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества. Застой - характерная черта устойчивых малых этнических культур, она служит механизмом самосохранения в процессе взаимодействия с другими более «мощными» цивилизациями. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизацию доколумбовой Америки и т. д.
  • д) Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами, попавшими в орбиты сильных культур. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры - в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Примером упадка культуры является тенденция примитивизации и архаизации жизни (проявляется в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд, в местах лишения свободы и т. д.).
  • е) Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между старыми духовными структурами и институтами и формированием новых. В Новое время кризис культуры обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию (маятниковые изменения), которая проявляется в условиях отсутствия устойчивого ядра, «золотой середины» в культуре.
  • ж) Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез.
  • 2. Совокупный социальный опыт совместного проживания и адаптации людей в конкретных природных и исторических условиях - основное содержание культуры всякого общества. Формы его проявления :
    • - продукты и результаты любой целеориентированной деятельности;
    • - нормы взаимоотношений между людьми;
    • - социально-политическая и экономическая организация;
    • - религия;
    • - образование;
    • - все виды творческой активности и т.п.

Особые формы накопления опыта: традиции, нравы, обычаи, язык, система культурных кодов и образов, ценностные ориентации и т.п., но более всего - корпус исторически сложившихся «культурных текстов», специально аккумулирующих и систематизирующих опыт и знания. Сюда входят: трансляция следующим поколениям социального опыта консолидации, совместного проживания, выживания и развития данного общества, т.е. социальное и культурное воспроизводство этого общества как устойчивой социокультурной целостности, системы принятых в нем порядков и норм, его культурной специфики.

Главные институты подобной трансляции:

  • - традиции (транслирующие наиболее древние и устойчивые образцы преимущественно символического поведения людей);
  • - воспитание (транслирующее основную массу норм межличностного бытового общения, основы языка и главные культурные коды и нормы, необходимые для практического социального выживания);
  • - образование - общее и специальное - (транслирующее комплекс минимальной общенаучной и общегуманитарной эрудиции и глубокие специальные знания в какой-то выделенной области);
  • - просвещение (демонстрирующее эталонные образцы гуманитарной культурной эрудиции личности) и др.
  • 3. Социально-историческое воспроизводство общества как целостного социального организма с присущей ему культурной спецификой. Сущность проблемы :
    • - культурная специфика как продукт истории данного общества и накопления его социального опыта;
    • - социальное воспроизводство общества, возможное только посредством соответствующего воспитания его субъектов (социализации и инкультурации).
  • 4. Особенность культуры, генетически не переходящей ребенку от родителей, но транслируемой только методом воспитания, обучения и т.п. Трансляция черт: лингвистических, этнических, социально-сословных, религиозных. При невозможности полномасштабной трансляции социальной специфики данной культуры, наступает процесс культурной ассимиляции людей во внешнем социальном окружении (другом народе).
  • 5. Процессы культурной ассимиляции людей во внешнем социальном окружении:
    • - детерминация личности социокультурной системой;
    • - человеческая личность как «продукт», «исполнитель» и «творец» культуры, ее форм и образцов;
    • - личность в истории культуры;
    • - проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе;
    • - конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур;
    • - проблема индивидуального «переживания» культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов) ее индивидуальными исполнителями;
    • - конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.
  • 6. Социальная потребность в социализации и инкультурации личности :
    • - социализация и инкультурация как процессы вхождения индивида в общество и его культуру;
    • - социализация - освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей;
    • - инкультурация как освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации куль
    • - инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «человека культурного», но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре;
    • - основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности;
    • - специфика процессов социализации и инкультурации в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Первым условием инкультурации должно быть самоутверждение человека во времени: присвоение полученных знаний и умений, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных и социальных условий.

Вторым условием «завоевания» культуры становится присвоение различных способов видения. Иметь возможность видеть - значит уметь предсказывать путем «чтения» пространства.

  • 7. Система контроля, принуждения и санкций за неисполнение культурных установлений :
    • - административное;
    • - юридическое;
    • - моральное.

Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях. Право является формально конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной свободе, а о тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется морально, т.е. подлежит моральной оценке.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, поскольку права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

Человеческие интересы не гармонируют между собой. Немыслимо поэтому, чтобы право когда-либо одновременно воздало должное всем законным интересам. Столь же мало способно оно урезать одинаково все притязания, ибо для этого не существует никакого масштаба. Оно неизменно будет содержать в себе элементы партийности и несправедливости.

Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются моральные связи.

С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия.

Отделение права от нравственности вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота. Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

Нравственные заповеди не должны ни связывать свободы человека мелочными и подробными определениями его действий, ни тем более навязывать ему при посредстве актов принуждения и насилия. Они должны лишь руководить его свободной деятельностью и давать опорные пункты для его собственных решений. Угрозы, содержащиеся в законах, прямое побуждение к осуществлению юридических норм, наказание за их неисполнение - таков аппарат внешних средств, в которых выражается принудительный характер права и с помощью которых поддерживается его обязательное значение. Но чем бельше право усваивает подобный характер, тем более стремится оно к отрешению от непосредственной связи с нравственностью, идеалом которой является свободное осуществление закона независимо от контроля власти и силы принуждения.

С постепенным усложнением общественных отношений и с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений сама собой открывается возможность столкновения между нравственным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все свои этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями. Поступать сообразно с общей нормой, но вопреки своему нравственному решению для нравственно развитой личности представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно она должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении. Принудительная система нравственности в случае несогласия лица с общими требованиями не оставляет иных выходов, как лицемерие для слабых и мученичество для сильных. Отнимая у человека возможность делать добро по собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она, в сущности, преграждает доступ к высшему нравственному совершенствованию.

Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что «не ищет своего». Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

Право никогда не может всецело проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным, даже и в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее требования.

12. Динамика социальной структуры российского общества

Колоссальное многообразие социальных связей в обществе порождает столь же богатейшие отношения и в сфере политической власти. И все же, если говорить о развитых индустриальных странах, то можно обозначить ряд устойчивых тенденций в изменении социальной структуры и их политических последствий.

В целом, как показывает практика, изменения в социальной структуре происходят прежде всего под влиянием новых производственных и информационных технологий, роста материального благосостояния граждан, усиления их ценностных ориентаций в пользу свободного времени и культуры, расширения межгосударственных связей и отношений. Заметно возрастает доля населения, занятого в непроизводственной сфере (услуги, обслуживание коммуникаций, банковское дело и пр.), растет численность дееспособного населения, существующего благодаря политико-административному обеспечению со стороны государства (учащиеся, пенсионеры, инвалиды, безработные и т.п.). Наблюдается уравновешенность межнациональных и расовых отношений, рост разнообразия социокультурных стилей жизни. В ряде стран образовалась весомая страта иностранных рабочих и т.д.

Особенности состояния и динамики социальной структуры в современном российском обществе прежде всего определяются переходным состоянием общественных отношений. Наиболее важные изменения состоят в том, что реально произведенные демократические преобразования (хотя они и не гарантированы от обратимости) породили новые социальные механизмы перераспределения ресурсов и статусов, формы социальной стратификации.

Эти социальные процессы существуют как бы параллельно традиционным механизмам структурирования, которые прежде всего связаны с функционированием дотационных и неконкурентных секторов экономики, старой инфраструктурой хозяйствования и разделением труда, прежним привилегированным положением ряда национальных групп и т.д. С этими факторами стратификации, как правило, связаны работники малорентабельных и нерентабельных предприятий госсектора, ряда госучреждений, слабо вписывающихся в рыночную экономику, жители малых городов и сельской местности, где менее всего заметны результаты реформ, пенсионеры, некоторые категории учащейся молодежи и др.

Наряду с указанными источниками структурирования складываются и его новые механизмы, вызванные введением частной собственности, капитализацией хозяйственных отношений, урбанизацией, перестройкой коммуникаций, ростом национального самосознания и др. Они привели к возникновению групп предпринимателей, фермеров, крупных и мелких собственников, высококвалифицированных менеджеров, увеличили разнообразие этнокультурных групп (казачество) и стилей жизни, не сводимых к традиционным классовым характеристикам.

В целом в социальной структуре российского общества можно выделить три группы макросоциальных противоречий, вызывающих мощные политические потоки, а именно: внутри традиционной стратификации, внутри новой (условно говоря, рыночной) стратификации, а также между этими двумя типами социальности. В то же время наблюдаются противоречивые тенденции, свидетельствующие не только об объективном усложнении, но и упрощении социальной структуры.

Многообразие и богатство социальных взаимосвязей в современном российском обществепорождают переплетение множества политических процессов: группы, заинтересованные в рыночных преобразованиях и побуждающие государство к расширению поддержки предпринимательства, соперничают с силами, не заинтересованными в структурной перестройке экономики и стремящимися сохранить политику госрегулирования и патернализма; номенклатурные кланы в государственном аппарате, пытающиеся поставить себе на службу ход реформ, сталкиваются с протестом широких социальных слоев, пытающихся утвердить в обществе принципы социальной справедливости и свободы; борение сил и слоев, связанных с криминализированной и "честной" экономикой, приобретает острейшие формы, вплоть до актов политического террора и т.д.

В целом же столкновение разнообразных политических потоков вызывает серьезные кризисы в деятельности государства, поддерживает ценностный раскол в политической культуре общества, инициирует политический протест широких социальных слоев населения.

Опыт показывает, что смягчение политической напряженности в России, как и в других странах с переходной социальной структурой, как правило, связано с усилением социальной направленности деятельности правительства (особенно в отношении наименее защищенных слоев населения), борьбой с привилегиями госбюрократии и преступностью, расширением возможностей профессиональной переподготовки граждан и рядом других мер.

Введение.

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.

Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.

В 30-х гг. П. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций -- с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности. Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.

Социокультурный процесс и культурная динамика.

«Культурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи); практические применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта); оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям; селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности; передачи информации другим людям об этих способах и результатах; закреплении селектированных образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и пр. в форме «культурных текстов», содержащих организационно-технологическую, нормативно-регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей (т.е. социальный опыт осуществления деятельности в таких формах, которые не имеют разрушительных последствий для уровня социальной интегрированности и консолидированности сообщества). Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества ».

Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью и автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов.

Культурная дифференциация -- качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого .

Взаимодействие культур -- особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

Выделяют разные уровни взаимодействия. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы; однако на этом уровне и прежде, и в настоящее время возможны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных связях, особенно внутри полинационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и малые нации, имеющие свои административно-государственные формы регулирования этнические образования и не имеющие таких форм. При этом более крупное по численности представителей и по роли в жизни разных народов культурное образование способно оказать большее влияние на процессы взаимодействия, нежели малая этническая группа, хотя вклад последней во взаимодействие никоим образом нельзя недооценивать. Все же исследователи выделяют культуру-донора (которая больше отдает, чем получает) и культуру-реципиента (культура, в основном принимающая). В течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться. Важное значение в взаимодействии культур имеет его структура, т.е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйствующими технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, политические, правовые связи. Под влиянием взаимодействие культур весьма своеобразно могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействующих народов, а также в их обычаях.

Международные отношения выступают не только формой взаимодействия культур, но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом взаимодействия может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений .

В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п. .

Исследователи выделяют три типа временных шкал социокультурной динамики:

1. Микромасштабные шкалы времени (1--25 лет) применяются при анализе процессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов (например, возрастных ритмов человека, циклов деловой активности и т.п.);

2. Среднемасштабные шкалы времени используются при рассмотрении таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады (48 -- 55 лет), процесс смены поколений (25 -- 30 лет);

3. Макромасштабные шкалы времени (100 и более лет) применяются при исследовании традиций, процессов смены династий, общественных формаций, изменений языка и т.п. Именно такие масштабы используются при анализе зарождения, расцвета, упадка и гибели того или иного типа культуры .

Поскольку изменения в культуре протекают как в форме активизации, так и в форме замедления процессов, то важнейшими характеристиками времени для культурологов выступают его ритм и темп .

«Современный культуролог Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» представляет характер социодинамических процессов в виде непрерывного движения -- «осмысленной предсказуемости» и, как противоположность этому, -- непредсказуемости, то есть изменений, «реализуемых в порядке взрыва». Говоря о «непредсказуемости», Ю. Лотман имеет в виду, что каждый «момент взрыва» имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние, из которых реализуется только одна. По мысли Ю. Лотмана, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. «Таким образом, динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состоянием организации, реализующей себя в постепенных процессах» »

«В процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия. Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер ».

Периоды кризисов неизбежны для любой культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в социокультурной динамике.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной практике процессы восхождения и кризисные процессы зачастую тесно переплетены между собой так, что доминирующие тенденции не проявляются. Процесс отмирания старых норм и процесс внедрения новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно.

Есть центры порождения культуры и периферия, на которую она распространяется. Все мы и каждый из нас и потребитель, и созидатель культурных ценностей, хотя личный вклад в потребление и созидание далеко не одинаков ».

Способы распространения культуры многолики. Видный отечественный философ-культуролог П.С. Гуревич выделил следующие аспекты движения культурных инноваций :

1) Тиражирование.

2) Сублимация (переключение духовной энергии из одного состояния в другое).

3) Проекция, то есть перенесение ценностных ориентиров от одного субъекта культуры к другому.

4) Идентификация -- уподобление образам, идолам, идеалам.

Все это указывает на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения.

Однако помимо этих социально-психологических моментов необходимо принимать во внимание и социальные институты, и технические средства распространения культуры. Наука, образование, СМИ (средства массовой информации), искусство, взятое в качестве социального института, семья, разнообразные общественные объединения, государство и многое другое выступают как каналы распространения культуры.

Празднества и торжества, ритуальные традиционные акты (от венчания до поминок), рыночные механизмы и многое иное -- все это тоже выступает как средства и пути распространения и восприятия культурных ценностей .

Необходимым элементом в культурной динамике является процесс социокультурной коммуникации -- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Социокультурная коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.

Термин «коммуникация» появляется в научной литре в начале ХХ в. и весьма быстро, наряду с его общенаучным значением (как средство связи любых объектов), приобретает социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме. Необходимыми условиями и структурными компонентами социокультурная коммуникация является наличие общего языка у субъектов коммуникации, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации (семиотических, этических).

В определённом плане каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, как содержащее и выражающее определённую информацию. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, т.е. имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы. Анализ этих типов социальных действий дан в работах А. Шюца .

Специфической сферой социокультурной коммуникации выступает массовая коммуникация, которая может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию.

Культурную специфику передаваемая информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей .

«Таким образом, проблема выбора пути развития приобретает характер волевого акта человека, т.к. его мозг есть механизм, выработанный в ходе эволюции для получения, обработки, хранения и использования информации, выбирающий либо смерть и запустение, либо творчество и прогресс ».

Культурные процессы -- это изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под культурными процессами имеются в виду типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков. Культурные же события-- это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания.

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1. Порождение культурных явлений (генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.) и их частичная институционализация; превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов; формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира; становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ).

2. Распространение культурных явлений (социальная интеграция культурных форм в обществ, практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности; расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм; пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования, заимствование их другими культурными системами и т.п.).

3. Функционирование культурных явлений (действия и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей и необходимостей, осуществляемые индивидуально и коллективно, конвенционально и в системе социальных институтов в виде опредмечивания культурных образцов в конкретных артефактах применения технологий и получения продуктов деятельности -- жизнеобеспечивающих, природопреобразующих, инфраструктурных, технических, социально-организационных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, мироосмыслительных, художественных, оценочных и т.п.; саморегуляция людьми форм своей социальной практики на основе принятых культурных образцов).

4. Социокультурное коммуницирование между людьми (символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантических знаках -- понятиях, обозначениях, названиях и пр.; обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов, регулирующих порядок осуществления жизнедеятельности людей, передачу знаний и пр.).

5. Аккумуляция социально значимых знаний и опыта (накопление и обобщение информации об окружающем мире и социального опыта коллективной жизнедеятельности людей, способствующих повышению уровня их социальной интегрированности и консолидированности, улучшению взаимопонимания и взаимодействия, а также понижению остроты и разрешению возникающих противоречий и напряжений; селекция этих знаний и опыта на основе практики их использования; формирование на базе селектированных образцов систем ценностных ориентаций, критериев оценки явлений и событий по уровням их полезности и значимости для людей и социальной приемлемости тех или иных форм деятельности и их результатов; закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций).

6. Восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры (процессы индивид, и коллективного понимания -- идентификации, «декодирования» символики, осмысления сущностных признаков и функций культурных явлений; их понятийная и оценочная интерпретация, символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация и самомаркировка посредством этих форм; символизация и маркирование среды обитания сообщества; выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чуждых культурных форм, превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции).

7. Социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем и форм (межпоколенная трансляция социокультурного опыта, селектированных норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, актов познания, ориентирования, интерпретирования и т.п., осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования, корректирующего регулирования и иных форм социального коммуницирования; трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества; воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.).

8. Изменчивость культурных явлений (постепенная трансформация утилитарных и социально-регулятивных функции, уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических значений культурных форм как по ходу времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе их пространств. распространения; развитие и модернизация культурных форм в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности, углубления функциональной специализированности; эволюция культурных систем по пути усложнения их организации и структуры, повышения устойчивости и функциональной универсальности, социально-интегративных возможностей и адаптивной пластичности, а также, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня функциональной специализированности форм, структурной и организационной сложности, устойчивости и универсальности систем и т.п. вплоть до их элиминации).

Социокультурная динамика -это те изменения, которые могут происходить в культуре и обществе за определённые периоды времени. Среди таких изменений мы можем выделить закономерные и случайные.

К закономерным изменениям принадлежат, главным образом, циклические процессы. Циклический процесс является по определению периодическим, возобновляемым. В культуре любого народа существует некий набор периодически изменяющихся параметров. В наибольшей степени это характерно для архаических (доцивилизационных) культур. Архаические общества существовали в полном соответствии с природными циклами, зависели только от них и выстраивали свою жизнь в соответствии с ними. Каждый год в жизненной практике этих народов в точности повторял предыдущий, так что у них фактически не было истории, не было и потребности вести какую-то хронологию.

С возникновением цивилизаций зависимость культуры от природных циклов резко ослабла, но появились другие циклы, неизвестные ранее, например, экономические подъёмы и спады. Появились некие фазы в развитии этих культур, которые мы можем условно обозначить, как:

¾прогресс (период повышения духовной мощи, социального единства и экономического благосостояния);

¾стагнация (период застоя);

¾регресс (период упадка);

¾кризис (он может принимать довольно острые формы, вплоть до хаоса и разрушений смутного времени);

¾возрождение (новый цикл развития той же самой цивилизации) или появление культуры нового типа.

Циклическое развитие культуры может представлять собою:

А) ЗАМКНУТЫЕ ЦИКЛЫ: рождение, развитие, упадок и гибель отдельной культуры. Здесь речь идёт, конечно, о существовании отдельных цивилизаций, так что время существования подобных циклов исчисляется многими столетиями. Такой цикл имеет отношение лишь к определённой «локальной» культуре и полностью исчерпывается временем её существования. Вавилон, Египет, Рим, Византия и т.д. -все они прошли этот цикл, и отошли в историю. Однократные циклы связаны также с рождением и развитием этносов, что в своё время показал Л.Н. Гумилёв.

Б) ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЦИКЛЫ.

Русский социолог Питирим Сорокин построил теорию волнообразного чередования типов культур. По его мнению, общество состоит из социальных групп, институтов и индивидов. Оно объединяется с помощью систем ценностей (верований, норм, понятий о должном и священном). П. Сорокин выдвигает идею культурных суперсистем и их волнообразного движения. Идеальные типы этих суперсистем зависят от ценностей, которые провозглашаются в данном обществе. Мыслитель насчитывает три таких типа:

Идеациональный . Мироощущение социума направлено на постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Главная ценность¾Бог, как воплощение всего духовного. Восприятие и познание мира происходит через откровение, интуицию, мистический опыт. Искусство тяготеет к условности, символичности, создаётся в соответствии с определёнными канонами и чаще всего обезличено. Пример¾западноевропейское средневековье, израильское общество времён пророков, арабский Халифат.

Чувственный . Внимание общества переносится на материальный мир, жизненные блага, светскость и эмпирический опыт. Главные ценности-собственность, достаток, физическое здоровье, личный успех. Мир воспринимается как данный в чувственном опыте. Опыт-единственный критерий истины. Стиль искусства тяготеет к натурализму. Пример-культура Рима времён империи, или культура современного Западного мира.

Идеалистический тип-промежуточный. Происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое. Пример¾греческая античность эпохи Перикла или европейское Возрождение.

Все три суперсистемы чередуются с неизбежностью смены времён года. Пока система ценностей молода, она вызывает энтузиазм, ей верят и ей следуют. Потом она распространяется в толще общества и как бы теряет запас сил, становится вялой, поверхностной… Наступает разложение и кризис. П. Сорокин считал, что Европа ХХ столетия живёт в конце «чувственной» эпохи.

В мифологии разных народов представления о социокультурной динамике находят отражение в целом ряде МИФОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ. Например, согласно представдениям индусов, земная жизнь циклически проходит через следующие стадии:Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга (Золотой, Серебряный, Медный, Железный века). Смысл чередования этих стадий - всё более глубокое погружение человечества в пучину заблуждений, страданий и несчастий. Период, полный самых жестоких испытаний - Кали-юга (Железный век), - именно то время, которое мы сейчас переживаем; оно должно кончиться глубоким кризисом и последующим возрождением новой жизни в Крита-юге. Четыре юги составляют один большой цикл:манвантару . Самый большой цикл, включающий множество манвантар, представляет собойкальпу , то есть полный цикл бытия, в течение которого боги создают мир, наслаждаются миром и затем, уничтожив своё творение, погружаются в космический сон («день Брамы» и «ночь Брамы»).

Следует сказать, что любая языческая традиция придерживается циклических моделей в своей мифологии, т.к. язычество ещё очень близко к естественно-природным явлениям и следовательно, психологически зависит от ритмически повторяющихся, в лад с годовыми и суточными циклами, явлений в природе.

Поступательное закономерное развитие. Этих взглядов на социокультурную динамику мы уже касались, когда речь шла о концепции исторического прогресса культуры. Весьма близки к этим взглядам и теории таких западноевропейских философов, как Георг Ф. Гегель и Тейяр де Шарден. Гегель связывает развитие человеческой культуры с эволюционной экспансией самопознающего духа, а де Шарден - с глобальным эволюционным процессом, в котором живая материя завоёвывает всё более высокие уровни сознания и соответственно - новые, более сложные формы жизни (на стадии человека это - формы культуры). Конечной целью поступательного восхождения эволюционных процессов земной жизни является достижение «точки Омега», т.е. слияние с Богом.

Вполне естественно, что концепции такого рода подразумевают временные масштабы гораздо более широкие, чем время жизни отдельных цивилизаций. Само время здесь предстаёт не как замкнутый круг, а как непрерывная восходящая линия. Действительно, если развитие культуры человечества мы возьмём в широкой ретроспективе, - то есть, по крайней мере, в масштабах последних пяти тысяч лет, то бесспорной выглядит тенденция ко всё большему усложнению и технической оснащённости едва ли не всех аспектов культуры. От каменного топора, магических плясок и кровавых жертв на языческом капище - к компьютеру, современному балету и церковной литургии - действительно лежит дистанция огромного размера. Эти изменения необратимы, следовательно, мы вправе считать их свидетельством непрерывности культурной и духовной эволюции человечества.

Мифологическая трактовка линейного времени даётся в Ветхом и Новом завете. Согласно этим священным текстам, человеческая история есть драма, причиной которой некогда явилось грехопадение первых людей (Адама и Евы). Смысл этой драмы - желание людей воссоединиться с Творцом, а завершением будет «Страшный суд», после которого должна наступить вечная жизнь: жизнь в Духе и преображённом теле. Таким образом, согласно Библии, история человечества имеет начало и конец, она необратима и не знает циклических повторений.

Случайные (разовые) изменения культуры: о ни могут происходить по трём причинам ¾ либо социум переживает природный катаклизм, заставляющий его, в целях выживания, резко менять стереотипы своей культуры, либо чья-то успешная военная экспансия вносит в неё насильственные изменения, либо реформаторские действия верховной власти резко меняют социокультурную ситуацию.

Примером резкого изменения (вернее, слома) культурной жизни после природного катаклизма может служить упадок Критского царства после катастрофического извержения вулкана Санторин на острове Фера (середина II тыс. до н.э.). Это было концом первой в истории Европы цивилизации. После катастрофы жизнь на Крите пошла уже по другому культурному «сценарию»: был забыт древний язык, исчезла письменность, исчезла и самостоятельная государственность Крита.

Что касается завоеваний, - они неоднократно уничтожали или, по крайней мере, сильно деформировали культурную жизнь покорённых народов; достаточно сослаться на пример Византии, завоёванной Турцией, или полабских славян, покорённых германцами. Даже в случае, когда покорённый народ не терял свою культуру, в ней появлялось нечто новое, зачастую - противоречащее древним традициям. Так, в Индии, завоёванной арабами, возник ислам; в Дакии, завоёванной древними римлянами, начали почитать римских богов и строить античные храмы; Чехия, свыше 300 лет считавшаяся частью немецких земель, испытала мощное влияние немецкой культуры. Бывает и так, что народ-завоеватель, обладающий уровнем культуры более низким, чем покорённый им народ, сам перенимает чужую культуру. Так некогда произошло, например, с римлянами, завоевавшими античную Грецию, и с манчжурами, покорившими средневековый Китай.

Ещё чаще скачкообразные изменения в культуре происходят благодаря самочинным реформаторским действиям со стороны власти. Любая реформа, если она идёт наперекор существующим традициям, кончается либо полным провалом (как это было, например, с реформами П.А. Столыпина в начале ХХ в. в России), либо она ведёт к мощным культурным потрясениям с непредсказуемыми последствиями. К таким результатам привели реформы Петра I в той же России, следствием которых было появление совершенно новых сословий (бюрократического чиновничества и просвещённого дворянства) и губительный для нашей страны социокультурный раскол, закончившийся революцией 1917 г. и полным крушением старой культуры.

Контрольные вопросы

¾ Что такое социокультурная динамика?

¾ Какие виды этой динамики можно выделить?

¾ Какими бывают циклические просессы в культуре?

¾ Что представляет собою «волновая» концепция П. Сорокина?

¾ Каковы разновиднности и признаки поступательного развития в культуре? Кто разрабатывал эту концепцию?

¾ Что может быть причиной случайных изменений в культуре и каковы возможные последствия этих изменений?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация