Об административных правонарушениях 18 8. Теория всего

Главная / Бизнес
(наименование статьи в ред. Федерального закона от 25 октября 2004 г. N 126-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 44, ст. 4266; Федерального закона от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4641)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (в ред. Федерального закона от 25 октября 2004 г. N 126-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 44, ст. 4266; Федерального закона от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4641), -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (в ред. Федерального закона от 9 мая 2004 г. N 37-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 19, ст. 1838; Федерального закона от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4641; Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089).

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089).

(Часть 2 введена Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4641)

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

  • проверено сегодня
  • кодекс от 16.01.2019
  • вступила в силу 01.07.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 03.01.2014 09.08.2013 08.07.2007 15.01.2007 09.11.2006 28.11.2004 24.05.2004 01.07.2002

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.


Другие статьи раздела

  • Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок

Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ

Дело № 78-КГ16-8
от 29 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 5-АД16-17
от 11 апреля 2016 г.
Дело № 81-АД16-5
от 8 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 69-АД16-2
от 1 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 32-АД16-5
от 15 марта 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-3
от 9 февраля 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 5-АД16-1
от 29 января 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД15-45
от 21 января 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 33-АД15-1
от 25 сентября 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 69-АД15-4
от 24 августа 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 69-АД15-3
от 17 августа 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД15-26
от 23 июля 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор

Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Абрамочкина Г.В.
Дело N 12-131/2017

РЕШЕНИЕ
1 декабря 2017 года г. Орел
Судья Орловского областного суда Сорокин С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу Д. на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года в отношении гражданина Республики <…> Д.
Изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлеченное к административной ответственности — Д., поддержавшего доводы жалобы, судья

установил:

постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года гражданин Республики <…> Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 300 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
До административного выдворения за пределы Российской Федерации Д. помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области.
Вмененное Д. административное правонарушение заключается в том, что 19 февраля 2016 года он въехал на территорию Российской Федерации, 17 ноября 2017 года в 18 часов 10 минут находился на платформе N 1 железнодорожного вокзала станции Орел, расположенной по адресу: город Орел, Привокзальная площадь, д. 1, то есть установлен факт нарушения гражданином Республики <…> режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившимся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания — до 20 мая 2016 года.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд Д. просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела полагаю, что имеются основания для его отмены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 5 приведенного Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно частям 1 и 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4 1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Д. не содержит подписи должностного лица, его составившего.
Указанному нарушению судьей районного суда должной оценки не дано.
Между тем, в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах нахожу, что постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года, вынесенное в отношении Д., подлежат отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку в основу обжалуемого постановления судьи районного суда положено недопустимое доказательство, а именно протокол об административном правонарушении не подписанный должностным лицом его составившим.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.2 — 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года в отношении Д. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Д. освободить из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области

Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ

Официальный текст :

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в не подаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

Комментарий юриста :

Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Согласно статье 2.6 Кодекса об Административных правонарушениях иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, действуют особые правила).

Состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 18.8 образуют следующие действия (бездействие):

Нарушение установленных правил въезда в РФ;

Нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ;

В случае утраты таких документов не подача заявления об этом в соответствующий орган;

Неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных федеральным законом;

Уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Правила въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства определяет Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". По общему правилу, установленному статьей 24 указанного Закона, иностранные граждане могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено законом, международными договорами РФ или указами Президента РФ. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ регламентируется нормами главы VI указанного Закона.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ регулирует Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". В соответствии с данным Законом постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По общему правилу, установленному статьей 5 указанного Закона, срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ.

Согласно статье 31 данного Закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший указанную обязанность подлежит депортации.

Судебная практика :

Вопрос: Вправе ли иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, и осуществляющий такую деятельность на территории РФ по трудовому договору, выехать в выходные или праздничные дни по туристической путёвке в субъект РФ, в котором он не вправе осуществлять трудовую деятельность? Образуют ли такие действия иностранного гражданина состав административного правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 18.8 КоАП РФ?

Ответ: Пункт 2 статьи 18.8 Кодекса об Административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий. Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Данные права в силу статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Ограничения права на труд иностранных граждан на территории РФ закреплены в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1-8 пункта 4 статьи 13.

При этом для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина предусмотрен запрет на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (пункт 4.2 статьи 13), а для временно проживающего иностранного гражданина - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пункт 5 статьи 13).

Однако следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с учётом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, временно проживающими или временно пребывающими на территории РФ вне пределов соответствующих субъектов. Во исполнение данной нормы Правительство РФ установило такие случаи в постановлении от 17 февраля 2007 года № 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта РФ на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)".

Из изложенного можно сделать вывод о том, что указанные ограничения касаются только конституционно-правового статуса иностранных граждан в области права на труд и не затрагивают прав иностранных граждан на свободу передвижения. Данный вывод подтверждается также положениями статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", закрепляющими право иностранных граждан на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим законом. Данная статья предусматривает лишь одно ограничение права иностранных граждан на свободу передвижения, которое выражается в запрете иностранным гражданам посещать территории, организации и объекты, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий, организаций и объектов утверждается Правительством РФ.

Вместе с тем в целях государственного регулирования миграционных процессов Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" закрепляет обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учёт по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, - встать на учёт по месту пребывания. Возложение такой обязанности не влечёт за собой ограничение прав лиц, законно находящихся на территории РФ, на свободу передвижения и выбор места пребывания в пределах РФ.

При этом согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона о миграционном учёте временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин должен встать на учёт по месту пребывания по истечении трёх рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания. В данном случае обязанность по уведомлению органа миграционного учёта о прибытии иностранного гражданина в место пребывания лежит на принимающей стороне (части 3 и 3.1 статьи 20 Федерального закона о миграционном учёте).

Приведённые выше положения нормативных правовых актов позволяют сделать вывод о том, что иностранный гражданин, въехавший на территорию РФ по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, вправе свободно выезжать в выходные и праздничные дни на отдых за пределы субъекта РФ, в котором он вправе осуществлять трудовую деятельность, с учётом ограничений и обязанностей, установленных федеральными законами. Таким образом, в данном случае указанные действия иностранного гражданина не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 18.8 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

Вопрос: С какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 18.8 Кодекса об Административных правонарушениях РФ, в случае, если временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин уклоняется от выезда за пределы России по истечении определенного срока пребывания?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином либо лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Как следует из пункта 2 статьи 4.5 Кодекса об Административных правонарушениях, в случае, если совершенное правонарушение является длящимся, сроки, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно статье 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом необходимо учитывать, что одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории РФ и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории РФ, является миграционная карта, которая должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу при выезде его из РФ.

Анализ приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что в случае, если иностранный гражданин не выехал за пределы территории России по истечении установленного законом срока, его действия образуют состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании такого лица на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, поскольку виза либо миграционная карта по истечении срока их действия не могут считаться документами, подтверждающими законность пребывания иностранного гражданина на территории России.

Указанное правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности по нему должен исчисляться с момента его обнаружения.

Решение: Требование удовлетворено в связи с наличием в действиях виновной состава вменяемого административного правонарушения.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 58-АД16-17

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Кирьяновой С.Е., действующей на основании ордера в интересах Гулямовой Ч. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 марта 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 марта 2016 г. и постановление и.о. заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 6 июля 2016 г., вынесенные в отношении Гулямовой Ч. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


установил:


постановлением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 марта 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 30 марта 2016 г. и постановлением и.о. заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 6 июля 2016 г., Гулямова Ч. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кирьянова С.Е. просит изменить постановления, вынесенные в отношении Гулямовой Ч. по настоящему делу об административном правонарушении, путем исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 14 марта 2016 г. в 12.00 часов специалистом-экспертом МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Орловская, д. 31 выявлена гражданка Республики Узбекистан Гулямова Ч., допустившая нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечение срока пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, а именно, со дня прекращения действия патента.

Согласно объяснениям Гулямовой Ч. и сведениям АС ЦБДУИГ УФМС России она въехала на территорию Российской Федерации 19 ноября 2013 г. в порядке, не требующем получения визы, в период пребывания на территории данного государства ей неоднократно выдавался патент.

9 февраля 2016 г. оформлен патент <...>, 8 февраля 2016 г. уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Последующий платеж в установленный срок Гулямовой Ч. внесен не был, в соответствии с положениями пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок действия патента прекращен с 10 марта 2016 г.

Однако по истечении установленного названным Федеральным законом срока пребывания Гулямова Ч. уклонялась от выезда из Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), письменными объяснениями Гулямовой Ч. (л.д. 7), копиями квитанций об уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, паспорта, миграционной карты и патента (л.д. 9), сведениями из АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 10), справкой МО УФМС России по Хабаровскому краю от 14 марта 2016 г. N 8/3915 (л.д. 12) и иными материалами дела, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При таких обстоятельствах деяние Гулямовой Ч., нарушившей режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Гулямовой Ч. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.

Утверждение заявителя о малозначительности совершенного Гулямовой Ч. административного правонарушения обоснованным признать нельзя.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного Гулямовой Ч. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для признания совершенного Гулямовой Ч. административного правонарушения малозначительным не имеется.

В жалобе со ссылкой на положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод защитник Кирьянова С.Е. заявляет, что назначение Гулямовой Ч. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерной мерой государственного принуждения и влечет серьезное вмешательство со стороны государства в осуществление ее права на уважение семейной жизни.

В обоснование данного довода в жалобе указано, что в г. Комсомольске-на-Амуре проживает сын Гулямовой Ч. - Г. <...> года рождения, который состоит в фактически брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации О., они имеют малолетнего ребенка Г., который приходится Гулямовой Ч. внуком.

Вместе с тем данный довод повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов не может.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", § 68; от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", § 38; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин (Kiutin) против России", § 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", § 28; от 24 апреля 1996 г. по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", § 41; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", § 39; от 18 октября 2006 г. по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", § 54; от 6 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", § 49; решение от 9 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebashov) против Латвии" и др.).

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.

Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении Гулямовой Ч. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края были соблюдены, учтен характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось Гулямовой Ч., после прекращения срока действия патента она уклонялась от выезда с территории Российской Федерации, а, кроме того, с соответствующей даты не значится на миграционном учете.

Указание заявителя на то, что на территории Российской Федерации проживают родственники Гулямовой Ч., один из которых является гражданином данного государства (внук), не влечет безусловное изменение состоявшихся по делу судебных актов в части исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.

При этом необходимо отметить, что в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации О. сын Гулямовой Ч., являющийся гражданином другого государства, не состоит, данных, которые могли бы свидетельствовать о его проживании с О. и ребенком, не имеется. Также отсутствуют сведения о том, что с указанными лицами общается и поддерживает отношения Гулямова Ч., наличие между ними семьи и стойких родственных связей не подтверждено. При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела Гулямова Ч. заявляла, что на территории Российской Федерации родственников и детей у нее нет.

Назначение Гулямовой Ч. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Гулямовой Ч. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание назначено Гулямовой Ч. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Срок давности и порядок привлечения Гулямовой Ч. к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации


постановил:


постановление судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 марта 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 марта 2016 г. и постановление и.о. заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 6 июля 2016 г., вынесенные в отношении Гулямовой Ч. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кирьяновой С.Е., действующей на основании ордера в интересах Гулямовой Ч., - без удовлетворения.


Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б.НИКИФОРОВ



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация