Федеральный закон номер 48. Новое в законодательстве об опеке и попечительстве. Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство

Главная / Бизнес

24 апреля 2008 года в целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон № 48-ФЗ).

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ, а также множеством подзаконных актов субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом законе нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон № 48-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 1 сентября 2008 года, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с Законом № 48-ФЗ.

Общие положения

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 ГК РФ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 ГК РФ.

Статьей 21 ГК РФ предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

В соответствии со статьей 6 Закона № 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее – органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

Другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

Органами местного самоуправления;

Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

Образовательными организациями;

Медицинскими организациями;

Организациями, оказывающими социальные услуги;

Иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

Выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона № 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а статьей 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в статье 9 Закона № 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, пунктом 1 указанной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2 ст. 9 Закона № 48-ФЗ). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3 ст. 9 Закона № 48-ФЗ).

Правовой статус опекунов и попечителей, установление опеки или попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей установлен главой 3 Закона № 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

Определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов и попечителей (ст. 11 Закона № 48-ФЗ);

Предварительной опеки и попечительства (ст. 12 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13 Закона № 48-ФЗ);

Установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14 Закона № 48-ФЗ);

Наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15 Закона № 48-ФЗ);

Безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16 Закона № 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные или медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В указанном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При этом Закон № 48-ФЗ допускает установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается на возмездных условиях с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Закона № 48-ФЗ. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2 ст. 16 Закона № 48-ФЗ). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15 Закона № 48-ФЗ).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15 Закона № 48-ФЗ). В них разрешено:

Указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

Устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 5 ст. 15 Закона № 48-ФЗ установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного – не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен в главе 4 Закона № 48-ФЗ. Данная глава в свою очередь содержит статьи, касающиеся:

Имущественных прав подопечных (ст. 17 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущества подопечного (ст. 18 Закона № 48-ФЗ);

Распоряжения имуществом подопечных (ст. 19 Закона № 48-ФЗ);

Особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20 Закона № 48-ФЗ);

Предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст. 22 Закона № 48-ФЗ);

Доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23 Закона № 48-ФЗ).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со статьей 24 Закона № 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

Условий жизни подопечных;

Соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

Обеспечения сохранности имущества подопечных;

Выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых статьей 15 Закона № 48-ФЗ.

В свою очередь опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона № 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о нижеследующем:

Состояние имущества и месте его хранения;

Приобретение имущества взамен отчужденного;

Доходы, полученные от управления имуществом подопечного;

Расходы, произведенные за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона № 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона № 48-ФЗ).

В свою очередь орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26 Закона № 48-ФЗ).


Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона № 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены статьей 29 Закона № 48-ФЗ, а в статье 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона № 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Законом № 48-ФЗ. В свою очередь суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.


В продолжение темы читайте статью И.Ю. Кузьмина «Заработная плата приемному родителю» в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 2 за 2008 год.

Не каждый человек, оформляя опекунство, задумывается над юридической составляющей вопроса. Ведь прежде, чем оформить опеку, нужно ознакомиться со всеми законами, регламентирующими действие.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Опека и попечительстве подразумевают в себе немало нюансов и особенностей.

Компетентные органы

В России над недееспособными людьми и несовершеннолетними детьми возможно установить опеку, то есть защищать их личные и имущественные интересы. Такое действие необходимо для защиты законного права и получения образования в случае детей.

В соответствии с такой целью в Российской Федерации организовались субъекты – органы опеки и попечительства. Их деятельность, а также обязанности, закрепляются на законодательном уровне.

Орган опеки и попечительств – это субъект исполнительной власти всех регионов Российской Федерации, который занимается установлением опеки, выявлением неблагополучных семей и улучшением материального положения подопечных.

Деятельность таковой структуры касается помощи в получении образования, информирование граждан, решивших стать опекунами, выполнять взаимодействие с иными государственными структурами.

Орган опеки и попечительства становится гарантийной защитой прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.

Деятельность государственного органа оговаривается в «Об опеке и попечительстве», которое было принято в 24.04.2008 с изменением 22.12.14 года.

Закон регулирует все отношения по установлению опеке и случаи прекращения действий.

Федеральный закон оговаривает все права и обязанности попечителей, а также права самих опекаемых. Прописывается в статье и правовой статус подопечного. Помимо попечителей, закон действует и на организации, в которых пребывают подопечные.

Задачи и полномочия

Задачи и полномочия органов опеки и попечительства оговариваются в статье 7 Федерального Закона Российской Федерации №48.

В соответствии с данным законом инстанция обязана:

  • обеспечить защиту прав и интересов своих подопечных;
  • осуществлять контроль за тратами опекуна и присматривать за тем, как выполняются обязательства с его стороны;
  • обеспечить сохранность недвижимости и имущества, принадлежащего подопечного.

Также орган опеки и попечительства выполняет иные функции, которые возлагаются на него со стороны государства и правовых актов.
Все вопросы, которые касаются подопечного, в том числе установление опекунства, снятие его, сопровождаются оформлением документации в виде актов.

Документы могут оспариваться в судебном порядке заинтересованными лицами.

У государственной инстанции также существует ряд полномочий:

  • анализ, составления перечня людей, нуждающихся в опеке;
  • подача заявки в судебную инстанцию с целью признания человека недееспособным;
  • установление опеки и попечительства;
  • предоставить позволение на проведение операции, связанной с имуществом подопечного;
  • предоставить разрешение на раздельное проживание ребенка и попечителя;
  • анализ условий жилплощади, на которой планируется проживать подопечному;
  • защита всех интересов подопечных по отношению к иным лицам.

В случае опекунов государственный орган вправе:

  • контролировать траты и иную деятельность;
  • отстранять и освобождать от возложенных обязательств;
  • содействовать в воспитании подопечного и охранять его интересы.

Помимо вышеперечисленного, закон об опекунстве говорит о других функциях организации. То есть он обязывает инстанцию вести учет, подготовку и подбор граждан, которые желают стать опекунами. Закон об опекунстве РФ говорит о возможных видах устройств несовершеннолетних граждан в семью и каковы условия.

Орган опеки может назначить подопечного не одно, а сразу нескольких. Также возможно и иной порядок – одному подопечному сразу несколько попечителей.

В разных регионах страны местный орган самоуправления может устанавливать различные функции для опеки.

Закон об опекунстве

Закон об опекунстве позволяет регулировать взаимоотношения между сторонами и разрешать конфликтные ситуации.

Самым основным законопроектом в данном случае является ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве». Начиная с 3 главы, заканчивая 6 главой, регулируется порядок действий по установлению опеки, оговаривает права и обязанности сторон, ситуации, при которых прекращаются правоотношения.

Глава 20 Семейного кодекса регулирует права и обязанности попечителя, а также требования к опекунам.

Все отношения по опеке и попечительству регулируются и Гражданским кодексом статьями 31–40.

Над детьми

Оформление сопровождается обязательным заключением соглашения между опекуном и родителем.

Мало того, если ребенок достиг возраста 10 лет, то он должен также дать согласие на опеку. Если же возраст меньше заявленного, то согласие может быть на добровольной основе.

В случае, если родитель находится в местах лишения свободы или лишен прав, то разрешения не требуется.

Регулируются такие моменты ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» главой 3. Заявление подается вместе с подтверждающими документами.

Над пожилым человеком

Устанавливается только в случае признания его . Действие производится только в судебном порядке. Подается исковое заявление со справкой с медицинской экспертизы, в которой присутствует факт признания недееспособным.

Недееспособность – это невозможность принимать решение и соответственно, обеспечивать себя всем необходимым.

Когда человек признается недееспособным, то согласие на опекунство его не нужно.

Чаще всего опекуном устанавливается родственник. Регулируется данный вопрос также Федеральным законом №48 главой 3.

Над недееспособным

Недееспособность гражданина устанавливается в судебном порядке.

Как только судом выносится решение, попечитель вправе предоставить документы в органы опеки и попечительства и оформить соответствующее заявление.

В течение месяца будет проанализирован , документы проверены. Как только будет принято решение, попечителя известят и передадут необходимые документы.

Закон об опекунстве над недееспособным – ФЗ №48.

Порядок оформления

И попечительства сопровождается множеством особенностей и нюансов. Поэтому, прежде чем приступить к оформлению, нужно изучить законодательную базу.

Порядок действий:

  1. Попечитель должен посетить отделение органов опеки и попечительства по месту регистрации подопечного. Если последний не выбран, то можно обратиться по месту регистрации заявителя.
  2. Там проконсультируют по поводу необходимого , а также по поводу процедуры оформления. При возникновении вопросов каждый человек может задать их специалисту.
  3. Затем, после получения консультации, заявитель собирает необходимый пакет документов.

Для минимизации временных расходов, он может обратиться к юристу, который за определенную плату совершит все операции за него. Именно специалист позволит ускорить процесс оформления и при необходимости станет представителем в судебной инстанции.

Затем представители органов опеки и попечительства посещают заявителя по месту проживания и анализируют жилищные условия. При этом составляют акт проверки. В течение 10 дней после проверки выносится решение.

Постановление высылается заявителю в течение еще трех дней с оригиналами документов.

Необходимые документы

Для оформления опекунства нужно предоставить определенный список документов. Оговаривается как на стенде органов опеки и попечительства, так и на сайте Госуслуг.

Заявителям нужно предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • пенсионный билет;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • лицевой счет из банка;
  • свидетельство о браке и рождении детей;
  • справка с места работы о заработной плате и трудовом стаже;
  • характеристика с места работы и автобиография;
  • медицинское заключение о здоровье опекуна;
  • справка об отсутствии задолженности;
  • справка о месте регистрации по форме 6, правоустанавливающие документы на собственность;
  • согласие всех членов семьи на опекунство.

На ребенка или другого подопечного нужно предоставить:

  • свидетельство о рождении или паспорт;
  • правоустанавливающие документы при имении собственности;
  • письменное согласие, если подопечный старше 10 лет;
  • согласие родителей в случае установления опеки над ребенком;
  • медицинская справка о здоровье подопечного;
  • справка из учреждений образовательного или лечебного типа;
  • справка о регистрации ребенка или иного подопечного;
  • решение судебной инстанции о недееспособности человека или лишения прав, свидетельство о смерти родителей.

Документы необходимо подготавливать и проверять заблаговременно. Это позволит сэкономить время на походы в государственные инстанции.

Отличие опеки от попечительства

Многие люди до сих пор путают два понятия «опека» и «попечительство».

Отличие в следующем:

  • Опека устанавливается над ребенком, не достигшим возраста 14 лет. После того, как ему исполняется 14, опека автоматически переходит в попечительство. Оформление дополнительных справок и документов не требуется.
  • Попечительство устанавливается над ребенком 14–18 лет. При этом возможно оформление попечительства над подростком 18–23 лет, если он обучается на очной форме высшего образовательного заведения.

На видео о законодательстве

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Решение № 2А-1256/2018 2А-1256/2018 ~ М-1119/2018 М-1119/2018 от 19 июня 2018 г. по делу № 2А-1256/2018

    Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    И 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу ст. 145 Семейного кодекса...

    Решение № 2А-4436/2018 2А-4436/2018 ~ М-3497/2018 М-3497/2018 от 14 июня 2018 г. по делу № 2А-4436/2018

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Отказе Мальцевой Г.С. в назначении опекуном ФИО1, в связи с тем, что опекуном недееспособного ФИО1 уже назначена Смекалова М.В. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один...

    Решение № 2А-226/2018 2А-226/2018~М-178/2018 М-178/2018 от 13 июня 2018 г. по делу № 2А-226/2018

    Усть-Катавский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Не имеют. Кроме того, в 2015 году на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа № она уже назначалась опекуном над малолетним ФИО7. Определением суда от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (л.д. 42-43). ...

  • ...между членами семьи эмоционально-теплые. Имеется отдельная комната для девочек, для мальчиков имеется две кровати. Условия жизни кандидата в опекуны удовлетворительные. В части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры...

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных и Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии . Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация