Ч 2 ст 322 ук рф. Теория всего

Главная / Бизнес

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

3. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность, оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

5. Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ государство, визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов. Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

7. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 322 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление посягает на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

3. Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.

5. Документами, по которым осуществляется выезд из РФ и въезд в нее, являются: для граждан РФ - внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в качестве таковых, а также в определенных случаях - виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.

6. Право гражданина РФ на пересечение государственной границы с действительными документами может быть временно ограничено в случаях, когда: а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г) лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом.

7. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям: а) если эта мера необходима для обеспечения безопасности государства; б) в период предыдущего пребывания в РФ оно было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ; в) при отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; г) оно сообщило заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания. Кроме того, этим лицам не разрешается выезд из РФ в случаях, если они: а) задержаны по подозрению в совершении преступления либо являются обвиняемым или осужденным за преступления, совершенные на территории РФ; б) уклоняются от исполнения обязательств, возложенных на них судом; в) не уплатили необходимых налогов.

8. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Уголовную ответственность по настоящей статье может нести лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.

12. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

13. О понятии насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст. 318 УК. В данном случае дополнительным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица, осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ). Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 112 УК.

14. В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

15. Согласно ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное ее пересечение лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна, буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и др.). В указанных случаях отсутствует умысел на незаконное пересечение Государственной границы РФ.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона о Государственной границе).

2. Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Под незаконным пересечением в ч. 1 комментируемой статьи понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу РФ любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о Государственной границе). Для квалификации содеянного по этой части статьи достаточно одного из названных условий нарушения.

Порядок пересечения границы регламентирован также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.12.2012) . Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены названным Законом (ст. ст. 6, 7, 19 и др.).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010. N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

Действительными документами для граждан Российской Федерации являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Описание бланков указанных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, см. в Постановлении Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 (в ред. от 06.10.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922.

Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и виза (если иное не предусмотрено международным договором РФ), а также вид на жительство (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012)).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; РГ. 2010. N 164; СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, 2321; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; N 47. Ст. 6608; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7342, 7352; 2012. N 31. Ст. 4322; N 47. Ст. 6396, 6397; РГ. 2012. N 283.

Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный, действительный документ на право выезда или въезда в Российскую Федерацию, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.

3. В ч. 2 под незаконным пересечением Государственной границы РФ понимается ее пересечение иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому въезд в Российскую Федерацию не разрешен по основанию, предусмотренному законодательством РФ, о чем он заведомо знает. Основания, по которым не разрешается въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, определены в ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

4. Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ (пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто), но без применения насилия или угрозы его применения.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает осуществить такое деяние.

Для привлечения к ответственности по комментируемой статье имеет значение осведомленность лица об охране конкретного участка границы. Если отсутствуют признаки пограничной охраны (посты, патрули), нет ясно видимых пограничных знаков, пересечение Государственной границы РФ может быть и невиновным.

6. Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

7. В ч. 3 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления. Таковым является незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35); б) организованной группой (см. комментарий к ст. 35); в) с применением насилия. Данный признак не охватывает причинения в результате насилия смерти или тяжкого вреда здоровью. В этом случае содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и в зависимости от обстоятельств, например, ст. ст. 105, 317 УК; г) либо с угрозой применения насилия (см. комментарий к ст. 318). В последних двух случаях преступление посягает на дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье потерпевшего.

8. В соответствии с примечанием комментируемая статья не применяется, если правила пересечения Государственной границы РФ нарушили иностранные граждане и лица без гражданства для использования права политического убежища в соответствии со ст. 63 Конституции при условии, что в их действиях нет состава иного преступления (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012)).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755; 2007. N 31. Ст. 4020; 2012. N 29. Ст. 4073.

9. Незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное при бандитизме, угоне воздушного судна, железнодорожного состава, захвате заложников и т.д., образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и, например, по ст. ст. 206, 209 либо 211 УК.

Ст. 322.2 УК РФ с комментариями позволит понять, как регулируются правоотношения в сфере незаконной регистрации граждан. Законодатель рассмотрел аспекты применения статьи и виды наказания за регламентируемые неправомерные действия.

Указанная статья располагается в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в десятом разделе главы 32, которая рассказывает о преступлениях против управления.

Незаконная регистрация в квартире – статья УК РФ представлена в новой редакции и содержит одну часть и примечания.

Норма права гласит, что фиктивная, нелегальная, регистрация представителей других государств или жителей России, в жилом помещении, которое расположено на территории страны, карается штрафом, лишением свободы и/или отнятием права занимать установленные судом должности.

Последний вид санкции применяется как самостоятельный вид или как дополнительное наказание.

Законодатель предусматривает перечисленные санкции в следующем виде:

  • Штраф. Его размер варьируется от 150 до 500 тысяч рублей. Сумма напрямую зависит от степени тяжести деяния.
  • Лишение свободы. Максимальный срок – три года.
  • Работы принудительного характера. Объём работ в этом случае измеряется не часами, а годами. Наибольший срок три года.
  • Отнятие права занимать определённые должности. Это карательное мероприятие применяется вкупе с работами или штрафом. Срок предусмотрен, как и для других видов санкций, три года.

Указанные виды карательных мероприятий назначаются судом и определяются в зависимости от того, насколько общественно опасным является совершённое правонарушение.

Нужно учитывать, что если лицо, владеющее жильём, регистрирует у человека, не имеющего гражданства, то такое деяние влечёт за собой подсудность.

Статья полно и ясно выражает волю законодателя в вопросах незаконной прописки граждан в жилом помещении. Понятна и часть статьи, посвящённая видам наказания, вменяемых за содеянное.

Но уголовной ответственности можно избежать при условии, что нарушивший указанную норму права человек оказывал активное содействие при раскрытии правонарушения и помог избежать серьёзных последствий. Об этом рассказывает примечание к статье. Гражданин оправдывается, если в его действиях нет злого умысла. В противном случае его действия подлежат квалификации по другой норме УК.

Для начала нужно разобраться, что такое фиктивная регистрация. УК РФ не раскрывает указанного понятия, но из нормы понятно, что это незаконная регистрация жильцов в своей квартире человеком, владеющим жилым помещением. УК РФ разъясняет, что предусмотрено законом за нарушение описанных правил.

Человек, будь он мигрант или представитель Российской Федерации, или не имеющий гражданства, не вправе быть зарегистрированным в квартире или ином жилом помещении по ряду причин:

  1. Несанкционированное проживание в другом городе или населённом пункте представляет собой опасность для жителей этого пункта. Так как под личностью этого человека может скрываться опасный преступник.
  2. Подложные бумаги, подтверждающие факт изменения места жительства, образуют своего рода «мёртвую душу». Зачастую граждане, которые фиктивно зарегистрированы, не планируют проживать там, где получили регистрацию.

Список не является исчерпывающим.

Субъектом преступления выступает гражданин, достигший возраста полной правовой ответственности – 18 лет.

Подобные правонарушения совершаются лицами, обладающими определённой властью – сотрудники органов ФМС, полиции, органов муниципальной власти и других подобных структур. Но обычный гражданин тоже может выступать в качестве субъекта преступления, в случае, если он добровольно предоставил своё жильё, и незаконная регистрация иностранных граждан осуществлена в его квартире.

Цели указанной нормы и применяемых санкций – устранить незаконную миграцию представителей других стран и обеспечить безопасность граждан страны.

В суде в роли потерпевшего выступает государство, так как против него и установленных им норм совершено противоправное деяние. Представлять в суде его может прокурор, он вправе подать иск.


Осуществление регистрации по новому месту проживания – процесс быстрый. Единственное неудобство – очереди в органах ФМС, но тут государство предлагает альтернативу – офисы МФЦ.

При подаче документов главное правильно заполнить и вовремя подать. В противном случае несвоевременная подача документов сулит подследственность и судебный приговор как итог.

Если гражданин просто не успел подать документы вовремя, и этому есть реальное подтверждение, то состав преступления как таковой исключается.

В противном же случае действия гражданина считаются умышленными и требуют наказания.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и вовремя прописаться, нужно делать следующее:

  • вовремя подать документы для регистрации по новому месту жительства;
  • обратиться за юридической помощью в заполнении документов;
  • зарегистрировать своё пребывание в другом городе в течение 3-4 дней в ближайшем отделении ФМС. Процедура проводится в случае длительного пребывания в другом населённом пункте.

Соблюдая указанные меры, избежать наказания не составит труда.

Важно правильно осуществлять регистрацию граждан в квартире, обратившись для этого в специальные организации – отделения ФМС. Регистрация проводится в присутствии собственника, который даёт согласие и разрешение прописываться, и в заполняемых бумагах указывает свои данные и заверяет их подписью.

Зачастую владельцы жилых помещений самовольно предоставляют собственность для нелегальной регистрации мигрантов или предоставляют им жильё, не заключая договора аренды. Подобные действия освобождают собственника от уплаты налогов, так как сдача жилья – это предпринимательская деятельность.

В описанном случае зона ответственности собственника расширяется: государство вправе наказать его за предоставление возможности фиктивно прописаться и за неуплату налогов при занятии нелегальной сдачей жилья.


На практике невозможно отследить движение граждан по стране и их регистрацию в разных местах. Это требует больших человеческих и финансовых затрат. Не смотря на совершенствование программного обеспечения и модернизацию систем отслеживания, казусы случаются. К тому же полное совпадение по фамилии, имени, отчеству и дате рождения нескольких граждан вводит в заблуждение и порождает конфликтные ситуации. Возникают они по вине невнимательных работников государственных органов.

Судебная практика

Ввиду сложности отслеживания миграции и регистрации граждан в стране, дела по ст. 322.2 УК РФ рассматриваются не часто. Однако судебная практика имеется. Так, в 2015 году Зюзинский районный суд г. Москвы рассмотрел дело относительно незаконной регистрации жителей Таджикистана.

Жительница города приговорена к оплате штрафа в 20 тысяч рублей за следующие действия:

  • позволила прописать у себя нелегалов;
  • предоставила им квартиру;
  • создала условия для пребывания мигрантов.

Учитывая совершённое противоправное деяние, суд пришёл к мнению ограничиться штрафом ввиду инвалидности подсудимой и отсутствия отягчающих обстоятельств. Если бы не состояние здоровья правонарушителя, карательные мероприятия были бы жёстче.

Если человеку стало известно о подобном правонарушении, то стоит обратиться в правоохранительные органы, чтобы они провели расследование и разобрались в ситуации. В противном случае несообщение расценивается как сокрытие преступления, что влечёт уголовную ответственность.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация