Административное право. Бахрах Д., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н

Главная / Бизнес

Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
Автор книги - доктор юридических наук, профессор, зав кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, ректор негосударственного Уральского университета экономики и права
В учебнике раскрываются особенности, содержание, значение административного права как отрасли российского права Главное внимание автор уделяет административно-правовому статусу гражданина, государственного служащего, значению, структуре, содержанию, формам и методам деятельности исполнительной власти Анализируется система мер административно-правового принуждения и порядок их применения
Учебник создан на основе курса лекций, прочитанных студентам академии и университета
Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 3. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ
ГЛАВА 7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА
ГЛАВА 8. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗАЩИТУ ОТ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (РЕШЕНИЙ) И БЕЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, ЕЕ ОРГАНЫ И СЛУЖАЩИЕ
ГЛАВА 9. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 10. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
ГЛАВА 12. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 13. АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 15. НЕГЛАСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
РАЗДЕЛ V. МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 17. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 18. ПООЩРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 19. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
ГЛАВА 21. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
РАЗДЕЛ VI. ПРИНУЖДЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
ГЛАВА 22. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
ГЛАВА 23. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 24. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ
ГЛАВА 26. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ГЛАВА 27. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ГЛАВА 28. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ
ГЛАВА 29. ДИСЦИПЛИНАРНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
РАЗДЕЛ VII. РЕЖИМ ЗАКОННОСТИ (ПРАВОЗАКОННОСГИ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 30. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 31. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть государственной машины. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными и иными ресурсами страны. В ее системе работает около 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная социальная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства - административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).

Концепцию этого учебника можно изложить несколькими предложениями. Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и свобод граждан во многом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, распределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. Административное право призвано предложить аппарату научно обоснованный набор средств воздействия на общество в нормальных и чрезвычайных условиях, способов реализации прав и законных интересов граждан и их защиты, демократические процедуры деятельности.

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным.

Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционную норму о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративное начало, оно стало важным средством закрепления и развития федерального устройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.

В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. Разработаны и закреплены демократические процедуры многих видов административной деятельности (лицензирования, выдачи заграничных паспортов и др.).

В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль подзаконных актов.

B -пятых, на состояние норм административного права, систему регулируемых ими отношений активно стали влиять Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Этот учебник значительно отличается от учебников, изданных другими авторами, и от ранее изданных мною учебников.

1.В нем значительно больше внимания уделено правам, обязанностям гражданина, проблемам их реализации, защиты прав.

2.Во многом по-новому рассмотрены вопросы о формах и методах деятельности государственной администрации.

3.Целые параграфы и даже главы посвящены административно-правовым явлениям, которые ранее в учебной литературе не рассматривались (разрешительная система, административная опека, административная деликтность, особенности налоговых правонарушений, ведомственные нормативные акты и др.).

4.Много места отведено законодательству, системе органов исполнительной власти, государственной службе субъектов Российской Федерации.

5.Использованы многие акты Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации.

6.Предпринята попытка усовершенствовать язык учебного курса административного права, унифицировать его терминологию. В частности, широко используются словосочетания «государственная администрация», «акты государственной администрации», «административное ведомство», «специальные административно-правовые режимы», «административная опека».

Следует отметить, что в последние годы между законодательством и практикой нет должного единства. Многие важные правовые положения не оказали планируемого воздействия на деятельность государственной администрации, не всегда последовательно воплощаются в жизнь. Хочется надеяться, что этот учебник станет полезным источником знаний об административно-правовой действительности, о нормах административного права для студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников; что он в какой-то мере поможет более полному осуществлению административно-правовых положений, а значит - улучшению административно-правовой действительности.

Заслуженный деятель науки,

доктор юридических наук,

профессор Д. Н. БАХРАХ

В учебнике на основе новейшего российского законодательства и с учетом последних изменений в КоАП РФ раскрываются основные положения административного права России и административно-правовых институтов, маханизм и особенности административного регулирования, права, обязанности и ответственность субъектов административного права, а также приводится актуальная судебная практика. Для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Юриспруденция», бакалавров, аспирантов, изучающих административное право, преподавателей, а также для практикующих юристов и иных правоприменителей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право России: учебник для вузов (Д. Н. Бахрах, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Предисловие

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы России. Во-первых, потому, что административно-правовые нормы регламентируют построение, содержание, формы и методы деятельности самой большой ветви государственной власти – государственной исполнительной власти. Во-вторых, потому, что оно закрепляет и конкретизирует реализацию одного из основных методов государственного руководства страной – административно-правового метода. В-третьих, административное право является материнской отраслью для финансового, экологического и ряда других отраслей российского права. В-четвертых, административно-процессуальные нормы регламентируют процедуры деятельности субъектов публичной администрации при применении ими норм финансового, семейного, муниципального, уголовно-исполнительного и иных отраслей права.

Государственная администрация – самая большая, самая мощная часть государственного аппарата. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными, трудовыми и иными ресурсами страны. В ее системе работает более 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д.

Власть, которой она обладает (административная власть), – огромная социальная сила. Ее рационально-целесообразное использование во многом способствует процветанию страны. А субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления, коррупция при осуществлении государственной власти наносят как обществу в целом, так и отдельным ее элементам колоссальный вред. Об этом свидетельствует прошлое нашей страны.

В демократически организованном обществе формирование государственной администрации и ее деятельность должны быть четко и полно урегулированы правом. Основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Его значение особенно велико для России: ее огромная территория, богатейшие природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции – эти и другие факторы обусловили особую роль государственной администрации (административной власти) в жизни страны.

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества и страны, действенность воплощаемых в жизнь социальных и экономических программ, последовательность в реализации конституционных прав и свобод граждан – все это во многом зависит от деятельности государственной администрации. На ее четкую и плодотворную работу существенно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты формирования системы органов исполнительной власти, распределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. Административное право призвано предложить аппарату публичной администрации научно обоснованный набор методов воздействия на общество в нормальных и в чрезвычайных условиях, способов реализации и защиты прав и законных интересов граждан, демократических процедур деятельности государственной администрации.

В 90-х годах ХХ в. в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным.

Во-первых, изменения прежде всего связаны с гуманизацией административного права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционную норму – «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративное начало, оно стало важным средством становления, закрепления и развития федеративного устройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.

В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. Разработаны и закреплены демократические процедуры (регламенты) многих видов административной деятельности (лицензирования, выдачи заграничных паспортов и др.).

В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль подзаконных актов.

В-пятых, на состояние норм административного права, систему регулируемых ими отношений активно стали влиять своими актами Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ.

Этот учебник значительно отличается от учебников, изданных как другими авторами, так и нами ранее, тем, что:

1) в нем значительно больше внимания уделено правам, обязанностям граждан, проблемам их реализации, защиты прав;

2) во многом по-новому рассмотрены вопросы о формах и методах деятельности государственной администрации;

3) целые параграфы и даже главы посвящены административно-правовым явлениям, которые ранее в учебной литературе не рассматривались (разрешительная система, административная опека, административно-правовые режимы, паспортная система, административный надзор и др.);

4) предпринята попытка усовершенствовать язык учебного курса, унифицировать его терминологию (в частности, широко используются словосочетания «государственная администрация», «акты государственной администрации», «административное ведомство», «специальные административно-правовые режимы», «административная опека»).

Хочется полагать, что этот учебник станет полезным источником знаний об административно-правовой действительности, о нормах административного права для студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников и в какой-то мере поможет более полному усвоению теории административного права, а значит – улучшению административно-правовой действительности.

Демьян Николаевич Бахрах (30 октября 1930, Пермь) - советский и российский юрист, специалист в области государственного, административного права. Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права и советского строительства (1972-1979) Пермского университета, заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (1979-2000), ректор (1993-2000) Уральского института экономики, управления и права.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). Первый председатель совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга (1994).

Биография

Демьян Николаевич Бахрах окончил юридический факультет Пермского университета в июне 1955 года.

В 1958-1962 годах обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института. Под руководством профессора Я. Н. Уманского подготовил и в 1963 году защитил на юридическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию «Право запроса депутата местного совета в СССР».

После нескольких лет практической работы в 1962 году был принят старшим преподавателем на кафедру государственного права Пермского университета. В 1966 году стал доцентом.

В 1972 году защитил диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития» (Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства), став первым выпускником юридического факультета Пермского университета, получившим степень доктора юридических наук.

В 1972-1979 годах заведовал кафедрой государственного права и советского строительства Пермского университета.

В 1979-2000 годах - заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (с 1992 - Уральская государственная юридическая академия, с 2014 года - Уральский государственный юридический университет), затем работал там же в должности профессора.

В 1992 году стал одним из учредителей Уральского института экономики, управления и права (УИЭУиП).

В 1993-2000 годах - ректор, позднее - проректор по научной работе УИЭУиП. В 1994 году избран председателем Совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга. В настоящее время - профессор кафедры административного права УИЭУиП.

Дочь - математик и писатель Марина Голубицкая (род. 1957).

Научная работа

В период работы в Пермском университете Д. Н. Бахрах активно занимался научными исследованиями, опубликовал более 50 работ. Они посвящены трем проблемам: правовому статусу советского депутата; административному принуждению (Административная ответственность в СССР. Пермь, 1969; Ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1976 и др.); теории социального управления (Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978; Административная юстиция: проблемы и перспективы // Советское государство и право. 1975. № 8; Методы управления // Экономические науки. 1970. № 8; Управленческий цикл // Правоведение. 1974. № 10 и др.).

Большое внимание Д. Н. Бахрах уделял научной работе своих коллег. Он был редактором ряда книг и сборников научных работ (Задержан милицией. Пермь, 1974; Судебная защита прав граждан. Пермь, 1976; Управление промышленностью. Пермь, 1970 и др.). Привлекал молодых коллег к совместному написанию статей, много сил отдавал работе с аспирантами, 15 из которых защитили кандидатские диссертации. В 1975 г. Д. Н. Бахрах подготовил и издал в Пермском университете сборник задач по советскому административному праву.

В течение 5 лет он был председателем бюро университетской организации общества "Знание", в 1973-1975 – секретарем партбюро факультета.

Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях.

Опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, 5 монографий, 10 учебников по административному праву, по которым учатся студенты всех юридических факультетов и вузов России. Под руководством профессора Д. Н. Бахраха были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация; четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.

Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов

Административное

Учебник для вузов

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

021100«Юриспруденция»

2-е издание, измененное и дополненное

Издательство НОРМА Москва, 2005

УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73

Рецензенты:

Кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой, доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);

доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.

Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н.

БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с.

ISBN 5-89123-911-6

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. Авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в науке административного права, в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 января 2005 г. В издании достаточно подробно рассматриваются понятие административно-право- вых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, разрешительной системы и административного надзора, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

© Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский,

Ю. Н. Старилов, 2004, 20.05

ISBN 5-89123-911-6 © ООО «Издательство НОРМА», 2004, 2005

Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11), гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная служба, правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл. 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);

Российский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заместитель декана факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);

Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного, муниципального и финансового права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.

Предисловие

Раздел I. Государственное управление,

исполнительная власть, административное право

Глава 1. Государственное управление

Социальное управление

Теория управления

и теория административного права

Понятие государственного управления

Признаки государственного управления

Виды государственного управления

Функции государственного управления

Исполнительная власть и государственное управление

Глава 2. Исполнительная власть

Основные подходы к изучению

административно-правовой теории

Принцип разделения властей

Признаки исполнительной власти

Функции исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти

Глава 3. Административное право как отрасль права.

Предмет и метод административного права

Публичное право и административное право

Административное право и частное право

Предмет административного права

Метод административно-правового регулирования

Система административного права

Глава 4. Наука административного права

Наука об управлении

Административное право как наука

Административно-правовая политика

История развития административно-правовой науки

Глава 5. Нормы административного права

и административно-правовые отношения.

Система административно-правового регулирования

Нормы административного права

Структура административно-правовых норм

Реализация и действие

административно-правовых норм

Административно-правовые отношения

Источники административного права

Раздел И. Субъекты административного права

Глава6. Понятие, правоспособностьидееспособность

субъектов административного права

Понятие субъекта административного права

Правоспособность и дееспособность субъектов

административного права

Глава 7. Индивидуальные субъекты административного права 128

§ 1. Административная правоспособность

и административная дееспособность

индивидуальных субъектов. .

Административно-правовой статус граждан

Российской Федерации

Административно-правовой статус

иностранных граждан и лиц без гражданства

Специальные административно-правовые статусы

индивидуальных субъектов

Паспортный режим в Российской Федерации

Способы защиты прав граждан

Право граждан на обращения в государственные

органы и органы местного самоуправления

Право гражданина на административную жалобу. . .

Производство по административным жалобам

§ 10. Право граждан на судебное обжалование незаконных

решений (действий) органов публичного управления

и их должностных лиц

§ 11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного

незаконными действиями органов и должностных лиц

публичного управления

Глава 8. Государственная администрация

государственной администрации

Линейная и функциональная власть

Организационная структура

государственной администрации

Административное ведомство

Глава 9. Органы исполнительной власти

Понятие и правовой статус органов

исполнительной власти

Президент Российской Федерации

и исполнительная власть

Виды органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти

§ 7. Территориальные органы исполнительной власти. . . 229

§ 8. Органы местного самоуправления

в системе публичной власти

Глава 10. Государственная служба

и государственные служащие

Государственная должность:

понятие и основные черты

Должности государственной службы.

Реестры должностей государственной службы

Государственная служба: понятие, признаки,

значение и правовые источники

Муниципальная служба и муниципальная должность 246

§ 5.

Система (виды) государственной службы

Виды государственной гражданской службы

Управление государственной службой

§ 8.

Основные принципы построения

и функционирования системы государственной

службы: понятие, система и виды

Государственный служащий:

основы правового положения

§ 10. Классификация государственных служащих

§11. Прохождение государственной службы

Глава 11. Государственные и негосударственные

организации как субъекты административного права

Понятие и виды организаций

предприятий и учреждений

Понятие и виды общественных объединений

Основы административно-правового статуса

общественных объединений

Особенности административно-правового положения

профессиональных союзов

Основы административно-правового положения

религиозных объединений

Раздел III. Формы управленческих действий

Глава 12. Понятие и виды управленческих действий

Понятие формы управленческих действий

Значение формы управленческих действий

в административно-публичной сфере

Виды форм управленческих действий

Глава 13. Правовые акты управления

Понятие, признаки и юридическое значение

правового акта управления

Функции правового акта управления

Действие правовых актов управления

Виды правовых актов управления

Правовые акты Президента Российской Федерации

Правовые акты Правительства

Российской Федерации

Правовые акты федеральных органов

исполнительной власти

Правовые акты управления

субъектов Российской Федерации

Правовые акты муниципальных образований

(органов местного самоуправления)

Глава 14. Административный договор

Понятие и публично-правовая природа

административного договора

Признаки административного договора

Раздел IV. Методы управленческих действий

Глава 15. Понятие и виды методов управленческих действий

Понятие и особенности метода осуществления

управленческих действий

Виды методов осуществления

управленческих действий

Методы прямого и косвенного

административного воздействия

Убеждение как метод осуществления

управленческих действий

Поощрение в системе методов

управленческих действий

Глава 16. Разрешительная система в Российской Федерации

Понятие и особенности разрешительной системы. . .

Правовая основа разрешительной системы

Разрешительное производство. Возбуждение дела. . .

Принятие и исполнение решения

Надзор за соблюдением правил и условий

разрешительной деятельности

Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии

Глава 17. Административный надзор

Понятие и субъекты административного надзора. . .

Правовые основы надзорного производства

Государственный санитарно-эпидемиологический

Государственный надзор

за безопасностью дорожного движения. . .

Государственный пожарный надзор

Глава 18. Административно-правовые режимы

Основные начала теории правовых режимов

Понятие и признаки специальных

Виды специальных

административно-правовых режимов

Режим чрезвычайного положения

Режим особого положения

Режим военного положения

Режим закрытого административно-территориального

образования

Режим охраны Государственной границы

Российской Федерации

Раздел V. Административное принуждение,

административное правонарушение

и административная ответственность

Глава 19. Административно-правовое принуждение

Правовое принуждение

Понятие и особенности

административно-правового принуждения

Виды мер административно-правового принуждения

Административно-предупредительные меры

Меры административного пресечения

Административный надзор за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы

Принудительное лечение лиц,

страдающих психическими заболеваниями

Применение и использование огнестрельного оружия

Административно-восстановительные меры.

Глава 20. Административная ответственность

Понятие административной ответственности

Нормативное основание

административной ответственности

Административное правонарушение

как основание административной ответственности

Отличие административного правонарушения

от дисциплинарного проступка и от преступления

Состав административного правонарушения

Глава 21. Административное наказание

Цели административного наказания

Дисциплинарная ответственность

по административному праву

Дисциплинарное производство

по административному праву. .

Материальная ответственность

по административному праву

Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам

Глава 23. Административный процесс

и административно-процессуальное право

Понятие и виды юридического процесса

Административные процессы

Административно-процессуальное право

и административно-процессуальные нормы

Общие стадии административных процессов

Глава 24. Общие положения производства по делам

об административных правонарушениях.

Субъекты административной юрисдикции

Задачи, принципы и общие положения производства

по делам об административных правонарушениях

§ 2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела

об административных правонарушениях

Глава 25. Участники производства по делам

об административных правонарушениях

Лицо, в отношении которого ведется производство

по делу об административном правонарушении. . . .

Потерпевший

Законные представители

Защитник и представитель

Свидетель. Понятой

Специалист. Эксперт. Переводчик

Прокурор

Обстоятельства, исключающие возможность участия

в производстве по делу об административном

правонарушении


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Краткая биография Д. Н. Бахраха.


Полный текст документа:

Бахрах Демьян Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор. Родился 30 октября 1932 г. в городе Перми.

В июне 1955 г. он окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С 1958 по 1962 г. обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) в г. Москва. Под руководством профессора Я.Н. Уманского подготовил и защитил в 1963 г. в Ленинградском госуниверситете (на юридическом факультете) кандидатскую диссертацию на тему «Право запроса депутата местного совета в СССР».

В 1972 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) в г. Москве защитил докторскую диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития». Ученое звание профессора Д.Н. Бахраху присвоено 20 июля 1974 г., а почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» 3 марта 1999 г.

С 1962 г. по 1979 г. Д.Н.Бахрах работал на юридическом факультете Пермского госуниверситета. С 1979 г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне Уральская государственная юридическая академия): с 1979 по 2000 г. зав. кафедрой административного права, а с 2000 г. – профессором этой кафедры.

В 1992 г. стал одним из учредителей негосударственного вуза – Уральского института экономики управления и права (УИЭУиП). С 1993 до 2000 г. был ректором института, а в настоящее время проректор этого института по научной работе. УИЭУиП был аккредитован в 1998 г. и в 2004 г.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация