261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Закон об энергосбережении в новой редакции

Главная / Бизнес

Для Российской Федерации одной из основных проблем считается энергоснабжение и нерациональный расход энергии по стране. Чтобы решить эту проблему, был принят Федеральный закон 261. Главной целью и задачей этого закона является уменьшение количества потребляемой энергии по всей России.

Общие положения закона

Федеральный закон 261 об энергосбережении был принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года, а одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 261 имеет 10 глав и 50 статей. Этот закон контролирует процессы, способы и меры по энергосбережению и регулирует применение мер повышения эффективности использования энергии. Согласно этому закону создаются и развиваются принципы экономических, правовых и организационных основ для эффективного энергосбережения.

Краткое содержание Федерального закона 261 «Об энергосбережении»:

  • В первой главе описаны общие положения закона об энергосбережении. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Описаны цели и задачи, сфера, на которую закон об энергосбережении влияет. Оформлены другие законы, акты и нормативы, влияющие на описываемую область. Описаны принципы работы закона, его функции и процессы;
  • Во второй главе перечислены полномочия и функции органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области улучшения эффективности энергосбережения;
  • В г. три описаны способы и меры регулирования работ и деятельности по улучшению эффективности энергосбережения государством. Эта глава описывает способы обеспечения эффективного использования энергии при обороте товара, в некоммерческих организациях, в жилищных фондах, сельскохозяйственных объединениях, зданиях и сооружениях. Оформлен способ учета используемых ресурсов энергетики;
  • В четвертой г. описаны процессы и нюансы энергетического обследования. Оформлены причины и процесс проведения обязательного энергетического обследования. Описан учет, сбор информации из полученных после обследования паспортов. Дан список требований к организациям, у которых система автоматического саморегулирования энергосбережения;
  • В главе номер пять даны формы и описания энергосервисных документов, описаны договора купли-продажи. Способы и процессы передачи ресурсов к организациям или компаниям;
  • В шестой главе оформлена подача информации об улучшении эффективности энергосбережения организациям, компаниям, фирмам, учреждениям и т. д.;
  • В седьмом разделе закона об энергосбережения представлено описание настоящей области в организациях и учреждениях, регулируемых государством;
  • В восьмой описан вид, формы и категории осуществления государством помощи и поддержки в области энергосбережения;
  • В главе номер девять подробно описан контроль и регулирование области энергосбережения государством, контроль за соблюдением условий закона, соблюдением требований, процессами и мероприятиями. Оформлена ответственность лиц, нарушающих условия или требования законодательства Российской Федерации;
  • В десятой главе описаны заключительные и дополнительные положения ФЗ об энергосбережении, условия и требования настоящего Федерального закона.

Законодательные акты со временем требуют пересмотра и настоящий закон претерпел множество изменений с момента вступления в силу.

Также ознакомьтесь с основными положениями закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Подробности

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон об энергосбережении были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. Все изменения произошли в статье 13. также были внесены правки в ФЗ №344. Подробнее об этом

261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.

Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.

В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.

Требования для зданий и сооружений:

  • Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
  • Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
  • Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.

В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:

  • Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
  • Строения, определенные Правительством РФ;
  • Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
  • Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
  • Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
  • Вспомогательные строения;
  • Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.

Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:

  • Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
  • Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
  • Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
  • Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
  • Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
  • Организации с регулируемой деятельностью.

Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.

Скачать 261 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.

Скачать Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно

«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты. Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г.
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.
Подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 г.
Опубликован в «Российской газете» 27 ноября 2009 г. Вступает в силу со дня опубликования.

Основные положения:

1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров

Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.

2. Ограничения на оборот ламп накаливания

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.

Указывается ориентировочный срок возможного запрета на производство, импортирование, продажу - с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года - мощностью 25 Вт и более.

Правительство РФ до 1 марта 2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп, отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, а также разработать государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

3. Маркировка товаров по энергоэффективности

Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:

с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства;

с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;

4. Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета.

До 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.

До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.

Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.

Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.

5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям

Все здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий), вводимые в эксплуатацию после нового строительства, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации здания и быть оснащены приборами учета энергоресурсов.

Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих Правилах.

В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.

6. Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан.

В Правила содержания общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.

Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Обязательные энергообследования.

Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов руб., обязаны до 2012 и далее не менее 1 раза в 5 лет проводить энергетические обследования.

Энергообследования проводятся специализированными организациями – членами СРО по энергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.

По результатам энергообследования специализированная организация предоставляет заказчику паспорт, а копию направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго России), который устанавливает требования к паспорту. Информацию не указанную в паспорте, исполнитель передает заказчику энергообследования в форме отчета.

8. Бюджетные учреждения и закупки для государственных и муниципальных нужд (далее – госзакупки)

Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

С 1 января 2011 года запрещено для государственных и муниципальных нужд закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения.

Федеральный орган исполнительной власти утверждает список товаров, работ, услуг, при проведении госзакупок которых должны учитываться характеристики энергоэффективности.

В части госзакупок Правительство РФ должно утвердить минимальные требования по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехники классом энергоэффективности не ниже первого), а также требования к условиям заключаемых государственными и муниципальными заказчиками энергосервисных контрактов.

9. Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами.

Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов.

В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

10. Энергосервисные договора (контракты).

Закон описывает энергосервисные договора (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов.

Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).

Закон устанавливает обязательные условия энергосервисных контрактов, Правительство Российской Федерации устанавливает требования к условиям энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерные условия энергосервисных контрактов, совмещенных с договорами поставки энергетических ресурсов.

Закон вводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций предлагать населению меры по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисных договоров (контрактов).

11.Переход к долгосрочному тарифному регулированию.

Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных (на срок от 3х лет и далее) методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству и развитию предоставляемых услуг.

При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.

Законом вводится возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всех предприятий коммунального комплекса и предусматривается обязательный переход на долгосрочное регулирование в следующие сроки.

В электроэнергетике: для ФСК – с 1 января 2010 г., сетевых компаний холдинга МРСК – в течение 2010 г, но не позднее 1 января 2011 года.; для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении - с 1 января 2012 года.

12. Создание единой (межведомственной) государственной информационной системы по энергоэффективности.

В целях методологической и информационно поддержки всего процесса повышения энергетической эффективности и энергосбережения создается Государственная информационная система. К ее задачам относится: систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсов с федерального, регионального и муниципального уровней, получение аналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциале энергосбережения, и информирование субъектов, населения о возможностях энергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

13. Формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Закон предусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в виде возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Связь положений закона с техническим регулированием.

Закон устанавливает ряд требований, содержание которых относится к техническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции, маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством о техническом регулировании предусматривается схема, когда нормы закона, принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранее принятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до момента принятия соответствующих технических регламентов.

При этом, если вступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которые покрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферах действие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательных сохраняется.

Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.


Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

С изменениями от 8 мая, 27 июля 2010 г., 11, 18 июля, 3, 6, 7, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 10 июля, 25 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 октября, 4 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г..

Свет / Энергосбережение

В последние годы правительство взяло курс на повышение энергоэффективности российской экономики. Принят ряд нормативных документов, модернизировавших правовую базу в этой сфере. В числе прочего установлена ответственность широкого круга лиц за неисполнение требований в области энергосбережения. ЭнергоВОПРОС.ру публикует перечень санкций и рекомендации, как их избежать

Санкции, предусмотренные 261-ФЗ "Об энергосбережении”

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " предусматривает следующие санкции

Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям

Норма закона

Административное нарушение
  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

Административное нарушение
  • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований
  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц - от 50 тысяч до 250 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Административное нарушение
  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Норма закона

  • Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Требования по энергетической эффективности зданий

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 - 2015 годов) - не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 - 2020 годов) - не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”

Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.

Требования по обязательной установке приборов учета

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

Требования по проведению энергетических обследований

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " лица, отвечающие требованиям обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Органы, контролирующие выполнение 261-ФЗ "Об энергосбережении

Полномочия по контролю выполнения закона по указанным выше пунктам Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 возложены на Ростехнадзор - Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. Полномочия следующие:

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением юридическими лицами в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Контроль за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318.

Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа. Основанием для проведения внеплановых проверок являются истечение срока выданного предписания об устранении выявленного нарушения, поступление в контролирующие органы соответствующей информации, обращения граждан, поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Как избежать административной ответственности за нарушение требований 261-ФЗ "Об энергосбережении"

Таким образом, законодательством введены требования, ответственность, меры ответственности, сроки выполнения требований, полномочия по контролю за выполнением требований, порядок осуществления контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении. Теперь всё это будет применяться к организациям, подпадающим по требования указанного законодательства.

Чтобы избежать административной ответственности необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • провести первое обязательное энергетическое обследование, хотя бы в минимальном объёме, обеспечивающем выполнение требований закона;
  • “оприборить” свои нежилые здания, строения, сооружения, установив приборы учёта соответствующих энергоресурсов. Сети (тепловые, электрические, водоснабжения и т.д.) относятся в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств к сооружениям.
  • разработать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, если у вас есть госучастие в капитале. Для чего потребуется провести энергетическое обследование.
  • выполнить минимально необходимые мероприятия, для выполнения требований энергетической эффективности, предъявляемых к зданиям, строениям, сооружениям. Для определения состава указанных мероприятий необходимо будет провести энергетическое обследование.

Экономия природных ресурсов в РФ

О быстром истощении природных ресурсов говорится много. Энергосбережение – одна из возможностей продлить пользование природными энергетическими ресурсами, которые так необходимы человеку для хозяйственной деятельности. Поэтому в мире сейчас повсеместно внедряются специальные программы по сохранению энергетических ресурсов. Служит этому и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009. Основная задача этого закона – создать условия для обеспечения экономии энергетических ресурсов Российской Федерации. Не только государства, но и каждого отдельного хозяина квартиры касаются некоторые нормы законодательства, которые указывают на то, что лучший способ научиться экономить – установить счетчики воды , тепла, электроэнергии, природного газа в наши квартиры. Опишем некоторые моменты законодательных актов, которые касаются охраны природных ресурсов.

Сроки установки счетчиков

Если раньше установка счетчиков по учету тепла и воды было делом абсолютно личным и добровольным, то сейчас этот вопрос взят под контроль государством. Согласно п.6 ст.11 ФЗ 261 теперь даже не допускается введение в эксплуатацию зданий, которые были построены, реконструированы, подвергнуты капитальному ремонту, без оснащения их приборами учета энергетических ресурсов. Начиная с 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию, должны быть оснащены индивидуальными средствами теплового учета в каждой квартире при наличии технической возможности. П.5 ст.13 указывает на обязательное оснащение с 2012 года ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками многоквартирных домов средствами учета энергетических ресурсов коллективными и индивидуальными. Срок, в течение которого должны быть установлены водосчетчики и другие приборы индивидуального учета несколько раз менялся. В последней редакции закона установлен срок – до 01.07 2013 года. Стоит ли бояться санкций за нарушение данной нормы?

Штрафы за отсутствие счетчика

Пока санкции коснуться только управляющих компаний и ТСЖ. Их черед уже пришел отвечать за неустановленные счетчики с июля этого года. И это немалые суммы. Бездействие должностного лица обойдется ему в 5-10 тысяч рублей, а подобные санкции юридическим лицам – 20-30 тысяч рублей.

Ответственность индивидуальных потребителей наступит с 2015 года. Тогда к гражданам, не установившим счетчики, будут применены штрафы. Не стоит рисковать своими деньгами, нарушая закон. Потом вам придется оплачивать еще и судебные издержки, которые неизбежны при подаче на вас в суд за нарушение законодательства. Цена счетчика воды начинается от 300 рублей. Это не настолько высокая стоимость, чтобы отсрочить установку. Тем более, что в первые же месяцы экономия с лихвой оправдает расходы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация