Зк рф разрешенное использование. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

Главная / Авто

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.

Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.

Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.

То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:

  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Объективно, участки должны использоваться так, чтобы между правообладателями осуществлялось взаимодействие и соответствующая гласная или негласная договорённость. Дело в том, что каждый персональный участок объединяется с другими межевыми границами, которые относятся к совместно используемым землям.

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение . Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок . Как правило, если исключить вандалистические действия хулиганов, добросовестные граждане, следуют установленным правилам безоговорочно. Но в жилых массивах, где имеются дворовые участки общего пользования, могут возникать разногласия, перерастающие в конфликт.

Зачастую граждане запутываются в своих правах и неправомерно начинают претендовать на общественную территорию. Для них определены условия пользования, которые заключаются в следующем:

  1. На территории частной долевой собственности владельцы имеют право на часть земли, пропорционально доле собственности в жилом доме (п.2 ст.247 ГК РФ). Но в пределах разрешённого использования.
  2. Если доля не определена, порядок пользования разделяется в равных долях (п.1 ст.245, п.2 ст.247 ГК РФ). Но также, исключительно в пределах разрешённого использования.

Это регламентирует для всех собственников определение порядка в пределах допустимых регламентом разрешённого использования, форм деятельности.

Например, в многоэтажных домах дворы общего пользования недопустимо использовать для содержания домашних животных или под огород. Не разрешено разбивать клумбы в ущерб другим жильцам, чьи малолетние дети могут стать причиной конфликта в случае повреждения насаждений.

Как правило, после вселения в новостройку, жильцы, большинством голосов, определяют порядок пользования и на его реализацию. В этом и в аналогичных случаях места общего пользования обеспечиваются дополнительным видом разрешения, который приобщается к основному виду в качестве варианта установленного порядка.

Не только земли общего (совместного) пользования обусловлены установлением и соблюдением порядка. Каждый ЗУ, находящийся в пользовании и даже в собственности, может эксплуатироваться исключительно в соответствии с правилами, установленными для всех без исключения правообладателей.

Право пользования участком возникает при переходе права собственности непосредственно на ЗУ или опосредованно – при приобретении права на капитальное строение, расположенное на ограниченном участке (ст. 35 ЗК РФ).

Независимо от целевого назначения земель, ответственные лица обязаны осуществлять пользование без ущерба в сторону:

  • плодородия почв;
  • других собственников;
  • окружающего ландшафта;
  • экологии всей территории.

При несоблюдении обозначенных правил, лица, пользующиеся участками могут:

  • подвергаться штрафам;
  • предупреждениям;
  • изъятию участков.

Перечисленные санкции вменяются местной администрацией, в ведении которой находится территориальная зона. Изъятие осуществляется только по разрешению суда.

Таким образом осуществляется надзор и контроль за эксплуатацией участков. При их или не в соответствии с представленным разрешённым использованием, также может быть поставлен вопрос об изъятии.

Ниже вы видите закон об использовании земельных участков:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Глава 8, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

При постановке вопроса об использовании (не использовании) участка по целевому назначению и в соответствии с разрешённым использованием, определяют по срокам, в течение которых осуществляется неиспользование ЗУ, что возводит его в разряд бесхозного имущества или неэффективно используемого.

Это касается не только земель сельхозназначения и участков под ИЖС. Аренда городских территориальных зон под застройку существует по тем же правилам. Если арендатор в течение 3 лет со дня подписания договора аренды, так и не начал использовать ЗУ – это является серьёзным основанием расторжения договора в одностороннем порядке.

То же самое касается арендаторов земель сельскохозяйственного назначения – индивидуальных предпринимателей, которые не обрабатывают земли, а также частных лиц. Через 3 года с момента подписания договора, он может быть аннулирован (п.2 ст.46 ЗК РФ).

Если речь идёт о ЗУ, который находится в собственности , даже после оставления его бесхозным после смерти собственника в случае отсутствия наследников, хозяйствующий субъект имеет законное право обратиться в суд с целью его изъятия только после 10 лет не использования по назначению.

В других случаях, если собственники известны, в их адрес отправляются предупреждения с установленными административной комиссией сроками, которые требуется соблюдать для исправления беспорядка на участке, во избежание его отнятия.

Определение сроков играет существенную роль также при оформлении (переоформлении) договоров аренды или пользования ЗУ. Ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов за просрочку оформления договоров.

Период в течение которого земельный участок может использоваться в соответствии с приносимой им пользой, что определяет его кадастровую стоимость. В определении сроков полезного использования существенную роль играет разрешённое использование, так как различные виды эксплуатации земель требуют применения различных технологий.

Например, участки плодородных почв периодически должны оставляться «под пар», когда уровень их полезного использования принципиально снижается, но формально они используются собственником или арендатором. При возведении здания, полезное использование земель не может превышать эксплуатационного срока использования сооружения.

Понятие срока полезного использования ЗУ введено для определения его стоимости. Особенно важно его определение для начисления арендной платы или определения стоимости сервитута.

Он необходим и профессиональным оценщикам для выдачи заключительных актов независимой экспертизы. Несмотря на то, что земли теоретически определяются в качестве «вечных ценностей», при расчёте стоимости используется срок в 49 лет.

Постановление Правительства от 24.02.09, постулировало за № 160 правила для особых условий землепользования, за подписью Президента РФ В.В. Путина.

Они разработаны в отношении линий электропередач, которыми обеспечиваются территории всех населённых пунктов. Разработанные правила предусматривают соответствующие нормативы и регламент пользования землями:

  1. Собственниками участков , которым приходится обрабатывать земли или эксплуатировать их в непосредственной близости от линий электропередач.
  2. Специалистами электросетевых хозяйств , которые обязаны обеспечить безопасность землепользователей.

Правовые формы использования земельных участков – это признанные Российским законодательством формы правообладания, к которым относятся, в том числе, земли. Существует 2 вида прав:

  • вещные (в т.ч. ограниченные);
  • обязательственные.

Вещное право на землю предоставляется при условии разрешения её использования в соответствующем качестве при выделе:

  • в постоянное (бессрочное) пользование;
  • пожизненно наследуемое владение.

Оно же регламентировано в случае аренды земель.

Характеристики данного вида права предполагают для землевладельца пользование участком в качестве объекта. Если, при этом, устанавливается срок пользования, можно говорить об ограниченном вещном праве.

В случае приобретения вещного права землепользователем, предусматривается сохранение обязательственного права за хозяйствующим субъектом или иным лицом, владельцем ЗУ. Поэтому правообладатель ограничен в правах исключительно разрешением пользования. А при пожизненно наследуемом владении приобретает дополнительно право передавать ЗУ по наследству.

В случае:

  • приватизации;
  • переоформления в собственность;
  • выкупа у администрации,

правообладатель приобретает обязательственное право. Хозяйствующий субъект делегирует право распоряжения участком собственнику, с вытекающими из этого правовыми последствиями.

Правообладатели этого типа приобретают имущественное право , которое расширяется до пределов самостоятельного распоряжения не только участком в качестве вещи, но и ответственностью за правообладание. То есть собственник может отчуждать своё право другому лицу или разделить его по своему усмотрению.

Правовой режим использования ЗУ предполагает наличие объекта и субъекта правопорядка в пользовании землёй. Под субъектом понимается как лицо, так и вид права, которым он обладает. Объект права трёхсоставен:

  1. Общий объект – это часть земли, расположенная на поверхности земного шара в качестве целостного земельного массива, или земля как форма существования определённого вида почв, со своеобразным ландшафтом, растительностью и т.п.
  2. Родовой объект определяется спецификой земельного массива, который наделён соответствующими харатеристиками такими как категории земель, их целевое назначение.
  3. Конкретный объект имеет кадастровые адреса, разрешённое использование и правовую принадлежность к хозяйствующему субъекту, осуществляющему функции инспектирования и контроля.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Если участки имеют различное целевое использование, их объединение путём перераспределения частным лицом допустимо только при условии изменения разрешённого использования одного из них по выбору собственника или администрации.

Если перераспределение производится администрацией – она вправе решать вопрос о назначении ЗУ по собственному усмотрению. А если участком пользуется застройщик, у него в зоне территории застройки могут оказаться здания разного предназначения, этажности и т.п. однако ему это не доставит проблемы, так как он осуществляет деятельность на основании градостроительного проекта и других документов, регламентирующих деятельность (ст. 37,38 ГрК РФ).

Поправка на разрешённое использование

В некоторых случаях, когда разрешённое использование при перераспределении участков имеет несущественные различия в их основном разрешении, координацию их использования можно осуществить основного вида использования на условноразрешённый.

Но и это может не потребоваться, если вопрос можно решить путём внесения поправки в имеющееся разрешённое использование ЗУ. Поправка осуществляется путём внесения в документы заявленных изменений, при сохранении кода классификации участка. Поправка вносится путём дополнительного административного разрешения на конкретные виды деятельности, если они:

  • целесообразны для собственника;
  • не противоречат градостроительному регламенту;
  • органичны с контекстом.

Заключение

Для правомерного использования ЗУ потребуется соблюдать определённый регламент, который допускает набор действий в применении к участку. А также запрещает несанкционированные действия в отношении к нему. При необходимости таких действий, участок необходимо перевести в другую целевую категорию или изменить его разрешённое использование.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории - это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель - это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства - это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов - гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

Пример

Земельный участок в СНТ будет иметь следующие характеристики:

  • Категория (целевое назначение) - земли сельскохозяйственного назначения;
  • Вид разрешенного использование - для ведения садоводства и огородничества;

А теперь рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Земли населенных пунктов

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы - вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ;
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Земли лесного и водного фонда

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда - это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Таблица основных видов разрешенного использования

Номер в классификаторе ВРИ

Все земли, которые предоставляются во временное пользование или постоянное владение гражданам России, подразумевают их целевое использование. С 2014 года вступило в силу разделение земельных участков по видам использования, положение описано в статье 42 ЗК РФ. Это делается для сохранения наиболее ценных территорий в надлежащем виде и для охраны окружающей среды.

Земля может передаваться для использования, как физическим так и юридическим лицам. Нецелевое использование наказуемо различными санкциями в отношении владельца или арендатора.

Определение целевого использования и ВРИ

Целевое использование (ЦИ) – принцип земельного права, что земля в чьем бы владении она не находилась, должна быть использована только по назначению, установленным земельным законодательством для определенной категории. Собственник или арендатор земельного участка не имеет права изменить целевое использование без решения законодательного органа. Целевое назначение описано в кадастровом паспорте на земельный участок.

ВРИ – вид разрешенного использования земельного участка, полная характеристика участка, дополняет определение целевого использования и разделяет землю на виды:

  • основной вид;
  • условно разрешенный;
  • дополнительный.

Основной вид – определяет использование земли только в строгом соответствии с градостроительным регламентом и другими предъявляемыми требованиями.

Условно разрешенный – предусматривается более широкое использование земель. В реальности это свободная постройка на участке не нарушающая общий вид, но дающая возможность для творчества. При этом владелец предоставляет проект в соответствующий орган и, если получает разрешение, может вносить некоторые изменения.

Дополнительный – этот вид фактически не имеет никакой юридической силы. Но в некоторых случаях эта практика применяется. Например: человек разводит скот, а пастбища находятся далеко от места его проживания. При обращении в государственные органы с просьбой о разрешении построить дом на угодьях, он получит отказ, так как земли сельскохозяйственного назначения. Местный же муниципалитет, войдя в положение собственника, дает согласие – вспомогательное разрешение на временную постройку.

Классификация земельных участков

С 2015 года в земельном законодательстве России произошли изменения, был введен классификатор ВРИ. Он определяет и описывает на каких землях возможна та или иная деятельность, какие объекты могут на ней находиться. В Классификатор входит 12-ть общих ВРИ земельных участков и 81 уточненный вид.

Обобщенные виды ВРИ:

  1. сельскохозяйственные земли;
  2. под жилую застройку;
  3. объекты капстроительства общественного пользования;
  4. предпринимательство;
  5. отдых;
  6. производство;
  7. транспорт;
  8. оборона;
  9. изучение и охрана природы;
  10. лесное хозяйство;
  11. водное хозяйство;
  12. общепользовательские земли.

1. Сельхозземли

Включают в себя 18 уточненных видов. Сюда относят участки, находящиеся за пределами населенных пунктов, для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота, рыбы и птицы. Есть возможность возводить постройки для нужд сельского хозяйства (фермы, зернохранилища и др.), строить дороги для обслуживания сельхозугодий, засаживать лесопосадками для защиты насаждений и почвы.

Эти земли занимают более 1/4 территории России, основная часть территорий занята пашнями. Они наиболее ценные для государства, так как обеспечивают страну продуктами питания и четвертая часть населения работает на этих землях.

2. Жилая застройка

Сюда относятся участки, на которых расположены все жилые здания и постройки для проживания в них людей, малоэтажные и высотные здания, дачные и садовые дома, личные приусадебные участки, размещение гаражей, помещения для сельхоз животных, среднеэтажные застройки. В этот вид входят пункты с 2.1. по 2.7.

3. Объекты капстроительства общественного использования

Это земельные участки под всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающие бытовые, духовные и социальные удобства человека. Сюда же включены территории, где расположены различные коммунальные службы, школы, храмы, гостиницы, организации и объекты ведущие исследования и научную деятельность, органы управления, ветеринарные клиники и питомники несельскохозяйственных животных. Входит 10 пунктов уточнений.

4. Предпринимательство

На этих землях размещаются торговые комплексы, магазины, банки, рынки, гаражи и стоянки для работников и посетителей. А также всевозможные развлекательные комплексы, казино, аттракционы с целью извлечения выгоды из жилого помещения. Всего 9 пунктов.

5. Отдых

Это места для занятий спортом, прогулок, охоты. На этих землях располагаются следующие объекты: спортзалы, бассейны, теннисные корты, туристические базы, расположение причалов для небольших судов и мест для рыбалки. Оборудование полей для игры в гольф и для конных прогулок. Всего 5 пунктов.

6. Производство

В эти пункты входят территории, на которых расположены: недропользование, легкая и тяжелая промышленность, строительство, производство продуктов, связь и энергетика, сооружения которые служат для хранения, перераспределения грузов, базы, склады, полностью обеспечивается космическая деятельность. Всего 5 пунктов.

7. Транспорт

Земли для обустройства различных путей сообщения: железнодорожные, магистрали, шоссе, метро. А также водного и воздушного транспорта: порты, пристани и причалы, аэропорты. Нефте- и газопроводы и объекты для их эксплуатации. Входит пять пунктов уточнений.

8. Оборона и безопасность

Расположение объектов для подготовки и размещения Вооруженных Сил РФ, объекты для производства оружия и боевой техники. А также для войск, отвечающих за внутренний правопорядок и спасательных служб, помещений для казарм, тюрем, колоний. Четыре уточненных пункта.

9. Изучение и охрана природы

Особые территории, где важна сохранность природы, изучение животных и растений, создание охраняемых заповедных территорий, курортные зоны, памятники древности, представляющие ценность, как объекты культурного наследия. Уход и правильное использование природных запасов в заказниках и природоохраняемых зонах. Пять пунктов.

10. Лесной фонд

Территории, где растет лес, проводятся выращивание, вырубка, переработка, а также восстановление и охрана лесов. Задел лесных запасов и их переработка (живица, грибы, ягоды). Размещение временных построек для их хранения и переработки. 4 пункта уточнений.

11. Водный фонд

Все водные объекты включая реки, озера, моря, ледники, ручьи, болота и другие. Охрана, общее и специальное использование всех водных ресурсов, строительство различных гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации.

12. Общепользовательские территории

Кладбища и места для хранения радиоактивных отходов, земли которые в запасе (не используются). Тротуары и дороги в городах, набережные и скверы в парках. Три пункта.

Изменение вида разрешенного пользования земли

В некоторых случаях требуется изменить вид разрешенного пользования земельного участка:

  1. при строительстве или реконструкции на участке недвижимости, которая имеет другое функциональное назначение, чем указанное в ВРИ;
  2. изменение функций уже имеющегося объекта;
  3. для уточнения ВРИ неправильно занесенного или при приведении в соответствие с новым классификатором.

На данный момент невыясненными остаются два важных вопроса в отношении установления и изменения ВРИ:

1. Какие выбирать разрешенные использования земельных участков из ПЗЗ или из Классификатора, до принятия изменений (до 1 января 2020 г.)?

  • разрешенное использование установленное до принятия нового Классификатора (1 марта 2015г) – считается ли действительным, если даже не соответствует новому ВРИ;
  • собственник земельного участка имеет право подать на установление или изменение ВРИ в уполномоченный орган, в течение 1 месяца просьба будет рассмотрена и разрешенное использование будет приведено в соответствие с Классификатором.

2. Существующие процедуры для изменения ВРИ, на которые действия ГР (градостроительный регламент) не распространяются и не устанавливаются?

Как показывает практика, это возможно, хотя абсолютно не предусмотрено законом. Большую роль в этом играет регион и сложившаяся в нем практика по этим вопросам.

Нецелевое использование земель и санкции

Использование земли не по назначению может быть выявлено контролирующими органами и приведет к административной ответственности согласно статьи 8.8. КОАП РФ.

Нецелевое назначение – использование земельного участка не предусмотренное его категорией, невыполнение обязательств по его сохранению и рекультивации.

Влечет наложение штрафа на физическое лицо от 20-50 тыс. рублей, на должностное лицо от 100-200 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200-400 тыс. рублей.

Применяются и другие виды наказаний:

  • штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка для физлиц, 1,5% для должностных лиц, 2% для юридических.
  • владельца могут лишить земельного участка по решению суда;
  • с арендатором могут расторгнуть договор раньше срока.

Вам понравилась статья?

Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация