Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Выдача лиц, совершивших преступление

Главная / Авто
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13

1. Под выдачей преступников, или экстрадицией, в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора (см., например: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 261).
2. В соответствии с Конституцией РФ такая выдача может быть осуществлена лишь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так как согласно ч. 1 ст. 61 "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Это правило закреплено в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса РФ: "Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству". Таким образом, данная норма в отношении российских граждан, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, является своеобразным подкреплением принципа гражданства, сформулированного, как уже отмечалось, в ч. 1 ст. 12 УК, условием его реализации.
3. Часть 2 ст. 13 регламентирует вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства: "Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации". Эта норма основана на конституционной норме, зафиксированной в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации".
4. Международные договоры о выдаче преступников могут иметь многосторонний или двусторонний характер. Среди первых для Российской Федерации важнейшее значение имеют Европейская конвенция о выдаче правонарушителей Совета Европы 1957 г. и два дополнительных протокола (1975 - 1978 гг.) (см.: Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1998. С. 282 - 298), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и целый ряд многосторонних конвенций, участницей которых является Россия, заключенных между государствами в целях борьбы с отдельными преступлениями (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.).
5. Европейская конвенция достаточно подробно регламентирует вопрос о категориях (видах) правонарушений, совершение которых может служить основанием для выдачи совершившего их лица. В соответствии с ней выдача осуществляется в отношении правонарушений, наказуемых согласно законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием. Однако, если просьба о выдаче касается лица, разыскиваемого в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушителя, выдача разрешается лишь в том случае, когда до окончания этого наказания остается не менее четырех месяцев. Следует отметить, что Конвенция предусматривает право любой договаривающейся стороны, закон которой не содержит норму о выдаче за некоторые преступления, пусть и наказываемые лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием, исключить такие правонарушения из сферы ее применения (для чего заинтересованная сторона в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции должна передать Генеральному секретарю Совета Европы список правонарушений, в отношении которых выдача разрешается или исключается).
Конвенция предусматривает ограничения и на выдачу некоторых других категорий правонарушителей (не связанные с видом и размером санкций, установленных за их совершение во внутреннем законодательстве). В первую очередь это касается политических правонарушений (с оговоркой, что убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в контексте данной Конвенции как политическое правонарушение). Аналогичное правило существует и в отношении правонарушения, хотя и признаваемого по внутреннему законодательству обычным (т.е. не политическим), но в отношении которого запрос о выдаче делается с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями. Из сферы Конвенции исключаются и военные правонарушения, признаваемые таковыми в соответствии с внутренним военным правом и не являющиеся разновидностью правонарушений, предусматриваемых обычным уголовным правом (речь в этом случае идет не о военных преступлениях как о разновидности международных преступлений, а о таких, которые являются посягательствами на установленный порядок прохождения воинской службы, совершаемыми военнослужащими). Особый статус определен и для финансовых правонарушений, связанных с налогами, пошлинами, таможенными сборами и валютой. Применительно к подобным деяниям выдача осуществляется лишь в случаях, если договаривающиеся стороны приняли об этом решение в отношении конкретного правонарушения или категории таких правонарушений.
В Конвенции зафиксированы и другие ограничения в выдаче, связанные с особенностями места совершения преступления, незавершенным судебным разбирательством в отношении определенного правонарушения, принципа non bis in idem, сроков давности и возможного наказания в виде смертной казни в отношении выдаваемого лица. Так, особый порядок Конвенция устанавливает относительно выдачи за правонарушение, которое в соответствии с законом запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а законом запрашиваемой стороны такое наказание либо не предусматривается, либо обычно не приводится в исполнение. В этом случае в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточными в отношении того, что смертный приговор не будет вынесен или не будет приведен в исполнение.
Конвенция достаточно подробно регламентирует требования, предъявляемые к запросу о выдаче, порядку направления этого запроса и предоставления сопроводительных документов и возможной дополнительной информации, порядку осуществления транзита выдаваемого лица через территорию договаривающихся сторон, а также предусматривает ряд процессуальных гарантий прав выдаваемого лица при производстве в отношении совершенного им правонарушения предварительного расследования и судебного разбирательства (включая решение вопроса о его задержании и аресте).
Конвенция предусматривает и ситуацию, когда выдача запрашивается одновременно не одним, а двумя или более государствами за одно и то же правонарушение либо за различные правонарушения. В этих случаях запрашиваемая сторона принимает решение с учетом всех обстоятельств, особенно сравнительной тяжести совершенного правонарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами (их очередности), гражданства требуемого лица и возможности его последующей выдачи другому государству. Конвенция регламентирует также вопрос о передаче собственности, который может возникнуть в связи с передачей выдаваемого лица (в случаях, когда указанная собственность может потребоваться в качестве вещественного доказательства совершения правонарушения либо была приобретена в результате правонарушения и в момент ареста требуемого лица находилась в его владении или была обнаружена позднее).
В Конвенции разрешается и вопрос о ее соотношении с двусторонними соглашениями о выдаче. Общее правило заключается в том, что Конвенция заменяет собой положения любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу правонарушителей между любыми двумя договаривающимися сторонами. Вместе с тем в тех случаях, когда между двумя или более договаривающимися сторонами выдача правонарушителей осуществляется на основе унифицированных законов, стороны вправе руководствоваться именно этими законами, а не положениями Конвенции.
6. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей легла в основу Типового договора о выдаче, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. Договор, носящий модельный (рекомендательный) характер, содержит и некоторые особенности и уточнения, отличные от Европейской конвенции и развивающие ее. Это касается размеров санкций (сроки тюремного заключения или другой меры лишения свободы) за соответствующее правонарушение, являющихся условием выдачи, отсутствия препятствий для выдачи в зависимости от терминологических и конструктивных особенностей формулирования состава соответствующего правонарушения в законодательстве договаривающихся сторон, выдачи лиц, виновных в финансовых правонарушениях, расширения императивных и факультативных оснований для отказа в выдаче, оговорки относительно основания для возможного отказа в выдаче не только в отношении правонарушения, наказуемого смертной казнью, но и наказуемого пожизненным или бессрочным лишением свободы, и некоторых других вопросов.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная в рамках Содружества Независимых Государств (ее участниками являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Узбекистан, Украина), разработана в соответствии с Европейской конвенцией и Типовым договором, однако по сравнению с ними она содержит и некоторые особенности. Так, выдача для приведения приговора в исполнение производится в отношении лица, которое было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, а не четырех месяцев, как это требуется по Европейской конвенции. Значительно ограничивается возможность выдачи, если существуют предусмотренные законодательством договаривающихся сторон обязательства, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям (по Европейской конвенции таким основанием является только истечение срока давности). Более детально по сравнению с Европейской конвенцией регламентируются процедурные вопросы выдачи.
В отличие от Европейской конвенции 1957 г. в Конвенции СНГ среди оснований для отказа в выдаче не упоминается такое общепризнанное основание, как политический характер преступления, совершенного запрашиваемым лицом. Хотя, конечно, обойтись без этого понятия будет трудно и его когда-то придется признать, в первую очередь тем странам, которые уже приняты в Совет Европы (например, Российская Федерация) или предпринимают усилия для приема. Правда, указанный пробел вполне объясним. Дело в том, что ни действующему уголовному законодательству как России, так и ряда стран СНГ, ни уголовно-правовым доктринам этих стран неизвестно понятие "политическое преступление". В действительности же уголовные кодексы этих стран содержат целый ряд норм об уголовной ответственности за политические преступления в их традиционном понимании. Так, например, в УК РФ 1996 г. восемь преступлений из преступлений против - основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29) как преступлений против государственной власти (разд. Х) вполне отвечают тому, чтобы их считать преступлениями политического характера. Это государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280), диверсия (ст. 281) и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282).
Все они так или иначе посягают на закрепленные в Конституции РФ основы государственной власти - внешнюю безопасность Российской Федерации, легитимность государственной власти, конституционный принцип политического многообразия и многопартийности, экономическую безопасность Российской Федерации, конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды и потому не могут не носить политического характера.
8. Институт выдачи регламентируется и в многосторонних конвенциях, заключаемых между государствами для борьбы с определенными преступлениями. Например, специальный раздел о выдаче содержится в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Соответствующие фрагменты, касающиеся выдачи, содержатся также в ряде других конвенций о борьбе с отдельными преступлениями. (Это, в частности, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.)
9. Как уже отмечалось, выдача преступников регламентируется и двусторонними соглашениями, заключаемыми между определенными государствами. Их можно свести к трем видам. Во-первых, специально заключенным по проблемам выдачи (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Во-вторых, таким, в которых регламентация выдачи преступников осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (например, Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.). И в-третьих, специально заключенным по вопросу о передаче осужденных для отбывания наказания (например, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.). В основе всех трех типов двусторонних договоров лежат принципы, зафиксированные в Европейской конвенции о выдаче и Типовом договоре о выдаче ООН, в договорах, заключенных между странами СНГ после 1993 г., и Конвенции СНГ.
10. Для практического решения вопроса о выдаче конкретного правонарушителя помимо рассмотренных или упомянутых выше многосторонних конвенций, многосторонних и двусторонних договоров, национального законодательства необходимо прибегать и к международным многосторонним и двусторонним межведомственным договорам (соглашениям), заключенным между органами прокуратуры или министерствами внутренних дел (ведомствами полиции) соответствующих стран. Например, в соответствии с Соглашением между Прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Украины о правовой помощи и сотрудничестве 1993 г. такая помощь и сотрудничество осуществляются в том числе и в содействии розыску лиц, совершивших преступления, а также этапировании арестованных и осужденных; в Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел Независимых Государств (т.е. стран СНГ) в сфере борьбы с преступностью 1992 г. говорится об осуществлении сотрудничества наряду с другими направлениями в розыске преступников, лиц, скрывшихся от следствия и суда или отбытия наказания; в Протоколе о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Французской Республики 1992 г. согласованы вопросы сотрудничества относительно выявления мест нахождения лиц, скрывающихся от уголовного преследования, находящихся под следствием, а также обеспечения сохранности документов и других вещественных доказательств, имеющих отношение к совершению преступления. Разумеется, действия, обусловленные этими соглашениями, не всегда заканчиваются выдачей преступников, однако при конечном положительном решении вопроса об экстрадиции они являются необходимой составной частью предварительной работы правоохранительных органов соответствующих стран вначале по установлению лиц, подлежащих выдаче, а впоследствии связанной с возможной их выдачей.
11. Уголовно-правовая норма о выдаче лиц, совершивших преступления (иностранных граждан и лиц без гражданства), выраженная в ч. 2 ст. 13 УК, конкурирует с нормами о таких принципах действия уголовного закона в пространстве, как универсальный и реальный, содержащимися в ч. 3 ст. 12 (см. комментарий к ст. 12). Конкуренция заключается в том, что в соответствии с указанными принципами Российская Федерация вправе привлечь соответствующих иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности и подвергнуть их уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству. Одновременно согласно указанной норме о выдаче Российская Федерация может по требованию заинтересованного государства выдать иностранного гражданина или лицо без гражданства для того, чтобы в этом случае именно заинтересованное государство само осуществило уголовную юрисдикцию в отношении названных лиц и совершенных ими преступлений. Внимательное сравнение содержания уголовно-правовых норм, выраженных в ст. 12, 13 УК РФ, приводит к выводу, что конкуренция между этими нормами является в известном смысле разновидностью конкуренции общей и специальной нормы (см. комментарий к ст. 17). Норма о выдаче (ч. 2 ст. 13) является специальной нормой по отношению к норме, выраженной в ч. 3 ст. 12 (в свою очередь, являющейся общей нормой), так как по сути представляет изъятие из нормы об универсальном, а также реальном принципе действия уголовного закона в пространстве.
Конкуренция общей и специальной норм решается в пользу специальной (ст. 17 УК). Дополнительным аргументом в подтверждение такого вывода применительно к рассматриваемому случаю может служить то обстоятельство, что вопрос о выдаче дважды положительно разрешается в нормах международного права (в конвенциях о борьбе с международными преступлениями и в конвенциях собственно о выдаче) и подтверждается ссылкой УК РФ на международный договор Российской Федерации в ст. 13 Кодекса. В соответствии же с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".
12. Институт выдачи конкурирует и с институтом политического убежища. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ, "Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права", а согласно ч. 2 этой статьи "в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением". Таким образом, эта конкуренция решается в пользу права политического убежища.
13. Отказ в выдаче лица регламентируется (на основе указанных выше норм международного права об экстрадиции) в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 464 УПК РФ выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 464 УПК РФ в выдаче лица может быть отказано, если:
1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;
2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
14. "Деяние, инкриминируемое лицу, подлежащему выдаче, должно соответствовать деянию, предусмотренному нормой закона запрашивающей Договаривающейся Стороны, на основании которой оно признается преступлением" (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ) // БВС РФ. 2005. N 2. С. 13 - 14). Приведем один из примеров.
Суд признал обоснованным и не противоречащим законодательству Российской Федерации постановление Генерального прокурора Российской Федерации о выдаче лица правоохранительным органам Республики Казахстан.
Правоохранительными органами Республики Казахстан Г. обвинялся в том, что он, являясь военнослужащим, 13 января 1995 г. в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан совершил изнасилование несовершеннолетней, т.е. преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 101 УК Республики Казахстан. Постановлением военной прокуратуры Усть-Каменогорского гарнизона Республики Казахстан в отношении обвиняемого Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и объявлен его розыск. На основании указанного постановления Г. был задержан в Российской Федерации и водворен в следственный изолятор Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в соответствии с международной Конвенцией от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".
Генеральный прокурор Республики Казахстан обратился с письмом к Генеральному прокурору Российской Федерации о выдаче Г. правоохранительным органам Казахстана. Генеральный прокурор Российской Федерации по данному письму принял постановление о выдаче Г. правоохранительным органам Республики Казахстана, о чем письмом сообщил Генеральному прокурору Республики Казахстан. Прокурор Пятигорска Ставропольского края уведомил Г. о решении Генерального прокурора Российской Федерации выдать его правоохранительным органам Республики Казахстан. Ставропольский краевой суд своим определением оставил без удовлетворения жалобу Г. на постановление Генерального прокурора Российской Федерации. В кассационной жалобе Г. оспаривал правомерность решения Генерального прокурора о выдаче его правоохранительным органам Республики Казахстан, считая, что оно противоречит законодательству Российской Федерации и нормам международного права. Один из его доводов заключался в том, что ссылка суда на то, что дело по приобретению им гражданства Российской Федерации приостановлено, по его мнению, необоснованна, так как он имел все основания получить гражданство Российской Федерации, поскольку являлся гражданином бывшего СССР, проживал на территории государства, входящего в состав бывшего СССР, прибыл для проживания на территорию Российской Федерации, заявил до 31 декабря 2000 г. о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации определение Ставропольского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Г. - без удовлетворения, указав, в том числе, на следующее.
Доводы Г. о том, что он отказался от гражданства Республики Казахстана и получил гражданство Российской Федерации в Челябинской области судом проверялись и были признаны не соответствующими действительности. Согласно сообщению Генерального прокурора Республики Казахстан Г. является гражданином Республики Казахстан и с заявлением о выходе из гражданства не обращался. По данным ГУВД Челябинской области и по сообщению прокурора Челябинской области, Г. в 1996 г. обращался в паспортно-визовую службу Карталинского РОВД с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации. Проведенной паспортно-визовой службой УВД Челябинской области проверкой было установлено, что правоохранительными органами Республики Казахстана он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 101 УК Республики Казахстан, и находится в розыске, в связи с этим дело по приобретению им гражданства Российской Федерации приостановлено и положительное решение не принято (БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 - 21).
Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 УК РФ

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи . Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора.
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права . Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) . Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.
———————————
См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Текущая редакция ст. 13 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13 УК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросу возможности выдачи лиц, совершивших преступление за пределами территории РФ.

В международном праве такая выдача лиц называется экстрадицией (от лат. extraditio, образованное от ex - из, вне и tradition - передача).

Экстрадиция - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:
- граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства;
- иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ.

В ч.1 комментируемой статьи фактически зафиксировано положение ч.1 ст. 61 Конституции РФ, согласно которой "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность выдачи иностранному государству лишь иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории РФ для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Такая выдача может быть осуществлена лишь на основании соответствующего международного договора РФ. Подобные договоры имеются у РФ с различными иностранными государствами (Албанией, Венгрией, Ираком, Киргизией, Латвией и многими другими). Также следует отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93, которую подписали государства - участники СНГ и согласно которой обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В международных договорах, как правило, устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Также в договорах могут устанавливаться и другие ограничения, как например отказ в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

О применении комментируемой статьи см. также определение ВС РФ от 13.03.2012 N 18-О12-5 и определение ВС РФ от 02.08.2011 N 53-011-45.

Консультации и комментарии юристов по ст 13 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Выдача преступников – комплексный правовой институт, обеспечивающий неотвратимость уголовного преследования вне зависимости от места совершения преступления и гражданства лица, его совершившего. Целью экстрадиции является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления.

В самом общем виде под выдачей преступников (экстрадицией ) понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству места совершения преступления или иному заинтересованному государству для уголовного преследования или исполнения назначенного наказания.

Институт выдачи регулируется нормами международного и национального права. На международном уровне регламентация экстрадиции осуществляется на основании многосторонних и двухсторонних соглашений РФ. Этими договорами устанавливается обязанность государствучастников выдавать друг другу по требованию лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Содержательно они могут быть посвящены вопросам выдачи и оказанию правовой помощи в целом (Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.) или вопросам борьбы с отдельными видами преступлений (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и т.д.).

При отсутствии международного договора выдача может осуществляться также на основании принципа взаимности. Принцип взаимности означает, что государство, направившее запрос о выдаче, берет на себя обязательство в аналогичной ситуации по запросу запрашиваемого государства произвести выдачу.

Частью 1 ст. 13 УК РФ установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Эта норма уголовного закона воспроизводит положение ст. 61 Конституции РФ, в которой говорится: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Среди международных соглашений России, регламентирующих правила экстрадиции, первостепенное значение имеет Европейская конвенция о выдаче 1957 г., которую Российская Федерация подписала и ратифицировала с незначительными оговорками. В данной Конвенции определены общие основания и условия выдачи и основания отказа в ней.

Основанием выдачи является просьба иностранного государства. Основанием для направления запроса – осуществление в государстве уголовного преследования в отношении данного лица или наличие вступившего в силу обвинительного приговора.

Если выдача запрашивается одновременно более чем одним государством за одно и то же преступление или за различные преступления, запрашиваемое государство принимает свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно с учетом относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству. Решение вопроса при наличии коллидирующих запросов остается за запрашиваемым государством.

Условиями выдачи являются двойная криминальность, конкретность (специализация) выдачи и экстрадиционный характер преступления.

Принцип двойной криминальности (тождественности) нашел свое отражение в ст. 2 названной Конвенции: выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны. В национальном законодательстве этот принцип закреплен в ст. 460 и 462 УПК РФ. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что для осуществления выдачи не требуется текстуальной тождественности нормы, достаточно лишь их содержательного совпадения.

Содержание правила конкретности определено в ст. 14 данной Конвенции: лицо, которое было выдано, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано. Следственные и судебные органы запрашивающего государства ограничены содержанием и объемом обвинения, которое послужило основанием выдачи лица. Этот принцип конкретизирован и в нормах российского законодательства. В ст. 461 УПК РФ указано, что лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

В соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о выдаче она осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой стороны лишением свободы сроком, по крайней мере, на один год или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. В соответствии со ст. 462 УПК РФ выдача осуществляется лишь в отношении достаточно серьезных преступлений, наказание за которые составляет не менее одного года лишения свободы или предусмотрено более серьезное наказание, хотя на основе принципа взаимности выдача возможна и в отношении преступлений, наказуемых лишением свободы сроком менее чем на один год. Если выдача осуществляется для исполнения ранее назначенного наказания, до его окончания должно оставаться не менее шести месяцев.

Процедура осуществления выдачи в Российской Федерации регулируется нормами гл. 54 УПК РФ. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, или направление запроса о выдаче иностранному государству принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Решение о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, в судебном порядке.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Комментарий к Статье 63 Конституции РФ

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в порядке, установленном Положением о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007).

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в России преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет согласие о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом "О беженцах"; представило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому РФ предоставила политическое убежище, утрачивает права на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению МВД России на основании заключений МИД России и ФСБ России. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, главное управление, управление внутренних дел субъекта РФ по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в МВД России. Срок рассмотрения ходатайств не должен превышать одного месяца в каждом из рассматривающих его органов.

Указ Президента РФ о предоставлении политического убежища вступает в силу со дня его подписания. МВД России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание на территории России регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

2. Вопросы, регламентируемые в ч. 2 ст. 63 Конституции, возникают на практике достаточно часто. Российское законодательство решает эти вопросы однозначно. Что касается граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства, то они выдаче этому государству не подлежат ни при каких обстоятельствах. Относительно иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории РФ, вопрос может решаться по-разному. Не подлежат выдаче другому государству его граждане, преследуемые за политические убеждения либо совершившие на территории государства или на территории РФ правонарушающее действие (бездействие), не признаваемое в России преступлением. Согласно ч. 2 ст. 14 УК : "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству".

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, согласно ст. 13 УК могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. Процедура выдачи этих лиц предусмотрена нормами уголовного законодательства РФ, а также договорами о правовой взаимопомощи, заключенными Россией со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем Россия руководствуется также Типовым договором о выдаче, принятым 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г. Этот договор устанавливает виды правонарушений, которые могут повлечь за собой выдачу соответствующего лица. К их числу относятся правонарушения, которые наказываются в соответствии с законодательством обеих сторон тюремным заключением или другой мерой лишения свободы на срок не менее одного года (двух лет) или влекут более серьезное наказание. Что касается передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах, то выдача разрешается только в том случае, если до окончания срока этого наказания остается не менее четырех (шести) месяцев. Императивным основанием для отказа в выдаче является правонарушение политического характера, что не мешает сторонам осуществить судебное преследование, если они не осуществляют выдачу.

Договор предусматривает и другие основания для отказа в выдаче лиц, совершивших правонарушения:

Если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче сделана с целью судебного преследования или наказания лица по признаку расы, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов, пола и статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

Если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо если это лицо в процессе уголовного разбирательства не обладало или не будет обладать правом на минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 14).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация