Субъекты права: понятие и виды. Что такое субъект права? Виды субъектов

Главная / Авто

Что в юридической науке понимается под субъектом права? Это обладатель определенных обязанностей или прав, с помощью которых можно реализовывать ряд законных полномочий. Существуют субъекты и в административном праве. Все они имеют ряд отличительных признаков. Именно о понятии и видах субъектов административного права будет рассказано в этой статье.

Понятие субъекта

Субъектом административных правоотношений именуется организация или лицо, которое являются участником управленческих отношений в соответствии с действующим законом Российской Федерации. Управленческие отношения регулируются нормами, входящими в систему административного права. Сами субъекты наделены рядом законных обязанностей и прав.

Понятие и виды субъектов административного права было бы невозможно отличить без ряда соответствующих признаков. Вот что здесь следует выделить:

  • наличие норм административно-правового характера, которые предусматривают обязанности и права субъекта;
  • основания для формирования, изменения, дополнения или прекращения правоотношений;
  • наличие административной дееспособности и правоспособности субъекта.

Существует несколько видов субъектов административного права. Понятие и характеристика каждого из них будут предоставлены далее.

Гражданин

Субъект любого права всегда точно определен. Это физическое или юридическое лицо - конкретный участник стороны правоотношения. Основным субъектом административных правоотношений считается гражданин. Главная его особенность - это возможность выступать в качестве частного лица, а также наличие четких общегражданских прав и обязанностей.

Гражданин обладает рядом полномочий, которые могут складываться в связи со следующими моментами:

  • выполнение возложенных на граждан обязанностей в области исполнительной власти;
  • реализация прав в области исполнительной власти;
  • нарушение правовых обязанностей органами исполнительной власти или физическими лицами.

Полномочия граждан как субъектов административных правоотношений зафиксированы в российской Конституции и КоАП.

Понятие дееспособности и правоспособности

Важнейшей составляющей юридического статуса гражданина как основного субъекта административных правоотношений является административная дееспособность и правоспособность. В административном праве понятие правоспособности анализируется для выяснения правовой природы административно-правового статуса субъекта. Ученые говорят о правоспособности как о возможности приобретать и исполнять обязанности и права, а также нести за них ответственность.

Наряду с административной правоспособностью, субъекты права должны реализовывать и дееспособность. Это возможность приобретать и реализовывать законные права, формировать и исполнять обязанности, а также обеспечивать их. Дееспособность появляется не сразу, а только по достижении совершеннолетия.

Есть также понятие деликтоспособности - возможности нести ответственность за свои проступки и преступления. Уголовная ответственность введена с 14 лет, а административная - с 16 лет.

Общественное объединение как вид субъектов административного права

Понятие и характеристика общественного объединения особенно важны для понимания рассматриваемой темы. Статьей 30 российской Конституции предусмотрено право граждан на объединение и создание союзов. Под общественным объединением понимается формирование, созданное на добровольной, некоммерческой и самоуправляемой основе. Граждане группируются на основе общности интересов для достижения общих целей, указанных в уставе объединения.

Существуют общероссийские, межрегиональные, местные и муниципальные объединения. Все они должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствующих государственных органах. Объем правоспособности объединений всегда различен. Зависит он от количества субъектов, обозначенных целей, характера управленческих функций и т.д.

Органы власти

Органы исполнительной власти являются частью обширного государственного аппарата. Они имеют собственную структуру, территориальный масштаб, а также особый вид компетенции. Такие органы образуются в порядке, строго закрепленном законом.

Исполнительные органы призваны осуществлять постоянное руководство социально-культурным развитием, административно-политическим строительством, а также хозяйственным и межотраслевым видами управления. Дееспособность и правоспособность органов исполнительной власти формируются одновременно с образованием и определением их компетенции, а ликвидируются они после законного упразднения органов.

Все исполнительные органы заключены в двухуровневую систему. Первая ступень именуется федеральной, вторая - региональной. На федеральном уровне действует Правительство, общероссийские министерства, различные комитеты, надзоры, департаменты, управления и агентства. На региональном уровне работают местные администрации, структурные административные подразделения и комитеты субъектов. Все представленные инстанции входят в совокупность видов субъектов административного права. Понятия и краткие характеристики каждого вида подробно описаны в законах.

Государственные служащие

Кто входит в категорию государственных служащих? Ответ на этот вопрос предоставлен в президентском Указе от 22 декабря 1993 года - №53 САПП, статья 5073. 1 Понятие и виды субъектов административного права здесь определены особым образом. Так, госслужащим является российский гражданин, который исполняет обязанности на государственной должности за определенное денежное вознаграждение. Формируется вознаграждение за счет федерального бюджета.

Госслужащие должны работать в соответствии с принципами компетентности, законности, подотчетности и подконтрольности. Закон закрепляет равный доступ граждан РФ к государственной службе.

Отношения рассматриваемых субъектов классифицируются по двум видам: это внутренние и внешние группы. Внутриорганизационные отношения возникают в связи с замещением конкретной государственной должности. Отношения же внешнеорганизационного типа складываются между государственными служащими и прочими субъектами - физическими и юридическими лицами, общественными объединениями и т.д.

Предприятия и учреждения

В структуру административного права входят так называемые коллективные субъекты - различные учреждения и предприятия. Это самостоятельно хозяйствующие субъекты, сформированные для реализации производственных работ, оказания услуг, удовлетворения различных потребностей, а также получения прибыли. Учреждения реализуют функции административно-политического и социально-культурного характера. В зависимости от формы имеющейся собственности, такие субъекты делятся на следующие виды:

Существует также классификация, зависимая от организационно-правовой формы. Здесь следует выделить:

  • общества;
  • товарищества;
  • предприятия муниципального и государственного типа;
  • кооперативы производственной направленности.

Понятия, признаки и виды субъектов административного права зафиксированы в Федеральном законе "О регистрации юридических лиц".

Классификация субъектов

Все представленные виды предприятий, лиц и государственных образований заключаются в отдельную классификацию. К слову, понятия и виды субъектов административного права в РБ, РФ, РК, Украине и прочих постсоветских государствах мало чем отличаются друг от друга. Практически во всех европейских странах работает одна административная система, субъекты которой строго определены законами.
Вот как выглядит сама классификация:

  • российские граждане;
  • иностранцы, находящиеся на территории РФ;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • должностные лица, в том числе госслужащие;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • коллективные организации;
  • предприятия и учреждения;
  • государственные исполнительные органы.

Как видно из классификации, субъекты могут быть коллективными и единоличными. Например, исполнительный орган относится к числу коллективных, а президент как должностное лицо - к числу единоличных.

Понятие и виды субъектов административно-процессуального права

Административный процесс представляет собой совокупность норм, согласно которым должна организовываться и реализовываться деятельность отдельных должностных лиц и органов - непосредственных субъектов процесса.
К числу субъектов процесса относятся:

  • государственные служащие;
  • государственные органы;
  • общественные объединения;
  • субъекты, в функции которых входит возбуждение дела;
  • стороны процесса;
  • уполномоченные представители.

Субъект административного процесса должен быть связан с возбуждением административного делопроизводства, а также с его реализацией.

СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через предста вителя права и юридические обязанности.

СУБЪЕКТ ПРАВА - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях пра ва, хотя в каждой из них положение его имеет определенную специфику. В гражданских правоотношениях граждане выступают как физические лица, предприятия, государственные органы и общественные организации - как юридические лица; в административных правоотношениях СУБЪЕКТАМИ ПРАВА выступают государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина СУБЪЕКТОМ ПРАВА, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

5. Виды субъектов права.

а) индивидуальные субъекты;

б) коллективные субъекты;

в) общественные образования.

признаки

-Наличие как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

-Правовая связь между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

-Отрегулированность правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

-Обеспеченность возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Субъектами правовых отношений являются физические лица и организации.

Физические лица – это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям -относятся, государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Гарантируемая законом возможность гражданам и другим участникам общественных отношений иметь права и нести юридические обязанности называется правоспособностью . Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими действиями приобретать права и налагать на себя обязанности называется дееспособностью . Правоспособность и дееспособностьобразуют в своей совокупности правосубъектность.

Правосубъектность граждан в полном объеме достигается ими, как правило, с совершеннолетием. Кроме граждан РФ субъектами правоотношений в определенных законом пределах выступают иностранцы и лица без гражданства.

Должностные лица государственных и общественных организаций также выступают субъектами административных, трудовых и некоторых других правоотношений. Они участвуют в правоотношениях не от своего имени, не как граждане, а как представители тех организаций, предприятий в которых они работают.

Субъекты различных правоотношений выступают органы государства. Это органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, прокуратуры, милиции и т.д. Круг прав и обязанностей, которые предоставлены государственному органу в целях осуществления возложенных на него задач, называется компетенцией. Государственные органы вступают в многочисленные, вытекающие из их компетенции, правоотношения с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами. При этом они выступают в качестве органа, осуществляющего властные функции по руководству обществом, по охране законности и укреплению правопорядка.

Субъектами многих правоотношений являются также общественные организации: профсоюзные, спортивные и др. Правосубъектность общественных организаций определяется, как правило, их уставами и законодательством.

Субъектами правоотношений являются юридические лица. Ими признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде. Они выступают в правоотношениях друг с другом и с гражданами не как органы, осуществляющие властные функции, а как равные партнеры.

Правоспособность юридического лица имеет специальный характер. Это значит, что они могут вступать лишь в такие правоотношения, которые вытекают из возложенных на них специальных задач.

Субъектом многих важных правоотношений выступает государство в целом. Внутри страны важнейшими из них в условиях нашего федеративного строя являются отношения между РФ, регулируемые государственным правом. Борясь с преступностью, государство является участником уголовно-правовых отношений. В других случаях оно выступает субъектом имущественных правоотношений. Во всех этих правоотношения государство, хотя и действует через свои органы власти и управления, выступает как единый субъект права

76.Правосубъектность:понятие, структура,виды, значение.

Правосубъе́ктность - юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Характеристика

В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначением которых является установление круга лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Это делается посредством перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм отрасли. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью.

Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свойство лиц: она имеет две стороны - общественную и юридическую. Общественная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно - они диктуются самой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обязательно должны быть закреплены в юридических нормах.

Структура

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения может быть младенец.

Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Правоспособность и дееспособность - это две стороны правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Виды

Правосубъектность может быть общей, отраслевой и специальной.

Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отече­ственными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых яв­лений - объективного права, правоотношения и др. Действительно, эти фи­лософские категории ориентируют на изучение предметов и процессов в их диалектической связи, взаимопереходах, противоречивости и т. д. Они охва­тывают все компоненты явления и дают представление об его внутренней ор­ганизации и внешнем проявлении. Однако следует учитывать, что «форма» и «содержание» эффективны в изучении наиболее общих связей и закономер­ностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объек­тов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно при­водит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характе­ристиках формы и содержания правового отношения.

Основные общетеоретические позиции :

1.Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, аего содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует. В данном варианте методологиче­ские возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наибо­лее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотно­шения и правильно установлена их функциональная связь: форма активно воздействует на содержание, формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм пу­тем правотворческой деятельности.

2. Проф. Алексеев называет субъективные юридические права и обя­занности«юридическим содержанием» правоотношения, а фактическое пра­вомерное поведение субъектов -«материальным содержанием», полагая, что оба эти содержания являются элементами правоотноше­ния и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект право­отношения.

Ранее проф. Иоффе выделял в правоотношении вообщетри содержания - юридическое, материальное и идеологическое.

3.Правоотношение в целом выступает какформа регулируемого нормами праваобщественного отношения, а последнее являетсясодержанием право­отношения (проф. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, содержание находится за преде­лами своей формы, являетсявнешним содержанием.

Относительно данной точки зрения можно заметить, что, во-первых, фи­лософия такой связи формы и содержания не знает: внешней в их связи может быть только форма, но никогда содержание. Во-вторых, авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством право­отношения и общественного отношения.

78.Субъективное право как элемент правоотношения: понятие,признаки,содержание. Виды правомочий.

Социально значимое поведение участников общественных связей в сфере гражданского оборота подлежит нормативному регулированию. Вместе с тем, сами по себе нормы российского гражданского законодательства не порождают гражданские правоотношения, не вызывают к жизни субъективные гражданские права. Нормы объективного права лишь устанавливают возможность определенного поведения "в натуре", придают ему характер юридически значимого и, обеспечивая охраной его допустимые варианты, представляют их в виде юридических категорий субъективного гражданского права и правовой обязанности. Тем самым способы поведения определенным образом ограничиваются, чтобы гарантировать соблюдение интересов других членов гражданского общества: там, где есть юридические категории, не может быть безусловной свободы поведения.

Связующим звеном между нормой объективного права и конкретным правоотношением служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, результатом которых выступают такие последствия, которые нормами объективного гражданского права предсказаны или одобрены, т.е. признаны в качестве допустимых.

Право выступает в данном случае в форме притязаний, а не велений и нуждается в особом механизме обеспечения реализации заключенных в нем возможностей. Наиболее последовательно и ярко это проявляется в сфере действия таких юридических фактов, как сделки и договоры, поскольку они играют роль средства формирования и порождения прав и обязанностей участников конкретного правоотношения как возможных и обязательных вариантов их поведения в пределах конкретной правовой связи участников. В этом случае субъекты получают возможность своей волей и в своих интересах определять условия и содержание поступков друг друга с тем, чтобы возможности определенного поведения одного подкреплялись возможностями другого, а затем уже давать субъективную оценку того, что в виде правовых последствий может быть допущено либо запрещено на основе норм объективного права.

Понятие правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормой права, применительно к гражданскому правоотношению требует уточнения, ибо гражданские правоотношения чаще всего по своей сути являются инициативными, возникающими как результат применения механизмов саморегуляции в процессе совершения сделок и заключения соглашений. Гражданские правоотношения среди иных правовых отношений выделяются также тем, что возникают они, как правило, в сфере нормального гражданского оборота, и их существование предназначено для того, чтобы обеспечить его участникам цивилизованный ход процессов присвоения и потребления социальных благ, относящихся к объектам субъективных гражданских прав. Условия, на которых совершаются сделки и заключаются договоры, лежащие в основании возникновения и развития гражданских правоотношений, вырабатываются участниками гражданского оборота на основании закона и в пределах, обозначенных объективным правом. Гражданские правоотношения - это отношения частного оборота, частных интересов, баланс которых должен выдерживаться всякий раз как эквивалентно возмездный. И объективное право, не будучи в состоянии отобразить, в чем же непосредственно для каждого конкретного случая проявляется субъективный интерес его участников, какими мерками определяется выдержанность частного баланса, предоставляет сторонам гражданского правоотношения известную свободу в определении пригодности либо недопустимости последствий, вызванных теми либо иными явлениями и состояниями объективной действительности.

Нормы гражданского (объективного) права лишь фиксируют условия установления субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. Средством регулирования поведения индивидуумов выступает правоотношение, являющееся юридической формой реализации их интересов, обладающих свойством правомерности. Гражданское право искони и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения. Если поведение субъектов правоотношения подлежит регулированию объективным правом посредством установления конкретных правил их поведения, то появление субъективного права вне правового отношения весьма сомнительно. Взаимодействие участников гражданского правоотношения есть не что иное, как их взаимное поведение, выступающее лишь предметом правового регулирования, в то время как субъективные права и обязанности, являющиеся элементом правового отношения, - это средство правового воздействия на поведение. При этом такое взаимодействие не должно пониматься в качестве уже состоявшегося - это поведение, которое потенциально возможно в данном гражданском правоотношении, и обеспечение его предсказуемости есть основная задача регулирования поведения людей посредством механизма гражданского правоотношения. Ведь если представить правоотношение собственности в виде квадрата, разделенного пополам, левую половину принять за сферу субъективного гражданского права, правую - за сферу обязанности, то в нормально развивающемся правоотношении собственности линия, разделяющая квадрат пополам, должна оставаться в состоянии покоя. В случае нарушения "границы" общественное отношение перестает быть гражданским правоотношением, оно превращается в гражданское правонарушение, и отсюда следует однозначный вывод о невозможности существования гражданского правоотношения собственности как правового отношения, участники которого ведут себя правомерно.

Не секрет, что приверженцы позиции существования субъективных гражданских прав вне правоотношения считают, что абсолютные права лишь в момент их нарушения принимают форму правоотношения, так как только в этот момент конкретизируется обязанное лицо, а до этого они существуют как правовые общественные связи нестабильного характера. В этом случае наличие либо отсутствие прямого непосредственного контакта между субъектами права и обязанности объявляется квалифицирующим признаком для принятия решения о наличии либо отсутствии правоотношения. Однако такое несколько упрощенное представление о правоотношении является следствием того, что правоотношение воспринимается и обозначается не как юридическая форма общественного отношения, а как само общественное отношение, не как юридическая, а как социальная связь. Между тем, "юридические отношения есть вообще идеальные отношения между лицами. Право собственности, например, не есть физическое взаимодействие между лицом и вещью; оттого, что я стал собственником какой-либо вещи, в ней не произойдет никаких физических или химических изменений. Право собственности представляет собой мыслимое идеальное отношение между мной и прочими лицами, которые должны уважать мое право. Право без правоотношения существовать не может. Гражданское правоотношение и гражданское правонарушение - это одно и то же явление, только на разных стадиях: гражданское правонарушение - это отношение, преобразованное из гражданского правоотношения неисполнением лежащих на субъекте обязанностей. Правовое положение участников в сфере гражданского правонарушения опирается на принципы гражданского права, которые выработаны для участников гражданского правоотношения в сфере нормального хода реализации составляющих его правовых возможностей. Специфика правового положения участников гражданских правоотношений как носителей возможностей правообладания состоит в том, что "характеризуется не только равенством по отношению к другим субъектам, но и юридической диспозитивностью - известной ""правовой свободой"", ""автономией"", обеспеченной правом возможностью распоряжаться самостоятельно, в индивидуальном порядке регламентировать содержание своих прав и обязанностей.

Подтверждение своей правоты находим у теоретиков права: "Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение ""кого-либо"" с ""кем-то".

Вне гражданского правоотношения субъективное гражданское право не существует, оно возникает там и тогда, где и когда в силу того или иного юридического факта возникает гражданское правоотношение. Правовые возможности, полученные субъектом как совокупность вариантов поведения, устанавливаемых нормами объективного права, могут быть реализованы лишь тогда, когда осуществление любого из выбранных по усмотрению правомочного лица варианта обеспечивается указанием на соответствующее необходимое поведение лиц обязанных. Субъективное гражданское право, являющееся не только всегда элементом правоотношения, но и видом правоотношения, в пределах которого образовалось субъективное гражданское право, - обусловливает именно ему присущее состояние связанности субъектов права и обязанности, степень их конкретизации и содержание их правомочий и обязанностей. Именно это лежит в основе действия механизма правового регулирования общественных отношений. Особенности механизма правового регулирования каждого типа гражданского правоотношения предопределяют также способы защиты нарушенных субъективных прав, которые могут применяться участниками гражданских правоотношений в зависимости от того, в пределах какого правоотношения появилось и осуществляется субъективное право, которое требуется восстановить.

3. Структура субъективного права. Правомочие .

Субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения.

В ряде случаев эта мера сводится к праву требования и к потенциальной возможности притязания (правоотношения активного типа). Здесь понятия субъективного права и правомочия, т.е. конкретной юридической возможности, в принципе, тождественны, совпадают. В то же время нередко субъективное право отличается сложным строением, имеет дробные части, что позволяет говорить о его структуре. В таких случаях различие между субъективным правом и правомочиями проявляется весьма отчетливо. Это, например, относится к субъективному, праву собственности, которое складывается из ряда правомочий – прав владения, пользования, распоряжения (плюс правомочия требовать от всех других лиц воздержания от определенных действий).

Понятие и виды субъектов права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и виды субъектов права
Рубрика (тематическая категория) Право

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений˸ индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся˸

1) граждане;

2) лица с двойным гражданством;

3) лица без гражданства;

4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством˸ они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.

К коллективным субъектам относятся˸

1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

2) государственные организации;

3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).

Коллективные субъекты, участвующие в сфере частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

15.6. Правоспособность и дееспособность˸ понятие и классификация

Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.

Выделяют следующие виды дееспособности˸

Полную (с 18 лет);- частичную (с 14 до 18 лет).

  • - Понятие и виды субъектов права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность. Понятие правового статуса.

    Субъективные юридические права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений. Объекты правоотношений: понятие и виды. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав. Правовые состояния как юридические факты. ... .


  • - Субъекты права как элементы правоотношений. Понятие и виды субъектов права по российскому зак-ву. Индивиды как субъекты права. Граждане и иностранцы – субъекты российского права.

    Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Понятия «субъекты... [читать подробнее] .


  • 11. Проблемы становления Российского правового государства
  • 12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти
  • 13. Государственно-политические режимы и право
  • 14. Правовой статус личности: понятие и структура
  • 15. Права и свободы граждан
  • 16. Понятие и признаки государства
  • Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
  • 17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления
  • 18. Классификация государств
  • 19. Советское государство и право: особенности и уроки
  • 20. Функции государства: понятие и виды
  • 21. Функции современного Российского государства
  • 22. Форма государства: понятие и структура
  • 23. Формы государственного правления
  • 24. Формы государственного устройства
  • 25. Механизм государства
  • 26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 27. Понятие и структура политической системы общества
  • 28. Государство в политической системе общества
  • 29. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства
  • 30. Демократия и законность
  • 31. Право и политика
  • 32. Внутригосударственное и международное право
  • 33. Правовая конфликтология
  • 34. Понятие и признаки права
  • 35. Основные правовые учения
  • 36. Естественное право и позитивное право
  • 37. Правовой нигилизм и правовой идеализм
  • Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:
  • Причины правового нигилизма:
  • Проявления правового нигилизма:
  • 38. Преемственность в праве
  • 39. Принципы права
  • 40. Функции права
  • 41. Право и закон
  • 42. Понятие и виды субъектов права
  • 43. Субъекты правовых отношений
  • 44. Правовая система общества
  • Структура правосознания:
  • Признаки:
  • 45. Система права и система нормативно-правовых актов
  • 46. Основные правовые семьи народов мира
  • 47. Виды социальных норм
  • 48. Нормы права: понятие и признаки
  • 49. Структура норм права
  • 50. Право и мораль
  • 51. Классификация правовых норм
  • 4) В зависимости от времени действия
  • 8) По кругу лиц нормы права подразделяются на:
  • 12) Нормы международного и нормы внутригосударственного права.
  • 13) Нормы публичного и нормы частного права.
  • 52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы
  • Правовая культура зависит от:
  • 53. Правосознание (понятие, структура)
  • 55. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • 56. Законность: понятие и основные требования
  • Принципы законности.
  • 57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы
  • 58. Механизм правового регулирования
  • 59. Правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов (понятие, виды, значение)
  • 61. Виды и способы правового регулирования
  • 62. Понятие и вида правовых отношений
  • 63. Содержание и объекты правоотношений
  • 64. Юридические факты: понятие, значение, классификация
  • 65. Юридическая обязанность, ее виды и значение
  • 66. Субъективное право: понятие, виды, значение
  • 67. Гарантии законности
  • 68. Формы реализации права
  • 69. Применение норм права: понятие и характерные черты
  • Признаки:
  • Характерные черты.
  • Стадии применения норм права
  • 70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
  • 71. Понятие и виды толкования правовых норм
  • В тгп различаются два вида актов толкования:
  • 72. Способы (приемы) толкования правовых норм
  • 73. Правовое воспитание
  • 74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
  • 75. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и кругу лиц
  • 76. Правоприменительные акты (понятие и виды)
  • 77. Субъекты и основные стадии применения норм права
  • 78. Публичное и частное право
  • 79. Официальное толкование правовых норм
  • 80. Юридический процесс и его виды
  • 81. Обеспечение законности в деятельности государственных органов и должностных лиц
  • 82. Правомерное поведение, его характерные черты и виды
  • Признаки правомерного поведения:
  • По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение:
  • По субъекту, осуществляющему правомерное поведение:
  • По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение:
  • 83. Юридическая практика
  • 84. Эффективность норм права
  • 85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм
  • 86. Правонарушения (понятие, виды, причины)
  • Причины правонарушений
  • Некоторые выводы современной криминологии:
  • 87. Меры государственного принуждения
  • 88. Понятие и виды юридической ответственности
  • 89. Юридическая ответственность: цель, принципы, основания возникновения
  • 90. Правопорядок, понятие и характерные черты
  • Особенности правопорядка:
  • 42. Понятие и виды субъектов права

    СУБЪЕКТ ПРАВА - в национальном праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и.юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику Так, в гражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают как физические лица, коммерческие и некоммерческие организации - как юридические лица, третий вид субъектов гражданских правоотношений составляют государство, государственные и муниципальные образования; в административных правоотношениях Субъекты правпа выступают в основном государственные органы, должностные лица, граждане и лишь в некоторых случаях - организации (юридические лица). Признавая какое-либо лицо или образование субъектом права, закон определяет его правовой статус (положение по отношению к государству, его органам, другим лицам).

    Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

    1. Само государство; 2. Государственные органы и учреждения; 3. Общественные объединения; 4. Административно-территориальные единицы; 5. Субъекты Российской Федерации; 6. Избирательные округа; 7. Религиозные организации; 8. Промышленные предприятия; 9. Иностранные фирмы;

    10. Специальные субъекты (юридические лица).

    43. Субъекты правовых отношений

    Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

    Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

    Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

    1. Само государство; 2. Государственные органы и учреждения; 3. Общественные объединения; 4. Административно-территориальные единицы;

    5. Субъекты Российской Федерации; 6. Избирательные округа; 7. Религиозные организации; 8. Промышленные предприятия;

    9. Иностранные фирмы; 10. Специальные субъекты (юридические лица).

    По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

    Правоспособность и дееспособность субъектов права. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем - не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

    В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства - должным образом гарантировать и защищать это качество.

    Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).

    Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить; б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

    В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности". Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е.А. Флейшиц, бланкетна.

    Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков.

    Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение и роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

    Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

    Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

    Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

    Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др.

    Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

    Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

    Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность - лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

    Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

    Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

    Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст. 27). В новелле говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

    Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей; при отсутствии такого согласия - по решению суда.

    Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

    Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

    Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

    С этой точки зрения все права можно подразделить на требующие личного участия при их осуществлении и нетребующие. В первом случае, т.е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т.е. в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

    Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишен аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях кредитор может взыскать причитающийся ему долг необязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совершить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

    Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

    В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность - это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Субъекты правоотношений – участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

    Виды субъектов права:

    1. Индивиды (физические лица) – граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

    2. Коллективы (юридические лица) – государственные и не государственные организации, государство в целом.

    Для субъекта права характерны два основных признака. Во-первых - это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся:

    внешняя обособленность;

    персонификация (выступление вовне в виде единого лица - персоны);

    способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

    Во-вторых - это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права.

    Если социальной предпосылкой правосубъектности служит свобода воли человека, то ее содержание, т.е. содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами участникам общественных отношений, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Эта способность (свойство) и называется правосубъектностью.

    Категории "субъект права" и "Правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.

    Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития.

    В то же время правосубъектность является именно свойством лица - таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица. Юридические нормы, выражая потребность общественного развития, могут сузить или расширить круг субъектов права, могут сузить или расширить объем правосубъектности. Но коль скоро те или иные лица признаны в силу юридических норм субъектами права, правосубъектность этих лиц является неотъемлемым их свойством. Вот почему в нормативные акты социалистического государства, где специально регламентируются вопросы правосубъектности, введены нормативные положения, предусматривающие неотчуждаемость правосубъектности, недопустимость отказа от нее.

    «Субъект права» («правосубъектность») - понятие широкое, в какой-то мере отличное от понятия «субъект (участник) правоотношения». Субъект права - это лицо, обладающее правосубъектностыо, т.е. лицо, потенциально (вообще) способное быть участником правоотношений. А субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация