Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Функции и принципы административного права

Главная / Авто

Как отрасль права административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Правоисполнителъная функция определяется тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая функция определяется наделением субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления как правопорядка, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересов в жизни общества (ст. 2 Конституции). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции). Соответственно, важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов РФ в соответствии с нормами федерального законодательства.

К принципам административного права относится и принцип законности. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство РФ.

Принципом административного права является и принцип гласности. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм.

Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему, состоящую из институтов и норм административного права.

Общая часть административного права устанавливает общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы и отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административную ответственность, административно-процессуальное право.

Особенная часть административного права определяет организацию государственного управления в различных сферах государственной деятельности - в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.

В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции и ряда других.

Таким образом, административное право является базисной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в решающей степени зависит жизнедеятельность государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

Соответственно, на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право".

Понятие принципов административного права

Определение 1

Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

Определение 2

Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

Принципы административного права

Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

  1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
  2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

    Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

    Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

  • принцип федерализма;
  • принцип разделения властей;
  • принцип признания местного самоуправления;
  • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Замечание 1

Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Выводы

Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

  1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
  2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
  3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Право - это универсальный регулятор общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С его помощью можно не только контролировать, но и умело управлять. Этот факт был раскрыт достаточно давно, когда ещё как такового права не существовало. Ведь использовать для управления исключительно насилие крайне невыгодно, потому что люди в конечном итоге привыкнут к нему и перестанут подчиняться. Гораздо грамотнее использовать мирные методы с расчётом на человеческий интеллект.

Как мы знаем, основной в любом государстве является власть его высших органов. Раньше не существовало отрасли права, которая бы регулировала деятельность этих органов. Но со временем стало понятно, что государственная власть, или же аппарат управления, - это совершенно иная сфера человеческой жизнедеятельности, которая требует отдельного правового обрамления.

Чтобы создать хотя бы какой-то юридический регулятор, решили организовать такую отрасль, как административное право. Если ещё в середине XX века теоретиков в области административного права рассматривали как писателей-утопистов, то сегодня эту сферу изучают практически во всех юридических вузах Российской Федерации. В статье мы попытаемся разобраться в функциях и принципах административной отрасли права.

Понятие административного права

На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия. Согласно их научным изысканиям, административное право - это отрасль или же система правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера государственных органов и их должностных лиц, в вопросах осуществления ими исполнительной власти.

Если говорить простым языком, то административное право - это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.

Наука административного права

Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли. При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.

История отрасли

Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению. Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.

Правоотношения, регулируемые административным правом

Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.

Классификация административных правоотношений

Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:

  1. По своему характеру: материальные и процессуальные.
  2. По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
  3. В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.

Принципы административного права

Любая система правовых норм, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, имеет свою методологическую базу, функции. Принципами административного права являются основополагающие идеи, исходные положения, в которых проявляется сама его сущность. На их основе фактически происходит становление и развитие отрасли. Принципы административного права во многом помогают разобраться в его предмете и функциях, которые все ещё вызывают споры среди многих специалистов. Нужно отметить тот факт, что исходные положения отрасли отличаются от научных. Принципы науки административного права- это рамки изучения предмета, а отраслевые принципы позволяют говорить о реальном влиянии данной сферы на общественные отношения.

Принципы и источники административного права

Следует отметить тот факт, что многие исходные положения отрасли существуют в её источниках. Более того, многие учёные не производили громких открытий в процессе их поиска. Они всего лишь проанализировали действующее законодательство и выделили ключевые идеи. На сегодняшний день многие новые принципы административного права РФ открываются таким же образом.

Перечень принципов

Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:


Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.

Схожесть административных принципов и принципов иных отраслей

Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом. Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.

Функции административного права

Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:

  • Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
  • Правотворческая.
  • Функция организационная.
  • Правоохранительная.
  • Координационная.

Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.

Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации - Конституции.

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности. Надеемся, в будущем существование административного права не будет ставиться под вопрос, а механизм его реализации наконец-то приобретёт упорядоченный вид.

Функции административного права

Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Исходя из основной структуры административного права, выделяют две функции: 1) регулятивная; 2) охранительная.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется: 1) в сфере установления материально-правовых отношений; 2) в процессуальном регулировании отношений в управлении. К примеру, правовые нормы устанавливают понятие и виды государственных должностей, права и обязанности госслужащих и т. д.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государство административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть применено правовое государственное административное принуждение, меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т. д. Охранительная функция реализуется через соответствующие виды деятельности госорганов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права.

К примеру, госслужащий вправе обратиться в соответствующие госорганы или в суд для разрешения споров, связанных с госслужбой (по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты госслужащего и т. д.).

В литературе выделяют также другие функции административного права:

1) организация и осуществление госуправления;

2) государственное регулирование;

3) защита публичных интересов;

4) самореализация прав граждан в сфере госуправления.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

10.3 Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4. Функции инвестиционного права

Из книги автора

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Из книги автора

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

Из книги автора

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,

Система регуляторов общественных отношений развивалась на протяжении всей человеческой истории. Потому что люди – это сугубо социальные существа, которые не могут жить вне своей среды. Отношения, возникающие в ней, имеют свою специфику и характерные особенности, что обуславливает потребность специального регулятора. Наиболее первыми способами влияния на социальные отношения некогда были насилие и религия. Но обе представленных категории не принесли должного эффекта в процессе реализации. Ведь насилие действует лишь в руках сильного и властного лидера, а религия распространяется исключительно на верующих людей. Таким образом, с течением времени было изобретено право. На сегодняшний день оно регулирует практически все существующие сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в данной статье мы хотели бы раскрыть суть правового регулирования управленческого процесса. Потому что эта сфера деятельности человека играет достаточно весомую роль в процессе его непосредственного развития.

История административного права

Понятие и функции административного права можно рассматривать только через призму истории развития этой отрасли. Потому что в отличие от иных юридических сфер регулирование, административная появилась не сразу. Долгое время её практически никто не признавал. По сути, регулирование не нуждалось в правовом обрамлении, потому что люди слепо подчинялись диктату власти. Однако с развитием демократических веяний в Европе начинается теоретическое осмысление власти как объекта и её характерных особенностей. Вдобавок к этому, большое значение имела сфера охранительных правоотношений, которые в процессе непосредственной реализации выходили за рамки дозволенного, тем самым нарушая права и свободы людей.

Появление административного права на территории России

Что касается Российской Федерации, то на просторах этой страны управленческая отрасль зародилась достаточно давно, еще во времена Российской империи. Однако её положения были распределены между разными правовыми отраслями. Таким образом, существовала целая группа различных правовых сфер регулирования, а именно: образовательная, таможенная, медицинская и т. п. Тем не менее многие ученые считают, что главным «пращуром» административного права является полицейское. Ведь именно в нем наиболее полно используются методы властного влияния на соответствующие общественные отношения. Постепенное развитие юридической науки привело к тому, что были разработаны функции, нормы административного права и иные элементы отрасли. Таким образом, уже в СССР не существовало разных сфер правового регулирования. Была одна-единственная отрасль – административная.

Понятие административного права

Функции административного права напрямую связаны с понятием этой отрасли и её предметом. Но будем рассматривать по порядку. Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о том, что собой представляет административное право. Однако с течением времени было выяснено, что эта отрасль представляет собой структурированную совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера. Помимо этого, важным элементом является субъектный состав отрасли, который, как правило, составляет государство и должностные лица официальных органов.

Отраслевая наука

Административное право существует не только в виде регулирующей отрасли, но также имеет свою науку. Именно благодаря деятельности ученых данная сфера юридического регулирования развивается и расширяет спектр своих предметных отношений. Вдобавок к этому, многие функции и принципы административного права появляются именно в научной среде, а уже потом непосредственно реализуются в практической отрасли. Что касается большого количества различных идей, теорий и концепций, которые накапливаются в науке, то они находят свое применение в учебной литературе. Она, в свою очередь, используется для подготовки профессиональных юристов-практиков.

Предмет регулирования

Административно-правовое регулирование распространяется на конкретные общественные отношения, которые составляют предмет данной отрасли. Однако они не являются однородными между собой, что обуславливает потребность их классификации, для более качественной организации процесса регулирования. На сегодняшний день ученые выделяют три основных признака, согласно которым предметные отношения делятся на отдельные группы.


Функции административного права

Существует множество научных споров по поводу характеристики конкретных направлений деятельности отрасли. Все эти направления, по сути, не что иное, как функции государственного управления. Административное право имеет достаточно большой круг влияния, на совершенно разные сферы жизнедеятельности человека. Их существование обусловлено спецификой предмета и методов регулирования. На сегодняшний день выделяют следующие функции административного права:

  • Правоисполнительное направление деятельности свидетельствует о том, что административное право – это форма реализации исполнительной ветви власти в государстве.
  • Правотворческая функция показывает возможность субъектов представленной в статье сферы регулирования осуществлять нормотворчество для оперативного решения тех или иных ситуаций.
  • Что касается организационной функции, то именно благодаря ей административное право упорядоченно, а его нормы находятся в строгой иерархии между собой.
  • Координационная функция существует для обеспечения разумного и эффективного взаимодействия всех элементов данной отрасли между собой.
  • Объединение и управление людьми осуществляет социальная функция. Административное право в данном случае играет роль «универсального психолога», которые регулирует общество для того, чтобы в нем царила законность и правопорядок. Данная функция во многом обуславливает тесное взаимодействие административного и уголовного права. Однако это уже не тема данной статье.
  • Правоохранительная функция непосредственно обеспечивает соблюдение населением государства конкретных норм и правил.

Следует отметить тот факт, что методы и функции административного права – это понятия, тесно связанные между собой. Причем первая категория обуславливает существование второй, о чем пойдет речь далее. Потому что именно за счет методов, реализуются на практике функции управления. Административное право в данном случае является лишь обособляющим "ящиком" всех представленных институтов.

Методы правового регулирования

Для непосредственной реализации своих положений административное право использует ряд методов, аналогов которым нет в иных юридических отраслях. Данный факт обусловлен прежде всего спецификой предмета. Если проанализировать отрасль с точки зрения общеправовых показателей, то в ней можно увидеть превалирование императивного метода регулирования. Он, в свою очередь, подразумевает собой наличие предписаний властного характера. С учетом правовой характеристики отношений предмета отрасли, которые строятся, как правило, на принципе подчинения сторон, их организация без властного веления государства просто невозможна.

Источники отрасли и принципы

Административное право проявляется посредством официальных документов, а именно нормативных актов. За время существования отрасли была разработана целая система источников, которые состоят из следующих актов, а именно:

В свою очередь, все представленные источники в той или иной степени содержат различные принципы данной отрасли. Подобными являются принципы законности, демократизма, справедливости и гуманизма.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели функции административного права, а также понятие и методы отрасли. В заключение следует отметить, что роль данной сферы регулирования просто неоценима с учетом развитости управленческих отношений на сегодняшний день. Поэтому требуется постоянное развитие теоретических положений и практических механизмов административного права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация