Образцы жалоб: правила написания. Жалобы. Вопрос про вакцинацию

Главная / Авто

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

А. Г. РУЗСКАЯ, Л. Н. АБРАМОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

В изучении сложных проявлений детей, вызывающих затруднения в осуществлении процесса воспитания, не последнее место занимают жалобы. Всем, кто работает с дошкольниками, это явление широко известно. И наверное, нет другой такой особенности в поведении ребенка, к которой было бы столь противоречивое отношение как у взрослых, так и у детей, как у педагогов-практиков, так и у ученых-психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на детские жалобы.

Но все психологи и педагоги, положительно и отрицательно оценивающие детские жалобы, сходны в понимании истоков возникновения жалоб. И те и другие видят их в конфликтах, возникающих у ребенка с окружающими людьми.

В основе данной статьи лежит проделанный авторами анализ естественных жалоб дошкольников (1500 жалоб) и данных почти 600 естественных экспериментов, а также анализ анкет, распространявшихся среди воспитателей детских садов и родителей дошкольников.

Анализ литературных источников и собственные исследования авторов позволяют выделить несколько несогласованных между собой вариантов отношения к жалобам у педагогов, психологов, родителей и воспитателей в детских учреждениях. Одни считают, что детскими жалобами можно пренебречь, это не столь серьезный аспект развития ребенка, чтобы им заниматься. Другие, видя в детских жалобах проявление и путь к развитию нежелательных сторон в становлении личности ребенка, например ябедничества, доносительства, несамостоятельности и пр., считают, что с ними следует бороться, например запрещать (М.М. Рубинштейн, М.Н. Волокитина ). Третьи полагают, что в жалобах выражается «нужда ребенка в интимной помощи» взрослого и что, следовательно, к ним следует прислушиваться (Я. Корчак, А.С. Макаренко). Четвертые связывают жалобы с нравственно-этическим развитием ребенка, с овладением им нормами поведения (Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Горбачева).

Из этих противоположных суждений о детских жалобах проистекают столь же противоположные воздействия взрослых на жалующихся детей.

Адекватная оценка этого жизненного явления и соответствующая ей педагогическая тактика возможны лишь на основе раскрытия его психологической природы. Последнее означает отнесение жалоб к одной из известных в науке категорий психических явлений, раскрытие условий, порождающих жалобы у детей, и рассмотрение их роли в психическом развитии ребенка.

Исследование психологической природы детских жалоб производилось нами в контексте общения ребенка с окружающими людьми.

В понимании общения мы исходили из концепции генезиса общения в первые семь лет жизни ребенка, разрабатываемой М.И. Лисиной. Общение рассматривается ею как особая коммуникативная деятельность, т. е. взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Чтобы совместное

действие было эффективным, его участники должны достаточно хорошо знать и правильно оценивать как себя, так и своих товарищей.

Предметом коммуникативной деятельности является другой человек, выступающий как субъект, как личность. Важнейшим результатом общения является формирование образа другого человека и самого себя. С последним связана и природа потребности человека в общении с другими людьми.

Потребность в общении - особая, самостоятельная потребность ребенка, не сливающаяся с другими его нуждами и стремлениями. Потребность в общении друг с другом связывается со стремлением людей к самопознанию и к самооценке через познание и оценку окружающих людей и с их помощью. Это понятие потребности в общении согласуется с понятием коммуникативной деятельности и представлением о ее роли. Поскольку знание о себе и других людях имеет интенсивную аффективную окраску и тесно переплетается с формированием отношения к другому человеку и к себе, можно сказать, что потребность в общении есть стремление к оценке (другого человека и выяснению оценки этим человеком своей личности и поступков) и к самооценке. М.И. Лисина пишет: «Сказанное не означает, конечно, что люди переживают и отражают в своем сознании потребность в общении как стремление к познанию. Факты свидетельствуют о том, что эта потребность ощущается как страдание от одиночества, как интерес к другим людям, как желание кому-то о себе рассказать» (см. сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / П од ред. В.В. Давыдова. - М., 1978, с. 238). Потребность в общении достигает уровня отчетливого осознания не всегда, при том чаще всего в трансформированном виде.

О наличии потребности в общении можно судить на основании четырех критериев. Первый из них - это внимание и интерес ребенка к партнеру. В этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание партнера и тот факт, что партнер становится объектом особой активности ребенка. Вторым критерием можно считать эмоциональные проявления ребенка по отношению к партнеру. В них обнаруживается оценка партнера ребенком. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы проявить себя, показать партнеру свои умения и способности. В этом обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собой. Четвертым критерием служит реакция ребенка на отношение к нему партнера, в которой обнаруживается восприятие им его оценки и самооценки детей.

Особое значение придается третьему критерию - инициативным действиям ребенка. Понятие общения как взаимодействия, как деятельности изначально предполагает активность партнеров.

На протяжении первых семи лет жизни ребенка содержание потребности в общении детей с взрослым видоизменяется в связи со сменой типа ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяет жизненно важные задачи ребенка, а они в свою очередь - его преимущественную нужду во взрослом и его взаимодействие с ним. Маленький ребенок удовлетворяет в общении с взрослым нужду в его внимании и доброжелательности. Детям раннего возраста необходимо сотрудничество взрослого. Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста нуждается в уважительном отношении взрослого. Старший дошкольник обнаруживает стремление к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого характерна для детей с внеситуативно-личностной формой общения. Основным содержанием при этой форме общения является интерес у детей к миру людей и их взаимоотношений.

В коммуникативной деятельности ребенка выделяются две сферы: сфера общения со взрослым и со сверстником. Они имеют общую природу как разные области единой по существу коммуникативной деятельности. Но они имеют и различия, связанные с возрастом партнера. При этом общение дошкольников со взрослым и общение со сверстником тесно связаны

между собой и оказывают влияние друг на друга.

Проведенные нами исследования позволяют высказать ряд суждений о психологической природе жалоб дошкольников.

Жалобы дошкольников - сложное психологическое образование, возникающее и проявляющееся в условиях общения ребенка со взрослыми и сверстниками и являющееся как бы «пунктом встречи» или пересечения этих двух сфер коммуникативной деятельности ребенка.

Детская жалоба является своеобразным проявлением потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Она вызвана переживаниями ребенка и не является ни проявлением его агрессивности, ни выражением эмоциональной разрядки, ни поиском деловых контактов со взрослым. Жалоба, как правило, более аффективно окрашена, чем обычный процесс общения ребенка со взрослым. Жалоба сигнализирует о дискомфортном состоянии ребенка, о его отрицательных эмоциях, вызванных несовпадением позиций ребенка с позицией других людей.

Потребность во взаимопонимании взрослого, выражающаяся в жалобах дошкольников, порождается условиями становления их общения со сверстниками, потребностью в деловом сотрудничестве с ними и возникающими в связи с этим трудностями и конфликтами, которые приводят к необходимости овладения нормами взаимоотношений между людьми.

Становление общения с партнером, равным дошкольнику по возрасту и опыту, делает для него остро необходимым овладение с помощью взрослого нормами взаимоотношений между людьми. В жалобах дошкольников выражается осуществляемый в своеобразной форме процесс присвоения детьми одного из аспектов социального опыта. Своеобразие этого присвоения состоит в том, что оно осуществляется в форме аффективно окрашенных контактов ребенка со взрослым. Дошкольник делится со взрослым своими переживаниями и ищет согласования с ним оценок того, что вызвало эти переживания.

Так как жалобы дошкольников возникают и проявляются в условиях общения, то они неоднородны по содержанию и форме проявления. В основе этой неоднородности лежат в первую очередь особенности общения и взаимоотношений ребенка со взрослым, сопровождающиеся гармонией или конфликтом между возникающей у ребенка потребностью во взаимопонимании и сопереживании взрослого, ее необходимостью и возможностью ее удовлетворения.

На протяжении дошкольного возраста от трех до семи лет характер детских жалоб видоизменяется в связи с изменением их коммуникативной деятельности в целом, как со взрослым, так и со сверстником, а также под влиянием особенностей взаимоотношений со взрослым.

ТИПЫ ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ естественных жалоб детей и материалы экспериментального исследования позволили нам выделить четыре типа жалоб у детей.

Первый тип жалоб мы назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием этих жалоб является огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной сверстником или возникшей по другой причине (например, душевный дискомфорт и пр.). Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (плачем, криком). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других - сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к тому, что вызвало жалобу ребенка. Жалоба зарождается и разрешается в конкретных, эмоционально окрашенных ситуациях.

Дошкольники удовлетворяются тем, что взрослый так же, как и они, дети, относится к тому, кто или что является причиной их огорчений. Это выражается в желании детей, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, взрослый, сочувствует жалующемуся ребенку и так же, как и

он, порицает обидчика. При этом следует отметить, что, хотя жалующийся ребенок довольно настойчиво требует у взрослого наказания своего противника, тем не менее для него не обязательно, чтобы это наказание было действительно реализовано, главное для ребенка - неправота обидчика.

Часть жалоб дошкольников, в которых они обнаруживают стремление к сочувствию взрослого, вызвана душевным дискомфортом ребенка. На первый взгляд, эти жалобы следовало бы отнести к группе, связанной с физической болью. Ребенок неотступно ходит за взрослым и постоянно на что-нибудь жалуется: то у него пальчик болит, то голова. Все проверки показывают, что ребенок здоров. Но стоит взрослому погладить ребенка, обнять, прижав к себе, как он начинает рассказывать о своих близких. Иногда ребенок ищет такого рода контактов с взрослым посредством жалоб на близких, за которыми следуют все то же стремление к физическим контактам с воспитательницей и беседы о близких взрослых. Дети любят показывать взрослому свои царапины, и если взрослый обнаружит внимание к этому, то они начинают подробно рассказывать о том, как это случилось, как ребенок терпеливо перенес смазывание царапины зеленкой и йодом и т. д. Затем беседа переходит на близких , по которым тоскует ребенок. И царапины являются как бы предлогом, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и завязать с ним общение. Чаще всего эти жалобы наблюдаются у детей, впервые начавших посещать детский сад, тоскующих по близким взрослым и интимно-личностным контактам с ними. Такие дети ищут у воспитательницы согласия со своей оценкой близких взрослых.

Второй тип жалоб мы назвали практически-действенными жалобами. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении помех в манипулировании предметами или в другой деятельности, а также во взаимодействии со сверстниками. Наиболее распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возбуждение и возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого.

С такого рода жалобами дошкольники чаще всего обращаются к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, устремляются к нему, желают им обладать, но встречаются с препятствием; когда сами не могут устранить сверстника, мешающего обладанию предметом или препятствующего осуществлению какой-либо деятельности ребенка, когда дошкольник сопереживает другому ребенку, терпящему какое-либо бедствие, но сам ему помочь не может, и т. д., т. е. во всех случаях, когда дошкольнику нужны помощь и содействие взрослого.

Дети побуждают взрослого к реальным и конкретным действиям по отношению к сверстнику, действиям, которые обеспечивают ребенку некоторый практический и материальный результат.

Третий тип жалоб у дошкольников мы назвали познавательно-этическими жалобами. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками дошкольника различного рода правил. Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребенок ничего не требует. Косвенные данные свидетельствуют о том, что ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителей в ситуацию, соответствующую правилу.

К этой категории относятся жалобы-информации дошкольника о других детях. В них они сообщают взрослому о поступках и проступках своих сверстников, не обнаруживая на первый взгляд в этом никакой личной заинтересованности. В них у детей как бы нет никакой «корысти» («А он не ест кашу»; «А они брызгают водой в туалете»; «А они не спят»; «А он рисует «каляки-маляки »; «А они сели на сломанный стульчик» и т. п.). Сообщит ребенок нечто подобное, подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на его лице возникает выражение удовлетворенности, особенно в том случае, если взрослый даст ему распоряжение прекратить все «безобразия»

или скажет: «Хорошо, я сейчас приду», или пойдет вместе с ребенком «наводить порядок».

У ребенка нет личной корысти и нет желания принести вред сверстнику. На вопрос взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок, дошкольник никогда не скажет в этом случае «наказать», а скажет «пусть так не делает», «надо запретить так делать», «вы им объясните, что так нельзя». И когда взрослый предлагает все-таки наказать тех, кто нарушил порядок в жизни детей, ребенок, сообщивший об этом, запротестует: «Не надо наказывать, надо сказать, чтобы больше так не делал». Основное пожелание детей сводится к тому, чтобы запретить все, что делается не по правилам.

Жалующийся ребенок следует установленным взрослым правилам и не может относиться безразлично к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. За информацией ребенка о проступках сверстников стоит определенное понимание им правил общежития в детском коллективе, которыми он впервые овладевает. Столкновение с их открытым нарушением толкает ребенка к источнику этого правила и арбитру во всех детских делах - взрослому - за поддержкой и разъяснением. В этом и обнаруживается стремление детей к одинаковому со взрослым пониманию правила.

Наблюдения показали, что наиболее часто дети обращаются с подобными жалобами к взрослому, к которому больше расположены, к авторитетному взрослому.

Четвертый тип жалоб у дошкольников мы назвали личностными жалобами. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, дошкольник стремится показать себя взрослому с лучшей стороны и получить его одобрение как в познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться расположения взрослого, выражения его положительного отношения к себе. В эмоциональном аккомпанементе этих жалоб доминируют обида, тревога, возбуждение.

Эти жалобы, как и только что рассмотренные выше, являются информациями детей о проступках сверстников. Но анализ ситуаций показал, что, в отличие от предшествующей группы жалоб, в рассматриваемых случаях за жалобой-информацией стоит некоторая личная заинтересованность детей, таким жалобам присущ личностный аспект. В одних случаях жалующиеся дети хотят избежать возможного наказания и, сообщая о проступке сверстника, как бы отделяют себя от него, в других - ребенок открыто стремится к похвале взрослого, к согласованию своих оценок и позиций с оценками и позициями взрослого в сфере нравственности.

Но есть еще один оттенок в жалобах этого рода. Случается, что у воспитателя в группе есть нелюбимые дети. Они часто в силу различных причин получают замечания, в то время как их положительное поведение остается незамеченным. Это происходит на фоне похвал, которые адресуются другим детям. У такого ребенка возникает гипертрофированное желание получить похвалу, быть, как другие, обратить на себя внимание, заслужить расположение взрослого. И он, стремясь быть полезным взрослому и этим заслужить его расположение, сосредоточивается на отрицательном поведении сверстников, которое может ускользнуть от внимания взрослого. Порой жалобы этого типа приобретают недоброкачественный оттенок, форму «доносов» на сверстников.

Наши наблюдения и эксперименты показали также, что частота такого рода жалоб зависит от особенностей характера воспитателя. Их больше в группе авторитарных взрослых.

Мы рассмотрели разнообразные жалобы детей, отличающиеся содержанием их переживаний, а также поводами и целями обращения к взрослому. Но при этом мы могли заметить в них и нечто общее. Оно состоит в том, что, жалуясь, дети ищут у взрослого одинакового с ним отношения к тем явлениям и событиям, которые так или иначе значимы для них и волнуют их. Переживания ребенка (его эмоции) «связаны с оценкой им

объектов или ситуаций и с выражением его отношения к ним» (М.И. Лисина ). Стремление ребенка к соотнесению со взрослым своего отношения или своей оценки происходящего вокруг мы понимаем как стремление дошкольника к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

В жалобах дошкольников их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается по-разному. В одних случаях ребенок стремится к взаимопониманию и сопереживанию взрослого в «чистом» виде. Мы имеем в виду те случаи, когда он ищет у взрослого ласки, внимания, расположения, тоскуя по близким взрослым, или когда стремится выразить свои сомнения в отношении понимания им норм и правил общежития. В других случаях сопереживание взрослого используется ребенком для того, чтобы побудить взрослого действовать. Это происходит тогда, когда ребенок в общем знает, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, но сам оказывается беспомощным. Сопереживание взрослого, его одинаковая с ребенком оценка происходящего служат инструментом побуждения взрослого к действию.

Жалобы «чистого» сопереживания также представляют собою сложную по составу группу. В этой группе жалоб с возрастом происходят значительные изменения. Так, в одних случаях (I тип) ребенок ищет у взрослого ласки и внимания. Ребенок стремится к сочувствию и пониманию взрослого, к признанию им своих чувств. В других случаях (II тип) утешением для младшего дошкольника является одинаковое с ним, ребенком, отношение взрослого к обидчику. Ребенку нужно, чтобы взрослый оценивал ситуации так же, как и он, ребенок. Сопереживая ему, взрослый должен встать на точку зрения ребенка. С возрастом стремление к сопереживанию такого рода у дошкольников уменьшается, но сохраняется еще в большом количестве случаев. Старшие дошкольники стремятся, с одной стороны, расположить к себе взрослого и заслужить его положительную оценку. С другой стороны, взрослый для них является носителем всех норм и источником всех знаний. В своих оценках явлений окружающего мира и людей, как взрослых, так и сверстников, старшие дошкольники стараются соотнести свою точку зрения (в оценках, в отношении, в понимании) с точкой зрения взрослого человека, подтягивая свою позицию к позиции взрослого. Обращаясь к взрослому, ребенок ищет уточнения своих точек зрения и поддержки взрослого (III тип).

Взрослый служит основным источником сведений о том, что такое хорошо и что такое плохо, как надо вести себя и что надо делать в разных случаях жизни, в отношениях с людьми. Он же - самый компетентный судья, решающий, насколько самому ребенку и другим детям удается воспроизвести показанный образец поведения, насколько правильный выход они находят в трудной ситуации. Для этого ребенку мало, чтобы взрослый просто выслушал его со вниманием и ответил со знанием дела: ему необходимо достичь со взрослым единства, солидарности, общности в мнениях и оценках. И не только потому, что усвоенное от взрослых знание претворяется детьми в практику их социального поведения, служит руководством к действию. Но детям также важно понять, правы ли они, оценить себя с этой стороны через согласование со взрослым, через сопоставление своей точки зрения с точкой зрения взрослого.

Таким образом, в стремлении к сопереживанию взрослого у дошкольников происходит смена тенденций от «эгоистической» (I и II типы) к социабельной (III тип) жалобе. Сначала ребенок испытывает желание согласовать, отождествить чувство (отношения, оценки) взрослого со своими переживаниями, позже стремится подтянуть, соотнести свои «аффективные позиции» с позициями взрослого, чтобы уточнить, переконструировать собственные.

Потребность дошкольников в сопереживании и взаимопонимании взрослого выражает их активность в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Этот процесс противоположен тому, что принято называть в психологии конформизмом, понимаемом как некритическое стремление

соответствовать некоему признанному стандарту. Направленность детей на взаимопонимание и сопереживание взрослого выражается не в безоговорочном принятии позиции партнера (даже взрослого), а в выработке своей точки зрения на воспринимаемые явления в ходе сопоставления, согласования и уточнения позиций партнеров.

В жалобе потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается у детей в своеобразной форме. Это своеобразие состоит в том, что, с одной стороны, в жалобе отражается переживание ребенком несоответствия ситуации его потребностям или устремлениям. А с другой - подразумевается желание ребенка привести ситуацию в соответствие с его устремлением (иначе зачем бы он обращался к взрослому). Первое имеет у детей характер отчетливого переживания. Второе не всегда представляется ребенку ясным, не всегда им осознается. Дети в жалобе часто не выражают того, что они хотят. Знание о том, чего хочет жалующийся ребенок, приходится добывать различными окольными путями. В жалобе ребенок обращен к взрослому по преимуществу своим переживанием, т. е. аффективной стороной потребности во взаимопонимании и сопереживании.

Соединение отчетливости переживания, «напряжения» потребности, обостряющейся в условиях возникающих препятствий при попытке ее удовлетворить, и неясности относительно того, как снять напряженность, порождают в некоторых случаях парадоксальность в поведении ребенка. Так, испытывая острую потребность в положительной оценке взрослого в условиях большого количества порицаний, исходящих от него в адрес ребенка, дошкольник среднего и старшего возраста начинает подмечать все промахи сверстников, аналогичные своим, и «доносить» о них взрослому. Переживая разлуку с близкими взрослыми, младший дошкольник жалуется другому, не близкому взрослому на несуществующие недомогания, стремясь таким образом привлечь к себе внимание, и т. п.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рассмотрение жалоб в контексте деятельности общения и анализ конкретных видов жалоб позволяет коротко резюмировать наше представление об их психологической природе.

Жалоба взрослому у дошкольников является своеобразным проявлением их потребности в общении со взрослым. В ней в аффективно-окрашенной форме выражается потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении и согласовании своих оценок окружающего с оценками взрослого. Жалоба у дошкольников является своеобразной формой присвоения опыта взаимоотношений между людьми (социального опыта). Жалоба дошкольника - это своеобразная (выраженная в аффективно-окрашенной форме) активность ребенка в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Потребность в соотнесении и согласовании со взрослым отношения к окружающему миру вызвана у детей становлением деятельности общения со сверстниками и необходимостью овладения нормами человеческих взаимоотношений.

Особенности психологической природы жалоб дошкольников диктуют и характер отношения к ним взрослого.

В жалобе выражаются, как правило, отрицательно эмоционально окрашенные переживания ребенка, связанные с его оценкой тех или иных явлений окружающей ребенка жизни. Уже одно это не позволяет оставить их без внимания, взрослого.

В жалобах дошкольников находит выражение потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении своего отношения к вызвавшему переживания ребенка событию, с отношением к нему взрослого. От этого зависит во многом формирование отношения ребенка к окружающему его миру и прежде всего к людям, формирование его точек зрения и позиций.

Потребность дошкольников во взаимопонимании и сопереживании взрослого должна всегда по возможности удовлетворяться. Особенно в том случае,

когда она выражается жалобой. Последнее свидетельствует о том, что нечто имеет для ребенка особое значение и вызывает его переживания. Взрослый должен всегда «принять участие» в жалующемся ребенке.

Характер детских жалоб во многом зависит от особенностей отношений ребенка со взрослым. В жалобах в особой форме осуществляется присвоение детьми социального опыта (правил общежития, норм взаимоотношений и др.), поэтому они требуют к себе серьезного отношения взрослых. Только в процессе присвоения социального опыта и происходит психическое развитие детей.

Но так как содержание и цели жалоб, а следовательно, и особенности общения детей с окружающими людьми, вызвавшие эти жалобы, неодинаковы, то и отношение к ним взрослого человека должно варьироваться в соответствии с их характером.

В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких. В других следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам». В третьих - помочь организовать взаимодействие со сверстниками и т. д.

Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку правильно ориентироваться в действительности и овладевать системой человеческих взаимоотношений.

Поступила в редакцию 18. III . 1983 г.

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод - все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные - поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные - поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

Они перечислены в Федеральном законе "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образецкоторой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Административная жалоба: общая характеристика

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность - когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

О необходимости административной жалобы

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Специальный вид жалобы

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников - зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Принятие решения по жалобе

Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен. Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней. В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Пример жалобы

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

В правом верхнем углу составляется "шапка" жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление. После шапки следует написать название документа: "Жалоба". А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях. К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.

(no excuses. almost JONES - Hoops, JONES - Hoops (salute Remix), JONES - Hoops (Acoustic)

Будучи психологом-любителем и гуманистом высшего ранга, я делю жалобы на три типа:
1. нытье,
2. необходимость выговориться,
3. отчаяние.

Необходимость выговориться.
А вы заметьте однажды, что 99% сказанного людьми говорится для них самих же: они себя убеждают, подтверждают себе же, рассуждают для себя. Эгоисты, гедонисты и эпикурийцы. Ну, и ладно. Это вообще хорошо. Плохо, когда человек абсолютный альтруист - это больной человек, совершенно больной, закомплексованный и считающий, что он не заслуживает счастья. Ты! Твоя прямая обязанность перед самим собой - думать о своих интересах. Но это не нытье. Когда человеку необходимо выговориться, его вообще можно не слушать, а лучше, даже находясь в сантиметре друг от друга, думать тем временем о своих делах. Слушать, но не слышать. Самые лучшие слушатели - случайные люди, которых видишь в первый раз и больше не увидишь никогда. Не нужно вот этих вот имен, "как дела?", номеров телефонов - вообще ничего. Нужно дать возможность человеку не почувствовать себя психом. Пускай поговорит сам с собой, это почти никто не умеет делать наедине.

Отчаяние.
Тут схема проще некуда:
- вы пробовали, но не получилось,
- ищете проблему извне,
- ищете проблему в себе,
- не находите ровным счетом ничего или что-то, но не понимаете, оно ли это,
- находите верного человека (определение "того самого" давать бесполезно, тут все на уровне шестого чувства, это может быть буквально кто угодно),
- описываете ему всю ситуацию ("всю" - это когда перестаешь врать и слушающему, и говорящему, т. е. себе),
- формулируете вопрос, который интересует больше всего (идете до конца, ища его, задавайте вопрос на очередной возникший и, казалось бы, правильный вопрос (это не так), пока не выкопаете корень своей проблемы),
- мужайтесь и просите совета. А попросив, не смейте обижаться, злиться, противиться, орать, что все это не так и вам это подкинули. Спросили - слушайте все от и до. Если не хотите слушать (а, например, поныть), нехрен вообще к человеку идти. Сидите дома и рисуйте кучеряшки в журнале мод, экономик, политик, скандвордов.
Это вовсе не означает, что нужно слепо следовать этому совету, но держите в голове, что, если вы пришли к своему Учителю, то у вас безвыходная ситуация, по сему бОльшую часть этого совета вам все же пригодится.

Лучшее, что могут предложить нытикам - жесткость, нуждающимся в самоанализе - уши человека без слуховой сенсорной системы, но с теплотой живого тела, отчаявшимся - понимание и совместная ментальная уборка. Мы все бываем в этих трех ролях - остается выбрать, чего хотим от жизни.

На этой ноте я сворачиваю свою любительскую психологию и больной альтруизм. Мне уже не интересно, скучно, бесполезно. Пойду думать, как МЕНЯ будут стричь, что МНЕ кушать на ужин, как Я буду смотреться в том горчичном платье. Спасибо тем людям, которые мне говорили: "Да зачем тебе это надо?!", "Как говорила моя бабушка-еврейка, тебе за это не заплатят", "Думай, как тебе будет хорошо, а не им". Благодарю вас.

Каждый человек (любой специальности) за свою трудовую деятельность (это цифры статистики) получает порядка 30 жалоб (письменных и устных), то есть в среднем 1 жалоба в год. Кому то "везет" чаще. Всех жалобщиков и жалобы можно поделить на 3 части:
1. "Дурацкие" жалобы, которые сразу же при первом

Синдром зависимости от налбуфина

Коллеги, поделитесь, пожалуйста, опытом. Лежит в отделении девочка с декомпенсированным сахарным диабетом первого типа, кетоацидозом. Четыре года принимает налбуфин. вчера ввела сама себе шесть мл, в несколько приемов, и в/в и в/м. Сейчас получает активную инфузионную терапию, сахар 28, ацетон ++++

Как вылечить больного шизофренией?

От 25 до 30% больных шизофренией не поддаются лечению и сообщают о постоянных слуховых галлюцинациях или демонстрируют симптомы бреда, несмотря на адекватный режим терапии. Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) - неинвазивный метод, который модулирует возбудимость коры через электроды...

Кандидоз клитора.

Не думаю, что это частая патология, поэтому с интимными фото в комментариях. На приём обратилась 38-летняя женщина с жалобами на отек, покраснение и зуд в области влагалища, а также дискомфорт и выделения на клиторе. Считает себя больной в течение суток после трёхдневного полового разгулия с Новым...

Распущенность

Снова о наших "любимых". Поступает "колобок" килограммов этак на 140. Высота равна ширине. С ходу у девчонок требует: " Меня только в платную палату!". Иду смотреть. Спрашиваю фамилию. Не глядя на меня: " Я это! Надоели уже смотреть!" Я, предельно сдерживаясь: " Так мне что, уйти?" - Да ладно, смот...

🎈Тема дня: Международный день редких заболеваний

Уважаемые коллеги, сегодня хороший случай поделится своим опытом, знаниями о тех заболеваниях, которые встречаются не так часто в нашей практике.
Это могут быть редкие случаи рака, тропические болезни, аномалии развития и репозиции органов, сосудов, нервов, а также нетипичное или бессимптомное

ЕРХПГ ~Taenia Saginata

Инфекция T. saginata встречается во всем мире, но особенно в животноводческих районах тропиков и субтропиков Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы, Мексики и Южной Америки. Инфекция редко встречается у крупного рогатого скота США и контролируется федеральной инспекцией. Пациенты могут быть бесс...

И снова о каннабисе

Легальные нанаркотики –алкоголь, кофе, табак и нелегальный каннабис. Лечение 4-летнего ребенка печеньем с каннабисом в Калифорнии. Лечение детей в США аналогами экстази. Каннабис при эпилепсии. Не курим, а лечимся. Психопатология законотворческой деятельности и закон групповой интеллектуальной регрессии

Вопрос про вакцинацию

Дорогие коллеги. У нас в Турции недавно прошел экзамен национальный (по типу егэ) для поступления врачей на специализацию. Вот один из вопросов спорных, который активно обсуждается. Интересны ваши мнения.
Родители с ребенком в возрасте 9 недель обращаются в поликлинику для проведения вакцинации.

Зрительные вызв. потенциал мозга при алкогол.

В случае синдрома отмены алкоголя наблюдаются отклонения зрительных вызванных потенциалов (VEP), включающие длительные задержки (63%) со статистически значимым отличием от здоровых людей. Преобладающее снижение амплитуды с нормальной задержкой зарегистрировано в 37% случаев отмены. Отчетливые измене...

Электролитный дисбаланс -причина аритмий.

Одна из причин аритмии электролитные нарушения. Установить причину этого может лаборатория, также помогает сбор анамнеза, клинические данные.
Раньше мы титровали электролиты, а сейчас на анализаторах результат может быть получен за несколько минут.
Изменения концентрации и соотношений содержания



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация