Иностранные граждане на территории рф обладают. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Главная / Авто

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый "национальный режим",т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу иностранные граждане:

Не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны "А" и "В") заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах "Для служебных отметок" миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров - и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны "А") с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны "В"), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в России состоит из ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; ФЗ РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ; ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 № 202-ФЗ и иных актов законодательства России, определяющих в соответствии с Конституцией РФ правовое положение иностранных граждан в России.

Иностранные граждане в России пользуются теми же правами и свободами несут такие же обязанности, что и граждане России, если иное не вытекает из Конституции России, и других актов российского законодательства.

Иностранные граждане в России равны пред законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами в России прав и свобод не должно наносить ущерб права и законным интересам граждан России и других лиц.

Находящиеся в России иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы, с уважением относиться к традициям и обычаям российского народа.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в России, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Кроме того, в Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. В то же время Российская Федерация вправе применить реторсию, т.е ответное ограничение в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан. Например:

  • 1) В соответствии с законом о недрах, иностранцы ведут разработку недр только в случаях предусмотренных законодательством России и законами субъектов Федерации;
  • 2) Разработку континентального шельфа иностранцы могут вести только в целях, установленных соответствующим соглашением с РФ;
  • 3) Архитектурную деятельность они могут осуществлять только на основе международного договора. При отсутствии международного договора такая деятельность может осуществляться только совместно с архитектором, гражданином РФ, имеющим соответствующую лицензию;
  • 4) Иностранцы имеют ограниченное право на участие в аудиторских фирмах;
  • 5) В сфере образования иностранцы могут обучаться только на основании международных договоров или договоров, заключенных учебным учреждением или органом, управляющим образованием;
  • 6) Медицинская помощь предоставляется иностранцам только на основе международного договора. Однако апатриды, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются медицинской помощью так же, как граждане РФ;
  • 7) Иностранцам может быть предоставлен определенный режим в сферах профессиональной деятельности. Например, Закон «О СМИ» предусматривает, что иностранные граждане, аккредитованные в РФ в качестве корреспондентов иностранных СМИ, пользуются профессиональным статусом журналиста, установленным Законом. РФ может вводить ограничения прав корреспондентов тех государств, где установлены ограничения прав российских журналистов. Кроме того, зарубежные корреспонденты российских СМИ пользуются профессиональным статусом журналиста независимо от их гражданства, если это не противоречит законодательству места их пребывания.

Итак, правосубъектность иностранных граждан в любой стране складывается из правового регулирований гражданской правоспособности и дееспособности иностранцев.

Все основные права и обязанности иностранных граждан связаны со следующими областями деятельности:

1. Трудовая деятельность.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России. Могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в России, если это совместимо с целью их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с Российским законодательством назначении на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Иностранные граждане имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

3. Охрана здоровья.

Иностранные граждане, находящиеся в России имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в России иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, установленном Министерством Здравоохранения РФ.

4. Социальное обеспечение.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на получение пособий, пенсий и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России.

5. Имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на основаниях и в порядке установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фондов, жилищно-строительных кооперативов. Иностранные граждане должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Иностранные граждане могут в соответствии с российским законодательством иметь в России жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рац. Предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

6. Получение образования.

Иностранные граждане в России имеют право на получение образования наравне с гражданами России в соответствии ас порядком. Установленным законодательством РФ. Иностранные граждане, принятые в учебные заведения, имеют права и несут обязанности учащихся и студентов наравне с гражданами России. Иностранные граждане в России обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры. Другим культурным ценностям.

7. Свобода совести.

Иностранным гражданам, находящимся в России, наравне с гражданами России гарантируется свобода совести. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

8. Брачные и семейные отношения.

Иностранные граждане в России могут заключать и расторгать браки с гражданами России и другими лицами в соответствии с законодательством, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами России.

9. Неприкосновенность личности и жилища.

Иностранным гражданам в соответствии с российским законодательством гарантируются в России неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

10. Передвижение по территории России и выбор места жительства.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком установленным законодательством России. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Охраны общественного порядка, здоровья ми нравственности населении, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц.

11. Налоги и сборы

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в Росси на общих основаниях с гражданами России. если иное не предусмотрено законодательством России.

12. Защита прав иностранных граждан.

Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

13. Отношение к избирательному праву.

Иностранные граждане р России не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

14. Отношение к воинской службе.

Иностранные граждане не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных сил РФ.

В международном праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование «национальный режим».

Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории друг друга будут иметь несколько большие возможности, нежели граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать «принципом взаимности».

Характеризуя положение иностранных граждан в России, прежде всего, нужно подчеркнуть, что понятия «статус», «конституционно-правовой статус», «административно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан, которые на законных основаниях находятся на ее территории. В понятийном аппарате Федерального закона 2002 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дается следующее определение: «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» (ст.2).

Строго говоря, любое лицо на территории государства имеет какой-либо юридический статус. Иностранному гражданину, незаконно находящемуся на территории нашей страны, обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. Однако такой иностранный гражданин не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан на законных основаниях находящихся на территории Российской Федерации (например, легальная возможность трудиться, получать образование и др.). Иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории России, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть страну.

В свете этого в основу классификации прав и обязанностей иностранных граждан может быть положена признанная в правовой науке и практике классификация правовых возможностей граждан России. Ее критериями являются, во-первых, односторонность материального содержания этих прав и соответствующих обязанностей и, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев - однотипность правовых норм, их закрепляющих . Сущность такой классификации состоит в том, что права и обязанности граждан, закрепленные, в частности, нормами административного права, подразделяются на общие, то есть реализуемые ими во всех сферах государственного управления, и специальные, реализуемые в какой-либо одной или нескольких отраслях или сферах государственного управления. Не претендуя на бесспорность указанной дифференциации прав личности, нужно отметить, что существуют и иные классификации.

Статья 19 Конституции РФ закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Из этого следует, что права иностранных граждан в нашей стране не могут быть ограничены по перечисленным мотивам, а всякого рода ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные их национальным законодательством по указанным причинам, не признаются и не могут получить применение на территории Российской Федерации.

Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003), в ст. 21 которого закреплено положение о том, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации.

Тем не менее, иностранные граждане полностью в правах и обязанностях с гражданами России не уравниваются, в связи с чем объем их прав и обязанностей несколько меньше. Непредоставление иностранным гражданам ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны. То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан. Их (обязанности) можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести те, которые полностью совпадают с обязанностями граждан России, за исключением обязанности служить в Вооруженных Силах Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Вторую группу составляют обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан (причем за невыполнение некоторых из них и предусмотрено выдворение за пределы страны). Обязанностей второй группы немного, и направлены они, прежде всего, на предупреждение и пресечение неконтролируемых миграционных процессов.

Иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции Российской Федерации, принадлежат «каждому».
Порядок реализации иностранными гражданами тех или иных конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в соответствующих федеральных законах и, во-вторых, особенностей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
1. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение. В настоящее время перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения и дополнения.
2. Отношение иностранных граждан к избирательному праву. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
В настоящее время это право постоянно проживающих в Российской Федераций иностранных граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, и в этом случае основанием для реализации данного права должен быть международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Это, главным образом, отдельные государства бывшего Союза ССР.
3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Разрешение на работу представляет собой официально оформленный документ, подтверждающий право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. При этом индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве предпринимателя осуществляется без образования юридического лица.
Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем иностранные граждане лишены части тех прав, которые, согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам, предоставляются только гражданам Российской Федерации. К числу таких ограничений относится возможность иностранных граждан занимать определенные должности, относящиеся к государственной или муниципальной службе. Кроме того, иностранные граждане не имеют права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воз- 208 душного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане также не вправе заниматься иной деятельностью и замещать соответствующие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
В то же время порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Отношение иностранных граждан к военной службе. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г, установлено:
«1. Иностранные граждане не могут быть призваны (подч.- И.Б.) на военную службу (альтернативную гражданскую службу).
2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Учет иностранных граждан, поступивших на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, внесены также дополнения, относящиеся к статусу иностранных граждан, в другие федеральные законы. Так, в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» внесено, в частности, дополнение следующего содержания: с иностранным гражданином, поступившим на военную службу, на военную должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, контракт заключается сроком на пять лет; после истечения этого срока, иностранные граждане увольняются с военной службы.
При заключении контракта иностранный гражданин подписывает текст следующего содержания: «Я, (ФИО), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг».
Внесено также дополнение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей распространяется также на иностранных граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федераций, других войсках, воинских формированиях и органах и членов их семей.
5. Обязанности иностранных граждан в Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане не только пользуются правами наравне с гражданами Российской Федераций, но и несут наравне с ними соответствующие обязанности.
На них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать законы, действующие на территории Российской Федерации. Они не должны наносить ущерба интересам России, законным интересам граждан и других лиц.
К числу специальных обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации следует отнести:
- обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан также в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства;
- обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания;
- обязанность выехать из Российской Федерации в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен;
- обязанность выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы;
- при выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Кроме названных, иностранный гражданин обязан исполнить имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан Российской Федерации и других лиц, государственных и муниципальных органов, коммерческих и иных организаций; выполнить обязательства по уплате налогов.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация