Федулов А.В. Прокурорский надзор Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Правовой статус прокурора и прокурорского работника

Главная / Авто

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Комментарий к статье 40.1

1. На государственную службу, согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного Федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации.

1.1. Настоящим ФЗ установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. К таким условиям и требованиям относятся: наличие высшего юридического образования, профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

В качестве исключения Закон допускает назначение на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур лиц, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончивших третий курс указанных образовательных учреждений.

При приеме на службу в органы прокуратуры особое внимание уделяют профессиональным и моральным качествам и воспитывают работников в духе неуклонного соблюдения требований закона, интересов личности, общества и государства, профессиональной этики. Это направление деятельности обозначено в настоящем ФЗ и Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 11 ноября 1996 г. N 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации». Служебная деятельность требует от прокурорского работника наличия самых различных знаний и навыков. Обычно отмечается профессиональная грамотность, качество выполнения служебных обязанностей, объем специальных знаний и умение применять их на практике, профессиональный опыт. При установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе. Время от времени профессиональные качества подтверждаются в ходе аттестации.

На должность прокурорских работников назначаются лица, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В соответствии с требованиями настоящего ФЗ при назначении на должность прокурора и следователя кандидат проходит медицинское освидетельствование. На службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (наличие психического заболевания, отсутствие либо значительное снижение жизненно важной функции: зрения, слуха и др.).

На службу в прокуратуру вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения по возрасту бывают там, где необходимо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом.

2. В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры. В настоящем ФЗ указаны причины, по котором введены ограничения.

2.1. На службу в органы и учреждения прокуратуры РФ не может быть принято лицо и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства. Статья 19 Конституции РФ закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 N 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».

Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти — прерогатива исключительно граждан нашей страны.

2.2. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. В соответствии с статьей 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также психического расстройства может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Согласно ст. 281 ГПК РФ признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть произведено лишь судом. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры.

2.3. В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо считается несудимым только после погашения или снятия судимости. Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных УК РФ. Снятие судимости в отличие от погашения производится при условии безупречного поведения осужденного по его ходатайству и с обязательным вынесением судьей мотивированного постановления. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Однако требования настоящего ФЗ говорят, что если лицо имело или имеет судимость, а также лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, оно не будет принято в органы прокуратуры.

2.4. Настоящим ФЗ введен запрет на прием в одно подразделение органов прокуратуры лиц, находящихся в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с должностным лицом, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Родственные связи могут существенно повлиять на принятие решений, а также не позволят в полной мере оценить компетенцию принимаемого прокурорского работника.

2.5. При приеме на должность прокурорского работника в обязательном порядке проводится медицинская комиссия. При наличии подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей, следует отказ в приеме на службу.

2.6. В соответствии с Законом о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений, назначения на должность прокурорского работника не происходит.

3. В том случае, если гражданин РФ отвечает всем требованиям, установленным настоящим ФЗ, и не имеет ограничений, то он принимается на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.

4. Руководство органов прокуратуры заботится о подготовке кадров. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 8 июля 1996 г. N 787 «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии». Прием в указанные учебные заведения осуществляется по направлениям органов прокуратуры РФ; специальные порядок и условия приема определяются ежегодно руководством академий по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Учебный процесс строится на основе требований настоящего ФЗ. В Законе определяется обязанность специалиста, получившего высшее образование по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. Такая обязанность возникает только при наличии соответствующего договора с данным лицом.

При увольнении из органов прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников.

5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. На должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур в исключительных случаях Генеральный прокурор РФ вправе назначать лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Допущено к защите

Зав. кафедрой

________________________

« ___ « ___________ 2008 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования

Специальность 030501 «Юриспруденция»

Выполнил: Студент I курса очного отделения

группы Ю-101 Филиппов Сергей Васильевич

Научный руководитель: доцент, к. ю. н.

Дмитриева А.А.

г. Челябинск, 2008 г. -

введение. 3

§1. Общее понятие о прокуратуре. 5

§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора 9

§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре. 12

§4. Психологические аспекты работы прокурора. 14

§5. Порядок привлечения прокуроров к ответственности. 26

заключение. 36

Прокуратура являет собой особый вид органа государственной власти, не относящегося ни к одной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, поскольку она не занимается такой деятельностью, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной, так как прокуратура не входит в состав Правительства Российской Федерации; ни к судебной, так как прокуратура не осуществляет деятельность, связанную с отправлением правосудия. Она занимает особое место в системе государственного устройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в Российской Федерации

Служба в органах и учреждениях прокуратуры также регламентируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, разделом V«Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры», а также иными нормативно правовыми актами в зависимости от специфики отрасли прокурорского надзора и т.п. Статья 40 вышеуказанного Закона оговаривает основные положения, касающиеся работы в органах прокуратуры России:

Данная служба представляет собой вид федеральной государственной службы

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации с учётом некоторых особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»: В соответствии с Законом контракт на замещение должности федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры может заключаться с гражданином на неопределённый срок, на определенный срок и на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. При приеме выдвигаются ряд требований к образованию, к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, к знаниям, навыкам и умениям. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» Военные прокуроры и следователи подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы военных прокуратур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы. Военные прокуроры, как военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами. Воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом РФ, до полковника или капитана I ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военные прокуроры и следователи входят в единую систему органов прокуратуры, но несут дисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинской дисциплины и служебные проступки обладают только вышестоящий военный прокурор и Генеральный прокурор РФ. Увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с законом по представлению Главного военного прокурора.

Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и/или в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Подача и рассмотрение жалоб по трудовым вопросам вышестоящими прокурорами, а также при направлении в суд осуществляются в установленном законодательством порядке. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Это отражено в разделе XIII ТК РФ «Защита трудовых прав и свобод». По отдельным трудовым вопросам имеются специальные указания в нормативных правовых актах о порядке подачи и рассмотрения жалоб. Согласно Положению об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 74 от 30 октября 1998 г., аттестуемый работник вправе подать в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с аттестацией, желании присутствовать на заседании комиссии и дать свои пояснения.

Правовой статус - это категория, устанавливаемая соответствующим правопорядком, то есть система (совокупность) прав, обязанностей и интересов, признанная в конкретном государстве с учетом его политической и правовой системы, принятых в нем международных актов, принципов и норм международного права. Субъект права действует и реализует свои правовые возможности в границах правового статуса.

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Такое исключение является адекватной реакцией законодателя на изменения в состоянии и тенденциях развития законности, а также учет реальных возможностей в ближайшей перспективе полностью удовлетворить потребности органов прокуратуры в кадрах с высшим юридическим образованием, особенно в отдаленных регионах страны Кузьмин В.А, Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - М.: 2007. - С.78. .

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • - имеет гражданство иностранного государства;
  • - признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • - лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • - имело или имеет судимость;
  • - имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • - состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • - отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников, указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

На государственную службу вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного Федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации.

Федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ» установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. К таким условиям и требованиям относятся: наличие высшего юридического образования, профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

В качестве исключения Закон допускает назначение на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур лиц, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончивших третий курс указанных образовательных учреждений.

При приеме на службу в органы прокуратуры особое внимание уделяют профессиональным и моральным качествам и воспитывают работников в духе неуклонного соблюдения требований закона, интересов личности, общества и государства, профессиональной этики. Это направление деятельности обозначено в Федеральном законе РФ «О прокуратуре» и Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 11 ноября 1996 года № 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации». Служебная деятельность требует от прокурорского работника наличия самых различных знаний и навыков. Обычно отмечается профессиональная грамотность, качество выполнения служебных обязанностей, объем специальных знаний и умение применять их на практике, профессиональный опыт. При установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе. Время от времени профессиональные качества подтверждаются в ходе аттестации.

На должность прокурорских работников назначаются лица, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В соответствии с требованиями закона при назначении на должность прокурора и следователя кандидат проходит медицинское освидетельствование. На службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (наличие психического заболевания, отсутствие либо значительное снижение жизненно важной функции: зрения, слуха и др.). В то же время сегодня отсутствуют четкие критерии и параметры годности кадров к трудной прокурорской работе по медицинским показателям. В Законе о прокуратуре в ст.40.1 указывается лишь, что прокурорами и следователями могут быть граждане, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. А могут ли исполнять эти обязанности лица с некоторыми физическими недугами, заиканием, сердечными и другими заболеваниями? Ведь не исключено, что в случае отказа в приеме на работу в органы прокуратуры по этим основаниям, лицо может обжаловать решение в суд, который встанет на защиту интересов гражданина, поскольку нигде в законе не прописано, какие заболевания препятствуют работе в органах прокуратуры Тимофеев В. Прокуратуре - лучшие кадры//Законность. 2005. № 9. . Как видится, эти вопросы должны быть разрешены законодательным путем.

На службу в прокуратуру вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения по возрасту бывают там, где необходимо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом.

В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры.

На службу в органы и учреждения прокуратуры РФ не может быть принято лицо и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства. Статья 19 Конституции РФ закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 года № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 года № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»//Собрание законодательства РФ. 14.10.2002. № 41. Ст.3996. и от 11.10.2002 года №754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».

Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Согласно ст.29 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301. гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. В соответствии со статьей 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также психического расстройства может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Согласно ст.281 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст.4532. признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть произведено лишь судом. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры.

В соответствии со ст.86 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954. лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо считается несудимым только после погашения или снятия судимости. Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных УК РФ. Снятие судимости в отличие от погашения производится при условии безупречного поведения осужденного по его ходатайству и с обязательным вынесением судьей мотивированного постановления. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Однако требования Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» говорят, что если лицо имело или имеет судимость, а также лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, оно не будет принято в органы прокуратуры.

Законом введен запрет на прием в одно подразделение органов прокуратуры лиц, находящихся в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с должностным лицом, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Родственные связи могут существенно повлиять на принятие решений, а также не позволят в полной мере оценить компетенцию принимаемого прокурорского работника.

При приеме на должность прокурорского работника в обязательном порядке проводится медицинская комиссия. При наличии подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей, следует отказ в приеме на службу.

В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»//Собрание законодательства РФ. 13.10.1997. № 41. Стр.8220-8235. допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений, назначения на должность прокурорского работника не происходит.

В том случае, если гражданин РФ отвечает всем требованиям, установленным Федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ», и не имеет ограничений, то он принимается на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.

Руководство органов прокуратуры заботится о подготовке кадров. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 8 июля 1996 года №787 «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии». Прием в указанные учебные заведения осуществляется по направлениям органов прокуратуры РФ; специальные порядок и условия приема определяются ежегодно руководством академий по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Учебный процесс строится на основе требований Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ». В Законе определяется обязанность специалиста, получившего высшее образование по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. Такая обязанность возникает только при наличии соответствующего договора с данным лицом.

При увольнении из органов прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников.

В настоящее время дискуссионным является вопрос о возможности признания высшего юридического образования, полученного в негосударственном образовательном учреждении. В кадровых подразделениях органов прокуратуры, как правило, дипломы о высшем юридическом образовании, полученном в негосударственном образовательном учреждении, не признаются. Какого-либо официального разъяснения по данной проблеме, однако, не имеется.

Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования возникает с момента выдачи высшему учебному заведению лицензии. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени).

Непризнание диплома негосударственного образовательного учреждения представляется неверным, поскольку в законодательстве не содержится каких-либо различий между государственными и негосударственными образовательными учреждениями.

Формальных препятствий к признанию дипломов о высшем образовании может быть только два: отсутствие у учебного заведения высшего профессионального образования лицензии на образовательную деятельность и документа, подтверждающего его государственную аккредитацию. Этими документами в определенной степени подтверждается государственный стандарт образования и тем самым качество обучения. Других формальных ограничений в законодательстве Российской Федерации не имеется. Однако в случае отсутствия у высшего образовательного учреждения лицензии или государственной аккредитации оно не имеет права выдавать документы об образовании, выданные дипломы в данном случае признаются недействительными.

Таким образом, прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В целом все вопросы требований, предъявляемых к кандидатам на должность прокурора, являются законодательно урегулированными.

Однако на сегодняшний день не разрешены две проблемы. Первая - отсутствуют четкие критерии и параметры годности кадров к трудной прокурорской работе по медицинским показателям. Вторая - дискуссионный вопрос о возможности признания высшего юридического образования, полученного в негосударственном образовательном учреждении.

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Правовой статус работников прокуратуры

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.

Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

Особенности сотрудничества

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.

Сотрудникам прокуратуры присваиваются чины и звания. Должность присваивается пожизненно. Присвоить звание может только Генеральный прокурор своим приказом. Назначенное звание — это профессиональный служебный знак отличия, который присуждается с учетом выслуги лет, опыта, результата труда. При присуждении чина одним из условий является обязательный срок службы в органах не менее 3 лет. Если присуждаемое звание имеет высокий статус, тогда необходимо 10 лет службы.

Звания и льготы сотрудников

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

  • Служащие имеют право на предоставление судебного иммунитета.
  • Работники прокуратуры постоянно находятся под защитой страны, это распространяется и на их родственников (Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
  • Служащим разрешается ношение оружия и опасных средств.
  • Служащие застрахованы, имеют право проходить бесплатное лечение в медицинских учреждениях.
  • Работники имеют право на бесплатное пользование некоторыми видами транспорта.
  • Служащим положено бесплатное жилье.
  • Работникам прокуратуры положены ежегодные путевки (им самим, их детям и родственникам).

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.

Правила поведения

Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Работник прокуратуры должен осознавать свою ответственность перед государством и его гражданами. Проблемы личного характера не должны влиять на его профессиональную деятельность.

Кадры прокуратуры - это входящие в ее состав сотрудники, состоящие на определенных должностях органов и учреждений прокуратуры. Они являются федеральными государственными служащими и именуются "прокурорскими работниками" (п. 1 ст. 40, ст. 54 Закона о прокуратуре).

Отличительной особенностью прокурорских работников является то, что все они имеют или классный чин, или воинское звание. В зависимости от характера выполняемой работы, объема прав и обязанностей можно выделить следующие группы прокурорских работников:

а) прокуроры, в том числе военные прокуроры - лица, занимающие прокурорские должности. К ним относятся Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (заместители прокуроров, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие лица);

б) научные и педагогические работники учреждений прокуратуры;

в) все другие прокурорские работники, имеющие классные чины или воинские звания.

В органах прокуратуры состоят на службе и другие лица: государственные гражданские лица, но не имеющие классных чинов (воинских званий); лица, которые состоят на должностях, не относящихся к должностям государственных служащих. Хотя они и относятся к кадрам прокуратуры, но на них правовой статус прокурорских работников не распространяется. Трудовая деятельность таких работников регулируется только законодательством РФ о труде.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Правоохранительная сущность службы в органах прокуратуры предопределяет высокие требования к моральным, деловым и профессиональным качествам се сотрудников. Эти требования учитываются уже на этапе отбора лиц в число кандидатов на замещение должностей прокурорских работников.

Особые требования при этом предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Они сформулированы в законодательстве о государственной службе и конкретизированы Законом о прокуратуре (ст. 40.1). Условно эти требования можно разделить на две группы:

Общие требования, которые касаются гражданства кандидата, знания им государственного языка, образования, моральных и профессиональных качеств, состояния здоровья;

Специальные требования, которые касаются возраста, стажа работы, прохождения воинской службы и др.

В соответствии с общими требованиями прокурорами могут быть граждане Российской Федерации. Наличие у лица гражданства иностранного государства является препятствием для службы в прокуратуре. Кандидат на должность прокурора должен владеть государственным языком РФ (таковым является русский язык); иметь высшее образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Допускается в исключительных случаях назначать на должность помощников прокуроров прокуратур районного звена лиц, обучающихся в юридическом вузе, после окончания третьего курса.


андидат на должность прокурора должен обладать безупречной репутацией, необходимыми профессиональными и моральными качествами, соответствующими высокому статусу прокурорского работника. Речь идет о таких качествах, как неподкупность и честность, уравновешенность, принципиальность. Лица, совершающие поступки, подрывающие их репутацию, неуравновешенные, склонные к порочным увлечениям, пренебрежительно относящиеся к окружающим, не умеющие слушать других и слышать их, не могут претендовать на должности прокуроров.

Не может быть принято на службу в органы прокуратуры лицо, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности, имеет или имело судимость. К кандидату предъявляются повышенные требования к состоянию его здоровья. И если у него имеется заболевание, препятствующее исполнению обязанностей, которые на него могут быть возложены, такое лицо не может быть принято на службу в прокуратуру.

Специальные требования учитываются при рассмотрении кандидатуры на конкретную прокурорскую должность. Одно из требований касается возраста кандидата. Так, на должность прокурора прокуратуры районного звена может быть назначено лицо не моложе 25 лет, на должность прокурора субъекта - не моложе 30 лет.

Законом установлен предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах прокуратуры - 65 лет. Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры срок пребывания в должности может быть продлен до 70 лет.

Еще одно требование касается опыта работы по специальности. Так, на должность прокурора прокуратуры районного звена может быть назначено лицо, имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет; на должность прокурора субъекта РФ - не менее пяти лет.

Военным прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, годный по состоянию здоровья к военной службе, поступивший на военную службу и имеющий офицерское звание.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация