Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти. Государственные органы и должностные лица

Главная / Квартира

На основании вышеизложенного, можно подвести итог, что студент Щукин был прав отвечая на поставленный вопрос. Конституция обладает верховенством.

Задача № 67

Младший лейтенант таможенной службы Разгульнов появился на службе в таможне в нетрезвом состоянии и без табельного оружия, которое им было утерено на пути следования им к месту работы. Он отказался давать письменное объяснение по существу о совершённом им дисциплинарном проступке. Начальник таможни полковник таможенной службы Иванов издал приказ об увольнении Разгульнова из таможенных органов. Разгульнов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать приказ о его увольнении незаконным. Суд в удовлетворении заявления отказал и признал приказ начальника таможни правомерным.

Дайте юридический анализ дела.

Ответ: Согласно статье 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

  • 1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
  • 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ).

Статья 3.2. Виды административных наказаний.

  • 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности.
  • (п. 9 введён Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

Согласно статье 2.5. и статье 3.2 п. 8 и п. 9 Административного Кодекса РФ гражданин Разгульнов был уволен правомерно.

Задача № 94

Правительство свердловской области издало постановление в соответствии с которым на территории г. Полесного была объявлена чрезвычайная ситуация, вызванная вспышкой вирусного гепатита А. Согласно постановлению въезд и выезд из города был возможен лишь при наличии главного санитарного врача города и только через специальные пункты санитарного пропуска, запрещалось проведение массовых общественных мероприятий, были закрыты все предприятия общественного питания и торговли, за исключением получивших специальное разрешение. Установлена обязательная вакцинация всего городского населения, житель г. Полевского Здоровьев, возвращаясь из командировки, был остановлен в пункте санитарного пропуска, где ему предложили сделать противовирусную прививку. Поскольку он отказался, то не был пропущен к месту жительства. Здоровьев, обратился в областной суд с жалобой, в которой просил признать постановление правительства области незаконным.

Дайте юридическую оценку.

Ответ: Статья 20.6. п. 1 Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • 1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  • (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Исходя из вышеуказанной статьи Административного Кодекса следует, что областной суд должен отклонить жалобу господина Здоровьева.

Задача № 134

В научной статье сказано:

Конституционный суд РФ в постановлении от 30.07.2001 13 -П признал, что исполнительный сбор представляет собой штрафную санкцию административного характера за совершённое должником правонарушение в процессе принудительного исполнения вынесенных постановлений. исполнительный сбор должен отвечать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством и административным штрафом взыскание исполнительного сбора означает привлечение должника к административной ответственности и осуществляется с учетом положений КоАП РФ.

А как вы считаете???

Ответ: Согласно постановлению Конституционного суда от 30.07.2001 г.

№13-П, признавшего не соответствующим Конституции положение п.1 ст.81 Закона об исполнительном производстве, согласно которому при неисполнении исполнительного документа в установленные сроки взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы, и не является привлечением должника к административной ответственности.

Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).

Должностные лица - это те граждане, которые временно, постоянно или по особому полномочию выполняют задачи представителя власти или осуществляют административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в различных муниципальных и государственных учреждениях и органах, а также в Вооружённых силах, воинских формированиях и иных войсках РФ.

Отличительные признаки

Кто является должностным лицом? Рассмотрим подробнее.

Сущность осуществляемых функций даёт возможность чётко выделить перечень лиц, которые считаются должностными.

Действия, которые должен выполнять представитель власти как должностное лицо, зависят от того органа, который он представляет. Деятельность должностного лица выстраивается исключительно на взаимоотношениях с большим неопределённым кругом лиц, не являющихся его административными подчинёнными.

Так, лицо, которое выполняет организационные и распорядительные функции, призвано контролировать деятельность учреждения, отдела, организации и т. п. То есть такие задачи постоянно связываются с руководством людьми.

Если же должностное лицо исполняет административные и хозяйственные функции, то оно необязательно должно руководить людьми. Самыми главными его задачами в данном случае выступают распоряжение различными материальными ценностями, осуществление процедуры их получения, хранения, отпуска, реализации и т. д.

О том, какими функциями наделяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, информируют закон, приказ, инструкция, устав или другой нормативный акт, назначающий на должность, в котором устанавливаются права и обязанности гражданина при вступлении его в определённую должность.

Лица, которые на соответствующие должности не назначались, но в действительности исполняют их функции, могут быть признаны такими в случае выполнения ими присущих данному статусу обязанностей либо функций специально уполномоченных представителей власти. Специальное полномочие при этом предоставляется уполномоченными должностными лицами, органами или трудовым коллективом. Оформляется оно в виде приказа или решения. Само понятие должностного лица очень емкое.

Ещё одним обособленным признаком выступает принадлежность, или характеристика учреждений и органов, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо. На законодательном уровне предусмотрено, что к таковым могут относиться органы государственные и местного самоуправления, муниципальные и госучреждения, Вооружённые силы, воинские формирования и иные войска. К должностным не причисляются те лица, которые работают в разного рода коммерческих организациях (хозяйственных товариществах, потребительских или производственных кооперативах, иностранных фирмах и т. д.) или в общественных объединениях.

Кто может претендовать на должность?

Стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может тот гражданин страны, у которого нет гражданства другого государства, вида на жительство или другого документа, который даёт ему основания постоянно проживать на территории другого государства. Кроме того, он должен достичь тридцатилетнего возраста.

Кто не может претендовать на должность?

Не имеют права выдвигать свою кандидатуру следующие лица:

  • с непогашенной или не снятой судимостью;
  • находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
  • подвергшиеся административному наказанию за те или иные правонарушения (в течение срока наказания);
  • обвиняемые в каком-либо преступлении;

  • те, у которых признаны по судебному решению недееспособность или же ограниченная дееспособность;
  • нежелающие проходить процедуру, посредством которой оформляется допуск к информации, являющейся государственной или другой охраняемой законом РФ тайной.

Кто является должностным лицом?

Совмещение государственных должностей

Кроме того, гражданин, являющийся высшим должностным лицом, ни в коем случае не может в это же время быть депутатом Госдумы, судьёй, членом Совета Федераций или же замещать любые государственные должности не только в Российской Федерации в целом, но и в данном субъекте в частности, а также должности государственной гражданской, федеральной государственной, муниципальной служб и муниципальные.

Высшее должностное лицо не может быть частью управленческих органов, наблюдательных либо попечительских советов, других органов неправительственных некоммерческих организаций и их действующих на территории России филиалов, если иное не предусматривается законодательством либо международным договором РФ. Гражданин получает соответствующие полномочия на пять лет (не больше). Понятие должностного лица довольно обширное.

Как происходит наделение полномочиями?

Назначение должностных лиц - процесс ответственный. Гражданин получает соответствующие полномочия после того, как будет представлен Президентом законодательным органам субъекта. Если же по уставу данного субъекта предусматривается двухпалатный законодательный орган, то заключение о том, наделяется ли гражданин правами высшего должностного лица, принимается во время общего заседания обеих палат. Перед тем как Президент РФ предлагает законодательному органу субъекта кандидата на пост высшего должностного лица, по этому поводу проводится консультация. Данная кандидатура рассматривается законодательным органом на протяжении десяти дней после внесения представления. При этом решение является принятым только в том случае, если за него отдали голоса более половины депутатов от установленного числа в законодательном органе. При двухпалатной системе за него должны проголосовать более половины состава в каждой палате законодательного органа.

Какие действия предпринимаются в случае отклонения кандидатуры?

Если выдвигаемая кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее недели после этого вносит повторное предложение о кандидатуре (или кандидатурах). Если же оно снова отклоняется, Президентом проводится консультация с представительным органом государственной власти субъекта и той политической партией, которая внесла предложение о данной кандидатуре. По результатам этой консультации Президент РФ имеет право распустить данный законодательный орган.

Иные варианты рассмотрения кандидатуры

В случае инициирования предложения о кандидатуре, претендующей на место высшего должностного лица субъекта РФ, какой-либо политической партией (либо политическими партиями) и поддержкой его со стороны законодательного (представительного) органа власти того или иного субъекта в установленном порядке, это предложение выдвигается полномочным представителем Президента Руководителю Администрации Президента в данном федеральном округе, а тот, в свою очередь, рассматривает его и представляет выбранную кандидатуру и требуемые документы Президенту РФ.

Двухпалатная система

Если же согласно уставу субъекта в нём предусматривается двухпалатная система законодательного органа, то предложенный кандидат на исполнение функций высшего должностного лица, выдвинутый политическое партией, обсуждается на коллективном заседании обеих палат. Данное предложение направляется Президенту в том случае, если его поддержат большей частью голосов от количества избранных депутатов каждой палаты.

Номинация должности производится в соответствии с уставом, принятым в субъекте РФ, учитывая его национальные, культурные, исторические и другие традиции.

Полномочия, которые имеет высшее должностное лицо

У высшего должностного лица того или иного субъекта РФ имеются, в частности, такие полномочия, как:

  • Представление соответствующего субъекта в его взаимоотношениях с другими субъектами РФ либо органами, представляющими государственную власть.
  • Подписание принятых законодательным органом законов.
  • Формирование согласно порядку и структуре органов исполнительной ветви власти, которые определяются конституцией субъекта, высшего исполнительного органа субъекта.
  • Представление каждый год отчётов в законодательный орган государственной власти данного субъекта, информирующих об итогах функционирования высшего исполнительного органа власти этого субъекта, включая вопросы, которые были поставлены представительным органом власти.

Что еще входит в компетенцию должностного лица?

  • Имеет право требовать созыва заседания законодательного органа вне очереди.
  • Может принимать участие в деятельности представительного органа данного субъекта.
  • Координирует работу исполнительных органов субъекта РФ с другими органами власти, а также имеет право на организацию связей исполнительных органов власти субъекта с федеральными этого же типа и их территориальными органами, общественными сообществами, структурой местного самоуправления.
  • Имеет право осуществления других полномочий, которые соответствуют законодательству страны. Функции должностного лица разнообразны.

Бывают ситуации, из-за которых высшее должностное лицо в течение какого-либо времени не имеет возможности исполнять установленные обязанности. Тогда это делает должностное лицо, предусмотренное конституцией или уставом соответствующего субъекта.

Когда полномочия прекращаются досрочно?

Имеющиеся у высшего должностного лица полномочия досрочно прекращаются в случаях:

  • смерти;
  • отрешения гражданина от должности Президентом из-за выраженного ему недоверия со стороны законодательного органа соответствующего субъекта;
  • отставки гражданина по собственному желанию;
  • отстранения от исполнения должности вследствие потери доверия Президента из-за несоответствующего исполнения обязанностей данным лицом;
  • признания в судебном порядке недееспособности или же ограниченной дееспособности;
  • решения суда о том, что данный гражданин безвестно отсутствует, или после объявления его умершим;
  • вступления в действие обвинительного приговора по отношению к данному лицу;
  • выезда за границу с целью постоянного проживания там;
  • потери гражданства.

Перечень должностных лиц утверждается специальным приказом.

Исполняющий обязанности в случае отставки

Если было принято заключение об отставке высшего органа исполнительной ветви власти, то он продолжает функционировать до того, как будет сформирован новый соответствующий орган. В это время Президентом РФ производится назначение высшего должностного лица. Понятие мы рассмотрели.

Им будут временно исполняться обязанности в течение того периода, пока в данную должность не вступит другое лицо, наделённое данными полномочиями, в следующих ситуациях:

  • истечение полномочий, которые имеются у высшего должностного лица, раньше срока;
  • отстранение на какой-либо период времени;
  • истечение периода полномочий соответствующего лица.

Тот, кто исполняет обязанности, имеющиеся у высшего должностного лица, временно, не может принимать постановление о расформировании того законодательного органа, который представлен в данном субъекте, или каким-либо образом изменять принятый в нём устав.

Новую кандидатуру предлагает Президент РФ, она рассматривается не позже десяти дней после прекращения полномочий предыдущего лица.

Имеет место и привлечение к ответственности должностных лиц. Им назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Понятие "должностное лицо" прочно закрепилось в уголовном праве России, оперируют им и другие отрасли права.

Предприятия, учреждения, организации;

Носители конституционных прав и свобод (граждане, политические партии, средства массовой информации и т.д.);

Речь может идти только о злоупотреблении объективным правом, а не субъективным правом, так как именно субъективное право является мерой поведения, имеет свои границы, а решение проблемы злоупотребления правом как раз и связано с возможностью выхода управомоченного субъекта в своем поведении за пределы этих границ.

Злоупотребление правом.

Проблема злоупотребления правом имеет давнюю историю. С этой проблемой сталкивались еще римские юристы, когда управомоченный субъект реализовывал предоставленное ему законом право в ущерб другим лицам. Подобное осуществление права с целью причинить вред другому носит название злоупотребление правом («шикана», нем. «придираться, причинять неприятности»). При осуществлении своего права, как говорил древнеримский юрист Цельс, не следует снисходить к злобе, это относится, например, к таким случаям, когда собственник, продав дом, счищает с его стен гипсовые украшения с единственной целью – досадить новому собственнику. Анализ законодательства и практики позволяет заключить, что злоупотребление правом – явление правовое, что предполагает:

1. Наличие у лица субъективных прав .

2. Деятельность по реализации этих прав .

3. Использование прав в противоречии их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам .

4. Установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом.

5. Наступление юридических последствий.

Проблема злоупотребления правом важна и неоднозначна. В связи с ее анализом возникает много вопросов: является ли злоупотребление правом разновидностью правонарушения или это особый правовой феномен? Какова юридическая природа мер, наступающих для субъекта как следствие злоупотребления им своим правом? В чем состоит противоправность злоупотребления субъективным правом? Должен ли существовать в праве общий запрет злоупотреблять правами?

Резко критической отношение к проблеме злоупотребления правом высказывал российский цивилист Агарков. По его мнению, теория злоупотребления правом колеблет прочность гражданского правопорядка, делает неопределенной границу гражданских прав, поскольку граждане узнают о своем действительном праве не из закона, а лишь после совершения определенных действий, уже из судебного решения. Сам термин «злоупотребление правом» лишен смысла, поскольку соединяет исключающие друг друга понятия. Видимо не случайно именно цивилисты выступают против утверждения данного понятия и в теории права и в законодательстве. По мнению других ученых, злоупотребление правом есть такая форма реализации права, противоречащая его назначению, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам правоотношений. Субъектами, злоупотребляющими своими правами, могут быть:



В юридической науке предложено классифицировать различного рода злоупотребления правом на:

1. Правомерные .

В случае правомерного злоупотребления правом субъект не нарушает правовых предписаний и, следовательно, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, а затрудняет их осуществление, ограничивает возможность их реализации другими субъектами. Правомерное злоупотребление правом причиняет вред неохраняемым законом отношениям, поэтому такие злоупотребления в зависимости от конкретных обстоятельств можно рассматривать как аморальные или нецелесообразные (например, заключение брака по расчету).

2. Законодательно ограничиваемые .

В случае законодательно ограничиваемого злоупотребления правом возможность употребления прав во зло ограничивается предписаниями закона. К таким ограничивающим предписаниям относятся: лишение лица конкретного субъективного права либо отказ в защите принадлежащих ему прав (например, ст.10 ГК РФ: «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерениями причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке»).

3. Неправомерные .

Неправомерное злоупотребление – это форма противоправного и наказуемого деяния. Субъектом этих деяний, как правило, являются сотрудники правоохранительных органов, руководящие работники, журналисты и т.д., то есть лица, наделенные законом властью, специальными правами для осуществления общественно значимых функций. Выходя за рамки правовых предписаний, например, должностное лицо может совершить следующие преступные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК), незаконное задержание и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛИНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Специальность180403 «Судовождение»

Государственные органы и должностные лица

Выполнил студент 1 курса

Заочного отделения

Турчинский Валентин Александрович

Калининград - 2013

Введение

1. Публичное и частное право

1.1 Структура публичного права

1.2 Субъекты публичного права

2.1 Государственные органы как субъект публичного права

2.2 Должностные лица как субъект публичного права

2.3 Структура государственных должностей

Заключение

Список использованных источников

В ведение

государственный орган должностное лицо

Государство - политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности. 1

Правоотношения между государством (в лице государственных органов и должностных лиц) и людьми регулирует публичное право; публичное право выражает общий, усредненный интерес всех людей, проживающих на территории данного государства. Структура государственных органов и должностных лиц - сложная, иерархичная система.

Необходимо также четко разграничивать частное и публичное право.

В данной работе мы попытаемся дать определение публичному праву, выявить его отличия от частного; а также вникнуть в структуру системы государственных органов и иерархии должностных лиц.

1 . П убличное и частное право

Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих правоотношения между государством и индивидом; в этих отношениях стороны изначально выступают как неравноправные, т. к. на принятие решений органов публичной власти влияет общегосударственный интерес, который стоит выше интереса частного (отдельного лица). Тем не менее, в условиях современного правового государства публичные отношения «могут выступать только как правоотношения»2. Существует известная проблема в определении баланса между частным и публичным правом; однако не подлежит сомнению тот факт, что этот баланс между ними все-таки должен существовать (любая отрасль права содержит в себе оба начала: и частное, и публичное).

«Публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом»3.

Классическое определение (разграничение) публичного и частного права дал древнеримский юрист Ульпиан:

««Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное право - которое относится к пользе отдельных лиц»4.

Следовательно, в сфере публичного права тот уровень свободы, который допускается в частных правоотношениях, невозможен. Также очевидно, что деление права на публичное и частное напрямую затрагивает соотношение прав и обязанностей в отдельно взятом государстве в целом.

В правовом государстве вмешательство органов публичной власти в дела семьи, в имущественные дела, в сферу искусства или творчества сведены к минимуму или подчиняются определенным правовым нормам; индивид, вступая в частные правоотношения (частные правоотношения по сути - отношения между людьми; частное право регулирует их), вправе воспользоваться своей волей и быть в своем интересе, и государство в данном случае выступает лишь в роли арбитра, а также гарантирует защиту прав и свобод человека (2 статья Конституции Российской Федерации; она же признает в РФ деление права на 2 сферы: публичную и частную).

В вопросах же общегосударственного значения (вопросы войны и мира, финансовой политики и т. д.) главную роль играет именно государство, так как оно действует в интересах большинства населения; значит, в глобальных вопросах постановления государства имеют принудительный характер.

1 . 1 Структура публичного права

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй. 5

К отраслям публичного права относятся: Конституция, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Эти отрасли права отличаются тремя признаками: объектом регулирования, методами правового регулирования и кругом источников права. Отрасли права обозначены в конституции (в федеративных государствах это вызвано необходимостью разграничения функций субъектов и центра). Предметом разграничения также могут быть отрасли законодательства, их под отрасли, правовые институты, группы однородных законов, отдельные законодательные акты.

Отрасли законодательства:

а) конституционное законодательство;

б) административное законодательство

в) финансовое, включая налоговое;

г) административно-процессуальное, включая законодательство об административное ответственности; д) уголовное;

е) уголовно-процессуальное;

ж) уголовно-исполнительное законодательство;

з) арбитражный процесс;

и) международное публичное право;

к) международное гуманитарное право;

л) экономическое законодательство.

Также: законодательство по общим вопросам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, о земле, о недрах, о водах, об охране атмосферного воздуха.

Таким образом, структура публичного права выражается в отраслях публичного права, в отраслях законодательства; также элементы публичного права можно встретить и в праве частном.

Источниками публичного права служит конституция, законы, указы, постановления, декларации и программы партий.

1 . 2 С убъекты публичного права

Считается, что публичное правоотношение устанавливается между государством и гражданами; однако «правоотношения» будут таковыми, если оба его участника связаны правом (притом, что государство - творец и источник права). Поэтому субъектом или участником публично-правового отношения может быть не государство в общем, а подзаконная власть управления.

Всякое юридическое отношение устанавливается между людьми и только между людьми; и в публично-правовом отношении субъектами могут быть только люди. Следовательно, власть управления не может явиться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди, - должностные лица, облеченные этой властью.

Власть управления может присваиваться, в силу закона, не только отдельным должностным лицам, но и соединениям лиц, определенным образом организованным. К числу последних принадлежат: напр., местные государственные органы, муниципалитеты - соединства, объединенные общественными интересами отдельных местностей; объединенные интересами отдельных групп лиц (ТСЖ) ; наконец, соединства, объединенные каким-либо общим делом: напр., университеты. Подобные соединения выступают в публичных отношениях в качестве самостоятельных субъектов права (публичные юридические лица). Они могут вступать в отношения с частными лицами, с должностными лицами администрации (с министром, губернатором и т. д.), а также и между собой.

Современный ученый А. В. Лавренюк в своей статье «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской правовой системе» указал, что:

1) субъектами публичного права являются образования, созданные для обеспечения субъективных публичных прав человека и гражданина;

2) субъектами публичного права являются индивиды, реализующие указанную функцию.

Публичные субъекты могут охранять и обеспечивать также и субъективные частные права, но их основополагающая функция заключается в обеспечении прав публичных. А значит деятельность субъектов публичного права регулируется, главным образом, нормами публичного права. Публичность субъекта отнюдь не означает, что он способен участвовать только в публичных правоотношениях. Любой орган власти, если он является юридическим лицом (или наделен такими правами), вправе вступать в гражданско-правовые отношения. Однако основная функция публичных субъектов находиться в сфере публичного права. Из вышесказанного можно дать определение публичного права:

Субъект публичного права - это лицо, деятельность которого регулируется, главным образом, нормами публичного права, учрежденное в установленном порядке для реализации субъективных прав человека и гражданина в интересах общества и государства. Субъекты публичного права носят дифференцированный характер по конкретным целям своей деятельности, сферам общественной жизни и организационно-правовым формам6.

Государству, как и любой организованной системе, необходима определенная управленческая иерархия, состоящая из государственных органов, которые, в свою очередь, состоят из специально подготовленных людей - государственных служащих.

Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни7.

2 . 1 Государственные органы как субъект публичного права

Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:

1) органы государственной власти образуются в законодательном порядке;

2) каждый орган государства наделен определенными компетенциями;

3) финансируется из федерального бюджета;

4) в своей деятельности отражают задачи и функции государства.

Ключевой признак государственных органов - реальное наличие государственно-властных полномочий: он позволяет разграничить государственные органы - носителей государственной власти - с государственными и негосударственными организациями, предприятиями, образованиями. Реальное наличие государственно-властных полномочий - реализация властно-управленческих решений.

Деятельность этих органов различна (охранительная деятельность, налоги, организация и т. д), как и юридическая сила их постановлений.

Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:

1) принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола, коррупции и/или узурпации власти) ;

2) принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов) ;

3) принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти) ;

4) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

5) принцип профессионализма (в гос. органах должны работать только профессионалы).

«Государственные органы» - это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. 8

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему - систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.

Виды органов государства:

1) В соответствии с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;

2) в зависимости от сферы деятельности: высшие, центральные, местные, муниципальные;

3) по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Основные виды органов власти: глава государства (монарх или президент) ; законодательные (представительные) органы государственной власти; исполнительные органы гос. власти; судебные органы гос. власти.

Система государственных органов - сложный механизм, работа которого должна быть четко скоординирована, прежде всего, президентом (законодательная инициатива президента, подписания принятых законов или право вето; судебная власть: назначение судей для высших инстанций; президент фактически контролирует работу правительства).

По длительности действия гос. органы делятся на постоянные и временные. На территории субъектов РФ (по Конституции РФ) государственные органы функционируют на постоянной основе. Существует, однако, и такие органы, деятельность которых носит временный характер (из истории: военно-полевые суды 1906 - 1907; сейчас - введение чрезвычайного положения).

Органы государства могут быть коллективными (коллективные образования: Федеральное Собрание, Правительство и т. д), или они могут быть представлены одним лицом (Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, главы субъектов).

Классификаций - множество, но, тем не менее, их следует рассматривать комплексно; обобщающим фактором классификации гос. органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

2 . 2 Должностные лица как субъект публичного права

Должностное лицо - лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию. 9 К должностным лицам относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления.

Ошибочно полагать, что должностные лица - это только руководители; как уже говорилось выше, государство - сложная система, поэтому и среди должностных лиц также существует своя иерархия; но верно и то, что должностные лица действительно обладают властью, т. е. они совершают юридические действия властного характера - давать предписания, указания. Также нотариусы - лица, специально уполномоченные на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах. 11 Нотариусы действуют в рамках и публичного, и частного права. Все нотариусы в РФ имеют одинаковые права, независимо от места работы (гос. служащий или занимается частной практикой).

Оперативный состав (функциональные работники) - это гос. служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Они имеют некоторые полномочия, осуществляют государственно-властные функции, но они не имеют права совершать служебные акты в качестве средства управления людьми. Они, в основном, консультируют.

К должностным лицам также относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др; к оперативному составу - младшие государственные должности и т. д. - они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц.

2 . 3 Структура государственных должностей

Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:

1) государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

2) должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

Понятием государственных должностей категории «А» охватываются государственные должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные должности категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на виды.

Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности РФ: Президент РФ (ст. 11, 80) ; Председатель Совета Федерации (ст. 101) ; заместители Председателя Совета Федерации (ст. 101) ; Председатель Государственной Думы (ст. 101) ; заместители Председателя Государственной Думы (ст. 101) ; Председатель Правительства РФ (ст. 103, 110) ; заместители Председателя Правительства РФ (ст. 110) ; федеральные министры (ст. 110) ; судьи Верховного Суда РФ (ст. 128) ; судьи Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 128) ; судьи федеральных судов (ст. 128) ; Генеральный прокурор РФ (ст. 129) ; прокуроры субъектов РФ (ст. 129) ; Председатель Центрального банка РФ (ст. 83) ; Председатель Счетной палаты (ст. 103) ; заместитель Председателя Счетной палаты (ст. 102) ; аудиторы Счетной палаты (ст. 102, 103) ; Уполномоченный по правам человека (ст. 103).

Другие государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ.

Второй вид государственных должностей категории «А» устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б» и «В» (ст. 2). Лица категории «А», как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения. Такой подход закона к очерчиванию сферы государственной службы - свидетельствует о более узкой целенаправленности государственной службы.

Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы приводится соответственно в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагается перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Они предусмотрены в Сводном перечне государственных должностей РФ, утвержденном указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:

а) высшие государственные должности государственной службы - пятая группа;

б) главные государственные должности государственной службы - четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы - третья;

г) старшие государственные должности государственной службы - вторая;

д) младшие государственные должности государственной службы - первая (п. 1 статьи 6 Федерального закона РФ № 119-ФЗ 1995 г.).

Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим главных государственных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим старших должностей; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим младших должностей.

Все классификации обычно преследуют цель упорядочения должностей и создания стимула служащему для повышения квалификации и продвижения по службе. В качестве таких критериев обычно применяется уровень образования, необходимого для занятия соответствующей должности. В данной классификации такой критерий отсутствует, зато подчеркнут критерий патронажной зависимости от должностей категории «А». Критерий уровня образования сохраняется в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Министерством труда РФ от 6 июня 1996 г. N 32.

З аключение

Появление публичной власти - один из признаков возникновения государства; следовательно, без публичной власти не было бы государства как такового: публичное право - первично; а частное право, хоть и несет в себе прогресс, идею свободы - вторично, и государство, в принципе, может вполне успешно существовать и без него (СССР).

Публичное право опирается на сложнейшую систему государственных органов, которые опираются на Конституцию и др. источники права. Публичное право может совмещать в себе элементы частного.

Должностные лица обеспечивают функционирование сложнейшей системы государственных органов на макро- и микро-уровнях, они обладают юридически закрепленной властью - полномочиями на разных уровнях.

Целостность этой системы также поддерживает Президент.

С пис ок использованных источников

1 Википедия, статья «Государтсво»;

2 Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 508-509;

3 Википедия, статья «Публичное право»;

4 Нерсесянц В. С. Теория права и государства: краткий учебный курс, Интернет.

5 Матузова Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций, Инткернет.

6 А. В. Лавренюк - «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской правовой системе», Интернет;

7 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. - М. : Велби, 2006. - 672 c. - ISBN 5-482-00718-9. - С. 301-302;

8 Иванов А. А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. Из-во «Экзамен». Москва. 2010 г;

9 Сайт «Энциклопедия экономиста»;

10 Википедия, статья «Должностое лицо»;

11 Википедия, статья «Нотариус».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие юридического лица публичного права: публично-властные полномочия, подотчетность и независимость, специальная гражданская правоспособность. Правовое положение Центрального банка как юридического лица публичного права на примере Банка России.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2017

    Зарождение, развитие, падения и взлеты "частного" и "публичного" права в России в ХХ в., отрасли частного право в РФ. Структура и проявление публичного право в отраслях права: конституционном, административном, налоговом, уголовном, международном.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2007

    Изучение концепций разграничения публичного и частного права в различных теориях права. Принцип и состав деления права на публичное и частное. Сущность современной теории деления права. Проблемы становления и развития публичного и частного права в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Частное и публичное право: из истории становления и развития. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Частное и публичное право в системе РФ: отрасли и правовые блоки. Международное публичное и частное право в России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2007

    Подходы к пониманию юридического лица публичного права. Организационно-правовые формы и разновидности юридического лица в России. Исторические и теоретические предпосылки возникновения и нормативно-правовое закрепление статуса государственных корпораций.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    Исследование понятия публичного и частного права. Характеристика основных источников права и деятельности юристов в Древнем Риме. Обзор принципа деления права на лица. Анализ отличий физического лица от юридического лица. Нормы римского публичного права.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2017

    Субъекты и участники уголовно-процессуальных правоотношений, их классификационные группы, права и обязанности. Суд как орган правосудия. Правовое положение прокурора в уголовном процессе. Задачи и полномочия органов предварительного следствия и дознания.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Наука публичного и частного права затрагивает отношения между государством и частными лицами - история возникновения и развития. Предмет, методология, принципы, сущность публичного права и частного права. Их проблемы и место в общей системе права.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2008

    Частное и публичное право: из истории становления и развития в зарубежных странах и в России. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Международное публичное и частное право в правовой системе России, проблемы их соотношения.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2011

    Понятие реабилитации граждан, подвергшихся необоснованному привлечению к уголовной ответственности. Зарождение и развитие института реабилитации в России. Государственные органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация