Рассчитать одн за электроэнергию. Порядок начисления и оплаты за общедомовые нужды (ОДН). Повышение энергоэффективности в МКД

Главная / Суд

Поговорим о новых правилах расчета платы за ОДН (общедомовые нужны) и на содержание общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД).

Как будут платить за содержание общего имущества?
В течение 2017 года значительно изменяется структура платы за жилое помещение (ст. 154 ЖК РФ). Помимо платы за коммунальные услуги и взносов на капремонт с января в нее включена плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ). К таким ресурсам отнесены холодная и горячая вода, электроэнергия, а также учитывается отведение сточных вод в целях содержания ОИ МКД. Там же указывается, что размер платы за ресурсы на ОИ МКД не может превышать нормативы потребления комуслуг на общедомовые нужды в субъекте РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года (ч. 10 ст. 12 Закона), а до 1 июня 2017 года в субъектах должны быть установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД (п.2 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).
Если до 1 июня на федеральном и региональном уровнях не будут утверждены новые нормативы потребления, взимание коммунальных платежей на содержание дома станет незаконным. В связи с этим продолжают вносить изменения в жилищное законодательство и давать разъяснения, как рассчитывать плату в переходный период. В Письме Минстроя РФ N 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания ОИ МКД» разъясняется, как должны учитываться нормативы потребления комуслуг на ОДН и показания общедомовых счетчиков, за какие помещения в составе общего имущества нужно платить.
Кроме того, 14 апреля 2017 года в первом чтении Госдумой принят законопроект № 113667-7, изменяющий ч. 10 ст. 12 Закона. В случае окончательного принятия она будет дополнена положениями о том, когда необходимо собрание собственников помещений в МКД для установления размера платы и когда оно не требуется.

Что разъяснил Минстрой РФ?
До 1 января 2017 года расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам. Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. С 2017 года расходы определяются по нормативам. Однако региональные власти часто нарушают правила утверждения нормативов (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306), неверно используя в формулах площади общего имущества, а также не учитывая определенные конструктивные и технические параметры МКД, что приводит к завышению нормативов (например, в двух соседних областях с равными экономическими показателями нормативы могут отличаться в два раза). В связи с этим Минстрой дал необходимые разъяснения по расчету нормативов органами власти субъектов РФ и объема коммунальных ресурсов, за который платят собственники конкретной квартиры или нежилого помещения.

Нормативы ОДН – как рассчитываются?
Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на ОДН рассчитываются по формуле 26 приложения N 2 к Постановлению N 306. При этом при расчете ОДН на воду учитывается суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и иных помещений, согласно паспорту МКД обслуживающих более одного помещения и не принадлежащих отдельным собственникам.
Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме. Кроме того, должно учитываться электроснабжение помещений для удовлетворения социально-бытовых потребностей (досуг, спорт, культура и т. п.), не принадлежащих отдельным собственникам. О нарушениях, допущенных при расчете ОДН и последующем утверждении нормативов можно сообщать в госжилинспекцию.

Расчет ОДН – за что платят собственники?
При расчете платы за ресурсы на содержание общего имущества МКД помимо указанных нормативов нужно учитывать объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД, приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение в собственности. В отсутствие общедомовых счетчиков или в случае превышения показаний счетчиков над нормативами по состоянию на 1 ноября 2016 года этот объем рассчитывается по формуле 15 приложения N 2 к Постановлению N 306 с учетом площади жилых и нежилых помещений (так же, как объем ресурсов на ОДН за месяц (расчетный период), то есть: V = Nодн * Sои * (Si / Sоб), где
При расчете ОДН учитывается объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКДNодн - норматив потребления коммунальной услуги на ОДН (если норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД не установлен) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД за расчетный период, утвержденный по правилам N 306;
Sои - общая площадь помещении, входящих в состав ОИ МКД (та же площадь, в отношении которой рассчитываются нормативы потребления комслуг на ОДН)
Si - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в плату за жилое помещение в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Расходы по оплате ресурсов на общее имущество определяются в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков, если:
- объем ресурсов по счетчику ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления комуслуг на ОДН;
- собранием собственников принято решение о распределении между ними объема ресурсов на ОИ МКД, превышающего объем ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления ком услуг на ОДН.
Согласно Законопроекту № 113667-7, если такое решение не принято, расходы на содержание ОИ МКД будут включены в плату за содержание жилого помещения в размере стоимости объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных по нормативам потребления коммунальных услуг на ОДН. Также законопроект предусматривает изменение размера платы за жилое помещение соответственно изменениям оплаты ресурсов на ОИ МКД в связи установлением (изменением) тарифа или норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания и использования ОИ МКД. Для этого решение собрания собственников не потребуется.

Комфортное проживание в многоквартирном доме требует наличия отопления и освещения не только в самих квартирах, но и на общих площадках, в парадных и многочисленных технических помещениях. Сегодня управляющими компаниями используется практика отнесения затрат на содержание таких площадей на общедомовые нужды (ОДН). Оплачивают их владельцы квартир, а соответствующие суммы платежей указываются в квитанциях по оплате коммунальных услуг. В 2015 году федеральные чиновники сделали изменения в части оплаты ОДН и предложили отнести их расходам, попадающим под разряд платежей, идущих на содержание жилых помещений. Когда произойдёт перенос платы за ОДН в жилищную услугу? Как это скажется на величине платежа? Какой будет плата за ОДН в 2018 году? И что может помочь жителям многоквартирных домов сэкономить на ОДН?

Перенос платы за ОДН в жилищную услугу (ЖУ)

Первоначально наделить ОДН понятием «содержание жилья» вместо «коммунальной услуги» (КУ) законодатели планировали весной 2016 года. По целому ряду причин, в основном, технических, с нововведением было решено повременить. Оказалось, что не все управляющие компании подготовились к данным изменениям: не оснастили свои объекты общедомовыми приборами учёта, снимающими нужные показания, не завершили запланированные работы по увеличению энергоэффективности зданий и т. д.

Точку в вопросе окончательного переноса платы за ОДН в разряд жилищных услуг (ЖУ) поставил Федеральный Закон №73 от 30 марта 2016 г.: он обязал внести изменения в ст.12 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и наделить их юридической силой с 1 января 2017 года. Таким образом, уже в 2017-ом оплачивать за электроэнергию, отопление, воду, а также уборку, содержание и ремонт парадных и технических помещений гражданам пришлось по новому регламенту. При этом был установлен и новый порядок распределения ОДН между владельцами квартир отдельно по каждой коммунальной услуге (КУ). С ним знакомит Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов».

Плата за ОДН в 2018 году

Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Прежде всего, собственники квартир перестали получать квитанции с зачастую непонятными суммами, которые рассчитывались специалистами управляющих компаний на основе устаревших норм. Общедомовые счётчики (приборы учёта расхода ресурса), которые должны были установить в каждом российском многоквартирном доме, призваны показывать реальный расход электроэнергии, потребления воды и пр., что позволяет также оценить энергоэффективность самого жилого строения.

Кроме того, изменения, которые уже внесены в Жилищный кодекс РФ, обязали на уровне каждого региона провести работу по расчёту нормативов потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений. Отныне и управляющие компании, и сами граждане получат на руки точные цифры, которые покажут, во сколько должны обходиться коммунальные услуги (КУ), идущие на общедомовые нужды. Новые нормативы станут своеобразными рамками, выход за которые будет означать неэффективную работу управляющей компании. При этом последняя уже не сможет проявлять самодеятельность при расчёте сумм, подлежащих оплате жильцами дома.

Расчёт ОДН в 2018 году

Чтобы рассчитать нормативы потребления энергии, идущей на общедомовые нужды, специалистам пришлось установить в многоквартирных домах общедомовые счетчики (приборы учёта). Они показывают, какое количество ресурсов поступает, и какое количество было тратится непосредственно жильцами (по показаниям индивидуальных приборов учёта электроэнергии, воды и т. д.) Полученная разница относится в разряд того коммунального ресурса, в котором нуждается дом.

Собрав показания по десяткам и сотням тысяч объектов, приняв во внимание типы домов и их оснащение счётчиками, энергосберегающим оборудованием (например, светодиодное освещение в парадных), законодатели получили средние нормативы, которые и легли в основу будущей оценки эффективности работы управляющих компаний. Для чего необходимо что-то оценивать? Дело в том, что с января 2017 года на тех объектах, где плата ОДН превышала установленные нормативы, или показания не могли быть выданы в связи с отсутствием счётчиков, жильцы получили право оплачивать коммунальные услуги в рамках норм, тогда как все расходы, их превышающие, легли на плечи УК.

Таким образом, расчёт ОДН позволил упорядочить работу по установлению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ на проведение политики ресурсосбережения, в том числе принудил их установить общедомовые приборы учёта воды и электричества. Это, в свою очередь, сказалось на общей экономии коммунального ресурса, как в масштабе одного дома, так и в масштабах целого региона и даже страны.

Вместе с тем, те управляющие компании, которые не сумеют наладить должной работы по сбору данных по потреблению (расходу) ресурсов, идущих на общедомовые нужды, вынуждены будут указывать в квитанциях суммы, рассчитанные на основе установленных в регионе нормативов. А поскольку поставщики коммунальных услуг по-прежнему будут ориентироваться на показания своих счётчиков, показывающих, какие объёмы ресурсов поставляются объекту, оплата разницы снова будет производиться из кармана УК.

Норматив ОДН по воде в 2018 году

Как будет рассчитываться плата ОДН за воду, можно узнать из примера, который демонстрирует работу ставропольских чиновников. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН. Их показатели варьируются в зависимости от категории жилых домов и по отношению к водоснабжению объектов составляют 0,029-0,067 кубометра холодной воды на один квадратный метр жилого помещения. При этом во внимание принимается сразу несколько факторов:

  • наличие в доме системы водоотведения,
  • наличие централизованной системы водоснабжения,
  • типы установленных ванн (по объёму) и пр.

Кроме того, специалисты включили в норматив те объёмы воды, которые понадобятся для проведения уборки парадных и плановых (2 раза в год) промывок системы отопления. Всё это, по мнению экспертов, позволит жильцам многоквартирных домов платить за воду, идущую на общедомовые нужды, ровно столько, сколько это необходимо непосредственно для обслуживания дома.

Норматив ОДН по электроэнергии в 2018 году

Продолжая пример Ставропольского края, можно посмотреть, каким образом осуществлялся расчёт нормативов по потреблению электрической энергии. С 2018 года плата за ОДН по электроэнергии в Ставропольском крае составит от 2,84 до 11,17 киловатт-часа на квадратный метр в месяц. При установлении данных норм специалисты учитывали категории жилых многоквартирных домов, среднюю площадь технических и жилых помещений, этажность дома, наличие лифтов, домофонов, усилителей телеантенн и пр. Отметим, что в ряде случаев в расчёт брались и те объёмы электроэнергии, которые шли на освещение придомовой территории.

О нюансах расчёта нормативов ОДН в разных регионах страны

Коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, в разных субъектах обходятся потребителям по-разному. Где-то свою роль играет климат или продолжительность светового дня, в других случаях приходится иметь дело с особенными типами строений, сильно различающимися своими теплотехническими характеристиками. Отсюда содержание помещений общего или технического назначения может требовать разного количества коммунальных ресурсов.

На нормативы, по которым будут оплачиваться коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, станут оказывать влияние многие факторы. Для примера, приведём недавно установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды по Белгородской области:

Как сэкономить на оплате услуг ЖКХ?

Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, собственники квартир должны расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец квартиры, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), может оценивать эффективность работы своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же стала возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в квартире: приборы учёта дают более точные данные, которые помогают понять, где потребление является чрезмерным, или почему отопление одной квартиры обходится дороже, чем соседней.

Наконец, собственники жилья в многоквартирных домах могут увидеть, во сколько им обходится содержание общих парадных или придомовых территорий. Возможно, на основе полученных показаний многим удастся найти пути решения насущных вопросов, касающихся экономии коммунальных ресурсов и снижения размера оплаты по общим домовым нуждам за электричество, воду и пр.

С января 2017 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

К старой схеме расчета затрат на данные услуги УО многоквартирных домов привыкли. К сожалению, эта система была радикальным образом модернизирована. По какому принципу определяется сумма денежных средств, подлежащая оплате за общедомовые нужды многоквартирного дома в 2018 году?

Что представляет собой оплата общедомовых нужд

В ОДН включаются издержки, которые были понесены в ходе эксплуатации жилого фонда. Необходимо отметить, что к общедомовым нуждам можно отнести широкий спектр затрат. От ремонта кровли до замены кодового замка в подъезде. В процессе восстановления крыши могут быть использованы киловатты электроэнергии, которую расходовали электрические инструменты.

Скачайте полезные образцы документов:


Ранее коммунальные услуги были четко тарифицированы и оплата по ним зависела от количества лиц, прописанных в квартире.

Модернизация рыночной ситуации привела к тому, что каждая компания-поставщик ресурсов хочет получить 100 % финансовых средств за предоставленные ресурсы, независимо от того, существуют ли у ее потребителя какие-либо проблемы. Этот факт повлиял на пересмотр системы вычисления размера оплаты общедомовых нужд как для собственников жилых помещений в МКД, так и для УО.

Зачастую на практике объем используемых владельцами квартир ресурсов не соответствовал тем величинам, которые показывали приборы компаний-поставщиков. Получалось так, что доля израсходованного электричества, воды, газа, тепла оказывалась неоплаченной. УК не имеют возможности рассчитываться за неучтенные по индивидуальным счетчикам услуги.

Так сформировался термин «общедомовые нужды» в виде отдельной позиции в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Главная задача этой статьи затрат - компенсация разницы между показаниями индивидуальных приборов учета используемых ресурсов и реальных их расходов.

Оплата общедомовых нужд с 2017 года является обязанностью собственников квартир в МКД. С этого года нет никакой необходимости рассчитываться за расходы соседа по МКД или невнимательность управляющей организации, когда коммунальные ресурсы недоучитываются из-за неправильной работы приборов их регистрации.

  • Ремонт общедомового имущества: виды, оплата, получение софинансирования

Как законодательно регулируется оплата услуг на общедомовые нужды

Законодательная документация, на базе которой на сегодняшний день совершается вычисление размеров оплаты общедомовых нужд, состоит из:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • ПП № 344 и 354 и приложения к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 от 29.06.2015.

Выделение специальной строчки в квитанциях на оплату общедомовых нужд доказало то, что такой метод подачи сведений вызывает большое количество недопониманий со стороны собственников. В связи с этим рабочий процесс управляющей организации превратился в бесконечный поток формирования ответов на претензии и жалобы собственников жилых помещений и расшифровки всех расчетов по данной статье расходов.

Получается, что лишнее информирование приводит исключительно к увеличению недоразумений в отношениях собственников и УК и игнорированию во многих случаях оплаты «нечестных», с точки зрения жильцов, трат на содержание коллективного имущества. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации подписала закон № 176-ФЗ, предусматривающий исключение из квитанции отдельной строки по оплате общедомовых нужд с 1 апреля 2017 года.

Но период вступления закона в силу был отложен до первого января 2017 года по причине нерасторопности государственных органов, управляющих компаний, предприятий – поставщиков ресурсов.

Как изменились правила оплаты общедомовых нужд с 2017 года

Осенью 2015 года Государственная Дума Российской Федерации обсуждала внесение изменений, посредством принятия федерального закона, в ЖК Российской Федерации и в ту документацию, которая имеет непосредственную взаимосвязь с отраслью коммунального сервиса. За данный проект проголосовало большинство депутатов, после этого он был одобрен президентом Российской Федерации.

Нововведение, которое хотели зафиксировать в статье № 154 ЖК Российской Федерации, в нем пока не указано, т. к. передвинуто по срокам до 2017 года, но оно изложено в законе, о котором мы говорили выше.

  • уход за жилым помещением и проведение необходимых ремонтных работ;
  • вода (холодная и горячая), электроэнергия, тепловая энергия, применяемые для должного ухода и ремонта;
  • отвод канализационных вод, образующихся в процессе ухода и ремонта.

На основании этого можно сделать вывод о том, что оплата общедомовых нужд с января 2017 года является не коммунальным сервисом, как это было ранее, а непосредственно содержанием жилья. Данное нововведение по вышеуказанной статье расходов не вступило в законную силу в апреле 2016 года, оно перенесено на январь 2017.

Чего же ожидать собственникам жилых помещений в МКД и арендаторам, которые оплачивают услуги ЖКХ, в 2018 году?

Показатель либо норматив, который принимается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, не утратит своего качества коммунального сервиса, сохранившись в этой строчке в квитанциях об оплате. А все то, что будет выходить за границы установленного показателя, будет переквалифицироваться в графу оплаты общедомовых нужд.

В связи с тем, что сведения списываются с общедомового счетчика, то вытекает вполне логичный вывод о том, что данное устройство необходимо установить в каждый МКД. В противном случае разница между принятым показателем в субъекте РФ и реальными сведениями будет вычисляться с ошибками, что в обязательном порядке создаст проблемы в отношениях управляющей компании и собственников жилых помещений (претензии, жалобы, судебные иски, непрекращающиеся перерасчеты и т. д.). Установить данный прибор должна хозяйствующая организация, которая содержит МКД. Для того чтобы не появились конфликтные ситуации из-за оплаты общедомовых нужд, управляющие компании до января 2017 года обязаны были такие счетчики поставить. Также УК за данное время могли просчитать то, какие МКД являются энергорезультативными, а какие, к сожалению, нет.

Помимо этого, до ноября 2016 года осуществлялась процедура вычисления и принятия новых нормативных показателей в каждом субъекте Российской Федерации. Установленные значения и являются основой при расчете размера оплаты общедомовых нужд. Также следует отметить то, что изменение нормативов всегда происходит в сторону их увеличения. В связи с этим собственники жилых помещений достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета использования ресурсов в своих жилых помещениях.

Данные счетчики отображают реальное количество потребленных воды, газа, электроэнергии, тепла. Если же собственник не захочет устанавливать такие приборы у себя в квартире, то он окажется в невыгодной ситуации. Поскольку расчет размера оплаты общедомовых нужд осуществляется на основе норм, это не всегда соответствует реальному объему использования ресурса, который сильно превышает нормативный показатель; этот избыток потребления перераспределяется на всех собственников жилых помещений данного дома, что в свою очередь вызывает недовольство тех жильцов, у которых индивидуальные счетчики установлены.

Также следует сказать и о том, что задолженности по коммунальным услугам, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на сегодняшний день превышают отметку в один триллион рублей. 25 % из них - неоплата собственников жилых помещений и юридических лиц, 75 % непогашенных счетов числится за УК.

И еще один важный момент: с января 2017 года размер оплаты общедомовых нужд не может выходить за границы принятого в данном регионе Российской Федерации нормативного показателя.

Переход на оплату по нормативам вызвал неоднозначное отношение. Управляющие организации перестраивают свою политику работы с расходами КР на общедомовые нужды с целью минимизации расходов. Однако для этого надо сначала определиться с тем, выросла плата или уменьшилась. Однозначного ответа тут тоже нет, потому что цифры отличаются даже для однотипных домов. В то же время есть общие закономерности, о которых стоит рассказать.

Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.

В этой связи хотим напомнить управляющим организациям о необходимости верно учитывать в расчетах площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Если в доме происходят какие-то изменения, то их надо своевременно фиксировать, чтобы не получить штрафа. Например, при огораживании жильцами части тамбура в подъезде или сдаче помещения в подвале арендаторам эти площади из общей собственности исключаются.

  • Коммунальные платежи: структура, способы оплаты, ответственность за задолженность

Мнение эксперта

Сроки внесения изменений и последствия отсутствия перерасчета

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

шеф-редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Необходимо напомнить о том, что новые Правила оказания услуг в коммунальной сфере вступают в силу с января 2017 года. Отложенного периода для предоставления квитанции по оплате общедомовых нужд на законодательном уровне не предусмотрено. Это говорит о том, что изначально эта статья должна была вноситься в состав оплаты за квартиру в платежном документе за услуги, предоставленные в январе. Но таких УК единицы. Многие компании не смогли поменять процедуру вычисления оплаты общедомовых нужд за одно мгновение и теперь задумались о том, как выйти из сложившейся ситуации. Нужен ли перерасчет за январь – март? Необходимо как минимум удостовериться, что вы не начислили оплату общедомовых нужд в объеме, превышающем границы нормативных показателей. Начало сроков для изменения способа начислений – январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным ГЖИ РФ. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП Российской Федерации, по которой будут применяться санкции.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли оплату общедомовых нужд за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

К каким негативным последствиям привели изменения в оплате общедомовых нужд

Согласно новым поправкам в законе оплата общедомовых нужд с 2017 года стала вычисляться по усложненной формуле. Теперь при расчете надо учитывать площади помещений общего пользования, а также - самое главное - нормативные показатели. В феврале собственники квартир получили квитанции на оплату общедомовых нужд и пришли в ужас. Сумма увеличилась в два-три раза.

Как так получилось? Во-первых, многие субъекты Российской Федерации сильно завысили множитель в формуле оплаты общедомовых нужд, то есть нормативные показатели. Например, в Ингушетии эта величина по потреблению электроэнергии оказалась преувеличена в двадцать пять раз.

Во-вторых, многие управляющие компании повели себя недобросовестно. При вычислении размера оплаты общедомовых нужд они учли те нежилые помещения, которые никогда не эксплуатировались. Это привело к тому, что размер расходов на них увеличился в разы. Есть МКД, в которых установили датчики движения, энергосберегающие лампы и прочее. Собственники квартир в таких домах особой разницы в размере оплаты общедомовых нужд не увидели.

После вступления в силу нововведений в законодательство владельцы помещений могут организовать собрание и принять решение о переходе на расчет общих расходов по приборам учетов ресурса. Если используешь больше нормативного показателя, платишь по цене норматива. А все остальное - это проблемы УК, которая содержит данный МКД. Она должна эффективно работать и находить те места, из-за которых возникают дисбалансы.

Что входит в оплату общедомовых нужд: расходы на ОДН

Большинство собственников считает, что в оплату общедомовых нужд входят финансовые траты на:

  1. освещение подъезда и придомовой территории;
  2. уборку нежилых помещений;
  3. отопление подъездов и технических помещений.

Кроме этих расходов энергоресурсов на общедомовые нужды они также включают еще ряд позиций.

По электроснабжению:

  • лифтов;
  • насосов водоснабжения;
  • сигнализации и домофонов;
  • дежурного освещения подвальных и чердачных помещений;
  • технологических потерь внутри многоквартирного дома, которые имеют связь с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

  • уборка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов на придомовой территории;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водопроводных сетей;
  • опрессовка тепловой сети;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Включать помимо вышеуказанных расходов другие статьи в оплату общедомовых нужд запрещается на законодательном уровне.

Это имеет отношение также к счетам за потребленные ресурсы организациями или частными фирмами, которые располагаются в МКД.

Данное положение должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения многоквартирного дома для размещения своего оборудования. При установке на крыше здания телевизионной антенны она может обслуживать несколько собственников квартир, а вот включить финансовые траты на содержание подобного оборудования в оплату общедомовых нужд запрещено законом. Расходы по эксплуатации энергоресурсов обязан нести провайдер.

Как УК выбрать выгодный способ расчета за КР на СОИ

В связи с произошедшими изменениями в порядке оплаты ОДН у управляющих организаций появилась возможность выбора способа расчета с ресурсовиками. Общедомовое собрание вправе выбрать определение объема КР на СОИ по:

  • показаниям коллективных счетчиков;
  • нормативу потребления.

Решение принимают жильцы, но делается это обычно с подачи управляющей организации. Собственники квартир обычно так глубоко не вникают в сложные вопросы обслуживания многоквартирных домов. Поэтому именно УК следует проконсультировать жителей по вопросам выбора наиболее выгодного способа.

Для управляющей компании между двумя названными вариантами оплаты имеется существенная разница. При расчетах по нормативу может появиться расхождение между тем счетом, который приходит от ресурсовика, и начислениями КР на СОИ владельцам квартир. Эта разница может быть для УК и положительной (появляются дополнительные свободные средства), и отрицательной (приходится доплачивать РСО из собственного кармана).

Если расчет происходит по показаниям общедомовых счетчиков, то никакой разницы не появляется. Весь учтенный объем КУ распределяется между собственниками помещений.

Чтобы понять, стоит ли переходить на расчеты по коллективным приборам учета, специалистам управляющей организации нужно провести расчеты. В ходе них подсчитываются объемы реально потребляемых на содержание общедомового имущества ресурсов. Эти значения сравниваются с тем, что предусматривается в нормативе.

Данный расчет можно выполнить журнала « ». В материале рассмотрены и другие вопросы, касающиеся правильного подбора УК способа расчетов за КР на СОИ с ресурсоснабжающими организациями.

Как производится расчет оплаты общедомовых нужд

Исследуем два способа вычисления размера оплаты общедомовых нужд: с установленным счетчиком и без него.

Вариант 1. Общедомовые нужды в МКД при наличии коллективного прибора учета используемых ресурсов.

В ситуации когда в доме установлен счетчик, при вычислении общедомовых нужд в первую очередь с него снимают показания. Данный прибор учитывает объем потребленного всем МКД ресурса за требуемый временной период.

Далее производится операция суммирования показаний индивидуальных счетчиков - это приборы, которые стоят в жилых помещениях МКД. Для того чтобы баланс расхода ресурса во всем МКД был составлен достоверно, очень важно, чтобы все сведения были поданы в УК одновременно.

После вышеописанных процедур осуществляется разделение общедомовых нужд на всех собственников жилых помещений МКД. Это рассчитывается так: уровень ресурса, потребленного на обслуживание нежилых помещений, делят на общую площадь МКД.

А для того чтобы вычислить размер оплаты общедомовых нужд на каждую квартиру, значение на один квадратный метр здания умножают на площадь каждого жилого помещения в МКД. Получив объем общедомовых нужд на конкретное жилое помещение, оплату за него рассчитывают по тарифам, утвержденным в субъекте РФ.

Вариант 2. Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ.

При неустановленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом здании объем горячей и холодной воды, а также электричества рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме. Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на ее сайте можно изучить показатели для вашего региона.

Вариант 3. Наличие в МКД автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Такое оборудование может в заданное время (например, каждый час) снимать и передавать показания о расходе коммунальных ресурсов на сервер РСО. В этом случае оплата КР на СОИ рассчитывается исключительно по показаниям автоматизированной системы учета.

Важной особенностью «умных» приборов учета является возможность одномоментного снятия их показаний. Например, в многоэтажных домах уже внедряются АСКУЭ – автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии. Они могут снимать показания на один и тот же момент времени со следующих приборов учета:

  • общедомовых;
  • установленных в каждой квартире;
  • установленных во всех нежилых помещениях.

В таком случае исчезает главная причина искажения показаний счетчиков – человеческий фактор. Абонентам не нужно самим считывать цифры на ПУ, передавать и проверять, правильно ли их принял адресат. Система самостоятельно опрашивает находящиеся в МКД счетчики и отправляет информацию на сервер. Специалист будет видеть на компьютере все расходы электроэнергии, происходящие в жилом доме.

Для управляющей организации внедрение АСКУЭ выгодно тем, что такая система позволяет экономить на расчетах с РСО. При ее наличии быстро обнаруживаются точки воровства электроэнергии. Оператор, отслеживающий каждые 30-60 минут расходы энергии, сразу увидит, на каких участках потребление резко возрастает, а также где происходит подключение в обход приборов учета.

Появление в многоэтажке АСКУЭ должно быть одобрено на общедомовом собрании. Такие системы могут рассчитывать не только электроэнергию. Специализированные компании занимаются также установкой приборов для комплексного учета расхода воды и тепла.

При установке автоматизированной системы оплата за КР на СОИ будет равняться реальному потреблению ресурсов. Ее размер в случае с тем же электроснабжением останется в зависимости только от количества работающего в доме оборудования. Если общедомовые нужды заключаются лишь в наружном освещении входных групп, то плата будет минимальной.

Появление АСКУЭ позволит выявить места перерасхода энергии. Например, в одном из домов после перехода на такую систему рассчитывали на резкое снижение КР на СОИ, но его не произошло. По упорядоченным и регулярно снимаемым показаниям определили, что в подвале установлен насос мощностью 2 кВт, работающий в непрерывном режиме. Его поменяли на более экономичную модель, и ежемесячная плата за электричество на общедомовые нужды заметно снизилась.

  • Содержание общедомового имущества: порядок работ и расчет тарифов на их выполнение

Как определяется оплата воды на общедомовые нужды

Это объем водных ресурсов, в соответствии с общедомовым счетчиком, который является большим по значению, чем сумма показателей приборов индивидуального потребления, и принимается в качестве расхода воды на потребности всего МКД. Данный показатель характеризуют следующие моменты:

  • количество используемой воды для уборки нежилых помещений, придомовой территории и т. д.;
  • объем водных ресурсов, который превышает границы суммируемых показаний счетчиков индивидуального потребления;
  • уровень достоверности данных приборов учета.

Расходы водных ресурсов на коллективное имущество оказывают влияние на размер оплаты общедомовых нужд в наименьшем объеме. Так как, следуя статистическим данным, на уборку придомовой территории и помещений совместного пользования тратится приблизительно пятьдесят кубометров воды ежемесячно. Это значение составляет не более 2 % от размера оплаты общедомовых нужд.

Отсутствие достоверной информации возможно лишь из-за двух факторов.

1. Если собственники квартир не подают показания приборов учета по причине своей нерадивости или из-за их отсутствия. В такие моменты в течение трех месяцев владельцам жилых помещений будет начисляться стоимость коммунальных услуг по нормативам. Как правило, этот показатель серьезно превышает уровень потребляемого водного ресурса в реальности. В следующие месяцы стоимость коммунальных услуг вычисляется по нормативным показателям на количество прописанных в жилом помещении граждан. Бывают и такие ситуации, когда в квартире официально зарегистрировано два человека, а проживает пять, шесть, сумма, выставленная за коммунальные услуги, будет серьезно ниже цены реально используемого ресурса. Кто же вынужден будет рассчитаться за потребленные, но неоплаченные воду, свет и прочее? Естественно, другие собственники, так как разница в показаниях общедомового счетчика и индивидуальных приборов распределяется на всех жильцов дома. В квитанции эта графа называется оплата общедомовых нужд.

2. Неправильная работа прибора учета потребляемых ресурсов. На законодательном уровне принято постановление № 354 о том, что УО в обязательном порядке должна содержать счетчики в исправном состоянии. Но собственники жилых помещений не во всех случаях своевременно информируют управляющую организацию о поломке приборов. Эта ситуация сильно затягивается, и достаточно длительное время показатели счетчиков не являются достоверными. А водный ресурс, потребляемый собственниками, продолжает не учитываться. Поскольку расчет проводится по коллективному прибору на здании, оплату общедомовых нужд будут совершать все жильцы данного МКД.

Некоторые недобросовестные собственники помещений пытаются физически воздействовать на счетчики индивидуального учета потребления ресурсов (устанавливают специальные приспособления, влияющие на их работу). В такой ситуации показатели также не являются достоверными, что способствует увеличению размера оплаты общедомовых нужд.

Всем хорошо известно, что любой прибор может работать с определенным процентом погрешности. В документах на счетчик воды указано, что такое отклонение может составлять до 5 %. Кроме этого, использование водного ресурса за границами минимального и максимального предела прибором просто не может быть показано (напор воды более тридцати литров в минуту не учитывается данным прибором).

При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников);
  • промывки коммуникационных сетей;
  • ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок.

При учете горячей воды в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях;
  • сброса воды в стояке;
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все площади дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в здании, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации коллективного досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержатся в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий;
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий;
  • этажность и количество подъездов;
  • наличие общедомовых приборов учета воды.

Норматив на оплату общедомовых нужд по водоснабжению равен:

Норматив = Норматив субъекта РФ х (количество проживающих/площадь помещения)

Нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном субъекте и представлены как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Порядок оплаты общедомовых нужд по отоплению: 3 способа

Рассматривается три способа начислений.

Способ 1. Расчет платы без приборов учета.

Производится по специальной формуле, в которой:

  • N – норматив удельного расхода тепла на 1 кв. м жилых помещений, который ежегодно устанавливается органами власти в регионах, имеет выражение Гкал/м2;
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), устанавливается органами местного самоуправления.

P = N x S x T

В счете, который получает собственник, отдельными строками выделена стоимость за обогрев его личной жилой площади и ставка за подачу отопления в помещения общего пользования. Для того чтобы вынудить жильцов установить общедомовой счетчик потребления тепла в домах, где это реально осуществить (не везде имеется техническая возможность), к оплате общедомовых нужд по отоплению применяется повышенный коэффициент, который в 2017 году составляет 1,6.

Органы местного самоуправления при установлении тарифа на обогрев домов учитывают стоимость самого энергоносителя, выплаты за труд работникам, вовлеченным в процесс предоставления услуги, также принимается во внимание средний показатель температуры окружающей среды в том или ином отопительном сезоне. Каждый год производится утверждение ставки, вычисленной на основании имеющихся данных, а в конце сезона, когда уже точно известна средняя температура воздуха на улице, бухгалтерия поставщика производит перерасчет, о результатах которого собственники жилья узнают в начале лета. Итог будет учтен только в будущем отопительном сезоне. Либо собственнику выставляется цена израсходованной сверх предусмотренного количества тепловой энергии, либо в следующем сезоне он платит меньшую сумму, так как температура воздуха в прошедшем году была выше расчетной. А значит, расход тепла оказался ниже.

Способ 2. По общедомовому счетчику.

Если в доме имеется коллективное устройство измерения потребления тепла, то дело обстоит гораздо проще. При расчете платы за обогрев учитываются показания по общедомовому счетчику, которые снимаются регулярно во время отопительного сезона (обычно раз в месяц). Расходуемый ресурс умножается на тариф, и производится распределение между жильцами по следующей формуле:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т , где:

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

Способ 3. По индивидуальному счетчику.

Если приборы учета стоят в каждой квартире, то возможно и начисление оплаты в индивидуальном порядке, но в здании также должен быть установлен общий счетчик, чтобы в дальнейшем можно было разделить разницу на всех жильцов пропорционально площадям их помещений.

Используется формула:

Р = (Qкв + Qодн х S / Sобщ) x T , где:

  • Qкв – количество тепла, зафиксированное индивидуальным устройством за расчетный период;
  • Qодн – расход тепла на нужды всего дома (разница между сведениями общественного счетчика и суммой показаний индивидуальных устройств);
  • S, Sобщ, T – аналогично предыдущим формулам.

Как рассчитывается оплата за общедомовые нужды по электроэнергии

Вычисление используемой услуги ЖКХ на общедомовые нужды многоквартирного дома имеет непосредственную зависимость от следующих моментов:

  1. имеется ли общедомовой счетчик ресурсов;
  2. установлены ли приборы индивидуального учета потребляемых услуг;
  3. площади жилых и нежилых помещений в МКД.

Необходимо проанализировать систему расчета оплаты электроэнергии на элементарных примерах. Достаточно популярная ситуация: в МКД установлены коллективные приборы учета потребляемых ресурсов, а в жилых помещения данного дома они имеются лишь частично. В такой ситуации общедомовые нужды будут вычислены следующим образом:

ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК / ПД , где

  • ОДН квартиры № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • О – суммарное общедомовое использование ресурса;
  • К – суммарное потребление ресурса в жилых помещениях данного дома;
  • Н – суммарное потребление ресурса в местах общего пользования;
  • ПК – общая площадь конкретной квартиры;
  • ПД – суммарная общая площадь всех помещений МКД.

В словесном варианте данная формула будет звучать следующим образом: размер ОДН на электричество, потребляемое определенной квартирой или помещением общего пользования, пропорционален отношению общей площади данного помещения к суммарной площади всего МКД, а также к электроэнергии, которая осталась не охвачена показаниями индивидуальных счетчиков и нормативными расчетами потребления данного ресурса.

Описанный выше процесс расчета оплаты за использование электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, соответствует формуле № 13 в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.11 № 354.

Как же осуществляется вычисление электроэнергии ОДН тогда, когда прибор общедомового учета потребления ресурса не установлен? Ответ на данный вопрос зафиксирован в формуле № 17, прописанной в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На законодательном уровне приняты нормативы ОДН использования ресурсов электроэнергии, которые и являются базой для вычислений.

Формула выглядит следующим образом:

ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где

  • ОДН кв. № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • Н – потребление на ОДН по установленным в законодательстве нормативам;
  • ПП – Суммарная площадь помещений общего пользования в МКД;
  • ПК – общая площадь конкретного жилого помещения;
  • ПД – общая площадь помещений МКД.

Итог осуществленных вычислений процента электроэнергии на общедомовые нужды, который приходится на жилую квартиру или помещение общего пользования, складывается с учетом расходов по индивидуальному прибору учета ресурсов или нормативу. Итоговое значение прописывается в квитанции по ЖКУ в графе оплаты общедомовых нужд.

  • Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

В каком порядке заключается договор на оплату общедомовых нужд

В целях энергосбережения и повышения эффективности потребления ресурсов жильцы многоквартирного дома могут заключить соответствующий договор. В нем важно согласовать основные моменты, которые повлияют на дальнейшие отношения с компанией-поставщиком.

Сторонами договора выступают собственники помещений в МКД и УК (жилищный, специализированный кооператив, товарищество и т. д.). Владельцы могут также дать право вышеперечисленным организациям на подписание соглашения от имени и в интересах жильцов с компанией – исполнителем услуг по энергопоставкам.

Предметом контракта о выполнении работ (обслуживании) может быть не только деятельность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, но и предварительное энергетическое обследование, а также проведение мероприятий по повышению энергоэффективности оборудования. Договор может распространяться не только на общедомовые, но и на индивидуальные счетчики.

В соглашение необходимо включить плановые показатели экономии, порядок ее расчета. Размер не должен учитывать разницу, полученную с помощью установления счетчиков. Бережливость должна быть достигнута эффективным расходованием энергоресурсов.

Данный вид контракта в качестве обязательного условия включает срок выполнения работ. Он может быть указан единовременно или разбит на этапы. Стоимость – тоже существенное условие. Она определяется из расчета сэкономленных энергоресурсов. Разумеется, оплата по договору не может быть выше показателя эффективности самих мероприятий. Иначе теряется смысл данной услуги. Таким образом, расчет производится непосредственно после подтвержденного сбережения в соответствующем периоде.

Контракт может содержать условия о сроке гарантии на достигнутый результат по экономии, который продолжается от одного до трех лет. В течение этого периода исполнитель несет ответственность в случае нарушения эффекта бережливости. Разумеется, без обучения персонала специальным условиям эксплуатации оборудования рассчитывать на сохранение результата экономичности на долгий срок не приходится. Помимо этого, обязательно должно проводиться техническое обслуживание всех приборов.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды: судебная практика

Поправки в отношении ОДН повлекут за собой собственную практику судебного порядка. До момента, когда задуманные изменения начнут действовать как положено, потребуется утрясти многие нюансы.

Что касается наработок, предшествовавших корректировке ранее действующих норм, то таковые весьма обширны и охватывают почти всю территорию Российской Федерации. Отметить можно судебную практику Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015. В частности, в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствия общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН. Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной из источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС Российской Федерации установил, что количество канализационных стоков должно определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения. Но такого норматива нет. Следовательно, оплаты общедомовых нужд на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной. Еще один важный момент касается внедрения общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить коллективные приборы учета на здание.

Если сами жильцы не решают вопрос со счетчиком, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания. При этом плата за установку прибора вносится собственниками равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленного расчета.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор. Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить требуемую сумму можно в течение пяти лет. Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

Может ли жильцами не вноситься оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

За несвоевременную оплату общедомовых нужд существует такая же ответственность перед законодательством, как и за игнорирование счетов по услугам ЖКХ, которые были использованы собственниками в жилых помещениях.

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

Таким образом, владельцы помещений заинтересованы в том, чтобы разобраться с показателями коллективных счетчиков и пытаться понизить их законными методами, а не просто игнорировать потребление ресурсов на совместные цели. Логично, что ОДН также приравниваются к коммунальным услугам, которые используются при эксплуатации общих помещений МКД, и оплату за них должны совершать все собственники дома.

Как может быть уменьшена оплата расходов на общедомовые нужды

Что сделать, чтобы уменьшить размер оплаты общедомовых нужды? Выход есть. Правительство Российской Федерации считает, что важно правильно и грамотно учитывать потребляемые ресурсы. Для этого создана инновационная технология – специальный прибор, который передает сведения о потреблении ресурса со всех квартир дома. Первоначально введение данного метода потребует значительных материальных затрат, но это необходимо обеспечить средствами УК. Такой шаг будет выгоден, в первую очередь, самому предприятию, так как его плата за общедомовые нужды значительно снизится.

Мнение эксперта

Работа с претензиями по оплате общедомовых нужд

Александр Рыжов ,

руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты общедомовых нужд поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется стоимость коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие фактических сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательному контролю на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все сведения должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность. Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет оплаты общедомовых нужд. Ведь если какие-либо из площадей не учитываются при определении стоимости услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: мифы об ОДН

В некоторых моментах, когда оплата общедомовых нужд значительно выше стоимости всех коммунальных услуг, которые использует собственник жилого помещения многоквартирного здания, возникает логичное недовольство. В связи с этим создается большое количество споров и конфликтных ситуаций с управляющими организациями. Когда в соответствии со стандартами ФЗ «Об энергосбережении» в многоквартирных домах монтируют счетчики на газ, воду, отопление и т. д., они отображают только реальный расход, в том числе и потребление собственниками жилых помещений. Ежемесячно сотрудник из компании, обеспечивающей ресурсами управляющую организацию, приходит к месту установленного прибора и снимает показания. Эти сведения являются базой для вычисления оплаты общедомовых нужд многоквартирного дома. Этот итог сравнивается с суммарной цифрой приборов, которые установлены в квартирах, по различным видам услуг. Таким образом, управляющая компания имеет возможность вычислить потери ресурсов. Разница между общедомовым счетчиком и теми, которые установлены в квартирах, будет в обязательном порядке. Если такой прибор в многоэтажном доме отсутствует, то данные потери будут являться расходами компании – поставщика ресурсов. А если счетчик имеется, то оплату общедомовых нужд осуществляют собственники помещений здания.

Таким образом, размер коллективного потребления является разницей между числом, регистрирующим расход ресурса исходя из общедомового счетчика, и суммарным показателем индивидуальных приборов. Законодательством нашей страны принят порядок оплаты общедомовых нужд собственниками жилых помещений. (Постановление Правительства Российской Федерации № 354).

Большинство владельцев квартир считает, что показатели коллективных счетчиков на здании отражают только свет в местах общего пользования, воду в подвальных помещениях и т. д. На практике же размер оплаты общедомовых нужд подразумевает и расчет потребления ресурсов сверх требуемой нормы для эксплуатации многоквартирного дома. Часто это расходование осуществляется за счет неприменяемых помещений, в возросшую цену включается кабельное ТВ и Интернет.

Важным фактом является то, что управляющая организация зачастую завышает уровень оплаты общедомовых нужд из-за желания получить легкие деньги, нажиться на собственниках жилых помещений. Из-за большого количества появившихся судебных разбирательств между владельцами и УК такие случаи стали происходить значительно реже. Необоснованного завышения уровня оплаты общедомовых нужд можно избежать, если активно принимать участие в снятии показателей коллективных приборов на здании. Каждый собственник жилого помещения имеет право контролировать и проверять журналы учета общедомовых счетчиков.

Необходимо развеять и популярный миф о том, что одни владельцы квартир платят за других, за тех, кто не желает ставить в своих квартирах приборы учета и не передает точные значения используемых ресурсов ежемесячно. Это мнение ошибочно, так как жильцы, которые не сообщают в управляющую компанию точных цифр об используемых ресурсах, оплачивают услуги «по среднему», управляющая компания начисляет таким гражданам расход по нормативам. Но возможна и другая ситуация, в которой такие собственники будут потреблять ресурсы сверх меры, абсолютно неэкономно. Тогда их перерасход будет разделен между всеми владельцами помещений данной многоэтажки как оплата общедомовых нужд.

Такую ситуацию с неэкономным использованием ресурсов не нужно путать с наличием собственников-должников. Те суммы, которые они не оплачивают в установленный срок, являются их индивидуальным долгом и не переадресуются другим жильцам.

Вложенные файлы

  • ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР.docx

До этого года общедомовые нужды фиксировались в отдельной строке квитанции ЖКХ. С 2018 года расходы на содержание дома приобрели новые особенности расчета и начисления. Чтобы понимать, из чего складывается счет по коммунальным услугам, необходимо разобраться, где теперь указываются расходы на ОДН и в чем суть изменений.

Основные моменты

Начиная с 2018 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2018 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Что входит в ОДН

Общедомовые нужды (ОДН) – одна из статей расходов, включенных в коммунальный платеж жильцов. Это понятие касается только многоквартирных домов – в индивидуальных жилых строениях нет общего жилищного хозяйства. В ОДН входит обеспечение функционирования домовых помещений общего пользования (п.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ):

  • освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
  • электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
  • отопление этих зон;
  • расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
  • расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.

Как рассчитывалось ранее

До 2017 года нормы, определяющие расчет платы за ОДН, были довольно расплывчаты. Поэтому управляющие компании начисляли платежи по собственному усмотрению, и жители некоторых районов сталкивались с большой разницей в тарифах: условно говоря, одному приходил платеж на 200 рублей, а другому на 600. Данная графа в квитанциях предоставляла поле для мошеннических действий работников ЖКХ, а жильцы не могли проверить, правильные ли значения указаны в их платежках. В 2017 году был проведен ряд реформ в этой области.

Изменения на 2018 год

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, установившие систему расчета за использование общих помещений по нормативам. Данные нормативы должны были быть приняты властями в каждом регионе самостоятельно с учетом последних изменений.

Но нормативы были обновлены не во всех регионах, а некоторые жилищные компании, воспользовавшись нововведениями, не уменьшили платежи своих жильцов, а увеличили. В связи с многочисленным жалобами, Минстрой в феврале направил всем главам субъектов письмо № 4275 от 14.02.2017 с разъяснениями. В письме пояснялось, что если в доме установлены общие счетчики и расход ресурсов по факту выходит меньше, чем по установленным нормам, жильцы платят по счетчикам. Если же по счетчикам расход больше, чем указан в нормативах, жильцы оплачивают только фиксированную сумму нормы, а за превышение платит УК. То есть владельцы квартир не обязаны оплачивать больше, чем установлено за норму, но имеют право на уменьшенные платежи в случае экономии ресурсов.

Тем не менее, данное письмо носило рекомендательный характер и не было принято всеми областями к исполнению. Поэтому летом власти приняли закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ…», в котором официально утвердили положения о приоритете показателей приборов учета в формировании платежей за ОДН.

Обозначение в квитанции ЖКХ

Данные изменения коснулись также оформления платежных документов. Раньше категория общедомовых нужд указывалась отдельной строкой – коммунальные услуги за содержание дома. В 2018 году в квитанциях появляются начисления за ОДН не единым платежом, который непонятно из чего формируется, а разбитым на составляющие, включенные в общий счет. Например: в графе электроэнергии указана плата за потребление в квартире и за потребление в доме (в лифте, подъезде и т.д.). Так же распределяется и счет за водоснабжение.

Нормативы потребления

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.

По факту это выглядит следующим образом:

Электроэнергии

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Если сравнивать утвержденные на 2018 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

  • очистку сетей;
  • потери внутри МКД;
  • расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

  • технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
  • сброс воды при ремонте системы отопления;
  • внутридомовые потери.

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

При этом учитываются такие факторы, как:

  • наличие в МКД системы водоотведения;
  • наличие централизованного водоснабжения;
  • типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2018 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Другие

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2018 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.

Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.

В 2018 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.

Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.

Как рассчитываются объемы

Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.

Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:

  1. Снимаются показания общедомового прибора учета.
  2. Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
  3. Определяется разница значений.
  4. Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
  5. Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
  6. Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
  7. Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.

Также расчет объема потраченных ресурсов в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, осуществляется по нормативам потребления.

Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества. Значение умножается на тариф по тепловой энергии. Затем полученная величина распределяется по квартирам согласно квадратным метрам.

Порядок оплаты в многоквартирном доме

В 2018 году услуги ОДН включаются в квитанцию посредством добавления к общей сумме общедомовых расходов. Отдельной строки ОДН в квитанции нет.

При этом в платежном документе, в строке за содержание общего имущества, отдельными строчками прописывается плата за ОДН по каждому ресурсу.

То есть жильцы оплачивают отдельно рассчитанные коммунальные услуги и дополнительно платят за общедомовые расходы.

Для удобства расчетов с 2018 года в правом нижнем углу квитанции размещается информация об общей площади дома и площади помещений общего пользования.

Можно ли сэкономить

Оборудование помещений приборами учета в интересах жителей многоквартирных домов. Это позволит сэкономить на расходах. Особенности расчета ОДН в 2018 году – приоритет показателей счетчика над нормативами. Кроме того, в коммунальный платеж не должны включаться статьи обслуживания отсутствующих ресурсов: если в платежку включается счет за полив газона или горячую воду, а газона в вашем дворе нет и в помине, а вода в технических помещениях холодная – это мошенничество.

В доме, оборудованном приборами учета, важным становится фактический расход ресурсов. На это влияет оборудование помещений энергосберегающими лампочками, датчиками движения (такое новшество используется в новых домах), замена электропроводки в подъезде и своевременный ремонт водопроводных и отопительных труб – все эти задачи должна выполнять УК.

Важно: не все знают, что управляющую компанию, обслуживающую дом, можно сменить. Если УК отказывается устанавливать приборы учета и улучшать условия в общедомовых помещениях, по решению собрания собственников можно расторгнуть договор с существующей компанией и заключить с новой.

Посмотрите видео о новых правилах расчета ОДН:

Сюда входит не только тот свет, который горит в подъезде, как думают некоторые жильцы. Речь идет об объеме электричества, который требуется для работы лифтового хозяйства, установленных систем сигнализации, домофонов и т.д. Так как каждый жилой дом имеет определенные технологические потери, связанные с имеющимися внутридомовыми приборами общего пользования, счет в каждом случае будет индивидуален, но имеет общие правила и формулы.

Все и всегда оплачивали подобные общедомовые нужды, только в старом законе, который действовал до 1 сентября 2012, оплату можно было выполнить пропорционально тому, сколько указывалось на индивидуальное потребление, что многих не устраивало и стало причиной внесения изменений в закон.

Закон об ОДН на электроэнергию в 2016, 2017, 2018 и 2019 году, предполагает оплату, основываясь на квадратуре жилья, находящегося в пользовании собственником.

Расчет ОДН за электроэнергию формула. Как начисляется и как рассчитать

Методика подсчетов, которые представлены в этой статье и , основывается на правительственном постановлении Российской Федерации от 06.05.2011 года под номером 354.

Для начала складывается каждое полученное показание потребителя, снимаемое в период 23 – 25 числа каждого месяца. Отметим, что лучше иметь индивидуальные приборы , чтобы меньше платить за свет. Получившееся значение расхода суммируется с нормативом, которые был потреблен по расчетному периоду по тому нормативу, который имеется для квартиры, не имеющей прибора учета. Далее берется значение всей электроэнергии, которая поступила на многоквартирный дом, что указывается на специальных общедомовых приборах учета.

Одно значение отнимается от другого и получается значение израсходованного электричества на весь дом. Когда определен объем ОДН, и он не превышает показания по счетчику, и к распределению нет нареканий, выполняется распределение на каждый из лицевых счетов в доме, в том числе и на нежилые помещения, к примеру, офисы. Остается умножить на установленный тариф полученное после распределения по собственникам помещений дома значение и будет цифра, указываемая в квитанции.

Общедомовые нужды на свет как контролировать

Хоть вопрос и актуальный, ответы на него трудно найти. В большинстве случаев, рекомендуется держать под контролем процесс снятия показателей на всех приборах учета для чего жильцы должны создать инициативную группу, которая с управляющей компанией будет снимать показания со счетчиков и проверять получаемые значения, что препятствует выставлению завышенных счетов.

Общедомовые нужды на свет оплачивать или нет

Нужно ли платить и какова судебная практика по счетам, которые явно завышены, можно узнать у юристов, но и так понятно, что платить или не платить неуместный вопрос, ведь платили и платят все, просто в наши дни появилась возможность видеть конкретные цифры и то, куда направляется та или иная сумма, а раньше все входило в один счет и никакой подробной информации не было возможности получить.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика ОДН

Нормативы по ОДН за электроэнергию РФ в московской области, ивановской, Башкортостан, нижегородской, Перми, Челябинске, волгоградская область и другие, это значение, устанавливаемое городской администрацией в соответствующем постановлении или областью. Примечательно, что он будет действовать в любом доме, в том числе и в ситуации, когда на дом не ставили общий счетчик.

Чтобы узнать точное значение, требуется обратиться по e-mail, отправить обычной почтой письмо или позвонить по телефону Электросбыта в конкретном городе, что узнать тарифы на электроэнергию с 1 января 2016 года для льготников, инвалидов и общей группы населения.

Как платить ОДН за свет и по электроэнергии

Оплата идет по стандартной квитанции. Если нет счетчика, то все равно придется платить, но оплате не будет превышать имеющийся по региону норматив. Если это произошло, необходимо обратиться с жалобой в Электросбыт и получить перерасчет.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация