Производство в суде присяжных заседателей. Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей. Предварительное слушание. Что такое суд присяжных

Главная / Суд

Правоспособность юридического лица

Возникновение правоспособности юридического лица приурочивается к моменту его создания (т.е. государственной регистрации). Однако моменты регистрации юридического лица и становления отдельных элементов его правоспособности могут не совпасть по времени (например, для того, чтобы совершать лизинговые сделки; сделки связанные с хранением нефти и газа, грузовыми перевозками, осуществлением строительной деятельности и др.) с приобретением юридическим лицом соответствующих правомочий, когда необходимо оформить в установленным законом порядке лицензии на их совершение.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании лицензии, определяется законом. В связи с этим пленумы Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РК обоснованно отмечают, что после введения в действие части первой ГК виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.

В свою очередь специфические элементы правоспособности юридических лиц тесно связаны со специальными способами (правовыми формами) использования их обособленного имущества в предпринимательском обороте.

Правоспособность юридических лиц подразделяется на два вида - общую и специальную.

Смысл этого деления заключается в следующем: обладая общей правоспособностью, организации вправе заниматься любыми, не запрещенными законодательными актами, видами деятельности.

В этой связи несколько противоречивыми выглядят суждения Е.А. Суханова. Так, с одной стороны, он пишет, что правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной, с другой стороны, - отмечает, что новый Гражданский кодекс, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями общую правоспособность. Гражданское право в 2-х томах. / Отв. ред. Проф. Е.А. Суханов.-- М.: Изд-во БЕК, 1998.-- Т.1.

Не менее неожиданными выглядят следующие высказывания Р.А. Маметовой: «В отличие от граждан, имеющих общую правосубъектность, юридические лица обладают специальной правосубъектностью», «… поэтому правоспособность любы юридических лиц будет носить специальный характер». Однако далее, отдельно рассуждая о правоспособности некоммерческих организаций, она отмечает, что «правоспособность их однозначно следует охарактеризовать как специальную». Гражданское право. Том 1. Учебник для вузов. Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин.-Алматы. Изд-во КазГЮА. 2000. с.117-118.

Понятие общей правоспособности применимо, прежде всего, к коммерческим юридическим лицам, основанным на частной форме собственности. Они по общему правилу могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законодательными актами или учредительными документами видов деятельности.

В современном законодательстве многоаспектно понятие специальной правоспособности. Оно применимо к некоммерческим организациям, государственным предприятиям, некоторым коммерческим лицам, основанным на частной форме собственности.

Учитывая вполне определенные задачи, для выполнения которых создается юридическое лицо, и отсутствие таких задач при рождении гражданина, следует отметить разницу в характере правоспособности этих субъектов. Одни организации должны производить машины, другие - строить дома, третьи - лечить граждан, четвертые - обучать их. Если бы такие организации могли вступать в имущественные отношения, не сообразуясь с этими задачами, то они, во-первых, но смогли бы должным образом решить их (так как допускали бы отвлечение людей и средств на решение иных задач); во-вторых, они не смогли бы надлежаще выполнить свои обязанности и по фактически заключенным договорам (так как не приспособлены к этому). Так получилось бы, например, если бы учебное заведение заключило договор подряда, по которому обязалось бы построить для другой организации жилой дом, если промышленное предприятие обязалось бы перед другой организацией произвести и продать ей сельскохозяйственную продукцию, и т.п. Поэтому в соответствии с общим правилом юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, то есть специальная правоспособность.

Другое смысловое значение специальной правоспособности заключается в понимании правоспособности отдельных коммерческих юридических лиц - банков и страховых организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан» и «О страховой деятельности». В этом смысловом значении специальную правоспособность можно оценить как:

1) недоступную другим юридическим лицам (и вообще иным субъектам гражданско-правовых отношений помимо, соответственно, банков и страховых организаций);

2) как строго обусловленную и ограниченную (поскольку банки могут осуществлять только банковскую деятельность, а страховые организации только страховую иную тесно с ней связанную, прямо указанную в законе деятельность).

Особое правило действует для коммерческих юридических лиц, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, - они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Например, нельзя совершать сделки с боевым оружием, наркотическими или радиоактивными веществами и т.п. Таким образом, по отношению к большинству коммерческих организаций правило о специальной правоспособности не действует: государство как бы отдает на их усмотрение решение вопроса о том, в какие имущественные отношения им вступать, обоснованно полагая, что вместо прежних запретов здесь должен сыграть свою роль предпринимательский интерес: коммерческие организации не станут заниматься такими видами деятельности, которые не сулят им успехов, а значит, и прибыли. Следовательно, коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которой она может заниматься, нельзя отказать только по этому основанию в выдаче лицензии на занятие такой деятельностью. Поэтому, какие- либо ограничения правоспособности коммерческих юридических лиц должны быть выражены не в форме умолчания в учредительных документах о соответствующих гражданских правоотношениях, а в форме прямых запретов вступать в такие правоотношения.

Содержание правоспособности некоммерческих юридических лиц, с одной стороны, и большинства коммерческих - с другой, должно найти отражение и в их учредительных документах: некоммерческие юридические лица, унитарные предприятия, а в предусмотренных законом случаях и другие организации должны отразить в учредительных документах предмет и цели своей деятельности; большинство же коммерческих организаций не обязаны это делать, хотя, и имеют на это право.

ГК РК допускает случаи ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или общей правоспособности. Прежде всего, это связано с тем, что для осуществления весьма широкого набора разнообразных видов деятельности необходимо иметь лицензию.

Лицензирование охватывает самый широкий круг видов деятельности, и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная, общественное питание и другие. Держатель лицензии не вправе передавать и отчуждать ее, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В случае ликвидации юридического лица принадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускается переход лицензии лишь в случаях реорганизации юридического лица - держателя лицензии). При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы. Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законодательством о лицензировании и является достаточно объемным (Закон РК «О лицензировании» с изменениями и дополнениями). Вместе с тем, государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью.

Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, речь идет об ограничениях, которые исходят от компетентных органов. Все те органы, которым предоставлено право выдачи лицензии, могут отобрать ее либо заменить другой, сужающей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующую деятельность и тем самым совершать связанные с нею сделки.

Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и тем самым должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота. Примером может служить деятельность, которая составляет государственную монополию.

Основанное на законе ограничение правоспособности может иметь и другую форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью юридическое лицо заниматься не может. Так, в Законе РК «О страховой деятельности» установлено, что предметом непосредственной деятельности страховой (перестраховочной) организации запрещается осуществление сделок и проведение операций в качестве предпринимательской деятельности, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 11 настоящего закона. Закон о банках запрещает им совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков. В соответствии с Законом о них, биржи не могут заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные юридического лица, учреждения и организации не ставят целью осуществление биржевой деятельности.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, поэтому они не могут обладать правоспособностью. Вот почему соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

На практике нередки случаи возникновения несоответствий и противоречий между положением о филиале (представительстве) и доверенностью, выданной руководителю этого подразделения. Предлагается следующий вариант разрешения подобных ситуаций: положение решает только внутренние вопросы филиала, доверенность - только внешние. Поэтому заключение сделки, входящей в состав деятельности филиала (представительства), директором, еще не успевшим получить доверенность, эти сделки при отсутствии одобрения юридического лица должны признаваться недействительными.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу.

В состав юридического лица входят или несколько иных субъектов гражданского права, или, чаще всего, довольно многочисленный коллектив работников. Возникает вопрос: кто из этого коллектива приобретает права и обязанности для самого юридического лица, т.е. осуществляет эту часть его правоспособности? Кто реализует эти права и обязанности (осуществляет другую часть его правоспособности)?

В коллективе членов юридического лица происходит разделение функций, необходимых для приобретения и реализации, гражданских прав и обязанностей. Волю юридического лица перед окружающими управомочены выражать один или несколько членов данного коллектива, называемые органами юридического лица. Они действуют в пределах прав, предоставленных им законом, иными правовыми актами, учредительными документами. Конкретные признаки органа того или иного юридического лица зависят от вида юридического лица; они будут рассмотрены при характеристике их отдельных видов. Права и обязанности для юридического лица, кроме этого, могут приобретать в предусмотренных законом случаях и другие его участники, представители, которые действуют на основании выданной им органом юридического лица доверенности. В любом случае тот, кто выступает от имени юридического лица, должен действовать в его интересах, добросовестно и разумно, и обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Это - ответственность перед юридическим лицом. В свою очередь, на стадии приобретения гражданских прав и обязанностей само юридическое лицо несет ответственность только за действия органа или других своих участников, действующих пределах предоставленных им полномочий. Так, если договор поставки подпишет не директор завода, а начальник отдела кадров, то такой договор будет недействителен, и завод не будет нести ответственность за поставку.

Когда юридическое лицо приняло на себя в установленном порядке обязанности, то их необходимо исполнить. Например, недостаточно только заключить договор подряда на капитальное строительство, нужно еще во исполнение договора построить для заказчика соответствующий объект. Сделать это действиями одного лишь органа юридического лица или его представителей уже невозможно. Необходимы действия всего коллектива организации. Если окажется, что этот объект своевременно не возведен или в процессе его возведения причинен ущерб действиями любого из членов трудового коллектива, то отвечать за это будет юридическое лицо; основанием для такой ответственности будут или условия заключенного и нарушенного договора, или статья, в соответствии с которой организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Таким образом, на стадии осуществления прав и обязанностей круг лиц, за действия которых отвечает юридическое лицо, расширяется до границ всех участников данного юридического лица. В то же время юридическое лицо несет ответственность не за любые вредоносные действия своих участников, а лишь за те, которые связаны с неисполнением ими своих обязанностей в данной организации. Так, если работники химкомбината, исполняя свои трудовые обязанности, сбросят в водоем неочищенные сточные воды и тем погубят большое количество икры и личинок рыбы, то отвечать за их действия будет сам химкомбинат. Если же группа работников организации, находясь на рыбной ловле, не погасили возле себя костер, от которого затем возник пожар, причинивший ущерб лесному хозяйству, то, поскольку это было сделано ими не при исполнении своих трудовых обязанностей, возмещать такой ущерб будут сами эти работники, но не организация, в которой они работают.

Алексей Неуймин Гражданское право (Общая часть) 05 июля 2018

Понятие, признаки и виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц

Понятие юридических лиц

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот носит имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому у юридических лиц должно быть свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Юридическое лицо - это субъект гражданского права, представляющий собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч.1 ст. 48 ГК РФ)

Смысл конструкции юридического лица:

  • закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников), что значительно уменьшает риск их возможных потерь от участия в обороте.

Замечание

Казалось бы, по смыслу конструкции юридического лица неблагоприятные имущественные последствия его деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на собственное имущество субъектов, учредивших это юридическое лицо.

Однако часто именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте.

Признаки юридического лица

Можно выделить следующие четыре ключевых признака юридического лица (ст. 48 ГК):

  1. организация (наличие организационного единства);
  2. наличие правосубъектности;
  3. наличие обособленного (автономного) имущества;
  4. несение самостоятельной ответственности данным имуществом.

Подробнее

Исходный признак всякого юридического лица - его организация или организационное единство . Юридическое лицо - организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание той или иной организации законом в качестве юридического лица означает:

  • соответствие данной организации одной из предусмотренных (признанных) законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям;
  • ее государственную регистрацию и включение в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Юридическое лицо - правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, т.е. быть носителем не только материальных, но и процессуальных прав и обязанностей. Возможность самостоятельного выступления юридического лица в гражданском обороте и в процессуальных отношениях обеспечивают прежде всего:

  1. место его нахождения;
  2. наименование и другие средства индивидуализации;
  3. его органы, участники, работники.

Юридическое лицо имеет обособленное (автономное) имущество , т.е. имущество, юридически и экономически не совпадающее с имуществом (отличающееся от имущества) ее учредителя (участников) или вообще любых других лиц.

Наличие у юридического лица обособленного имущества предопределяет несение самостоятельной ответственности данным имуществом , которая по общему правилу распространяется на все обособленное имущество, а значит, является полной (ст. 56 ГК). Из этого правила есть исключение: некоторые юридические лица (учреждения) отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только определенной его частью.

Альтернативное мнение

Б.М. Гонгало (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.114-118) отмечает, что юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков (совокупность указанных признаков выделена О.А. Красавчиковым, а соответствующая концепция получила в науке название «теория организации»).

К числу материальных признаков относятся следующие:

  1. Внутреннее организационное единство и внешняя автономия.
    • Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.
    • Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.
  2. Экономическое единство и обособленность имущества.
    • Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.
    • Мерой обособленности имущества юридического лица является право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность юридическому лицу имущественных прав и т.п. По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др. Право хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.
  3. Руководящее единство . Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган – один (в приведенном примере – общее собрание).
  4. Функциональное единство , которое выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате – единство действий соответствующего юридического лица.

К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие:

  1. Законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом, Законом о государственной регистрации юридических лиц, иными федеральными законами.
  2. Способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).
  3. Способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
  4. Способность быть истцом и ответчиком в суде.
  5. Наличие учредительных документов.

По моему мнению , при рассмотрении приведенного выше деления (совокупности) признаков ЮЛ следует учесть, что ряд приведенных Б.М. Гонгало признаков (например, руководящее или функциональное единство) являются признаками группового значения (общими или классификационными). Указанные признаки, присущие определенной группе (роду, виду) объектов, не определяют индивидуальности объекта (т.е. не выделяют именно ЮЛ из группы подобных объектов - организаций), так как типичны для многих или же всех объектов, относящихся к одному и тому же роду. Между тем известно, что отождествление объектов по признакам группового значения не может быть осуществлено.

Кроме того, признак внешней автономии как меры самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица также не является признаком индивидуального значения (частным признаком), позволяющим отграничить ЮЛ от иных организаций. В качестве примера можно рассмотреть ООО с одним учредителем, являющимся одновременно единоличным исполнительным органом общества (в разрезе ст. 53.1 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве") .

Наличие учредительных документов также является не правовым признаком индивидуального значения, позволяющим отграничить ЮЛ от других лиц, а скорее:

  1. установленным законом (ст. 49 ГК РФ) условием возникновения правоспособности юридического лица;
  2. необходимым условием регистрации ЮЛ в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных (ст. 12 , ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного учредителями имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества (и личности) своих учредителей и дает возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей от своего имени, а не от имени своих учредителей или участников) под собственную имущественную ответственность перед кредиторами.

Поэтому крестьянское (фермерское) хозяйство не становится юридическим лицом: его имущество не обособляется от личного имущества ведущих его граждан, а последние в силу этого отвечают по долгам такого хозяйства всем своим имуществом.

Виды юридических лиц

Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций определены в ст. 50 ГК РФ. Список носит исчерпывающий характер .

от наличия или отсутствия права участия (членства) :

1) корпоративные;

Учредители (участники) корпоративных ЮЛ обладают правом участия (членства) , которое означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (объединяют имущественные и неимущественные организационные отношения).

К имущественным правам относятся право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость, и т.п.

К организационным правам относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др.

2) унитарные.

Учредители унитарных юридических лиц не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства).

Виды юридических лиц в зависимости от характера деятельности :

1) коммерческие организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ):

а) коммерческие корпоративные организации:

  1. хозяйственные товарищества:
    • (полное товарищество;
    • товарищество на вере (коммандитное);
  2. хозяйственные общества:
  3. хозяйственные партнерства ;
  4. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  5. производственные кооперативы .

б) унитарные предприятия

  1. государственные унитарные предприятия;
  2. муниципальные унитарные предприятия.

2) некоммерческие организации (п. 3 ст. 50 ГК РФ):

а) некоммерческие корпоративные организации:

б) некоммерческие унитарные организации

Виды юридических лиц в зависимости от прав учредителей (участников) ЮЛ на его имущество :

  1. юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обя­зательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц;
  2. юридические лица - несобственни­ки, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения);
  3. юридические лица - собственники, в от­ношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обяза­тельственных, ни вещных прав.

Подробнее

Коммерческие организации

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Получен­ную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями).

Ни в каких иных организационно-правовых формах , кроме назван­ных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоян­ных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой ор­ганизации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособно­сти, которая предоставляется всем таким организациям, за исключени­ем унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (на­пример, с точки зрения условий имущественной ответственности).

Некоммерческие организации

Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень некоммерческих организаций и предусматривает возможность их появления только в формах, уста­новленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути замкнутый перечень видов юридических лиц.

Некоммерческие организации создаются для выполнения соци­ально-культурных и тому подобных задач неимущественного харак­тера , решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ). Уча­стие в имущественных гражданских правоотношениях для данных организаций всегда являет­ся (и должно быть) вспомогательным по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направ­ленная на получение доходов, деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жест­ким ограничениям, с тем чтобы она не превратилась в главную и не от­теснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) за­дач такой организации.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринима­тельскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, одна­ко, соответствовать двум условиям:

  • служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей;
  • соответствовать этим це­лям по своему характеру (например, общественная организация впра­ве осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью).

Полу­ченную прибыль некоммерческая организация не вправе распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы.

Первую группу составляют юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обя­зательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Учредители (участники), следовательно, утрачивают право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользова­ние. К таким юридическим лицам относится большинство коммерче­ских организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), например, товарищества, общества (ст. 66 ГК РФ) и т.д., а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (ст. 123.2 ГК).

Юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют корпоративные права - корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ):

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, в от­ношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обяза­тельственных, ни вещных прав. В действующей редакции ГК РФ такие юридические лица прямо не указаны. Однако не совсем понятно, почему в ст. 48 ГК РФ обойдены вниманием фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Они являются унитарными организациями (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ), в отношении которых ГК РФ установлено, что учредители не имеют прав на их имущество (п. 1 ст. 123.18 , п. 3 ст. 123.24 , п. 3 ст. 123.28 ГК РФ), однако в ст. 48 ГК РФ на это, в отличие от прежней редакции, не указывается.

О публично-правовых компаниях см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц прояв­ляется, например, при их ликвидации.

Ограничения в правах возможны в связи с реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Возможность организации заключать те или иные сделки нередко является единственным вариантом осуществления того или иного бизнеса.

Зачастую возникает вопрос о том, с какого момента компания становится полноценным участником гражданского оборота. Что считать случаем, когда происходит образование и прекращение юридических лиц.

Организации обладают рядом особенностей. Ведь правоспособность и дееспособность юридического лица существенно отличаются от аналогичных правовых институтов, определяющих статус гражданина.

Другой проблемой служат пределы их действия, включающие ограничения, которые вводит лицензирование.

Понятие правоспособности юридического лица

Закон не содержит развернутого определения этого термина. Признаки и правоспособность юридического лица тесно взаимосвязаны. Исходя из ст. 49 ГК можно сделать ряд выводов.

  • Указанная статья признает возможность организаций быть субъектом гражданского права (иметь соответствующие права и выполнять обязательства).
  • Содержание этих прав и обязанностей продиктовано целью создания, которая отражена в учредительном документе. Если речь идет о коммерческой организации, то она создается для систематического извлечения прибыли и закон предоставляет ей соответствующие возможности. Она вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью.
  • Создание и прекращение деятельности юридического лица совпадают с моментами появления и окончания правоспособности. Она появляется при внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ. А ее окончание определяется моментом ликвидации компании.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Она возникает в момент его государственной регистрации и прекращается при ликвидации организации.

Правоспособность и дееспособность

Важным моментом служит то, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. Законодатель не вводит вторую категорию, поскольку, в отличие от граждан, в отношении организаций не действует фактор взросления личности и они могут самостоятельно использовать права и нести обязанности в полном объеме, с момента создания.

Предметом спора является ограничение прав юридических лиц в отдельных сферах, предусмотренное законом. Ряд специалистов считает, что оно касается правоспособности. Их оппоненты полагают, что ограничение касается лишь дееспособности.

Виды правоспособности юридического лица

Ст. 49 ГК устанавливает виды правоспособности организаций. Она зависит от цели деятельности юридических лиц. В отношении коммерческих компаний действует общая правоспособность. Они могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Исключения составляют муниципальные или государственные унитарные предприятия. В отношении них и остальных организаций пределы правоспособности ограничены теми целями, для достижения которых они созданы.

Если фонд создан для поддержки какой-либо из сфер общественной жизни, то его действия ограничены работой в данной области. В указанных случаях у организаций имеется специальная правоспособность, пределы которой ограничены целями создания.

При классификации этого института нередко ссылаются на лицензирование, относя его к специальным видам. На самом деле, оно относится к общей правоспособности и связано лишь с предварительной проверкой соответствия компании определенным требованиям.

Возникновение правоспособности юридических лиц

Согласно ст. 49 ГК, основания для заключения сделок появляются в момент внесения сведений о регистрации организации в ЕГРЮЛ, т.е. в дату создания.

Сложившиеся правила делового оборота требуют проверки партнеров. Чтобы убедиться в наличии у контрагента гражданской правоспособности, принято спрашивать у него копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации.

Сложившийся порядок требует также предоставить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения. Это касается всех видов компаний.

Последствия несоблюдения таких правил могут быть самыми тяжелыми. В первую очередь, они связаны с возможными претензиями налоговых органов.

Нередко в качестве основания возникновения гражданской правоспособности юридического лица указывается реорганизация путем, ведущим к появлению новых компаний. Все ее виды, кроме присоединения, требуют регистрации новых субъектов права.

Многие допускают ошибку, полагая, что к новым компаниям переходит правоспособность предыдущих. Действующий порядок не предполагает ее передачу или переход.

После регистрации, образовавшаяся компания становится лишь правопреемником во всех или в отдельных обязательствах ранее существовавших юридических лиц.

Ограничение прав юридического лица

Ст. 49 лишь касается возможности ограничения прав юридического лица. Это положение конкретизируется в других нормах.

Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.

К числу других видов ограничения служит принудительное назначение внешней администрации юридического лица. Это происходит в ситуациях, связанных с банкротством, при которых определен порядок назначения арбитражных управляющих.

Законодательство в сфере банковской деятельности предполагает основания для принудительной замены управляющей структуры в случае нарушения финансовыми структурами ряда нормативов. В данных случаях происходит ограничение права организаций самостоятельно формировать управляющие органы.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Необходимость получения такого документа установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его содержание регулярно меняется, поэтому стоит убедиться в том, что изучается действующая редакция.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Прекращение деятельности юридического лица

Возникновение и прекращение юридических лиц связано с внесением соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Поэтому правоспособность контрагента легко проверить по информации из выписки.

Перед началом сотрудничества следует обращать внимание не только на данные о создании организации, но и на сведения о прекращении деятельности.

Все действия, ведущие к окончанию правоспособности юрлица, состоят из нескольких этапов, отраженных в реестре.

Виды прекращения деятельности юридического лица

Виды прекращения деятельности юрлица делят на 2 группы:

  • сопровождающиеся возникновением правопреемства;
  • не связанные с его возникновением.

Ст. 61 ГК устанавливает правовые основания для ликвидации организации. В их качестве выступают нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер: отсутствие членства в СРО иди допуска полученного от нее, отсутствие лицензии, несоответствие деятельности некоммерческой структуры заявленным целям и др.

Перечень носит открытый характер и допускает другие основания для ликвидации. Наиболее распространенным примером служит банкротство, процедура которого установлена одноименным законом. В этих случаях у организации отсутствуют правопреемники.

Реорганизация как способ прекращения юридического лица является противоположностью ликвидации. Основы ее регулирования изложены в ст. 57 ГК. Особенности прекращения деятельности юридического лица таким путем предполагают появление организации-правопреемника.

Реорганизация имеет следующие формы:

  • выделение;
  • преобразование;
  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение.

К прекращению правоспособности ведут все виды этой процедуры, кроме выделения. В последнем случае первоначально существовавшее юрлицо продолжает функционировать.

В остальных ситуациях в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении организации в результате окончания соответствующей процедуры реорганизации, дата которых совпадает с образованием компании-правопреемника.

С 1993 г. в России, в некоторых субъектах Российской Федерации, а с 1 января 2003 г. повсеместно введен суд присяжных, который действует в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.
Суду присяжных подсудны дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. подсудные суду субъекта Федерации. Это, как правило, дела об особо тяжких и некоторых тяжких преступлениях.
Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей возможно лишь по ходатайству самого обвиняемого. Такое ходатайство он вправе заявить при ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия.
Если по делу обвиняется несколько лиц и один или несколько и них отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь должен решить вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности этого в целом рассматривается судом присяжных.
С момента заявления ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных обязательно участие защитника.
Присяжные заседатели участвуют в исследовании доказательств, за исключением доказательств, связанных с прежней судимостью подсудимого, а также полученных с нарушением закона и исключенных из процесса доказывания. Они не разрешают правовых вопросов, требующих юридических познаний. В результате рассмотрения доказательств и выслушивания прений сторон присяжные должны определить, имело ли место событие преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый и виновен ли он в этом. Ответы на эти вопросы представляют собой вердикт присяжных заседателей, на основе которого председательствующий постановляет приговор.

21.2. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей

При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей обязательно проводится предварительное слушание, в ходе которого обвиняемый должен подтвердить свое ходатайство либо отказаться от рассмотрения его дела судом присяжных. При подтверждении ходатайства последующий отказ от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.
Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых и хотя бы один из них на предварительном слушании заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, то оно будет рассматриваться данным составом суда в отношении всех подсудимых, независимо от их волеизъявления.
В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию должно быть определено количество кандидатов в присяжные (не менее двадцати), которые подлежат вызову в суд, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание.
После вынесения постановления о назначении дела к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной выборки производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из списков, сформированных органами исполнительной власти. Затем он проводит проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Присяжным заседателем не может быть лицо, не достигшее 25-летнего возраста; имеющее не снятую или не по гашенную судимость; признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Из списка кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению лица, не владеющие языком судопроизводства; не способные в силу своих физических или психических недостатков выполнять обязанности присяжных заседателей; достигшие 70-летнего возраста; руководители исполнительных и представительных органов власти; военнослужащие; судьи и сотрудники правоохранительных органов; священнослужители и т.п.
Одно и то же лицо в течение года не может участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза.
По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели составляется их предварительный список. Не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства кандидатам вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.
Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Каждая из сторон может подать председательствующему мотивированное письменное ходатайство об отводе присяжного заседателя. Отведенные присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Если после этого в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные, председательствующий дает распоряжение о вызове дополнительных кандидатов в присяжные заседатели. Если же в списке осталось 18 и более кандидатов, председательствующий предлагает сторонам заявить по два немотивированных отвода.
После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
Если количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. При этом двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Если в ходе судебного разбирательства кто-либо из коллегии присяжных заседателей выбывает, то он заменяется запасным присяжным заседателем.
Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают старшину, который руководит ходом совещаний присяжных, обращается к председательствующему с просьбами, заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей и провозглашает вердикт.
После избрания старшины все присяжные заседатели принимают присягу и председательствующий разъясняет им их права и обязанности.
Присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании всех доказательств; задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам; участвовать в производимых судом следственных действиях; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу; делать письменные заметки во время судебного заседания.
Он не имеет права отлучаться из зала суда во время слушания дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего; собирать сведения по делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. За нарушение своих обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

21.3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных

Судебное следствие с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.
Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.
В ходе судебного следствия присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными в письменном виде и подаются председательствующему через старшину. Эти вопросы формулируются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению.
Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей.
В присутствии присяжных заседателей не исследуются факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные о личности подсудимого, способные вызвать предубеждение присяжных.
Во время прений стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются без участия присяжных заседателей и ссылаться на исключенные из разбирательства доказательства. Если участник прений упоминает о таких обстоятельствах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные обстоятельства не должны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.
После окончания прений сторон и последнего слова подсудимого председательствующий с учетом мнения сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей. На время обсуждения вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания.
По каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:
а) доказано ли, что деяние имело место;
б) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
в) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
В опросном листе могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности, а также о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.
Не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации совершенного деяния.
Вопросы излагаются в письменной форме, в понятных присяжным заседателям формулировках, в отношении каждого подсудимого отдельно.
Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Присяжные вправе получить от председательствующего дополнительные разъяснения.
Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения; разъясняет уголовный закон, предусматривающий ответственность за деяние, в котором обвиняется подсудимый; напоминает исследованные в суде доказательства; излагает позиции государственного обвинения и защиты; разъясняет основные правила оценки доказательств, сущность принципа презумпции невиновности, положение о толковании не устраненных сомнений в пользу подсудимого и т.д.
Вердикт выносится в совещательной комнате и представляет собой письменные ответы на поставленные вопросы. Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единогласных решений. Если в течение 3 часов им не удалось достигнуть единодушия, то решение принимается голосованием. Голосование проводится открыто, никто из присяжных не вправе воздержаться при голосовании. Старшина голосует последним.
Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.
После составления и подписания вопросного листа присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина провозглашает вердикт. На этом участие присяжных заседателей в разбирательстве дела заканчивается и последствия вердикта обсуждаются без них.
Вердикт коллегии присяжных заседателей о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего и влечет постановление им оправдательного приговора, а также немедленное освобождение подсудимого, находящегося под стражей. В этом случае до постановления приговора исследуются и обсуждаются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными доказательствами.
В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного, назначением подсудимому наказания, разрешением гражданского иска и т.д. По окончании исследования этих обстоятельств выслушиваются прения сторон и последнее слово подсудимого. Стороны могут затрагивать в своих выступлениях любые вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом обвинительного приговора. При этом сторонам запрещается ставить под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями.
Обвинительный вердикт влечет постановление обвинительного приговора.
Однако если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, он имеет право постановить оправдательный приговор. Если по делу имеются другие основания для оправдательного приговора, он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных и направляет дело на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания.
Особенности приговора, постановленного с участием присяжных заседателей, состоят в том, что во вводной части не указываются фамилии присяжных заседателей, а в описательной части приговор мотивируется ссылками на вердикт коллегии присяжных заседателей либо на отказ государственного обвинителя от обвинения. Доказательства приводятся лишь в подтверждение той части приговора, которая не вытекает из вердикта присяжных заседателей.
Оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен по представлению прокурора или жалобе потерпевшего лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего на представление доказательств либо повлияли на содержание вопросов, поставленных перед присяжными, или ответов на них.

Предварительное слушание производится судьей единолично в закрытом заседании. На нем решаются вопросы назначения судебного заседания и подготовки дела к слушанию. Предварительное слушание осуществляется с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, защитника. На данном слушании вправе принимать участие потерпевший. Вопрос о назначении судебного разбирательства на предварительном слушании должен быть разрешен в срок не позднее месяца с момента поступления дела в суд, а в случае, если обвиняемый содержится под стражей, - не позднее 14 суток.

Процедура предварительного слушания состоит из:

1) подготовительной части (открытие заседания, объявление участвующих в нем лиц, выяснение личности обвиняемого, рассмотрение вопроса об отводах);

2) рассмотрение ходатайств сторон;

3) выслушивание мнений участников процесса;

4) принятие решений.

На предварительном слушании подлежит установлению:

Подсудно ли дело данному суду, не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление производства по делу;

Подтверждает ли обвиняемый заявленное им при окончании предварительного следствия ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных;

Собраны ли доказательства, достаточные для рассмотрения дела в судебном разбирательстве, и являются ли они допустимыми; составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

Следует ли изменить или отменить избранную обвиняемому меру пресечения; приняты ли меры, направленные на обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, имеются ли по делу ходатайства и заявления.

Порядок выступления сторон на предварительном слушании:

1) государственный обвинитель (прокурор);

2) потерпевший;

3) обвиняемый;

4) защитник.

После этого судья удаляется в совещательную комнату для вынесения решения, которое затем оглашает в заседании.

По итогам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений:

1) о назначении судебного заседания;

2) о возвращении дела для производства дополнительного расследования;

3) о приостановлении производства по делу;

5) о прекращении дела.

Решение оформляется постановлением. В постановлении о назначении судебного заседания указывается число присяжных заседателей, которые подлежат вызову в судебное заседание по данному уголовному делу. В соответствии с законом (ч. 1 ст. 434, ч. 9 ст. 438 УПК) это число не должно быть меньше двадцати.


Формирование скамьи присяжных начинается с распоряжения председательствующего судьи о приглашении в зал судебного заседания лиц, вызванных в качестве присяжных заседателей.
Затем председательствующий произносит вступительное слово. В нем присяжным заседателям сообщается о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы их задачи и условия участия в рассмотрении дела. Присяжным могут быть заданы вопросы, направленные на выяснение их способности быть беспристрастными в рассматриваемом деле и осознавать свою роль в отправлении правосудия. Присяжные заседатели должны по просьбе судьи правдиво ответить на вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и отношениях с другими участвующими в деле лицами. Нарушение обязательства о представлении правдивых ответов влечет отстранение присяжного заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении дела, за это на него может быть также наложено денежное взыскание (ч. 5 ст. 437 УПК).

Каждому из явившихся присяжных заседателей прокурором, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым и его защитником может быть заявлен отвод по общим основаниям (ст. 59, 60 УПК). Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, определены ст. 80 Закона о судоустройстве. Несоответствие этим требованиям также является основанием для отвода присяжному заседателю. Кроме того, законом предусмотрена возможность безмотивного отвода присяжных заседателей государственным обвинителем, подсудимым или его защитником (ст. 439 УПК).

Затем председательствующий проводит жеребьевку присяжных заседателей. Из урны, куда были опущены билеты с фамилиями неотведенных присяжных, он вынимает по одному 14 билетов, оглашая каждый раз фамилию присяжного заседателя. Первые 12 отобранных таким образом присяжных заседателей называются комплектными, а два последних - запасными.

Комплектные присяжные избирают из своего состава старшину, который имеет в судебном заседании равные с другими присяжными заседателями права в решении всех вопросов.
Присяжные заседатели приводятся судьей к присяге в порядке, предусмотренной законом, о чем делается запись в протоколе судебного заседания (ст. 443 УПК).

В конце председательствующий инструктирует присяжных о ходе судебного разбирательства, о сущности презумпции невиновности , о праве, а не обязанности обвиняемого давать показания по делу и т. п. (ст. 437, 444 УПК).

Особенности судебного разбирательства в суде присяжных

Суд присяжных имеет довольно специфические особенности, существенно отличающие процедуру его проведения от обычного судебного разбирательства.

Суду присяжных подсудны уголовные дела не ниже уровня областного суда (ст. 421 УПК).
Уголовное дело может быть рассмотрено судом присяжных лишь при наличии ходатайства обвиняемого, причем отказ обвиняемого от ходатайства не принимается, если оно было подтверждено в ходе предварительного слушания (ст. 423 УПК).

По всем делам, которые могут быть рассмотрены судом присяжных, обязательно участие:
- защитника - при объявлении обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всех материалов дела и на предварительном слушании;
- прокурора - на предварительном слушании и в судебном разбирательстве.

Суду присяжных запрещено возбуждать уголовные дела по новому обвинению и в отношении нового лица (ст. 429 УПК).

В случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения и если потерпевший не возражает, судья прекращает дело полностью или частично за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления или за отсутствием в деянии состава преступления.
Предание суду осуществляется в порядке предварительного слушания, которое производится судьей единолично в закрытом судебном заседании. Участие в нем прокурора и обвиняемого обязательно. Слушание может производиться в отсутствие обвиняемого, только если он ходатайствует об этом или по собственной инициативе отказывается от явки.

Присяжные заседатели разрешают только вопросы факта:

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) совершил ли это деяние подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в этом деянии;

4) заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.

Все иные вопросы, перечисленные в ст. 303 УПК, в том числе об исключении из разбирательства недопустимых доказательств и прекращении дела, разрешаются судьей единолично.
Еще одна особенность суда присяжных состоит в том, что при признании подсудимым обвинения в полном объеме исследование доказательств начинается с дачи им показаний. В этом случае судебное следствие с согласия сторон может быть ограничено исследованием показаний, если они не оспариваются, и лишь тех доказательств, на которые указывают стороны. Таким образом, предел доказывания по сравнению с обычным судебным разбирательством здесь может быть существенно сужен.

Кроме того, в присутствии присяжных не исследуются факты, связанные с прежней судимостью подсудимого либо признанием его особо опасным рецидивистом (ст.ст. 446 и 449 УПК). Однако эти данные могут быть оглашены, если защита не укажет на обстоятельства, требующие опровержения (например, защитник скажет, что его подзащитный ранее не был судим).

Прения в суде присяжных делятся на две части:

1. До вынесения вердикта - спор сторон ведется только относительно доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела.

2. После вынесения вердикта - спор ведется относительно юридических вопросов (квалификации, мере наказания и т. п.)



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация