Конституционный контроль за рубежом. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, основные модели

Главная / Суд
  • 8. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 9. Основные модели судебного конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 11. Компетенция органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 12. Конституционно-правовое регулирование экономических и социальных отношений в зарубежных странах.
  • 3. Социальные отношения
  • 15. Понятие, отличительные признаки абсолютной монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 16. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 17. Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 19. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 20. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 21. Понятие и виды форм государственного устройства в зарубежных странах.
  • 23. Понятие, признаки и виды автономий в зарубежных странах. Особенности автономных образований в Италии, Финляндии и
  • 24. Понятие, отличительные признаки федеративных государств. Виды федеративных государств в зарубежных странах.
  • 25. Способы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в зарубежных федерациях.
  • 26. Основания, порядок осуществления федерального вмешательства в зарубежных государствах. Меры федерального вмешательства в зарубежных странах.
  • 27. Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах.
  • 28. Избирательный процесс в зарубежных странах.
  • 29. Мажоритарные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.
  • 30. Пропорциональные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.
  • 31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды и условия его проведения.
  • 32. Понятие и место главы государства в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Соотношение юридического и фактического статуса главы государства в
  • 33. Способы замещения поста главы государства в зарубежных странах. Временное осуществление функций главы государства в зарубежных странах.
  • 34. Компетенция главы государства в зарубежных странах. Акты главы государства в зарубежных странах.
  • 35. Парламент и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Парламентаризм в зарубежных странах.
  • 36. Способы формирования и досрочный роспуск парламентов в зарубежных странах.
  • 43. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 44. Правительство и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Министериализм в зарубежных государствах.
  • 51. Форма правления и система высших органов государственной власти сша.
  • 52. Особенности американского федерализма. Система органов государственной власти штатов в сша.
  • 54. Форма правления и система высших органов государственной власти в Великобритании.
  • 55. Форма правления и система высших органов государственной власти во Франции.
  • 8. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.

    Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

    Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

    Существует два вида органов конституционного контроля:

    1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

    2) судебный конституционный контроль, действующий в:

    а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

    б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

    Существует семь видов конституционного контроля.

    1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

    2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

    3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

    4. Решающий и консультативный виды контроля.

    5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

    6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

    7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.

    9. Основные модели судебного конституционного контроля в зарубежных странах.

    Существуют две основные модели организации судебного конституционного контроля американская и европейская (австрийская).

    Теоретическое обоснование американская модель получила в работах американского юриста и ученого Александра Гамильтона в конце ХVIII века.

    Американская модель характеризуется тем, что соответствующими полномочиями наделены суды общей юрисдикции. Эта модель иначе называется децентрализованной и «дифузивной». Ее характеризует трактовка конституционного контроля, как сугубо правовой функции. Такая модель действует в Аргентине, Бразилии, Мексике, Японии и других странах.

    При этом существуют следующие разновидности судебных органов, наделенных правом осуществлять конституционный контроль:

    1. Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции, но окончательное решение принимает высший суд государства.

    2. Конституционный контроль осуществляют только высшие суды государства.

    3. Конституционный контроль осуществляют высшие суды субъектов федерации.

    При американской модели должности судей верховных судов замещаются, как правило, по решению главы государства, санкционированному парламентом.

    К достоинствам данной системы относятся: возможность обращения в суд по вопросу конституционности правового акта любой стороной судебного процесса; возможность рассматривать дело о неконституционности правового акта в любом суде; обеспечение принципа состязательности в процессе. К недостатками системы можно отнести следующие: при такой системе возможен только последующий конституционный контроль, когда вступивший в силу закон, може иметь разнообразные последствия, а признание его неконституционным может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений; вопрос о конституционности правового акта решается судьей, который, как правило, не является профессионалом в конституционном праве; доведение дела до суда последней инстанции, которая принимает окончательное решение, может заняь очень много времени.

    В некоторых странах (Колумбия. Перу) создается Палата конституционных гарантий, которая действует отдельно либо в составе Верховного суда.

    Теоретическое обоснование европейская модель получила в работах австрийского юриста и философа Ганса Кельзена и впервые была реализована в Австрии в 30-е гг. ХХ века.

    Европейская (австрийская) модель характеризуется наличием в государстве специализированного судебного органа, отделенного от судов общей юрисдикции. Главная его функция – оценка конституционности законодательных актов, хотя он может быть наделен и другими полномочиями. Органы конституционной юстиции, как правило, называют конституционными судами, но встречаются и другие названия.

    При европейской модели порядок формирования органов конституционного контроля имеет свои особенности практически в каждой стране. Отличия имеются и в принципах их организации. Однако, по общему правилу, при такой модели в формировании органов конституционного контроля участвуют органы, представляющие различные ветви власти.

    Например, в Австрии в состав конституционного суда входят председатель, его заместитель и 12 судей, а также 6 запасных судей. Председателя, заместителя, шесть действительных судей и трех запасных назначает президент по предложению правительства. Остальных президент назначает из числа кандидатур, предложенных палатами федерального парламента. Судьи идут в отставку в 70 лет.

    Несомненным достоинством данной модели является то, что в конституционный суд может обратиться любой человек. К плюсам конституционного суда относится и то, что в его состав входят специалисты по конституционному праву. Недостатком европейской модели, как и американской, является то, что осуществление контроля в отношении актов, вступивших в законную силу и имевших случаи применения, может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений, так как они будут регулироваться различным образом до и после признания акта неконституционным.

    Впервые идею охраны конституциис помощьюспециализированных государственных (внесудебных) органов выдвинул французский юрист и политический деятель Эммануэль Жозеф Сийес в 1795 году; однако реализована она была только после принятия Конституции Франции 1958 года посредством создания Конституционного совета.

    Конституционный совет Франции - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. Три члена Совета назначаются президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов.

    Подобная форма контроля принята в ряде бывших французских колониальных владениях, а также в Казахстане и в некоторых других странах.

    Конституционный совет, как правило, формируется различными ветвями власти, независимо друг от друга. В его состав могут входить также лица в соответствии с их общественным положением (например, бывшие президенты республики). Таким образом, членами конституционного совета могут быть не только юристы, но и политики, что дает возможность разносторонней оценки рассматриваемых правовых актов. Достоинством является то, что при данной форме контроля закон проверяется на предмет конституционности до его подписания и промульгации президентом, а это исключает действие законов не соответствующих конституции. При этом возможен также и последующий конституционный контроль при рассмотрении вопросов о нарушении конституционных прав граждан теми или иными правовыми актами. К недостаткам данной модели относится отсутствие состязательного процесса, но это имеет и свою положительную сторону, поскольку обеспечивает быстроту вынесения необходимого решения.

    В мусульманских странах могут создаваться конституционно-религиозные советы, состоящие из богословов и юристов . К примеру, в Иране действует наблюдательный совет, состоящий из 12-ти человек: 6-ти богословов, назначаемых высшим духовным лицом и 6-ти юристов, предложенных парламентом.

    Существуют следующие формы конституционного контроля:

    - по времени реализации : предварительный – осуществляется на стадии рассмотрения законопроектов, до их подписания главой государства (Румыния, Франция, Польша);последующий (будущий )– применяется к нормативным актам, вступившим в законную силу (Германия, Индия, США, Филиппины).

    - по форме: конкретный решение выносится в связи с конкретным делом; абстрактный – решение не связано с конкретным делом.

    - по обязательности проведения : обязательный – осуществляется на основе предписаний конституции и законодательства независимо от волеизъявления какого-либо органа или должностного лица; факультативный – осуществляется только по инициативе тех, кто наделен соответствующим правом.

    Существует две процедуры конституционного контроля – путем действия и путем запрещения .

    В первом случае инициирование вопроса о конституционности нормативно-правового акта может осуществляться сразу же после вступления его в действие независимо от факта применения.

    Во втором случае рассмотрение вопроса напрямую зависит от конкретного применения нормативно-правового акта.

    Решение органов конституционного контроля имеет различный характер и юридические последствия. Чаще всего, после принятия решения о не конституционности нормативно-правового акта его действие прекращается, а решения органов конституционного контроля являются обязательными и не подлежат обжалованию в каком-либо органе.

    Главным полномочием органов конституционного контроля является оценка конституционности законодательных актов. Кроме этого, к полномочиям этих органов относится решения других вопросов. В странах, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции, последние имеют право давать оценку конституционности судебных решений и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, включая акты главы государства. К тому же тут суды осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

    10. Органы судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах: порядок формирования и их внутренняя организация .

    Европейская система предполагает учреждение специальных квазисудебных органов конституционного контроля. Для этих органов надзорная деятельность является единственной или главной функцией. Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства - конституционного судопроизводства. К таким органам относится, например, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель.

    Главное отличие конституционных советов от конституционных судов (трибуналов) заключается в том, что в советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

    Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается раз­личными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом, который возглавляет систему административной юстиции.

    Основная функция Конституционного совета - рассмот­рение соответствия ряда актов основному закону страны. Преж­де всего, в обязательном порядке подлежат контролю органи­ческие законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов - регламенты палат парламента. Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.

    Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики.

    Все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», – гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

    Своеобразный орган конституционного контроля учрежден Конституцией Ирана . Таким органом является Охранительный, или Попечительный совет, образованный из обычных и мусульманских юристов. Согласно ст. 94 Конституции все законодательство, принятое Исламским консультативным собранием (парламентом), должно направляться в этот совет, который в 10-дневный срок обязан проверить его совместимость с критериями ислама и Конституции. На Совет возложены также толкование Конституции (ст. 98) и наблюдение за выборами Собрания сведущих людей Руководства, Президента Республики, Исламского консультативного собрания, а также за прямым обращением к мнению народа и за референдумом (ст. 99).

    Конституция Пакистана не столь категорична. В Пакистане учрежден Совет исламской идеологии, или Исламский сове, в составе не менее 8 и не более 15 членов, назначаемых Президентом страны. В обязанности Совета входит дача рекомендаций Парламенту и провинциальным собраниям по их деятельности, которая должна соответствовать «принципам и концепциям ислама, сформулированных в Коране и в Сунне». Последняя, как считается, является дополнением к Корану. Совет также дает советы Парламенту, провинциальным собраниям, Президенту Республики и губернаторам по каким-либо вопросам, переданным на рассмотрение Совета, а также дает рекомендации в отношении действующих законов об их соответствии Исламу (ст. 230).

    Понятие, виды и органы конституционного надзора (контроля) в зарубежных странах

    Понятие и значение конституционного контроля. Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, ко­торые обязаны не допускать применения законов и других актов, проти­воречащих конституции, а в некоторых странах - воспрепятствовать и? изданию. Специализированный конституционный контроль (надзор) - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. На­ряду с ним есть и другие: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции, деятельность уполномоченных парламента (омбудсманов и др.). Вместе с тем возможны непосредствен­ные, неюридические способы защиты конституции. Например, народ в целом и каждый гражданин в соответствии с конституциями Ганы, Гер­мании, Словакии вправе воспрепятствовать посягательствам на демократический конституционный строй. Существует ответственность должностных лиц за нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй, введение чрезвычайного положения). Особую роль играет конституционный контроль - судебный, специальных органов, a i некоторых странах (Франция) - контроль со стороны административных судов (особенно их высшего органа).

    Органы конституционного контроля. В социалистических стра­нах функции конституционного контроля (надзора), особенно за консти­туционностью принимаемых законов, были возложены на сам парла­мент, а также на его постоянно действующий орган (президиум высшего представительного органа, государственный совет и др.).

    В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выпол­няет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции (Франция и др.).

    Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской системы права (Австра­лия, Индия, Канада, США и др.) эту функцию выполняют общие суды, т е. те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении уголовных и гражданских дел. В одних странах эти функции могут осуществляться всеми общими судами, а окончательное решение принимает высшая су­дебная инстанция (Скандинавские государства, США, Филиппины, Япо­ния), в других - только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а в федерациях - также высшими судами штатов (Индия, Канада, Малай­зия), хотя и в последнем случае окончательное решение принимает вер­ховный суд государства.

    В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу - конституционному суду (Германия, Италия и др.). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (зако­нодательной - парламента, исполнительной - президента), а также су­дейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных орга­нов судебного руководства). В его составе часто есть не только профес­сиональные судьи с большим стажем судебной или адвокатской практи­ки, но и профессора права, политики, бывшие государственные служа­щие.

    Формы конституционного контроля. Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.).

    Различают конкретный и абстрактный конституционный кон­троль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бывает обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный кон­троль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующе­го органа).

    Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных актов. Порядок оспариваний конституционности право­вых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов консти­туционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституцион­ность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) Дела, для решения которого применяется оспариваемый закон. В ходе разбирательства дела любая сторона может заявить, что этот закон, по ее мнению, противоречит конституции, в связи с чем суд должен вынести свое решение по этому вопросу (Австралия, Индия, США и др.). В Япо­нии гражданам разрешено обращаться в общий суд с прямым иском о неконституционности закона. В Шри-Ланке это тоже возможно, но только в отношении законопроектов, обсуждаемых в парламенте, до их при­нятия.

    Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

    Конституционный контроль (надзор) - деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

    Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

    Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.

    По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

    По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.

    Основные виды конституционного контроля:

    • 1) по времени осуществления:а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);б) последующий (проводится в отношении действующих актов);
    • 2) по месту осуществления:а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган)б) внешний (проводит другой орган);
    • 3) по правовым последствиям:а) консультативный (решение органа конституци-

    Хонного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

    • 4) по обязательности проведения:а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);
    • 5) по форме:а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);
    • 6) по объему:а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);
    • 7) по содержанию:а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);б) материальный (с точки зрения содержания акта);
    • 8) с точки зрения придания акту обратной силы:а) имеющий обратную силу;б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

    Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:

    • 1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);
    • 2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

    Конституционная юстиция в зарубежных странах. Фактическая и юридическая конституции могут, как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция или же конституционный контроль (надзор). Существует несколько моделей конституционного контроля. Европейская модель конституционного контроля получила самое широкое распространение после Второй мировой войны, постоянно совершенствовалась, и теперь она воспринимается на других континентах. Распространение этой модели, в основном связано с двумя обстоятельствами. Первое -- это желание не допускать повторения грубейших нарушений прав человека и гражданина, имевших место до и во время Второй мировой войны. Второе обстоятельство связано с концентрацией власти в руках исполнительных органов, которые в ряде стран к тому же опираются на послушное парламентское большинство. Конституционный контроль в этих условиях становится заметным барьером на пути возможных нарушений конституции. Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории12. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция -- акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должны противоречить акту учредительной власти,. Институциональная,теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение разграничения сфер компетенции центра и субъектов федерации. Естественно-правовая теория, или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

    Организация конституционного контроля в зарубежных странах.

    Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этой посылки развивается концепция конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного контроля состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона. Хотя федеральная конституция США не наделила Верховный суд правом установления соответствия законов конгресса конституции, он это право применил и институализировал. В названном судебном решении Верховный суд признал раздел 13 Закона о судоустройстве 1789 года противоречащим Главе Ш конституции и тем самым ничтожным и не подлежащим принудительному применению через суд. Таким образом. Верховный суд США сам присвоил себе полномочия осуществления конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались. В 1848 г. конституционный контроль был введен в Швейцарии, в 1853 г. - в Аргентине. В настоящее время он применяется в различных формах почти повсеместно. Исключение составляют те страны, которые не имеют писаных конституций.

    Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

    Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

    Существует два вида органов конституционного контроля:

    1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

    2) судебный конституционный контроль, действующий в:

    а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

    б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

    Существует семь видов конституционного контроля.

    1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

    2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

    3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

    4. Решающий и консультативный виды контроля.

    5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

    6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

    7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.

    В специальной литературе выделяют различные виды конституционного контроля, и по поводу их классификации, как правило, не возникает значительных расхождений . Если обобщить имеющиеся классификации, то их можно свести к следующему.

    По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным (превентивным) и последующим (репрессивным). В основу такой дифференциации конституционного контроля заложен не только исключительно временной фактор, речь идет также о содержательной разнице. Предварительный контроль предусматривает, что с целью предупреждения потенциального несоответствия конституции объектом конституционного контроля выступает нормативный акт до его вступления в силу. Возможны два варианта: в первом случае объектом конституционного контроля становится проект нормативного акта, во втором – нормативный акт, прошедший процедуру голосования, но который еще не подписан и, соответственно, не вступил в юридическую силу. Первый вариант характерен для Франции – особенностью деятельности Конституционного Совета Франции является именно обязательный предварительный контроль проектов органических законов – и бывших колоний, которые следуют ее примеру: Алжир, Габон, Камерун, Конго, Марокко, Сенегал, Чад и т.д. Второй вариант отчетливо иллюстрирует пример Казахстана. Так, согласно ст. 72 Конституции Казахстана Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые парламентом законы на их соответствие Конституции Республики . Также согласно ст. 145 Конституции Румынии Конституционный Суд высказывается по поводу конституционности законов до их промульгации . Такая разновидность контроля применяется также в Австрии, Италии, Испании, Польше, Португалии, Турции, Венгрии и других странах. В некоторых странах, например, в Болгарии, Армении, Словении, Тунисе и т. д., предварительный контроль осуществляется относительно международных договоров, представляемых в парламент для предоставления согласия на их обязательность.

    Из-за абстрактного характера предварительного конституционного контроля и его очевидной несовместимости с диффузной моделью его применяют только в условиях концентрированной модели. В то же время в случае исключительного осуществления только предварительного контроля, возможна ситуация, когда из-за халатности субъектов обжалования в силу вступит нормативный акт, не соответствующий конституции государства. Как результат, неконституционность акта может быть "исправлена" только путем принятия нового закона. Явным недостатком этого вида контроля является также что, ввиду отсутствия практики реализации нормативного акта, его соответствие конституции далеко не всегда может быть определено достаточно четко.

    Последующий контроль наоборот предусматривает проверку соответствия конституции государства нормативного акта, который уже вступил в силу. Цель последующего контроля – обеспечить конституционность правовых норм на любом этапе их применения. Подобная задача может возникнуть не только в случае, когда предметом рассмотрения является деликт, но и в случае, если у субъектов обращения в орган конституционного контроля возникает необходимость уточнения конституционности нормативного акта или его отдельных положений. Последующий контроль широко применяется в условиях и концентрированной, и диффузной моделей (Австрия, Аргентина, Бельгия, Индия, Италия, Испания, Мексика, Португалия, ФРГ, Япония и др.) и может быть как конкретным, так и абстрактным.

    Абстрактный конституционный контроль или, соответственно, контроль путем действия применяется в странах концентрированной модели и предполагает, что рассмотрение вопроса о конституционности правового акта может быть инициировано независимо от любого конкретного факта его применения или принятия на его основании решения или, как часто говорят, вне связи с определенным делом. Право инициировать такое рассмотрение, как правило, принадлежит чётко определённым государственным органам и должностным лицам. Однако в некоторых странах как субъекты абстрактного контроля также могут обращаться граждане (Бразилия, Малайзия). В Бразилии, например, любой гражданин может обратиться в орган конституционного контроля, если считает, что закон наносит ущерб национальному культурному наследию, окружающей среде или общественному интересу. В некоторых европейских странах, где гражданин имеет право непосредственно обратиться в конституционный суд по вопросу о конституционности нормативного акта, также функционирует система абстрактного контроля (Испания, Португалия). Кстати, в Германии право гражданина обратиться по вопросу о конституционности, действует как на федеральном уровне, так и на уровне земель – субъектов федерации.

    Конкретный конституционный контроль или, соответственно, контроль путем отрицания применяется прежде всего в странах диффузной модели и означает, что конституционность акта проверяется в связи с наличием определенного дела, при рассмотрении которого данный акт подлежит применению, и на его основании может быть принято решение. Такой контроль осуществляется в условиях "обычного" судебного процесса, когда каждая из сторон дела может возразить против применения нормативного акта по мотивам его неконституционности. Предварительный и последующий контроль объединяет одна черта – они осуществляются вне органа публичной власти, который разрабатывает и принимает правовой акт, иными словами, речь идёт о внешнем контроле. Подавляющее большинство стран в настоящее время закрепило осуществление именно внешнего конституционного контроля, поскольку только он предполагает независимость и самостоятельность органа конституционного контроля, возможность обособленного принятия им решений. Внешний конституционный контроль означает, что компетентный орган, его осуществляющий, является арбитром между конституцией и органами публичной власти. Для полноценного анализа спорной ситуации конституционный контроль должен быть внешним, чтобы не испытывать влияния со стороны "подконтрольных" органов.

    Соответственно, в науке конституционного права под конституционным контролем понимается именно внешний конституционный контроль. Одновременно в практике конституционно-правового регулирования зарубежных стран имеется и внутренний контроль, т. е. контроль, осуществляемый при разработке проекта нормативного акта.

    Такой контроль обычно носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. При его осуществлении возможен парламентский контроль и контроль со стороны главы государства. Так, Всекитайское Собрание Народных Представителей наделено полномочием осуществления контроля за соблюдением Конституции, что подразумевает проведение им внутреннего конституционного контроля относительно собственных актов (п. 2 ст. 62 Конституции КНР) .

    Парламентский конституционный контроль иногда осуществляется при прохождении проектами различных стадий процедуры его принятия. Члены парламента в ходе обсуждения проекта на пленуме палаты или в ее комиссиях могут указывать на неконституционность акта. Мнения членов парламента могут учитываться органом конституционного контроля, если этот акт поступит ему на рассмотрение (т. е. при проведении внешнего контроля). Глава государства, ссылаясь на неконституционность переданного ему для промульгации акта, может воспользоваться своим правом вето. К внутреннему контролю относится и право главы государства выступать в качестве субъекта обращения во внешний орган контроля о соответствии акта основному закону (например, таким правом обладают президенты стран Болгарии, Польши, Румынии, Франции и др.).

    По своему объему конституционный контроль может быть полным, т. е. охватывать всю урегулированную конституцией страны систему общественных отношений, или частичным, т. е. распространяться только на определенную сферу (федеративные отношения, компетенция высших органов власти, права и свободы человека и гражданина и т. п.).

    Полный конституционный контроль в наибольшей степени характерен для современных государств, создавших органы конституционного контроля. Следует отметить, что определение конституционного контроля как полного зависит не от объема полномочий соответствующего органа, а от того, на какой объем конституционных норм эти полномочия направлены. И Федеральный конституционный суд ФРГ, наделенный широким перечнем полномочий, и Конституционный Совет Франции, перечень полномочий которого очень незначителен, осуществляют полный конституционный контроль, поскольку проверяют различные акты на соответствие конституции в целом.

    • См.: Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран [Текст]:учеб. для вузов / К. В. Арановский. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Форум – Инфра-М, 1999. – 488 с.; Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс [Текст]: учеб, пособие / Н. В. Витрук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма – ИНФРА-М, 2010. – 592 с.; Клишас, А. А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование [Текст]: монография / А. А. Клишас; под общ. ред. В. В. Еремяна. – М.: Междунар. отношения, 2007. – 495 с.; Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – 608 с.
    • Конституция Казахстана (Республики Казахстан) [Текст] // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. Л. А. Окунькова. – М.: Норма, 2001. – С. 133-196.
    • Конституция Румынии [Текст] // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л. А. Окунькова. – М.: Норма, 2001. – С. 51-92.
    • Конституция Китайской Народной Республики [Текст] // Современное законодательство Китайской Народной Республики: сб. нормат. актов; сост., ред. и авт. предисл. Л. М. Гудошников. – М.: Зерцало-М, 2004. – С. 24–56.


    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация