Бобби как они есть. Почему полицейские в великобритании не носят оружие

Главная / Суд

Image caption Абсолютное большинство полицейских против ношения оружия

На этой неделе в Великобритании были убиты две сотрудницы полиции, которые выехали по звонку об ограблении дома в деревне Мортрэм недалеко от Манчестера.

Звонок оказался ложным, а предполагаемый звонивший при подъезде полицейских бросил в их сторону гранату и обстрелял из огнестрельного оружия.

По подозрению в причастности к этому инциденту и двум другим убийствам задержан 29-летний Дэйл Креган, который сам пришел в отделение полиции вскоре после нападения.

Будучи патрульными офицерами, Никола Хьюз и Фиона Боун не имели при себе оружия, и их убийство в очередной раз вызвало в обществе дебаты о принципах работы британских полицейских, большинство из которых не носят огнестрельное оружие при исполнении.

Отсутствие оружия - пожалуй, одна из самых очевидных особенностей, которые отличают британского бобби от иностранных коллег. Для густонаселенной урбанизированной страны подобный статус британской полиции почти уникален.

Полицейские большинства стран Европы, а также США, Канады и Австралии носят оружие при себе в рутинном порядке. Исключения составляют Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия и Норвегия (в которой оружие есть у полицейских в машинах, но не при себе).

Туристы и посетители Британии регулярно выражают изумление этим фактом: на полицейских, патрулирующих улицы нет кобуры.

Но для большинства британцев – за исключением жителей Северной Ирландии – это нормальное и привычное положение дел.

Тем не менее, когда происходят инциденты, подобные убийству женщин-полицейских на этой неделе, отсутствие оружия у представителей правоохранительных органов не всем кажется таким уж нормальным.

Прозвучали призывы выдать оружие патрульным – в частности, со стороны основателя Полицейского мемориального фонда Майкла Уиннера и бывшего председателя Эссексской полицейской федерации Тоя Рэйнера.

Стрельба - редкое явление

Однако несмотря на убийство двух своих сотрудниц, начальник полиции манчестерского региона сэр Питер Фэйхи практически сразу выступил с комментарием в защиту существующего статуса-кво.

"Мы горячо верим в британский стиль работы полиции, при котором ее сотрудники не носят при себе оружия. К сожалению, мы видим на примере Америки и других стран, что наличие у полицейского пистолета совсем не означает, что его не застрелят", - сказал Фэйхи.

Большинство самих полицейских согласны с этим мнением. Опрос 2006 года показал, что 82% из чуть более 47 тысяч респондентов из рядов правоохранительных органов не хотят, чтобы британские полицейские были в рабочем порядке вооружены.

Было сразу четко оговорено, что полиция не носит оружия и одевается не в красную форму, как у армии, а в синюю Питер Уоддингтон, университет Вулверхэмптона

Британское общество в целом не так однозначно относится к этому вопросу. По результатам исследования социологов из центра ICM 47% британцев хотели бы, чтобы полицейские носили оружие, при 48% выступивших категорически против этого.

Инциденты, подобные недавнему убийству двух женщин-полицейских, происходят в Британии очень редко, и в целом уровень преступлений с применением огнестрельного оружия низок.

За 2010–2011 год в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 388 случаев стрельбы, в результате которых погибли или серьезно пострадали люди. Это на 13% меньше, чем в предыдущем году. В Шотландии за тот же период произошло два случая с летальным исходом и 109 с нелетальным. Эта цифра - самая низкая для страны за последние 10 лет.

Вдобавок к этому британские полицейские, их начальники, а также политики не хотят нарушать равновесие, поддерживаемое в правоохранительной системе уже 183 года.

Многие в стране считают, что если вооружить полицию, то самые главные принципы, лежащие в основе ее работы, будут автоматически нарушены. Речь идет в первую очередь о том, что основной долг полиции – перед гражданами, а не перед государством, как в других странах.

"Во многом, наше представление о нормальной работе полиции уходит к началу XIX века", - говорит Питер Уоддингтон, профессор социальной политики из университета Вулверхэмптона.

"Когда Роберт Пил создавал лондонскую полицию, в обществе боялись, что это будет угнетающая сила, похожая на военную", - продолжает профессор. Поэтому, объясняет он, было сразу четко оговорено, что полиция не носит оружия и одевается не в красную форму (как в армии), а в синюю.

Проблема подготовки

Помимо идеологических причин, дать в руки оружие полицейским, охраняющим порядок на британских улицах, будет еще и практически сложно.

"Не думаю, что это получится из-за вопроса обучения, - анонимно сказал Би-би-си констебль, проходящий службу на юге Англии. – Полицейские в этой стране проходят очень тщательную подготовку, и обращаться с оружием их нужно было бы учить также на очень высоком уровне".

Image caption Никола Хьюз и Фиона Боун поехали по вызову об ограблении без оружия

"Но в настоящее время из-за урезания бюджета у нас нет возможности снабдить достаточное число полицейских автомобилями, не говоря уже об обучении обращению с оружием", - добавил полицейский.

В настоящее время только малая часть полицейских имеют право при себе носить оружие. По последним данным министерства внутренних дел, в Англии и Уэльсе оно есть у 6653 сотрудников правоохранительных органов - это 5% от общего числа.

Все они имеют звание не ниже сержанта (в полицейской иерархии это вторая ступень снизу), и даже когда получают огнестрельное оружие, обязаны обосновывать, зачем оно им нужно.

Но это не означает, что британская полиция в целом совсем не вооружена. У каждого регионального отделения есть специализированный отдел, обученный пользоваться огнестрельным оружием. С 1991 года в пользовании групп быстрого реагирования находятся оснащенные оружием автомобили.

Оружие есть у полицейских в аэропортах, в Лондоне вооруженных полицейских можно видеть и у других охраняемых объектов, таких как иностранные посольства, а с 2004 года часть сотрудников британских правоохранительных органов обучаются пользоваться электрошоковыми "Тэйзерами" , что вызвало серьезный резонанс в обществе.


Как известно, в полиции Англии свое виденье на использование сотрудниками огнестрельного оружия. Всему миру известны лондонские бобби, которые являются одним из символов Лондона, да и всей Англии. Отсутствие оружия - пожалуй, одна из самых очевидных особенностей, которые отличают британского бобби от иностранных коллег. Для густонаселенной урбанизированной страны подобный статус британской полиции почти уникален. Полицейские большинства стран Европы, а также США, Канады и Австралии носят оружие при себе в рутинном порядке. Исключения составляют Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия и Норвегия (в которой оружие есть у полицейских в машинах, но не при себе).
Туристы и посетители Британии регулярно выражают изумление этим фактом: на полицейских, патрулирующих улицы нет кобуры. Но для большинства британцев – за исключением жителей Северной Ирландии – это нормальное и привычное положение дел. Тем не менее, когда происходят инциденты с нападениями или гибелью полицейских, то отсутствие оружия у представителей правоохранительных органов не всем кажется таким уж нормальным.
Однако руководство полицейских подразделений так комментирует существующую ситуацию: "Мы горячо верим в британский стиль работы полиции, при котором ее сотрудники не носят при себе оружия. К сожалению, мы видим на примере Америки и других стран, что наличие у полицейского пистолета совсем не означает, что его не застрелят".


Большинство самих полицейских согласны с этим мнением. Опрос 2006 года показал, что 82% из чуть более 47 тысяч респондентов из рядов правоохранительных органов не хотят, чтобы британские полицейские были в рабочем порядке вооружены. Британское общество в целом не так однозначно относится к этому вопросу. По результатам исследования социологов из центра ICM 47% британцев хотели бы, чтобы полицейские носили оружие, при 48% выступивших категорически против этого.


В Британии в целом уровень преступлений с применением огнестрельного оружия низок.
За 2010–2011 год в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 388 случаев стрельбы, в результате которых погибли или серьезно пострадали люди. В Шотландии за тот же период произошло два случая с летальным исходом и 109 с нелетальным. И цифры из года в год уменьшаются.
Вдобавок к этому британские полицейские, их начальники, а также политики не хотят нарушать равновесие, поддерживаемое в правоохранительной системе уже 183 года.

Многие в стране считают, что если вооружить полицию, то самые главные принципы, лежащие в основе ее работы, будут автоматически нарушены. Речь идет в первую очередь о том, что основной долг полиции – перед гражданами, а не перед государством, как в других странах.

Кроме идеологических причин, препятствующих массово выдать оружие полицейским, охраняющим порядок на британских улицах, существуют и другие проблемы. Прежде всего это проблема обучения сотрудников.
Из-за урезания бюджета нет возможности снабдить достаточное число полицейских автомобилями, не говоря уже об обучении обращению с оружием. В настоящее время только малая часть полицейских имеют право при себе носить оружие. По данным министерства внутренних дел на 2014 год, в Англии и Уэльсе оно было у 6653 сотрудников правоохранительных органов - это 5% от общего числа.
Все они имеют звание не ниже сержанта (в полицейской иерархии это вторая ступень снизу), и даже когда получают огнестрельное оружие, обязаны обосновывать, зачем оно им нужно.
В каждом региональном подразделении полиции есть свое подразделение быстрого реагирования, которые имеют различную штатную структуру, название, вооружение и т.п., все это в большинстве своем зависит от бюджета полицейского управления. Самое известное из них, это SCO19 полиции Лондона.

Authorised Firearms Officers (AFO)(офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием)

AFO является основным назначением британского полицейского, прошедшего подготовку по использованию огнестрельного оружия и получившего разрешение на дежурство с ним. Уровень подготовки варьируется в зависимости от должности и подразделения. Некоторые полицейские проходят только базовый курс подготовки огнестрельного оружия, это в основном оборонительные действия. Обычно обучение по этому профилю сосредоточено на использовании какой-либо модели самозарядного пистолета - обычно это Glock 17 . Это касается тех подразделений и сотрудников, которые вооружаются только пистолетами, например полицейские в летном отряде.

Существует две классификации инцидентов, к которым может быть привлечены сотрудники AFO:
- спонтанные (то есть вооруженные офицеры вызываются на место происшествия, как только оно произошло);
- санкционированные (то есть планированная операция).


офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием, как правило проходят службу на должностях офицеров групп вооруженного реагирования (ARV), сотрудников групп быстрого реагирования (SFO), сотрудника по вопросам защиты (CPO), инструктора, а так же сотрудника по защите и тактической поддержке.

Armed Response Vehicles (группа вооруженного реагирования).
Armed Response Vehicles некий аналог нашей группы быстрого реагирования ППС. Сотрудники выезжают на спонтанные инциденты с огнестрельным оружием. Обычно они осуществляют мобильное патрулирование в форме на транспортных средствах, таких как BMW X5, готовые к развертыванию в случае необходимости. Как правило, они имеют при себе пистолет, а так же автоматическое оружие (такое как H & K MP5SF и H & K G36C), которые хранятся в автомобиле. Обучение данной категории сотрудников включает в себя продвинутое вождение, поиск и остановка подозрительных транспортных средств, блокирование транспортного средства или здания, рукопашный бой, курс первой медицинской помощи.

Specialised Firearms Officers (SFO) (группы быстрого реагирования).
Аналог американского SWAT. Сотрудники данных подразделений проводят заранее запланированные, контролируемые оперативными службами, санкционированные операции против преступников, в том числе подозреваемых в хранении огнестрельного оружия. Они используют тараны и другие специальные средства и инструменты для входа в здание. Допущены до использования свето-шумовых гранат и слезоточивого газа. Сотрудники данных подразделений имеют более высокий уровня подготовки, чем сотрудники ARV. Как правило, в SFO приходят сотрудники из подразделений Armed Response Vehicles.

Counter Terrorist Specialist Firearms Officers

Некоторые полицейские региональные управления имеют штате сотрудников, которые обучены для операций по борьбе с терроризмом (CTSFO). Например, в SCO19 полиции Лондона значительная часть команды имеет допуски CTSFO и специализируется на операциях по борьбе с терроризмом. Аналогичная ситуация например в полиции Манчестера (GMP) или SFO полиции Темзы. Различные полицейские подразделения CTSFO по всей стране образуют национальную сеть CTSFO, отвечая за силовые операции против терроризма на национальном уровне. Данные подразделения в случае террористической опасности могут перебрасываться в другие регионы страны. Так например в рамках операции «Операция Pegboard», которая проводилась после убийства британского солдата Ли Ригби в Лондон было развернуто CTSFOs из полиции Уэст-Мидлендс.


Некоторые офицеры полиции проходят курс снайперской подготовки. После обучения сотрудники числятся в специализированной стрелковой команде (группа стрелков / наблюдателей), которая осуществляет поддержку операций санкционированного характера. Они обучаются вести стрельбу из полицейской винтовки при различном освещении и погодных условиях на дистанции до 300 метров, в том числе и через стеклянные барьеры, если это необходимо. Но чаще всего данные сотрудники полиции осуществляют сбор разведывательной информации при проведении различных полицейских операций.

Правоохранительные органы Великобритании организованы раздельно на территории каждой отдельной правовой системы Соединённого королевства: Англии и Уэльса , Северной Ирландии и Шотландии . Большая часть обязанностей по поддержанию правопорядка лежит на сотрудниках полиции региональных полицейских служб (также - «территориальные силы полиции»), относящихся к одной из упомянутых юрисдикций. В дополнение к этим региональным службам существуют и общебританские агентства, такие как Национальное криминальное агентство (англ.) , а также специализированные подразделения, являющиеся частью некоторых территориальных полицейских сил, например Управление специальных операций Службы столичной полиции .

Сотрудники полиции имеют ряд полномочий для осуществления своих обязанностей. Их основными обязанностями являются защита жизни и имущества, поддержание порядка, а также профилактика правонарушений и обнаружение преступной активности.

История [ | ]

Сотрудник полиции во время обеденного перерыва

До XIX века в Британии не существовало централизированной системы общественного правопорядка - эта функция была возложена на местные общины со своими дозорными и констеблями ; правительство не принимало в этом прямого участия. Первой профессиональной полицией стала Городская полиция Глазго , сформированная согласно Акту парламента 1800 года. Население Лондона к тому времени составляло почти два с половиной миллиона жителей, на которых приходилось лишь 450 констеблей и 4 500 ночных дозорных. Концепция профессиональной полиции была представлена сэром Робертом Пилем когда он стал министром внутренних дел в 1822 году. Акт Пиля о столичной полиции 1829 года положил начало полноценной профессиональной и централизованной полиции на территории Большого Лондона, которая ныне известна как Служба столичной полиции . В 1830-е годы было принято множество законодательных актов, вводивших полицию во многих районах и графствах и наконец в 1850-е полиция стала общенациональным явлением.

Сэр Роберт Пиль разработал философию этики поведения для полицейских, известную как «Принципы Пиля». Некоторые из них:

  • Каждому сотруднику полиции должен быть выдан собственный идентификационный номер для учета совершаемых действий и повышения ответственности
  • Эффективность полиции оценивается не количеством арестов, а отсутствием преступлений
  • Доверие и одобрение общественности превыше всего

Девять принципов ведения полицейской деятельности были закреплены в «Общей инструкции», выдаваемой каждому новому офицеру столичной полиции с 1829 года. Однако в Министерстве внутренних дел считают, что настоящими авторами этого списка скорее являются Чарльз Роуэн и Ричард Мейн - первые комиссары столичной полиции.

Историк Чарльз Рейт констатирует в своем «Новом исследовании истории полиции » (1956), что эти философские принципы охраны правопорядка являются «уникальным историческим и мировым примером, ведь их истоком является не страх, а кооперация общества с полицией, опирающейся на ответственное поведение, закрепляющее общественное одобрение, уважение и привязанность». Этот подход стал известен как «Согласие на охрану правопорядка» (англ. Policing by consent ).

C 1940-х годов полиция Соединённого Королевства была значительно централизована и модернизирована.

Юрисдикции и территории [ | ]

Члены вооруженных сил [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Дозорные и констебли (англ.) . Парламент Великобритании. Проверено 29 декабря 2013.
  2. Сэр Роберт Пиль и новая столичная полиция (англ.) . Национальные архивы Великобритании. Проверено 29 декабря 2013.

До 19 века (до появления Скотланд-Ярда) в Британии не было ни государственного обвинения, ни официальной полиции. Это было обусловлено тем, что население острова крайне недоверчиво относилась к любым органам правопорядка, как к возможному ограничителю их прав и свобод, добытых таким трудом у короля.

Согласно установленным правилам, детективом становится человек, прошедший соответствующую специальную подготовку и сдавший все необходимые экзамены. Также детективами являются сотрудники специальных подразделений и некоторых других полицейских учреждений.

Все полицейские формирования в Великобритании имеют передовое техническое оснащение. Достижения в области прикладной криминалистики уже больше века прославляют Скотленд-Ярд на весь мир. Социальное положение полиции в Великобритании находится на высоком уровне, а вот с финансовым обеспечением есть проблемы. В 2008 году стражи порядка даже вышли на митинг в центре Лондона с требованием индексировать их заработную плату в соответствии с инфляцией. В этом мероприятии приняло участие более 18 тысяч человек.

Сегодня в 24 из 39 графств Англии уровень преступности ниже среднеевропейского.

Слово «полиция» -- латинского происхождения и означает «гражданская администрация». Предтечей нынешних полицейских сил считается полиция Лондона, созданная в конце 20-х годов XIX века и своей главной задачей ставившая предотвращение преступлений.

Тогдашнему министру внутренних дел Роберту Пилю потребовалось семь лет, чтобы убедить парламент в необходимости такого подразделения. Лондон тех лет был городом Реджина и Оливера Твиста. Однако решение о создании полиции было продиктовано страхом не перед преступностью, а перед гражданскими беспорядками. Правительство Великобритании боялось революции. В начале XIX века восстания в Лондоне и других городах подавлялись войсками. В 1815 году лондонские преступники на три дня установили полный контроль над районом Вест-Энд, грабили и сжигали городские дома дворян, в том числе и дома министров. В 1819 году одиннадцать человек были убиты и сотни ранены, когда кавалерия напала на большой политический митинг в Манчестере. Данное событие вынудило герцога Веллингтона призвать к немедленному созданию гражданских полицейских сил для поддержания общественного порядка.

В 6 часов вечера во вторник, 29 сентября 1829 года, первые констебли полиции Лондона заступили на патрульно-постовую службу. В то время, головной офис полиции размещался в доме номер четыре на Уайтхолл, пять местных офисов - в центральной части Лондона. Полицейские носили тёмно-синие куртки и брюки, а также чёрные шляпы с кожаной тульей. Высокий кожаный воротник куртки предназначался для защиты от удушения. Столь характерное обмундирование было разработано для того, чтобы констебли как можно больше отличались от солдат. Каждый полицейский имел трещотку для вызова помощи, а единственным его оружием служила короткая дубинка.

На момент своего появления, полиция Лондона насчитывала 895 констеблей, 88 сержантов, 20 инспекторов и восемь суперинтендантов. При этом гражданский персонал полиции состоял всего лишь из пяти клерков, а район действия охватывал лишь центр города в радиусе 7 миль. Первые констебли практически не получали никакого обучения. Им просто предварительно показывали маршрут патрульной службы. Все они были снабжены отпечатанной инструкцией комиссара полиции. В инструкции отмечалось, что первой обязанностью констебля является предотвращение преступлений. В ней также говорилось, что стражи порядка обязаны быть вежливыми с людьми всех чинов и классов, быть выдержанными и не злоупотреблять своей властью.

Первыми комиссарами, которых в начале июля 1829 года выбрал Роберт Пиль, были 47-летний подполковник Чарльз Роан и 33-летний адвокат Ричард Мэйн. Комиссары имели в своём распоряжении меньше трех месяцев для того, чтобы наметить планы работы, рекрутировать необходимых людей и найти жильё для них. Роан, полагаясь на свой армейский опыт, разработал структуру полицейских сил, которая сохранилась, по большей части, до наших дней. Он же ввёл и базовую систему патрульно-постовой службы.

Зарплата обоих комиссаров в 1829 году была очень скромной -- 800 фунтов в год. Кроме того Роан, которого Пиль рассматривал как старшего, имел бесплатную квартиру в Скотленд-Ярде. Название «Скотленд-Ярд» было дано офису полиции, в реальности находившемуся по адресу 4 Whitehall Place, по той причине, что своей задней стороной он выходил на улицу с одноименным названием Скотленд-Ярд. В 1890 году полиция переехала в новую штаб-квартиру, в прекрасное здание на набережной Темзы, которое стало известным на весь мир под названием Новый Скотленд-Ярд.

Набиравшиеся в полицию рекруты должны были быть моложе 35 лет, обладать хорошим физическим здоровьем, быть ростом не менее 1,67 м, уметь читать и писать, иметь хороший характер. Сначала половина констеблей работала в ночную смену с девяти вечера до шести утра. Остальные работали в течение оставшихся пятнадцати часов. Констебль, который осуществил арест в ночное время, должен был оставаться на службе до тех пор, пока арестованный не предстанет перед судом. Существенными недостатками было то, что у полицейских не было еженедельного дня отдыха и даже пенсионной системы. Констеблям платили по три шиллинга в день, что составляло примерно половину зарплаты квалифицированного ремесленника в Лондоне. Неудивительно, что многие констебли были уволены в первые же годы за пьянство, кражи и вымогательство денег у арестованных. Другие через короткое время уходили на более высокооплачиваемую работу.

Жизнь первых констеблей была нелёгкой. На них часто нападали. Между полицией и солдатами из лондонских казарм нередко происходили стычки, инициируемые, как ни странно, самими армейскими командирами, боящимися сокращения численности армии мирного времени после создания новой полиции. Даже пожарные атаковали полицейских, если заставали их на месте пожара за тушением огня, так как это лишало их зарплаты. Первые попытки полиции управлять хаотическим транспортом Лондона поставили ее в еще более опасное положение.

Часто извозчики сбивали полицейских, управлявших уличным движением, -- такие действия поощряли работодатели. Газеты чуть ли не ежедневно публиковали преувеличенные и лживые отчёты о поведении полиции. Полицейским давали клички «Пилер» или «Бобби» - «в честь» министра Роберта Пиля. Радикальные газеты называли полицию «Кровавая банда Пиля», -- такое название вполне отражало настроение преступников и лондонской бедноты. Богатые горожане: купцы, банкиры и новое поколение промышленников, также ненавидели полицию, потому что она не соглашалась возвращать украденное имущество без некоторых вопросов к собственникам.

Полицейские должны были сами выступать в суде по своим делам. Когда один сержант арестовал мужа за избиение жены, магистрат осудил мужа и наложил на него небольшой штраф. Муж выдвинул против сержанта обвинение в нападении. Магистрат поддержал обвинение, и полицейский был приговорён к двум месяцам тюрьмы. Однако он не вышел из тюрьмы и после истечения этого срока, поскольку не смог оплатить судебные издержки. Нередко магистраты просто закрывали дела на тех лиц, которые обвинялись в нападении на полицейских. Так, главарь банды, проколовший констебля заострённым железным прутом, был оштрафован на 20 шиллингов, а пострадавший констебль был уволен из полиции по состоянию здоровья.

Тем, что полиция Лондона успешно прошла через начальный период своего существования, она обязана личным качествам Чальза Роуна и Ричарда Мэйна, а также самоотверженности, с которой рядовые полицейские выполняли свои обязанности.

В жизни английского общества велика роль полиции, которая входит в систему органов Министерства внутренних дел Великобритании. В основе организации полиции как правоохранительного органа находится административно-территориальное деление Великобритании.

Имеются некоторые особенности организации полиции в Лондоне. Здесь действуют Столичная полиция и Полиция лондонского Сити, обе структуры возглавляются комиссарами. Комиссар Столичной полиции назначается на должность Королевой Великобритании по рекомендации Министра внутренних дел. В Столичной полиции учреждены следующие должности: заместитель комиссара, помощник комиссара, заместитель помощника комиссара, коммандер, суперинтендент, главный инспектор, сержант, констебль. В Полиции лондонского Сити учреждены следующие должности: помощник комиссара, коммандер, суперинтендент, главный инспектор, инспектор, сержант, констебль. Столичная полиция обеспечивает охрану членов королевской семьи, членов Правительства Великобритании, сотрудников дипломатических правительств и консульских учреждений, а также координирует деятельность по расследованию террористических действий.

Подразделения полиции в административно-территориальных единицах Великобритании возглавляются главным констеблем. Подразделения полиции структурированы по функциональному признаку на отдельные группы, возглавляемые: помощником главного констебля по операциям и борьбе с преступностью, помощником по поддержке, помощником по кадрам и подготовке, главным администратором.

Полицию Великобритании обслуживает ряд центральных и региональных служб. К ним относятся: Общенациональная служба идентификации, Общенациональная служба разведданных по преступности (создана в 1992года), региональные группы по борьбе с преступностью, Общенациональный полицейский компьютер (PNC), Служба судебной экспертизы, Полицейский отдел научного развития, Научно-исследовательский отдел, Центр Министерства внутренних дел Великобритании по предотвращению преступности, Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством, Управление по жалобам против полиции.

Функции полиции выполняют и другие органы, не относящиеся к Министерству внутренних дел Великобритании. Так, охрану собственности и личного состава Министерства обороны Великобритании обеспечивает полиция Министерства обороны Великобритании, возглавляемая главным констеблем, который подчиняется Министерству обороны Великобритании. Британская транспортная полиция обеспечивает безопасность на железнодорожном транспорте и в метро. Она возглавляется главным констеблем. Полиция Управления Соединенного Королевства по атомной энергии обеспечивает охрану в Великобритании учреждений Управления по атомной энергетике и организации «Британское ядерное топливо». Она также возглавляется главным констеблем. Полиция королевских парков обеспечивает охрану королевских парков в Лондоне и возглавляется главным констеблем.

В наши дни, полиция Великобритании пользуется заслуженным доверием граждан и прекрасно справляется со своими задачами: уровень преступности Соединенного Королевства значительно ниже среднеевропейского.

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE POLICE FORCES IN GREAT BRITAIN И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Характеризуется современная структура полицейских органов Великобритании. Формулируется вывод, что такие полицейские подразделения, как Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью, Ассоциация начальников полиции, целесообразно создать в России.

Ключевые слова: территориальная полиция, специальная полиция, организованная преступность, полицейские ассоциации.

The paper describe the modern structure of police organs in Great Britain. The author comes to conclusion, that in Russia should be create police organs, such as Serious Organized Crime Agency, Association of Chief Police Officers.

Key words: territorial police, special police, organized crime, police associations.

Одной из задач сравнительного правоведения является изучение структуры зарубежных правоохранительных органов с тем, чтобы использовать полученную информацию для совершенствования отечественной правовой системы. Такая задача представляется наиболее актуальной в настоящее время, когда в России происходит реформирование органов полиции.

Особый интерес вызывает структура органов полиции Великобритании. Это обусловлено, во-первых, высокой степенью доверия, которое традиционно испытывает население Объединенного Королевства по отношению к полиции. Не последнюю роль в этом занимает умелая организация полицейской работы. Во-вторых, важно обратить внимание на полицейские органы, которые созданы в ответ на вызовы современной криминологической ситуации, и постараться ответить на вопрос о целесообразности их создания в России. В-третьих, следует отметить факт развития правоохранительных органов Великобритании в последние годы, что не получило отражения в предыдущих публикациях по этому вопросу.

Полиция Великобритании включает в свой состав, во-первых, органы территориальной полиции, которая выполняет основ-

ной объём полицейской работы. Такая полиция обслуживает определённые территории («полицейские районы»), действуя на основании Полицейского Акта 1996 г. (Англия и Уэльс), Полицейского Акта 1967 г. (Шотландия) и Полицейского Акта 2000 г. (Северная Ирландия). В этих актах сформулированы цели, организация, юрисдикция и ответственность органов территориальной полиции. В Англии и Уэльсе выделены 43 полицейских района, в Шотландии - 8, в Северной Ирландии - 1.

В Лондоне действуют два территориальных полицейских формирования: Городская полиция (The City of London Police) в центре Лондона и Скотлэнд-Ярд

(Metropolitan Police Service).

Во-вторых, самостоятельное место занимают силы специальной полиции. К ним относятся Британская транспортная полиция, полиция Министерства обороны, Военная полиция, Полиция по мирному атому, Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью. Последняя служба действует на основании Полицейского Акта о серьёзной организованной преступности 2005 г.

В-третьих, к полицейским относятся службы, не имеющие отношения к полиции, чьи сотрудники защищают закон.

© Клеймёнов И. М., 2011

В-четвёртых, в структуру полицейских органов включены разнородные формирования, основанные на старом законодательстве или обычном праве. Они контролируют определённую небольшую территорию (порты, парки) или мероприятие.

Главный отряд полиции Великобритании - констебли. Они имеют право на арест и обыск подозреваемого. Большая их часть служит в территориальной полиции. Также они в массовом порядке они представлены в специальных подразделениях: Транспортной полиции, Военной полиции и Полиции по мирному атому.

Многие нормативные правовые акты разрешают нанимать констеблей для специфических целей. Так появляется полиция по охране портов и доков, туннелей и лесов.

Если уголовными правонарушениями небольшой тяжести занимаются рядовые констебли, то раскрытием и расследованием серьёзных преступлений занимаются детективы - сотрудники департамента уголовных расследований (Criminal Investigation Department - СГО). CID - подразделение территориального полицейского формирования, члены которого имеют приставку «детектив» перед званием. Офицеры CID расследуют такие тяжкие деяния, как изнасилование, убийство, берглэри, мошенничество и другие преступления, требующие комплексного расследования. Детективы должны анализировать полученные доказательства, строить на их основе версии и проводить все необходимые действия от ареста до обвинения подозреваемого. Кроме расследования и обвинения, к полномочиям CID относится защита свидетелей .

Борьба с организованной, экономической преступностью относится к компетенции специальной полиции - Агентства по борьбе с серьёзной организованной преступностью (Serious Organized Crime Agency -SOCA). Оно является самостоятельной (организационно независимой) силовой структурой Соединенного Королевства, которая формально отнесена к Министерству внутренних дел.

С образованием SOCA в апреле 2006 г. ей были переданы функции таких служб, как Национальная антикриминальная бригада (National Crime Squad), Национальная служба

криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service), Национальное объединение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (National Hi-Tech Crime Unit), секция по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Королевской акцизной и таможенной службы (HM Revenue & Customs), Пограничная служба - в части компетенции противодействия организованной преступности в сфере миграции. Следовательно, SOCA решает задачи борьбы с отмыванием денег и торговлей людьми, наркобизнесом и организованной преступностью мигрантов, вооруженной и компьютерной преступностью.

Сотрудники SOCA обладают совокупностью полномочий констебля, офицера таможенной и миграционной службы в их различных комбинациях. Они не носят униформы и не подлежат проверке со стороны констеблей территориальной полиции в бытовых ситуациях (на дорогах, улице и пр.).

Штат SOCA около 4 200 сотрудников, в том числе 400 из них занимаются непосредственно управленческий деятельностью.

Высший рабочий орган - коллегия из 11 членов. Из числа тех, кто занят непосредственно в сфере борьбы с преступностью, половина занимается криминальными расследованиями, а другая половина фокусирует своё внимание на анализе и разведке. Главный офис Агентства (всего оно располагает 40 офисами по всему Соединенному Королевству) имеет расположение в Виктории, недалеко от Скотлэнд-Ярда. Другой лондонский офис Агентства расположен в Южном Лондоне рядом с Вестминстерcким дворцом и Секретной разведывательной службой (MI-6). Уже из этой дислокации видно, какое важное значение придаётся работе SOCA.

40 % усилий SOCA приходится на борьбу с наркотрафиком, 25 % - с организованной преступностью мигрантов, 10 % - с мошенничеством, 15 % - с другими видами организованной преступности и 10 % - на оказание помощи другим силовым структурам, в том числе за рубежом.

SOCA поддерживает контакты с Интерполом, Европолом и Шенгенской информационной системой.

В Шотландии существует собственная силовая структура с аналогичными функ-

циями - Агентство по борьбе с преступностью и наркотиками (The Scottish Crime and Drug Enforcement Agency-SCDEA). Эта специальная полицейская служба отвечает за предотвращение и пресечение деятельности опасных организованных групп, включая конфискацию прибыли, полученной в результате совершения преступлений. Агентство обладает необходимой степенью автономности. В то время как органы территориальной полиции подчиняются Правительству Шотландии через систему полицейской власти, Директор SCDEA несёт прямую ответственность перед Правительством и Парламентом Шотландии.

В Северной Ирландии выполнение задач по борьбе с организованной преступностью возложено на самостоятельное подразделение (The Organised Crime Task Force -OCTF). Оно создано в сентябре 2000 г. для стратегического управления и координации в сфере борьбы с преступностью на территории Северной Ирландии деятельностью целого ряда партнёрских субъектов: Полицейской службы Северной Ирландии, Королевской таможенной службы, SOCA, Коммерческой палаты Северной Ирландии, Федерации малого бизнеса, системы криминальной юстиции Северной Ирландии и др.

Специальной полицейской структурой является Британская транспортная полиция (British Transport Police - BTI), которая создана (в 1826 г.) для обеспечения безопасности на железнодорожных магистралях. В настоящее время она действует на основе Акта о железнодорожной и транспортной безопасности 2003 г.

В штате BTI около 3 тыс. полицейских офицеров, в сфере внимания которых сеть национальных и локальных железных дорог, а также лондонское метро. Это 10 000 миль железнодорожных путей и около 3000 станций и депо. Возглавляет BTI Главный констебль.

Полиция Министерства обороны (The Ministry of Defence Police - MDР) образована в 1971 г. путём слияния трёх управлений полицейских сил: военно-воздушных, сухопутных и военно-морских. Её функции связаны с обеспечением безопасности военных объектов, работой среди аттестованного и гражданского персонала Министерства обороны.

Полномочия сотрудников МБР широки и включают все права офицеров подразделений территориальной и специальной полиции. Полицию Министерства обороны не следует смешивать с Королевской военной полицией (Royal Military Police - RMP), которая является самостоятельной структурой.

Ключевыми направлениями работы МБР выступают:

Обеспечение армейской безопасности и контртеррористическая деятельность;

Расследование уголовных дел;

Сокращение преступности;

Международные контакты в сфере своей компетенции;

Обучение кадров.

МБР обеспечивает безопасность в 120 городах, в которых расположены важные объекты Министерства обороны (например, Королевский арсенал) и военной промышленности (в частности, по производству атомного оружия) .

Королевская военная полиция выполняет задачу обеспечения правопорядка среди военнослужащих. Она отвечает за расследование воинских преступлений, предупреждение массовых инцидентов в войсках, патрулирование гарнизонов, поддержание порядка на военных базах. Она ведет свою историю с 1241 г. Сотрудников RMP часто называют «красными беретами».

К специальным полицейским структурам относится Полиция мирного атома (Civil Nuclear Constabulary - CNC), на которую возложена ответственность за безопасность атомных станций и охрану транспортируемых атомных материалов для обеспечения производственного цикла и утилизации отходов .

Мощную поддержку работе полиции оказывает Национальное агентство по улучшению полицейской работы (The National Policing Improvement Agency - NPIA). В его задачи входит развитие (создание и внедрение в практику работы) новых информационных технологий и оказание помощи в подготовке кадров для органов полиции.

NPIA функционирует с 2007 г. Агентство объединяет деятельность ряда подразделений, включая Полицейскую информационно-технологическую организацию (The Police Information Technology Organisation - PITO) и

Центрекс (в том числе Национальный центр полицейского мастерства). PITO в настоящее время занимается внедрением технологии биометрической идентификации (в будущем она будет связана с создаваемым Национальным идентификационным регистром).

NPIA создано по рекомендации Ассоциации начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO) - в рамках реализации зеленой карты (green paper) «Совместное обеспечение общественной безопасности» . Агентство реализует следующие функции на государственном уровне:

Развитие информационных систем, таких как «Полицейский компьютер», «Идент-1», «Отпечатки пальцев и ладоней», «Базы ДНК»;

Обучение специалистов по расследованию преступлений в сфере высоких технологий;

Поиск и идентификацию коммуникационных сигналов через коммуникационные сети;

Разработку программ по смене поколений на всех уровнях полицейской службы;

Осуществление исследований, подготовка аналитических отчётов.

Последняя функция выполняется информационно-аналитическим подразделением NPIA, которое имеет собственную аббревиатуру - RAI (Research, Analysis and Information Unit). Его деятельность нацелена на снижение рисков сотрудников полиции, сохранение времени и денег и оптимизацию работы. RAI содержит и пополняет Национальную полицейскую библиотеку.

В составе NPIA состоит Бюро без вести пропавших. Оно разыскивает без вести пропавших лиц и индентифицирует неопознанные трупы. Бюро работает в контакте с полицией и другими организациями, помогая сделать работу по розыску без вести пропавших более эффективной.

Секция по анализу серьёзных преступлений NPIA (Serious Crime Analysis Section -SCAS) занимается изучением преступлений с использованием специальных критериев. Главное внимание уделяется анализу изнаси-

лований и других видов сексуального насилия, безмотивных и серийных убийств на сексуальной почве. SCAS получает файлы уголовных дел уже на ранних стадиях их расследования от всех силовых структур Соединенного Королевства (включая Шотландию и Северную Ирландию) и через информационные сети оказывает интеллектуальную помощь в их раскрытии. В целях выполнения этой ответственной и сложной задачи вся информация кодируется и размещается в информационной базе ViCLAS (Violent Crime Linkage Analysis System). Это - постоянный процесс, который имеет большое значение для эффективной деятельности SCAS.

В направлении оказания помощи силам полиции по расследованию преступлений работает также подразделение Операциональной поддержки (Crime Operational Support), которое имеет целый штат специа-листов-консультантов по различным направлениям, включая семейных социологов, сле-дователей-психологов и др. В целях расследования насильственных преступлений, связанных с оружием, активно используется национальная информационная база травм (The National Injuries Database - NID). Она содержит более 20 тыс. изображений ран, нанесенных жертвам убийств и сексуального насилия. Другая информационная база ViSOR (Dangerous Persons Database) содержит сведения о лицах, представляющих общественную опасностью .

Большую роль в улучшении работы полицейских сил играет вышеназванная Ассоциация начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO). В особенности её усилия заметны в области разработки стандартов полицейской деятельности, внедрения их в систему подготовки служащих полиции. Другое важное направление деятельности ACPO - разработка критериев эффективности работы полицейских органов. Здесь в последние годы произошло важное изменение - отказ от самооценки и признание главным критерием - оценки тех общин, которые обслуживают силы полиции .

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Формирование в полицейских органах Великобритании специальных подразделений по борьбе с организованной преступно-

стью - это ответ на вызовы современной криминологической ситуации. Целесообразно воссоздать такие подразделения в России, используя, в частности, организационный опыт зарубежных стран.

2. В подготовке полицейских кадров в России следует большее внимание уделить формированию информационно-аналитических навыков. Важно восполнить дефицит специалистов в области криминальной разведки, которые успешно работают в британских полицейских структурах.

1. The Serious Organised Crime Agency. - URL: http://www.soca.gov.uk (дата обращения:

2. The Ministry of Defence Police. - URL: http://www.mod.police.uk (дата обращения:

3. URL: The Royal Military Police // British Army Website (дата обращения: 17.04.2011).

4. What"s the Role of the Civil Nuclear Constabulary Where Do They Work? - Civil Nuclear Constabulary. - URL: http://www.Cnc.police.uk. 2009-03-25 (дата обращения: 17.04.2011).

5. Зеленая карта здесь понимается как предварительный документ, в котором намечены законодательные инициативы, первый шаг к изменению законодательства.

6. The National Policing Improvement Agency. -URL: http://www.npia.police.uk (дата обращения: 17.04. 2011).

7. Профессиональная этика английской полиции // Борьба с преступностью за рубежом. -М. : ВИНИТИ, 2010. - № 12. - С. 26-27.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация