Система органов и учреждений, исполняющих наказания. Исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы и их виды

Главная / Налоги

Они специально созданы для исполнения наказания. Находятся в 2-х министерствах – Минюст и Министерство обороны (дисциплинарные воинские части). Контроль за военнослужащим и запрет заниматься какой-то деятельностью. Наличие этих воинских частей обусловлено военным характером преступлений, в общей колонии он только испортился, а еще и потому, что он еще остается военнослужащим. В Минобороны (существует 5 дисциплинарных воинских частей).

Министерство Юстиции:

Уголовно-исполнительная система (УИС) функционирует в рамках минюста.

Основные структурнее элементы УИС закреплены в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (принят 21.07.1993):

    Органы управления . Три уровня:

    1. Центральный орган – ФСИН РФ. В соответствии с указом Президента от 13.10.04 («Вопросы ФСИН») утверждено положение о ФСИН. Согласно данному Положению, ФСИН РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Дополнительно ФСИН РФ осуществляет контроль по реализации принудительных мер медицинского характера, когда они назначены совместно с уголовным наказанием; отчасти осуществляют контроль за условно-досрочно освобожденными посредством мониторинга последних.

ФСИН РФ подведомственна Минюсту РФ. Директор ФСИН РФ – А.А. Рейнер.

Ранее ФСИН РФ именовалась ГУИН..1

      Межтерриториальные органы управления: управление по федеральным округам. Построение системы централизации и вертикали власти привели к тому, что такие органы есть.

      Территориальные органы управления: есть в каждом субъекте. В Кр – Главное управление ФСИН России по Красноярскому краю (Шаешников).

Перевод УИС из ведения МВД в ведение Минюста произошло на основании Указа Президента РФ 1 сентября 1998 года.

    Исправительные учреждения:

Исправительные колонии общего/строгого/особого режима : около 550 колоний + около 180колоний-поселений.

В РФ всего 7 тюрем. Отбывают наказания 2700 человек. Но также насчитывается около 50 помещений, функционирующих в режиме тюрьмы или СИЗО. Там отбывают наказания около 7 тысяч человек.

Воспитательные колонии: 11 тысяч человек в 132 колониях.

Лечебные исправительные учреждения: около 130 учреждений

    СИЗО (Следственные изоляторы). В Кре-ке СИЗО №1 (на Маерчака).

В Кр.кр СИЗО есть: в Норильске, Красноярске, Енисейске, Канске, Ачинске, Абакане.

В РФ 209 СИЗО.

    Уголовно-исполнительные инспекции: приблизительно 2750 в РФ. На учетах УИИ Кр.Кр. на 1.01.2010 состоит 16801 человек. По России – 534 тысячи человек.

    Лечебные, инструкторские, проекторские, учебные и проч. учреждения.

    Арестные дома – арест (не как мера уголовно-процессуального пресечения).

Правовому регулированию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также контролю их деятельности посвящена глава 3 УИК.

Таблица №2 .Субъекты исполнения уголовных наказаний. Статья 16 УИК !

Уголовные наказания (ст. 44 УК)

Субъекты, исполняющие/контролирующие исполнение наказаний

Судебные приставы-исполнители по месту жительства осужденного

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства (работы) осужденного, исправительное учреждение или дисциплинарная воинская часть; требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

Суд, вынесший приговор; требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Обязательные работы

Исправительные работы

Уголовно-исполнительная инспекция

Ограничение по военной службе

Командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие

Ограничение свободы

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного

Арестный дом

Специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями

Лишение свободы на определенный срок

Исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой.

Для лиц, указанных в статье 77 (ранее не отбывавших наказания) – следственные изоляторы.

Пожизненное лишение свободы

Исправительная колония особого режима

Смертная казнь

Учреждения уголовно-исполнительной системы

Контроль над деятельностью рассматриваемых учреждений осуществляется в следующих формах:

    Контроль со стороны органов государственной власти. Носит общий непредметный неперсонифицированный характер (контроль за соблюдением прав человека, за законностью и проч). необходим для формирования законодательной базы.

    Судебный контроль. Суд контролирует порядок исполнения своих же решений.

    Ведомственный контроль.

    Прокурорский надзор.

    Общественный контроль:

    1. С помощью СМИ

      С точки зрения различных общественных объединений и проч. «Общество матерей осужденных».

    Правозащитные организации. Носит более специализированный характер.

    Контроль со стороны международных правозащитных организаций, судебных органов и т.д.

Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».

При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами».

Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» - персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.

Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.

В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются: 1)

суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 2)

уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; 3)

командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих; 4)

командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих; 5)

дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6)

учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, - дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7)

администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 8)

орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию; 9)

органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.

Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.

Еще по теме § 1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания:

  1. 13. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ИНЫЕ виды уголовных НАКАЗАНИЙ
  2. 19. ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316. в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68), в виде ограничения свободы - исправительные центры (ч. 1 ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно в соответствии со ст. 73 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс РФ // "Российская газета" от 18.06.1996 г..

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России (ч. 12 ст. 16 УИК).

Для исполнения других уголовных наказаний специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных приставов-исполнителей; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - на суды. Аналогичное положение существует при исполнении наказаний в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ч. 12 ст. 16 УИК). Исполнение смертной казни осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 11 ст. 16 УИК), как правило, это следственные изоляторы и тюрьмы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно ст. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. наказание свобода приговор суд

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого режима. Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УК установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК).

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК).

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции.

На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных.

С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.В.Степашина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2012..

Важнейшая задача исправительных учреждений - организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

Для решения задач получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи.

Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условий отбывания наказания Михлин А.С. Селивестеров В.И. Уголовно-исполнительное право. - М., 2011..

Одна из задач исправительных учреждений - социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности - вытекает из положений действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), а также норм международных актов. В частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными рекомендуется принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в пенитенциарных учреждениях и обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, проводят оперативно-розыскную деятельность, кроме того, они обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, органам безопасности), что является законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами.

2 . Социально-правовое назначение и понятие контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью персонала; учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение.

Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придает особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью персонала одновременно служит средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству. Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях, имеющихся в них.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки Уголовно-исполнительной право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ, 2009. - С.173..

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимых реформ.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 16 января.. Регламентированный в данной главе, контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Дело в том, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Не исключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, -- основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов, В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.

По сферам деятельности, подвергающейся контролю, последний также может быть подразделен на отдельные виды. Применительно к исправительным учреждениям можно выделить контроль за деятельностью персонала в сферах обеспечения режима отбывания наказания, привлечения осужденных к труду, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, проведения воспитательной работы и обучения осужденных, их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.

В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаются контрольной деятельности, различаются и формы контроля. В их числе необходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической, ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование, обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личными делами осужденных, другими документами и т.п.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ

суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ - уго-ловно-исполнительной инспекцией органа внутренних дел; наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - уголовно-испол-нительной инспекцией, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Исполнение наказания военнослужащих возлагается на командование воинских формирований, дисциплинарные воинские части и гауптвахты.

Учреждения уголовно-исполнитель-ной системы, куда входят исправительные центры, арестные дома, колонии и тюрьмы, исполняют наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни (ст. 16 УИК). На учреждения и органы, исполняющие наказания, возложено: исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных: предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений. Наряду с этим они выполняют и ряд вспомогательных функций (применение к осужденным принудительных мер медицинского характера, взыскание материального ущерба, причиненного преступлениями, и т.д.).

Надзор за лицами, осужденными к ограничению свободы, осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением наказания в отношении осужденных к обязательным работам или исправительным работам, а также лишенных по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они ведут учет осужденных, проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, согласовывают с органами местного самоуправления вопросы о трудовом использовании осужденных.

В соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в системе органов Минюста введена служба судебных приставов. На них возлагаются задачи по обеспечению установления порядка деятельности КС, ВС, ВАС. судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. предусмотренных ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обеспечение процесса исправления осужденных для учреждений, исполняющих наказания, является приоритетной задачей.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) наряду с УИК определил основы деятельности этих учреждений, опирающейся на принципы законности, гуманизма и уважения прав человека.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законов учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами и организациями, взаимодействующими с учреждениями уголовно-ис-полнительной системы, а также гражданами. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК. В частности, в ст. 12 указывается: "осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.".

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, образуют в своей совокупности уголовно-исполни-тельную систему (далее - система). Решения о создании и ликвидации этих учреждений принимаются правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Руководство системой осуществляет Мин-юст. Финансируется система из республиканского бюджета. Законом установлено, что доходы от производственной деятельности учреждений и их предприятий после уплаты обязательных платежей в бюджет используются для улучшения содержания осужденных и социальной сферы учреждений. Вместе с тем в Законе подчеркивается: "Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда".

Охрана объектов, предназначенных для содержания и труда осужденных, осуществляется специальными подразделениями, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 13 Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и иных граждан, находящихся на их территориях; оказывать содействие органам милиции,осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать все средства исправления, предусмотренные УИК. Взаимодействие учреждений системы и

аппаратов милиции направлено на профилактику и предотвращение преступлений со стороны освобожденных из мест лишения свободы, в первую очередь со стороны рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также тех, кто в период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Согласно Закону учреждения, исполняющие наказания, имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и территориях, прилегающих к ним; требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, а также изымать запрещенные вещи и документы; в установленном законом РФ порядке вводить

режим особых условий; участвовать в целях обеспечения трудовой занятости осужденных в создании предприятий любых организационно-правовых форм;

применять и использовать в случаях и порядке, установленных Законом, физическую силу, специальные средства и оружие. Сотрудники системы выполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Международные правовые акты в области защиты прав человека и обращения с заключенными подчеркивают, что подбор сотрудников, их обучение, достижение ими тех высоких стандартов, которым должен соответствовать персонал учреждений, исполняющих наказания, являются первоочередными задачами пенитенциарной администрации (см. Европейские пенитенциарные правила).

Агамов Г.Д.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ" в других словарях:

    Органы государства, входящие в уголовно исполнительную систему. на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473 1 Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы возложена организация исправления осужденных … Энциклопедия юриста

    Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний Флаг Федеральной службы исполнения наказаний, 2005 г. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России (ранее Главное управление исполнения наказаний (ГУИН)) федеральный орган исполнительной… … Википедия

    - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих… … Большой юридический словарь

    Уголовно-исполнительная система - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об … Энциклопедия права Википедия

    Федеральный закон «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принят: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрен: Советом Федерации 25 декабря 1996 Подписан … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью. Содержание … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью … Википедия

УИК РФ Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация