Ограниченные вещные права пользования. Ограниченные вещные права. Другие вещные права

Главная / Налоги

Мы привыкли ругать наше государство и считать, что мамам из других стран живётся лучше. Однако, изучив от и до вопрос про декретные выплаты в 2018 году, я могу вас смело заверить, что в этом вопросе наша страна едва ли не впереди планеты всей по размеру и сроку, на протяжении которого платятся пособия в связи с рождением малыша, а также по сроку, в течение которого женщина может находиться дома с малышом с сохранением за ней рабочего места.

Зная это, начинаешь намного больше ценить то, что нам предоставляет государство, и уже не кажется, что этого мало. В общем, судите сами.

В нашей стране работающим мамам можно рассчитывать на следующие денежные выплаты:

  • единовременное пособие для беременных, успевших оформиться в женскую консультацию до срока 12 недель;
  • пособие по беременности и родам для мамочек;
  • пособие, выплачивающееся единоразово после рождения малыша (называется единовременным);
  • ежемесячное пособие по уходу за малышом до полуторагодовалого возраста.

Чтобы декретные были больше настолько, насколько это возможно, нужно:

  1. На момент написания заявления на отпуск по беременности и родам отработать минимум 2 года, желательно (но не обязательно) у одного работодателя. Если работодателей было несколько, нужно будет просто немного побольше побегать и пособирать справки.
  2. Чтобы заработная плата была полностью «белая». В этом случае работодатель уплачивает государству все страховые взносы на вас в полном объеме. Соответственно, и государство будет выплачивать вам все пособия в максимальных (в пределах размера вашей зарплаты) размерах.

Декретный отпуск в нашей стране состоит, по сути, из нескольких частей:

  1. Отпуск женщины по беременности и родам (в стандартном случае 70 дней до рождения крохи и 70 дней после этого радостного события). В это время выплачивается пособие по беременности и родам и небольшое пособие за раннее оформление в женской консультации. После успешных родов выплачивается единовременное пособие при рождении малыша.
  2. Отпуск по уходу за малышом до полуторагодовалого возраста. На этом этапе мамочке перечислят ежемесячное пособие по уходу за младенцем.
  3. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Начинается, когда крохе исполняется полтора года, но мама не спешит возвращаться на работу. Здесь уже никакие выплаты не производятся, но рабочее место за молодой мамочкой сохраняется.

Любите поругать наше государство? У меня этого желания поубавилось, когда я узнала, как с такими вопросами обстоят дела в других, якобы даже более развитых, странах. Смотрите и поражайтесь со мной за компанию.

Декретный отпуск и выплаты в других странах

Итак, чтобы вас шокировать с порога, сообщаю: в самых благополучных (на первый взгляд) США и Австралии не предусмотрено ни выплат от государства в связи с рождением ребенка, ни декретного отпуска как такового! Чтобы не бежать на работу из роддома, женщины выкручиваются с помощью страховки, получая больничный с формулировкой типа «временной потери трудоспособности» на срок до 6-8 недель.

В Испании, Франции и на Кипре декретный отпуск оплачивается и длится до 4 месяцев после родов. После этого кроху или отдают в платные ясельки, или нанимают няню.

В Таиланде и ряде других азиатских стран декретный отпуск длится 3 месяца, и только полтора из них оплачиваются государством.

В Турции, Бразилии и ряде стран Латинской Америки отдыхать после родов можно 6 месяцев с частичным сохранением зарплаты.

В Великобритании, Канаде, Финляндии, Норвегии оплачиваемый декрет может длиться в среднем до года.

В Африканских государствах, как правило, женщинам после родов предоставляется больничный до 2 месяцев, однако никакие выплаты не производятся.

Таким образом, после примеров, когда в США не платят вообще ничего и не дают возможности побыть с ребенком и четырёх месяцев после его рождения, а в благополучной Европе, хотя и платят, но быть дома с малышом можно только до достижения им годовалого возраста, совсем другими глазами смотришь на все наши пособия, возможность сидеть в оплачиваемом декрете аж до полутора лет, а в неоплачиваемом – до трёх!

Такие преимущества в мире надо ещё поискать, и сейчас всем известные слова о том, что мы живём в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют, уже не кажутся мне смешными. По крайней мере, в вопросах декретных выплат и отпуска – у них есть все основания нам завидовать!

Единоразовое пособие за раннее оформление в женской консультации

Размер этого пособия в 2017 году проиндексирован и составляет 300 руб.

Правом на его получение обладают все женщины (в том числе безработные, учащиеся), которые встали на учёт по беременности в женскую консультацию в срок до 12 недель.

Пособие по беременности и родам

Право получать его есть у работающих по трудовому договору женщин, индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, студенток ВУЗов и научных учреждений, а также не работающих беременных.

Срок отпуска по беременности и родам в типовой ситуации равен 70 дням рождения крохи и 70 дням после этого. Однако, если роды были сложные, срок после родов может быть увеличен до 86 дней. В случае же, если рождалась двойня или тройня, мамочке на отпуск полагается 84 дня до рождения карапузов и целых 110 дней после такого масштабного пополнения.

Главный документ для оформления этого отпуска – больничный лист, который открывает гинеколог в женской консультации. В нём врач указывает предположительный период утраты нетрудоспособности.

Если же при родах возникли неожиданные сложности, то врач в родильном доме оформляет дополнительный больничный лист, в котором указывает, к примеру, 86 дней вместо 70. Все эти документы мамочка потом отнесёт работодателю.

Размер пособия по беременности и родам равен среднемесячному заработку работающей женщины за 2 последних года. Если рассчитать пособие нужно студентке, то за расчёт берется размер стипендии. У неработающей мамы расчёт производится исходя из минимального размера оплаты труда, который с 1 июля 2017 составляет 7800 руб., а с 1 июля 2016 года был 7500 руб.

При расчёте среднего заработка принимаются во внимание все виды выплат, которые работодатель производил в пользу женщины официально, то есть не только оклад, но и все виды премий (включая годовые, квартальные, а также ежемесячные), при условии, что с них работодателем были уплачены все взносы. При расчётах вычитаются дни, когда женщина пребывала на больничном.

Однако, эта сумма не безгранична, и её максимальная величина, которая может быть взята в расчёт при исчислении размера пособия, составляет 755 000 руб. начиная с 01.01.2017.

Пример 1 расчета: Марина перед уходом в декрет работала в ООО «Ромашка» 2 года. За первый год её общий доход составил 420 000 руб., за второй – 480 000 руб. Общая продолжительность расчётного двухлетнего периода в соответствии с законом 731 день. Однако за последние 2 года Марина была 2 раза на больничном, 8 дней и 10 дней. Беременность стандартная, роды без осложнений, таким образом, больничный составляет 70 дней до рождения карапуза и 70 после пополнения.

  1. 420 000 руб. (доход за первый год) + 480 000 руб. (доход за второй год) = 900 000 руб.
  2. 900 000 руб. / 731 – 18 (дни больничных за 2 года) = 1262 руб.
  3. 1262 руб. х (70 + 70) = 176 680 руб.

Итого, размер пособия по беременности и родам составит 176 680 руб.

Эту выплату женщина получит ориентировочно спустя 12-14 дней после оформления больничного листа с связи с уходом в декрет. На первый взгляд много, однако нужно быть аккуратной и распределить эти деньги исходя из того, что следующие выплаты (в том числе пособие по уходу за ребенком) будущая мамочка получит уже только после родов, предоставления работодателю и оформления всех необходимых документов.

Единовременное пособие при рождении крохи

Право получить единоразовое пособие имеют оба родителя, но получить его может кто-то один из них на их усмотрение.

В 2017 году размер данного вида пособия проиндексирован и составляет 8 000 руб. на каждого родившегося ребенка.

Таким образом, счастливая мамочка двойняшек получит 16 000 руб.

Ежемесячное пособие до полутора лет

Правом получать это пособие обладают и работающие, и безработные. Однако во втором случае придётся выбрать, что получать: пособие по уходу за ребенком до полутора лет, или пособие по безработице (если женщина его получает).

Как очевидно из названия, срок выплаты пособия ограничен временем, когда крохе стукнет полтора годика.

На ежемесячное пособие могут претендовать не только родители ребенка, но также иные лица (родственники, опекуны), осуществляющие фактический уход за крохой. В этом случае нужно будет собрать справки о том, что все остальные лица это пособие не получают.

Размер пособия для безработных и студентов равен 1500 руб. для первого ребенка. 3 000 руб. полагается на второго ребенка неработающей маме, а также на всех последующих. Это минимальная сумма выплаты, гарантированная государством.

Для работающих по трудовому договору пособие выплачивается в объёме 40% среднемесячной зарплаты за крайние 2 года. При этом размер пособия не может быть ниже, чем у безработных и студентов.

Законом установлен коэффициент 30,4, на который умножается средняя дневная зарплата для расчета размера пособия.

Важно успеть обратиться за назначением ежемесячного пособия в срок до 6 месяцев с момента окончания отпуска по беременности и родам.

Однако, на практике молодым родителям всегда нужны деньги, и мамочки обращаются за назначением денежных выплат первым же делом после того, как переступят порог дома после родильного отделения.

Список документов для назначения ежемесячного пособия установлен законом:

  • Свидетельство о рождении крохи с копией;
  • Свидетельства о рождении старших детей (если имеются) с копиями;
  • Справки из соцзащиты (если безработный) или от работодателя второго родителя о том, что он не получает ежемесячное пособие и не использует отпуск по уходу за ребенком.
  • Справки с предыдущих мест работы о размере среднемесячного заработка.

Пример 2 расчета: Средняя дневная зарплата Марины из предыдущего примера составляет 1262 руб. Рассчитаем для неё ежемесячное пособие по уходу за малышом до полуторагодовалого возраста.

  1. 1262 руб. х 30,4 (коэффициент, установленный законом) = 38 364 руб.
  2. 38 364 руб. х 40 / 100 = 15 345 руб.

Таким образом, Марина будет получать 15 345 руб. ежемесячно до достижения крохой возраста полутора лет.

Ещё немного юридических тонкостей по вопросам декрета вы найдёте на видео.

При таких комфортных условиях вполне возможна ситуация, когда мама захочет уйти из декрета в декрет, не выходя на работу вовсе.

Такое возможно, причём не раз и не два, и в этом случае государство защищает интересы мамы и младенца, устанавливая правило, согласно которому по заявлению женщины при расчетах всех пособий и выплат производится замена лет: вместо 2 крайних для расчета берутся 2 года, предшествующие самому первому декрету.

В такой ситуации на второго ребенка работающей маме будет перечислено не меньше денежных средств, чем на первого.

Кстати говоря, лично я так и сделала: ушла из декрета в декрет, не возвращаясь на работу вовсе. Заранее я такой план не составляла, но аппетит, как известно, приходит во время еды. И вот теперь мне уже и третий малыш кажется чем-то более приятным и значимым, чем возвращение в офис. Поэтому, кто его знает, как повернётся жизнь – у меня ещё 2 года впереди, пока Еве не стукнет 3. А у вас были какие-то сложности с уходом в декрет?

Помню, в своё время я оббегала не один магазин в поисках детской кроватки и коляски для малыша. В итоге купила всё в Дочках-Сыночках. Сейчас этот процесс упростился до невозможности, потому что всё, что нужно для грудничка, есть в , ещё и выбор в нём намного больше, чем в офлайн-магазинах, а цены — ниже! Сейчас частенько заказываю у них по акциям подгузники, баночное питание и кашки. Всем советую для экономии денег, времени и нервов!

VK https://vk.com/babylifestyle

Согласно Федеральному закону N 255-ФЗ будущим мамам полагаются определенные выплаты. Это, прежде всего, оплата больничного (последние недели беременности, роды, период после родов). Из статьи вы узнаете, кто имеет право на получение этого пособия, официально носящего название по беременности и родам, и как рассчитать сумму декретных в 2017 году.

Что такое декретные?

Пособие по беременности и родам — единовременное пособие при рождении ребенка.

При расчете декретных учитывается количество дней в больничном листе , число которых зависит от следующих обстоятельств:

  • Если рождается 1 малыш , то общее количество дней в больничном составляет 140 (формула простая: 70 дней до родов, 70 дней после родов ).
  • Если рождение малыша было связано с какими-то осложнениями, количество дней по больничному листу увеличивается на 16 .
  • Если в семье большое пополнение – 2 или более малышей , то количество дней больничного еще больше: 84 дня до родов, а после родов – 110 дней .

Кто может получить декретное пособие в 2017 году – максимальный и минимальный размер выплат декретного пособия

  • Работающие беременные женщины, подлежащие обязательному медицинскому страхованию.
  • Безработные беременные , которые обязательно должны быть зарегистрированные в службе занятости по району проживания.
  • Женщины, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя . В этом случае необходимо, чтобы в течение последних полгода (как минимум) отчислялись взносы в Фонд социального страхования.
  • Студентки учебных заведений, обучающиеся на очных отделениях (вне зависимости на бюджете они обучаются или платно).

От чего зависит размер декретных?

Что касается размера декретных, то при его расчете учитывается средний заработок женщины за последние два года . У работающих женщин берется средний заработок, у студенток очной формы обучения – стипендия, у женщин, которые работают по контракту в рядах ВС РФ, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на таможне – размер денежного довольствия.

С 1 января 2016 года внесены изменения по минимальному и максимальному размеру пособий:

  • минимальный – 28 555,80 руб.;
  • максимальный – 248 164 руб.

Согласно законодательству с пособия по беременности и родам НДФЛ не удерживается.

Оформление декретного пособия в 2017 году: какой список документов надо собрать работающим, безработным, студенткам для получения выплат

Для того, чтобы оформить и затем получить пособие по беременности и родам, необходимо приготовить пакет следующих документов :

  • заявление от имени женщины на получение пособия;
  • больничный лист , который предоставляет женская консультация.

Куда беременные женщины должны предоставлять документы для оформления декретных выплат?

Работающие женщины представляют эти документы работодателю, студентки учебных заведений – в деканат. Неработающие обращаются в социальные службы по месту жительства.

Расчет декретных в 2017 году – как самостоятельно рассчитать сумму пособия в декретном отпуске

  • Проще всего рассчитать декретные для постоянно работающей женщины , так как в этом случае учитывается ее средний заработок за последние два года. Следовательно, для расчета пособия в 2017 году, берется размер средней зарплаты за 2015 и 2016 годы. При этом необходимо учесть, что помимо заработной платы для начисления учитываются всевозможные премии, выплаты, надбавки и коэффициенты, материальная помощь, если они имели место и были зафиксированы. В расчет не включаются больничные листы, другие декретные. Обязательно надо учитывать доходы и от других работодателей, для чего в бухгалтерию необходимо представить справку о среднем заработке.
  • Если женщина находилась в отпуске по уходу за малышом или в декрете предыдущие 2 года (даже если это будет один-два дня, приходящиеся на год), то возможна замена данного года на предшествующий ему год (замена производится по заявлению).
  • Если женщина до ухода в декрет работала в двух организациях или на двух предприятиях , то документы на пособие подаются только в одно место. При этом обязательно нужно будет представить справку, что другие работодатели выплату пособия по беременности и родам не производят.

Важно!

Важно знать, что свои пределы есть и у среднего заработка для расчета пособия по беременности и родам. Так, размер пособия не может быть больше показателя, который определяется путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов. 730 – полное число дней, которое женщина отработала за два года (если год високосный, то тогда 731). Но это только в случае, если у нее не было больничных, отпусков и прочих дней, с которых не берется отчислений во внебюджетные фонды на обязательные виды страхования.

Что делать и как правильно рассчитать декретные, если стаж работы на последнем месте менее 2 лет?

Ситуации, когда стаж работы беременной женщины на последнем месте работы меньше 2 лет, нередки, и женщины должны знать все детали и тонкости, чтобы получить пособие.

Согласно существующим положениям, размер декретного пособия не должен быть меньше МРОТ.

Что такое предельная величина базы?

Чтобы правильно рассчитать размер пособия, необходимо также учесть еще такие показатели как предельная величина базы, используемая для начисления страховых взносов. Данный показатель не является постоянным, он все время изменяется и для каждого года разный. Для предшествующих 2016 году лет он равен:

  • 2013 год – 568 000 рублей;
  • 2014 год – 624 000 рублей;
  • 2015 год – 670 000 рублей.

Для чего необходим данный показатель? При расчете пособия учитываются доходы женщины, но при этом общая сумма доходов за определенный год не должна превышать предельную величину базы на данный год.

Как пример: если у женщины за 2013 год общий доход составил 570 000 рублей, то все расчеты будут производиться исходя из суммы 568 000 (предельного показателя на 2013 год).

Образец расчета декретных в 2017 году

Допустим, у гражданки Завьяловой декретный отпуск начинается в апреле 2017 года. До декрета она работала постоянно, поэтому берутся в расчет два года – 2015 и 2016. При этом в 2015 году у нее было два больничных листа 7 и 10 дней, итого – 17 дней. Доход за 2015 год составил 340 тысяч рублей, за 2016 – 480 тысяч. Предельные величины по годам не превышены. Количество дней за два года 730. Вычитаются дни больничных, что дает в итоге 713 дней.

Расчет среднедневной заработной платы :

340+480/713=1150 руб.

Расчет размера декретных:

1150 х 140 дней декрета=161 000 руб.

Документы для предоставления в ФСС для расчета декретных ИП

В первую очередь для получения пособия по беременности и родам для женщины ИП необходимо:

  1. Выполнить регистрацию в качестве добровольного страхователя . Для этого необходимо предоставить в ФСС заявление (имеется установленная форма), а также копию паспорта ИП. В течение пяти дней Фонд должен произвести регистрацию страхователя, а затем уведомить его о данной процедуре.
  2. Уплатить страховые взносы . В случае, если в декрет женщина собирается в 2017 году, то страховые взносы должны быть уплачены за 2016 год. Сумма взносов рассчитывается исходя из формулы: МРОТ х ставка отчислений в ФСС х 12 месяцев. Ставка отчислений равняется 2,9%.

Для получения декретного пособия в ФСС предоставляются следующие документы:

  • заявление от ИП в произвольной форме на получение пособия;
  • больничный лист, полученный в женской консультации.

Расчет пособия осуществляется исходя из размера МРОТ.

Рождение ребенка – это не только большая радость, но и большая ответственность, и, что немаловажно, большие финансовые расходы. Покупка коляски, кроватки, манежа, погремушек, комбинезонов, ползунков, памперсов, питания и множества иных вещей зачастую способна «съесть» львиную долю семейного бюджета. Чтобы облегчить семье тяжкое бремя расходов на малыша, государство осуществляет декретные выплаты. На какие суммы может рассчитывать семья, какие максимальные декретные выплаты в 2017 году может получить молодая мама – в нашей статье.

Декретные выплаты в 2017 году

Для начала необходимо четко понимать, что представляют собой эти выплаты. Итак, декретные выплаты – это форма государственной помощи, социальное пособие, претендовать на которое может молодая мама. Это пособие выплачивается как в период беременности, так и в период декретного отпуска.

Первое, что необходимо сделать будущей маме, – подать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам в бухгалтерию (или отдел кадров) по месту работы. Заявление подается вместе со справкой из женской консультации, в которой врач зафиксирует «интересное положение» будущей матери. Эти две бумаги – заявление и справка – станут основанием для оплаты 140 дней (если все сложится благополучно) декретного отпуска.

Вообще, продолжительность декретного отпуска по закону может быть разной:

Расчет максимальной суммы декретных выплат в 2017 году

Как известно, никаких изменений в расчете и выплате декретных в 2017 году не будет. Формула и методика расчета пособий остаются прежними, а потому те, кто планирует рождение ребенка в 2017 году, могут попытаться рассчитать максимальную сумму декретных самостоятельно.

Для определения максимального размера декретных в 2017 году берется средний заработок за предыдущие два года, то есть за 24 месяца до даты выхода в отпуск. На основании справки о доходах из бухгалтерии предприятия рассчитывается средний заработок за день. Полученная цифра умножается на 140 (или 156, или 194 – количество дней в декретном отпуске); итоговая сумма и будет той, что причитается будущей мамочке. Правда, и тут есть свое «но» - государство установило верхний предел получаемых сумм:

  • если отпуск составил 140 дней – максимальная сумма выплат – 248 164 руб.;
  • если отпуск равен 156 дней – максимальная сумма составит 276 526 руб.;
  • если отпуск продлился 194 дня – максимальная сумма декретных в 2017 году – 343 884 руб.

Бонусом можно назвать возможность подать на выплаты сразу от двух и более предприятий, если женщина трудилась на нескольких работах.

Государством регулируется срок получения декретных выплат в 2017 году. Для того чтобы получить государственную помощь, женщина должна предоставить необходимые документы в срок до шести месяцев с момента окончания декретного отпуска. То есть если вы не получили денежное пособие, то в срок 6 месяцев плюс 70, 86 или 110 дней после рождения ребенка вы должны написать заявление на материальную помощь.

Однако если будущая мать не работала в течение двух лет до выхода в декрет или попала под сокращение, то в этом случае ей положена лишь минимальная выплата – 4611 руб.

Ежемесячные выплаты

В предыдущем пункте мы говорили о разовых выплатах. Однако молодым матерям положено и ежемесячное денежное пособие, которое выплачивается регулярно до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Эта выплата носит название пособия по уходу за ребенком. Рассчитывается оно достаточно просто – 40% от средней заработной платы с вашего последнего места работы. Законодательно установлен минимальный и максимальный порог этой суммы.

  • минимальная ежемесячная выплата по уходу за ребенком – 2570 руб.;
  • максимальная ежемесячная выплата – 215 000 руб.

Если мать решает продлить свой отпуск по уходу за ребенком уже после того, как малышу исполнилось полтора года, то государство выплачивает ежемесячно по 500 руб. до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Помимо этих декретных выплат будущая мама в 2017 году может рассчитывать и на еще один вид пособия – государство выплачивает пособие в размере 15 382 руб. Эта сумма выдается по достижении ребенком двухнедельного возраста и выплачивается лишь единожды.

1. Ограниченное вещное право как право на чужую вещь

Для ограниченных вещных прав такое положение исключено: их характер и содержание определяются непосредственно законом, а не договором с собственником, тем более что их возникновение может происходить и помимо его воли. Закон сам устанавливает все их разновидности и определяет составляющие их конкретные правомочия (содержание) исчерпывающим образом (numerus clausus). Данное обстоятельство составляет четвертый важнейший признак ограниченных вещных прав (которым нередко пренебрегают многие отечественные исследователи).

Ведь ограниченные вещные права, будучи необходимым и полезным гражданско-правовым институтом, одновременно несут в себе опасность для права собственности: нередко они существенно связывают, обременяют собственника, ограничивая его хозяйственное господство над вещью на весьма длительный, иногда на неограниченный срок. Как указывал И.А. Покровский, "истинной ценой, которою покупается каждое подобное ограниченное право на чужую вещь, является урезанное, морально и экономически подорванное право собственности". Поэтому такие права допускаются законом лишь при наличии особых оснований, причем он сам, непосредственно определяет и их виды, и их конкретное содержание, тогда как "частная автономия может проявлять себя только в выборе их".

В германской цивилистике, наиболее последовательно закрепившей и использующей классические основы пандектного учения об ограниченных вещных правах, обычно подчеркивается и другая сторона дела: в силу своего абсолютного характера такие права действуют в отношении всех третьих лиц и должны соблюдаться ими, а для этого требуется осведомленность о содержании и видах указанных прав. Участники имущественного оборота вправе также заранее точно знать, с чем они имеют дело, в частности, при приобретении "обремененной" вещи. Поэтому здесь прямо запрещено изменять договором содержание ограниченных вещных прав или создавать их новые разновидности, неизвестные закону.

При этом ГК в п. 1 ст. 216 в качестве ограниченных вещных прав прямо называет лишь некоторые из этих групп. В действительности ими, однако, не исчерпываются предусмотренные как Гражданским кодексом, так и другими законами иные вещные права. Другое дело, что эти законы, в особенности Земельный и другие природоресурсные кодексы, будучи по своей юридической природе актами публичного, а не частного (гражданского) права, тем не менее вмешиваются в регулирование не входящих в их предмет отношений, нередко искажая традиционные цивилистические конструкции. Данное положение следует отнести к издержкам формирования нового российского законодательства.

Вместе с тем перечень ограниченных вещных прав остается прямо предусмотренным законом и в этом смысле продолжает быть исчерпывающим. Никаких иных вещных прав, кроме прямо установленных, законодательство не допускает, и создать их или изменить их содержание в результате соглашения (договора) участников имущественного оборота невозможно. Тем самым можно сказать, что и в отечественном правопорядке действует важнейший для юридической характеристики ограниченных вещных прав принцип "numerus clausus" (исчерпывающий перечень) их видов и содержания.

Иное дело, что по мере развития законодательства этот перечень может изменяться и дополняться. Так, преимущественное право покупки недвижимой вещи или доли в праве собственности на нее при придании ему законом свойств права следования вполне может быть квалифицировано как ограниченное вещное право. В этом же качестве может быть рассмотрено и право получателя ренты, обременяющей недвижимость, а также право покупателя предприятия (имущественного комплекса) распоряжаться приобретенным имуществом еще до его полной оплаты или до государственной регистрации данной сделки "в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых предприятие было приобретено" (п. 3 ст. 564 ГК).

Отдельные виды ограниченных вещных прав

1. Сервитуты

Это классическая группа ограниченных вещных прав , ряд из которых имеет уже многовековую историю . К ним прежде всего относятся (сервитутные права), которые чаще всего могут иметь объектом (обременять в том или ином отношении) земельные участки, например, путем предоставления субъекту такого права возможности прохода или проезда через чужой земельный участок и т.п.

Так, при обращении залогодержателем взыскания на заложенный земельный участок может оказаться, что на нем расположено здание или сооружение залогодателя, не находившееся в залоге . В этом случае залогодатель получает сервитут на ту часть земельного участка, которая необходима ему для использования оставшегося у него здания или сооружения в соответствии с их назначением. Сервитутные права в отношении земельного участка могут возникать и у арендаторов находящихся на них зданий и сооружений на срок действия договора аренды (ст. ст. 652, 653 ГК). Все эти сервитуты называются земельными, а их правовой режим наряду с гражданским определяется также земельным законодательством (ср. ст. 274 ГК и ст. 23 ЗК).

Сервитуты могут иметь объектом и другие виды недвижимости , "ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком" (ст. 277 ГК), например право использования подсобных помещений и лестничных площадок здания. Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации (п. 1 ст. 274 ГК), а также для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, работ по устройству подпорных стен и ремонту общих стен и др. (п. 3 ст. 64 Градостроительного кодекса). В этой связи законодательство говорит о строительных сервитутах.

Природоресурсное законодательство закрепляет не только земельные, но также водные и лесные сервитуты. Водные сервитуты в виде прав на забор воды, водопой скота, осуществление паромных и лодочных переправ через водные объекты по соглашению с их собственниками предусмотрены ст. ст. 43 - 44 Водного кодекса РФ. Статьей 21 Лесного кодекса предусмотрены лесные сервитуты в виде ограниченных прав пользования участками леса.

Сервитут обязывает собственника обремененной им недвижимости претерпевать определенные ограничения своих прав, но он не может выражаться в возможности требования от собственника "служебного" (обремененного) земельного участка или иного объекта недвижимости совершения каких-либо положительных действий в пользу сервитуария (собственника господствующего земельного участка и т.п.). Вместе с тем он может состоять как в ограниченном праве пользования чужой недвижимостью ("положительный сервитут"), так и в запрете совершения определенных действий собственником обремененной недвижимости ("отрицательный сервитут"), например в запрете возведения на обремененном сервитутом земельном участке построек или сооружений определенного типа, высоты и т.п.

В нашем праве сервитуты обычно устанавливаются по договору с собственником обременяемой недвижимости (но по требованию заинтересованного лица они могут быть установлены судом в принудительном порядке); как правило, носят возмездный характер; могут быть как срочными, так и постоянными (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК; п. п. 1, 4, 6 ст. 23 ЗК). Сервитуты как права на недвижимости подлежат государственной регистрации, только после которой они вступают в силу.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка или иной недвижимости, в отношении которой он установлен. Если в результате обременения сервитутом земельный участок не может использоваться собственником в соответствии с его назначением, последний вправе требовать по суду прекращения сервитута (п. 2 ст. 276 ГК). Поэтому сервитут не может полностью лишать собственника имеющихся у него возможностей, превращая его право собственности в jus nudum - "голое право".

В современном отечественном законодательстве появилась также категория "публичных сервитутов", внесенная в него актами приватизационного законодательства и широко используемая законами о земле и других природных ресурсах. Например, в соответствии со ст. 43 Водного кодекса "каждый может пользоваться водными объектами общего пользования", а согласно ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса "граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде".

Таким образом, главную особенность этих сервитутов составляет отсутствие у них конкретных управомоченных лиц, в силу чего они и не могут стать субъективными вещными правами . Они устанавливаются по решению органов публичной власти в общественных и иных публичных интересах (а по правилам п. 2 ст. 23 ЗК - еще и "с учетом результатов общественных слушаний", что немыслимо для частноправового института). Ясно также, что в силу полной неопределенности круга правообладателей такой сервитут не может быть и зарегистрирован в качестве ограниченного вещного права. В действительности "публичный сервитут" представляет собой не ограниченное вещное право, а общее ограничение права собственности (в том числе публичной) на конкретный объект недвижимости - земельный участок, участок лесного фонда или водный объект - и именно в этом качестве подлежит государственной регистрации.

2. Иные ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков

Наряду с сервитутами закон устанавливает также ограниченное вещное право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в публичной собственности, которое может принадлежать только гражданам (ст. 265 ГК; ст. 21 ЗК), а также право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками, субъектом которого могут быть как граждане, так и юридические лица (ст. 268 ГК; ст. 20 ЗК).

Правда, нормы Земельного кодекса не допускают появление таких ограниченных вещных прав после 30 октября 2001 г. (времени введения его в действие), но сохраняют те из них, которые возникли до этого момента. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки теперь могут предоставляться лишь государственным и муниципальным учреждениям либо казенным предприятиям (п. 1 ст. 20 ЗК).

Право наследственного владения, известное еще римскому праву как эмфитевзис (по сути - бессрочная аренда), имело аналог в дореволюционном российском гражданском праве в виде чиншевого права. Появление пожизненного наследуемого владения (как и постоянного (бессрочного) пользования) в современном российском праве стало известным компромиссом в весьма острых спорах о допустимости и границах частной собственности на землю.

Как право пожизненного наследуемого владения, так и право постоянного (бессрочного) пользования могли возникать только в отношении земельных участков, находившихся в государственной и муниципальной (публичной), но не в частной собственности (поскольку частная собственность на землю в то время почти отсутствовала). Этим они принципиально отличаются от своих исторических аналогов. Основанием их возникновения служит акт органа публичной власти.

Правда, согласно п. 1 ст. 271 ГК собственник здания, строения или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, в силу этого обстоятельства также приобретает право постоянного пользования соответствующей частью такого участка, но и в этом случае речь пока обычно идет о земельном участке, находящемся в публичной собственности. Их появление возможно также при продаже недвижимости, находящейся на не принадлежащем отчуждателю земельном участке (п. 3 ст. 552 ГК), либо при продаже застроенного земельного участка с сохранением за отчуждателем права собственности на соответствующие строения (ст. 553 ГК).

По содержанию оба рассматриваемых права совпадают, различаясь в основном лишь субъектным составом. Они предоставляют своим субъектам возможности владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в публичной собственности, в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении такого участка, включая возможность возведения на участке зданий, сооружений и других объектов недвижимости ("право застройки"). При этом именно пользователь, а не собственник земельного участка становится и собственником таких объектов (п. 2 ст. 266, п. 2 ст. 269 ГК), ибо в условиях господства государственной собственности на землю не может действовать классический принцип superficies solo cedit ("строение следует за землей", т.е. всегда принадлежит собственнику земельного участка). С развитием земельной частной собственности этот принцип также постепенно начинает возрождаться (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК).

В обоих случаях теперь не допускается распоряжение земельными участками, за исключением возможности передачи по наследству земельного участка, находящегося в пожизненном наследственном владении (п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 20 ЗК). Ранее субъекты этих прав были лишены только возможностей отчуждения предоставленных им земельных участков, но могли сдавать их в аренду и в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 267, ст. 270 ГК). Вместе с тем граждане - владельцы и пользователи таких земельных участков вправе приобрести их в собственность, причем один раз - бесплатно (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21 ЗК), что является особым способом приватизации этого публичного имущества.

Право застройки чужого земельного участка (аналог римского суперфиция) заключается в возможности возведения на нем зданий, сооружений и других объектов недвижимости, становящихся при этом собственностью застройщика. В таком виде право застройки существовало у нас в условиях наличия исключительной собственности государства на землю до 1948 г. (ст. ст. 71 - 84 ГК РСФСР 1922 г.).

Традиционно же суперфиций определяет также и содержание прав застройщика на возведенный им на чужом земельном участке объект недвижимости, поскольку в обычном правопорядке застройщик лишен возможности стать собственником в силу действия принципа superficies solo cedit. В настоящее время право застройки в качестве самостоятельного ограниченного вещного права в нашем законодательстве отсутствует, составляя лишь правомочие некоторых других вещных прав, а иногда даже отождествляется со "строительным сервитутом" (п. 3 ст. 64 Градостроительного кодекса). В будущем однако возможно и его самостоятельное развитие в связи с развитием оборота земельных участков.

3. Ограниченные вещные права по использованию чужих жилых помещений

Ограниченные вещные права пользования жилыми помещениями по сути представляют собой разновидности также известного еще римскому праву узуфрукта, т.е. вещного права на получение выгод (в том числе плодов и доходов) от использования чужой недвижимой вещи при сохранении ее субстанции. В отличие от сервитута узуфрукт предусматривает обязанность собственника обремененной им недвижимости совершать определенные действия в пользу управомоченного лица (узуфруктуария), например предоставлять ему вещь для использования, производить определенные выдачи или выплаты и т.п. Как особое вещное право узуфрукт неизвестен российскому законодательству, пока ограничившемуся закреплением его отдельных разновидностей применительно к жилым помещениям.

Во-первых, речь идет о правах членов семьи собственника жилого помещения, предусмотренных ст. 292 ГК. За данными гражданами закон признает "право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством ". Таким образом, удовлетворение ими своих жилищных потребностей не зависит от воли собственника жилья. При этом данное право пользования сохраняется за ними и при переходе права собственности на жилье к другому лицу (например, при продаже этого жилья как предмета залога, гарантировавшего банку-ссудодателю погашение выданного им собственнику жилья кредита) (ср. п. 2 ст. 292 и п. 1 ст. 558 ГК).

Следовательно, при отчуждении гражданином-собственником своего жилья без согласия совместно проживающих с ним членов его семьи они вправе продолжать пользование прежним помещением на законном основании и не могут быть выселены из него по требованию нового собственника. Более того, при наличии в числе членов семьи такого собственника несовершеннолетнего лица любое отчуждение жилья вообще допускается только с предварительного согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК). Закон здесь, по сути, ограничивает собственника недвижимости в праве распоряжения ею.

Кроме следования такого "права пользования жильем" за недвижимостью, характерного для вещного права, оно защищается законом от всяких посягательств любых лиц, включая и самого собственника жилого помещения (п. 3 ст. 292 ГК), а его содержание императивно определяется жилищными законами. Все это не оставляет сомнений в его вещно-правовом характере. Специфику этого института составляет теперь обязанность взрослых (дееспособных) членов семьи такого собственника солидарно с ним отвечать за выполнение обязательств по пользованию жилым помещением, включая обязательства по его оплате.

Во-вторых, это право пожизненного пользования жилым помещением (жилым домом, его частью, квартирой и т.п.) или иным объектом недвижимости (земельным участком, дачей и т.д.), которое возникает у граждан на основании либо договора купли-продажи недвижимости под условием пожизненного содержания с иждивением (п. 1 ст. 602 ГК), либо в силу завещательного отказа (п. 2 ст. 1137 ГК).

Содержание данного права определено законом, а не договором или завещательным отказом и заключается в возможности проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, т.е. в ограниченном (целевом) использовании чужого недвижимого имущества, исключающем для управомоченного лица какие-либо возможности распоряжения этим имуществом. Это право сохраняется за управомоченными лицами (пользователями) независимо от возможной впоследствии смены собственника недвижимости и пользуется абсолютной защитой, в том числе и в отношении собственника. Сказанное относится и к праву пожизненного пользования земельным участком или иным (кроме жилого помещения) объектом недвижимости.

Вместе с тем не следует относить к ограниченным вещным правам ни право члена жилищного или иного потребительского кооператива на квартиру, дачу или иной объект недвижимости, принадлежащий кооперативу до полной уплаты гражданином паевого взноса (ср. п. 4 ст. 218 ГК), ни право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда . В первом случае речь идет не о вещных, а о корпоративных отношениях, основанных на членстве гражданина-пайщика в соответствующем кооперативе. Во втором случае следует учесть, что ныне действующее жилищное законодательство уже не предоставляет нанимателям такого жилья того широкого объема правомочий и средств их защиты, который был у них ранее.

4. Обеспечительные вещные права

Особую группу ограниченных вещных прав составляют вещные права, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств . К их числу относятся залоговое право и право удержания.

Объектом обоих названных прав могут являться как недвижимые, так и движимые вещи (а объектом залога - и некоторые имущественные права), а в их содержание входит возможность принудительной реализации соответствующих вещей помимо воли их собственника, т.е. прекращение самого основного вещного права - права собственности. Оба этих обстоятельства не имеют места в отношении других видов ограниченных вещных прав. Названные особенности залога (и весьма близкого к нему института удержания) обусловили давние, но не прекращающиеся до сих пор теоретические споры о его вещно-правовой или обязательственно-правовой природе.

Залогодержателю принадлежит определенное непосредственно законом, а не соглашением сторон право удовлетворения своих требований из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами (п. 1 ст. 334 ГК). Это право обременяет предмет залога, следуя за ним вне зависимости от смены его собственника; более того, остающийся собственником залогодатель по общему правилу вправе распоряжаться предметом залога только с согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК). Залогодержатель вправе также защищать свое право от всяких посягательств любых лиц, включая и собственника-залогодателя, от которого залоговый кредитор при определенных условиях вправе даже истребовать заложенное имущество или добиваться устранения препятствий в осуществлении своих прав (ст. 347 ГК). Все это говорит о вещно-правовой природе залога.

Отмечая значительные особенности этого института, следует иметь в виду, что основное назначение залогового права, в отличие от других ограниченных вещных прав, изначально состояло не в обеспечении доступа к использованию чужого имущества, а в обеспечении потребности в кредите, возврат которого гарантирован вещью ("реальный" кредит). Иначе говоря, залог по самой своей природе зависел от основного - обязательственного (кредитного) правоотношения , обеспечивая его. В дальнейшем, однако, потребности имущественного оборота расширили цели существования залогового права, оторвав его от обязательственного отношения и сделав самостоятельным институтом путем введения возможности "абстрактного обременения недвижимости, не находящегося в зависимости от обязательственного требования". Наше гражданское право до самого последнего времени не признавало таких возможностей и традиционно рассматривало залог в строго обеспечительном смысле.

Разумеется, договор залога, подобно договору купли-продажи, порождает не только вещные, но и ряд обязательственных отношений между залогодателем-должником и залогодержателем-кредитором (например, об условиях использования и хранения заложенного имущества, его страхования и т.д.). Однако их наличие не превращает само залоговое право ни в смешанное, вещно-обязательственное, ни тем более в чисто обязательственное, как нередко утверждается в современной отечественной литературе. Оно остается абсолютным вещным правом, вполне отвечающим всем отмеченным ранее признакам ограниченных вещных прав. Такой взгляд на это право общепринят и в зарубежной европейской цивилистике.

Близок к залогу по своей юридической природе такой способ обеспечения надлежащего исполнения обязательств, как удержание вещи, следуемой передаче неисправному контрагенту по договору (ст. 359 ГК). Права кредитора, удерживающего у себя вещь должника до исполнения последним соответствующих обязательств, аналогичны правам залогодержателя (ст. 360 ГК). Они также сохраняются при смене собственника вещи (т.е. включают в себя "право следования") и подлежат абсолютной правовой защите от вмешательства любых третьих лиц, включая собственника. Поэтому и право удержания представляет собой ограниченное вещное право.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

1. Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника

К вещным правам юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления , которые выражают специфику российского гражданского права и не имеют аналогов в развитых правопорядках . Пока они, однако, весьма распространены, ибо характеризуют имущественную обособленность унитарных предприятий и учреждений - достаточно часто встречающихся видов юридических лиц. Вместе с тем права хозяйственного ведения и оперативного управления настолько своеобразны, что имеются достаточно серьезные сомнения в их вещно-правовой природе, что обусловливает необходимость их особого рассмотрения.

Субъекты обычных ограниченных вещных прав - граждане и юридические лица, а в некоторых случаях и публично-правовые образования - одновременно являются собственниками своего имущества, ибо невозможно участвовать в гражданских правоотношениях только на основе использования чужого имущества. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть не любые субъекты гражданского права, а только юридические лица в форме унитарных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. ст. 113 - 115 и 120 ГК), которые ни при каких условиях не становятся собственниками своего имущества. Следовательно, эти права призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

При этом собственники (главным образом публично-правовые образования) по сути лишаются возможностей непосредственно использовать свое имущество, распределенное ими между такими юридическими лицами (в их непосредственном обладании в соответствии с п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК остается лишь нераспределенное имущество соответствующей казны). Они не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и могут лишь давать или не давать согласие на совершение созданными ими юридическими лицами сделок по его отчуждению, т.е., по сути, контролировать осуществление правомочия распоряжения.

Иначе говоря, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть способ осуществления права собственности , прежде всего для публично-правовых образований, но никак не юридическая форма экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого (что выступает главной предпосылкой существования самой категории ограниченных вещных прав).

Наконец, их объектом являются не обычные недвижимые вещи , а имущественные комплексы, включающие в свой состав и движимое имущество, в том числе определенное родовыми признаками, и права и обязанности, которые не могут быть объектами вещных прав (причем и сами эти комплексы в целом не всегда представляют собой недвижимость). Примечательно, что земельные участки - главный вид недвижимости - из государственной и муниципальной собственности предоставляются таким юридическим лицам не в хозяйственное ведение или в оперативное управление (ибо такие титулы на землю закону неизвестны), а на еще одном искусственно созданном для этого вещном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК; п. 1 ст. 20 ЗК).

Перечисленные особенности заставляют усомниться в обоснованности традиционного для отечественного гражданского права включения прав хозяйственного ведения и оперативного управления в группу ограниченных вещных прав. Необходимо также напомнить, что появление этих вещных прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики . В ней государство как собственник основной массы имуществ, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица - предприятия и учреждения, закрепляя за ними свое имущество на некоем ограниченном вещном праве.

При этом таковым оно стало лишь в кодификации гражданского законодательства 60-х гг. прошлого века (до этого момента законодательство вообще прямо не признавало за тогдашними государственными предприятиями каких-либо прав на государственное имущество). В Основах гражданского законодательства 1961 г. и в ГК РСФСР 1964 г. это право стало именоваться "правом оперативного управления", а впоследствии (в Законах о собственности 1990 г.) было разделено на более широкое по содержанию "право полного хозяйственного ведения", предназначенное для производственных предприятий, и более узкое "право оперативного управления", предназначенное для госбюджетных и аналогичных им учреждений.

В условиях развития рыночных отношений и появления частного сектора экономики юридические конструкции таких ограниченных вещных прав, как и их субъектов-несобственников, обнаружили свои очевидные слабости и недостатки, скрытые прежними условиями хозяйствования. Один из основных недостатков состоит в значительных возможностях злоупотребления такими юридическими лицами (а точнее говоря, их органами) предоставленной им собственником экономической свободой, используемой отнюдь не в интересах собственника и даже не в интересах такой организации, а с целью передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях. Поэтому оба этих вещных права были значительно сужены по сравнению со своими прототипами, закреплявшимися ранее в законах о собственности. Такой подход был вызван необходимостью более строгого контроля собственника, прежде всего публичного, за целенаправленным характером деятельности созданных им юридических лиц - несобственников.

В целом же сохранение названных вещных прав свидетельствует о переходном характере нашего имущественного оборота, в свою очередь, обусловленном переходным характером самой экономики, которая неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняет определенные элементы прежней хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и права хозяйственного ведения и оперативного управления.

2. Хозяйственное ведение и оперативное управление как особые имущественные права

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах - унитарные предприятия и учреждения.

Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации , в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям, в ограниченной мере участвующим в имущественном обороте.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов , включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.

Следовательно, предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления "права собственности трудовых коллективов", "права собственности работников" или их "коллективной собственности" на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения, включая фонды участия в прибылях ("фонды экономического стимулирования") или вещи, подаренные учреждению частным собственником. Все это имущество остается (или становится) объектом права собственности учредителя.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Прекращение названных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя.

3. Право хозяйственного ведения

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на паи или доли его работников или трудового коллектива. Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).

Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере - и правомочие распоряжения. Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится распределенным государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.

В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе:

  • во-первых, создать такое унитарное предприятие - несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);
  • во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);
  • в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);
  • в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Более того, осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом, иными правовыми актами (т.е. указами Президента РФ и постановлениями федерального Правительства) и уставом конкретного предприятия.

Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, а также совершения некоторых сделок без предварительного согласия собственника (п. 2 и п. 4 ст. 18 Закона о предприятиях). При этом своим имуществом унитарное предприятие вообще может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную (основную) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях).

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (п. 1 ст. 300 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о предприятиях), что говорит о наличии в его составе "правомочия следования", характерного для ограниченных вещных прав.

4. Право оперативного управления

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям . Субъектов права оперативного управления создает собственник-учредитель, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. При этом не допускается соучредительство, т.е. создание таких юридических лиц за счет имущества нескольких собственников. Собственники вправе также реорганизовать или ликвидировать созданные ими учреждения или казенные предприятия без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете доходов и расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства , числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права также является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У учреждений образования такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем, пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению.

Столь узкий характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения и казенного предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по их долгам, считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления, признаваемые за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия учредителя (уполномоченного им органа публичной власти) и лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены его уставом (ст. 19 Закона о предприятиях). В отношении производимой им (готовой) продукции закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК). Собственник устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия без согласования с ним (п. 2 ст. 297 ГК; п. 3 ст. 17 Закона о предприятиях).

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов их учредитель (публичный собственник) несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения.

Учреждение же в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (ст. 70 Бюджетного кодекса). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель.

Однако следует иметь в виду, что денежные обязательства бюджетных учреждений не должны превышать объем, установленный в доведенных до них лимитах и утвержденных им сметах доходов и расходов (п. 1 ст. 225, п. 4 ст. 226, ст. 227 Бюджетного кодекса). При превышении этих объемов орган, исполняющий соответствующий бюджет , может отказаться подтвердить их, что, в свою очередь, может повлечь отказ в их оплате за счет бюджетных средств, а в силу предусмотренного ст. 239 Бюджетного кодекса правила об "иммунитете бюджетов" весьма затруднительным станет и применение субсидиарной ответственности за счет бюджетных средств собственника-учредителя. При этом все иное имущество учреждений забронировано от взыскания кредиторов. В результате кредиторы учреждений, чтобы не оказаться в тяжелом положении, должны всякий раз удостоверяться в отсутствии превышения указанных объемов расходов у своих контрагентов, что делает последних весьма ненадежными участниками имущественного оборота.

5. Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им приносящей доходы (т.е. по сути предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения этой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК). В связи с этим возникло мнение о том, что такое "самостоятельное распоряжение" является особым вещным правом, существующим наряду с правами оперативного управления и хозяйственного ведения.

Таким образом, имущество учреждения должно разделяться на две части с различным правовым режимом: одна часть, полученная им непосредственно от собственника, находится у него на праве оперативного управления, а другая часть, заработанная самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, поступает в его самостоятельное распоряжение. Сама по себе такая ситуация "раздвоения имущественного режима" невозможна для обычного юридического лица, все имущество которого как единый комплекс составляет объект права его собственности и учитывается в его едином бухгалтерском балансе.

Появление данного правила закона для учреждений-несобственников было вызвано недостатками финансирования их необходимых потребностей публичными собственниками. Это положение обусловило необходимость более широкого участия таких некоммерческих организаций в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. Мало того, публично-правовые образования прямо содействовали своим бюджетным учреждениям в постоянном выходе за рамки деятельности, соответствующей целям их создания (к оказанию разного рода платных услуг, сдаче в аренду полученного от учредителя имущества и т.д.). По мере получения и самостоятельного использования учреждениями все более значительных "внебюджетных" доходов публичные собственники-учредители стали рассматривать их как дополнительный источник финансирования деятельности своих учреждений, который должен находиться под их полным контролем.

В результате были установлены правила, согласно которым все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов (п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса), а средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества учреждения подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса). Это исключило предусмотренный ГК раздельный учет таких средств, а главное - дало возможность обязывать государственные и муниципальные учреждения платить по своим долгам, например перед энергоснабжающими организациями, даже при отсутствии или недостатке предусмотренного для этих целей бюджетного финансирования, не привлекая при этом к субсидиарной ответственности своего учредителя - публичного собственника (ср. п. 6 ст. 254 Бюджетного кодекса). Вытекающая из правила п. 2 ст. 120 ГК субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по любым, в том числе и "внебюджетным" обязательствам последнего парализуется нормами Бюджетного кодекса.

Следствием этого стала фактическая ликвидация "права самостоятельного распоряжения" указанными доходами, что одновременно лишило практического значения и вопрос о его самостоятельности, по крайней мере для бюджетных учреждений. Вместе с тем такое положение вновь показывает бесперспективность и даже опасность для участников имущественного оборота создания новых искусственных ограниченных вещных прав, не соответствующих условиям нормального рыночного правопорядка.

Более оправданным поэтому представляется рассмотрение "права самостоятельного распоряжения" в качестве разновидности одного из уже имеющихся прав такого типа: "суженного" права хозяйственного ведения (как это уже имело место в п. 2 ст. 48 Основ гражданского законодательства 1991 г.) или "расширенного" права оперативного управления (к чему склоняется арбитражно-судебная практика), но не в качестве особого, самостоятельного вещного права.

Первый из этих подходов практически означает, что данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в связи с его участием в предпринимательской деятельности, при отсутствии субсидиарной ответственности учредителя-собственника. При этом объектом взыскания его кредиторов может стать любое имущество, полученное им от участия в указанной деятельности (а не только денежные средства). Тогда обособление такого имущества на отдельном балансе в соответствии с требованиями п. 2 ст. 298 ГК приобретает гражданско-правовой, а не только учетно-фискальный смысл. При втором подходе субсидиарная ответственность учредителя распространяется на все случаи участия учреждения в гражданском обороте, но бухгалтерское обособление самостоятельно полученного учреждением имущества утрачивает гражданско-правовое значение, а объектом взыскания кредиторов остаются только денежные средства учреждения (хотя и не только полученные по смете) (п. 2 ст. 120 ГК).

Ограниченные вещные права

Одной их важнейших классификаций гражданских прав присуще деление их на вещные и обязательственные. Вещные права являются одними из важнейших гражданских прав, опосредствующих принадлежность вещей (телесного имущества) конкретным субъектам. В отличие от обязательственного, вещное право:

  • а) является разновидностью абсолютного права, т.е. обладателю такого права противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь;
  • б) вещными правами признаются только права, прямо предусмотренные нормами данной национальной системы гражданского права (замкнутый круг вещных прав);
  • в) объектом вещных прав всегда является индивидуально определенная вещь.

Ограниченные вещные права

Известные еще римскому частному праву вещные права не сразу прижились в отечественном праве, и, несмотря на усилия ученых-юристов, они до сих пор не составляют полноценной системы ограниченных вещных прав. Так, несмотря на расширение круга вещных прав в начале 1960-х гг. на основе трудов академика А. В. Венедиктова и других ученых-юристов, когда в гражданское законодательство было включено такое вещное право, как право оперативного управления государственным или иным общественным имуществом, разд. II ГК (ст. 209–306) по-прежнему называется не "Вещное право", а "Право собственности и другие вещные права". Тем не менее, необходимость пересмотра системы вещных прав возникла еще в советское время. Так, ученые не раз отмечали, что "раздел II ГК называется “Право собственности и другие вещные права”.

Это название отражает содержание раздела, в котором главное место занимают нормы о праве собственности. Нормы о других вещных правах в данном разделе оттеснены на второй план, что неправильно" . При этом "многие авторы, занимающиеся проблемами вещного права, отмечали как один из главных недостатков российского правового регулирования в этой сфере отсутствие содержательной общей части. Этот недостаток использовался как один из аргументов, направленных на отрицание вещного права как самостоятельной юридической категории" .

В соответствии со ст. 216 ГК вещными, наряду с правом собственности, признаны следующие права лиц, не являющихся собственниками :

  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК);
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК);
  • сервитуты (ст. 274, 277 ГК);
  • право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК) и право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК).

Этот перечень не является исчерпывающим. Так, за рамками указной статьи в качестве вещных прав лиц, не являющихся собственниками, следует признать:

  • право залога (ст. 334 ГК) (в том числе ипотеку и иное зарегистрированное (учтенное) залоговое право). При этом следует учитывать мнение ученых, выраженное в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации о том, что "...принимая во внимание разнообразие объектов залога (вещи, имущественные права, доля в праве собственности), залог в целом не может быть сконструирован как сугубо вещное право. Вместе с тем допустимо придать характер вещного права отдельным видам залога, обладающим свойствами публичности и следования, а также предоставляющим приоритет залоговым кредиторам перед прочими кредиторами" ;
  • право пользования жильем членами семьи собственника (ст. 292 ГК);
  • право фактического владельца, который, не будучи собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим имуществом как своим (ст. 234 ГК);
  • право учреждения по самостоятельному распоряжению доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 298 ГК).

Все перечисленные выше вещные права, в юридической литературе также называются ограниченными вещными правами.

Здесь следует отметить, что ограниченными вещными правами также следует признать:

  • узуфрукт, т.е. ограниченное вещное право личного характера, в силу которого лицо владеет и пользуется вещью в соответствии с ее назначением. Однако гражданское законодательство России не знает понятия узуфрукта, и, соответственно, не содержит его определения. Между тем в ГК установлены отдельные права, близкие по своему содержанию к узуфрукту, например, права членов семьи собственника, права отказополучателя. Однако их содержание не раскрыто, а указанный вид вещного права в ГК не определен;
  • право приобретения чужой недвижимой вещи. Здесь также следует согласиться с мнением ученых, выраженном в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации о том, что "...в российском законодательстве ощущается отсутствие права приобретения чужой вещи как вещного права, которое может быть осуществлено и в тех случаях, когда вещь уже не находится улица, по соглашению с которым соответствующее право было установлено" ;
  • право вещных выдач – право на получение из стоимости недвижимой вещи периодических платежей или иных имущественных предоставлений. При этом от обязательства право вещных выдач отличается тем, что оно создает обременение, лежащее на собственнике вещи, и следует за вещыо. Мнение о необходимости его установления в Российской Федерации ученые обосновали в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация