Коллективный договор статья тк. Коллективный договор (образец с пояснениями)

Главная / Налоги

Текущая редакция ст. 40 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса) .

Комментарий к статье 40 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие коллективного договора. Согласно приводимому определению коллективный договор - это, прежде всего, правовой акт, из чего следует, что это документ (оформленный в письменном виде), который содержит нормы права.

Понятие коллективного договора содержится и в международном праве. Так, в Конвенции МОТ N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (принята в г.Женеве 1 июля 1949 года на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ) указано, что там, где это необходимо, должны быть приняты меры, соответствующие национальным условиям, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию аппарата для переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

Положения коллективного договора регулируют социально-трудовые отношения работников и работодателей, которыми могут быть организации или индивидуальные предприниматели (о понятии организации и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ч.3 ст. 37 ТК РФ). Социально-трудовые отношения - это отношения, связанные с установлением условий труда работникам и предоставлением им гарантий в соответствии с трудовым законодательством.

Заключается данный правовой акт в соответствии с ч.1 комментируемой статьи между работниками и работодателем в лице их представителей (о понятии представителей работников и работодателей см. комментарий к главе 4 ТК РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит положения, которые конкретизируют нормы ст. 38 ТК РФ (см. комментарий к ст. 38) о возможных разногласиях в ходе ведения коллективных переговоров. Согласно ч.2 комментируемой статьи в случае, если по разногласиям (различным (несогласующимся) точкам зрения по отдельным положениям коллективного договора) не достигнута договоренность, то в этом случае коллективный договор должен быть подписан обеими сторонами по тем положениям, по которым стороны не имеют каких-либо возражений и замечаний, а по отдельным вопросам, по которым согласия не достигнуто, составляется протокол разногласий.

При этом ч.2 комментируемой статьи определяет срок подписания коллективного договора в этом случае - три месяца, которые исчисляются со дня начала введения коллективных переговоров. Это означает, что срок ведения коллективных переговоров также должен составлять не более трех месяцев.

Однако ч.2 комментируемой статьи не регулирует вопрос о том, какими должны быть действия представителей сторон в том случае, если ни по одному положению коллективного договора не будет достигнуто согласие (договоренность). Полагаем, что в этом случае сторонами может быть составлен только протокол разногласий, срок составления которого также не должен превышать трех месяцев.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет "дальнейшую судьбу" разногласий, возникших в ходе ведения коллективных переговоров. Имеется два варианта дальнейшего разрешения этих разногласий:
- проведение дополнительных (дальнейших) коллективных переговоров;
- разрешение разногласий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В первом случае для проведения коллективных переговоров необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной главой 6 ТК РФ: направление предложений о начале ведения коллективных переговоров, создание единого представительного органа и т.д. А во втором случае разрешение (урегулирование) разногласий возможно путем их рассмотрения и разрешения в рамках коллективных трудовых споров (см. комментарий к главе 61).

4. В ч.4 комментируемой статьи закреплены так называемые возможные места заключения коллективных договоров:
- организация в целом - юридическое лицо (см. комментарий к ч.3 ст. 37 ТК РФ);
- филиалы - согласно п.2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
- представительства - в соответствии с п.1 ст. 55 ГК РФ представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
- иные обособленные структурные подразделения - к ним могут быть отнесены, например, отделы, управления, департаменты и т.д., иными словами, это специализирующиеся на определенных сферах деятельности организации ее подразделения.

Обратим внимание на то, что ч.4 комментируемой статьи не содержит упоминания об индивидуальных предпринимателях. Между тем, исходя из ст. 37 ТК РФ и ч.1 комментируемой статьи, коллективные переговоры ведутся, а коллективный договор заключается, в том числе, и у индивидуального предпринимателя, поэтому в этом аспекте ч.4 комментируемой статьи противоречит указанным положениям ТК РФ.

5. Часть 5 комментируемой статьи регулирует порядок наделения полномочиями представителей работников и работодателей для ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективного договора в том случае, если указанные действия предполагается совершать не в организации в целом, а в обособленных подразделениях организации (филиалах и представительствах) или иных структурных подразделениях. В этом случае работодатель наделяет руководителя соответствующего структурного подразделения необходимыми полномочиями для ведения коллективных переговоров, подготовки, заключения или изменения коллективного договора. Относительно порядка наделения такими полномочиями ст. 5 комментируемой статьи устанавливает отсылочную норму к , однако данная статья никакой, собственно, процедуры по наделению руководителей в структурных подразделениях вышеуказанными полномочиями не содержит. В то же время в соответствии с п.3 ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, поэтому в такой доверенности могут быть также прописаны и полномочия руководителей структурных подразделений на представительство при ведении коллективных переговоров, подготовку, заключение или изменение коллективного договора.

Относительно представителей работников в таких подразделениях ст. 5 комментируемой статьи также содержит отсылочную норму к ст. 37 ТК РФ, согласно которой представителями работников могут быть единый представительный орган, первичная профсоюзная организация или иной представительный орган.

Другой комментарий к ст. 40 ТК РФ

1. Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение - в отношении нескольких работодателей.

2. Коллективный договор не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней). Когда такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться. Если же индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

3. Общая процедура проведения коллективных переговоров определяется гл. 6 ТК. Комментируемая же статья устанавливает особые правила оформления договоренностей, достигнутых в ходе коллективных переговоров, и направлена на противодействие затягиванию переговорного процесса (использованию отсутствия согласия по отдельным незначительным положениям проекта коллективного договора для торпедирования заключения коллективного договора в целом).

По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях вне зависимости от того, какое количество положений проекта коллективного договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров. Общее число пунктов, составляющих содержание коллективного договора, не влияет на его юридическую силу.

Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным положениям стороны коллективных переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий. В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны коллективных переговоров вправе либо продолжить коллективные переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры, проводящиеся по протоколу разногласий, подчинены общим принципам ведения коллективных переговоров. Срок их проведения не ограничен и зависит исключительно от способности сторон прийти к договоренности относительно тех или иных разногласий. Соответствующие договоренности по мере их достижения необходимо фиксировать в письменной форме, либо внося изменения и дополнения в уже подписанный коллективный договор, либо оформляя договоренности отдельным соглашением, имеющим силу приложения к коллективному договору. Необходимость достижения единой договоренности относительно всего протокола разногласий отсутствует: стороны коллективных переговоров вправе достигать отдельных договоренностей в отношении одного или нескольких положений протокола разногласий.

4. По общему правилу коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения. Однако при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей осуществления трудовой деятельности коллективный договор может заключаться и в конкретном филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. При этом в соответствующем обособленном структурном подразделении может действовать как общий коллективный договор, заключенный в организации в целом, так и коллективный договор, заключенный в данном обособленном структурном подразделении.

По коллективному договору, заключенному в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, права и обязанности работодателя возникают у организации-работодателя в целом, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

5. Руководитель соответствующего обособленного структурного подразделения не имеет права представлять в коллективных переговорах работодателя в силу занимаемой должности. Для участия в коллективных переговорах он должен быть наделен необходимыми полномочиями работодателем. Соответствующее уполномочие может устанавливаться учредительными документами организации, положением о филиале, представительстве, обособленном структурном подразделении либо доверенностью, выдаваемой уполномоченным лицом организации. Представлять работодателя при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении может и иное лицо (см. ст. 33 ТК и комментарий к ней).

Представительство работников при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении определяется по правилам, установленным в ст. 37 ТК.

Консультации и комментарии юристов по ст 40 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 40 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Коллективный договор по Трудовому кодексу – это главный документ, который регулирует практически все направления, касающиеся профессионального взаимодействия между работающими и компанией в лице её руководителя.

Когда человек вступает в трудовые отношения с компанией, с ним, в обязательном порядке подписывается трудовая договоренность.

Этот договор содержит ряд условий, касающихся многих важных моментов – распорядка времени труда, оплаты выполняемой работы, мер воздействия и поощрения, которые могут применяться к труженику, ответственность руководителя за невыполнение взятых на себя обязательств, и обеспечение средствами защиты.

Однако все указанные условия в отельном рабочем договоре имеют довольно сжатое содержание и носят личный характер. Здесь имеется в виду, что они касаются конкретной отдельно взятой должности, то есть учитывают лишь её специфику и особенности.

Действующие нормы обязывают каждого руководителя инициировать процедуру разработки и утверждения внутреннего нормативного акта, который будет более детально раскрывать и описывать все составляющие профессионального сотрудничества между руководителем и всеми работающими в целом.

Таковым, согласно ТК РФ, является коллективный договор.

Согласно ст. 40 ТК РФ, колдоговор является основным документом, который регулирует практически все направления, связанные с профессиональным сотрудничеством. Он является более полным по содержанию и может охватывать вопросы, которые не были отрегулированы .

По общим правилам его структура формируется из следующих условий:

  • размеры, форма, сроки и порядок выплаты денежных средств за выполняемую работу;
  • компенсирование затрат и ущерба, а также оказание финансовой поддержки;
  • внесение поправок в тружеников, с учетом изменения цен на товары первой необходимости, а также расходов на оплату коммунальных услуг;
  • обеспечение тружеников альтернативными трудовыми местами в случае изменения штатной структуры организации;
  • переобучение, дополнительная подготовка, а также повышение уровня квалификации;
  • режим труда в компании;
  • продолжительность основного и дополнительных перерывов, а также ежегодного оплачиваемого отдыха;
  • условия получения ежегодного дополнительного перерыва для отдыха и восстановления;
  • совершенствование системы внутренней безопасности в целом и на каждом трудовом месте в отдельности для всех категорий тружеников;
  • гарантии и компенсации для отдельных категорий, например, для , несовершеннолетних и ограниченных в возможностях тружеников;
  • вопросы, касающиеся улучшения бытовых условий тружеников как на работе, так и по месту фактического проживания;
  • решение жилищных проблем;
  • профилактическое обследование и лечение работающих и их близких;
  • питание тружеников, в том числе его частичное и полное компенсирование денежными средствами;
  • условия проведения забастовок, а также разрешения споров;
  • контроль выполнения указанных условий;
  • порядок внесения поправок и отмены нормативного акта.

Следует отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим. Стороны по своему намерению могут дополнять содержание акта.

Главным условием в данной ситуации является тот факт, что вносимые поправки не должны ухудшать положение тружеников. В противном случае пункты такого содержания могут привести к тому, что весь документ будет признан недействительным.

Статья 40 Трудового кодекса РФ прямо указывает на то, что сторонами подписания указанного документа являются работающие и организация.

На практике каждая из сторон направляет своих представителей для проведения предварительного обсуждения.

Представителей компании назначает руководитель. В их число входят компетентные специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Как правило, это юристы, специалисты по финансам, кадровые работники, а также ответственные за внутреннюю безопасность работ. Назначение оформляется распоряжением руководителя организации.

Что же касается представителей рабочего коллектива, то они избираются на общем собрании. На практике большинство представителей составляю члены профсоюза, как представительного органа интересов тружеников. Такое решение оформляется протоколом общего собрания.

Порядок заключения

Чтобы реализовать процедуру такого важного нормативного акта, сторонам трудовых отношений необходимо выполнить ряд несложных действий.

Прежде всего, инициатор должен направить другой стороне письменное ходатайство о проведении переговоров соответствующего характера.

Получатель, в свою очередь, обязан рассмотреть прошение и не позднее семи суток направить отправителю свой ответ. В нем необходимо указать подробный состав своих представителей. Невыполнение указанных правил может повлечь за собой применение мер административного воздействия к нарушителю.

День, следующий за днем получения ответа, считается датой начала проведения обсуждений. Временной период такого обсуждения определяется по согласию заинтересованных, но он не может превышать трех месяцев.

В такой промежуток происходит обсуждение проекта будущего договора. На практике, в большинстве случаев, проект разрабатывается созданной комиссией.

Любые разногласия, которые возникают в процессе обсуждения, должны быть оформлены документально в виде протокола.

Если по отдельным условиям договоренности согласия достигнуто не было, а указанные три месяца истекли, договор подписывается представителями сторон, а имеющиеся спорные вопросы будут обсуждаться в дальнейшем.

Следует отметить, что такой договор может заключаться как в компании в целом, так и в его отдельных филиалах, представительствах либо структурных подразделениях.

Составление указанного нормативного акта начинается с разработки проекта документа. Действующие общие правила дали возможность сторонам самостоятельно определять формирование проекта такого документа.

По сложившейся практике для этих целей создается общая комиссия, в которую входят как представители организации, так рабочего коллектива. Для объективного подхода к созданию проекта необходимо, чтобы число представителей с обеих сторон было одинаковым. Правильным будет включить в состав такой группы профильных специалистов – финансистов, юристов, кадровиков.

Чтобы разработка проекта прошла в кратчайшие сроки, и процесс не затянулся лучше всего составить график работы комиссии. Каждый из разделов следует оформлять в отдельные дни. Такой подход позволит избежать ошибок и неточностей.

Нет необходимости каждый раз собираться группе в полном составе. Например, если будет происходить разработка раздела, который касается оплаты выполняемой работы, то достаточно пригласить финансовых специалистов. Главное, соблюдать принцип равного числа представителей обеих сторон.

После того, как проект будет сформирован, необходимо собрать рабочую группу в полном составе и обсудить коллективно готовый проект.

Следует отметить, что не всегда в трудовом коллективе может найтись нужный специалист соответствующего профиля.

В трудовой коллектив при необходимости можно пригласить стороннего профессионала на условиях договора оказания услуг. Но это следует решить ещё на стадии формирования состава представителей. Правильным будет проинформировать о таком факте другую сторону. Безусловно, что такой подход не является обязательным и практикуется крайне редко.

После того как проект был разработан, он представляется на рассмотрение общему собранию компании.

Очень редко с первого раза удается достичь компромисса и подписать документ.

Чаще всего начинают возникать разногласия по ряду вопросов. В большинстве случаев такое вызвано некомпетентностью отдельных представителей, которые считают, что интересы их стороны не были учтены при разработке проекта. Может случиться и так, что поводом станет несогласованность действий членов рабочей группы, смысловые и грамматические ошибки, которые были допущены в процесс составления проекта нормативного акта.

Независимо от причин возникшего спора, а также стороны, инициировавшей его, любое разногласие должно быть оформлено документально. Реализуется это путем составления протокола соответствующего содержания.

Четкой формы такой бумаги действующими нормами не определено. Безусловно, правильным будет составить общий протокол по всем спорным направлениям, то есть все детально обсудить, а уже затем оформить спор.

Но общими правилами допускается составление нескольких протоколов. В принципе такой подход более удобен тем, что можно будет сгруппировать имеющие спорные вопросы по принципу однородности.

Сам документ должен четко отражать суть спора. В одной части указывается желаемое звучание спорного пункта, по мнению работающих, в другой, по мнению руководства организации.

Протокол подписывается сторонами и заверяется их печатями. Такой документ будет поводом для проведения переговоров в последующем.

Как было указано, в случае если стороны не пришли к компромиссу по спорным направлениям, то по истечении трехмесячного срока с начала обсуждения подписывается, а разногласия обсуждаются дальше.

Подписание документа

Указанный внутренний нормативный акт, как и любое другое положение, касающееся трудовых отношений, подписывается, прежде всего, руководителем компании.

Его подпись должна быть заверена фирменной печатью компании. В некоторых организациях с большой численностью тружеников правом подписи документов такого рода может быть наделен кто-либо из заместителей главы. Для этих целей уполномоченному представителю должна быть выдана доверенность.

Поскольку процедура разработки договора носит двусторонний характер, то он должен быть подписан и со стороны работающих. На практике чаще всего такую подпись ставит председатель профсоюзного комитета. Хотя общее собрание тружеников может выдвинуть и другого уполномоченного представителя. В такой ситуации полномочия последнего будут подтверждаться протоколом общего собрания или выпиской из такового.

Действие договора

Документ такого характера в своем действии ограничен конкретными временными рамками.

По условиям общих правил он действует в течение трех лет. Исчисляться такой период начинает в момент подписания. В тексте договора можно предусмотреть и другую дату начала действия. Период действия может быть продлен на срок не более трех лет. Исчисление сроков действия документа происходит в фактических годах.

Условия договора распространяются на всех без исключения тружеников до тех пор, пока они занимают свои должности. В случае исключения из штата организации, филиала или отдельного подразделения, содержание договора человек соблюдать обязан не будет.

Свою действительность документ сохраняет даже в случае изменения штатной структуры, наименования, подчиненности, смены руководителя.

В случае слияния или присоединения к другой компании, а также разделения договор сохраняет свою действительность на весь период реализации указанных процедур.

Если предприятие прошло процесс реорганизационных перемен, то принятый договор можно продлить ещё на три года, а можно разработать и подписать новый. Когда компания полностью прекращает свое функционирование, то нормативный акт будет действовать до окончания .

Внесение изменений и дополнений

Согласно действующим нормам, любые изменения и поправки вносятся в текст в том же порядке, что и принимается сам договор:

  • инициатор направляет предложение другой стороне;
  • разрабатывается проект документа;
  • разрешаются все ;
  • дополнения и изменения подписываются сторонами.

Результаты должны быть оформлены документально в виде дополнительного соглашения, которое является частью договора.

В тексте должно быть отражено, какие пункты исключаются, чем дополняется договор, а также новое звучание условий, которые изменялись. Чаще всего в самом договоре отражают порядок внесения в него поправок.

Вам это будет интересно

Статья 40. Коллективный договор

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу.

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 43. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Статья 46. Содержание и структура соглашения

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Статья 48. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Статья 49. Изменение и дополнение соглашения

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Часть вторая

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Новая редакция Ст. 40 ТК РФ

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

Комментарий к Статье 40 ТК РФ

Развитие экономической и социальной жизни общества неоднократно влияло на роль и значение коллективного договора в регулировании труда. В условиях современной стабилизации, легализации деятельности и становления и развития рынка труда происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

В соответствии с нынешней редакцией данной статьи коллективный договор отныне следует трактовать как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения не только в организации, но и у физического лица - индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор является локальным нормативным актом предприятия работодателя. Можно сказать, что коллективный договор является дополнением к Трудовому кодексу РФ, имеющим силу для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

Сущность современного коллективного договора строится на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой ее руководителем, и на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Изменения, внесенные в заключительную часть статьи 40 Трудового кодекса РФ, конкретизируют нормы представительства на коллективных переговорах по подготовке, изменению или заключению коллективного договора в обособленном подразделении организации. При этом работодатель вправе наделить необходимыми полномочиями либо руководителя обособленного подразделения, либо иное лицо, тогда как представитель работников определяется и наделяется такими полномочиями в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 37 Трудового кодекса РФ.

Другой комментарий к Ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Договоренности, достигнутые сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. Правовые акты социального партнерства регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеют договорную природу и носят представительский характер: они порождают права и обязанности не только у лиц, заключивших соответствующий коллективный договор или соглашение, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц.

Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение - в отношении нескольких работодателей.

2. Коллективный договор принято рассматривать как правовой акт социального партнерства, регулирующий социально-трудовые отношения на локальном уровне, заключаемый работниками в лице их представителей с работодателем в лице их представителей и порождающий права как работников и работодателей, так и их представителей. Новая редакция ч. 1 ст. 40 четко определила возможность заключения коллективного договора не только в организации, но и у индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). В том случае, когда такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться, а применению подлежат нормы законодательства о труде. Если же индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

3. Части 2, 3 комментируемой статьи определяют особенности коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора.

Общая процедура проведения коллективных переговоров определяется гл. 6 ТК РФ. Статья 40 устанавливает особые правила оформления договоренностей, достигнутых в ходе коллективных переговоров, и направлена на противодействие затягиванию переговорного процесса (использованию отсутствия согласия по отдельным незначительным положениям проекта коллективного договора для торпедирования заключения коллективного договора в целом).

По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях вне зависимости от того, какое количество положений проекта коллективного договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров. Общее число пунктов, составляющих содержание коллективного договора, не влияет на его юридическую силу.

Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным положениям стороны коллективных переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий. В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны коллективных переговоров вправе либо продолжить коллективные переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры, проводящиеся по протоколу разногласий, подчинены общим принципам ведения коллективных переговоров. Срок их проведения неограничен и зависит исключительно от способности сторон прийти к договоренности относительно тех или иных разногласий. Соответствующие договоренности по мере их достижения необходимо фиксировать в письменной форме либо внося изменения и дополнения в уже подписанный коллективный договор, либо оформляя договоренности отдельным соглашением, имеющим силу приложения к коллективному договору. Необходимость достижения единой договоренности относительно всего протокола разногласий отсутствует: стороны коллективных переговоров вправе достигать отдельных договоренностей в отношении одного или нескольких положений протокола разногласий.

Урегулирование разногласий, обращенных к формализованной процедуре, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляется в соответствии с правилами разрешения коллективного трудового спора (см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

4. По общему правилу коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения. Однако при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей осуществления трудовой деятельности коллективный договор может заключаться и в конкретном филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. При этом в соответствующем обособленном структурном подразделении может действовать как общий коллективный договор, заключенный в организации в целом, так и коллективный договор, заключенный в данном обособленном структурном подразделении.

По коллективному договору, заключенному в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, права и обязанности работодателя возникают у организации - работодателя в целом, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет особенности представительства сторон при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении.

Руководитель соответствующего обособленного структурного подразделения не имеет права представлять в коллективных переговорах работодателя в силу занимаемой должности. Для участия в коллективных переговорах он должен быть наделен необходимыми полномочиями работодателем. Соответствующее уполномочие может устанавливаться учредительными документами организации, положением о филиале, представительстве, обособленном структурном подразделении либо доверенностью, выдаваемой уполномоченным лицом руководителю соответствующего подразделения. Представлять работодателя при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении может и иное лицо (см. ч. 1 ст. 33 ТК РФ и комментарий к ней).

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.


При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.


Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.


Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.


Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).




Комментарии к ст. 40 ТК РФ


1. Действие комментируемой главы распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники) с работодателем; это правовая форма трудовых отношений, в которой интересы сторон согласованы.

Представители работников - органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

К основным принципам заключения коллективных договоров и соглашений относятся: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

2. Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

3. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.

4. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.

5. При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. ст. 61 - 64 ГК). Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.

6. Коллективный договор может также заключаться работниками с индивидуальным предпринимателем.

7. По данным Роструда, сегодня действует 59 отраслевых соглашений, 78 региональных соглашений, 179 тыс. коллективных договоров. По некоторым оценкам около 20 млн. чел. подпадают под действие коллективных договоров и соглашений различного уровня (см.: Доклад Общественной палаты Российской Федерации "Социально-трудовые отношения в Российской Федерации: состояние и проблемы правового регулирования" (Москва, ноябрь 2008 г.)).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация