Когда автомобиль вводится в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию автомобиля. Ввод в эксплуатацию до регистрации

Главная / Налоги

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения и перевозки грузов. Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода деятельности данной организации и определяется производственной необходимостью.

Время от времени каждая организация совершает дорогостоящие покупки. При этом выбирается самый выгодный вариант вложения денег. При покупке автотранспортного средства нужно учитывать множество факторов.

Предположим, торговая фирма «Жаклин» расширяет свою деятельность и открывает еще один магазин. Для доставки товара решено приобрести автофургон «Газель». Как это сделать?

Во-первых, можно купить машину за счет собственных средств. Однако при одинаковой цене автомобиля у разных продавцов нужно учитывать, кто из них является плательщиком НДС. Лучше покупать машину у тех, кто начисляет данный налог. В этом случае частично расходы предприятия может компенсировать государство. Фактически покупатель уменьшает свой долг перед бюджетом на сумму налога, которая составляет примерно 16,67 % общей стоимости машины.

Если предприятие покупает автомобиль у частного лица, не являющегося предпринимателем, получить вычет по НДС оно не может. Поэтому его цена должна составлять 83,33 % рыночной цены.

Приобретая машину, организация уменьшает и налог на прибыль. (На стоимость автотранспортных средств начисляется амортизация, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.)

Во-вторых, можно взять кредит или заем. При этом организация платит по долгам не сразу, а через некоторое время, следовательно, кредит может принести немалую прибыль.

За привлеченные средства надо платить. Но такие платежи учитываются при налогообложении прибыли. Кроме того, организация может вложить свои средства в производство или торговлю, а это позволит получить дополнительную прибыль.

Деньги возвращаются кредитору через какое-то время, и к моменту возврата они частично обесценятся.

В-третьих, грузовик можно взять в лизинг. При этом фирма станет его собственником только через определенный в договоре срок. Учитывать на своем балансе лизинговое имущество может как лизингодатель, так и лизингополучатель, только это условие необходимо сразу оговорить в договоре. Тем не менее фирмам выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизацию по такому транспортному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель. А лизинговые платежи уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения. На наш взгляд, выгоднее всего купить автотранспортное средство по договору лизинга. Если же это сделать не удается, то целесообразно взять кредит на приобретение автомобиля. И, наконец, если кредит взять невозможно, придется покупать транспорт за счет собственных средств.

Автомобиль можно арендовать. Однако в этом случае предприятие не получает машину в собственность. Кроме того, стоимость аренды может увеличиться. Такой способ не стоит использовать организациям, которым транспорт нужен постоянно, зато подходит тем, кому автомобиль нужен время от времени. И опять гораздо выгоднее арендовать у организации, которая является плательщиком НДС.

Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Покупка транспортного средства

Покупка транспортного средства, независимо от того, новое оно или бывшее в употреблении, осуществляется по договору купли-продажи. Фирму, в которой выгоднее всего приобрести автомобиль, найдет руководитель предприятия, технические данные оценит водитель. Отражение же покупки автомобиля в учете - задача бухгалтера.

Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.

Бухгалтерский учет

Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н; далее - ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение (п. 7 ПБУ 06/01). Такими затратами, например, могут быть:

  • сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;
  • сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения посредникам;
  • регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплект инструментов.

Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Проводка, связанная с приобретением автомобиля, будет такой:

Дебет счета 08 субсчет 4 «Приобретение основных средств» Кредит счета 60 - учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01 «Основные средства». В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом:

Дебет счета 01 Кредит счета 08 - автомобиль введен в эксплуатацию.

Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1. Согласно этим документам в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

Сумма НДС, уплаченная при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке (ст. 171–172 НК РФ).

Для того чтобы возместить НДС, должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль принят к учету;
  • цель приобретения автомобиля связана с осуществлением производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • организация получила от продавца счет-фактуру на приобретенный автомобиль, в котором указана сумма налога.

Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

  • освобождена от обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налогоплательщиком, не являются объектом обложения НДС на основании ст. 146 НК РФ или не подлежат обложению этим налогом на основании ст. 149 НК РФ;
  • реализует свои товары за пределами РФ (ст. 148 НК РФ).

В бухгалтерском учете суммы НДС отражаются следующим образом:

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 - сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автотранспортного средства, а лишь на часть этой стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца данный объект учитывался по стоимости, включающей «входной» НДС.

В таких случаях налогом облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). Причем НДС в этом случае рассчитывают так: сначала умножают указанную разницу на 18 %, а затем делят полученный результат на 118 % (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Пример 1

В марте 2008 г. ООО «Верея» приобрело микроавтобус за 559 000 руб. По данным организации-продавца остаточная стоимость автомобиля составляла 500 000 руб. с учетом включенного в нее НДС.

При продаже в счете-фактуре была указана сумма НДС в размере 9000 руб. ((559 000. – 500 000) × 18 / 118).

Указанную сумму НДС ООО «Верея» сможет принять к налоговому вычету. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете будет составлять 550 000 руб. (559 000 – 9000).

Регистрация в ГАИ

Купив новый автомобиль, фирма должна зарегистрировать его в государственной автоинспекции. В противном случае транспортное средство не будет допущено к дорожному движению (ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

Правила регистрации автомобилей в ГАИ установлены приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59. На нее отводится пять дней после приобретения машины или в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Если предприятие в этот срок не уложится, его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 19.22 КоАП). Потребовать уплатить штраф в размере от 100 до 300 руб. могут и с должностных лиц провинившейся фирмы.

Регистрировать автомобили в ГАИ нужно по месту нахождения организации. Если же машина приобретена для филиала или представительства, то ее можно поставить на учет по месту нахождения этого подразделения.

Для регистрации собственники транспортных средств обязаны представить документы об уплате платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств (подп. «г» п. 35 Правил).

Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля (п. 8 ПБУ 06/01) и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства в бухгалтерском учете. Помимо государственной пошлины в первоначальную стоимость следует включать и плату за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемую в связи с приобретением автомобиля (письмо Минфина РФ от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138).

Поскольку все автомобили подлежат государственной регистрации в ГАИ, проводку по дебету счета 01 нужно делать после того, как такая регистрация проведена.

Пример 2

В 2008 г. ООО «Валентин» приобрело по договору купли-продажи новый легковой автомобиль ВАЗ-21099. Стоимость автомобиля согласно договору с продавцом - 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Услуги сторонней организации, которая доставила автомобиль, стоят 11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Валентин» были сделаны следующие проводки:

Дебет счета 08 Кредит счета 60 - 200 000 руб. (236 000 – 36 000) - оприходован автомобиль на балансе организации (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 60 - 6000 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 236 000 руб. - оплачен счет продавца;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 76 - 10 000 руб. (11 800 – 1800 руб.) - отражены расходы на доставку автомобиля (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 76 - 1800 руб. - учтена сумма НДС по расходам на доставку;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - 11 800 руб. - оплачены услуги по доставке автомобиля.

За регистрацию автомобиля в ГАИ (технический осмотр, получение свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков) было заплачено 1000 руб.

Дебет счета 71 Кредит счета 50 - 1000 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты регистрационных сборов;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 71 - 1000 руб. - плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости автомобиля на основании авансового отчета подотчетного лица.

Когда автомобиль будет введен в эксплуатацию, необходимо сделать такие проводки:

Дебет счета 01 Кредит счета 08-4 - 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000)- - автомобиль зачислен в состав основных средств организации;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 - 37 800 руб. (36 000 + 1800) - произведен налоговый вычет.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) обязывает предприятия, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее, чем через 5 дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру, не зарегистрируют в ГАИ, а организацию оштрафуют на сумму 300 руб. (ст. 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Кроме того, если риск ответственности владельцев транспортных средств не застрахован, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, они возмещают за свой счет.

Суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не учитываются в его первоначальной стоимости (письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322).

Организация, купившая автомобиль для его использования в производственных (управленческих) целях, вправе учесть расходы по его обязательному и добровольному страхованию (ОСАГО и КАСКО) для целей налогообложения прибыли в следующем порядке (письмо Минфина РФ от 7 сентября 2005 г. № 03-03-02/74, письмо ФНС РФ от 18 апреля 2005 г. № 02-3-10/564-04, письмо УФНС РФ по г. Москве от 1 августа 2007 № 20-12/073169).

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. Если подобные тарифы не утверждены, то расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Если налогоплательщик ведет учет доходов и расходов методом начисления, то затраты по обязательному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором были перечислены денежные средства на уплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). По условиям договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Если подобный договор заключен на срок более одного отчетного периода, то расходы на обязательное страхование признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Налоговый учет приобретенного автомобиля

В налоговом учете первоначальная стоимость транспортного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).

По мнению специалистов Минфина РФ, в целях налогообложения расходы по уплате государственной пошлины подлежат включению в первоначальную стоимость автомобиля (письмо Минфина РФ от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/831). В результате указанные затраты будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.

Пример 3

В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля будет равна первоначальной стоимости этого объекта в бухгалтерском учете и составит 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000).

Использование личного автомобиля сотрудника

Нередко сотрудники предприятий по какой-либо причине используют свой автомобиль в служебных целях. Есть два способа компенсировать работнику его расходы на эксплуатацию личного автомобиля: можно заключить договор аренды автомобиля, а можно - выплачивать работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях.

Порядок выплаты компенсации

Статья 188 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе и автомобилей.

При выплате компенсации следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 21 июля 1992 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок».

Денежная компенсация положена не всем работникам предприятия, а только тем сотрудникам, работа которых связана с постоянными служебными разъездами. Это может быть, например, курьер, менеджер, торговый представитель, исполнительный директор и т. д. Разъездной порядок работы должен быть закреплен в должностных инструкциях. Пример записи приведен ниже.

Сумму компенсации определяет руководитель организации по договоренности с работником. Как правило, размер компенсации зависит от интенсивности использования автомобиля, который используется в служебных целях, и от его марки. Компенсация назначается с учетом того, что работник должен оплатить свои расходы, связанные с покупкой бензина, текущим ремонтом автомобиля и т. д. Поэтому если сотрудник получает компенсацию, никакие дополнительные деньги, связанные с оплатой расходов по эксплуатации машины, ему не полагаются.

Компенсация начисляется на основании приказа руководителя (письмо Минфина РФ № 21 июля 1992 г. № 57). Типового бланка для такого приказа нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Как правило, в приказе указывают фамилию, имя, отчество сотрудника, которому назначается компенсация, его должность и ежемесячную сумму компенсации. Пример оформления приказа приведен ниже.

Для того чтобы получить компенсацию, работник должен представить в бухгалтерию нотариально заверенную копию технического паспорта автомобиля (письмо Минфина РФ от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275, письмо УФНС по г. Москве от 22 февраля 2007 г. № 20-12/016776).

Компенсация выплачивается один раз в месяц. Если же автомобиль сотрудником не используется (отпуск, болезнь, командировка), то компенсацию выплачивать нельзя.

Налогообложение компенсации за использование личного автомобиля

Как мы уже говорили, компенсация может выплачиваться в любой сумме. Однако для целей налогообложения сумма компенсации нормируется.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок относятся к прочим расходам. При налогообложении прибыли эти компенсации учитываются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 и действуют с 1января 2002 г.

Размер компенсации за использование личных легковых автомобилей не привязан к конкретным маркам автомобилей, а зависит только от мощности двигателя.

Если объем двигателя меньше 2 л, то сумма компенсации составляет 1200 руб. в месяц. Если объем двигателя больше, ежемесячная норма компенсации - 1500 руб. Работникам, которые используют в служебных целях мотоциклы, полагается компенсация в пределах 600 руб.

Порядок налогообложения компенсаций представлен в табл. 1.

Таблица 1. Порядок налогообложения компенсации за использование личного автомобиля

Учет компенсаций при расчете налога на прибыль

Компенсационные выплаты в пределах норм учитываются в составе прочих расходов, связанные с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Организация может выплачивать сотруднику компенсации, превышающие установленные нормы. Однако суммы превышения не будут учитываться при расчете налога на прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).

Следует также учитывать, что компенсационные выплаты за использование личного автомобиля относятся к косвенным расходам (п. 1 ст. 238 НК РФ). Это означает, что их можно в полном объеме учитывать при расчете налога на прибыль в том же отчетном периоде, когда произведены расходы.

При этом надо обратить внимание на следующее. Компенсации за использование личного автотранспорта признаются в учете только после того, как деньги будут выданы сотруднику на руки или перечислены на сберкнижку (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14 сентября 2006 г. № 18-11/3/081350). Такое правило применяется как при кассовом методе (п. 3 ст. 273 НК РФ), так и при методе начисления (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). Этим компенсационные выплаты отличаются от зарплаты, которую можно списать на расходы сразу после начисления (при втором методе).

Пример 4

В марте 2008 г. сотрудник организации ООО «Беранже» регулярно совершал служебные поездки на своем автомобиле «ВАЗ-2107». Руководитель организации распорядился, чтобы сотруднику компенсировали его расходы, выплатив 1500 руб.

Объем двигателя автомобиля «ВАЗ-2107» меньше 2000 см 3 .

Норма компенсации по данному автомобилю равна 1200 руб. Поэтому в состав расходов, которые учитываются в расчете налога на прибыль, включается 1200 руб. Остальные же 300 руб. при налогообложении прибыли не учитываются.

Обратите внимание! В размере компенсации учтены все расходы на содержание автомобиля, в том числе на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт. Поэтому если организация помимо компенсации оплачивает работнику и стоимость бензина, то эти расходы не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль (письма Минфина РФ от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-02/140, МНС РФ от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419@, УФНС по г. Москве от 22 февраля 2007 г. № 20-12/16776).

Учет компенсаций при расчете НДФЛ и ЕСН

Компенсации, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ), но только если их размер не превышает норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. ТК РФ, что размер компенсационных выплат определяется письменным соглашением сторон трудового договора.

Следовательно, для целей исчисления НДФЛ нормой необходимо считать сумму компенсации, установленную сторонами трудового договора в соглашении об использовании личного имущества работника. К такому же выводу пришел и Президиум ВАС РФ в постановлении от 30 января 2007 г. № 10627/06.

Официальные органы поддерживают эту позицию, но только в отношении имущества, которое не относится к легковым автомобилям и мотоциклам.

НК РФ не устанавливает специальных норм компенсации за использование личного транспорта для целей обложения НДФЛ.

Поэтому, по мнению специалистов Минфина РФ, организация должна использовать для этих целей нормы расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92.

Иными словами, НДФЛ следует удерживать с той суммы компенсации, которая превышает норматив, установленный указанным документом (письмо Минфина РФ от 24 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/513, от 26 марта 2007 г. № 03-04-06-01/84, от 29 декабря 2006 г. № 03-05-02-04/192, от 2 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43).

Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (письмо УФНС по г. Москве от 28 августа 2007 г. № 28-17/1269, от 18 сентября 2007 г. № 18-11/3/088756, от 21 февраля 2007 г. № 28-11/4115).

ЕСН суммы компенсации не облагаются независимо от того, в пределах норм они выплачены или сверх норм. Компенсации в пределах норм освобождаются от уплаты ЕСН в соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ. А сверхнормативные компенсации не облагаются налогом, поскольку они не учитываются при налогообложении прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с компенсаций тоже не исчисляются, поскольку налоговая база по ЕСН и расчетная база по пенсионным взносам совпадают. Такое положение установлено п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

На суммы, выплачиваемые работнику в возмещение расходов, также не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это следует из:

    п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765;

    п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184.

Пример 5

Используем условия предыдущего примера.

На сумму компенсации, которая превышает установленные нормы, начисляется НДФЛ, а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Величина тарифа по взносам составляет 0,2 .

При выплате компенсации за март 2008 г. в бухгалтерском учете ООО «Беранже» были сделаны следующие проводки:

Дебет счета 26 Кредит счета 73 - 1500 руб. - начислена компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях;

Дебет счета 73 Кредит счета 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» - 39 руб. (300 × 13%) - удержан НДФЛ;

Дебет счета 26 Кредит счета 69-11 - 0,6 руб. (300 × 0,2 %) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

Дебет счета 73 Кредит счета 50 - 1461 руб. (1500 – 39 руб.) - выплачена компенсация за использование личного автомобиля в марте 2008 г.

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

К атегория:

Погрузочно-разгрузочные работы

Порядок ввода машин в эксплуатацию


Все погрузочно-разгрузочные машины (за исключением арендованных) должны находиться на балансе механизированных дистанций (хозрасчетных участков) и иметь инвентарный номер. Автомобильные краны и другие машины, подлежащие учету в Госавтоинспекции (ГАИ), необходимо там зарегистрировать и получить на них государственный номерной знак. Краны всех типов и экскаваторы, предназначенные для работ с крюком, грейфером или магнитом, до пуска в эксплуатацию подлежат регистрации в дорожной инспекции котлонадзора МПС.

Кроме дорожных инспекций, на дистанции организуется местный технический надзор, деятельность которого контролируется администрацией. Этот надзор распространяется и на те погрузочно-разгрузочные машины и установки, которые не поднадзорны дорожной инспекции. Как правило, ответственность за соблюдение технического надзора возлагается на главного инженера или заместителя начальника механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Ответственное лицо за технический надзор на дистанции подготавливает и предъявляет дорожной инспекции поднадзорные погрузочно-разгрузочные машины и установки для проведения первичного, очередного, внеочередного или контрольного освидетельствований., При монтаже новых машин ответственное лицо контролирует качество работ, а также ведет надзор за соблюдением планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин. Помимо лица, ответственного за технический надзор, назначается ответственный за исправное состояние машин. Им обычно является инженер по механизации. Дата и номер приказа о назначении этого ответственного лица, а также его фамилия, имя, отчество и личная подпись должны быть указаны в паспорте машины. При поступлении новых машин в дистанцию (хозрасчетный участок) необходимо проверить наличие пломб, исправность упаковки, комплектность машины, инструмента, запасных частей в соответствии с накладной и упаковочным листом, установить наличие технической документации. При некомплектности машины, прилагаемого набора инструмента и запасных частей, наличии повреждений составляется акт, который предъявляется поставщику. На каждую погрузочно-разгрузочную машину ведется технический паспорт установленной формы. Заполнение паспорта ведется ответственным лицом. Паспорт хранится как документ строгой отчетности. В случае преждевременного износа или выхода из строя машины (при условии соблюдения предписанных правил эксплуатации), в течение срока действия заводской гарантии, оформляется акт-рекламация, который предъявляется заводу-изготовителю.



Погрузочно-разгрузочные машины регистрируются в дорожной инспекции котлонадзора МГ1С по заявлению руководства дистанции (хозрасчетного участка) по предъявлении паспорта машины. При регистрации машины, перемещающейся по рельсовому пути, необходимо также представить документы о соответствии подкранового пути типу машины. Разрешение на пуск в эксплуатацию машин, подлежащих регистрации в инспекциях котлонадзора МПС, должно быть получено от этих органов в следующих случаях: перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины; после монтажа, вызванного перестановкой машин на новое место; после реконструкции машины или капитального ремонта ее металлоконструкций.

Разрешение на пуск машин выдается на основании результатов технического освидетельствования, проведенного руководством дистанции (хозрасчетного участка), и контрольной проверки состояния машины при участии представителя дорожной инспекции котлонадзора. Разрешение на работу крана записывается в паспорт крана лицом, выдавшим разрешение, а других машин и съемных грузозахватных приспособлений- в журнале учета и осмотра лицом, отвечающим за их исправное состояние. Новые и капитально отремонтированные машины до пуска в эксплуатацию подвергаются обкатке в режиме, соответствующем заводским инструкциям. Запрещается вводить в эксплуатацию машины, не прошедшие обкатку. Работать разрешается только на машине, находящейся в технически исправном состоянии. Технически исправной считается машина, полностью укомплектованная отрегулированными и нормально работающими агрегатами, узлами и контрольными приборами. Машины подлежат снятию с регистрации в дорожной инспекции котлонадзора в случае: списания машины, пришедшей в негодное состояние, а также при передаче машины на другую дорогу.

Если получено ОС от учредителей в ноябре, а зарегистрировано транспортное средство в ГАИ на организацию в декабре, то вводить в эксплуатацию можно когда зарегистрировано в ГАИ?

Факт госрегистрации автомобиля в ГИБДД не является достаточным оcнованием для позднего введения автомобиля в эксплуатацию, т.к. пользоваться автомобилем можно и без госрегистрации (например, по доверенности). Поэтому вам необходимо озадачиться дополнительными причинами для отсрочки – например, тех. обслуживание, ремонт, приведение автомобиля к состоянию, пригодному для эксплуатации (документальное подтверждение обязательно).

Как ввести в эксплуатацию основное средство

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 .

Это означает, что в эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов. Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать. И только если объект простаивает и законсервирован , его свойства не ухудшаются. Но поступить так можно только после ввода объекта в эксплуатацию.

Прежде чем начать амортизировать имущество, проводят оценку самой возможности его применения. Кроме того, определяют первоначальную стоимость , амортизационную группу и срок полезного использования имущества. А сам ввод в эксплуатацию оформляют необходимыми документами.

Документальное оформление

В эти формы можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений налогового учета. В частности, таких:

  • дата ввода в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость;
  • срок полезного использования (амортизационная группа);
  • способ начисления амортизации.

Вы также вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить такой акт ввода в эксплуатацию .

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б .

Ситуация: как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию

Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом .

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Дополнительный реквизит в форме № ОС-1 пропишите в учетной политике .

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Застройщику для ввода в эксплуатацию возведенной им недвижимости придется оформить еще и специальное разрешение. Выдает его учреждение, которое ранее разрешило строительство. Такое указание есть в пункте 2

Чтобы получить разрешение, придется подать следующие документы:

Такие документы приведены в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 () отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33 , от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07 , определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09 , от 19 сентября 2008 г. № 11258/08 , от 28 апреля 2008 г. № 16599/07 , от 14 февраля 2008 г. № 758/08 , постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007 , от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749 , от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007 , Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А , Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40) , Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3 , Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07 , от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07 , Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3 , Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

  • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
  • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
  • наряды на монтаж оборудования;
  • договор подряда на выполнение строительных работ;
  • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если основное средство начали фактически эксплуатировать позже принятия его на учет, то к счету 01 () откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите в общем порядке проводкой:

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Одним из спорных на сегодняшний день остается вопрос о том, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Напомним суть проблемы. Всем известно, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ 1 .

Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 2 , собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД в течение пяти суток после приобретения. Пунктом 25 Административного регламента МВД 3 определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные данным регламентом.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления. На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Это могут быть ситуации, когда документы на регистрацию поданы вовремя, однако регистрационные действия ГИБДД, связанные с выдачей документов и регистрационных знаков, длятся более месяца, или ситуации, возникающие по вине самого собственника автомобиля, например когда пропуск пятидневного срока подачи документов обусловлен выбором страховой компании для заключения договора ОСАГО 4 . То есть автомобиль может быть введен в эксплуатацию в одном отчетном (налоговом) периоде, а документы на его регистрацию могут быть поданы в другом.

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ , права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление Правительства РФ № 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах 5 .

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

К св едению

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

Если организация приобретает транспортное средство, то за его государственную регистрацию она должна уплатить госпошлину. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ пошлина взимается в следующих размерах: за регистрацию с выдачей госзнаков на автомобили – 1 500 руб. (на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – 1 000 руб.); паспорта транспортного средства (ПТС) – 500 руб.; свидетельства о регистрации ТС – 300 руб. Как видим, суммы невелики, однако и они вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами на тему, куда относить расходы на уплату госпошлины. Здесь возможны два варианта:

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

На втором варианте настаивал Минфин аж в 2007 году (Письмо от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101), и с тех пор на эту тему он не высказывался 6 . А вот судьи, наоборот, считают, что затраты на регистрацию автотранспорта не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (постановления ФАС УО от 25.11.2008 № Ф098694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3). По мнению автора, сумма госпошлин не столь значительна, чтобы спорить на эту тему с налоговиками. Если, к примеру, они настаивают на включении госпошлины в первоначальную стоимость автотранспортного средства, то лучше так и сделать. Однако отметим, что это возможно в случае, когда уплата госпошлины и регистрация в ГИБДД происходят в том же месяце, когда транспортное средство вводится в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования

Нередко на практике у бухгалтера возникают сложности с определением срока полезного использования (СПИ) в силу того, что не ясно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство. В каких ситуациях это бывает? Например, при покупке дорогих иномарок представительского или бизнес-класса. Или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из десяти амортизационных групп, указанных в Классификации ОС 7 . Рассмотрим эти ситуации подробнее.

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности отнесения дорогого авто к «нужной» амортизационной группе (о чем свидетельствует арбитражная практика) ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98 9 . Как следует из приложения «И» к данному документу, класс автомобиля определяется по его длине. Однако и этот документ особой ясности в проблему не вносит: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля – свыше 4,6 м. Однако машина может иметь длину более 4,6 м, но при этом «не тянуть» даже на бизнес-класс. Если в споре с организацией налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет приводить этот документ, в качестве возражения можно сослаться на то, что Методическое руководство РД 37.009.015-98 не зарегистрировано в Минюсте и предназначено для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Что касается арбитражной практики, примерами по данному вопросу она не богата. Так, в Постановлении ФАС ПО от 02.06.2011 № А72-6500/2010 рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса Volkswagen Phaeton.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономразвития. На наш взгляд, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ времен СССР – знаменитое Постановление № 1072 10 , действовавшее до вступления в силу гл. 25 НК РФ.

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления № 1072 для определения СПИ высказано в постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 № Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 № 09АП-10737/2011-АК 11 .

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в , утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

Предприятие купило автомобиль 30 декабря 2016 года. Оплата госпошлины и постановка на учет произведены в январе 2017 года. 1. Какой датой оформлять приобретение ТС и каким документом? 2. Обязательно включать госпошлину в стоимость ТС для налогового учета? 3. Ввод в эксплуатацию ТС по дате постановки на учет в ГИБДД? Каким документом оформлять? 4. С какого месяца начислять амортизацию - с января или с февраля?

1) Оформить приобретение автомобиля нужно актом приемки на основе типовых форм (например, ОС-1) или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю.

2)Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26, от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26.

Ранее Минфин России придерживался другой точки зрения (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725, от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116). Минфин разрешал учитывать госпошлину за регистрацию транспортных средств в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.

3) При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938.

Ввод в эксплуатацию надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ. Оформить ввод в эксплуатацию имущества Вы можете типовыми формами, например № ОС-1;

4)П общему правилу амортизацию начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. Таковы правила пункта 4 статьи 259 НК. Но в пункте 11 статьи 258 НК РФ есть норма, согласно которой основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию этих прав. Поэтому налоговики считают, что амортизировать машину организация сможет не ранее месяца, следующего за месяцем, в котором организация поставит автомобиль на учет и введет его в эксплуатацию.

Такой же точки зрения придерживаются московские судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.06.06 № КА-А40/5390-06).

Сергея Разгулина,

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты .*

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1 ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б ;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а .

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 № 03-05-05-04/61 .

Из ситуации

Сергея Разгулина , действительный государственный советник РФ 3-го класса

нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда организация платит госпошлину: до или после ввода основных средств в эксплуатацию.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. , п. 1 ст. 264 НК РФ).* Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/1/195 , от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101 , от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138 . Позиция финансового ведомства основана на положениях пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, согласно которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление) и доведение до состояния, пригодного к использованию. При этом в первоначальную стоимость нельзя включать только суммы НДС и акцизов. По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уплата госпошлины является обязательным условием для законной эксплуатации основных средств. Поэтому включение этих расходов в первоначальную стоимость объекта недвижимости (транспортного средства) является обоснованным.

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учитывать госпошлину за регистрацию объектов недвижимости (транспортных средств) в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Они заключаются в следующем.*

Уплата госпошлины не является расходом, связанным с приобретением основного средства и доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования. Госпошлина взимается за регистрацию уже приобретенного объекта недвижимости или транспортного средства. Сам по себе факт уплаты госпошлины не влияет на пригодность основного средства к эксплуатации. Кроме того, госпошлина является федеральным сбором, что является основанием для ее включения в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать ее при формировании первоначальной стоимости основных средств не нужно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3 , от 30 января 2008 г. № Ф09-57/08-С3 , Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18 , Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9). Приведенные решения были приняты в отношении госпошлины, уплаченной при регистрации транспортных средств. Однако выводы, содержащиеся в этих документах, справедливы и в отношении госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на объекты недвижимости.

Ранее такой же точки зрения придерживался Минфин России (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725 , от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116 , от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165 , от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/137). Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.*

По налоговому законодательству, если одни и те же затраты с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов, организация вправе самостоятельно определить такую группу (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Следует отметить, что у каждого из рассмотренных вариантов есть свои преимущества. Включение госпошлины в состав прочих расходов позволяет быстрее списать ее в налоговом учете. Включение госпошлины в первоначальную стоимость основного средства позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Из статьи журнала

Можно ли амортизировать машину до ее регистрации в ГИБДД

Кирилл Владимирович Муравьев , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Да, можно. Автомобиль становится амортизируемым имуществом с момента перехода к организации права собственности на него (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса). Автомобиль не является объектом недвижимости, значит, в госрегистрации права собственности на него не нуждается (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Поэтому ограничения, установленные пунктом 11 статьи 258 НК РФ, на регистрацию автомобиля в ГИБДД не распространяются. И начислять амортизацию по автомобилю можно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию.

Но есть примеры судебных решений, в которых суды признавали начисление амортизации до регистрации автомобиля в ГИБДД неправомерным (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.10 № А27-19317/2009). По мнению судей, срок полезного использования не должен начинаться ранее даты, с которой организация может реализовать право пользования автомобилем.

Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация