Федеральное собрание российской федерации

Главная / Налоги

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Статья 71.С сохранением прав народа и кантонов (статьи 89 и 123) высшая власть Конфедерации осуществляется Федеральным собранием, которое состоит из двух частей или советов, а именно:

А. Национального совета;

Совета кантонов.

А. Национальный совет

Статья 72. 1. Национальный совет состоит из двухсот депутатов швейцарского народа.

2. Места распределяются между кантонами и полукантонами пропорционально проживающему в них населению; каждый кантон и полукантон имеет право по меньшей мерс на одно место.

3. Подробности будут регулироваться федеральным законом.

Статья 73. 1. Выборы в Национальный совет прямые. Они происходят на началах пропорционального представительства; каждый кантон или полукантон образует один избирательный округ.

2. Федеральное законодательство устанавливает подробные предписания для применения этого принципа.

Все швейцарцы и все швейцарки, достигшие 20 лет и не лишенные политических прав по законодательству Конфедерации или кантона, в котором они постоянно проживают, имеют право участвовать в выборах и голосованиях. 3.

Конфедерация может издавать единообразные законодательные постановления в отношении права принимать участие в выборах и голосованиях по федеральным вопросам. 4.

За кантональным правом сохраняется регулирование на кантональных и коммунальных выборах и голосованиях.

Статья 75. Членом Национального совета может быть избран каждый швейцарский гражданин, имеющий право голоса и не принадлежащий к духовному званию.

Статья 76. Национальный совет избирается на четыре года и каждый раз полностью переизбирается.

Статья 77. Депутаты Совета кантонов, члены Федерального совета и должностные лица, назначаемые этим советом, не могут быть одновременно членами Национального совета.

Статья 78. 1. Национальный совет избирает из своей среды на время каждой очередной или чрезвычайной сессии председателя и заместителя председателя. 2.

Член, занимавший должность председателя в течение одной очередной сессии, не может избираться во время следующей очередной сессии ни председателем, ни заместителем председателя. 3.

Один и тот же член не может быть заместителем председателя в продолжении двух следующих друг за другом очередных сессий. 4.

Статья 79. Члены Национального совета получают вознаграждение от федерального казначейства.

Б. Совет кантонов

Статья 80. Совет кантонов состоит из сорока шести депутатов от кантонов. Каждый кантон избирает двух депутатов; в разделенных кантонах каждый полукантон избирает одного депутата.

Статья 81. Члены Национального совета и члены Федерального совета не могут быть депутатами Совета кантонов.

Статья 82. 1. Совет кантонов избирает из своего состава на

время каждой очередной или чрезвычайной сессии председателя и заместителя председателя. 2.

Из числа депутатов того кантона, от которого был избран председатель на очередную сессию, не может быть избираем ни председатель, ни заместитель председателя на непосредственно следующую очередную сессию. 3.

Депутаты одного и того же кантона не могут занимать должности заместителя председателя в продолжении двух последовательных очередных сессий. 4.

Статья 83. Депутаты Совета кантонов получают вознаграждение от кантонов.

В. Полномочия Федерального собрания

Статья 84. Национальный совет и Совет кантонов принимают решения по всем вопросам, которые настоящая Конституция предоставляет в ведение Конфедерации и которые не относятся к ведению другой федеральной власти.

Статья 85. В компетенцию обоих советов, в частности, входят следующие дела:

Законы об организации и порядке выборов федеральных властей.

Законы и постановления по предметам, которые Конституция относит к федеральной компетенции.

Избрание Федеральною совета, Федерального суда и канцлера, а также главнокомандующего федеральной армии. Федеральное законодательство может предоставить Федеральному собранию производство или учреждение иных выборов.

Союзы и договоры с иностранными государствами, а также утверждение договоров кантонов друг с другом или с иностранными государствами; однако договоры кантонов подлежат рассмотрению Федерального собрания только в том случае, когда Федеральный совет или какой-либо кантон заявит протест.

Меры для внешней безопасности, а также для поддержания независимости и нейтралитета Швейцарии; объявление войны и заключение мира.

Гарантирование конституций и территорий кантонов; вмешательство, являющееся следствием этой гарантии; меры для обеспечения внутренней безопасности Швейцарии, для поддержания спокойствия и порядка; амнистия и право помилования.

конституции и обеспечение гарантии, данной кантональным конституциям, а также меры для обеспечения выполнения федеральных обязанностей.

Право распоряжаться федеральной армией.

Определение ежегодного бюджета, проверка государственной отчетности и постановления о заключении займов.

Высший надзор за федеральной администрацией и федеральной юстицией.

Жалобы на решения Федерального совета по административным спорам (ст.

Споры о компетенции между федеральными властями.

Пересмотр Федеральной конституции.

Статья 86.1. Один раз в год оба совета собираются на очередную сессию в установленный регламентом день.

2. На чрезвычайную сессию они собираются постановлением Федерального совета или по требованию четвертой части Национального совета или пяти кантонов.

Статья 87. Советы могут принимать решения, только когда присутствует абсолютное большинство общего числа их членов.

Статья 88. В Национальном совете и в Совете кантонов решения принимаются абсолютным большинством участвующих в голосовании.

Статья 89. 1. Федеральные законы и федеральные постановления могут быть изданы только с согласия обоих советов. 2.

Федеральные законы и федеральные постановления общего значения должны быть предложены для принятия или отклонения, если того потребует 50 ООО граждан, имеющих право голоса, или восемь кантонов. 3.

Второй абзац также применяется к международным договорам, которые:

а) имеют неопределенную продолжительность действия и не подлежат денонсации;

б) предусматривают присоединение к международной организации;

в) влекут многостороннюю унификацию права. 4.

По решению обоих советов нормы второго абзаца применяются к другим международным договорам. 5.

Присоединение к организациям коллективной безопасности и наднациональным сообществам должно быть передано на голосование народа и кантонов.

Статья 89 bis. 1. Федеральные постановления общего значения, вступление в с. ту которых не терпит никакого отлагательства, могут быть немедленно введены в действие по решению, принятому большинством голосов всех членов в каждом из двух советов; срок их действия должен быть ограчичен. 2.

Если 50 ООО граждан, имеющих право голоса, или восемь кантонов потребуют народного голосования, то федеральные постановления, введенные в действие в срочном порядке, теряют силу через год после их принятия Федеральным собранием, если в течение этого срока они не получают одобрения народа; в таком случае их действие не может быть возобновлено. 3.

Федеральные постановления, введенные в действие в срочном порядке и нарушающие Конституцию, должны быть одобрены народом и кантонами в течение года, следующего за их принятием Федеральным собранием; в противном случае они теряют силу по истечении этого срока, и их действие не может быть возобновлено.

Статья 90. Федеральное законодательство определит формы и сроки, подлежащие соблюдению при народных голосованиях.

Статья 92. Каждый совет принимает решение отдельно. Однако, когда дело касается выборов, указанных в п. 4 статьи 85, осуществления права помилования или решения по спорам о компенсации (п. 13 статьи 85), оба совета собираются вместе для принятия решения под руководством председателя Национального совета, и решение принимается большинством участвующих в голосовании членов обоих советов.

Статья 93. Инициатива принадлежит каждому из советов и каждому из их членов.

2. Такое же право кантоны могут осуществлять в письменном виде.

Статья 94. Заседания советов, как правило, публичны.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

В конституции статьи определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам:

  • а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионовфедеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и
  • б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а, следовательно, большей дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания. Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные полномочия (см. ст. 93, 102, 106).

Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов Российской Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того, что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 89 субъектов, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления групповых инициатив его членов (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995г. о толковании ст. 103 (ч. 3) 1 Очевидно, что под исполнительным органом Конституция понимает исполнительный орган общей компетенции - Президента, Губернатора, Главу, являющегося главой исполнительной власти, или Правительство (Совет Министров) субъекта Российской Федерации. Данное положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования Совета Федерации.

При толковании, однако, необходимо учитывать и ряд других конституционных положений. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. 1 установил, что представителями субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Если законодательный орган субъекта Российской Федерации двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением палат. Закон, однако, не определил, как следует поступать, если, например, в республике при наличии Президента исполнительная власть возложена на Правительство или на его главу.

Нельзя не отметить, что указанный закон оставляет без внимания некоторые положения Конституции. Он по существу превращает Совет Федерации в орган, действующий непостоянно, ибо члены его - высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и основное место работы у них находится именно там. В то же время, согласно ч. 1 ст. 99 Конституции, все Федеральное Собрание, а следовательно, и Совет Федерации, является постоянно действующим органом. Игнорирует закон и то обстоятельство, что в ч. 7 и 9 (абзац второй) раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" говорится о Совете Федерации первого созыва, из чего следует, что должны иметь место второй и последующие созывы (в противном случае речь шла бы не о первом созыве, а о первом составе Совета Федерации); законом же это исключается. В упомянутом абзаце втором ч. 9 раздела второго сказано также, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, из чего опять же можно заключить, что правилом должно быть осуществление полномочий на постоянной основе. 23 января 1996 г. опубликован список членов Совета Федерации нового состава, который будет теперь обновляться не целиком, а по мере замены на своих должностях глав законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Установленный численный состав Государственной Думы - 450 депутатов - образует общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. о толковании статей 1 . Так, если согласно ч. 3 ст. 103 Конституции постановления Государственной Думы принимаются, как правило, большинством голосов от общего числа депутатов, это большинство следует исчислять от 450 депутатов, а не от того их числа, которое на данный момент избрано.

Очевидно, что начало полномочий Государственной Думы как органа не совпадает с началом полномочий ее депутатов. В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания, если не созвана ранее Президентом Российской Федерации, и с этого момента, согласно ч. 4 указанной статьи, прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва и, следовательно, полномочия ее депутатов. А согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" от 8 мая 1994 г. 2 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. Поэтому моментом начала полномочий Государственной Думы нового созыва следует считать момент начала ее работы, ибо до этого, не имея своей структуры (председателя, комитетов и т.п.), она функционировать, не может. Получается, что в период между днем избрания Государственной Думы нового созыва и днем ее первого заседания действуют полномочия и ее депутатов, и депутатов Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще может проводить свои заседания. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании.

В связи с тем что референдум по принятию Конституции и первые выборы в соответствии с ней проводились 12 декабря 1993 г. в весьма сложной политической обстановке, ч. 7 раздела второго Конституции предусмотрела, что Государственная Дума (как и Совет Федерации) первого созыва избираются сроком на два года. Ныне действующая Государственная Дума избрана 19 декабря 1999 г. на полный - четырехлетний - срок.

Конституция говорит о порядке формирования Совета Федерации и о порядке выборов депутатов Государственной Думы. Отсюда следует, что формирование палат может осуществляться различными способами. Если в отношении Государственной Думы способ формирования - выборы - прямо предписывается, то в отношении Совета Федерации он оставлен на усмотрение законодателя, который должен при этом соблюсти установленные Конституцией условия, обеспечив прежде всего представительство каждого субъекта Российской Федерации двумя членами Совета Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представляется также, что при этом следует принять во внимание и положения ч.7 и 9 (абзац второй) раздела второго Конституции. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. содержит всего четыре статьи и предусматривает замещение мест в Совете Федерации по должности главами законодательных (представительных) и главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время в значительной части субъектов федерации исполнительная власть возглавляется назначенными Президентом Российской Федерации губернаторами и главами администраций, федеральный закон предусмотрел, что выборы глав исполнительных органов государственной власти должны быть завершены не позднее декабря 1996г. Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. 1 , а применительно к выборам в Государственную Думу - в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. 2 . В этом последнем законе подробно урегулирован порядок выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе.

Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Из книги Конституция РФ автора РФ Законы

Глава 5. Федеральное собрание Статья 94 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

автора Коллектив авторов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Таблица 20

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно.

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

15.1. Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3.2. Федеральное Собрание РФ Парламент - это общее название высшего выборного органа законодательной власти государства. В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выражаемой в принятии обязательных

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. Местная администрация: понятие, правовые основы, принципы и порядок формирования и организации ее деятельности Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и для

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

24. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Система органов законодательной власти в РФсостоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.Федеральное

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Федеральное собрание Таблица 20

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Вопрос 1 Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

§3.1. Правовые основы формирования государственного (муниципального) заказа С момента появления публично-правового образования у него возникают нужды (потребности). Удовлетворение этих нужд осуществляется, как правило, посредством формирования и реализации (размещения,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

134. Что представляют собой правовые основы формирования и развития внутреннего энергетического рынка? Либерализация энергетического рынка государств-членов, предусмотренная в Рабочем документе Комиссии 1988 г., началась с принятием 26 июня 1990 г. Директивы 90/377/ЕЭС,

Из книги автора

2.11. Федеральное Собрание Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ Федеральное Собрание – это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), являющийся высшим



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация