Статья о недостатках инструкции деятельности дпс беларуси. Может ли инспектор остановить "просто для проверки документов" и в чем ошибаются водители, когда спорят с ГАИ. Развернутый комментарий. Имеет ли право гаишник меня задержать

Главная / Общество

В последнее время в интернете часто встречаются видеоролики, в которых водители очень убедительно и аргументированно спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать им в руки свои водительские документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи кодексов и законов. И порой их поведение бывает даже агрессивным. Отсюда возникает вопрос: кто же из них прав, а кто нарушает Правила дорожного движения и законодательство нашего государства?

Первый вопрос, который задают во всех вышеуказанных видеороликах: «На каком основании меня остановили?». Как правило, инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать».

Так на каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают, водитель едет ровно и не нарушает установленные дорожным движением правила?

В соответствии с пунктом 9,1 Правил дорожного движения водитель ТС, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ, в то же время требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Также пунктом 12 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В соответствии с п.9.2 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного постановлением Совета министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. И если инспектор ГАИ говорит, что водитель остановлен для проверки документов, то остановка по такой причине полностью законна и правомерна , так как проверка наличия этих документов есть контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями.

Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно . Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки инспектора ГАИ свои документы. Они приоткрывают окно автомобиля и показывают документы через стекло, видимо считая, что этого достаточно. Но согласно пункту 12 ПДД, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки сотруднику ГАИ. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявить, то в данном случае водитель поступает неправомерно. Данные действия могут быть квалифицированы как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, что влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Должен ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника ГАИ?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если сотрудник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ.

Может ли водитель требовать, чтобы сотрудник предъявил свои документы и объяснил причину остановки?

По вашему требованию (в соответствии с Законом «О милиции») инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться в случае возникших претензий, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение. Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ «О милиции» ). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение. Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы. Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод — норма закона (Закон «О милиции» ст.5). Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Подводя итог, хочется сказать, что не стоит повторять действия, показанные в некоторых видеороликах, ведь чаще всего показанное в них поведение является противоправным.

Подготовила Виола Лехнович

Конфликты с сотрудниками ГАИ на дорогах Республики Беларусь
ЗАПИСЬ ОПУБЛИКОВАНА: 09.09.2015

Право имею

В сети немало бродит роликов и статей о том, как правильно водителю вести себя в ситуации, если его остановил сотрудник дорожной инспекции, в какой ситуации подчиниться требованиям, а в какой – нет. Но всё-таки, чтобы не иметь лишних проблем на свою пятую точку, лучше бы соблюдать правила дорожного движения и изучить законодательство. А то штрафы и принудительная еще никому радости не приносила.

Пожалуй, самой горячей темой для обсуждения становятся беспричинные, как считают многие, проверки документов. Ну и, конечно же, штрафы, которые, по мнению некоторых, идут прямо в карман ГАИшнику.

Видеосъемка сотрудников ГАИ

Начнем с того, что большинство видеороликов, размещенных в сети, могут навлечь на своих авторов определенную ответственность. Безусловно, снимать на камеру телефона или видеорегистратора можно все вокруг себя, и беседу с остановившим вас инспектором в том числе. С одной оговоркой – вы должны предупредить об этом. Как впрочем, и он вас, если видеорегистрация происходит в автомобиле ГАИ.

Однако следует знать о том, что в случае, если съемка ведется без предупреждения, видео выкладывается в интернет, а к нему помещаются негативные отзывы, то вы можете быть привлечены по статье 34 Конституции РБ, которая гласит об оскорблении чести и достоинства лица, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей. А это повод для обращения в суд и немалая сумма денежной компенсации. А такие прецеденты в практике уже были.

Остановка для проверки документов

Очень часто автовладельцы возмущены тем, что их останавливают без причины, то есть без нарушения правил дорожного движения. Особо подкованные начинают возражать инспектору в том, что он имеет право останавливать автомобиль только в случае нарушения либо при подозрении на нарушение. Какое же подозрение, если всё в порядке? Читаем Положение о госавтоинспекции. Согласно ему сотрудник ГАИ обязан осуществлять контроль за соблюдением ПДД. А в тех же Правилах сказано, что водитель обязан иметь при себе определенный перечень документов. Логично думать, что остановка для проверки – это всего лишь выполнение положений определенного законодательного акта, то есть контроль за соблюдением правил ДД. И возмущения тут излишни.

Показать или передать

Встречаются такие товарищи, которые считают, что для предъявления документов достаточно лишь чуть приоткрыть окошко авто и показать их инспектору издалека. Мол, передавать в руки необязательно. Спешим разочаровать. Есть такой пункт 12 ПДД РБ, согласно которому водитель обязан передать всё для проверки. При отказе вступает в силу часть четвертая статьи 23, нарушение которой наградит вас штрафом от 20 до 50 базовых. Неслабо? Более того, инспектор ДПС приравнивается к сотруднику милиции и в случае неповиновения имеет право применить физическую силу со всеми вытекающими последствиями.

Выходить ли из автомобиля

При встрече с ГАИ возникает вопрос – обязательно ли выскакивать из салона или можно просто передать требуемое через открытое окошко? Здесь тоже есть свои нюансы. Сотрудник вправе потребовать выйти из машины и сесть в служебный автомобиль. Но это если вы совершили правонарушение либо есть такое подозрение (например, проверка состояния алкогольного опьянения). Поверьте, без причины никто не будет заставлять вас покинуть уютный салон. А о последствиях неповиновения мы уже упоминали. Тут можно и под арест попасть. От 3 до 72 часов, между прочим.

ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

24. Сотрудник ДПС обязан:
24.1. знать требования Правил дорожного движения, основания и условия административной ответственности, административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946) (далее – КоАП), порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания, требования иных актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также положения настоящей Инструкции;
24.2. располагать сведениями об оперативной обстановке в зоне поста, маршрута патрулирования, закрепленного участка, доведенными на инструктажах перед заступлением на службу и совещаниях;
24.3. знать место расположения и радиопозывные ближайших нарядов дорожно-патрульной службы, место нахождения ОВД, общественных пунктов охраны правопорядка, представителей добровольных дружин по охране правопорядка на территории обслуживания и систему связи с ними, места расположения и режим работы организаций здравоохранения, охраняемых автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса на закрепленном участке;
24.4. получить по прибытии на пост, маршрут патрулирования от сменяемого сотрудника ДПС информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств организации дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к выполнению должностных обязанностей;
24.5. проверить в случае, если в предшествующую смену надзор за дорожным движением на посту, маршруте патрулирования не осуществлялся, состояние технических средств организации дорожного движения, дорог, порядок проведения на них ремонтно-строительных и других работ;
24.6. доложить о принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках непосредственному начальнику;
24.7. принимать меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
24.8. выявлять и пресекать непосредственно обнаруженные преступления и административные правонарушения, выяснять в пределах компетенции причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своей компетенции вести административный процесс при наличии поводов и оснований к его началу и отсутствии обстоятельств, исключающих такой процесс;
24.9. проверять у водителей, задержанных за совершение правонарушений, наличие документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
24.10. докладывать в течение суток о выявленном административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции, непосредственному начальнику для направления в трехдневный срок материалов в УГАИ МВД и разрешения вопроса об ответственности указанного иностранного гражданина за административное нарушение дипломатическим путем;
24.11. при получении информации о готовящемся преступлении немедленно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел или доложить непосредственному начальнику и принять возможные меры к его предотвращению;
24.12. при получении сведений от граждан о совершенных (совершаемых) преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях записать все установочные данные о заявителях, конкретном месте их совершения, кем и против кого оно совершено, и другую информацию, имеющую значение для их раскрытия. Немедленно, принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, оказанию необходимой помощи пострадавшим, выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, установлению очевидцев, сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. До прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ) обеспечить охрану места преступления, административного правонарушения, сохранность следов и вещественных доказательств;
24.13. производить неотложные действия на месте ДТП, всесторонне, полно и объективно проводить проверку обстоятельств и причин его возникновения;
24.14. по прибытии на место ДТП СОГ действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ);
24.15. выявлять и задерживать лиц, объявленных в розыск, транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, а также используемые в противоправных целях, и на которые компетентными органами наложен арест;
24.16. оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
24.17. осуществлять при необходимости регулирование дорожного движения, в том числе путем подачи сигналов жезлом, жестом руки согласно приложению 4;
24.18. предупреждать участников дорожного движения о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Предупреждение осуществляется регулировочно-распорядительными действиями, а также ограждением опасных участков дороги, в том числе с применением транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками в соответствии с Правилами дорожного движения;
24.19. быть вежливым и внимательным к гражданам;
24.20. при вынужденной обстановке оказывать содействие водителям в выведении транспортных средств за пределы проезжей части дороги, по возможности в устранении возникших технических неисправностей, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, людям пожилого возраста и детям при пересечении ими проезжей части улиц;
24.21. оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств оперативного назначения, аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее – чрезвычайные ситуации), по команде ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) осуществлять охрану общественного порядка в этих местах и получение средств индивидуальной защиты дыхательных путей и кожных покровов;
24.22. изучать порядок и условия движения транспортных средств и пешеходов и вносить в порядке, установленном Инструкцией о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 181 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 108, 8/12778), предложения по улучшению организации дорожного движения и повышению его безопасности;
24.23. осуществлять контроль за состоянием улично-дорожной сети и исправностью технических средств организации дорожного движения, исправностью наружного освещения, принимать возможные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения, препятствий для дорожного движения и обозначению опасных участков, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении на дорогах ремонтно-строительных и других работ;
24.24. докладывать по окончании несения службы своему непосредственному начальнику о результатах работы;
24.25. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
25. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда (непосредственный руководитель).
26. Старший наряда обязан:
26.1. организовать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать непосредственному начальнику (командиру) о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки;
26.2. осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении поставленных задач;
26.3. проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов ДТП и по делам об административных правонарушениях, принимать немедленные меры по устранению выявленных недостатков;
26.4. контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.

ПРАВА СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

27. Сотрудник ДПС при выполнении возложенных задач имеет право:
27.1. останавливать транспортные средства, требовать предъявления и проверять документы у водителей механических транспортных средств, предусмотренные пунктами 12-15 Правил дорожного движения;
27.2. отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами. Физическое лицо отстраняется от управления транспортным средством после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для дальнейшего следования;
27.3. проводить в устанавливаемом законодательством порядке самостоятельно, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста, освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица, а также физического лица, отстраненного от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования, оно может быть доставлено в специальный кабинет наркологического диспансера, в наркологический кабинет центральной районной больницы, в приемное отделение организации здравоохранения и госпиталя, в медико-санитарную часть, в медицинскую научно-исследовательскую организацию, в медицинский научно-практический центр, в клинику медицинского учреждения образования (далее – учреждение здравоохранения), в передвижной наркологический пункт для освидетельствования в принудительном порядке;
27.4. применять в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь, задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств и другие меры обеспечения административного процесса;
27.5. временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;
27.6. осуществлять в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 8/14719), контроль за конструкцией, техническим состоянием, своевременностью прохождения государственного технического осмотра и правомерностью переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
27.7. запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов. Запрещение действует до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
27.8. запрещать в случае выявления нарушения правил перевозки крупногабаритного, либо тяжеловесного, либо опасного груза дальнейшее движение перевозящего его транспортного средства до получения соответствующего указания от непосредственного начальника или оперативного дежурного (старшего оперативного дежурного, старшего инспектора-дежурного, инспектора-дежурного) ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) (далее – оперативный дежурный), по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части;
27.9. требовать от соответствующих организаций устранения недостатков в содержании дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
27.10. вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и делам об административных правонарушениях;
27.11. применять в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения;
27.12. проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан и должностных лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они причастны к совершению преступления или административного правонарушения;
27.13. производить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, состоящих на профилактическом учете, и других предусмотренных законом лиц;
27.14. хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
27.15. осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление;
27.16. производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
27.17. изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и доставлять их в ОВД;
27.18. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки в организации здравоохранения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам.
28. Сотрудникам ДПС предоставляются другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
29. Действие подпунктов 27.15–27.18 настоящей Инструкции не распространяется на организации и лиц, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обладающих правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом).
В отношении указанных лиц процессуальные действия, установленные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 14, 2/1291) (далее – ПИКоАП), производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь;
30. Если для установления неисправности или условия, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, требуется проведение проверки (испытания, контроля), то решение о начале административного процесса и запрещении эксплуатации принимаются только на основании данных, полученных с помощью соответствующих специальных приборов, приспособлений и инструментов, прошедшими в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях государственную поверку.

Что имеет право требовать инспектор ГАИ и в каком случае водитель имеет право сказать ему "нет".

1. Почему мы об этом говорим?

За месяц случились два скандала, связанных с белорусскими гаишниками. В Бресте при задержании водителя инспектор ГАИ послал его на три буквы. Руководство автоинспекции, кстати, заявило, что это не оскорбление. А в Новогрудском районе гаишник, чтобы задержать водителя, разбил окно его машины. По мнению милиции, и здесь всё было по закону.

2. Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов?

По закону, сотрудники органов внутренних дел, к которым относятся и инспекторы ГАИ, имеют право проверять у граждан документы, в том числе, водительское удостоверение, если есть подозрения, что данный человек совершил правонарушение. Это закреплено в законе «Об органах внутренних дел». То есть если вы ехали по правилам, останавливать вас не должны.

Однако на практике гаишники ссылаются на положение о ГАИ, в котором закреплено, что инспекторы осуществляют контроль за соблюдением правил дорожного движения. В ПДД указано, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Поэтому проверку инспекторы ДПС трактуют как должный контроль за выполнением данных правил.

Два важных момента. Во-первых, закон «Об органах внутренних дел» имеет большую юридическую силу, чем положение о ГАИ, утвержденное постановлением Совмина. Во-вторых, произвольная проверка документов недопустима. Согласно нормам ПИКоАП, вы не можете априори быть подозреваемым в совершении правонарушения каждый раз, когда садитесь за руль. У инспектора должны быть достоверные данные о том, что конкретно у вас нет с собой удостоверения, техпаспорта или страховки. Причем свое опасение гаишник должен документально оформить.

3. Можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Деятельность ГАИ является гласной, поэтому вы можете, но не обязаны предупреждать инспектора, что ведете аудио-, фото- или видеозапись. То же касается и публикации ролика в интернете.

4. Обязательно ли передавать документы инспектору или можно показать со своих рук?

То, что водитель при остановке не передает свои документы, а показывает их через стекло, инспекторы зачастую трактуют как «неповиновение законному требованию должностного лица» (ст. 23.4 КоАП, санкция — штраф от 2 до 50 базовых величин), реже — как «нарушение иных правил дорожного движения» (ч. 5 ст. 18.22 КоАП, санкция — предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины). Так что лучше передать инспектору ГАИ весь набор документов.

5. Права остались дома. Что мне за это будет?

Инспекторы по базе проверят, есть ли у вас действующее водительское удостоверение. За данное нарушение грозит предупреждение или штраф (до 2 базовых величин). Если добровольно признаете вину и заявите, что готовы понести наказание, заплатите 0,5 базовой величины. Кстати, недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей. Возможно, данную норму исключат из закона.

6. Должен ли я выходить из машины по требованию гаишника?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если гаишник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ. По мнению адвоката Павла Латышева, автомобиль ДПС к нему приравниваться не может.

7. А пассажиров тоже могут попросить на выход?

При требовании покинуть автомобиль инспектор обязан пояснить причину со ссылкой на закон. Если машину эвакуируют в связи с неправильной парковкой, понятно, что пассажирам придется выйти. Если водителя забирают в управление ГАИ, которое обозначено как место ведения административного процесса, пассажиров также могут туда отвезти, чтобы опросить как свидетелей. Но если протокол оформляется в автомобиле ДПС, пассажиры могут оставаться на месте.

8. Инспектор разбивает стекло моей машины. Это вообще законно?

По мнению руководства ГАИ — вполне. Это объясняется вынужденной мерой при неповиновении законному требованию должностного лица. Так же трактуют и применение физической силы.

Однако по закону инспектор, во-первых, сначала должен пояснить, в чем заключается нарушение со стороны водителя. Во-вторых, предупредить его о том, что в случае неповиновения будет применена физическая сила. При этом должен соблюдаться принцип соразмерности. Заблокировать автомобиль нарушителя — куда меньшее зло, чем избить человека и повредить его авто.

Сотрудник милиции должен стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу человека, а также оказать ему первую помощь.

О каждом случае применения физической силы сотрудник органов внутренних дел обязан подать рапорт своему начальнику. Однако ознакомиться с содержанием документа водитель, к сожалению, не может. Рапорт отнесен к разряду внутренней документации.

9. Имеет ли право гаишник меня задержать?

То, что вы отказались выйти из машины, инспектор ДПС может трактовать как неповиновение. В этом случае вас могут задержать. Требуйте, чтобы время задержания внесли в протокол. С этого момента вы имеете право на защитника. Неправомерное задержание вы можете обжаловать в суде.

10. Обязательно ли платить штраф на месте?

Если вы признаёте вину и заявляете, что готовы понести наказание, заплатить штраф можно на месте или в течение пяти дней. Данное правило не распространяется на нарушения, по которым санкцией статьи также предусмотрены арест, лишение прав, конфискация или депортация. Или если своими действиями вы нанесли ущерб имуществу, здоровью человека. В иных случаях на оплату штрафа дается месяц.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация