Законы о полиции 18 24. Ст18 закон о полиции

Главная / Земля

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18 Закона о Полиции

1. Исходя из содержания ч. 1 комментируемой статьи, сотрудники полиции, работающие в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 43 - 47 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

2. В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел по месту службы вправе применить физическую силу лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого:

Для пресечения совершаемого им правонарушения;

Для преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

3. Применить физическую силу они вправе, только когда ненасильственные способы решения проблемы не дали положительного результата.

4. Статья 45 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закрепляет основания применения сотрудниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел специальных средств и их видов. Специальные средства в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел могут быть применены при наличии данных о необходимости:

Отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и (или) иных лиц;

Пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;

Пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также других сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;

Освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

Пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел или из-под конвоя;

Пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим;

Пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.

5. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель определил, в какой степени обстоятельства, исключающие преступность деяния, предусмотренные гл. 8 УК РФ, распространяются на деятельность сотрудников полиции.

6. Основные характеристики таких понятий, как необходимая оборона и задержание преступника, нами уже были охарактеризованы в комментарии к ст. ст. 6 и 20 настоящего Федерального закона. Осталось пояснить, что собой представляют понятия о крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

7. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) - это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.

8. Причем превышением пределов крайней необходимости считается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т.п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.

9. В комментируемом Федеральном законе ничего об этом не сказано. Между тем следует иметь в виду, что УК РФ предусмотрены и иные, помимо перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Так, в соответствии с правилами, установленными ст. 40 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

10. Применение же психического принуждения к лицу, сохранившему возможность руководить своими действиями, при отсутствии необходимых признаков крайней необходимости в соответствии с ч. 2 ст. 40 УК РФ не освобождает такое лицо от уголовной ответственности.

Судебная практика по статье 18 Закона о Полиции:

  • Решение Верховного суда: Определение N 72-АПУ15-34, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 18 Закона). В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление...

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-АПУ17-12, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Делу. В соответствии с выпиской из приказа МУ МВД России «Оренбургское» № 266 л\с от 31 мая 2016 года, Н назначен на должность младшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска. Согласно ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, в том числе при задержании лица, совершившего преступление...

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Консультации юриста по ст. 18 Закона О Полиции

Задать вопрос:


    Зинаида Кузьмина

    а вы знаете в каких случаях сотрудники милиции могут применить физическую силу?. Применение сотрудниками милиции физической силыПрименение сотрудниками милиции к правонарушителю физической силы и специальных средств правомерно только в случае злостного неповиновения гражданина законным требованиям сотрудника милиции.Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления.Если применение в отношении вас силы и специальных средств имеет реальную перспективу, необходимо знать правила и пределы осуществления подобных действий сотрудниками милиции.Применяя физическую силу и спецсредства, сотрудник милиции обязан: Предупредить правонарушителей о намерении применить против них указанные меры, предоставив им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжелые последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно; В зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершивших, силы оказываемого противодействия стремиться к тому, чтобы любой причинённый им ущерб был минимальным. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Подать рапорт начальнику городского районного линейного органа и командиру строевого подразделения о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.Применение физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечёт за собой ответственность, установленную законом. Поэтому, если к вам при задержании применили физическую силу, в протоколе это необходимо указать.

    • за тобой кто-то гонится....в погонах?)))))))))

    Павел Кривополенов

    На улице Меня останавливает милиционер в форме. , предъявляет удостоверение, просит предъявить документы. Я предъявляю. На мой вопрос чем вызвано его внимание к моей скромной персоне следует нецензурные выражения и требование стать лицом к стене и т. д. Не желая вступать в конфликт подчиняюсь. Меня обыскивают поворачивают спиной к стене. Все свои действия милиционер сопровождает грубостью и угрозами физической расправы. После замечания с моей стороны о не допустимости такого поведения он пытается нанести мне удар в корпус, но промахивается, не без моей помощи. После этого он полностью перешёл на мат и предпринял попытку ударить меня в лицо, за что был уложен на асфальт. После этого я вызвал милицию. Могут ли мои действия быть квалифицированы как необходимая самооборона. Есть свидетели что я ни как не провоцировал милиционера и подчинялся всем его требованиям до тех пор пока он не стал пытаться избить меня.

    • Ответ юриста:

      Срочно пишите в заяву в прокуратуру на мента, пока на Вас возбудили уголовное дело. У Вас необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) . У мента - 286 УК РФ (превышение пономочий) . им были нарушены п. 2 ст. 11 и ст. 13 ФЗ "О милиции" Уголовный кодексСтатья 37. Необходимая оборона 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции"Статья 11. Права милиции Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;уведомить прокурора

    Степан Бобыкин

    А это оружие?. А ментовская резиновая дубинка оружие?А если у меня такая будет?А можно я ее с собой буду насить?А я могу ею воспользовать в целях самообороны?

    • Ответ юриста:

      Официальное название- ПР (палка резиновая) , является спец. средством со всеми вытекающими последствиями, а именно:1. Применять спец. средства имеют право ограниченное число людей (менты, частные охранники и пр.)2. На мента Вы не похожи:)), но если станете частным охранником, то сможете применять спец средства для:Статья 17. На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации. Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; 2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику) , кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.И при этом: Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений. Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.А ещё резиновой дубинкой запрещено бить по голове, шее, спине, паховой области, по ключице ну ещё кой куда. Так что желаю успехов в этом нелёгком занятии:-)))

    Ксения Воробьева

    В каких ситуациях можно воспользоваться газовым баллончиком для самозащиты? И не будет ли это превышением самообороны?

    • Ответ юриста:

      Всё зависит от газа, находящегося в балоне. Если это всякие перцовые и прочие безобидные глупости, продающиеся в магазинах, то можете смело применять когда вздумается (естественно не нарушая УК) , если газ действительно слезоточивый (типа "Черёмуха"), то он относится к спец. средствам и применять его может ограниченное число людей (менты, охрана и т. д.) . Статья 17. Применение специальных средств На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику) , кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.И при этом:Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.Если же это боевые отравляющие вещества- бягите от них подальше.... здоровье и свобода дороже!!!

    Елена Романова

    Вопрос к милиционерам...

      • В чем суть вопроса?

    • Даниил Курысев

      Могут ли так поступать сотрудники милиции? {по закону}. 1. "Сотрудники милиции...вправе в служебных целях использовать транспортное средство законопослушного гражданина в исключительных случаях..." Ну вот взял господин полицейский например, мерин 600, раз****л его как следует, государство выделит компенсации? или водителю скажут ну вот ты помог и хрен с тобой, молочик чесслово! 2. Вот напали на тебя 2 бомжары, закатали, ты одному там "крапиву" сделал, они говорят ну все, доигрался и достают ксивы как же их отличить от маньяков, должны ли они удостверения показывать до применения силы?

      • Ответ юриста:

        В приказе значится: «Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления» . А такой необходимостью, по мнению новоявленных полицейских, может стать преследование преступника или предотвращение преступления. Правда, перед тем, как воспользоваться автомобилем, им придется сообщить место и время возврата автомобиля владельцам и затем по требованию выдать справку, что сотрудник правоохранительного органа пользовался транспортом. Взявшему автомобиль полицейскому будет положено немедленно сообщить об этом в дежурную часть, а по окончании пользования оставить авто у дверей отделения внутренних дел, описать состояние машины и то, что в ней находилось. Обязанность возвратить машину водителю падет на дежурного отделения внутренних дел. При этом запрещается использовать автомобили дипломатов и сотрудников консульств, а также если в них находятся беременные женщины или несовершеннолетние. Если же авто будет повреждено, «документирование повреждений осуществляется в установленном порядке» с предоставлением копий документов владельцу. http://www.rg.ru/2011/08/18/police.html Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу) . http://www.consultant.ru/popular/police/115_5.html

      Ольга Богданова

      Какие полномочия у сотрудника ЧОП - сидит на вахте пишет кто ходит?. Имеет ли он вообще право требовать документы на входе? Может ли применять силу?

      • Ответ юриста:

        Имеет право даже применить силу

        Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
        В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
        1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
        2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) , ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) ;
        3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
        4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
        5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
        Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
        Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
        1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;
        2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
        3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
        4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
        5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
        Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

      Владислав Упоров

      Какие статьи каких законов запрещают направлять без необходимости огнестрельное оружие на людей? Какие карают за это?. Не ст. 119 УК РФ = Угроза убийством! вернее, не только она -- вроде бы есть отдельное правило, запрещающее без необходимости направлять огнестрельное оружие на людей, ДАЖЕ ЕСЛИ ТОЧНО ИЗВЕСТНО, ЧТО ОРУЖИЕ НЕ ЗАРЯЖЕНО.

      • Ответ юриста:
    • Никита Патриков

      Пожалуйста, помогите решить задачу по административному праву.. При освобождении заложников, захваченных тремя пьяными неизвестными, бал ранен 14 летний Иванов. Капитан Сидоров в отчете указал, что Иванов напал на него с ножом в руках, когда капитан пытался освободить беременную женщину из наручников. Можно ли привлечь капитана за превышение должностных полномочий, так как Иванов полностью соответствовал физически своему возрасту Мог ли капитан применять к нему огнестрельное оружие? Заранее спасибо.

      • Ответ юриста:

        Примечание. Запрещено применение огнестрельного оружия (ч. 5 - 6 ст. 23):
        - в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних (за исключением случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции) ;
        - при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

        Согласно ст. 23 Закона о полиции полицейский имеет право применять огнестрельное оружие:
        - для защиты другого лица либо себя от посягательств, сопряженных с насилием, опасным для жизни или здоровья;
        - пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой полиции;
        - освобождения заложников;
        - задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
        - задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
        - отражения группового или вооруженного нападения на здания и сооружения государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
        - пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, осужденных к лишению свободы;
        - остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
        - обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
        - разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по определенным в законе основаниям;
        - производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

    • Антонина Александрова

      подскажите по закону о полиции!. какие требования предъявляются к претендентам на должность сотрудника полиции (написано, что п. 1-2 ст. 35 утратили силу)

      • Ответ юриста:

        Статья 35. Поступление на службу в полицию 1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. 2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: 1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Граждане Российской Федерации , поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.

      Мария Маркова

      Действительно ли работники ФГУП "Охрана" ежегодно проходят медкомиссию? И какие анализы сдают?. Действительно ли работники ФГУП "Охрана" ежегодно проходят медкомиссию? И какие анализы сдают? В частности, на ВИЧ?

      • Ответ юриста:

        Сотрудники ФГУП "ОХРАНА" МВД России на данный момент являются сотрудниками полиции. Соответственно имеют специальные звания, форму и погоны.
        Во-первых, при поступлении на любую должность, в любую военизированную структуру, которая предусматривает присвоение специального звания, хранение и ношение огнестрельного оружия, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья.

        Во-вторых, сотрудники полиции обязаны проходить военно-врачебную комиссию, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

        В-третьих, кандидат (сотрудник) сдает множество анализов крови на ВИЧ, Гепатит, Сифилис, Венерические заболевания и прочее прочее прочее

      Вадим Светушкин

      Могу ли я стать судебным приставом без службы в армии, но с высшим юридическим образованием?. военный билет есть категория В не взяли из за астмы

      • Ответ юриста:

        Обратимся к его Величеству ЗАКОНу!





        А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов) . Разумеется если вы не служили в армии, то вы не пройдете ВВК.

    • Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса
      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      Таким образом, при поступлении на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.
      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов раз в год должны проходить медкомиссию. Но как правило, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды хD

      А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов)

    Федор Горихвостков

    для работы в ФССП нужна срочная служба в армии? Слышал, что если устраиваться не в ОУПДС то срочка не нужна

    • Ответ юриста:

      Обратимся к действующему Законодательству.

      Согласно статье 4 Федерального закона «О Судебных приставах»
      Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
      Служба в ФССП России является видом Федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, на всех работников ФССП России так же распространяется действие ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
      Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса
      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении (В нашем городе то МСЧ ГУВД) , и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов)

      Поэтому отбор в ОУПДС аналогичен отбору в МВД. Соответственно основной критерий отбора на конкурсе в ОУПДС - служба в армии. Второй критерий - хорошая физическая подготовка и высшее экономическое или юридическое образование.

      Поступление же на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.
      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов являются федеральными государственными гражданскими служащими и не военизированы. Все сотрудники ФССП раз в год должны проходить медкомиссию. Но на практике, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды
      Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса.

      Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
      Внесенными поправками, в частности, установлены более жесткие требования к кандидату для замещения должности судебного пристава-исполнителя (наличие высшего юридического или экономического образования) При наличии среднего профессионального образования кандидат может претендовать только на должность помощника судебного пристава.

      Согласно статье 4 Федерального закона «О Судебных приставах»
      Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      А вот при поступлении на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.

      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов раз в год должны проходить медкомиссию. Но как правило, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды хD
      ст. 35 Закона о Полиции, поступить на службу в полицию имеют право граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. 2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: 1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Граждане Российской Федерации , поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. В случае если Вы соответсвуете всем оценочным данным и годны к службе согласно заключению врачебной комисии, то можете поступить на службу в полицию! В любом случае необходимо обращаться в орган полиции, где хотите проходить службу за конкретными разъяснениями по поводу прохождения службы! Наличие или отсутствия прохождения службы в армии не является причиной отказа в службе в полиции!

    Наталья Лебедева

    в каких случаях российский полицейский может применять оружие,только когда в него выстрелить первым?

    Виктор Серокващенко

    помогите пожалуйста срочно

    • даже мужу позвонила спросила, да обязан)) Нет, нужно дождаться пока не помрёт. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" Глава IV. Применение физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия...

С изменениями и дополнениями от:

1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 8 марта, 6 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 мая, 18 июня, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения.

Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

Скачать текст закона в форматах PDF, ePUB, FB2

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в «Парламентской газете» от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 1-П часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел — инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 18-24 закон о полиции

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3)для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 , 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7 , 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

www.uvd3metro.narod.ru

Федеральный закон о полиции с изменениями 2018 года

Новый закон «О полиции» № 3-ФЗ, вступивший в силу в марте 2011 года, стал правовой платформой для дальнейшей эволюции правоохранительных органов и общественных интересов в новых реалиях развития страны. Все вступившие в действие изменения отражены данной актуализированной редакции.

Правовое регулирование отношений граждан с правоохранительными органами является важнейшей задачей общей системы законодательного права. Раскрытие и предотвращение преступлений – еще одна неотъемлемая функция государства, реализуемая с помощью органов правопорядка. Любое правовое государство обязано находить оптимальный баланс между интересами общества и защитой этого общества от преступлений. Гармонизация этих двух аспектов позволяет достигать здорового правового и социального климата, основанного на соблюдении прав человека и положений Конституции.

Статьи закона

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
  • В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

    Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

    Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;
  • В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

    • Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Приморского краяот 5 марта 2007 г. N 44-КЗ"Об административных […]
    • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, […]
    • Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ"О […]
    • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ"О дополнительных […]
    • Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие […]
    • Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]

    1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

    3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

    4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

    7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация