Санитарное просвещение населения

Главная / Земля

Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.

Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Обеспечение здоровья - это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья - две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.

Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.

Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .

Различают устный , печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация , прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Ограничительные и запретительные меры дают определен­ный, но недостаточный эффект. Когда преступник, извиняя себя, оправдывается тем, что он был пьян - это распространенное за­явление означает, что население невежественно, что конфетного человека не коснулась санитарная пропаганда, а коснувшись, не оставила следа. Зерно упало на неподготовленную почву.

Н. А. Бердяев в духовных исканиях своей молодости одно время был увлечен идеями марксизма и социал-демократии. Но быстро отказался от этих идей, некоторые из которых он катего­рически принять не мог. Он не соглашался, в частности, с тем, что пролетариат - передовой отряд и рабочего класса, и чело­вечества в целом, ведущий за собой вперед к светлому будуще­му. Н.А. Бердяев, напротив, считал, что пролетариат - наиболее слабая, невежественная, незащищенная часть общества, нуж­дающаяся в опеке, сострадании, помощи и в образовании, росте материального обеспечения и культуры. Кухарка не смогла управлять государством, что стало ясным спустя 20 лет после революции, и последующая история нашей страны показала не­обходимость для малообразованных слоев населения государ­ственной заботы, сострадания, помощи в развитии. Эта забота недостаточна и в настоящее время, что следует из оценки соци­ального состава жертв лохотронов, пирамид, одноруких банди­тов (несмотря на то, что мелкое мошенничество публично и мно­гократно разоблачается последние 10 - 15 лет), жертв тяжелого пьянства, несмотря на санитарное просвещение.

Мы видим недостаточность просветительской антиалкоголь­ной работы, результат которой зависит не только от ее качества, но и от почвы, в которую «сеют разумное, доброе, вечное». Ра­зумеется, некие подвижки в знакомстве населения с проблемой достигаются санитарно-просветительской работой: практически все, кроме деградированных больных алкоголизмом, теперь по­нимают, что спиртное нельзя пить беременным, детям и подро­сткам, что остальным надо пить меньше, что не при всех болез­нях - спиртное лучшее лекарство. Но знание не у всех взрослых означает понимание: не все, кто смотрит - видит. Сейчас дети уже в младших классах знают, что наркотики - плохо, но это не мешает им начать наркотики «пробовать». У детей эту противо­речивость объясняют незрелостью когнитивной сферы, неспо­собностью к синтезу знаний и действий. Продолженное зло­употребление уже, казалось, просвещенных взрослых также оз­начает незрелость и неразвитость их психики. Если исключить тех, кому «все позволено», кто может сесть пьяным за руль?

В Европе стали понимать, что только ограничений для уменьшения пьянства недостаточно с середины XIX в.

На исходе века необходимость санитарного просвещения пришла в медицину в начале как гигиена, как необходимость предотвращения инфекций. В России, не отказываясь от полити­ки ограничений, антиалкогольное просвещение начали с конца XIX в. с работами Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, рекомендациями Пироговского съезда. Чтение лекций в школах, гимназиях, казармах, на женских курсах, распро­странение брошюр было интенсивным. В работе участвовали священники. В российских губерниях организовывались общества трезвости, оказавшиеся более успешными, чем столетия спустя, когда ситуация была уже запущена, и население не принимало чересчур категорические требования активистов-трезвенников (безалкогольные свадьбы и пр.). Сразу после революции совет­ское правительство начало борьбу с самогоноварением и пьянст­вом. Санитарное просвещение сочеталось с агитационнопропагандистскими методами: боролись, и ожесточенно, не толь­ко с пьянством, но и прогулами и пр. Надо сказать, что эта работа была успешной, особенно если учесть разруху и распущенность населения после революции и гражданской вой­ны. К 40-м гг. перед войной население протрезвело, а санитарное просвещение приобрело устойчивую систему: Дома просвещения, литературы, листовок, плакатов массовыми тиражами.

Надо отметить, что перед Второй мировой войной умона­строение населения было совершенно иным, чем сейчас, и даже иным, чем сразу после войны. Тогда на фоне всеобщего массово­го энтузиазма построения нового общества подчеркивалась роль нового человека, его идеальные качества, что формировало по­ведение. Отрекались от старого мира, сбрасывали Пушкина с ко­рабля Революции, оставляли в прошлом мещанство (упорядочен­ный семейный быт), индивидуализм и т.п., в том числе и пьянство как «родимое пятно» дореволюционного капитализма.

После Второй мировой войны стройная система санитарного просвещения понемногу стала утрачивать свою эффективность, так как обесценились прежние идеалы человека и общества. Стали очевидны недостатки принципов санитарного просвеще­ния, от которых эта работа несвободна и сегодня, из-за чего мы получаем все меньший результат.

До сих пор пьянство все еще объясняют понятиями политиче­скими и экономическими (гнет эксплуатации, бедность и пр.), что действительно играет роль на отдельных этапах развития обще­ства. Но уже в 20-х и в 50-х гг. XXв. в Европе после выхода из во­енной разрухи отмечен факт пьянства при растущем материаль­ном достатке, пьянство богатых. Опыт нашей страны это под­тверждает: пьянство растет с благосостоянием и свободой от за­бот, а не только в бедности и незанятости, безделье. Это проти­воречие объяснимо многофункциональностью действия спиртного (пьют «и в горе и в радости»). Объясняют пьянство влиянием среды. Исключить это влияние невозможно, но в анти­алкогольном просвещении отсутствует формула необходимости для каждого человека преодолевать дурное и выбирать свою до­рогу. Недостаточно обращение к личности - ее индивидуальной ответственности за поведение, ее самоконтролю, обязанности знать и соблюдать дисциплину общежития. По существу, с лично­сти снимается вина за пьянство. Все это определяет ситуацию, при которой человек бездумно и безответственно входит в зло­употребление спиртными напитками. Не рассказывается, как вы­глядит и какую опасность таит бытовое злоупотребление. Роди­тели не замечают, когда подросток начал выпивать, а девушки выходят замуж за уже пьянствующих молодых людей, не прида­вая этому значение.

Для отвращения от пьянства и устрашения используются ка­тастрофические, отдаленные во времени и необязательные следствия. В медицинских лекциях - это рассказ о сформиро­ванном алкоголизме, циррозе печени, «бычьем» сердце, слабо­умии и т.п. В социологических лекциях - рассказ о потере ква­лификации, распаде семьи, преступности и т.п. Все это очень отвлеченно для потребляющих умеренно («со мной этого не случится»), а для злоупотребляющих, утративших критические возможности, не имеет большого значения.

В попытке обойти, умолчать о субъективно приятном действии малых доз спиртного («чтобы не провоцировать») отсутствует рассказ о действии малых доз, опасных в ряде ситуаций, о при­вычном умеренном потреблении, чреватом расстройством здоро­вья - о том, что предшествует алкоголизму. Это определяет бес­страшие невежества, с которым люди начинают пьянство. Не учи­тывается особенность предмета пропаганды - субъективно при­ятное действие алкоголя, с которым слушатель знаком. Личный опыт пьющего определяет скептическую установку восприятия. Пренебрежение пропагандистов особенностями предмета выра­жается в прямолинейном, лобовом построении работы.

Не учитывается, что современное население уже не столь наивно, как в 20-30-е гг. прошлого столетия и лучше (и неза­метно для себя) воспринимает необходимые знания тогда, когда они даются исподволь, одновременно с другими полезными све­дениями. Например, о биологическом вреде алкоголя нужно го­ворить не в специальной лекции, а в лекции о сохранении здо­ровья, в лекции о сердечно-сосудистых заболеваниях, о половых расстройствах, о неврозах и пр., в лекции на спортивную темати­ку. Эффект лекции «алкоголизм и преступность» будет меньший, чем лекции о психическом здоровье или нормах поведения, о се­мье, где каждый раз следует говорить, что спиртные напитки вы­зывают колебания самочувствия и настроения, снижение потен­ции (в том числе половой), утомление и раздражительность, злобность и агрессивность, затрудняют жизнь из-за нарушения отношений и т. д.

При этом одним из значимых недостатков санитарного анти­алкогольного просвещения является невнятность адреса. В луч­шем случае предусмотрено деление на взрослую и детскую ау­дитории. Во взрослой аудитории, например, на производстве, могут собраться люди, которые увлечены Гарри Поттером, чи­тающие И. Ильина и не читающие вообще ничего. Взрослая аудитория - это и матери, жены злоупотребляющих, и трезвые представители различных профессий, вовлеченные в борьбу с алкоголизмом (педагоги, милиционеры, работники социальных служб, опеки и многие другие). Женщина и милиционер, священ­ник и сосед, работник опеки и педагог - все они видят алкоголи­ка своими глазами, опираясь на свой опыт. Детям бывает и 10 и 15 лет, но даже в одновозрастной детской аудитории девочкам и мальчикам должен даваться разный материал. У нас не воспи­тывается с должным тщанием женственность (красота, очарова­ние) у девочек - их роль хранительницы очага, берегини, в том числе охраняющей семью от пьянства, и мужественность (сила, самообладание, надежность, ответственность) у мальчиков. За­крепление этих идеальных представлений с детства формирует чувство самоценности, а в дальнейшем окажет сдерживающее действие на отклоняющееся поведение.

К сожалению, наркологические знания не даются в необходи­мом объеме и врачам тех специальностей, которые постоянно ле­чат пациентов, чье болезненное состояние спровоцировано зло­употреблением, а незаметно и непонятно для персонала развив­шийся в общесоматической больнице алкогольный делирий - не­редкий случай. Диагноз сопутствующего алкоголизма можно пред­положить и до развития делирия: неадекватная жизнерадостность, общительность, неозабоченность своим состоянием, нетрезвые посетители в неурочные вечерние часы или столь же неадекват­ная дисфория, конфликтность, требования успокоительных и т.д. Участковый врач может заинтересоваться преобладающими пси­хосоматическими заболеваниями в семье, особенно у детей. Сла­бость сегодняшнего антиалкогольного просвещения наглядна в программах учебных медицинских учреждений, в программах медвузов не предусмотрено освещение алкоголизма в каждой дисциплине: как выглядят алкогольные расстройства в клинике терапии, хирургии, глазных, нервных и др. болезней, педиатрии, акушерстве и т.д. Ознакомление с основами наркологии, как и пси­хиатрии, для всех медицинских специальностей следует ввести в институтах усовершенствования врачей.

В ряде стран Запада и США организованы постоянно дейст­вующие семинары по вопросам наркологии, которые посещают­ся общественными активистами, бизнесменами (чтобы не взять на работу алкоголика, а коли взяли, то что с ним делать) и даже священниками (чтобы выявить больных, семьи, нуждающиеся в соответствующем воздействии, побуждении к лечению и пр.).

Представляется желательной подача кадрам руководителей и организаторов производства комплекса знаний о формах и степенях отклоняющегося поведения. Сюда можно отнести, помимо алкоголизма, противоправные действия, особенности массовых действий, конфликтность в коллективах, неустойчи­вость социальных отношений, профессиональную нестабиль­ность, патологическую миграцию, формы индивидуальных лич­ностных расстройств и пр. В цикле такого обучения должны пре­подавать, помимо наркологов, социологи, психологи, юристы, психиатры, экономисты.

Неизбежный недостаток любых форм санитарного просвеще­ния - рациональность, вербальные формы, в то время как впе­чатляет и запечатлевается наилучшим образом информация, подкрепленная чувственным воздействием, хотя бы на слайдах, муляжах. Не случайно произведения Де Квинси, Ш. Бодлера жи­вут намного дольше, чем труды классиков психиатрии и нарколо­гии, а о «Серой мыши» В. Липатова, «Плахе» Ч. Айтматова па­мять сохранилась дольше, чем об антинаркотических лекциях их современников. Нужно признать, что искусство более успешно, чем специалисты, могло бы проводить антиалкогольную профи­лактику (при консультации грамотных наркологов). Особо значи­ма чувственная подача материала детям, для которых это пока основной способ познания мира. Вербальное и чувственное их соотношение должно варьировать в зависимости от аудитории.

Всей пропагандистской работе противостоит и успешный опыт потребляющих умеренно и не спивающихся, и положитель­ное действие малых доз, традиции и обычаи. Поэтому знаниям о вреде спиртного населению есть что противопоставить.

«Это всего-то пиво», «Алкоголики - те, кто под забором», «Он слишком молод, чтобы быть алкоголиком», «Женщины не стано­вятся пьяницами», «Алкоголь - не наркотик», «Алкоголь - сексу­альный стимулятор», «Человек добреет, когда выпьет», «Спирт­ное веселит», «Неудобно сказать человеку, что он слишком мно­го пьет», «Люди, которые много пьют, вредят только себе», «По­хмелье бывает, если напитки смешивают», «Если родители не пьют, то и ребенок не будет хотеть пить».

Перечисленные высказывания отражают не российский взгляд на проблему алкоголизма, как это может показаться. Это суждения взрослых американцев, в стране, где тратятся колос­сальные суммы на санитарное просвещение.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активной его жизни.

В СССР С. п. является составной частью коммунистического воспитания советских людей и призвано способствовать формированию у них научного мировоззрения, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, на основе того, что забота о собственном здоровье и здоровье окружающих является не только личным делом каждого отдельного человека, но и его общественным долгом.

Принципиальными особенностями С. п. в СССР являются: его государственный характер, партийность, высокий научный уровень, дифференцированный подход к содержанию и методике С. п. в зависимости от возраста, состояния здоровья, национальных особенностей, обычаев и традиций тех групп населения, среди к-рых проводится эта работа.

Стремление поставить достижения медицины на службу здоровью населения составляло одну из лучших традиций передовых представителей отечественной медицины еще в дореволюционной России. Н. И. Пирогов утверждал: «Наша задача -обнародовать науку всеми средствами, которые мы имеем под руками». Виднейшие представители клинической и теоретической медицины прошлого - М. Я. Мудрое, И. Е. Дядьков-ский, К. В. Лебедев, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, B. А. Манассеин и др. неизменно подчеркивали большое познавательное и воспитательное значение популяризации медицины и гигиены. Значительный вклад в дело С. п. в России внесли земские врачи, непосредственно сталкивавшиеся с сан. безграмотностью и бескультурьем огромной части населения страны. Однако в условиях царской России С. п. не могло развиваться успешно в связи с препятствиями, чинившимися имущими классами в области распространения среди широких народных масс передовых идей и научных знаний. Зато в агитационно-пропагандистской деятельности большевиков вопросы охраны здоровья рабочего класса занимали видное место. Яркие примеры политической агитации и пропаганды на эту тему содержат «Искра», «Правда», «Звезда» и другие большевистские газеты, а также листовки, прокламации, обращения и воззвания к рабочим, выпускавшиеся большевистскими партийными организациями. Врачи-большевики Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, И. В. Русаков и др. в своих выступлениях связывали работу по охране народного здоровья и пропаганду гиг. знаний с общими задачами борьбы за свержение самодержавия.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила коренной поворот в деле С. п., к-рое стало одной из воспитательных функций молодого советского государства. Установка на самое активное участие трудящихся в деле охраны своего здоровья и огромная тяга к знаниям народных масс, освободившихся от царского гнета, способствовала широкому развитию С. п.

«Народный комиссариат здравоохранения,- писал Н. А. Семашко,- считал бы несоответствующим своему назначению каждого врача на участке или в городской больнице, который не помогал бы распространению санитарных знаний среди населения... Без санитарной культуры не может быть культуры вообще; без санитарного просвещения не может быть здорового населения, а без здорового населения не может быть прочного фундамента социалистического здания».

По мере развития Советского государства менялись содержание, организационные формы и методика C. п., но оно всегда отражало актуальные задачи социалистического строительства в области охраны народного здоровья.

В годы интервенции и Гражданской войны (1918-1920) в труднейших условиях экономической разрухи С. п. явилось острым оружием в деле мобилизации широких масс населения на борьбу с эпидемиями, угрожавшими как гражданскому населению, так и молодой Красной Армии, героически сражавшейся на многочисленных фронтах. В подписанном В. И. Лениным декрете Совнаркома от 28 января 1919 г. «О борьбе с сыпным тифом» содержалось указание о принятии срочных мер по развитию широкого С. п. В эти годы С. п. получило особенно большое развитие в Красной Армии, что способствовало охране здоровья красноармейцев и воспитывало их как сан. активистов, много сделавших для пропаганды С. п. после демобилизации в деревне и на производстве.

В соответствии с условиями военного времени С. п. носило гл. обр. агитационный характер; наиболее распространенными формами были сан. митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТА. В С. п. принимали участие такие видные художники-плакатисты, как В. Н. Дени, Д. С. Моор; поэты Вл. Маяковский, Демьян Бедный, создавшие блестящие образцы политически насыщенных и острых по оформлению санитарно-просветительных материалов.

С переходом на мирное строительство, в период восстановления и реконструкции народного хозяйства перед С. п. возникли новые задачи. Его тематика значительно расширилась. Основное внимание направляется на охрану материнства и младенчества, на борьбу с туберкулезом и венерическими болезнями, на оздоровление условий труда и быта. Принятие в 1930 г. постановления СНК РСФСР о сан. минимуме явилось стимулом к развертыванию массовых форм работы с целью мобилизации населения на работу по наведению чистоты и сан. благоустройства в населенных пунктах и на производстве. Проводились такие массовые мероприятия как «дни и недели чистоты», субботники, «банные дни» и т. п. Наряду с этим стали чаще практиковаться чтение циклов лекций, организация кружков и курсов для определенных групп населения в целях углубленной пропаганды мед. и гиг. знаний.

В годы Великой Отечественной войны С. п. было направлено на подготовку населения к сан. обороне. Возникла угроза эпидемических заболеваний, что требовало развития противоэпид. пропаганды. Широко проводилась пропаганда донорства, а также знаний по сан.-хим. защите. Изменились и формы работы; возродились «воскресники», декадники. В связи с недостатком бумаги и полиграфическими трудностями лозунги начали выпускать на обрезках бумаги; для размножения материалов на местах стали создавать трафареты и штампы взамен типографских изданий; лозунги демонстрировались на киноэкранах и т. п.

После окончания войны С. п. стало одним из важных факторов ликвидации ее сан. последствий. Важной вехой послевоенного развития С. п. явился приказ М3 СССР № 109 от 16 февраля 1948 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения», обязавший всех медработников уделять этой работе определенную часть своего служебного времени. С 1955 г. стали разрабатываться утверждаемые Советами Министров союзных республик комплексные планы по улучшению гиг. и мед. пропаганды среди населения, что сделало С. п. обязательной функцией не только органов и учреждений здравоохранения, но и многих других ведомств и организаций, проводящих образовательную и информационную работу.

В свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) Пленума ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) в эпоху развитого социализма С. п. отводится особо ответственная роль как важному средству совершенствования социалистического образа жизни (см.), обеспечения всестороннего и гармоничного развития советского человека, формирования у каждого гражданина сознательного отношения к своему здоровью.

С. п. охватывает в СССР все разделы профилактической работы: ан-тенальную профилактику в период беременности, осуществляемую в женских консультациях; профилактику заболеваний среди детей раннего, дошкольного возраста, среди школьников и педагогов, всего взрослого населения с учетом условий труда и быта. Оно направлено на оптимизацию сан-гиг. условий жизни и охрану окружающей среды; должную организацию труда и отдыха, рациональное питание; развитие физической культуры и спорта; правильное половое воспитание; включает противоалкогольную и ан-титабачную пропаганду; служит первичной и вторичной профилактике заболеваний и травматизма. Выполнение этих задач требует дифференцированного подхода к определению содержания и методики работ в зависимости от конкретной ситуации и степени сан. культуры (представлений, знаний, интересов, потребностей, привычек и поведения в вопросах здоровья) тех или иных групп населения. Особой задачей

С. п. является пропаганда мероприятий партии и правительства в области охраны народного здоровья, а также организация общественной самодеятельности в помощь органам здравоохранения.

С. п. как отрасль воспитательной работы полностью обеспечено организационно и материально. В составе органов здравоохранения имеется специальная служба С. п., куда входят руководящие работники (специалисты по С. п. мин-в здравоохранения СССР, союзных и автономных республик), врачи по С. п. и средние медработники (инструкторы по С. п.) в сан.-эпид. и леч.-профилактических учреждениях. Специальными учреждениями являются республиканские, областные (краевые), городские и районные Дома санитарного просвещения (см.).

Поскольку С. п. выходит далеко за рамки органов и учреждений здравоохранения, большое значение приобретает координация этой работы, осуществляемая Всесоюзным советом санитарного просвещения (ВССП), работающим под руководством Министерства здравоохранения СССР. В союзных и автономных республиках имеются аналогичные советы. В состав ВССП входят представители министерств и ведомствг а также многих общественных организаций, проводящих образовательную, воспитательную и информационную работу среди населения.

С целью определения конкретных мероприятий по С. п., проводимых ведомствами и организациями, ВССП разрабатывает на очередное пятилетие «Комплексный план по гигиеническому обучению и воспитанию населения», к-рый утверждается Министерством здравоохранения СССР. Такие же планы разрабатывают в союзных республиках. ВССП проверяет выполнение планов и обсуждает эти вопросы на своих пленумах. Важно подчеркнуть роль в С. п. Министерства просвещения СССР, Государственных комитетов по печати, радиовещанию, телевидению, кинематографии, профессиональных союзов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР). Велика также роль Советов народных депутатов, в составе к-рых имеются комиссии здравоохранения, а также подчиненной им сети культурно-просветительных учреждений, организующих у себя сан.-просвет, мероприятия. Необходимые материальные средства для проведения С. п. предусматриваются как в центральном, так и в местных бюджетах.

С. п. проводится на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве путем вводного инструктажа и курсового гиг. обучения работающих с учетом специфики производства. В детских дошкольных учреждениях С. п. включено в различные формы воспитательной работы среди детей, а также с обслуживающим персоналом и родителями. Большое внимание уделяется включению С. п. в школьные учебные программы, в различные формы внеклассной и внешкольной работы. В целях повышения эффективности С. п. соответствующие мероприятия проводятся также среди педагогов и родителей.

В учреждениях здравоохранения С. п., проводимое медработниками больниц, поликлиник, амбулаторий, санаториев и др., планируется как обязательная часть производственной их деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению С. п. в систему диспансеризации населения (см. Диспансеризация).

В системе С. п. используются различные формы, средства и методы: устное и печатное слово, наглядная пропаганда (плакаты, диапозитивы, кинофильмы) и сочетание этих средств и методов, что является наиболее эффективным. Устное слово позволяет устанавливать тесный контакт со слушателями, учитывать интересы и особенности аудитории. Индивидуальная беседа врача с пациентом обеспечивает правильные взаимоотношения между ними и имеет не только информационное, но и психотерапевтическое значение. Важным также является инструктаж при выписке из стационара, особенно хрон. больных или потенциальных бактерионосителей.

Из массовых средств пропаганды С. п. особенно распространена лекция. Активности восприятия и лучшему усвоению материала способствует практика вопросов и ответов, проведение групповой дискуссии и т. п. Магнитофонная запись лекции позволяет проводить неоднократное организованное ее прослушивание в леч.-профилактических или культурно-просветительных учреждениях. Особой формой является устный журнал. Это комбинированная форма С. п., включающая выступления по определенной программе нескольких специалистов-врачей с привлечением в необходимых случаях (в зависимости от темы) юристов, педагогов, работников ГАИ и др. Из других средств устного метода можно упомянуть викторину - познавательную игру с элементами соревнования, содействующую расширению кругозора слушателей в области медицины, в первую очередь гигиены. Особенно уместно проведение викторин среди школьников и в пионерских лагерях. Особое значение приобрела гигиеническая подготовка различных групп населения путем проведения в народных университетах здоровья (см.), школах и т. п. занятий на сан.-просвет, темы, а также беседы с беременными женщинами, матерями, общественным сан. активом и др.

Для различных профессиональных групп населения обязательна гиг. подготовка до начала или в процессе их производственной деятельности. Такие занятия по определенным программам, в соответствии с профил ем профессии, проводятся в виде сан.-технического инструктажа и сан.-технической подготовки на предприятиях и в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания.

Материалы для С. п. издаются в виде популярных статей в общей и медицинской прессе, стенных и многотиражных газетах, а также в виде научно-популярных брошюр и памяток. Печатные издания могут быть адресованы определенным контингентам: больным с конкретными заболеваниями, родителям, сельскому населению и др.

Средства наглядной пропаганды, применяемые в С. п., охватывают предметы оказания первой помощи, ухода за больным, ухода за новорожденным и др., демонстрацию натуральных патологоанатомических препаратов, муляжей, моделей, макетов, плакатов, слайдов, диапозитивов, кинофильмов и др. Более всего распространены плакаты (цветн. рис.). Перечисленные средства применяют также в специальных музеях и на выставках. С. п. использует также кино и телевидение. Большое значение имеет информация населения через центральное и местное радиовещание, организующее выступления ученых и врачей, проведение бесед по С. п. с использованием местного материала. Применяются, наконец, малые формы наглядной пропаганды в виде наклеек на спичечных коробках и конвертах, почтовых марок, публикация соответствующих материалов в календарях и пр.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа в области С. п. имеет своей задачей уточнение и совершенствование функций, содержания, методик и организации С. п. При этом изучается уровень сан. культуры населения, в т. ч. гиг. навыки и привычки, знания, уровень сан. сознательности, мотивы, интересы и потребности в деле охраны и укрепления здоровья, степень общественной самодеятельности в области здравоохранения. Кроме того, результаты исследований определяют наиболее рациональные пути развития и методы С. п., обеспечивающие наибольшую эффективность.

Для изучения степени восприятия различных форм С. п. и оценки его результатов наиболее часто применяют следующие методики: интервью в двух формах - стандартизированное (с предварительно уточненной программой) и нестандарти-зированное (задается только цель интервью); анкетирование - заочное либо путем личного опроса и т. д. Сюда же относится изучение мед. документации, отражающей степень сан. культуры больных. Особое место занимает экспериментальный метод. При изучении эффективности тех или иных средств С. п. полезны психофизиологические методики.

Научно-исследовательским и научно-методическим центром С. п. в СССР является Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (ЦНИИСП М3 СССР). Его задачей является разработка теории и методов С. п., а также издание методических и наглядных пособий (см.). Институт готовит, кроме того, специалистов по С. п. в очной и заочной аспирантуре, повышает квалификацию работников системы С. п. путем организации курсов в центре и на местах. Институт активно участвует в работе ВССП, является головным институтом по проблеме «Санитарное просвещение» проблемной комиссии при Президиуме АМН СССР, поддерживает многочисленные связи со специальными учреждениями и специалистами как социалистических, так и капиталистических стран. В частности, установлены деловые связи с аналогичными институтами в Софии (НРБ), Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), Дрездене (ГДР), Будапеште (ВНР), а также с национальными и региональными центрами по С. п. в ряде социалистических (МНР, ПНР, СРР) и капиталистических стран (Франция, Великобритания, ФРГ, США и др.).

В социалистических странах С. п. организовано в основном по советскому образцу с учетом своих национальных особенностей. Лучшему межгосударственному контакту и взаимопониманию в области С. п. служит разработка международного терминологического словаря «Санитарное просвещение», выполненная специалистами институтов С. п. социалистических стран Европы.

В капиталистических странах С. п. проводится гл. обр. общественными организациями. Наряду с этим имеется тенденция к повышению активности государственных учреждений. Эта работа отражает классовые интересы капиталистического общества и отличается принципиально и методологически от советского С. п.

Особое значение С. п. имеет в развивающихся странах. Однако, ввиду малой численности местных мед. кадров, работа проводится там в основном силами международных организаций.

С 1949 г. в системе Всемирной организации здравоохранения (см.) существует секция С. п., к-рая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом С. п. Ежегодно 7 апреля под руководством ВОЗ проводится «Всемирный день здоровья» как комплекс информационных мероприятий массового характера в целях привлечения внимания общественности к наиболее важным проблемам охраны здоровья.

В 1951 г. был основан Международный союз санитарного просвещения (МССП) как неправительственная организация, с целью содействия С. п. в странах, входящих в ее состав (СССР входит в эту организацию). В 1968 г. для стран Европы был основан региональный орган МССП - Европейское зональное бюро, имеющее рабочие группы для сбора информации по отдельным проблемам С. п. МССП проводит международные конференции в целях обмена опытом (раз в 3 года), а также симпозиумы, в частности для специалистов социалистических стран Европы. С 1958 г. МССП издает международный журнал для распространения информации о научно-исследовательской, методической и организационной работе по санитарному просвещению.

Активное участие советских специалистов в международных конференциях по С. п., симпозиумах и семинарах, организуемых секцией С. п. ВОЗ и МССП, зарубежные командировки советских специалистов по С. п., проведение подготовки работников по С. п., командируемых ВОЗ и МССП в ЦНИИСП Минздрава СССР, - все это содействует популяризации за рубежом принципов и методов советского С. п. Эти же цели достигаются организацией за рубежом выставок, демонстрирующих достижения советского С. п., а также публикацией статей советских авторов в международном журнале по С. п.

Санитарное просвещение в войсках является составной частью деятельности мед. службы Вооруженных Сил СССР, проводимой в тесном контакте с политико-воспитательной и культурно-массовой работой. Оно направлено на развитие у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, на усвоение ими знаний и выработку навыков по сохранению и укреплению здоровья и предупреждению инф. заболеваний, а также на закрепление знаний и навыков, полученных в ходе военномедицинской подготовки войск (см.).

Основными задачами С. п. в войсках являются: пропаганда мероприятий КПСС и Советского правительства в области здравоохранения; распространение мед. и гиг. знаний, выработка гиг. навыков, проведение противоалкогольной и научно-атеистической пропаганды; совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи (см.) при боевых поражениях, острых заболеваниях и травмах; мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, наставлений и приказов в части сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, повышения сан.-эпид. благополучия войск.

В России С. п. в армии было объявлено обязательным лишь в начале 20 в. и заключалось в привитии солдатам гиг. норм и навыков. Одновременно проводились занятия по подготовке санитаров и санитаров-носилыциков.

Становление С. п. в Советской Армии неразрывно связано с именем 3. П. Соловьева, считавшего, что пропаганда сан. знаний должна давать красноармейцу прочное сан. воспитание, создающее предпосылки для его активного участия в деле охраны здоровья коллектива и каждого военнослужащего. После гражданской войны, с переходом к мирному хозяйственному строительству, была поставлена задача полностью ликвидировать сан. безграмотность в армии.

В годы Великой Отечественной войны С. п. получило свое дальнейшее развитие. Оно проводилось в боевых, запасных и резервных частях, в военных госпиталях и батальонах выздоравливающих. Большое внимание С. п. уделяла военная печать (фронтовые, армейские, дивизионные газеты). На фронтах издавались листовки, лозунги и плакаты. С. п. в значительной мере способствовало предупреждению инф. заболеваний и сохранению здоровья воинов, а в конечном итоге - повышению боеспособности частей и соединений.

В связи с оснащением войск современной боевой техникой и вооружением перед С. п. поставлены новые задачи - способствовать сохранению и укреплению здоровья воинов путем их ознакомления с основами физиологии военного труда в различных родах войск и разных военных специальностей; обучению мерам техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и агрессивными жидкостями, а также при длительном пребывании в условиях СВЧ-поля; закреплению навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при современных боевых поражениях.

В этих условиях резко возрастает роль методического руководства С. п., к-рое осуществляет ЦВМУ МО СССР и методические бюро по С. п. мед. служб военных округов (групп войск), флотов (флотилий). Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по С. п. Военно-медицинского музея МО СССР.

Начальники медслужбы частей, кораблей, соединений и военно-учеб-ных заведений постоянно поддерживают связи с учреждениями, занимающимися политико-воспитательной и сан.-просвет, работой, всесоюзным об-вом «Знание», комитетами СОКК и КП СССР, Домами С. п.

Важными условиями эффективности С. п. являются его целенаправленность, плановость и непрерывность. С. п. планируется в тесном контакте с командованием и политическими органами по периодам обучения и на каждый месяц с учетом особенностей военного труда, задач по боевой подготовке, краевой патологии, времени года, данных анализа заболеваемости, травматизма и трудопо-терь среди личного состава, сан. состояния части и задач военно-мед. подготовки; в лазаретах и госпиталях - с учетом профиля мед. учреждения (отделения), состава больных и требований лечебно-охранительного режима.

При организации и проведении С. п. широко используются различные формы и методы: лекции, беседы (в том числе по радио и телевидению), научно-популярные конференции, демонстрация кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, издание листовок, памяток, лозунгов, выпуск сан. бюллетеней, организация фотовыставок, опубликование статей в армейской и фронтовой печати и т. д.

Ответственность за организацию, планирование и проведение С. п. возлагается на начальников мед. службы частей (кораблей), соединений, а в военных госпиталях, санаториях и домах отдыха - на заместителей начальников этих учреждений по мед. части.

Санитарное просвещение в системе гражданской обороны имеет целью распространение мед. и гиг. знаний среди населения в интересах обеспечения его защиты от оружия массового поражения. Оно призвано содействовать обучению населения правилам поведения в очагах массового поражения в военное время и при стихийных бедствиях в мирное время, способствовать приобретению навыков в оказании первой медпомощи пострадавшим и использованию для этого современных средств помощи, а также воспитывать твердую уверенность в эффективности мед. мероприятий ГО. Значительное место в этой работе отводится также пропаганде безвозмездного донорства, предупреждению инф. заболеваний и пищевых отравлений.

С. п. включено в общую систему подготовки населения по ГО, предусмотренную нормативными документами и действующими программами обучения; при этом оно не дублирует специальную подготовку по защите от оружия массового поражения, но существенно дополняет и обогащает ее.

Организацию и проведение работы по С. п. населения в системе ГО осуществляют органы и учреждения здравоохранения, территориальные штабы и курсы ГО совместно с учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии об-в Красного Креста и красного Полумесяца, «Знание», «ДОСААФ» и др.

С. п. в системе ГО проводят врачи, средние и младшие медработники, с привлечением к этой работе активистов ГО министерств, ведомств и общественных организаций.

В С. п. используются такие средства массовой информации, как печать, кино, радио, телевидение, местное радиовещание. Выпускаются короткометражные научно-попу-лярные, учебные фильмы и кино-журналы по ГО, содержащие материалы по защите населения в очагах массового поражения.

Организационно-методическим и координирующим центром пропаганды мед. знаний по ГО на соответствующей территории являются Дома С. п., систематически проводящие массовую сан.-просвет, работу оборонного характера. В разрабатываемых ими планах предусматривается проведение семинаров с медработниками, сан. активистами, руководителями занятий по методике С. п., осуществление обмена положительным опытом работы, организация выставок и уголков первой помощи, учет всей сан.-просвет. работы на обслуживаемой территории (республика, край, область, город, район).

Местом проведения санитарно-просветительной работы служат в первую очередь леч.-профилактические учреждения, курсы и классы ГО, а также культурно-просветительные учреждения и места отдыха трудящихся (парки культуры и отдыха, пионерские лагеря, агитпункты, кинотеатры, красные уголки ЖЭКов и т. п.).

Библиография: Аккерман А. И. и Маников JI. М. Санитарно-просветительная работа по вопросам гражданской обороны, М., 1970; Баранов А. Г. и Свердлов А. К. Пропаганда медицинских и естественнонаучных знаний в войсках округа, Воен.-мед. журн., № 1, с. 18, 1971; Брыкин И. С. Использование наглядной агитации в санитарном просвещении, там же, JVft 2, с. 80, 1976; Гражданская оборона (пособие для подготовки населения), под ред. А. Т. Алтунина, М., 1980; Греков В. А. Пропаганда гражданской обороны - важная задача, М., 1979; Курцев П. А. Санитарно-оборонной работе - повседневное внимание, М., 1974; «Поранений Д. Н. Гигиеническое воспитание населения в СССР, Гиг. и сан., № 11, с. 18, 1977; Лоранский Д. Н. и др. О международном сотрудничестве в области санитарного просвещения, Сов. здравоохр., № 6, с. 70, 1978; Нестеренко А. И. Санитарное просвещение в РСФСР, Становление и начальный период развития (1917-1921 гг.), М., 1971; О ш e р о в С. X. и др. Учебное пособие по медицинской службе гражданской оборОны, М., 1981; Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, в кн.: Основные документы, с. 5, Женева, 1978; Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, под ред. А. Ф. Решетова, М., 1981; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 4, ст. 1326, 1418, М., 1948.

Д. Н. Лоранский, И. С. Соколов; С. А. Алексанкин (воен.), Б. А. Гайко (ГО).

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение.

Санитарное просвещение пропагандирует , физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении , но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для охраны и укрепления здоровья.

Формы санитарного просвещения базируются на трех основных методах пропаганды - устном, печатном и наглядном, а также на их комбинации. Доходчивость и запоминаемость (эффективность) лекций и бесед повышает разнообразные наглядные пособия (диапозитивы, диафильмы, слайды, кодограммы).

Основными принципами санитарного просвещения в РФ являются:

государственный характер

научность

доступность

массовость.

Важнейшими условиями правильной организации его является плановость, предусматривающая определение важнейших задач санитарного просвещения. Основной целью по организации работы по здоровому образу жизни является повышение общей и санитарной культуры населения. В лечебно - профилактических учреждениях санпросвет работа осуществляется силами коллектива медработников больницы и поликлиники привлекается санитарный и культовый актив.

Просветительная работа проводится среди:

пациентов

их родственников

посетителей

так же среди населения их обслуживаемого.

В лечебно-профилактических учреждениях санпросвет работа носит плановый характер:

учитывается специфика деятельности, зависящая от профиля учреждения;

сезонность заболеваний;

эпидемиологическая обстановка и т.п.

Раздел организационной работы включает в себя:

составление плана работы;

организация совещаний;

утверждение состава лекторных групп;

организация уголка здоровья;

смотр стенной печати.

Раздел методической работы:

составление текстов лекций, бесед, выступлений;

контроль за качеством санпросвет работы;

подготовка материалов для печати;

оформление лекционных папок.

Раздел массовой работы содержит мероприятия, проводимые с

родственниками и посетителями:

организация занятий;

чтение лекций;

проведение бесед;

встречи с населением района;

встречи вопросов и ответов;

подготовка статей для местной печати.

Раздел работы с санитарным активом предусматривает:

выпуск газет;

оформление стендов;

организация уголков здоровья.

В практике здравоохранения большую роль играет печатный метод санитарно - просветительной пропаганды. Из средств печатной пропаганды желательно в лечебно - профилактических учреждениях использовать научно - популярные брошюры, лозунги, листовки и памятки, санбюллетени и стенгазеты, доску вопросов и ответов.

Лозунг - призыв выполнять те или иные советы.

Памятка - перечень советов, правил, которые необходимо выполнять определенной группе лиц (здоровых и больных).

Санбюллетень - важное средство привлечения внимание населения к вопросам охраны здоровья. Бюллетень освещает какую-либо важную проблему (о профилактике болезней органов дыхания, гипертонической болезни, о профилактике болезни Боткина, о профилактики транспортного травматизма).

Санитарная газета освещает несколько тем. В качестве материалов для выпуска газет и бюллетеней использовать местный материал с конкретными примерами (статьи, письма пациентов, заметки санпостовцев). В культурно - просветительских учреждениях целесообразно проводить устные журналы. Методика проведения устного журнала отличается от методики проведения тематического вечера, так как в устном журнале освещаются различные темы.

В поликлиниках и стационарах желательно проводить конференции по лечебной физкультуре, лечебному питанию для однородных групп пациентов. Силами врачей и медицинских сестер поликлиники проводится подготовка санитарного актива. Санитарное просвещение входит в служебные обязанности врачей всех специальностей и составляет важный компонент их профилактической работы в поликлинике.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация