Основы технологической безопасности. Технологическая безопасность страны и условия ее обеспечения. Обрыв грузовых канатов, узлов крепления и грузозахватных приспособлений который происходит при

Главная / Земля

1.Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам.

Большинство нефтехимических процессов, несмотря на их многообразие, в определенных ситуациях и условиях, возникающих вследствие нарушений требований регламента, могут выходить в аварийные режимы. Особенно часто такие отклонения происходят при пуске или остановке производства, при переходе на ручное управление техпроцесса в случае выхода из строя автоматических средств регулирования и управления. Последствия аварийных нарушений, приводящих к аварийным режимам, могут иметь различную степень тяжести, а сами процессы называются в таких случаях потенциально опасными Потенциально опасные процессы в нефтехимии и нефтепереработке можно разделить на четыре группы: переработка и получение токсичных веществ; переработка и получение взрывоопасных веществ и смесей; процессы, протекающие с большой скоростью; смешанные процессы. Как правило, большинство процессов в нефтехимии и нефтепереработке – это смешанные процессы, т.е. такие, которые можно отнести одновременно к двум или трем указанным группам. В них присутствуют все или часть видов опасности: отравление, взрыв, механическое разрушение оборудования и аппаратуры, выброс продуктов, технологический брак. Технологические процессы протекают при нагреве продуктов до высоких температур (800-900 0 С) или значительном охлаждении (до - 50 0 С). Технология характеризуется также большим диапазоном давлений до 150-200 мН/м 2 (1500-2000 кгс/см 2). В большинстве производств применяются токсичные вещества, горючие жидкости и газы. Классификация потенциально опасных процессов нефтехимической технологии приведена на рисунке.

Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами. В нефтехимии и нефтепереработке большинствотехнологических процессов исключает непосредственный контакт работающих с перерабатываемыми материалами. Обеспечение этого требования безопасности достигается ведением технологических процессов в герметически закрытой аппаратуры, отделением работающих от вредных веществ, капсуляцией оборудования, выделяющего в воздух рабочей зоны вредные вещества. Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами при ведении технологических процессов достигается также при дистанционным управлении процессами, применении средств механизации на стадиях загрузки, выгрузки и транспортировании исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции.

Замена опасных и вредных технологических операций на менее опасные. .Безопасность операций транспортирования вредных и пожароопасных веществ можно повысить переводя твердые вещества в растворы, суспензии, расплавы для передачи их с одной технологической операции на другую по трубопроводам. Безопасность производственных процессов существенно повышается при изменении технологических приемов работы; при замене сухого размола твердых веществ мокрыми; при транспортировании сыпучих продуктов пневмотранспортом; при изменении агрегатного состояния перерабатываемых продуктов (вместо сухих токсичных веществ использовать их растворы или в виде пасты).



Замена вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные. Для снижения пожаровзрывоопасности веществ, обращающихся в производстве, вводятся различные инертные добавки и флегматизирующие вещества. Герметизация оборудования. Особое значение она имеет при переработке токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, т.к. их утечка в окружающую среду может привести к профессиональным отравлениям, пожарам и взрывам. Наиболее частыми причинами нарушения герметичности являются неплотности в соединениях деталей оборудования. Устранение или уменьшение степени неплотности достигается применением уплотнителей. Выбор тех или иных видов уплотнений определяется требуемой степенью герметизации и условиями эксплуатации оборудования, в том числе давлением среды, температурным режимом, скоростями движения и др.

Механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами. .Механизация технологических процессов позволяет заменить операции, выполняемые вручную, машинами и механизмами, тем самым, уменьшая опасности, связанные с ними. Автоматизация производственных процессов, являясь одним из самых прогрессивных направлений новой техники, имеет не только большое экологическое и социальное значение, но и играет существенную роль в обеспечении безопасности технологических процессов. В автоматизированном производстве значительно уменьшается количество выделяющихся в воздух производственного помещения вредных и пожароопасных паров, газов и пылей. Дистанционное управление не только облегчает труд человека, но и выводит его из опасной зоны, если эта зона не может быть изолирована. В нефтехимии и нефтепереработке наиболее широко применяются пять систем дистанционного управления механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированно



2. Технологический регламент – основа безопасности технологического процесса. Планы ликвидации аварий. Инженерно-технические средства безопасности.

Технологический регламент – основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций технологического процесса. Технологические регламенты утверждают руководители предприятия или вышестоящей организации. Руководитель предприятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. В технологическом регламенте дается подробное описание всех стадий производства, его аппаратурно-механического оформления, приводятся: технологическая карта, нормы технологического режима, технологические инструкции по нормальному пуску, нормальной и аварийной остановке объекта, а также правила безопасного ведения технологического процесса и обслуживания аппаратов. Даются технические параметры нормального технологического процесса, такие как концентрация отдельных веществ, их температура, давление, скорости потоков и другие параметры, а также, что особенно важно, допустимые от них отклонения. Если же рабочие параметры процесса выйдут за пределы допустимых отклонений, то процесс может быть неуправляемым и понадобиться некоторое время, чтобы привести его в нормальное состояние, при этом потеря стабильности процесса может вызвать аварийные ситуации.

Основная цель ПЛВА: определение сценариев возникновения и развития аварийной ситуации;
планирование мероприятий и действий части персонала и сотрудников аварийно спасательных служб по локализации последствий аварий, путей эвакуации женщин и пожилых людей; определение уровня морально-психологической подготовки производственного персонала и наличия необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварийных ситуаций; определение мероприятий и наличия оборудования, необходимых для повышения уровня противопожарной и противоаварийной защиты, а также для уменьшения масштаба последствий.

Согласно нормам план ликвидации должен пересматриваться каждые 5 лет с учетом появления новых технологий, а также он пересматривается в послеаварийных случаях и в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных помещений, смены специализации производства.И опыт, и специалисты-аналитики есть в нашем ТОО «Safety & Consulting Service», которое предлагает свои услуги по разработке документа, в основе которого лежат: анализ сценариев возникновения и развития аварий, а также прогноз вероятности их возникновения; анализ готовности персонала и предприятия к активным мерам по локализации и ликвидации; анализ мер принятых для предупреждения аварийных ситуаций. Инженерно-технические средства безопасности:- средства инженерно-технической укрепленности,-системы охранной сигнализации, -системы пожарной сигнализации, -системы охранные телевизионные, - системы контроля доступом, -системы оповещения о тревоге, - системы оперативной свзи, - технические средства досмотра, - системы электропитания и охранного освещения.

Безопасность и производств - направление подготовки бакалавров технических вузов России и зарубежья. Специальность появилась не так давно: раньше инженером подобного профиля мог стать любой специалист с техническим образованием.

Когда возникла специальность?

В отдельное направление подготовки студентов охрана труда и переросла в 1994 году. Приказом Минздрава социального развития России были внесены изменения в Квалификационный справочник. Специалисты, занимающие должности инженеров по охране труда, теперь должны были иметь соответствующий уровень подготовки - как минимум диплом бакалавра.

Поначалу специальность была очень редкой. Со временем она распространилась в большинство и теперь включает в себя множество узкопрофильных направлений подготовки.

Специализации

В период введения специальности существовало лишь два профиля подготовки: "Безопасность технологических процессов и производств" и Инженеры, получившие образование, могли устроиться в любую сферу, нуждающуюся в техносферной защите, независимо от узкоспециализированного направления.

В настоящее время специализации объедены в специальность "Техносферная безопасность". Каждый вуз имеет несколько направлений подготовки инженеров. Бакалавриат предусматривает обучение студентов по специализациям:

  • безопасность труда;
  • пожарная безопасность технологических процессов, производств;
  • защита окружающей среды;
  • техносферная защита при ЧП;
  • безопасность технологических процессов;
  • безопасность в техносфере.

Первые 2-3 курса учебная программа почти полностью совпадает, узкоспециализированные предметы появляются на 3-4 году обучения.

Характеристика учебного плана

Профиль "Безопасность технологических процессов и производств" является направлением подготовки инженеров - специалистов с высшим техническим образованием. Учебная программа предусматривает изучение необходимых общетехнических, узкоспециализированных, а также гуманитарных дисциплин, что в комплексе должно полным образом подготовить студента к высококвалифицированной работе.

Гуманитарный цикл может включать в себя историю, философию, иностранные языки, психологию и педагогику, экономические науки. Общетехнические дисциплины обычно состоят из физики, общей химии, инженерной графики, высшей математики, информатики и экологии. Для специалистов, связанных с с первого курса в учебную программу добавляют дисциплину физиология человека.

Примерно в середине всего учебного курса к изучению предлагаются профильные предметы, непосредственно связанные с будущей квалификацией. К ним относятся: безопасность жизнедеятельности, теория горения, гидрогазодинамика, техногенный риск, электроника и электротехника и многие другие дисциплины, связанные с техническими процессами и результатами их воздействия на человека.

Научная и практическая работа

Многие технические вузы предлагают студентам поучаствовать в научных конференциях, олимпиадах. На базе крупных институтов открыты научные центры, которые позволяют наглядно решать реальные задачи под руководством состоявшихся инженеров. Научная работа студентов-бакалавров не является обязательной, но приветствуется и поощряется.

Практика - обязательный этап обучения любой профессии. Обычно учебная программа предполагает несколько видов практики:

  • непроизводственная;
  • производственная;
  • конструкторско-технологическая;
  • преддипломная.

Каждое из видов обучения практическим навыкам на основе теоретических знаний длится не менее 1-2 недель в зависимости от вида практики. Это ключевой момент в образовательном процессе. Некоторые вузы предлагают студентам гораздо больше часов практической работы на базе научных центров. Чаще всего работа дополнительно оплачивается, что, несомненно, привлекает студентов.

Характеристика практической подготовки студентов

Учебный план каждого из содержит требования к проведению практических часов. Непроизводственная и проводится и у студентов специальности "Безопасность технологических процессов и производств". Обучение и получение необходимой теоретической базы знаний рассчитано на учебный год, по окончании которого студенты выходят на практику.

Непроизводственная практика подразумевает прохождение занятий на кафедре профиля. Это начальный этап, который обычно ожидает студентов, закончивших первый курс. Производственная практика составляет, как правило, 4 недели, и проходит на предприятии.

Конструкторско-технологическая и преддипломная практика предполагает полное ознакомление с производственными процессами в реальности и перенесение теории на практические навыки. Студент частично исполняет свои будущие обязанности инженера под инструктажем руководителя.

Как поступить?

В установленном порядке необходимо сдать ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. Профильным предметом считается физика. Победы в государственных олимпиадах дают абитуриентам преимущество при поступлении. Для выпускников прошлых лет предусмотрены внутренние вступительные испытания по тем же предметам.

После успешной сдачи экзаменов и подачи документов прошедшие пороговый балл абитуриенты зачисляются в ряды студентов. В скором после поступления в вуз времени необходимо будет выбрать профиль ("Безопасность технологических процессов и производств", "Охрана труда", "Пожарная безопасность" и т. п.), по которому будет проходить обучение. После окончания бакалавриата вузы приглашают способных студентов к участию в программах магистратуры, которые предполагают выполнение обширных научных работ.

"Безопасность технологических процессов и производств" - кем работать после диплома?

Инженер, получивший такое образование, востребован на рынке труда, к тому же не ограничен одной лишь служебной отраслью. Специалист может устроиться на любое промышленное предприятие, в государственные организации по защите труда и в надзорные службы.

В среднем в год предприятия города нуждаются в 30-40 специалистах, что явно говорит об актуальности специализации. С каждым годом организации все больше уделяют внимание промышленной безопасности, что выдвигает инженеров профиля "Безопасность технологических процессов и производств" в ряды самых востребованных. Кроме того, специальность предполагает осуществление преимущественно аналитической работы.

Должностные обязанности

Ряд ответственных обязанностей имеет инженер профиля "Безопасность технологических процессов и производств". Инструкция, регулирующая работу сотрудника техносферной безопасности, разрабатывается каждым предприятием отдельно.

В список должностных обязанностей могут быть включены:

  • анализ возможных техносферных происшествий и методы их предотвращения;
  • исследование воздействия внешних факторов и природных явлений на техносферные объекты;
  • выполнение научно-исследовательских работ и обработка результатов;
  • поиск объектов повышенного риска;
  • подготовка проектов и конструкторских документов разрабатываемых устройств;
  • разработка методов спасения при ЧП;
  • обучение работников мерам безопасности на производстве;
  • консультирование и составление инструкций по безопасности;
  • проведение экспертизы безопасности объекта, контроль и надзор за состоянием средств защиты.

"Безопасность технологических процессов и производств" - специальность, подразумевающая постоянный анализ и разработку новых методов, позволяющих снизить количество нежелательных происшествий. Производственная безопасность - это основа качественной деятельности промышленных предприятий, обеспечивающая эффективную работу как персонала, так и оборудования.

Обеспечение безопасности технологических процессов

Одной из базовых и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов.

Безопасность технологического процесса определяется многими составляющими:

Орудия труда - оборудование, оснастка, инструмент (безопасность работы которых во многом опре­деляет безопасность технологического процесса) характеризуется опасными и вредными факторами, возни­кающими в процессе работы;

Предмет труда - исходные и технологические материалы, детали, сборочные единицы, которые сами по себе или в процессе обработки в данном технологическом процессе могут представлять определœенную опасность;

Продукт труда - окончательный вид полуфабриката͵ детали сборочной единицы, изделия на выходе технологического процесса, которые в соответствии со своими характеристиками (к примеру, масса, темпера­тура, излучение, воспламеняемость и т.д.) могут представлять известную опасность;

Организация труда - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, рациональная планировка участка, соответствующая организация режимов труда и отдыха и т.д.;

Условия труда - наличие на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и их па­раметры (параметры воздуха рабочей зоны, освещения, шума, вибрации, электромагнитных излучений и т.п.), наличие и эффективность средств коллективной и индивидуальной зашиты;

Исполнитель - выполняющий данный технологический процесс субъект, который характеризуется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей содержанию и условиям труда (опре­деляется при профотборе), профессиональной подготовкой и обученностыо безопасным приемам труда;

Окружающая среда - коллектив с его морально-психологическим климатом, социально-бытовые ус­ловия на производстве и вне его игл.

На безопасность технологических процессов непосредственно воздействуют безопасность произ­водственного оборудования, обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, органи­зация лечебно-профилактического обслуживания, эффективность обучения работающих охране труда, нор­мализация санитарно-гигиенических условий труда и т.д., которые сами являются объектами управления или реализации задач управления охраной труда на предприятии. Из всœех влияющих на безопасность техно­логического процесса факторов можно выделить такие, которые непосредственно связаны с физической сущностью, содержанием технологического процесса, с применяемым для его реализации оборудованием. Определœению этих факторов, степени их опасности и вредности, борьбе с их проявлением, определœению мер защиты от воздействия этих факторов на работающих должно постоянно уделяться внимание на всœех стади­ях разработки и эксплуатации технологического процесса.

На стадии ʼʼисследованиеʼʼ безопасность технологического процесса должна рассматриваться и обеспечиваться при проведении теоретических исследований, определœении физико-химических основ, вы­боре методов, исходных и технологических материалов, разработке лабораторного оборудования, исследо­вании технологических режимов и т.д.

На стадии ʼʼпроектированиеʼʼ безопасность технологических процессов должна обеспечиваться при разработке оборудования, обработке технологических режимов, разработке комплекта технологической документации и т.д.

На этих двух стадиях обеспечение безопасности можно осуществлять наиболее эффективно, так как здесь предоставляется полная возможность осуществлять борьбу с вредными и опасными факторами непосредственно в источнике их возникновения.

На стадии ʼʼопытной проверкиʼʼ (эксплуатации) безопасность технологических процессов обеспе­чивается в процессе проверки и корректировки технологических методов, приемов, режимов обработки, устранения недостатков конструкций оборудования, внесения изменений в технологическую документацию. На этой стадии должны окончательно определяться методы борьбы с проявлением опасных и вредных про­изводственных факторов как в самом технологическом процессе, так и в оборудовании, устанавливается рациональная организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителœей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всœего комплекса вопросов по обес­печению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности: и вредности для работы. Стадия ʼʼпромышлен­ная эксплуатацияʼʼ разделяется на стадии: ʼʼтехнологической подготовки производстваʼʼ и собственно ʼʼпромышленной эксплуатацииʼʼ. В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.

Наибольший интерес для СУОТ на промышленном предприятии безопасность технологических процессов, как объект управления, представляет именно на стадии собственно промышленной эксплуата­ции, когда всœе недоработки предыдущих стадий могут явиться причиной неблагоприятного воздействия на рабочих, эксплуатирующих технологический процесс. При этом даже в данном случае, в случае если на предыдущих стадиях проведены всœе необходимые мероприятия, обеспечивающие высокий уровень безопасности технологического процесса, в условиях промышленной эксплуатации уровень безопасности технологического процесса изменяется в различных периодах эксплуатации.

Весь срок эксплуатации технологического процесса можно условно разделить на три периода. Начальный I период характеризуется относительно низким уровнем безопасности, связанным с освоением технологического процесса. По мере накопления опыта у работников, обслуживающих данный технологический процесс приработки оборудования, уровень безопасности повышается и достигает верхнего уровня полной безопасности. II период характеризуется устойчивым уровнем безопасности, связанным с полным освоением технологического процесса и безотказной работой оборудования. В III периоде вновь наблюдается снижение уровня безопасности, связанное с износом оборудования, оснастки, инструмента. Наступает такой критический момент, когда снижение уровня безопасности требует прекращения эксплуатации, технологического процесса и проведения комплекса ремонтных и восстановительных работ. После ремонта безопасность процесса несколько повышается, на какой-то период стабилизируется и опять снижается, ᴛ.ᴇ. вновь требуется остановка и проведение ремонтных работ. Межремонтные периоды сокращаются, и наступает момент, когда требуемого уровня безопасности можно достичь только полной заменой оборудования. Длительность указанных периодов эксплуатации, включая межремонтные периоды, зависит от содержания технологического процесса, сложности и надежности оборудования, выполнения требований эксплуатации, качества ремонтных работ и т.д.

Следует также отметить, что даже в период устойчивого уровня безопасности возможны резкие изменения уровня, связанные с нарушением технологической и производственной дисциплины, изменением внешних условий, появлением внезапных отказов оборудования и т.д., в связи с этим во всœе периоды эксплуатации технологического процесса нельзя допускать ослабления внимания к соблюдению норм и правил безопасной работы, надежности средств коллективной и индивидуальной защиты, поддержанию на высоком уровне профессиональной и психофизиологической защищенности обслуживающего персонала. Обеспечение безопасности технологического процесса во многом зависит от полноты изложения требований безопасности в технологической и нормативно-технической документации.

Литература

1. Васильева Н. И. Экономические основы технологического развития..- М.: Банки и биржи, 1995.

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Под ред. Н.Б.Антоновой. - Мн.: ООО ʼʼМисантаʼʼ, 2002.

3. Композиционные материалы: Справочник / В.В.Васильев, В.Д. Протасов, В.В.Болотин и др.; Под общ. ред. В.В.Васильева, О.М.Тарнопольского.- М. : Машиностроение, 1990.

4. Лахтин Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П.Леонтьева. М.:Машиностроение, 1990.

5.Материально-техническое снабжение: Учебное пособие / под ред. Л.М. Михневича. – Мн.:БГЭУ, 2000.

6. Машиностроительное производство /Под ред. Ю.М. Соломенцева.-

М.: Высшая школа, 2001.

7. Нехорошева Л.Н. Научно-техническое развитие и рынок. –Мн. , 1996.

8. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий / Под ред. Ф.П.Висюлина, Л.М.Михневича.- Мн.: Вышейшая шк., 1991.

9. Основы отраслевых технологий и организация производства: Учебник /Под ред. В.К.Федюкина.-Спб.: Политехника, 2002.-312 с.: ил.

10. Прогнозирование и планирование в экономике /Под общ. ред. В.И.Борисевич,Г.А.Кандауровой.- Мн.: ООО ʼʼИнтерпрессервисʼʼ, 2001.

11. Проектирование и производство режущих инструментов / Под ред. П.И.Ящерицын. – Мн.: Высш. шк., 1991. 12. Сварка в машиностроении: Справочник, т. 3 / Под ред. В.Л. Винокурова. – М.: Машиностроение, 1990.

13. Справочник по композиционным материалам /Под. ред. Дж. Любина, пер.
Размещено на реф.рф
с англ. : в 2-х т. – М. : Машиностроение, 1988.

14. Справочник по лазерной технике. - М: Энергоатомиздат, 1991.

15. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. - М.: Машиностроение,

16. Технология машиностроения: В 2-х т. / Под общ. ред. А.М.Дальского.- М.: изд-во МГТУ им.Баумана, 2001.

17. Федоров Б.Ф. Лазеры. Основы устройства и применения.- М. : ДОСААФ, 1988.

18. Фурмер И.Е. Общая химическая технология.- М.: Высш. шк., 1997.

Обеспечение безопасности технологических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обеспечение безопасности технологических процессов" 2017, 2018.


Общие требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам установлены государственными стандартами.
Обеспечение безопасности работников, занятых в технологических процессах, связано с повседневным контролем за соблюдением правил охраны труда, применением средств защиты, проведением необходимых для конкретного технологического процесса организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мер.
В процессе конструкторской разработки оборудования реализуются общие требования, заложенные в нормативно-правовых доку-
138
ментах, и специальные требования к конкретной разработке, заложенные в отраслевых и заводских инструкциях. Согласно общим требованиям, производственное оборудование должно иметь:
  • органы управления, соответствующие установленным эргономическим показателям;
  • приборы, отображающие информацию о ходе технологического процесса;
  • систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех режимах работы;
  • устройства защиты работающих.
Документами определяются требования к организации рабочих мест. Рабочие места должны быть безопасными, удобными и расположены и оборудованы таким образом, чтобы пользование ими не вызывало повышенной утомляемости. Органы управления станочным и другим оборудованием должны находиться в зоне досягаемости работника. Усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека. Рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть профилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Они должны быть защищены от случайного и самопроизвольного приведения в действие.
Число, различимость и расположение средств отображения информации (чаще всего приборов) должны учитывать возможности восприятия работником информации и не вызывать чрезмерной концентрации внимания.
Устанавливаются требования безопасности к производственным помещениям и размещению в них производственного оборудования. Вокруг оборудования выделяют опасные зоны, в пространстве которых при нарушении правил охраны труда, безопасной эксплуатации и технологической дисциплины чаще всего возникают случаи травматизма. В понятие «опасная зона» входит пространство, в котором возможно воздействие опасного и (или) вредного производственного фактора на работника.
На стадии конструкторской разработки проектируются средства коллективной защиты: предохранительные и блокирующие устройства, исключающие возможность контакта человека с опасными элементами оборудования; системы аварийного отключения; устройства, ограждающие опасные зоны; сигнализация; системы дистанционного управления для особо опасных технологий.
При проектировании также предусматривают защиту рабочих от поражения электрическим током. Предусматривают и устройства, исключающие возможность накопления в опасных количествах зарядов статического электричества.
Основными требованиями производственной безопасности к технологическим процессам являются:
  • исключение контакта работников с материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на человека;
  • замена травмоопасных и вредных технологических процессов процессами, обеспечивающими сохранение здоровья и жизни работников;
  • применение дистанционного управления и роботизации в особо вредных и травмоопасных технологических процессах;
  • рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики снижения работоспособности в результате быстрого утомления, травматизма и профзаболеваний;
  • ограничение тяжести и напряженности трудовых процессов за счет применения комплексной механизации, автоматизации и роботизации на тяжелых и требующих высоких умственных напряжений производственных операциях;
  • своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, которые являются источниками вредных и опасных производственных факторов;
  • обеспечение пожаро- и взрывобезопасности;
  • обеспечение безопасности выполнения внутрицеховых операций по транспортировке исходных материалов, готовой продукции, отходов производства.

Еще по теме Обеспечение безопасности в технологических процессах:

  1. 4.9 Обеспечение экологической и технологической безопасности
  2. Математическое обеспечение АСУ ТП и алгоритмизация технологических процессов.
  3. Кузнецов Виктор Георгиевич. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕКТИФИКАЦИИ НЕФТИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата технических наук. 05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность). Самара-2005, 2005
  4. 13. Компоновка операций и технологического оборудования при автоматизации технологических процессов. Последовательное, параллельное и смешанное агрегатирование
Основы обеспечения
безопасности технологических
процессов

Учебные вопросы:
1. Опасные и вредные факторы при
проведении технологических процессов.
2. Основы обеспечения безопасности при

транспортировочных работ.
3. Безопасность подъемно-транспортного
оборудования.

При проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ до 70%
несчастных случаев происходит из-за
падения груза, 18% - из-за поражения
электрическим током.
Кроме того, несчастные случаи часто
происходят из-за:
опрокидывания кранов при перегрузке,
не согласованности действий работающих,
неправильной укладке груза,
падение рабочих с высоты.

Вопрос №1

Опасные и вредные факторы
при проведении погрузочноразгрузочных работ

10.

Из опасных и вредных производственных
факторов, классифицированных
ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) при
погрузочно-разгрузочных работах могут
иметь место следующие физические и
психофизиологические факторы.

11. Группу физических факторов составляют:

движущиеся машины и механизмы,

12.

незащищенные подвижные элементы
оборудования,

13.

передвигающиеся изделия, оборудования,
материалы,

14.

повышенная запыленность и
загазованность воздуха рабочей зоны и
другие.

15. Группа психофизиологических факторов по характеру действия подразделяются на:

физические,
нервно-психические перегрузки.

16. Физические перегрузки подразделяются на:

статические и динамические.

17. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственные перенапряжения,
перенапряжения анализаторов,
монотонность труда,
эмоциональные перегрузки.

18.

Защита человека от действия опасных
факторов осуществляется средствами
защиты, применение которых
предотвращает или уменьшает воздействие
на работающих опасных факторов. Условно
такая защита может быть подразделена на
активную и пассивную.

19.

Активная защита предусматривает
ликвидацию или уменьшение опасности
фактора.
Пассивная защита связана с осуществлением
мероприятий, предупреждающих воздействие
опасного фактора и создание условий, при
которых человек не может оказаться в опасной
зоне.

20.

Это достигается:
логичными решениями руководителей,
планированием технологических процессов,
конструкцией оборудования и
приспособлений,
применением средств.
Перечень основных видов средств защиты
работающих приведен в ГОСТ 12. 4.001-75 (Ст.
СЭВ 1086-78).

21.

Характерные случаи возникновения
опасностей при погрузочно-разгрузочных
и транспортировочных работах.

22. Опрокидывание грузоподъемных машин (ГПМ) и транспортных средств происходит:

1.
Опрокидывание грузоподъемных машин
(ГПМ) и транспортных средств
происходит:
при обгоне машин, съезде на не
утрамбованный грунт;
не соблюдении допустимых расстояний от
основания откоса до ближайших опор ГПМ;

23.

Наименьшее допустимое расстояние от
основания откоса до ближайших опор ГПМ
Грунт(не насыпной)
Высота
откоса
Н, м
Песчаный и
гравий l,
м
1
1,5
2
3
3
4
4
5
5
6
H
l

24.

при подъеме крупногабаритных грузов при
сильном ветре;
работе с грузом, превышающим
грузоподъемность ГПМ;
низких коэффициентах грузовой и
собственной устойчивости.

25. Определение коэффициентов грузовой и собственной устойчивости КГР, КСОБ

G
G
W
Q
h1
в
с в
h
с
ребро опрокидывания

26. Коэффициенты устойчивости (грузовой и собственный КГР, КСОБ)

К ГР
МY
G (b c)
1.15
МО
Q h
К СОб
G (b c)
1.15
w h1
МY
- удерживающий момент,
Мо
- опрокидывающий момент.

27. Обрыв грузовых канатов, узлов крепления и грузозахватных приспособлений который происходит при:

2.
Обрыв грузовых канатов, узлов
крепления и грузозахватных
приспособлений который происходит
при:
эксплуатации ГПМ со значительным
износом элементов конструкций, деталей и
съемных грузозахватных приспособлений;

28.

числе обрывов проволок больше нормы для
канатов крестовой и односторонней
свивки.
Крестовая
Односторонняя

29.

крестовой свивки (направление свивки каната и
направление свивки проволок и прядей
противоположно);
односторонней свивки (направление свивки
каната и свивки прядей по наружным
проволокам одинаково)

30.

При
техническом
освидетельствовании
стальные канаты (тросы) бракуют по числу
обрывов проволок на длине одного шага
свивки каната.

31.

Стальные канаты не пригодны к
эксплуатации в следующих случаях:
Оборвана хотя бы одна прядь,
Число оборванных проволочек на шаге
свивки равно или более 10% их общего
числа;
Поверхностный износ или коррозия
проволочек каната составляет 40% и более;
Сильная деформация, например,
сплющивание.

32. Неисправность или отключение приборов безопасности:

3.
Неисправность или отключение
приборов безопасности:
концевые выключатели (механизм подъема
в верхнем и нижнем положении, механизм
изменения вылета стрелы);
устройства для автоматической остановки
механизма подъема стрелы;
электрическая блокировка дверей;
ограничители грузоподъемности;

33.

предохранительные клапаны;
указатель грузоподъемности;
указатель угла наклона;
звуковые сигналы оповещения;
защита от опасного напряжения при работе
вблизи ЛЭП.

34.

4. Разрушение мостов при
грузоподъемности мостов ниже веса
автопоездов.
5. Наезды на обслуживающий персонал:
отсутствие руководства со стороны
руководителя работ;
неисправность тормозов;
невнимательность.

35. Нахождение обслуживающего персонала в опасной зоне:

6.
Нахождение обслуживающего
персонала в опасной зоне:
вблизи натянутых тросов;
под грузом;
в плоскости работы стрелы;
на поворотных частях ГПМ.

36. Работы ГПМ вблизи ЛЭП:

7.
Работы ГПМ вблизи ЛЭП:
установка стрелового крана ближе 30м от
крайнего провода воздушной ЛЭП;
установка ГПМ ближе охранной зоны
ЛЭП. (Охранная зона ЛЭП: 20кВ – 10м;
35кВ – 15м; 110кВ – 20м; 220–154кВ –
25м; 400–500кВ – 30м);
не соответствие габаритов груза, ГПМ и
высоты нижнего провода ЛЭП.

37. Вопрос №2

Основы обеспечения безопасности при
проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ

38. 2.1

Организационные меры, обеспечивающие
безопасность проведения
погрузочно-разгрузочных работ

39.

1. Назначение руководителя работ.
2. Подготовка обслуживающего персонала.
3. Установление сигнализации и проверка
знаний ее обслуживающим персоналом.
4. Инструктаж обслуживающего персонала
по ПМБ на рабочем месте.

40.

Получение прогноза погоды.
Проверка наличия ЭТД и сроки
освидетельствования ГПМ.
Контроль исходного положения
оборудования перед работой и после ее
окончания.
Контроль выполнения ПМБ
обслуживающим персоналом при работе.

41.

Руководители предприятий и частные лица
– владельцы ГПМ, а также руководители
организаций, эксплуатирующих краны,
обязаны обеспечить содержание их в
исправном состоянии и безопасные условия
работы путем организации надлежащего
освидетельствования, осмотра, ремонта,
надзора и обслуживания.

42. В этих целях должны быть назначены:

инженерно-технический работник по
надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары;
инженерно-технический работник,
ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии;
лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами.

43.

Работы на ГПМ выполняются только по
команде руководителя работы, строго в
соответствии с требованиями
эксплуатационной документации, под
контролем руководителя работ.
Руководитель работ обязан довести до
подчиненных установленные требования,
меры и правила безопасности и обеспечить
неуклонное их выполнение.

44.

Крановщики, их помощники,
стропальщики, слесари, электромонтеры,
наладчики приборов безопасности
допускаются к работе после подготовки и
аттестации их в ПТУ или технических
школах, прошедшие медицинское
освидетельствование и получившие
удостоверение.

45.

Рабочие занятые на погрузочноразгрузочных работах (ПРР), должны
пройти инструктажи по безопасности труда
и пожарной безопасности. Весь персонал
должен уметь оказывать первую помощь
пострадавшему. Допуск к работе всего
персонала определяется приказом
владельца краном.

46. При подготовке персонала к производству ПРР необходимо изучить:

Особенности груза, с которым предстоит
работать.
Объем и порядок выполнения работ.
Функциональные обязанности и место
каждого номера в процессе выполнения
работ.
ПМБ при выполнении соответствующих
работ.

47.

Произвести практические тренировки
отдельных номеров расчета.
Установить сигнализацию на выполнение
операций при ПРР.
Допустить исполнителей к ПРР только
после проведения инструктажа по ПМБ на
рабочем месте.

48.

При проведении ПРР необходимо знать:
температуру наружного воздуха,
силу ветра в данном климатическом районе,
при которых следует прекращать
производство работ на открытом воздухе.
Не допускаются работы на кране, если
скорость ветра превышает допустимую
величину, указанную в паспорте крана.

49. 2.2

Технические меры, обеспечивающие
безопасность проведения ПРР

50.

1. Техническое освидетельствование ГПМ.
2. Подготовка и оборудование погрузочноразгрузочной площадки.
3. Проверка наличия противопожарных и
санитарных средств.

51.

4. Проверка и подготовка индивидуальных
средств защиты (СИЗ).
5. Проверка наличия и исправности
приборов и устройств безопасности
машин.
6. Осмотр и проверка грузозахватных
приспособлений.

52.

К работе допускаются ГПМ,
грузозахватные приспособления, канаты,
цепи и трос, прошедшие очередное
техническое обслуживание и
освидетельствование (грузовые испытания)
ГПМ допускаются к подъему грузов, вес
которых не превышает установленную
грузоподъемность машины.

53. Рабочие площадки для проведения ПРР должны иметь:

ровную, утрамбованную поверхность и
должны быть удалены от ЛЭП на
безопасное расстояние;
размеры, обеспечивающие нормальный
фронт работ для необходимого количества
транспортно- погрузочных средств и
обслуживающего персонала;
постоянно исправные подъездные пути к
рабочим площадкам с твердым покрытием.

54.

Место проведения ПРР должно быть
хорошо освещено. При недостаточном
освещении места работы, сильном
снегопаде или тумане когда
обслуживающий персонал плохо различает
сигналы или перемещаемый груз, работа
должна быть прекращена.

55.

Установка к работе стрелового крана на
расстоянии ближе 30м от крайнего провода
ЛЭП воздушной электрической сети
напряжением 42В и более должна
проводиться только по наряду-допуску.

56. При ведении ПРР необходимо выполнять следующие требования:

проверить подготовку площадки для ПРР, а также
площадку, на которой будут укладываться грузы;
расставить агрегаты на площадке по
установленной схеме или так, чтобы был хороший
обзор за перемещением груза и расположением
персонала;
установку ГПМ на краю откоса (канавы)
производить на расстоянии от основания откоса до
ближайших опор, в соответствии с требованиями
Правил;

57.

расстояние от подвижных частей ГПМ до
ближайших препятствий должно быть не
менее 1м;
проверить наличие, укомплектованность
противопожарных средств и медицинских
аптечек;
проверить готовность транспортных
средств к приему груза и надежность их
заторможенности;
крюк ГПМ устанавливается строго над
грузом, подлежащим подъему;

58.

опасные грузы и другие грузы при
подъеме удерживать стропами, обычные
грузы удерживать только в случаях,
указанных руководителем работ;
обвязка грузов должна производиться по
разработанной схеме, обеспечивающей
безопасную кантовку грузов;
груз при его перемещении в
горизонтальном направлении
предварительно поднять на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов.

59.

В процессе проведения ПРР
запрещается:
развертывать оборудование для ПРР на
свеженасыпанном грунте и на площадках с
уклоном более указанного, в паспортах;
использовать ГПМ в более тяжелом
режиме (см. табл.):

60.

Режим работы
К ТР
Q СР
QНОМ
Продол. вкл. %
от всего цикла работ
Число включ. в
час (за смену)
Легкий Л
1 - 0,1
15 - 25
60
Средний С
1 - 0,1
15 - 60
120
Тяжелый Т
1 - 0,1
25 - 60
240
Весьма тяжелый ВТ
1 - 0,1
40 – 60
300 – 600

61.

находиться под поднятой стрелой и грузом
на пути движения груза;
находиться между поворотной и
неповоротной частями работающего
стрелового крана;
подтаскивать груз по земле, полу или
рельсам крюком крана;

62.

включать механизмы ГПМ при нахождении
людей на них;
оставлять в подвешенном состоянии груз
при перерывах в работе;
отрывать или поднимать грузы, засыпанные
землей, залитые бетоном, примерзшие к
земле;

63.

нарушать технологическую
последовательность выполнения работ;
использовать ГПМ не допущенных к
работе, с истекшим сроками ТО.
работать при выведенных из действия или
неисправных приборов безопасности и
тормозах.

64. 2.3.

Организационные и технические
мероприятия, обеспечивающие
безопасность транспортировочных
работ

65.

Безопасность перевозки опасных грузов во
многом зависит от технического состояния и
оборудования подвижного состава. Оно
должно удовлетворять ряду дополнительных
требований, установленных
1. Инструкцией о порядке перевозки
опасных грузов автомобильным
транспортом.
2. Инструкцией по технике безопасности
при хранении и перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом общего
пользования.

66.

Опасные грузы должны перевозиться
только специальными и (или) специально
приспособленными для этих целей
транспортными средствами, которые
должны быть изготовлены в соответствии с
действующими нормативными
документами.

67.

На автомобилях, перевозящие опасные грузы,
устанавливаются дополнительные требования к
размещению и конструкции выхлопной трубы,
топливному баку и аккумуляторной батареи.
Предъявляются дополнительные требования также
к электрооборудованию автомобилей и защите от
статического электричества.

68.

В районе станции "Молодежная" под мостом Автокран на базе
Камаза опрокинулся и придавил два автомобиля Ваз 2107 и КИА
picanto. Врезался в Ваз 2104, а та в свою очередь в автобус. (19
марта 2010 г.)

69.

Автомобили перевозящие опасные
грузы, комплектуют:
набором инструмента для мелкого
(аварийного) ремонта автомобиля;
огнетушителями (один огнетушитель для
тушения пожара на автомобиле и не менее
одного огнетушителя для тушения
загорания перевозимого груза);
противооткатными упорами (не менее
одного);

70.

одним мигающим фонарем красного цвета
или знаком аварийной остановки;
медицинской аптечкой;
средствами нейтрализации перевозимых
опасных веществ;
СИЗ, лопатой, необходимым запасом песка
и двумя знаками, запрещающими движение.

71.

На всех автомобилях, перевозящих опасные
грузы, спереди и сзади должны
устанавливаться специальные знаки
прямоугольной формы в левой части белого, а в
правой – оранжевого цвета с обозначением,
характеризующим вид опасного груза.

72.

Порядковый номер, присвоенный наиболее
часто перевозимым опасным грузам
Комитетом экспертов Организации
Объединенных Наций по перевозке
опасных грузов (документ
ST/SG/AC.10/Rev.4)

73.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке,
а также информации о последствиях попадания веществ в сточные
воды.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных
слов применяемого кода:
Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;
П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при
ПОЖАРЕ;
К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный
аппарат;
Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

74.

Классификация грузов по степени
опасности

75. По степени опасности все грузы подразделяют на 4 группы:

1 –малоопасные (стройматериалы,
пищевые продукты и т.п.)
2 – опасные по своим размерам;
3 – пылящие или горящие (цемент,
минеральные удобрения, асфальт, битум и
т.п.)
4 – опасные.

76.

Опасные грузы (4) в свою очередь делят на
9 классов с разбивкой на классы.

77. Класс 1

Взрывчатые вещества, которые могут
взрываться, вызвать пожар со взрывом,
устройства содержащие ВВ и средства
взрывания.

78. Класс 2

Газы сжатые, сжиженные и растворенные
под давлением при температуре 200 °С
ровно или выше 105 Па, при температуре
500 °С равно или выше 3∙105 Па и при
критической температуре ниже 500 °С.

79. Класс 3

Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси
жидкостей, а также жидкости содержащие
твердые вещества в растворе, которые
выделяют легковоспламеняющиеся пары,
имеющие температуру вспышки 610 °С и
ниже.

80. Класс 4

Легковоспламеняющиеся вещества и
материалы, способные во время перевозки
легко загораться от внешних источников
воспламенения в результате трения,
поглощения влаги, самопроизвольных
химических превращений, а также при
нагревании.

81. Класс 5

Окисляющие вещества и органические
перекиси, которые способны выделять
кислород, поддерживать горение, а также
могут в соответствующих условиях или в
смеси с другими веществами вызвать
самовоспламенение и взрыв.

82. Класс 6

Ядовитые и инфекционные вещества
способные вызвать смерть, отравление или
заболевание при попадании внутрь
организма или при соприкосновении с
кожей и слизистой оболочкой.

83. Класс 7

Радиоактивные вещества.

84. Класс 8

Едкие и коррозионные вещества, которые
вызывают повреждение кожи, поражение
слизистых оболочек глаз и дыхательных путей,
коррозию металлов и повреждение транспортных
средств, сооружений или грузов, а также могут
вызвать пожар при взаимодействии с
органическими материалами или некоторыми
химическими веществами.

85. Класс 9

Вещества с относительной низкой
опасностью при транспортированию, не
отнесенные ни к одному из предыдущих
классов, но требующих применение к ним
определенных правил перевозки и
хранении.

86.

В случае разового использования
автомобиля для перевозки опасных грузов
классов 1,2,3,4 и 5 допускается установка
на выходное отверстие выпускной трубы
глушителя искрогасительной сетки.

87. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

номинальное напряжение
электрооборудования не должно
превышать 24В;
электропроводка должна состоять из
проводов, предохраняемых бесшовной
оболочкой, не подвергаемой коррозии;

88.

электропроводка должна иметь надежную
изоляцию, прочно крепиться и
располагаться таким образом, чтобы она не
могла пострадать от ударов, трения и
нагрева;
если аккумуляторы расположены не под
капотом двигателя, то они должны
находиться в вентилируемом отсеке с
изолирующими внутренними стенками;

89.

автомобиль должен иметь приспособление
для отключения аккумулятора от
электрической цепи с помощью
двухполюсного выключателя (или другого
средства;
привод управления выключателем прямого или дистанционного - должен
находиться как в кабине водителя, так и
снаружи транспортного средства.

90.

Выключатель должен быть таким, чтобы
его контакты могли размыкаться при
работающем двигателе, не вызывая при
этом опасных перегрузок электрической
цепи;
Запрещается пользоваться лампами,
имеющими цоколи с резьбой. Внутри
кузовов транспортных средств не должно
быть наружных электропроводок, а
электролампы освещения, находящиеся
внутри кузова, должны иметь прочную
оградительную сетку или решетку.

91.

электросеть должна предохраняться от
повышенных нагрузок при помощи плавких
предохранителей;

92.

Обеспечение безопасности при
транспортировке грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам

93.

1. Транспортировку грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам производить по
подготовленным маршрутам движения,
допускающим провоз всех, в том числе и
негабаритных грузов.

94.

2. На транспортных средствах груз размещают,
а при необходимости закрепляют так, чтобы
в процессе его транспортировки он не мог
самопроизвольно смещаться, выпадать,
ограничивать обзорность водителю,
нарушать устойчивость машины, закрывать
световые и сигнальные приборы, номерные
знаки и регистрационные номера.

95.

3. Ответственность за организацию и
обеспечение безопасности при
транспортировке несет руководитель
предприятия или главный инженер,
осуществляющий непосредственное
руководство транспортировкой.

96.

4. Транспортировка грузов может
производиться как одиночными
автопоездами, так и в составе колонн.
Расстояние между автопоездом и другими
машинами устанавливается с учетом
обеспечения условий безопасности
движения и надежной связи между
машинами.

97.

5. Перед началом транспортировки
тщательно проверяется техническое
состояние транспортных средств, особое
внимание обращается на исправность
тормозных и сигнальных систем.

98.

6. Персонал, участвующий в работах,
получает инструктаж.

99.

7. Движение начинается по команде
руководителя, а остановки производятся
только по сигналам.

100.

8. При транспортировке первая остановка
обычно делается через несколько
километров после начала движения, с
целью проверки узлов крепления и
технического состояния транспортных
средств.

101.

10. Последующие остановки осуществляются
периодически для отдыха и осмотра
техники. Перед преодолением опасных
мест на маршруте движения производится
остановка для обследования опасного
участка дороги и установление порядка
его преодоления.

102.

11. При транспортировке запрещается
превышать установленную скорость
движения, оставлять машины с
работающим двигателем, на остановках
садиться за руль управления любому лицу,
кроме водителя.

103. Вопрос №3.

Безопасность подъемно –
транспортного оборудования

104. Общие технические требования

Общие технические требования
определены в Правилах устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов (ПБ 10-382-00).
Правила содержат требования к
проектированию, устройству,
изготовлению, установке, ремонту,
реконструкции и эксплуатации ГПМ и
механизмов, а также грузозахватных
органов, приспособлений и тары.

105.

ГПМ, сменные грузозахватные органы и
съемные грузозахватные приспособления
должны быть изготовлены по проекту и ТУ,
разработанными НИИ и
специализированной организацией в
полном соответствии с Правилами и
государственными стандартами. Проектом
должны быть предусмотрены меры по
созданию безопасных условий для работы в
любой, в том числе взрывопожароопасной
среде и в неблагоприятных районах.

106.

Производственная инструкция для
эксплуатации подъемно-транспортного
оборудования должна содержать конкретные
указания по оценке технического состояния
приборов, устройств и механизмов,
непосредственно влияющих на безопасность
работы крана, а также порядок обмена
сигналами между крановщиком и
стропальщиками.

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация