Система управления охраной труда в организации. Система управления охраной труда на предприятии Управление производственно-технологическими операциями

Главная / Земля

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).

2.2. Основные принципы и задачи СУОТ

2.3. Общая структура управления охраной труда

2.4. Порядок разработки и внедрения СУОТ

2.5. Требования стандарта OHSAS 18001 (ДСТУ-П OHSAS 18001). Особенности и сфера применения.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (суот).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.

Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.

Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.

Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:

1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии

2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда

3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность

4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах

5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ

6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления

7. Порядок привлечения работников к СУОТ

8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда

9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими

10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля

11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав

12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю)

13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования

Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ

14. Порядок предупреждения аварийных ситуаций, и подготовку персонала

15. Процедуры оценки на соответствие требованиям безопасности материально-технического обеспечения

16. Требования к подрядным организации

17. Мониторинг выполнения и оценки результативности действия системы на уровне высшего руководства

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19. Систему проверок (аудита) по определению ли элементы системы управления адекватными и эффективными и порядок подготовки аудиторов

К основным функциям управления охраной труда относятся:

    прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

    организация и координация работ;

    учет показателей анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

    контроль за функционированием СУОТ;

    стимулирование работ по совершенствованию охраны труда.

Функционирование системы обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий.

Выполнение управленческих решений по вопросам охраны труда и обеспечения функционирования СУОТ в структурных подразделениях осуществляется руководителями этих подразделений .

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия в рамках СУОТ осуществляет служба охраны труда .

В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений принимают участие профсоюзный комитет (цеховые комитеты) с его комиссией по охране труда и общественных инспекторов по охране труда или другие уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда, задачи и функции которых должны быть определены соответствующими положениями.

В целом организационная структура управления охраной труда базируется на координирующей роли службы охраны труда, в соответствии с действующим на предприятии положения, наделена необходимыми полномочиями и участвует в осуществлении всех функций, связанных с обеспечением безопасности труда.

Преимущественное право разрабатывать и представлять руководству предприятия на рассмотрение и утверждение организационно-распорядительные документы по вопросам охраны труда имеет служба охраны труда.

Если возникает необходимость разработки таких документов структурными подразделениями (отделами и т.п.) они подлежат обязательному согласованию со службой охраны труда.

Большое значение в создании безопасных и безвредных условий труда имеет стандартизация. Она позволяет применять действенные меры по повышению технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по безопасности труда.

В нашей стране создана система стандартов безопасности труда, представляет собой комплекс большого количества взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение труда. Эта система устанавливает общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию и процессов, требования к средствам защиты работающих, методы оценки безопасности труда.

СУОТ предприятия устанавливает единый порядок деятельности руководителей структурных подразделений и других должностных лиц по вопросам охраны труда: целевые задачи и функции подразделений, обязанности должностных лиц, порядок планирования профилактической работы, систему контроля за состоянием охраны труда и соблюдением работающими требований правил, норм и инструкций по охране труда, а также основные положения экологического регулирования и мотивации работы по охране труда на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда можно выразить кратко - обеспечение соблюдения требований НПАОП безопасности условий труда и безопасности технологических процессов и производственного оборудования, а также внедрение национальной концепции развития в сфере управления охраной труда.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов. Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».

В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо :

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать :

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает :

  • разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
  • выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
  • разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку потребности в выше перечисленных действиях;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий;
  • обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон;
  • разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии;
  • управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя :

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ , некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

  • возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы . К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Принципы формирования и порядок внедрения

Система управления охраной труда, являясь составной частью общей системы управления деятельностью предприятия, направлена не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Она осуществляется органами управления предприятия с активным участием в этой работе профсоюзной организации и всего трудового коллектива для создания и обеспечения высокопроизводительных, безопасных и безвредных условий груда при выполнении строительно-монтажных работ на основе соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии. Как известно, основной задачей СУОТ является проведение оперативных профилактических мероприятий по охране труда, предупреждающих случаи травматизма и профзаболеваемости. Если такие случаи произошли в течение периода между плановыми проверками, то это означает, что в системе не сработал механизм управления. Поэтому обоснование структуры и определение функций представляют собой обязательный этап по созданию эффективной системы управления охраной труда.

Структура системы управления охраной труда включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия (объединения), которые участвуют в разработке и реализации мероприятии по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и распределением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно-технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование.

Взаимосвязь между элементами системы обеспечивается комплексными планами, стандартами предприятий по безопасности труда, коллективными договорами, нормативными документами, регламентирующими порядок разработки, внедрения и функционирования системы. Основные функции в системе управления охраной труда для строительных организаций определяются исходя из структуры системы. Основой для формирования системы является схема управления. Анализ схемы показывает, что при решении задач в области охраны труда благодаря внедрению СУОТ обеспечивается исполнение многих функций, в первую очередь таких, как разработка для конкретных условий и установление правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии, планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда, создание системы обучения, аттестации и повышения квалификации ИТР и рабочих в области охраны труда; широкое внедрение стандартов по безопасности труда, введение единой методики оценки уровня безопасности условий производства; создание системы оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; укрепление и повышение квалификации службы по технике безопасности; развертывание массового соревнования за лучшие результаты работы по охране труда, повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций за создание здоровых и безопасных условий труда; организация пропаганды передового опыта и безопасных методов труда, внедрение единой методики учета и отчетности по охране труда.



При решении задач СУОТ необходимо обеспечивать:

широкое привлечение рабочих к активному участию в обеспечении безопасности труда;

приемку строительных площадок перед началом производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями норм;

систематический контроль за соблюдением технологии работ, правильным решением вопросов безопасности труда в проектах производства работ;

совместную работу хозяйственных и профсоюзных органов за соблюдением техники безопасности;

встречи руководителей трестов, строительных и специализированных управлений, начальников участков, руководителей работ с бригадирами и общественными инспекторами по охране труда по конкретным вопросам техники безопасности и производственной санитарии;

комплекс пропагандистских мероприятий с использованием кабинетов и уголков по технике безопасности, передвижных громкоговорящих устройств, магнитофонов, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов, знаков безопасности и т. п.;

каждый объект специальным стендом, отражающим состояние травматизма за каждый день;

оснащение бригад комплектом средств коллективной и индивидуальной защиты и строгий контроль за их использованием.

Среди всех принципов формирования систем управления применительно к системе охраны труда следует выделить:

методологический , позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;

организационный , заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и четкости действия ее звеньев;

технический , использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единства максимальной безопасности, эффективности и качества труда;

практический , обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;

социологический ‑ путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;

самоконтроля ‑ основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;

самоуправляемости , позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий функционирования системы.

Приведенные принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения ее эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах ее действия приводят к снижению эффективности конечного результата.

Практика показывает, что к основным недостаткам в формировании системы управления следует отнести: неправильное понимание роли управления в конкретных условиях производства; подмену практического осуществления управления нормативными документами и инструкциями; отсутствие четко сформулированной как общей, так и частных задач управления охраной труда; неполное использование всех методов и средств охраны труда.

Формирование системы управления охраной труда происходит постепенно, включая несколько последовательных этапов, основные из которых следует выделить:

первый - период паспортизации условий труда, комплексного, перспективного планирования и финансирования мероприятии по охране труда. Организация системы обучения и аттестации работников по вопросам охраны труда. Четкое распределение обязанностей и определение прав всех должностных лиц на различных участках производства. Систематизация и повышение роли службы техники безопасности в решении производственных задач;

второй - отработка деятельности единой системы контроля за состоянием охраны труда. Совершенствование форм и повышение роли стимулирования за лучшее состояние охраны труда на отдельных рабочих участках. Развитие пропаганды передового опыта и внедрение безопасных методов труда. Повышение активности работы общественных организаций и участие трудовых коллективов в решении задач охраны труда;

третий - решение задачи организационного оформления этой системы, разработка основных нормативных документов, установление правовых, организационных и экономических основ деятельности созданной системы.

Основополагающие документы образуют специальную подборку материалов, которая доводится до сведения всех ИТР и хранится в службе техники безопасности. Эти документы регламентируют права, обязанности и ответственность работников за состоянием охраны труда, устанавливают порядок и правила разработки нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда.

При создании организационной основы системы управления охраной труда определяются ее структура и функции применительно к конкретным условиям строительства, устанавливаются методика планирования, обучения и контроля в области охраны труда, порядок и способы оценки уровня безопасности производственных условий и отдельных процессов, проводится организация соревнования за безопасный труд.

Экономические основы системы управления включают в себя порядок финансирования работ по охране труда, оценку эффективности внедряемых мероприятий, морального стимулирования работников строительной организации в зависимости от состояния охраны труда.

При формировании системы общее организационное руководство осуществляет координационный совет, возглавляемый главным инженером. Для разработки нормативных и методических документов создаются рабочие группы из специалистов. В период разработки отдельных вопросов и внедрения их в практику работы изучается опыт передовых организаций, уже использующих в своей работе систему управления охраной труда.

Обшей методической основой формирования системы и функционирования отдельных ее звеньев служит Типовое положение о единой системе управления охраной труда с последующей разработкой положений для каждой строительной организации с учетом ее конкретных условий.

Формирование структуры и распределение обязанностей в отдельных звеньях управления охраной труда строительной организации базируются на положениях общей теории управления и включают в себя три обязательных компонента: объект (строительная площадка) управления (управляемая часть) системы, управляющий орган (бригадиры и должностные лица-линейные ИТР и аппарат организации); управляющее воздействие, с помощью которого реализуются принятые решения по безопасности труда путем использования организационных, технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и других методов. Процесс формирования безопасных и безвредных условий труда включает в себя предотвращение и устранение нарушений норм и правил охраны труда должностными лицами и непосредственно исполнителями при выполнении работ.

Основная цель строительной организации - повышение эффективности производства при постоянном обеспечении безопасных и здоровых условий, труда, поэтому для деятельности строительной организации как системы управления охраной труда необходимо сформулировать цели и задачи (содержание) для всех уровней управления (подсистемы) в виде классификатора требований безопасности труда и комплексных мероприятий, определить связи, зависимости между уровнями и структуру взаимодействия между ними, вовлечь все должностные лица на соответствующих подсистемах по выполнению их обязанностей, направленных на предупреждение нарушений и обеспечение безопасности труда на рабочих местах. Построенные таким образом задачи содержания работы в звеньях управления и связей между ними а также установление взаимодействия должностных лиц будет представлять собой схему системы управления охраной труда в строительной организации.

Классификатор требований безопасности труда или их возможных нарушений, в которых сформулированы основополагающие требования безопасности труда или, наоборот, наиболее часто встречающиеся нарушения этих требований на рабочих местах, объектах и участках можно рассматривать в качестве объектов, а их пункты - в качестве локальных объектов управления.

Так как нарушения техники безопасности происходят в бригаде, где непосредственно протекает трудовой процесс, то содержание классификаторов нарушений безопасности труда позволяет предопределить цели и содержание других уровней управления, деятельность и взаимодействие всех вышестоящих по подчиненности должностных лиц (мастера, участкового механика прораба, начальника участка, главного механика, главного энергетика и т. д.), разработать систему оценки их деятельности по охране труда и другие факторы.

В связи с этим при разработке классификатора нарушений следует рассматривать работающего (его личные факторы) как потенциального нарушителя техники безопасности с обязательным учетом орудий и предметов труда, взаимодействия работающего с окружающей производственной средой, а также с учетом организации труда на рабочих местах и на строительной площадке.

Исходя из имеющегося опыта практической деятельности по профилактике травматизма в отрасли рекомендуется классификатор нарушений требований безопасности (табл. 1). В данном классификаторе сгруппированы по десяти пунктам 25 наиболее характерных нарушений требований охраны труда, встречающихся на строительных площадках. Следует отметить, что данный классификатор может быть положен и основу, дополнен и уточнен с учетом специфики конкретных условий строительства, видов и степени опасности выполняемых работ. Примером видоизмененного аналогичного документа могут служить классификаторы, разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и ЦК профсоюза, представляющие многоуровневую структуру подчинения, последовательности действий, а также взаимодействий должностных и руководящих лиц по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда на отдельных рабочих местах, объектах и участках.

Каждый уровень включает: локальные объекты управления, цели и задачи - классификатор основных требований безопасности труда (КБТ). Кроме того, для каждого уровня устанавливаются управляющие органы.

Классификаторы КБТ-единые для всех уровней управления:

для бригадира невыполнение пунктов рассматривается как выполнение процесса с нарушением безопасности труда; на уровне объема и участка нарушение пунктов классификаторов рассматривается как необеспеченно безопасности труда на рабочих местах, отсутствие кот роля за выполнением этих требований со стороны линейных ИТР, а для руководящих должностных лиц - не обеспечение безопасности труда на всех уровнях строительного производства.

Таблица 1.

Классификатор нарушений требований безопасности труда на объекте (КБТ)

№ группы Индекс нарушения Содержание нарушения
1.1 Захламленность рабочих мест и проездов
1.2 Работа при недостаточном освещении
2.1 Несвоевременность проведения инструктажа
2.2 Работа без удостоверения на производстве работ или механизированных процессов
2.3 Отсутствие дежурных по охране труда
3.1 Отсутствие спецодежды, спецобуви при производстве работ
3.2 Отсутствие предохранительного пояса
3.3 Отсутствие защитной каски
4.1 Нарушение правил эксплуатации или неисправность машин, механизмов, электрооборудования
4.2 Неисправность или нарушение правил работы с ручным и немеханизированным инструментом
5 1 Работа с нарушением требований ППР, правил эксплуатации (неисправность) грузозахватных приспособлений
5.2 То же монтажной оснастки
5.3 То же тары
6.1 Нарушение при работе инструкций по охране труда
6.2 Нарушение нарядов-допусков
6.3 Несоблюдение порядка ведения журнала первой ступени трехступенчатого контроля
6.4 Применение опасных приемов труда
7.1 Использование в работе некачественных строительных конструкций и изделий
8.1 Выполнение работ без ограждения опасных зон, проемов улавливающих устройств
8.2 Работа без крепления котлованов, траншей и других выемок, отсутствие переходных мостиков, трапов, лестниц, стремянок и т. п.
9.1 Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей
9.2 Нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий
9.3 Работа с нарушением требований пожаровзрывоэлектробезопасности
10.1 Нахождение в нетрезвом состоянии на строительной площадке или в бытовых помещениях

С учетом этих положений и формируются функциональные обязанности должностных лиц по охране труда. Каждое должностное лицо отвечает и получает оценку за выполнение определенных пунктов классификаторов в соответствии с возложенными на них обязанностями.

Основное условие эффективной деятельности структуры в системе управления по подчиненности состоит в том, что если на уровне бригады основная ее цель заключается в выполнении работ без нарушений требований безопасности труда (практическая реализация правил и норм), то на вышестоящих уровнях управления главной задачей должностных лиц являются своевременное обеспечение требований безопасности труда в бригаде и контроль за ходом выполнения этих требований.

Помимо осуществления оперативного контроля и принятия решений по выполнению требований безопасности труда, заложенных в классификаторе КБТ, необходимо, чтобы эти требования подкреплялись системой перспективных мер комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Система управления представляет собой многоуровневую подчиненность должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями по обеспечению выполнения требовании безопасности труда, предусмотренных СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» (прил. 1) и соответствующими документами министерств, ведомств.

Таким образом, система управления охраной труда в уровне СУ (СМУ) представляет собой структуру включающую 5 уровней: бригада, линейные ИТР, начальник участка (ст. прораб), специалисты и должностные лица аппарата управления, начальник и главный инженер организации. На каждом из этих уровней в соответствии с классификаторами решаются соответствующие вопросы и выполняются должностные и служебные функции в области обеспечения безопасных условии труда.

Основными задачами в управлении охраной труда на определенных уровнях являются следующие:

1-й уровень (бригада) - выполнение бригадой (бригадиром) требований технологии и безопасности труда и оценка этой деятельности по классификатору безопасности труда КБТ (табл. 2);

Таблица 2.

Классификатор нарушений требований безопасности труда (КБТ)

п.п. Содержание нарушений правил и норм охраны труда
Работа без дежурных по охране труда, без обучения, инструктажа, проверки знаний по технике безопасности рабочих и ИТР, без удостоверений на право эксплуатации строительных машин, механизированного инструмента электрооборудования и т. п.
Работа без индивидуальных средств защиты (спецодежды, спецобуви, поясов, касок и др.), с нарушением правил их применения
Нахождение на строительной площадке и в санитарно бытовых помещениях лиц в нетрезвом состоянии
Работа на неисправном оборудовании (строительные машины, грузоподъемные краны, механизмы, электрооборудование, механизированный и ручной инструмент, транспортные средства и др.), нарушение правил их эксплуатации с неисправными или не соответствующими ППР грузозахватными приспособлениями, тарой, монтажной оснасткой
Использование некачественных строительных конструкций, немаркированных изделий, неизвестных составов и т. п.
Работа без ППР, нарядов-допусков или нарушение установленных в них требований, в том числе применение опасных приемов труда
Работа без ограждения опасных зон, проемов, без крепления выемок, котлованов, без средств коллективной защиты. Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей, со случайных средств подмащивания, без переходных мостиков, трапов и т.д.
Выполнение работ при недостаточном освещении, захламленность рабочих мест, нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий, загромождение проходов и проездов
Работа без документации по технике безопасности или с нарушением правил ее ведения (отсутствие графика совмещенных работ, журнала производства работ, журнала оперативного контроля в бригаде, на объекте, участке; инструкций, стандартов ССБТ, журнала инструктажа и др.)
Невыполнение предписаний, приказов, распоряжений по охране труда
Работа без знаков безопасности (в опасных зонах, в проездах, с электроустановками и т.п.), средства наглядной агитации
Несоблюдение правил пожаро-, взрыво и электробезопасности на объекте и в санитарно-бытовых помещениях

2-й уровень (объект) - организация и обеспечение линейными ИТР (мастером, прорабом, механиком) безопасных условий труда на объектах и оценка этой деятельности по классификатору КБТ;

3-й уровень (участок) - организация и обеспечение начальником участка (старшим прорабом) безопасных условий труда на рабочих местах в целом на объекте и оценка их деятельности по классификатору КБТ;

4-й уровень - организация, обеспечение и контроль выполнения требований безопасности труда аппаратом управления и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП;

5-й уровень - правовое, организационное и материально-техническое обеспечение безопасности труда начальником, главным инженером в целом по Управлению и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП.

Основными элементами предлагаемой системы являются указанные выше классификаторы КБТ и КПП, в которых компоновка отдельных пунктов выполнена по принципу однородности нарушений норм охраны труда, с одной стороны, и путей их устранения-с другой.

После определения структуры системы управления охраной труда с учетом специфики строительных организаций и характера их производственной деятельности осуществляется внедрение системы управления практическую деятельность. Эта работа проводится одновременно на всех уровнях - в СУ (СМУ), тресте и территориальной организации. С этой целью по территориальной организации издается приказ, в котором устанавливаются срок и подведомственные организации, где намечено осуществить внедрение. Для практического осуществления работы по внедрению системы и подведения итогов в приказе объявляется состав комиссии. Как правило, в комиссию входят: председатель - главный инженер; члены комиссии - главные специалисты, руководитель службы охраны труда, представитель профсоюзного комитета. Комиссия осуществляет организационное и техническое руководство всеми необходимыми работами по внедрению системы, разрабатывает план организационно-технических мероприятий со сроками выполнения и ответственными исполнителями.

На основании приказа по территориальной организации в трестах и управлениях, где осуществляется внедрение, издаются аналогичные приказы, а в результате внедрения системы составляется акт специального содержания. Ниже приводятся в качестве примера форма приказа о внедрении системы управления охраной труда в конкретной организации.

Для эффективного внедрения системы управления охраной труда при организации строительных площадок необходимо каждый новый объект в первую очередь обеспечить:

полной номенклатурой санитарно-бытовых помещений;

спецодеждой, спецобувью и перчатками (рукавицами);

проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР);

объектным табелем требуемых средств для обеспечения безопасных условий труда на строительстве объекта, в том числе ограждение строительной площадки;

дренажем для отвода поверхностных вод;

подъездными путями;

площадками для складирования материалов и конструкций и установки кранов;

временными коммуникациями водо- и электроснабжения;

грузозахватными приспособлениями, оснасткой и средствами подмащивания;

схемами строповки грузов;

другими средствами обеспечения безопасности труда.

Перед разработкой системы управления охраной труда любой конкретной организации (компании, фирмы или проекта) целесообразно: оценить возможность интеграции системы управления охраной труда в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы; определить перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; определить политику организации в области охраны труда; определить цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; разработать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач; подготовить аудиторов системы управления и разработать процедуру проведения внутренних аудитов системы управления.

В Руководстве (Положении) по системе управления охраной труда могут быть предусмотрены различные разделы. Обычно это: политика; планирование; внедрение и функционирование; проверочные и корректирующие действия; а также анализ функционирования системы со стороны высшего руководства для того, чтобы обеспечить ее соответствие принятой политике и ее последовательное совершенствование; адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления в отдельных организациях имеются существенные различия в моделях управления, в методах и средствах их реализации, в степени детализации и конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах документооборота, учета, анализа и контроля, методах планирования, аудита и тд. При этом основной целью управления охраной труда остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей на уровне организации для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

При управлении охраной труда на уровне организации для любой модели управления необходимо изначально предусмотреть, чтобы с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда гармонично сочетались принципы организации и функционирования всего производственного процесса (процесса оказания услуг и т.д.).

В числе наиболее важных организационных принципов СУОТ можно выделить:

Использование имеющихся уровней управления в качестве основы функционирования системы управления охраной труда;

Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях управления;

Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;

Взаимодействие руководства и служб организации с органами государственного надзора и общественного контроля, с органами исполнительной власти, профсоюзами, подрядчиками (сервисными организациями) и другими заинтересованными сторонами для выработки и реализации политики в области охраны труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда работников;

Обеспечение общественного (или паритетного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и (или) иные уполномоченные работниками представительные органы;

Координация деятельности в области охраны труда и социально-экономической политики организации;

Координация деятельности в области социальной защиты работников, социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Использование механизмов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Учет и контроль требований безопасности труда при проектировании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия (организации);

Внедрение и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда на предприятии (проведение экономической политики, стимулирующей заинтересованность работников в улучшении условий и охраны труда);

Единая скоординированная система профессионального отбора и обучения кадров на основе непрерывного обучения в области охраны труда;

Пропаганда значимости охраны труда как фактора сохранения жизни и здоровья работников;

Организация обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с действующим законодательством;

Внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Целесообразно, чтобы в СУОТ наряду с уже перечисленными разделами был введен раздел "Мотивация работников на знание и соблюдение норм охраны труда", либо аналогичный документ был введен в действие на более низком уровне, чем Руководство (Положение о СУОТ).

Такой раздел необходим в СУОТ потому, что руководители среднего и даже высшего уровня управления иногда допускают пренебрежение опасностями, т. е. сознательно не соблюдают правила охраны труда. Деятельность системы в этом направлении должна сводиться к таким воздействиям на работников, чтобы они все стремились знать и соблюдать правила, отказывались от потенциально опасных действий. Причем желательно, чтобы такое влияние на поведение работника было максимально длительным и устойчивым. Поэтому материальными и моральными стимулами - премиями, конкурсными баллами и другими поощрениями в рамках предусмотренных смотров (конкурсов, опросов, лотерей) должны инициироваться долгосрочные мотивы уважения, признания и выгоды знания и соблюдения правил охраны труда.

Успешное решение вопросов охраны труда означает вертикальную (линейную) ответственность, требующую самого активного участия высшего и линейного руководства в вертикальном контроле на всех уровнях, распределении ресурсов и оптимизации принятой организационной структуры. Для этого организация должна определить функции, ответственность, полномочия и взаимосвязь сотрудников, участвующих в обеспечении СУ ОТ, в том числе:

Компетенцию, обеспечение ресурсами, кадрами для реализации СУОТ;

Получение и предоставление информации по вопросам охраны труда;

Определение действий и возможностей для совершенствования деятельности в области охраны труда.

В целом организационная структура и распределение функциональных обязанностей отражают линейную ответственность руководителей всех уровней за эффективное применение и поддержку СУОТ на их конкретных участках работы. Эта структура также отражает взаимоотношение между:

Различными звеньями управления и участками производства;

Участками производства и службами обеспечения (вспомогательным производством), независимо от того, принадлежат ли эти службы отдельному производству или всей организации;

Штатными работниками и привлеченными;

Партнерами по совместной деятельности.

Исключительно важно, чтобы высшее руководство организации воспитывало в сотрудниках чувство активного содействия СУОТ путем поощрения их участия во всех предусмотренных системой процедурах и приверженности этим процедурам, укрепления в них веры и мотивации, а также повышения индивидуальной ответственности. Прежде всего это заключается в демонстрации самого высшего руководства приверженности охране труда посредством личного участия в действиях, которые могут наблюдать работники. На практике этого можно достичь с помощью многих действий, оговариваемых в СУОТ, например, при использовании средств индивидуальной защиты, при руководстве проверками или при участии в расследовании несчастных случаев.

Демонстрация приверженности задачам СУОТ на разных административных уровнях включает в себя и многие другие аспекты:

Предоставление необходимых ресурсов, таких, как время и средства на решение проблемы охраны труда;

Личный пример в повседневной работе;

Придание вопросам охраны труда первостепенного значения в повестке дня любого заседания, начиная с заседаний Правления (Совета директоров) и ниже;

Активное участие в решении вопросов охраны труда и анализе работы СУОТ как на месте, так и на отдаленных производственных участках;

Внимание вопросам охраны труда при принятии любых деловых решений;

Признание и поощрение заслуг подразделений при достижении установленных целей;

Поощрение личных достижений и инициатив сотрудников, предлагающих меры по улучшению работы СУОТ;

Участие во внутренних и внешних проверках.

Все разделы Руководства (Положения о СУОТ) взаимосвязаны. Организация, определяя перечень мероприятий по охране труда, определяет и источники финансирования ("Бюджет охраны труда"), и критерии улучшения количественных параметров - обобщенных показателей травматизма и профессиональной заболеваемости, например, по отношению к установленным целям, остальным организациям или средним показателям в отрасли (подотрасли) с учетом планируемых скидок по страховым тарифам и т.д. В частности, это может быть снижение частоты травм (профзаболеваний) на тысячу работников и тяжести травм. Важность таких количественных параметров заключается в том, что они дают руководителям, специалистам, проверяющим и рядовым работникам представление о масштабах планируемых мероприятий и целевых конечных результатах.

Таким образом, в рамках Политики и стратегических целей в области охраны труда организация будет иметь планы (программы), соответствующие достижению этих целей и следовать принятым показателям (критериям) деятельности в данной области. Тогда и перспективные, и годовые планы всех уровней будут включать в себя следующие элементы:

Четкое определение целей;

Определение ответственности руководителей за достижение целей;

Средства достижения поставленных целей;

Требования к наличию ресурсов;

Сроки выполнения;

Конкретные программы (мероприятия) мотивации и стимулирования персонала для достижения цели (результата).

Кроме того, возможно включение документированных процедур по признанию (поощрению) коллективных успехов работников в области охраны труда и механизмов оценки эффективности мероприятий по охране труда (например, анализ "затраты/прибыль" или минимизации потерь).

Среди наиболее важных элементов "внешнего" механизма экономической заинтересованности организации в улучшении условий и охраны труда можно выделить надбавки/скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также механизм частичного финансирования за счет страховых взносов некоторых предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Многие признанные органы по сертификации (BVQI, DNV, TUV и др.), аккредитованные в различных международных и национальных системах аккредитации, проводят добровольную сертификацию систем управления охраной труда. Тем самым подтверждая, что действующая в той или иной организации система управления охраной труда соответствует определенному стандарту (спецификации). В России крупные организации сертифицируют свои системы управления охраной труда (охраной труда и промышленной безопасностью) на соответствие спецификации OHSAS 18001.

Сертификация систем управления охраной труда на соответствие ГОСТ 12.0.006-2002 в России возможна в рамках зарегистрированной добровольной системы сертификации.

В определенной мере при проведении сертификационных аудитов таких систем управления охраной труда могут быть использованы принципы, программы и положения, касающиеся проведения внешних и внутренних аудитов и компетентности аудиторов, изложенные в международном стандарте ISO 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация