Меры поддержки материнства и детства. Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства. И родовых сертификатов)

Главная / Земля

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение основных понятий защиты материнства и детства. Понятие семьи, ее роль в обществе. Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семьи. Семейное законодательство РФ: от социальных пособий к сбережению материнского капитала.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2011

    Государственная политика РФ в отношении материнского капитала. Создание целостной модели факторов, влияющих на организацию оказания социальной поддержки семьям с детьми в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле на базе социологического исследования.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие о семье, типах и структуре (молодая, многодетная, малообеспеченная, пожилая). Государственная политика в отношении семьи в РФ. Правовые основы социальной работы в семье. Меры социальной поддержки многодетной, молодой и малообеспеченной семьи.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2012

    Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи в РФ. Анализ основных тенденций развития рождаемости в Курской области. Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Позиция германского законодательства в социальной защите семьи в случае развода. Категория иностранных лиц, имеющих право обращаться за социальной помощью в Италии. Государственные выплаты безработным во Франции. Субсидии на оплату жилья в Дании.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Изучение типов и структуры семьи. Исследование социальных проблем молодой семьи в российском обществе. Государственно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи. Жилищные программы, направленные на поддержку молодой семьи в Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Социальная защита материнства, детства и семьи как особый субъект государственной политики в современной России. Ее формы, задачи, основные проблемы реализации. Определение направлений повышения эффективности функционирования системы социальной защиты.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

Заявил во вторник о ряде поистине революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России. Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Однако, программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.

Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.

В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.

Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.

В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.

Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура. В любом случае ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.

Дети в силу своего возраста и психических особенностей нуждаются в отдельной правовой поддержке государства, способного наиболее эффективно обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. Правовое регулирование прав детей осуществляется нормами семейного, гражданского и других законодательств. Однако для понимания специфики правовой основы прав детей, нашедшей свое отражение именно в семейном законодательстве, стоит обратить внимание на само «ядро» так называемого ювенального права.

На первый план в регулировании прав детей в Российской Федерации выступают конституционные гарантии возможностей их реализации. Как следует из ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью и подлежат обязательной защите государством. Раскрытие формулировки «высшая ценность» можно проследить через содержание ст. 17 – 19, 21 Конституции РФ, гарантирующих неотчуждаемость основных прав и свобод, их признание всеми ветвями государственной власти и органами местного самоуправления, запрет любого рода дискриминации, а также любого унижающего достоинства обращения. Перечисленные гарантии в силу их универсальности для любого человека, безусловно, применимы и для ребенка.

Между тем в п. 2 ст. 7 законодатель отдельно перечисляет категории граждан, в отношении которых в первую очередь разрабатываются программы государственной социальной поддержки. В частности в качестве одной из главенствующих задач социальной политики государства является поддержка материнства и детства. Остановимся на этом подробнее.

В последнее десятилетие одним из наиболее важных направлений государственной политики стала материальная поддержка семей, имеющих двое и больше детей . Стоит акцентировать внимание на столь обсуждаемом аспекте – распоряжение средствами материнского капитала. С одной стороны, законодатель в соответствии со ст. 10 Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» предоставил многодетным матерям право расходовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе на приобретение жилого помещения по ипотеке. Это положение напрямую согласуется с п. 1 ст. 40 Конституции РФ, закрепляющего право каждого на жилище. Однако, с другой стороны, вновь нельзя сказать об отсутствии пробелов и недочетов в юридической технике. Согласно п. 4 ст. 10 рассматриваемого Закона и п. 7 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий многодетная мать дает письменное обязательство оформить жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Между тем на данный момент не существует четкого как механизма контроля исполнения этих обязательств, так и механизма отслеживания неисполненных обязательств по выделению долей в жилых помещениях всем членам семьи, в том числе несовершеннолетним детям.

Подобное упущение законодателя создает основу для нарушения прав и охраняемых законом интересов детей. В подтверждение можно привести Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2013 г., рассмотревшей в качестве суда II инстанции гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах несовершеннолетних 1, 2, 3 к КАВ, ДНН и ДВВ о признании сделки недействительной. Из материалов дела следует, что КАВ, мать несовершеннолетних 1, 2, 3, за счет средств материнского капитала приобрела в собственность земельный участок и жилой дом. При этом, она представила нотариально заверенное обязательство об оформлении приобретенного земельного участка и жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи (в том числе несовершеннолетних детей) в течение шести месяцев после снятия с указанных объектов недвижимости обременения, наложенного в связи с ипотекой. Однако приобретенные КАВ с использованием средств материнского (семейного) капитала земельный участок и жилой дом не только не были оформлены в общую собственность всех членов семьи, а, напротив, отчуждены посторонним лицам ДНН и ДВВ. Судебная коллегия пришла к выводу, что поскольку сделка, совершенная КАВ, привела к нарушению жилищных прав и ухудшению жилищных условий несовершеннолетних, постольку договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома не может быть признан соответствующим закону, он в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Необходимо отметить, что данная проблема уже привлекала к себе внимание, так, в 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был рассмотрен законопроект, направленный Законодательным Собранием Ульяновской области, о внесении изменений в Закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» и Закон о государственной регистрации . Разработчики Законопроекта предложили придать нотариальному обязательству о переоформлении недвижимости в общую собственность статус обременения, подлежащего государственной регистрации. В дополнение к этому изменения предусматривали внесение в ЕГРП сведений об особом порядке реализации такого недвижимого имущества, после указанных в обязательстве условий по переоформлению жилого помещения в общую собственность указанных в обязательстве лиц. Регистрационная запись об ограничении (обременении) права должна была погашаться в случае осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на указанных в обязательстве лиц. К сожалению, данный законопроект был отклонён Советом Федерации в связи с отсутствием приемлемого экономического обоснования.

Проблемы реализации государственной гарантии поддержки материнства и детства не ограничиваются только федеральным законодательством. В настоящее время отмечается довольно неравномерное и неединообразное формирование регионального законодательства о социальном обеспечении семей и детей .

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, как в одних регионах принимаются законы только о выплате пособий на детей, в других –уже существует довольно развитая система, определяющая порядок предоставления различных видов социального обеспечения семьям с детьми. Подобная ситуация возникает, в первую очередь, вследствие такого уровня разработанности федерального законодательства, который препятствующет эффективному формированию законодательной базы на уровне субъектов.

Отметим, что на данный момент отсутствует единый подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение детских пособий, а ведь это и является той базой, на которой строится государственная политика социального обеспечения семей с детьми. Так, в Забайкальском крае введён критерий наличия у обоих родителей гражданства Российской Федерации . Однако представляется, что государство должно поддерживать многодетные семьи именно по принципу наличия в них двух и больше детей вне зависимости от гражданства родителей. Данное упущение законодателя отмечала также , старший преподаватель кафедры гражданского права «Высшей школы экономики», анализируя уже упомянутый нами Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В силу данного закона женщина, являющаяся иностранной гражданкой, не имеет права на получение средств материнского капитала, несмотря, на то, что она может иметь имеет детей – граждан Российской Федерации и состоять в браке с гражданином Российской Федерации. По мнению М.В. Матвеевой, такая ситуация представляет собой ущемление прав детей, т.к. если бы мать была гражданской Российской Федерации, а отец, напротив, – иностранцем, то такая семья имела бы право на получение средств поддержки, следовательно, в почти схожем положении законодатель неоправданно нарушает права несовершеннолетних .

Кроме того, принципиальным является вопрос об определении понятия «ребенок», ведь в зависимости от его возраста и будет определяться продолжительность выплат детских пособий. В Удмуртской Республике выплаты предназначены для детей до 18 лет или до 23 лет при условии, что ребенок по достижении 18 лет обучается в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения . В то время как, например, в Москве и Санкт-Петербурге право на ежемесячное пособие прекращается по достижении ребенком 18 лет , а в Краснодарском крае – 16 лет .

Таким образом, несмотря на конституционно закрепленные гарантии социальной поддержки материнства и детства, а так же обеспечения детей жильём и выплатами пособий, законодатель не предоставил эффективного механизма контроля за исполнением обязательств, данных в связи с распоряжением средствами материнского капитала, и не создал единую систему законодательного регулирования во всех субъектах РФ. Следовательно, наличие гарантии обуславливает необходимость дальнейшего регулирования посредством принятия отдельных законов, но, к сожалению, не презюмирует полного и эффективного её воплощения.

Внимания отечественного законодателя заслуживает то, что в последние два десятилетия в ряде стран уравнены в социальных правах полностью и частично занятые, в том числе в выплате пособий по безработице (Канада, Германия), в предоставлении налоговых льгот (Франция) Вишневская Н.Т. Новая стратегия занятости в странах ОЭСР / Н.Т. Вишневская // Труд за рубежом. 2007. № 2. С. 13.. Согласно части 3 статьи 93 ТК РФ, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Но в соответствии со статьями 29, 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" условия выплаты безработным гражданам стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также пособий по безработице зависят от того, являлась ли занятость безработного полной или неполной.

В современной России с очевидностью подтверждается значимость положения Конвенции МОТ № 156 о том, что государство должно развивать и содействовать развитию государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (подпункт "b" статьи 5). Дефицит данных учреждений и служб в российской практике, а также участия государства и работодателей в решении связанных с этим вопросов особенно ощутим при решении задачи поддержки материнства и детства.

В США, например, уже в начале 90-х гг. более половины американских малышей находились не на родительском попечении, а посещали детские учреждения, которые должны использоваться как инструмент раннего развития ребенка. Предусмотрены налоговые льготы для работодателей, которые либо создают собственные центры для детей сотрудников, либо заключают контракты с уже существующими дошкольными учреждениями о предоставлении услуг своим работникам. Родители также имеют право не платить налоги с субсидий, не превышающих 5 тыс. долларов, которые предоставляются им работодателями для оплаты детских дошкольных учреждений Никольская Г.К. Новые тенденции в использовании труда женщин / Г.К. Никольская // Труд за рубежом. 2002. № 3. С. 66 - 67.. В Австралии, Японии, Великобритании и США многие организации предоставляют работникам, имеющим семьи, гораздо больше льгот, чем это предусматривается действующим законодательством См. подробнее: Чубарова Т.В. Совмещение работы и семейных обязанностей: опыт развитых стран / Т.В. Чубарова // Труд за рубежом. 2004. № 2. С. 48 - 66..

Положительный пример поддержки материнства и детства демонстрируют прежде всего крупные российские корпорации. Например, в компании "ВСМПО-АВИСМА" оказывается помощь многодетным семьям, предоставляются бесплатные путевки для семейного отдыха на одного из родителей и пособия в начале учебного года См.: Социальные технологии российских корпораций. М., 2005. С. 14 и др.. В деятельности социально ориентированных организаций преобладает внимание к вопросам материальной поддержки, охране здоровья женщин-матерей.

Согласно Конвенции МОТ № 156, необходимо принятие компетентными властями и органами каждой страны соответствующих мер по поощрению развития информации и образования, содействующих более широкому пониманию общественностью принципа равного обращения и равных возможностей для трудящихся мужчин и женщин и проблем трудящихся с семейными обязанностями, а также по поощрению общественного мнения, способствующего разрешению указанных проблем (статья 6).

В Великобритании, например, правительство исходит из того, что люди, которые растят детей или ухаживают за больными и инвалидами, должны цениться обществом и иметь шанс для того, чтобы работать. Растет понимание того, что общество выигрывает от снижения уровня безработицы и малообеспеченности. Усиливается, в частности, поддержка трудовых прав одиноких родителей (что по преимуществу относится к женщинам) Чубарова Т.В. Поддержка работников с семейными обязанностями: взаимодействие государства и работодателей (опыт Великобритании). С. 105 - 108 и др.. В Дании при высокой рождаемости детей высоким является также показатель занятости женщин. Здесь в текущем десятилетии основными целями социальной политики в сфере трудовых отношений стали смешение "мужских" и "женских" областей профессиональной деятельности, введение стандартов тендерного равенства на этапе подбора персонала и профессиональной переподготовки, развитие идеологии рабочего места, совместимого с домашним трудом (введение особых требований к графику работы специалистов, имеющих семью) См.: Шмидт В.Р. Обеспечение трудовых прав женщин: Сравнительный анализ международного и национального законодательства / В.Р. Шмидт // Труд за рубежом. 2003. № 4. С. 133 - 135 и др.. Наметившийся в России поворот к решению проблем демографической политики, провозглашение 2008 г. годом Семьи создает предпосылки для комплексного решения проблем занятости работников с семейными обязанностями и улучшения положения женщин на рынке труда.

занятость правовой женщина семейный



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация