К основаниям приобретения правового статуса осужденного относятся. Виды и структура правового статуса осужденных

Главная / Земля

Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется, исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, в качестве приоритетной задачи здесь выступает его защита со стороны государства, при этом учитываются требования международных стандартов обращения с осужденными.

Таким образом, в основу определения правового положения осужденных закладываются три фундаментальных положения: 1)

права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ; 2)

права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний;

3) права и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах.

Такой подход обеспечивает унификацию при определении правового положения всех категорий осужденных, а не только и не главным образом тех, кто отбывает наказания, которые при своем исполнении соединяются с мерами исправительного воздействия, как это было в ранее действовавшем законодательстве. Кроме того, характер и количество ограничений прав и свобод осужденных - и как российских граждан, и как лиц, отбывающих наказания, - не могут произвольно определяться уголовно-исполнительным законодательством, а напрямую должны соотноситься, с одной стороны, с положениями Конституции РФ, с другой - с международными нормами и стандартами обращения с осужденными. Именно в таком направлении УИК РФ и формулирует правовое положение осужденных. Если ранее в ст. 8 ИТК РСФСР говорилось, что осужденные несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима отбывания наказания, то в УИК РФ акцент переносится уже на гарантии обеспечения общегражданских прав и свобод.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства, где приводилось лишь общее определение правового положения осужденных, УИК РФ уделил этому важнейшему вопросу целую главу, состоящую из шести статей. Кроме того, многие элементы правового положения осужденных раскрываются в других статьях и главах Кодекса, посвященных регулированию условий и порядка исполнения и отбывания конкретных видов наказания. Это свидетельствует об изменении политики России в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными в плане приближения к мировым стандартам в данной сфере государственной деятельности. Теперь правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены на уровне закона, а не преимущественно в ведомственных нормативных правовых актах; данное обстоятельство имеет исключительно важное значение, в том числе и в плане неукоснительного соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. В науке правовое положение осужденных рассматривается как совокупность субъективных обязанностей, возложенных на них, и прав, которыми они обладают во время отбывания наказания (Н. А. Стручков). В ряде случаев говорят о "совокупности основ- ных гражданских и специальных обязанностей и прав" (М. И. Федоров), "совокупности прав, законных интересов и обязанностей" (В. И. Селиверстов). Однако в нашем изложении мы будем рассматривать не совокупность общегражданских прав, свобод и обязанностей, свойственных гражданину России (иностранному гражданину или лицу без гражданства), и обязанностей и прав, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством для лиц, отбывающих тот или иной вид наказания, а только и главным образом последние, т. е. специальные обязанности, права и законные интересы. Общегражданский правовой статус гражданина России, правовой статус отдельных категорий граждан (групп населения, работников) и индивидуальное правовое положение гражданина должны оставаться за рамками определения правового положения осужденных как заданная константа, ограничивающая возможность их ущемления (как со стороны государства, общества, должностных лиц, так и отдельных граждан).

Таким образом, в общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и их поведения во время отбывания наказания.

Правовой статус осужденных в его содержательном наполнении составляют: в соответствии с законодательством для осужденных предоставляемые им права, имеющиеся законные интересы и возлагаемые на них обязанности. Кроме того, в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, в правовой статус включается положение ч. 3 ст. 32 Конституции РФ о том, что эти лица не имеют права избирать и быть избранными.

Предоставляемые осужденным права принято считать их субъективными правами, реализация которых должна осуществляться через корреспондирующие обязанности других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (прежде всего в лице администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, органов государственной и исполнительной власти и местного самоуправления и др.). Например, осужденные к лишению свободы имеют право на предоставление им по соответствующим нормам жилья, одежды и питания, организацию безопасных условий тру- да, медицинскую помощь и другие условия, обеспечивающие их жизнедеятельность в местах лишения свободы. Причем эти права носят абсолютный характер, их реализация не связывается с какими-либо предварительными условиями, и надзирающие и контролирующие органы следят за неукоснительным соблюдением данных прав осужденных. Подавляющее большинство прав осужденных носит именно такой характер, поэтому их реализация не вызывает особых затруднений на практике.

Иначе дело обстоит с правами осужденных, реализация которых связывается с рядом условий: они, как правило, сформулированы в виде возможности их предоставления администрацией органов или учреждений, исполняющих наказания. Например, в ч. 8 ст. 50 Кодекса говорится о том, что осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, по постановлению начальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади; аналогичное положение закреплено и в ст.

129 УИК РФ в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Подобные права осужденных также могут быть защищены в установленном законом порядке, но уже не как реализуемые администрацией в обязательном порядке, а лишь при наличии необходимых условий. Аналогично сформулированы и права осужденных на помилование, на перевод в исправительное учреждение с более мягким видом режима и т. п. Реализация этих прав осужденных "под условием" часто вызывает различного рода конфликты и жалобы со стороны осужденных и их родственников, которые воспринимают их в качестве безусловных, т. е. реализуемых в обязательном порядке. Здесь нужна разъяснительная работа о характере данных прав осужденных и особенностях их реализации; причем такую разъяснительную работу необходимо проводить среди всех участников этих правоотношений, а не только среди осужденных и их родственников.

Новым элементом в правовом статусе осужденных является понятие "законные интересы осужденных". В литературе по уголовно-исполнительному праву данный термин толкуется как "стремление осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки... поведения осужденных во время отбывания наказания"4. То есть интерес не рассматрива- ется как субъективное право осужденного, а сводится к стремлению обладать определенными благами. Такая трактовка представляется неточной. Во-первых, стремление получить какие-либо блага охватывает все сферы жизнедеятельности осужденных, включая и реализацию всех принадлежащих им прав. Во-вторых, из числа прав осужденных должны быть исключены все права, предоставляемые им в связи с наличием определенных условий, оцениваемых администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, либо другими субъектами уголовно-исполнительных отношений. И, ь-тре- тьих, сводить интерес только к стремлению получить определенные блага нельзя. В русском языке слово "интерес" употребляется в различных значениях: внимание; занимательность, значительность; нужда, потребность; выгода5.

Поэтому содержание понятия "законный интерес" должно быть вынесено за рамки субъективных прав осужденных (как безусловных, абсолютных, так и предоставляемых им при определенных условиях); в противном случае законодателю можно было бы обойтись одним термином - "права осужденных". Когда законодатель употребляет данный термин наряду с термином "права осужденных", то имеются в виду более частные случаи, затрагивающие интересы не только осужденных, но и их родственников, близких и знакомых. Например, родственники приехали издалека к осужденному на свидание (длительное либо краткосрочное), а его водворили в штрафной изолятор и об этом факте не известили родственников. В результате, прибыв на законных основаниях на свидание к осужденному, родственники в силу ч. 1 ст. 118 УИК РФ его не получат. Возможны и иные случаи, когда, например, лицу, отбывающему обязательные работы, составляют график работ таким образом, что на длительное время они приходятся на выходные и праздничные дни, в результате чего семья и дети претерпевают значительные неудобства, хотя при более гуманном отношении к интересам осужденного и членов его семьи таких неудобств можно было бы избежать. И подобных ситуаций при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера возникает достаточно много, когда фактически испытывают лишения и страдания ни в чем не повинные люди, связанные с осужденным родственными или дружескими узами. Государство гарантирует охрану и защиту таких законных интересов осужденных. Речь в основном идет об интересах, касающихся не только и не главным образом самих осужденных, но прежде всего их род- ственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Государство, наказывая осужденных за конкретные преступления, не вправе ущемлять интересы указанных субъектов, никоим образом не связанных с совершенными преступлениями. Это правило должно неукоснительно исполняться в повседневной практике учреждений и органов, исполняющих наказания.

Такое опосредованное ущемление прав и составляет сод ер - жание нарушения законных интересов осужденных. Законодатель должен, по возможности, предусматривать и позитивно разрешать подобные ситуации, защищая тем самым и законные интересы осужденных. При отсутствии нормативно-правового разрешения таких ситуаций администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, либо иные субъекты уголовно-исполнительных отношений обязаны самостоятельно находить их позитивное решение с учетом всех сложившихся обстоятельств. В противном случае осужденный имеет право всеми законными средствами защищать свои нарушенные законные интересы, обращаясь в компетентные органы, вплоть до межгосударственных органов.

Важнейшим элементом правового статуса осужденных выступают их обязанности, которые им законодательно предписывает - ся неукоснительно выполнять. Речь прежде всего идет о выполнении обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Обязанности осужденных сформулированы и закреплены в действующих нормативных правовых актах более четко, чем это имело место раньше. Суть любой обязанности выражается в требовании от субъекта правоотношения определенного поведения либо воздержания, т. е. несовершения, от определенных действий. Нарушение, невыполнение осужденными такой обязанности влечет за собой применение специфических мер ответственности, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, в виде применения мер взыскания, ужесточения условий отбывания наказания (в исправительных колониях - перевод в строгие условия, а в тюрьмах - на строгий режим) или представления в суд о замене наказания более строгим видом либо переводе в другое исправительное учреждение более строгого вида режима (например, переводе из исправительной колонии в тюрьму).

Таким образом, совокупность прав, законных интересов и обязанностей и составляет содержание правового статуса осужденных (конкретное содержание указанных элементов правового статуса будет раскрыто в последующем изложении).

Можно сформулировать определение правового статуса осужденных как представляющего собой совокупность личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод и специальных прав и обязанностей осужденных.

Субъективные права осужденных - закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Например, в ст. 13 УИК РФ закреплено право осужденных на личную безопасность, реализация которого обеспечена обязанностью должностных лиц исправительных учреждений принять неотложные меры при возникновении угрозы безопасности конкретной личности. Согласно требованиям ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Гарантией в данном случае является пенсионное законодательство РФ, обязывающее органы социальной защиты населения при наличии оснований не только определить пенсию, но и перечислить ее на лицевой счет осужденного.

Общие права осужденных можно подразделить на конституционные и гражданские.

Конституционные права осужденных подвергаются меньшим ограничениям, нежели гражданские права.

В некоторых источниках в качестве самостоятельного элемента правового статуса осужденных называют законные интересы осужденных.

На наш взгляд, законные интересы являются дополнительными элементами правового положения личности. Их можно считать предпосылками правового статуса осужденных. Они прямо не выделены в юридических правах и обязанностях, хотя имеют много общего с ними, но не тождественны им.

Законные интересы осужденных - закрепленные в правовых нормах возможности для осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворение которых связано, как правило, с оценкой

должностными лицами органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом личности и поведения осужденных во время отбывания наказания.

Например, в ч. 3 ст. 14 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительного центра; нормами ст. 97 УИК РФ предоставлено право администрации исправительных учреждений принимать решение о выезде осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений; согласно требованиям ст. 175 УИК РФ должностным лицам исправительных учреждений предоставлено право решать вопросы об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания.

Виды законных интересов: 1) возможность применения поощрения (ст. 87 УИК РФ - перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы); 2) возможность применения льгот (ст. 139 УИК РФ - оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия); 3) возможность получения благ, по своей социально-правовой сущности не являющихся ни поощрением, ни льготой (ст.

103 УИК РФ - привлечение осужденных к лишению свободы к труду «по возможности» с учетом специальности). Юридические обязанности осужденных - установленные в

обязывающих и запрещающих нормах права меры необходимого поведения осужденных во время отбывания наказания, обеспечивающие достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Например, в ст. 26 УИК РФ закреплено требование к осужденным к обязательным работам работать на определяемых для них объектах; в ст. 31 УИК РФ - обязанность осужденного к штрафу добровольно оплатить штраф в течение 30 суток; в ст. 40 УИК РФ - обязанность осужденного к исправительным работам сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в ст. 118 УИК РФ - запрет для осужденных, лишенных свободы, водворенных в штрафной изолятор (ШИЗО), на свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач бандеролей.

Особое место в правовом статусе осужденных занимают специфические права, законные интересы и обязанности, которым нет аналога в общегражданском правовом статусе (например, обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным - ст. 11 УИК РФ).

Сфера их правового регулирования достаточно обширна - она распространяется на все стороны деятельности учреждений, исполняющих наказания: материально-бытовое обеспечение, воспитательную работу, внутренний распорядок, а также правовой статус осужденных, отбывающих дисциплинарные взыскания в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере.

Среди специфических обязанностей осужденных интересна обособленная группа - так называемые моральные обязанности осужденных (примером является обязанность выполнять правила личной и общей гигиены, требования санитарии, иметь опрятный внешний вид).

Если в социальном статусе личности моральные обязанности - это сфера морали, а не права, то в отношении осужденных этот вопрос имеет свою специфику, так как речь идет об обязанностях осужденных, не имеющих юридического закрепления в общем, правовом статусе гражданина, а содержащихся в иных социальных, в том числе и моральных нормах. Смысл закрепления их в правовых нормах в том, что в условиях лишения свободы возрастает значимость нравственных и этических начал в отношениях осужденных как основы воспитательной работы, а требования санитарии и гигиены - это не только показатель уровня культуры осужденного, но и внешний аспект реализации задачи охраны здоровья этих лиц.

Представляется необходимым отметить такую тенденцию развития правового статуса осужденных, как гуманизация условий отбывания наказания.

В результате проведенных реформ уголовно-исполнительного законодательства были закреплены и применены многие меры гуманитарного характера обращения с осужденными. В числе мер, направленных на гуманизацию отбывания наказания, можно назвать: усиление гарантий реализации осужденными права на личную безопасность, информацию, свободу совести.

В ранней советской юридической литературе вопрос о правовом положении заключенных (осужденных) не нашел достаточного освещения, если не считать одной главы в книге и брошюры, изданной Государственным институтом по изучению преступности и преступника . Несколько позднее появилась еще одна работа .

Позднее на основе работ по теории права и государства было исследовано понятие правового положения личности .

Указанные работы положили начало серьезному изучению и разработке теоретических основ правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания. Внимание указанному правовому институту посвятили в своих исследованиях А. И. Зубков, М. П. Мелентьев, Г. Л. Минаков, А. С. Михлип, А. Е. Наташев, В. И. Селиверстов, Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевский, В. А. Уткин, М. И. Федоров, О. В. Филимонов, И. В. Шмаров. В более поздний период – В. В. Геранин, С. М. Зубарев, В. И. Зубкова, Ю. А. Кашуба, Т. Ф. Минязева, И. В. Упоров, В. М. Фокин, В. Н. Чорный, В. Е. Южанин и др.

Под правовым положением осужденных в самом общем виде понимается основанное на общем гражданском статусе устанавливаемое с помощью правовых норм положение лиц во время отбывания ими уголовного наказания.

Поскольку в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, реальное положение осужденного в современной системе общественных отношений, то право как социальный регулятор лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Исходные положения правового статуса осужденных определены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др. Одним из главных предписаний, определяющих юридическое положение индивида, является право человека на признание его правосубъектности. Оно установлено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) и означает, что "каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности". Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также способность независимо их осуществлять. Особое значение имеет обеспечение рассматриваемого права в сфере исполнения уголовных наказаний, где только в постсоветские годы осужденные на законодательном уровне и в правоприменительной практике действительно стали признаваться субъектами права. Сегодня они, являясь гражданами Российской Федерации, обладают правами человека и гражданина, которые в соответствии с Конституцией РФ признаются и охраняются государством.

Соответственно, правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций.

Правовое положение осужденных установлено прежде всего уголовно-исполнительным законодательством России. Этому вопросу посвящена гл. 2 УИК РФ (ст. 10–15). В ней определяются основы правового положения осужденных, раскрываются их основные юридические обязанности и субъективные права, содержится механизм реализации отдельных прав (например, права осужденного на личную безопасность (ст. 13) и др.). Указанные положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах Особенной части УИК РФ, посвященных исполнению отдельных видов уголовных наказаний, а также в иных источниках уголовно-исполнительного права (в частности, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Кроме того, правовое положение осужденных закрепляют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства. Правовое регулирование в сфере имущественных, семейных, наследственных и других отношений с участием лиц, отбывающих уголовные наказания, связано с установлением в законах определенной специфики реализации соответствующих прав, свобод и обязанностей этой категории граждан, и особенно осужденных, находящихся в условиях изоляции. Так, в соответствии со ст. 19 СК РФ расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Многие свои имущественные права осужденный, отбывающий лишение свободы, может осуществить посредством выдачи доверенности другому лицу для представительства своих интересов перед третьими лицами. Лица, отбывающие уголовные наказания без изоляции от общества, обладают общегражданскими правами и несут юридические обязанности почти в полном объеме.

Особенности правового положения осужденных выражаются в изъятии и ограничении некоторых их прав и свобод как граждан государства и наделении их специальными правами и обязанностями, свойственными назначенному уголовному наказанию. Объем ограничений, специальных прав и обязанностей устанавливается уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ в зависимости от карательно-воспитательного потенциала конкретного уголовного наказания. Именно точное исполнение осужденными установленных государством ограничений и обязанностей призвано обеспечить достижение целей уголовного наказания. Поэтому обоснованным является закрепление в УИК РФ сначала обязанностей осужденных, а уже затем их прав.

Таким образом, правовой статус осужденных выступает комплексным межотраслевым правовым институтом и представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания .

Свою специфику имеет правовой статус осужденных – иностранных граждан и лиц без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Это означает, что иностранным гражданам и лицам без гражданства во время отбывания уголовного наказания гарантируются естественные права человека, обеспечиваются такие же условия содержания, как и российским гражданам. Для этих категорий осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрены дополнительные права.

В частности, это право на пользование родным языком (ч. 5 ст. 12 УИК РФ). Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке РФ с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания. Кроме того, осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных (ч. 9 ст. 12 УИК РФ).

Виды правового статуса осужденного: общий , или конституционный, статус гражданина Российский Федерации; специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, накладываются друга на друга и на практике нераздельны.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ей всем и каждому права и обязанности. В частности, права: на жизнь, охрану достоинства личности и личную неприкосновенность, свободу совести и вероисповедания, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым беря на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных. Каждый осужденный, например, обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), а также сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом. В частности, согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

Специальный (родовой ) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется в указанных интересах прежде всего нормами уголовного законодательства, которые применительно к конкретному виду наказания определяют объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица. Если штраф представляет собой денежное взыскание (ч. 1 ст. 46 УК РФ) и при его исполнении ограничиваются только имущественные права осужденного, то лишение свободы на определенный срок (ч. 1 ст. 56 УК РФ) или арест (ч. 1 ст. 54 УК РФ) заключаются в изоляции осужденного от общества со всеми вытекающими последствиями. В условиях изоляции существенно ограничиваются права осужденных на свободу передвижения, свободу общения, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и др.

Правоограничения для осужденных на этапе отбывания наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания именно оно закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного и возлагает на него специфические обязанности. Так, в период отбывания исправительных работ осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции (ст. 40 УИК РФ). На осужденных к обязательным работам возложены обязанности: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову (ч. 1 ст. 26 УИК РФ). Данные обстоятельства позволяют подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.

Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает возможность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, отбывающим наказание за совершенное преступление.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус – в зависимости от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от такого же статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних – от статуса взрослых осужденных.

Индивидуальный правовой статус осужденных динамичен, он изменяется во время отбывания уголовного наказания. Например, с достижением пенсионного возраста осужденные к лишению свободы освобождаются от обязанности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Рассмотренные виды статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Осужденный выступает одновременно во всех указанных качествах – он является гражданином Российский Федерации (общий статус), принадлежит к определенной социальной группе осужденных, отбывает конкретный вид уголовного наказания, обладая родовым и видовым статусом, и он же, вследствие различных личностных характеристик, имеет индивидуальный статус.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса конкретного осужденного и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания.

Юридическая обязанность осужденного – это мера юридически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязанности выступают условием нормального функционирования институтов уголовно-исполнительного права, управления процессом исполнения и отбывания уголовных наказаний, поддержания законности и правопорядка, дисциплины и организованности в уголовно-исполнительной сфере. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на возможность государственного принуждения. Юридические обязанности осужденных состоят в необходимости совершать определенные действия (обязывающие нормы) либо воздержаться от них (запрещающие нормы). Примечательно, что обязанности осужденных помимо законов могут содержаться и в иных нормативных правовых актах, на что прямо указывается в ч. 2 ст. 11 УИК РФ. Институт обязанностей должен обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самих осужденных. За неисполнение установленных в нормативных правовых актах обязанностей осужденные несут юридическую ответственность.

Субъективное право осужденного – это гарантированная государством мера юридически возможного поведения, позволяющая ему пользоваться определенными социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в нормативно закрепленной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Осужденный обладает как общегражданскими, так и специальными правами. К первым относятся: право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, судебную защиту, юридическую помощь и др. Специальные права осужденных закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве применительно к конкретному виду уголовного наказания. Так, осужденные к лишению свободы имеют право на свидания, получение посылок, переписку и т.д. Для реализации прав в законе устанавливаются возможности осужденного: совершать различные действия (кроме запрещенных юридическими нормами); требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц; обратиться за защитой нарушенного права в государственные или общественные органы.

Обеспечение прав осужденных – важный показатель законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Контроль за соблюдением прав и свобод осужденных осуществляется различными международными и государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями.

Законные интересы осужденного – закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждений или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом. Законные интересы осужденных имеют сходство с субъективными правами, но не идентичны последним. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужденного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Законный интерес представляет собой потенциальную возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, которое реализуется при выполнении осужденным определенных фактических условий, и ей не противостоит конкретная юридическая обязанность . Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений в большинстве случаев осуществляют оценку поведения осужденного (выполнение режимных требований, отношение к труду, учебе и др.). Законный интерес также представляет собой правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного. Такое поведение создает лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для реализации собственных потребностей и интересов.

К законным интересам относятся, в частности, следующие интересы:

  • – осужденных к наказанию в виде обязательных работ – в течение недели проработать менее 12 часов (ст. 27 УИК РФ);
  • – осужденных к штрафу – отсрочить или рассрочить уплату на срок до трех лет (ст. 31 УИК РФ);
  • – осужденных к ограничению свободы – быть поощренным, в том числе путем разрешения на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней и на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования (ст. 57 УИК РФ);
  • – осужденных к наказанию в виде лишения свободы – изменить вид исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), получить длительное свидание с проживающим вне исправительного учреждения (ст. 89 УИК РФ), выехать за его пределы (ст. 97 УИК РФ), получить работу с учетом имеющейся специальности (ст. 103 УИК РФ), быть поощренным (ст. 113 УИК РФ), быть переведенным в лучшие условия отбывания наказания (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ) и др.

Правовые ограничения осужденного – правовое сдерживание противозаконного поведения осужденного, создающее условия для обеспечения установленных порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания и достижения его целей.

Смысл правового ограничения состоит, с одной стороны, в побуждении осужденных к социально полезному поведению, с другой – к сдерживанию поведения социально вредного. Исполнение уголовных наказаний зачастую связано с ограничением благ осужденного, свободы передвижения, общения, права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, права на неприкосновенность жилища и др., а также с особенностями реализации иных прав и свобод. Объем правовых ограничений осужденных при исполнении разных видов уголовных наказаний различен. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничивает избирательные права осужденных, содержащихся в местах лишения свободы . Статья 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" устанавливает ограничения права гражданина России на выезд из Российской Федерации до отбытия любого вида уголовного наказания или до освобождения от наказания.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны государства при исполнении наказаний предполагают решение следующих задач: 1) обеспечение личной безопасности; 2) поддержание правопорядка; 3) обеспечение общественной безопасности.

Правовые ограничения относятся к охраняемым правовым средствам (мерам защиты), представляя в первую очередь разновидность правового принуждения, обеспечивающую исполнение осужденными установленных обязанностей и направленную на реализацию целей уголовного наказания. Правовое ограничение осуществляется мерами государственного принуждения и предназначено для охраны уголовно-исполнительных правоотношений от возможных правонарушений со стороны осужденных путем предупреждения, пресечения и привлечения виновных к конкретному виду юридической ответственности.

К правовым ограничениям, направленным на сдерживание противоправных устремлений осужденных, относятся установление за ними надзора и контроля, введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ), применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 УИК РФ), перевод осужденных, лишенных свободы, в строгие условия отбывания наказания и др.

Кроме того, правовые ограничения реализуются посредством привлечения осужденных к ответственности. В зависимости от характера нарушаемых норм права различают уголовную, гражданскую, дисциплинарную и материальную ответственность осужденных. Наиболее распространенной является дисциплинарная ответственность (ст. 58, 59, 71, 115–117 УИК РФ).

Таким образом, под правовым статусом осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.

Между тем взаимосвязь Конституции РФ, уголовного и уголовно-исполнительного законодательства требует своего дальнейшего осмысления.

Основы ограничения прав граждан заложены в Конституции РФ. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Получается, что право осужденных на охрану здоровья и получение медицинской помощи также может быть ограничено федеральным законом.

Подобным нормативным правовым актом в отношении осужденных выступает УИК РФ. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Таким образом, в первую очередь на уровне УК и УИК РФ могут содержаться ограничения прав и свобод осужденных.

Однако в УК РФ отсутствуют конкретные положения об ограничении прав осужденных или особенностях их реализации. В этом нормативном правовом акте наблюдаются отдельные отсылки к уголовно-исполнительному законодательству при применении того или иного правового института.

В то же время многие институты, изначально прописанные в УК РФ, в дальнейшем регулируются в УИК РФ и других нормативных правовых актах, но в самом УК РФ подобного рода отсылки достаточно редки и имеются лишь в отдельных нормах, непонятно по какому признаку "выделенных" законодателем. Так, в ч. 4 ст. 53 УК РФ говорится, что надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; в ч. 4 ст. 58 УК РФ предусмотрено, что изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ; в ч. 3 ст. 97 УК РФ указано, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами.

Отсутствие в данном случае "привязки" в УК РФ к уголовно- исполнительному законодательству при регламентации других уголовно-правовых институтов (определенных в УИК РФ и других актах) свидетельствует о непоследовательности законодателя. Подобная ситуация характерна и для регулирования правового положения осужденных.

Так, в ст. 81 УК РФ предусмотрена возможность (т.е. условное право) освобождения от отбывания наказания осужденных, имеющих тяжелые заболевания: психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; иную тяжелую болезнь, препятствующую отбыванию наказания; заболевание, делающее осужденных военнослужащих, отбывающих арест или содержание в дисциплинарной воинской части, негодными к военной службе. При этом никакой отсылки правоприменителя к уголовно-исполнительному законодательству здесь нет.

УК РФ отчасти закрепляет и основы правового положения осужденных, имеющих психические расстройства (см., например, ч. 3 ст. 97 УК РФ).

В соответствии со ст. 99 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. При этом лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Таким образом, при исполнении уголовных наказаний осужденные могут подвергаться амбулаторному принудительному наблюдению и лечению у психиатра, что фактически образует соответствующую обязанность таких лиц (ее конкретизация в какой-то мере осуществляется в уголовно- исполнительном законодательстве).

В ст. 104 УК РФ также предусмотрены вопросы, касающиеся правового положения таких осужденных:

  • принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний – в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь. Таким образом, эта норма фактически обязывает таких осужденных соблюдать требования администрации исправительного учреждения (при отбывании лишения свободы) и соответствующих учреждений органов здравоохранения – при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы;
  • при изменении психического состояния осужденного, требующем стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении. В этом случае такие лица фактически обязаны соблюдать условия стационарного лечения, срок проведения которого впоследствии будет засчитываться в срок отбывания наказания;
  • прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В этом случае осужденные приобретают условное право на прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания.

Таким образом, УК РФ образует некую фрагментарную основу правового положения осужденных, имеющих психические и иные заболевания, при отбывании наказания.

Отсылая правоприменителей только в отдельных случаях к уголовно-исполнительному и иному законодательству, законодатель в других случаях как бы "не разрешает" использовать иные нормативные правовые акты при применении многих правовых институтов.

Так, в ч. 2 ст. 81 УК РФ говорится о том, что лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания. Однако перечня таких заболеваний в УК РФ нет. Их нет и в УИК РФ. Предусмотрены они в постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", которое к уголовному законодательству отношения не имеет (исходя из положения ч. 1 ст. 1 УК РФ), но постоянно применяется на практике при реализации института, предусмотренного в ст. 81 УК РФ. Осужденные, отбывающие наказания и имеющие тяжелые заболевания, безусловно, также ссылаются на указанное постановление для реализации своего права на освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью.

Возможно, в УК РФ следует либо предусмотреть в общем порядке, что при исполнении уголовных наказаний, реализации различных видов освобождения от наказания и других правовых институтов может применяться уголовно-исполнительное и иное законодательство, либо в каждой конкретной норме закона определять, что порядок исполнения этого правового института определяется уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Дальнейшая регламентация правового положения осужденных осуществляется в уголовно-исполнительном законодательстве (в первую очередь в ч. 2 ст. 10 УИК РФ). И если с уголовным законодательном вопросов ие возникает, то уголовно-исполнительное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ состоит из самого УИК РФ и других федеральных законов. Исходя из дословного понимания ч. 1 ст. 2 получается, что подзаконные документы и другие акты к этой отрасли законодательства отношения не имеют, и правовое положение осужденных регулироваться в этих нормативных правовых актах не может.

Вместе с тем объективно к уголовно-исполнительному законодательству относятся и иные нормативные правовые акты (кроме федеральных законов): решения Правительства РФ, приказы Минюста, Минобороны, ФСИН России и другие акты.

Изучение положений УИК РФ приводит к тому же результату – к уголовно-исполнительному законодательству (кроме федеральных законов) относятся и иные нормативные правовые акты (что не соответствует ч. 1 ст. 2 УИК РФ), упоминания о которых имеются в различных нормах этого документа (ст. 5, ч. 3 ст. 82, ч. 1 и 5 ст. 101, ст. 152 и др.).

Таким образом, к уголовно-исполнительному законодательству относится целый ряд нормативных правовых актов различного уровня, в которых регламентируется и правовое положение осужденных, в том числе имеющих различные заболевания.

Получается, что Конституция РФ как бы "разрешает" ограничивать права осужденных на уровне федерального закона, а последний (в данном случае УИК РФ) – уже на уровне неограниченного числа подзаконных актов.

Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987; Братко А. Г. Правовой статус физических лиц и организаций // Теория права и государства: учебник. М., 1997; и др.

  • См. подробнее: Селиверстов В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М., 1992; Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001.
  • Одним из первых ввел в структуру понятия правового статуса осужденных законные интересы Г. Л. Минаков. См.: Минаков Г. Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, и гарантии их реализации. М., 1993.
  • Думается, что формулировка указанной конституционной нормы: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане... содержащиеся в местах лишения свободы..." некорректна, поскольку реальна ситуация, когда осужденный к лишению свободы в соответствии со ст. 97 УИК РФ выезжает за пределы исправительного учреждения на значительный срок (во время которого но месту его жительства могут состояться соответствующие выборы). Поэтому юридически более точной представляется следующая редакция ч. 3 ст. 32 Конституции РФ: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда".
  • Правовое положение осужденного - это совокупность закрепленных в различных отраслях права субъективных прав, юридических обязанностей и законных интересов, определяющих положение осужденного во время отбывания наказания. При этом Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

    Осужденные, отбывая наказание, не лишаются гражданства Российской Федерации, поэтому на них распространяются общегражданские права, обязанности и законные интересы граждан Российской Федерации, за исключением ограничений и изъятий, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Такие ограничения устанавливаются прямо или косвенно.

    Прямые ограничения составляют содержание наказания, которое, как известно, заключается в лишениях или ограничениях прав и свобод (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Именно к таким правоограничениям и приговаривается осужденный в связи с совершением преступления. Как правило, такие ограничения устанавливаются в уголовном законодательстве при описании содержания наказания. Но они могут содержаться и в других законах. В качестве примера можно привести ст. 32 Конституции РФ. Во второй ее части гражданам Российской Федерации предоставляется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако третья часть лишает избирательного права лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, осуждение к лишению свободы влечет в том числе и лишение избирательного права.

    Косвенными называются ограничения, при которых осужденный ставится в такие условия, в которых не может воспользоваться какими-либо правом, хотя и не лишался его по приговору суда. Наглядным примером может служить случай, когда гражданин, имеющий лицензию на перевозки воздушным транспортом пассажиров, приговаривается к лишению свободы. Отбывая наказание, он по понятным причинам не может осуществлять такую деятельность, хотя лицензия не аннулирована. Налицо косвенное ограничение.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что в условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой регламентацию особенностей реализации того или иного права, предоставленного гражданину, когда он оказался в условиях отбывания наказания. Например, ст. 28 Конституции ОФ предоставляет каждому свободу вероисповедания, что предполагает право граждан на встречи со священнослужителем. Статья 14 УИК РФ в свою очередь конкретизирует, как будет реализовано право на встречи со священнослужителем лиц, изолированных от общества, отбывающих арест или лишение свободы.

    Дополнение правового статуса осужденных означает, что у них возникают дополнительные субъективные права, законные интересы или юридические обязанности, которыми граждане не обладали до их осуждения. Это происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналогов в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида. Так, осужденные к лишению свободы имеют закрепленное в нормативных актах право на получение посылок, свиданий и т.п.

    В соответствии с Конституцией РФ ограничение прав и свобод допускается только федеральным законодательством и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

    Для обеспечения законности большое значение имеет четкое закрепление в законодательстве указанных правоограничений, а также предоставляемых осужденным прав и свобод. Закрепление правового положения осужденного означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иначе говоря - правовую гарантию обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

    Существует четыре вида правового статуса:

    1) общий, конституционный статус гражданина РФ;

    2) специальный, родовой статус осужденных как определенной категории граждан;

    3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний;

    4) индивидуальный статус.

    Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы.

    Наиболее значимы для понимания сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

    Общий правовой статус - это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности. В частности, право на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В части в ст. 10 УИК подчеркивается, что РФ уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

    Здесь имеются ввиду также и законные интересы родственников осужденного, их близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Поэтому, наказывая виновного за конкретное преступление, государство не вправе ущемлять интересы перечисленных субъектов, ни коим образом не связанных с совершенным деянием. Данное правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантии, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль; прокурорский надзор; общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами данных учреждений и органов. Личная безопасность осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии со ст. 13 УИК, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами юстиции, внутренних дел, прокуратуры и иными правоохранительными и судебными органами по месту обращения осужденного с просьбой об обеспечении безопасности.

    Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных. Так каждый осужденный обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Примером общегражданских обязанностей осужденных, помимо рассмотренных раннее конституционных обязанностей, может служить обязанность по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей. Кроме того, общие обязанности осужденных вытекают из законодательного требования соблюдения принятых в обществе нравственных норм поведения, требовании санитарии и гигиены. От исполнение иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом. В частности, согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы. Положения ч. 3 ст. 32 Конституций РФ устанавливают ограничения избирательных прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда,- они не имеют права избирать и быть избранными.

    Осужденные, отбывающие лишение свободы, лично не воспитывают своих детей. Осужденные могут на общих основаниях защищать в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Они, например, в полной мере выступают субъектами авторского и изобретательного права, правомочны поддерживать международные связи лично или через своих представителей и т. п. все возможные ограничения в отношении осужденных полностью отражены в законодательстве. В ч. 4 ст. .10 УИК закреплено правило, согласно которому права и обязанности, осужденных определяются УИК исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

    Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется в указанных интересах прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничении прав и свобод для этого лица. Если штраф представляет собой денежное взыскание (ч. 1 ст. 46 УК РФ) и при его исполнении ограничиваются только имущественные права осужденного, то лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества (ч. 1 ст. 56 УК) со всеми вытекающими последствиями. В условиях изоляции существенно ограничиваются права осужденных на свободу передвижения, свободу общения, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, личной и семейной тайны, права на неприкосновенность жилища и др. правоограничения для осужденных на этапе исполнения (отбывания) наказания устанавливаются уголовно- исполнительным законодательством. Именно оно в зависимости от порядка и условия отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного и возлагает на него специфические обязанности. Так, в период отбывания исправительных работ, осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) (ст. 40 УИК). На осужденных к обязательным работам возложены обязанности: работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность УИИ об изменении места жительства (ч. 1 ст. 26 УИК).



    Данные обстоятельства позволяют подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний. Кроме того, УИК (ч. 2 ст. 10) предусматривает возможность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 ФЗ от 13 декабря 1996 г. № 150 – ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ, отбывающим наказание за совершенное преступление.

    Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания, осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус – в зависимости от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних – от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужденного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания. Например, с достижением пенсионного возраста осужденные к лишению свободы освобождаются от обязанности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК).

    Рассмотренные виды статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Каждый осужденный выступает одновременно во всех указанных качествах – он является гражданином РФ (общий статус), принадлежит к определенной социальной группе – осужденным, отбывает конкретный вид уголовного наказания и, соответственно обладает родовым и видовым статусом, и он же обладает различными личностными характеристиками, то есть имеет индивидуальный статус.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация