Уголовное законодательство российской федерации. Действующее уголовное законодательство России. Структура Уголовного Кодекса РФ. Действие УК России в пространстве

Главная / Бизнес

Статья 1 УК РФ выступает положением, устанавливающим правовую основу уголовной сферы. Понятие законодательства определяется, как совокупность нормативно-правовых актов способных регулировать те или иные общественные отношения. В такой ситуации речь идёт об уголовном преследовании, привлечении к ответственности и назначении наказаний. Рассматриваемая статья направляющая, она даёт возможность определиться с тем, какой закон следует применять при возникновении подобных отношений.

Уголовное законодательство Российской Федерации включает в себя ограниченный перечень нормативных актов. Оно состоит исключительно из одного Уголовного кодекса РФ. Каждый закон, принимаемый для установления уголовной ответственности, должен быть тут же включён в указанный кодекс. Соответственно, меры воздействия, санкции, виды преступлений, — всё это отражается в одном правовом акте.

УК РФ должен основываться только на Конституции РФ, а также принципах международного права общепризнанного характера.

Уголовное право представляет собой публичную отрасль права. Это означает, что источник этой отрасли представляет федеральное значение, обеспечивать соблюдение закона, а также его изменение при необходимости должны только государственные органы. Об этом говорит Конституция РФ в статье 71, где определяется предмет ведения Российской Федерации.

Отдельно следует сказать о международных нормах, преимущественных в правовой системе России. Если положения уголовного закона противоречат таким нормам, то применяться будут только они, поскольку считаются общепризнанными и применяемыми во многих странах.

К международным нормам и принципам необходимо отнести две группы положений, для ориентира при необходимости их применения:

Подобная система применения норм характерная для каждого из варианта правовых отношений, в том числе и для частных отраслей.

Поскольку уголовное право определяется, как публичная отрасль, важен момент правильности применение его положений. Это определяется установленным или неустановленным фактом соответствия положениям Конституции, которые касаются в первую очередь прав человека. Осуществляется подобная проверка уголовного законодательства Конституционным Судом РФ.

Нарушение закона, проявляющееся в совершении общественно-опасного деяния, предполагает меры воздействия в виде наказаний. УК РФ включается в себя большое количество преступлений, которые классифицируются по объектам, степени тяжести и ответственности, применяемой к виновным лицам. Главная задача рассматриваемой отрасли, это безопасность общества и предупреждение дальнейших преступных действий. Это порождает необходимость формирования законодательного акта, охватывающего все указанные аспекты.

УК РФ предполагает структуру, состоящую из двух частей: общей и особенной. Каждая из них дополняет другую. На практике требуется применение обеих частей.

Каждая из указанных частей рассматриваемой системы также включает отдельные элементы. Относят к ним следующее:

  • Общая. Она выступает основой. В ней закрепляются положения о принципах, задачах, целях уголовного закона, сфере его применения, основаниях, сроках, порядке применения норм, назначении наказаний, привлечении и освобождении от ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах, а также о тех, которые вообще исключат преступность совершённого действия, форме вины и так далее.
  • Особенная. Она содержит непосредственно виды преступлений, их описание, состав, а также наказание, которое может последовать в итоге. Сюда включено около 451 состава преступления.

В ВУЗах уделяют большое внимание подобному делению. Практикумы для студентов юридических факультетов включают в себя задачи на применение статей сразу обеих частей, что улучшает понимание строения УК РФ.

Помимо системы рассматриваемого закона, он также предполагает структуру, состоящую из следующих элементов:

Подобное деление способствует правильному установлению объективных признаков деяния, что существенно для определения состава.

Любая норма права предполагает наличие трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Однако уголовное законодательство в этом вопросе имеет принципиальное отличие. В нормах рассматриваемой отрасли отсутствуют гипотезы. Более того общая и особенная части отличаются по структуре содержащихся в них положений, встречается один общий элемент.

Общая часть закона содержит исключительно диспозиции. Особенная включает в себя и диспозиции, и санкции.

Для понимания того, что собой представляет каждый из элементов нормы уголовного закона, следует рассмотреть подробно их особенности и виды:

Иные элементы в норме закона не допускаются. Принятие правовых положений обязательно должно соответствовать установленным требованиям.

В УК РФ чаще всего встречаются описательные диспозиции совместно с альтернативными санкциями. Это связано с тем, что тяжесть преступления может варьировать. Допустимо и средняя тяжесть, и тяжкое в пределах одной статьи, что соответственно, увеличивает и наказание. Кроме того для квалификации всегда требуется точное разъяснение того или иного действия, в противном случае придётся обращаться к Постановлениям Пленумов ВС РФ, что не всегда возможно ввиду отсутствия необходимой информации.

Таким образом, уголовное законодательство в России представляет собой слаженную систему, содержащую определённые элементы, конкретные виды преступлений и наказаний, а также полное разъяснение о том, как и какой закон нужно применять. Рассматриваемые отношения регулируются исключительно УК РФ.

Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также основные положения, определяющие основания и пределы уголовной ответственности и применения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к основным понятиям уголовного права -- уголовному закону, преступлению и наказанию.

Особенная часть уголовного права включает нормы, в которых определяются конкретные преступления по родам и видам, а также наказания, установленные за их совершение.

Общая и Особенная части уголовного права органически связаны и лишь в единстве представляют собой уголовное право как систему уголовно-правовых норм.

Известно, что система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское и т. д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право. Будучи составной частью системы права, уголовное право является одной из его отраслей, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.), а также специфические отраслевые признаки. От других отраслей оно отличается, в первую очередь, предметом, т. е. кругом регулируемых общественных отношений. Правда, в общей теории права получила распространение точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоятельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, административное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения.

Поскольку право диктует исходящие от государства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение, например, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферы охраняемых им общественных отношений. В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного права являются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям как для общества, так и для личности.

По предмету и методу правового регулирования уголовное право отличается от других отраслей права. Вместе с тем по сфере своего действия оно тесно сближается с некоторыми другими отраслями, прежде всего -- с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Так, административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (в том числе и правосудия). Особенно близко нормы уголовного права соприкасаются с теми нормами административного права, которые определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и какие меры административного взыскания применяются к лицам, их совершившим. В ряде случаев границы между уголовно наказуемыми деяниями и соответствующими административными правонарушениями подвижны и при определенных обстоятельствах и условиях отдельные административные правонарушения могут «перерастать» в преступления и наоборот. Речь идет, например, об административно наказуемых контрабанде, мелком хищении чужого имущества, хулиганстве и т. д.

Уголовно-процессуальное право определяет порядок и формы деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, гарантирующие права граждан и соблюдение законности в сфере уголовной юстиции. Тесная связь уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в частности, в том, что нормы уголовного права во многом определяют предмет доказывания при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел (в первую очередь уголовно-правовое содержание состава соответствующего преступления). Нормы же уголовно-процессуального права обусловливают порядок официального признания установленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки. И в этом смысле уголовно-правовое значение приобретают не все установленные, например, следователем и судом факты и обстоятельства, а лишь те, которые установлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок исполнения наказания, и результаты его применения дают представление об эффективности уголовно-правовых норм о наказании и освобождении от наказания.

Уголовное право наряду с важнейшей отраслью российского права понимается и как уголовно-правовая наука. Специалисты определяют ее как совокупность (систему) господствующих в обществе на данном этапе (в настоящее время в период перехода к демократическому правовому государству и рыночной экономике) правил об уголовном праве и путях и средствах борьбы с преступностью.

Действующее уголовное законодательство России представляет собой особого рода систему построенных на единых принципах и характеризующихся определенным единством принятых и опубликованных в установленном порядке правовых нормативных актов, в которых содержатся нормы уголовного права, определяющие задачи, принципы и общие положения этой отрасли права, а также то, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

Уголовное законодательство России включает в свой состав и такие нормы права, в которых предусматриваются условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также то, при каких обстоятельствах применяются принудительные меры медицинского характера к психически больным, алкоголикам, наркоманам. В уголовном законодательстве содержатся и нормы права, определяющие возможность применения иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступления.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобренного Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписанного Президентом 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г. В состав действующего уголовного законодательства, как об этом уже говорилось в гл. 1, входят также некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международные нормативно-правовые акты и договоры, в которых содержатся нормы уголовного права, если они ратифицированы в установленном порядке компетентными органами СССР или Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Особенности применения общепризнанных принципов и норм международного права, и международных договоров, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". БВС РФ. 2003. N 12. С. 3 - 8. Отдельные нормы уголовного права содержатся и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и иногда более или менее продолжительное время действуют в составе этого законодательного акта. Так, в случае особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением суд постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ч. 7 ст. 316 УПК). Правило о пределах назначения наказания в этом случае, несомненно, относится к нормам Общей части уголовного права, однако пока оно не включено в гл. 10 УК о назначении наказания.

Уголовное законодательство Российской Федерации

  • 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
  • 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
  • 1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. 3, 8). В силу ст. 54, 71 Конституции, а также ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом – УК.

  • 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени .
  • 3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции , в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции .

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .

При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

4. Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" , признавшего не соответствующей Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений .

Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др. ), а также в международных договорах РФ.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора . Данный вопрос разъяснен, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 и от 27.06.2013 № 21. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24–26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. 2261, 2581, 355 и 356 УК) .

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 (п. 2) разъясняется, что, как следует из положений ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда .

В связи с этим судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21).

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

совокупность нормативных актов, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. В большинстве стран мира У.з. кодифицировано не полностью: наряду с УК действуют и иные законы, устанавливающие уголовную ответственность. В ряде федераций (например, США) У.з. подразделяется на федеральное и субъектов федерации. Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ У.з. находится висклю-чительном ведении РФ.

В отличие от других отраслей права (гражданского, трудового, административного и др.), источниками которых наряду с законом могут быть решения и постановления местных органов власти и местного самоуправления, правовые нормы , определяющие преступность и наказуемость деяний, должны быть выражены только в форме законодательного акта. Это объясняется тем, что преступления характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а предусмотренные за их совершение наказания заключают в себе наиболее серьезные правовые последствия.

Современное У.з. РФ является полностью кодифицированным. УК законодательно закреплено, что действующую систему У.з. РФ образует только данный Кодекс. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК (в качестве поправок, дополнений или новых статей). Самостоятельно,отдельно от него такие законы применяться не могут. Это четкое правило призвано максимально облегчить доступ населению и работникам правоохранительных органов к исчерпывающей информации о существующих

уголовных запретах на те или иные деяния и ответственности за их совершение. В УК закреплено, что он основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. В частности, многие нормы Особенной части УК основаны на международных актах о борьбе с геноцидом, на-емничеством, терроризмом, пиратством, распространением наркотиков.

Принципы У.з. - наиболее общие, основополагающие идеи, исходные начала, которые лежат в основе формирования задач этой отрасли законодательства, установления их приоритетности, а также пронизывают конкретные институты и нормы Общей и Особенной частей уголовного права. У.з., построенное с учетом научно обоснованных принципов, в большей мере способно обеспечить эффективность борьбы с преступностью, нежели правовой акт, не вобравший в себя основные начала, присущие уголовному праву как специфической отрасли права.

Принципы У.з. образуют целостную систему. К ним относятся как общие, единые для всех отраслей права РФ принципы законности,равенства граждан перед законом, гуманизма, так и специальные, присущие именно этой отрасли права принципы вины, справедливости. \" L - ;\" ^ ?

Принцип законности - основополагающий для всей деятельности государства и его органов. Согласно этому принципу преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК).

Сущность принципа равенства граждан перед законом выражается в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства. отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК).

Руководствуясь принципом гуманизма, У.з. обеспечивает безопасность человека, охраняет личность, права и законные интересы граждан от преступных посягательств. Но, применяя к виновным в совершении преступлений лицам уголовное наказание и иные меры уголовно-правового характера, оно не ставит своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст. 7 УК).

Принцип вины находит свое выражение в том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 5 УК). Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается (ч. 2 ст. 5 УК).

Наказание, применяемое к лицу,совершившему преступление, должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ст. 6 УК).

Журавлев М.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса РФ. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Это, в частности, означает, что все изменения и дополнения, вносимые в УК РФ различными федеральными законами, подлежат включению в текст УК РФ в виде дополнительных статей, или изменения уже существующих статей, или включения в уже существующие статьи тех или иных дополнений. Однако следует иметь в виду, что уголовное законодательство не ограничивается лишь регламентацией уголовной ответственности, поэтому, по нашему мнению, все иные законы, имеющие отношение к уголовному законодательству, также подлежат включению в УК РФ и лишь после этого могут применяться правоприменителем (это, например, вопросы преступности и наказуемости деяний, виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия, порядок их применения и т.д.).

В юридической литературе различные авторы в качестве источника уголовного права называют только Уголовный кодекс РФ, основывая свои суждения на части 1 статьи 1 УК РФ. На наш взгляд, это неверно. Источниками Уголовного права также выступают нормы международного права (в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); Конституция РФ (т.к. ч. 1 ст. 15 Конституции закрепляет положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ); кроме того, диспозиции многих статей УК РФ имеют бланкетный или бланкетно-описательный характер, то есть отсылают непосредственно к иным законам или подзаконным нормативным актам, в таких ситуациях, на наш взгляд, они также выступают источниками Уголовного права РФ.

Часть 2 статьи 1 УК РФ устанавливает, что Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над уголовным законодательством, и последнее на них основывается.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так как нормы международно-правовых актов не имеют санкций, они не имеют прямого действия на территории РФ и могут быть реализованы только в случае, когда эти нормы будут включены в российское (внутригосударственное) уголовное право. На наш взгляд, в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм над нормами международного права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация