Система управления эвакуацией людей. Система оповещения и управления эвакуацией

Главная / Бизнес

Оповещение о пожаре имеет огромное значение непосредственно в эвакуации людей в случае возникновения возгораний и является неотъемлемой частью всей системы пожарной безопасности здания и согласно СП 3.13130.2009. "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" являются обязательными к установке.

Системы оповещения согласно СП 3.13130.2009 подразделяются на 1, 2, 3, 4 и 5 типы и выбираются согласно назначения помещений либо зданий.

В данной таблице № 1 из СП 3.13130.2009 приведены типы СОУЭ в зависимости от которых выбирается необходимое для установки оборудование

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)
Речевой (передача специальных текстов)
Световой:
а) световые мигающие указатели;
б) световые оповещатели «Выход»;
в) статические указатели направления движения;
г) динамические указатели движения.

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания:

1. + требуется; * допускается; - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.

В данной таблице №2 из СП 3.13130.2009 приведено: Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения.

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Примечания

1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м2)

До 800
800-1000
1000-2500
более 2500

1
2
6
более 6

Помещения площадью более 200 м2, размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м2)

До 300
300 и более

3. Предприятия общественного питания (вместимость, чел)

Размещаемые в подвале (цоколе)

До 50
До 50
50-200
200-1000
более 1000
-

2
более 2

4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел)

До 20
20 и более

Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны

5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека м2)
Торговые залы

До 500
500-3500

более 3500 без ествественного освещения

Торговые залы площадью более 100 м2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны

6. Дошкольные учреждения (число мест)
Специальные детские учреждения

До 100
100-150
151-350
-

1
2
3
-

В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала) общей вместимостью более 50 чел. Они выделяются в самостоятельные зоны оповещения.
В школе сначала оповещается персонал, затем учащиеся.

7. Школы и учебные корпуса школ – интернатов (число мест в здании, чел)
Специальные школы и школы-интернаты
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании)

До 270
270-350
351-1600
более 1600

до 100
101-200
более 200

1
2
3
более 3

8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений

До 4
4-9
более 9

Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):
круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)
сезонного действия:
а) закрытые

б) открытые

До 300
300-800
более 800

До 600
600 и более
до 800
800 и более
до 400
400-600
более 600

1
1
1
1
2
3
более 3

10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест)

До 200
200-1000
более 1000

3
более 3

11. Лечебные учреждения (число койко-мест):
психиатрические больницы
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел)

До 60
60 и более

до 90
90 и более

Помещения лечебных амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

12. Санатории, учреждения отдыха и туризма при наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения

До 10
10 и более

13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия
летние IV-V степени огнестойкости

14. Библиотеки и архивы:
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел)
хранилища
(книгохранилища)

15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания

16. Музеи и выставки (число посетителей)

До 500
500-1000
более 1000

3
более 3

17. Вокзалы

1
более 1

18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел)

До 50
Более 50

До 3
3-9
более 9

19. Жилые здания:
секционного типа

коридорного типа

До 10
10-25
до 10
10-25

20. Производственные здания и сооружения (категория здания)
Территории объектов по взрыво-пожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.д.)

А, Б, В, Г, Д
А, Б
В
Г, Д

1
2-6
2-8
2-10

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.

Системы оповещения по видам:

  • Согласно условиям и функциям - от трансляции по зонам фоновой музыки или экстренных сообщений до отсылки сообщений на сотовый телефон.
  • Согласно степени взаимодействия с другими системами безопасности здания - автономный комплекс или часть более сложной системы.
  • Различаются по максимальному количеству зон оповещения, по гибкости программирования логики событий, по возможности компьютерного управления системой оповещения и др.
  • Согласно составу и принципу работы - централизованные и локальные.

Способы оповещения в зависимости от типа системы:

  • СОУЭ 1-го типа : обязательно использование звуковых оповещателей (сирены), допускается использование световых мигающих указателей (стробоскопы) и статические указатели «Выход» (табло)
  • СОУЭ 2-го типа : обязательно использование звуковых оповещателей (сирены) и статических указателей «Выход» (табло), дополнительно допускается использовать световые мигающие указатели (стробоскопы) и статические указатели направления движения (табло со стрелкой).
  • СОУЭ 3-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов и статических указателей «Выход». Дополнительно допускается использовать звуковые оповещатели (сирены), световые мигающие указатели (стробоскопы), статические указатели направления движения. Для 3-го типа СОУЭ возможно разделение здания на несколько зон пожарного оповещения и организация обратной связи с пожарным постом из зоны оповещения.
  • СОУЭ 4-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов, статических указателей «Выход», статических указателей направления движения. Обязательно разделение здания на зоны оповещения и организация обратной связи из зон с пожарным постом. Дополнительно допускается использование звуковых оповещателей (сирен), световых мигающих указателей (стробоскопов), динамических указателей направления движения. Также допускается реализация нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны оповещения (при использовании динамических указателей направления движения).
  • СОУЭ 5-го типа : обязательно использование оборудование речевого оповещения с трансляцией специальных текстов, статических указателей «Выход», динамических указателей направления движения. Также обязательно разделения здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон с пожарным постом, реализация нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения. При реализации СОУЭ 5-го типа обязательно координированное управление из одного пожарного поста всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Простейшими типами оповещения являются 1 и 2 тип. В основном они заключаются в подаче тонированного звукового сигнала (сирены) в помещения здания. Сирены не превышают 110 Дб. звукового давления и отличаются тональностью от всех других звуков в проектируемом здании или сооружении.

3, 4 и 5 типы оповещения являются речевыми типами оповещения. В случае чрезвычайной ситуации в зоны и помещения объекта подается речевые текстовые сообщения о ситуации и предлагаются меры по действиям в связи со сложившейся ситуацией.


Выбор типов речевого оповещения определяется во время проведения проектных работ. В мирное время через систему оповещения возможно транслировать музыкальные передачи и программы, а так же делать объявления для сотрудников или посетителей.

Современное оповещение о пожаре имеет возможность выполнять не только трансляцию экстренных сообщений, но и даже отправлять сообщения о тревоге прямо на сотовый телефон. Система оповещения о пожаре может быть автономной, либо частью сложной системы. Также они различаются в зависимости от количества оповещаемых зон, программирования последовательности событий, возможности компьютерного управления и т.д.

Но системы оповещения о пожаре имеют и общие элементы:


  • блок коммутации сигналов;
  • звукоусиливающее оборудование;
  • источники сигнала – микрофон, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель или магнитофон;
  • громкоговорители: рупорные, настенные, потолочные.

В зависимости от состава и принципов функционирования оповещение о пожаре бывают централизованными и локальными.

Локальное оповещение о пожаре – это система модулей, в которую поступают тревожные сигналы от внешних датчиков. Затем эти сигналы, в виде ранее приготовленных текстовых сообщений, транслируются в определенном количестве помещений. Такие системы оповещения о пожаре состоят главным образом из речевого процессора, усилителя звука и громкоговорителя, не имеющих централизованного управления. Однако, локальное оповещение о пожаре имеет свои минусы. Один из них – невозможность оперативного управления эвакуацией, к примеру, с микрофонной консоли, что бывает необходимым в нестандартных или быстро изменяющихся ситуациях.

Централизованное оповещение о пожаре имеет центральный блок управления, что дает ей возможность работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Оповещение о пожаре может иметь несколько источников сигнала, а разбивка здания на отдельные зоны производится в соответствии его архитектурного и функционального типа.

И управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости использования путей эвакуации. Оповещение о пожаре и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

Подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

Трансляцией текстов о необходимости эвакуации при пожаре, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

Трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс при пожаре;

Размещением эвакуационных знаков безопасности (далее - указателей) на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности;

Включением эвакуационного освещения;

Дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

Связью поста-диспетчерской с зонами оповещения.

Оповещение о пожаре должно проектироваться с целью реализации планов эвакуации. При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

Оповещение о пожаре должно включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой сигнализации о пожаре или . Допускается использовать в оповещении дистанционное и местное включение, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения, а также автоматической сигнализацией. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения о пожаре, время начала оповещения в отдельных зонах определяются исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости. При этом оповещатели должны подключаться к сети без разъемных устройств.

В зависимости от способа оповещения о пожаре, деления здания на зоны оповещения и других характеристик предусматривается пять типов систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях.

1ый предусматривает:

2й предусматривает:

Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.).

3й предусматривает:

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

4й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

Зонное оповещение (разделение помещений, строений на зоны пожарного оповещения).

Зонное оповещение с обратной связью зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

5й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”);

Целью создания систем противопожарной защиты, как следует из статьи 51 Федерального закона №123-2009 «Технический регламент пожарной безопасности», является «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий». Здесь же и определено, что «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и/или тушением пожара».

Таким образом, имеем две основные задачи систем противопожарной защиты:

    противопожарные мероприятия, снижающие вероятность самого пожара или ограничивающие его распространение;

    ■ эвакуация людей и имущества (если стоит такая задача) в безопасную зону и тушение самого пожара.

Основным критерием соответствия объекта требованиям пожарной безопасности является непревышение установленного Законом допустимого значения пожарного риска, расчетная величина которого напрямую связана с вероятностью возможной своевременной эвакуации людей.

Таким образом, как видно из приведенных требований к системе противопожарной защиты, само обнаружение пожара, в том числе и с помощью технических средств пожарной сигнализации, не является конечной целью, а лишь необходимым условием для своевременной эвакуации людей.

Для этих целей на всех объектах должна быть система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

СОУЭ — это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

Основные требования к СОУЭ изложены в статье 84 Федерального закона №123. Вот часть из них:

«Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

    ■ подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

    ■ трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

    ■ размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

    ■ включение эвакуационного (аварийного) освещения;

    ■ дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

    ■ обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

    ■ иные способы, обеспечивающие эвакуацию».

Применение тех или иных способов оповещения конкретизированы в своде правил СП3.13130.2009 и в НПБ 104-03 (на объекты, введенные до 2009 года).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.

Отсюда вытекает, что проектно-монтажная организация формирует алгоритм оповещения в строгом соответствии с уже разработанным планом эвакуации, а вся ответственность за него лежит целиком на заказчике.

Классификация, основные требования, состав оборудования

Система оповещения и управления эвакуацией — одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения — это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности «Федеральный закон № 123-Ф3», ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», Свод правил СП.3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.

Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям («Блюз», «Октава-80», «Орфей», «Стриж-2», «Тромбон» и др.).

Классификация систем оповещения

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Состав и структура системы оповещения

В СОУЭ 1-го и 2-го типов оповещение осуществляется с помощью световых и звуковых оповещателей. На рынке уже появляются приборы, предназначенные именно для 1-го и 2-го типов оповещения («Тромбон-ПУ-2»), обеспечивающие контроль исправности линий связи с оповещателями, а также питание оповещателей от аккумуляторной батареи при отключении основного питания.

СОУЭ 3-5-го типов представляют собой автономные централизованные комплексы и строятся по модульному принципу. В зависимости от архитектурных особенностей здания и его назначения системы оповещения включают в себя устройства передачи экстренных сообщений или же дополняются модулями для трансляции по зонам фоновой музыки и объявлений общего назначения. Кроме того, системы оповещения о пожаре различаются по количеству зон оповещения, по способности программирования логики событий, по возможности управления СОУЭ.

Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:

  • блок управления и коммуникации;
  • усилительное оборудование (предварительные усилители и усилители мощности);
  • выносные микрофонные консоли для организации удаленного рабочего места;
  • источники сигнала (микрофон, установленный на пульте диспетчера или на блоке тревожных сообщений, цифровой магнитофон с записанными тревожными сообщениями, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель, внешняя трансляционная сеть);
  • громкоговорители (оповещатели рупорные, настенные, потолочные);
  • эвакуационные знаки пожарной безопасности, световые оповещатели.

Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей

Для управления СОУЭ должны использоваться специализированные технические средства — прибор управления пожарный (ППУ). В общем случае это техническое средство, предназначенное для формирования сигналов управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты и контроля целостности и функционирования линий связи между ППУ и исполнительными устройствами. В случае ППУ для обеспечения функционирования СОУЭ в качестве исполнительных устройств используются оповещатели различного типа.

Требования к оповещателям и ППУ изложены в ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний» в разделах б и 7 соответственно, а сами технические средства должны иметь сертификат соответствия этому стандарту.

Системы оповещения о пожаре должны включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, при этом по зонам передается записанное электронное сообщение. В случае необходимости диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с блока управления СОУЭ (полуавтоматический режим). В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.

По конструктивному исполнению системы оповещения можно разделить на те, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления (рис. 1), и на те, у которых это происходит после усиления (рис. 2). В случае коммутации сигнала до усиления системы о пожаре должны содержать по одному усилителю на каждую зону («Блюз», «Стриж-2»). Во втором случае несколько источников сигнала подключаются ко входу усилителя, а затем усиленный звуковой сигнал распределяется по зонам оповещения («Тромбон»).

В основном системы оповещения являются аналоговыми проводными, вместе с тем появились СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде («Киберсистема», «Стриж-2»), а также беспроводные СОУЭ («Орфей-Р»). Это существенно увеличивает количество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а также объединять несколько автономных систем оповещения и управлять ими. В беспроводной системе значительно упрощается монтаж, а главное — обеспечивается живучесть СОУЭ. Для трансляции звуковых сообщений по зонам оповещения используются громкоговорители различных конструкций и звуковые оповещатели. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами (ГОСТ Р 53325-2009, СП 3.131302009). Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми пожарными оповещателями на расстоянии (1,00 + 0,05) м, должен быть установлен в пределах от 85 до 120 дБ, речевыми пожарными оповещателями — в пределах от 70 до 110 дБ. Частота сигналов, генерируемых звуковыми пожарными оповещателями, должна быть в пределах 200-5000 Гц; диапазон воспроизводимых частот речевых пожарных оповещателей должен быть не уже, чем от 500 до 3500 Гц, при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

Таким образом, расстановка оповещателей и выбор подводимой к ним мощности должны быть рассчитаны с учетом конкретных мест установки, и этот расчет должен быть приведен в рабочей документации. Вместо расчета для подтверждения обоснованности принятых технических решений можно использовать результаты контрольных измерений при сдаче системы в эксплуатацию.

Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения

При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Этот случай, как правило, используется для объектов с массовым пребыванием людей или имеющих специфику функционирования (школы, интернаты, больницы и т.п.), а также при наличии нескольких эвакуационных путей из каждой точки объекта.

Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Вроде как совмещать с радиотрансляционной сетью разрешается, но возможности использования ее в качестве основы СОУЭ очень ограничены.

Как уже здесь было отмечено, при проектировании СОУЭ для вновь вводимых объектов в полной мере должны быть учтены требования свода правил СП3.13130.2009, а для введенных до 2009 года — НПБ 104-03. И вот на основании этого документа получается, что в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов:

    ■ 1 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.);

    ■ 2 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 3 тип- оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 4 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения;

    ■ 5 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.

Для 4 и 5 типа предусматривается разделение здания на зоны пожарного оповещения и обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Для 5 типа дополнительно должна быть предусмотрена еще возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк.

Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.

В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса — Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.

Очень много вопросов возникает при проектировании систем речевого оповещения в части требуемой полосы воспроизводимых частот. С одной стороны, в своде правил СП3.13130 предусмотрено, что речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. С другой стороны, в ГОСТ Р 53325 для речевых оповещателей предусмотрен диапазон воспроизводимых частот не уже, чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 1б дБ, что вроде как значительно уже, чем предусмотрено сводом правил. Но тут есть одна трудность: в своде правил не определена неравномерность этой частотной характеристики. Поэтому можно сделать заключение, что любой опо-вещатель, соответствующий ГОСТ Р 53325, будет соответствовать и требованиям свода правил, просто сигналы с частотами от 3500 до 5000 Гц будут воспроизводиться намного тише сигналов в полосе частот от 500 до 3500 Гц, а другого и не требуется. И это совсем не страшно.

В телефонной связи изначально была выбрана полоса эффективно передаваемых частот составного канала ТЧ (тональной частоты), равной 300-400 Гц при максимальной неравномерности частотной характеристики 8,7 дБ (ГОСТ 21655-87 «Каналы и тракты магистральной первичной сети единой автоматизированной системы связи»). На разборчивость речи это не влияет, а вот экономически это полностью оправдано. Более того, в некоторых системах связи вообще верхняя частота пропускания ограничена 2700 Гц. Если на объекте не стоит задачи использовать систему речевого оповещения еще и в качестве трансляционной сети, то использование СОУЭ с полосой воспроизводимых от 500 до 3500 Гц частот позволяет снизить потребляемую мощность от резервных источников питания (аккумуляторов), тем самым снизить затраты на них.

Живучесть СОУЭ при пожаре

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.

По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Таким образом, имеем необходимость работы от резервных источников питания в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме оповещения и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для ее завершения. Вот из расчета этого и надо в систему закладывать емкость резервных источников питания.

Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.

Кабели, провода СОУЭ, а также способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Требования к кабельной продукции изложены в ГОСТ Р 53315-2009 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний». В п. 6 ГОСТ указана область применения кабельного изделия с учетом пожарной опасности и типа исполнения. В национальный стандарт ГОСТ Р 53315-2009 включен параметр «огнестойкость кабеля». Количественной мерой этого параметра является «предел огнестойкости», характеризующий время, в течение которого кабель (при воздействии регламентированного нормами теплового источника) выполняет свои функции (передачу электроэнергии, сигналов).

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт

Другие показатели, приведенные в стандарте, также являются обязательными к исполнению. На практике огнестойкость кабельных линий определяется не только конструктивным исполнением кабеля, но и способом его прокладки на объекте. В связи с этим особую важность приобретает вопрос проверки сохранения работоспособности кабеля в условиях пожара с реальными конструктивными элементами прокладки (лотками, креплениями, соединительными коробками и т.п.). То есть необходимо испытывать не один кабель, а сразу всю кабельную систему, как это, например, осуществляется в соответствии с европейским стандартом DIN 4102-12 «Огнестойкость строительных материалов и конструкций. Часть 12. Надежность систем электрических кабелей. Требования и испытания».

Контроль линий оповещения и управления.

Основное требование к системам оповещения, которое разительно отличает ФЗ №123 от всех предыдущих нормативных документов – это контроль их работоспособности, в частности речь идет о контроле целостности линий оповещения СП 3.13130.2009 п. 3.4 «..Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности». Приборы управления системами оповещения и эвакуации имеют множество разнообразных функций, среди которых можно выделить контроль цепей исполнительных устройств как одну из важнейших.

Стоит отметить, что чаще всего выделяют четыре способа контроля цепей нагрузок в общей классификации методов контроля:

    — контроль через дополнительные линии;
    — контроль по импедансу (по установленной мощности);
    — контроль по адресным меткам;
    — контроль по постоянному току с применением блокирующих элементов.

Производители блоков речевого оповещения используют различные способы контроля работоспособности линий оповещения и управления, остановимся на каждом способе подробнее.

1. Контроль через дополнительные линии.

Общий смысл контроля через дополнительные линии заключен в самом названии этого способа. Контроль разбивается на две стадии (см. рис.3.). На первой стадии проверяется первая линия управления «Л1» с применением второго контрольного провода «Контроль 2». На второй стадии проверки – проверяется линия управления «Л2» с применением первого контрольного провода «Контроль 1». Сам метод контроля — это контроль шлейфа сигнализации по постоянному току, при этом оконечный резистор устанавливается в приемно-контрольном приборе.

Рис. 3. Контроль через дополнительные линии.

Контроль через дополнительные линии оправдан, если необходимо использовать оповещатели разных производителей в одной системе, и если эта необходимость имеет большее значение, чем стоимость дополнительных монтажных затрат (стоимость контрольных проводов и их монтаж).

Плюсы способа:
полный контроль линий по всей длине и возможность контроля оповещателей на «проход»;
— допустимы оповещатели различных производителей в одной системе.

Минусы способа:
— дополнительны затраты по прокладке контрольных проводов.
— использование ППКОП для контроля за целостностью линий.

2. Контроль по импедансу.

В основе способа контроля по импедансу лежит измерение полного сопротивления линии оповещения по переменному току. Другое название способа, используемое некоторыми производителями – «контроль по установленной мощности». Контролирующим прибором производятся измерения переменных напряжения и тока в линии оповещения, а затем вычисляется мощность (как произведение тока и напряжения) или полное сопротивление (как отношение напряжения к току). Эта величина фиксируется и в дальнейшем прибор вычисляет отклонения от неё (см. рис.4.).

Рис. 4. Контроль по импедансу (установленной мощности).

Так как по цепи пропускается переменный ток, то чтобы акустические системы не воспроизводили тестовый сигнал контроля частота переменного напряжения выбирается выше звукового барьера слышимого человеком ухом, то есть в районе 20-30кГц. Б`ольшая частота увеличит вклад реактивной составляющей линии связи в общую картину и потребует более высоких вычислительных ресурсов контролирующего прибора.

Основная проблема практического использования способа заключается в значительной индуктивной и емкостной составляющих линии оповещения, а также влияния факторов окружающей среды (температура, влажность, электромагнитные помехи). В результате такого влияния погрешность может составлять 20 и более процентов.

Плюсы способа:
— возможность контроля линии оповещения и оповещателей (особенно при малом их количестве (погрешность 20%);

— нет необходимости в дополнительных блокирующих элементах.

Минусы способа:
— высокая стоимость прибора контроля;
— высокая погрешность способа контроля, особенно при большом числе оповещателей.

3. Контроль по адресным меткам.

Принцип работы системы с контролем по адресным меткам очень похож на работу адресных и адресно-аналоговых систем охранно-пожарной сигнализации. Суть способа – каждый оповещатель имеет свой адрес, который передается на прибор управления. Вместе с адресом оповещатель может передавать свое состояние и различные другие параметры в цифровом виде. Надо заметить, что это наиболее перспективный на сегодняшний день способ контроля, хотя его распространение довольно узкое из-за высокой цены (см. рис.5.). Основное применение метод нашел в радиоканальных системах речевого оповещения.

Рис. 5. Способ контроля по адресным меткам.

Плюсы способа:
автоматический контроль линии трансляции и оповещателей;
— контроль состояния оповещателей и дополнительных параметров.

Минусы способа:
— высокая стоимость оборудования;
— использование оповещателей только определённых производителей.

4. Контроль по постоянному току.

Способ контроля по постоянному току реализуется увеличением сопротивления звукового оповещателя (или первичной обмотки трансформатора звукового оповещателя в трансляционных системах оповещения) постоянному току последовательным включением блокирующего элемента (конденсатора). Блокирующий конденсатор выбирается достаточно большой емкости, чтобы избежать сужения воспроизводимого динамиком звукового диапазона (см. рис.6.).

Рис. 6. Способ контроля по постоянному току с блокирующими элементами.

Плюсы способа:
— достоверный контроль линии оповещения по всей длине;
— контроль снятия акустических систем;
— для работы и контроля достаточно двух проводов.

Минусы способа:
— сложность контроля работоспособности самих оповещателей;
— при использовании оповещателей других производителей необходимо устанавливать внешние конденсаторы для работы функции контроля.

В целом, все перечисленные методы контроля линий оповещения имеют право на существование и отличаются в основном глубиной контроля, сложностью прибора управления и стоимостью монтажных работ.

При написании статьи использованы следующие материалы:
http://arsec.ru (ГК «Арсенал безопасности»)
Журнал «Системы безопасности» №1, 2010

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.

Опубликовано на сайте: 13.03.2011 в 02:38.
Объект: Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс.
Разработчик проекта: НИЦ С и ПБ.
Сайт разработчика: .
Год выпуска проекта: 2007.
Системы:

Характеристика объекта:

В соответствии с представленной документацией объект имеет следующие характеристики:
Этажность надземной части – 6 этажей.
Высота объекта – 23,500 м.
Этажность подземной части – 1 этаж.
Максимальная площадь этажа – не более 2000 м2.
Степень огнестойкости объекта – II.
Класс конструктивной пожарной опасности объекта – С0.

Классы функциональной пожарной опасности помещений объекта:
Ф 3.1 – предприятия торговли;
Ф 3.2 – предприятия общественного питания;
Ф 3.6 – физкультурно-оздоровительный центр;
Ф 5.2 – автостоянка.

Размещение помещений по этажам:

  • на отм. -3.900 – а/стоянка на 55 м/мест, водомерный узел, насосная станция АПТ, венткамера, помещение охраны, помещение ввода кабелей, диспетчерская;
  • на отм. 0.000 - торговые залы, РТП, электрощитовая;
  • на отм. +4.800, +9.300, +13.650 – торговые залы, венткамеры;
  • на отм. +18.000 – фитнесс-центр, зона технического обслуживания бассейна, венткамера, инструкторские комнаты, комната приема пищи, зал йоги-аэробики, зал аэробики, тренажерный зал, зал сайкла, зал игры в настольный теннис, помещение МОП, санузлы, чаша бассейна;
  • на отм. +22.500 - фитнесс-центр с бассейном и кабинетами SPA процедур, раздевалки (мужская и женская с санузлами и душевыми), залы аэробики, гардероб уличной одежды, административные помещения, детская игровая комната с санузлом, тепловой пункт, бар на 50 посадочных мест со вспомогательными помещениями, медицинский кабинет;
  • на отм. +26.250 (27.450 относительно уровня земли) размещается крышная газовая котельная, венткамера. Этажи объекта с отм. 0.000 до отм. +13.650 связаны атриумом с эскалаторами и панорамными лифтами. Этажи объекта с отм. +18.000 до отм. +22.500 связаны технологической лестницей. Здание, с учетом функционального назначения помещений разделено на два по- жарных отсека:
  • подземная автостоянка,
  • наземная часть.
  • В подвале здания предусмотрено помещение с постоянным пребыванием дежурного персонала - диспетчерская, предназначенная для размещения оборудования по управлению системами противопожарной защиты здания (пом. 003).

    Описание системы:

    «Техническим условиям на проектирование противопожарной защиты многофункционального торгово-развлекательного комплекса» предусматривается система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа в наземной части, 1-го типа в подземной автостоянке. Для реализации 1 типа СОУЭ в подземной автостоянке требуется обеспечить звуковое оповещение (сирены, тонированный сигнал и др.). Также допускается установка световых оповещателей «Выход» и/или световых мигающих указателей. Для реализации 4 типа СОУЭ в наземной части здания требуется обеспечить:
  • речевое оповещение;
  • световое оповещение в виде статических оповещателей «Выход» и указателей направления движения;
  • разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • обратную связь зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.
  • В качестве технических средств системы речевого оповещения выбрано оборудование фирмы Inter-M (Южная Корея). В помещениях устанавливаются настенные громкоговорители типа SWS-03 и SWS-10. Всепогодные рупорные громкоговорители типа CH-522 устанавливаются в подземной автостоянке и на кровле торгово-развлекательного центра.
    Проект опубликован в формате PDF.

    Чертежи проекта

    (Служат для ознакомления. Сам проект можно скачать пройдя по ссылке ниже.):


    Скачать проект:

    . Размер файла: 8,39 Мб.
    Вы также можете Добавить проект или прислать нам на ящик support@сайт и мы опубликуем его сами.
    Поддержите наш портал, установив на своем сайте или блоге ссылку [Выбрать кнопку для своего сайта ].
    Или поделись ссылкой на скаченный проект со своими друзьям в

    Комментарии
    - Комментариев нет -

    Оставить свой комментарий



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация