Ответственность органов местного самоуправления в рф. Список использованных источников и литературы

Главная / Бизнес

Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Виды ответственности. В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействующими или недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими. Шургина Е.С. Муниципальное право РФ: Учебник, 2-е изд., перераб и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект

Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).

В практике еще очень мало судебных дел, возбужденных в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин этого - недостаточная осведомленность граждан и организаций - субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты своих нарушенных прав.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст.1069 ГК РФ. Данная статья говорит о незаконных действиях (бездействии), под которыми понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Это могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению.

Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитражными судами.

Ответственность местных администраций по ст.1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу.

Если вред причиняется не в сфере муниципально-управленческих отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина местной администрации причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст.1064 ГК РФ) или специальных (ст.1079 ГК РФ) основаниях.

По ст.1069 ГК РФ квалифицируются действия не любого работника органа местного самоуправления, а лишь его должностных лиц. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст.1069 к ним предъявляться не могут. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные ими убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст.16 ГК РФ).

В ГК РФ определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в таких случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работниками при исполнении ими служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В отношении как муниципальных служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием незаконных действий (решений), суд определяет меру дисциплинарной ответственности, вплоть до представления об увольнении.

Если при рассмотрении гражданского дела, либо жалобы на неправомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или законные права и интересы юридических лиц, суд обнаружит в действиях должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору, либо возбуждает уголовное дело.

Введение.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную и муниципальную власть.

Система местного самоуправления в нашей стране еще не сложилась окончательно и находиться на стадии становления, поэтому для ее поддержания необходимо правовое регулирование местного самоуправления, что проявлялось бы в количестве и качестве региональных законов.

Ответственность призывает и принуждает к неукоснительному соблюдению законов и организационных мер. Известно, что формирование местного самоуправления на местах принадлежит региональному законодательству, так же известно, что региональные нормативные акты в основном говорят, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм, указанных в законодательных актах, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда, они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством.

Важно отметить, что ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и свойствами и не является суммарным выражением других видов ответственности.

Главное ее отличие состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом.

Более подробно об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления далее.

Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право насе­ления городских и сельских поселений самостоятельно решать во­просы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответствен­ность, а также основные формы этой ответственности. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед населением муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Федеральный закон устанавливает основание для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия.Порядок и условия такой ответственности оп­ределяются уставом муниципального образования, а формой от­ветственности является отзыв депутата представительного орга­на или выборного должностного лица местного самоуправления населением.

Возможность отзыва тех или иных должностных лиц предусмат­ривается уставами муниципальных образований. Однако поря­док отзыва регулируется, прежде всего, законами субъектов Рос­сийской Федерации. Таким образом, Конституционным Судом Российской Феде­рации подтверждено правомочие субъектов Российской Федера­ции самостоятельно решать вопрос о действии на его террито­рии института отзыва депутата, других выборных должностных лиц местного самоуправления.

Процедура отзывав целом следующая. Сначала вносится предложение о проведении голосования по отзыву. Оно обычно может вноситься группой граждан в петиционном порядке. Иногда предусматривается внесение предложения избирательным объединением (избирательным блоком), однако оно также долж­но собирать подписи в поддержку инициативы.

Предложение граждан о проведении голосования по отзыву де­путата утверждается на собрании инициативнойгруппы граждан, имеющих право участвовать в голосовании, по отзыву депутата. Ус­танавливаются требования к численности такой инициативной группы (обычно - 10 человек). Протокол собрания инициативной группы и его копия, заверенная ее уполномоченным представите­лем, в определенный срок после проведения собрания направля­ются в представительныйорган местного самоуправления. Пред­ложение регистрируется, после чего уполномоченному представи­телю инициативной группы выдается свидетельство о приеме до­кументов. В некоторых субъектах Российской Федерации такой предварительнойрегистрации не требуется - инициативная груп­па может сама начать сбор подписей. После этого проводится сбор подписей, (сбор подписей проводится так же, как на выборах). Ус­танавливаются сроки сбора подписей под предложением о прове­дении голосования по отзыву (обычно не более 30 дней со дня вы­дачи свидетельства о приеме документов представительным орга­ном местною самоуправления). Подписи, собранные после исте­чения указанного срока, недействительны.

По окончании сбора подписей итоговый протокол сбора вме­сте с заполненными подписными листами направляется в предста­вительный орган местного самоуправления. При условии соответ­ствия порядка сбора подписей граждан под предложением о про­ведении голосования по отзыву, а также оснований отзыва требованиям закона, представительный орган местного самоуправления обязан принять решение о назначении голосования об отзыве де­путата и определить дату проведения голосования. Решение о на­значении голосования об отзыве депутата публикуется в местных печатных средствах массовой информации.

Далее механизм практически такой же, как на выборах: созда­ются участки для голосования, формируется система комиссий по проведению голосования по отзыву (либо такой статус приобрета­ют постоянно действующие избирательные комиссии), уточняютсясписки избирателей, проводится агитация в связи с голосованиемпо отзыву депутата, далее - собственно голосование и подведениеего итогов. Особенностью регулирования стадии агитации обычно является установление гарантий для отзываемого должностного лица - ему оказывается содействие в проведении собраний, пре­дусматривается его право иметь доверенных лиц. Сама процедура отзыва должна обеспечивать возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве ос­нования для отзыва, а избирателям - проводить агитацию (в неко­торых субъектах Российской Федерации предусматривается даже присутствие соответствующего должностного лица на собрании инициативной группы по инициированию отзыва).

«Практика отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, по сути, является отменой решения предшествующих демократических выборов. Поэтому к такой процедуре следует прибегать только в крайних случаях» .

В уставе муниципального образования могут быть закрепле­ны основания и виды ответственности иных органов и должно­стных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту или по решению выборного органа или должностного липа местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением непосредствен­но, а перед органом или должностным лицом, которым населе­ние управомочило представлять и защищать свои интересы.

Устав муниципального образования может также содержать различные формы контроля со стороны населения за деятельно­стью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наи­более распространенной формой такого контроля являются отче­ты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Как правило, отчеты публикуются в местной печати. В небольших муниципальных образованиях целесообразнее за­слушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан.

Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным насе­лением в значительной мере является конституционно-правовой, поскольку речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Процесс становления системыместного самоуправления уже выявил всю сложность взаимоот­ношений между государственными органами и муниципальны­ми образованиями. Конституционное обеспечение «организаци­онной обособленности местного самоуправления от органов го­сударственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превращают местную власть в одну из важней­ших основ конституционного строя страны. Организационно-юридическая обособленность местного самоуправления от госу­дарства отнюдь не означает их функциональное обособление и изолированность. Обе властные системы тесно взаимодействуют, имеют взаимные обязательства и ответственность, несут юриди­ческую ответственность по закону .

«Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий» .

В случае, если представительный орган местного самоуправле­ния, глава муниципального образования, приняли (издали) норма­тивный правовой акт, который признан судом, противоречащим Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательст­ву субъекта Российской Федерации, уставу муниципального обра­зования, то они обязаны вустановленный решением суда срок от­менить данный нормативный правовой акт или отдельные его по­ложения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

Если данные нормативные акты или их отдельные положе­ния в установленный срок не отменены и повлекли при этом за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина или на­ступление иного вреда, то представительный орган местного са­моуправления может быть распущен и полномочия главы муни­ципального образования - досрочно прекращены путем отре­шения его от должности. Это происходит согласно следующей процедуре.

Если представительным органом местного самоуправ­ления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом №131.

В случае если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.

Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом №131, распускается законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом, а глава муни­ципального образования отрешается от должности указом (поста­новлением) высшего должностного лица субъекта Российской Фе­дерации (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ), за исключением глав муниципаль­ных образований - столиц и административных центров субъек­тов РФ, либо указом Президента Российской Федерации.

Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд ав­тономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее де­сяти дней со дня ее подачи.

Этот Федеральный закон предусматривает приведение всего нормативного массива в соответствие с его нормами в течение шести месяцев со дня вступления Закона в юридическую силу. Кроме того, «если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не приве­дут в указанный срок свои нормативные правовые акты, при­знанные судом противоречащими Конституции РФ, федераль­ному и региональному законодательству, а также уставу муни­ципального образования, то они несут ответственность» .

Эти законодательные новеллы направлены не только на уси­ление демократических начал местного самоуправления, но и на укрепление законности в деятельности представительных орга­нов и должностных лиц муниципального управления.

Так же Федеральный закон №131 предусматри­вает, что ответственность органов и должностных лиц перед фи­зическими и юридическими лицами, а также «государст­венный надзор за законностью деятельности органов и должно­стных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура РФ» . Прокурорский надзор осуществляется всей системой Прокуратуры Российской Федерации.

Органы государственной власти также должны нести публично-правовую ответственность за принятие правовых актов, нарушающих права местного самоуправления. Речь здесь идет в первую очередь об органах государственной власти регионов, т.к. именно они принимают основные правовые акты, регулирующие организацию местного самоуправления. Сегодня этот контроль даже более актуален, чем контроль за законностью в деятельности местного самоуправления. Дело в том, что лишь Конституционный Суд РФ вправе фактически отменить неконституционное (незаконное) решение органа власти субъекта РФ (особенно если речь идет о законодательном органе).

Заключение.

Итак, в заключение можно подвести такой итог.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлени я в Российской Федерации» выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

Список использованных источников и литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Федеральный конституционный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.// Собрание законодательства РФ. 2003. № 131.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 марта 2010 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. №195.

4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г.// Собрание законодательства РФ. 1998. №8.

5. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации.// Баранчиков В.А. - М.: Экзамен, 2005.

6. Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России.// Кокотов А.Н. – М.: Юристъ, 2007.


Кодек РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.// СЗ РФ. 2001. №195. Ст. 2.4.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».// СЗ РФ. 1998. №8. Ст. 14.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. Ст. 3.

Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России.// Кокотов А.Н. М.. 2007. С – 325.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. Ст. 12.

Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст. 72.

Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст. 2 ч.3.

Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст.51.

Органы и должностные лица МС несут ответственность троякого вида:

1) ответственность перед населением

2) ответственность перед государством

3) ответственность перед юридическими и физическими лицами

В науке МП выделяют 2 вида ответственности:

1. позитивная

2. негативная

Позитивная ответственность выражается в строгом соблюдении законодательства, точном следовании его нормам. Она предполагается в осознании гражданином необходимости исполнения законодательных норм. Позитивная ответственность реализуется, например, в форме отчётов перед избирателями.

Негативная ответственность представляет собой неблагоприятные последствия, которые лицо претерпевает за нарушение закона.

Существуют мнения, согласно которым ответственность нужно рассматривать только как негативную.

Однако ряд учёных выделяют «двухаспектную» ответственность, т.е. рассматривают в совокупности позитивную и негативную.

В зависимости от вида ответственности выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, конституционно-правовую, муниципально-правовую.

Основанием наступления муниципально-правовой ответственности является утрата доверия.

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

В соответствии со ст.48 ФЗ «Об общих принципах…» основанием для наступления данного вида ответственности является утрата доверия населением.

Данный вид ответственности является особым, поскольку может наступать и не в результате совершения неправомерных действий.

Привлекать по данному виду ответственности может только население МО.

Субъектом же ответственности выступают органы и должностные лица МС.

Результатом данного вида ответственности должен быть роспуск представительного органа либо прекращение полномочий должностного лица.

Законодательство на сегодняшний день не содержит порядка роспуска органа МС в связи с утратой доверия населения.

Одним из главных принципов организации и деятельности ОМС является коллегиальность, которая означает, что ОМС состоит не из одного лица, а из нескольких лиц => решения принимаются не одним лицом, а органом коллегиально.

Представительный орган МС состоит из депутатов, которые избираются избирателями округов. Депутат конкретного округа ответственен перед избирателями именно этого органа. В случае утраты депутатом доверия населения он может быть отозван (также как и глава МО). Но не совсем понятно, как может быть отозван ОМС в целом. Орган МС может быть распущен органами гос. власти в случае нарушения законодательства, однако, это уже будет ответственность ОМС перед государством => непосредственно перед населением могут нести ответственность отдельные выборные лица, но не орган в целом.

Порядок и условия реализации данного вида ответственности перед населением устанавливаются Уставом МО. Однако на сегодняшний день, как правило, такой порядок закреплён законом субъекта «Об отзыве выборного лица органа МС». Основанием отзыва является утрата доверия населения. Однако в законодательстве данное понятие не расшифровывается.

Под утратой доверия следует понимать неудовлетворённость избирателей деятельностью выборного лица, связанною совокупно или по отдельности с такими причинами, как

    невыполнение предвыборной программы

    отказ от контактов с избирателями

    отказ от ведения приёма избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.

Мнения учёных об институте отзыва разделяются:

    некоторые учёные (например, судья КС Витру к) считают, что отзыв депутата

служит одновременно и формой института прямой демократии. Установление института отзыва расширяет возможности граждан по формированию дееспособного авторитетного состава представительных органов власти, служит гарантией населению позитивной юридической ответственности депутатов.

    Другие учёные (например, Морщико ва, Баглай) убеждены, что институт отзыва

не согласуется с идеями плюрализма парламентской деятельности, направлен против парламентского меньшинства. По их мнению, введение института отзыва практически не исключает ситуаций, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишён мандата голосами других избирателей, вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Отзыв характерен для тоталитарных государств, демократические государства он ведёт к нарушению стабильности результатов выборов. Вместо этого института достаточно ввести дисциплинарные меры (вплоть до лишения депутатского мандата).

На самом деле отзыв является не только гарантией поддержания связи депутата (выборного лица) с населением, но и санкцией против депутата, ненадлежащим образом выполняющего свои обязанности.

Основанием для данного вида ответственности является нарушение органами и должностными лицами МС Конституции РФ, федерального законодательства, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства субъекта, а также Устава МО.

Если органу МС переданы отдельные гос. полномочия, то ответственность за их осуществление орган МС несёт только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами гос. власти материальными и финансовыми средствами.

Норма об ответственности органа МС перед государством касается представительного органа МС и главы МО.

Представительный орган МС может быть распущен, а глава МО отрешён от должности следующими лицами:

1. представительным (законодательным) органом субъекта РФ

2. высшим должностным лицом субъекта РФ

3. Президентом РФ

4. Гос. Думой Федерального Собрания РФ

Ответственность ОМС наступает в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, Уставу МО.

Т.о. речь идёт исключительно о принятии нормативных правовых актов органов МС, которые по своей юридической силе находятся ниже Устава МО.

Само противоречие (либо непротиворечие) нормативных правовых актов законодательству определяется только судом.

После принятия решения судом о противоречии нормативного правового акта законодательству орган МС опубликовывает информацию об указанном решении суда.

Также орган МС обязан отменить данный правовой акт в срок, установленный судом.

Если же акт не отменён, и это бездействие повлекло нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то процедура прекращения полномочий продолжается.

Т.о., акт должен не только противоречить закону, но и нарушать (умалять) права и свободы человека и гражданина.

Особое внимание необходимо обратить на то, что досрочное прекращение полномочий является правом, но не обязанностью соответствующих лиц.

В случае, если нормативный правовой акт не отменён, то органу МС выносится предупреждение. Вынести его может:

    в отношении главы МО – высшее должностное лицо субъекта федерации, а

    в отношении представительного ОМС – законодательный (представительный)

орган гос. власти субъекта федерации:

    по собственной инициативе либо

    по обращению высшего должностного лица.

Предупреждение выносится в письменной форме.

В течение одного месяца со дня вынесения предупреждения орган МС должен принять меры по устранению противоречий.

Если такие меры не приняты, то представительный орган МС может быть распущен, а глава МО – отрешён от должности.

Причём представительный ОМС распускается :

  • либо законом субъекта федерации

глава МО отрешается от должности :

    указом президента РФ либо

    указом высшего должностного лица субъекта федерации.

Главы столиц либо административных центров субъектов РФ могут быть отрешены от должности только указом Президента РФ.

Отрешение либо роспуск должны произойти не позднее 6-и месяцев со дня вступления в силу решения суда. По истечении указанного срока применение названных санкций не допустимо.

Если в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда представительный ОМС или глава МО не предприняли попыток по устранению противоречий, а законодательный (представительный) орган гос. власти либо высшее должностное лицо субъекта федерации не предприняли мер по прекращению их полномочий, то Президент РФ вправе лично отрешить главу МО от должности либо внести в Гос. Думу проект ФЗ о роспуске представительного органа МС.

Одновременно с роспуском представительного органа ФЗ либо законом субъекта РФ назначаются новые выборы.

Что касается главы МО, то если он избирался населением – выборы нового главы назначаются:

    указом Президента РФ либо

    постановлением высшего должностного лица субъекта федерации.

На переходный период высшее должностное лицо субъекта федерации или Президент РФ назначают временно исполняющего обязанности главы МО.

Однако, если иной порядок установлен Уставом МО, то действуют нормы Устава.

Предложения об отрешении главы МО Президентом РФ могут быть внесены одним из следующих лиц (субъектов):

1) законодательным (представительным) органом гос. власти субъекта федерации

2) высшим должностным лицом субъекта федерации

3) Правительством РФ

4) генеральным прокурором РФ

Если роспуском представительного органа либо отрешением главы МО от должности нарушены права и законные интересы граждан, то такие граждане могут обжаловать роспуск в суде в течение 10 дней со дня официального опубликования закона или указа. Суд рассматривает такие жалобы в течение 10 дней. Процедура предусмотрена ст.49 ФЗ «Об общих принципах…»

Соответствие ст.49 ФЗ «Об общих принципах…» Конституции РФ рассматривалась в 1997 году Конституционным судом РФ (Постановление КС РФ от 16 октября 1997 г. «О проверке конституционности п.3 ст.49 ФЗ ФЗ «Об общих принципах…» ).

В 2000 г. эта норма менялась в плане процедуры, сроков … Но позиция КС осталась прежней.

Заявитель (народный хурал республики Бурятия) утверждал, что подобная норма нарушает самостоятельность органов МС, позволяет органам гос. власти вмешиваться в функционирование МС. Кроме того, по мнению заявителя, это положение носит чисто процедурный характер и не относится к общим принципам организации МС. Также заявитель отметил:

1) вопрос о признании несоответствия деятельности органов МС должен решаться не судом общей юрисдикции, а конституционным (уставным) судом субъекта РФ

2) решение о прекращении полномочий ОМС является индивидуальным правоприменительным актом и не может быть облечено в форму закона.

КС РФ отметил, что положения о самостоятельности органов МС нельзя рассматривать в отрыве от других конституционных установлений. МС самостоятельно в пределах своих полномочий. Права и обязанности МС устанавливаются Конституцией и законом => деятельность органов и выборных должностных лиц ОМС должна соответствовать Конституции и основанным на ней нормативным правовым актам. Подобного же рода ответственность предусмотрена государством для того, чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов МС. Досрочное прекращение полномочий не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов гос. власти в деятельность МС при наличии двух условий:

1. если оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и

2. как разновидность ответственности соразмерно степени совершённого нарушения и значимости защищаемых интересов.

Что касается процедуры рассмотрения, то КС отметил, что сам процесс содержит все необходимые элементы:

    наличие нарушений как основание для возбуждения вопросов

    необходимость судебной процедуры

    наделением органа гос. власти полномочием принимать окончательное решение

на основе заключения суда.

Также КС обратил внимание на то, что такое решение может быть принято в форме закона на том основании, что возможность прекращения полномочий является особым видом гарантии прав МС.

Т.о., ст.49 ФЗ ФЗ «Об общих принципах…» соответствует Конституции РФ.

Согласно ст.72 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами, должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает в следующих случаях:

  • 1) нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;
  • 2) ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (п.3 ст. 20).

Должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, в зависимости от совершенного противоправного деяния. Органы, выборные должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к муниципально-правовой (конституционно-правовой) ответственности в форме досрочного прекращения полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории своего муниципального образования без согласия прокурора субъекта РФ. Они не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в компетенции вышестоящих органов и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения. Выборные должностные лица местного самоуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного органа муниципального образования. В.Т. Батычко Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г

Предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможность прекращения полномочий органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции Российской Федерации. Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий данных органов и выборных лиц. Само по себе досрочное прекращение полномочий не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления при условии, что оно сопровождается назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.

По мнению Конституционного Суда положение о досрочном прекращении полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Поэтому федеральный законодатель был вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения их полномочий в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно с этим Конституционный Суд отметил, что ряд общественных отношений, связанных с применением такой меры ответственности, остается неурегулированным. Поэтому законодатель субъекта Федерации в этой части вправе осуществить собственное правовое регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В значительном числе субъектов Российской Федерации были приняты законы, с различной степенью детализации осуществляющие такое правовое регулирование. Журнал "Вопросы местного самоуправления". Муниципальная практика №1, 2004

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

  • 1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
  • 2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. В.Т. Батычко Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. При этом Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены судебные гарантии для главы муниципального образования или главы местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

Важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п.6 ст.32) гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусматривается и возможность временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях:

  • а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;
  • б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
  • в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов. Шургина Е.С. Муниципальное право РФ: Учебник, 2-е изд., перераб и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007

Федеральным законом установлены ограничения на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти, следующие полномочия органов местного самоуправления:

принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

установление структуры органов местного самоуправления;

изменение границ территории муниципального образования.

Решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий принимается главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения является обращение представительного органа местного самоуправления или решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

В случае если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, решение о временном осуществлении региональными органами исполнительной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Следует также отметить, что решения органов государственной власти субъекта РФ по данной проблеме могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

самоуправление юридический ответственность



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация