Бюджетный период и бюджетный процесс. Бюджетный процесс в российской федерации. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов

Главная / Бизнес

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

Суверенитет – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета: 9

Внутреннюю (внутренний суверенитет), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

Задания 21 – 24.

Текст 1.
Конституционный строй ­ это такая организация государственной и общественной жизни,
при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет
демократический, правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь,
достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита ­ основной обязанностью
государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл.1) находит выражение целостная система принципов
конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы
организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права;
принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что
Российская Федерация ­ часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека,
гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и
утверждение прав и свобод чело века и гражданина высшей ценностью; их защита и
соблюдение обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 
Российская Федерация ­ федеративное государство. Демократический характер Российс­
кого государства проявляется в его государственно ­ территориальном устройстве, основыва­
ющемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно
из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопре­
деления наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в
создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации ­
республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование
одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством...
Субъектами
Российской Федерации наряду с национально ­ государственными образованиями признаются
края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация
построена на сочетании территориальных и национально ­ территориальных начал образования
ее субъектов.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в право­
вом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство
всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на
основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную,
носителями которой являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей
находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
(И.А. Андреева)
1. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
2. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в
России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
3. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое
государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин,
назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству.
Прокомментируйте одну из данных характеристик.

Задания 21 – 24.
4.Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления
государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин
и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Прочитайте текст и выполните задания.
Текст 2.
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав
человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для
обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать,
господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за
надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за
обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность
государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции ­
защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов,
институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип
связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в
обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за
пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где
есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и
права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и
друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных
ценностей ­ эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам
человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их
никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной
деградации общества. Цель правового государства ­ защищая права человека, обеспечить
достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей
многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия,
угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру
взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как
равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур,
освобожденный от жесткой опеки государства.
Е. В. Лукашева
1.
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются
естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь
на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента,
доказывающих правоту утверждения автора.
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового
2.
государства. Назовите три условия.
Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом
3.
социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на
текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Прочитайте текст и выполните задания
Текст 3.
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право ­ это не законы, принимаемые
демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие
(абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие,
аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления,
ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность,
все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и
неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить
стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его
регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль
понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по­разному... Да и
почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не
могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен
определять ­ «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права...
их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к
достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов

1.

Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три
2.
любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
3.
Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли
автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания
обществоведческого курса, укажите три других источника права.
Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса,
4.
укажите любые три других функции права в обществе.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Группы принципов конституционного строя:
Ответ
Текст 1.
1.
- основы организации государственной власти;
- основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;
- основы организации жизни гражданского общества.
2. 1) две формы реализации принципа разделения властей:
- по горизонтали;
- по вертикали;
2) примеры:
- осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;
- осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между
г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами
власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).
1) характеристики Российской Федерации, на пример:
3.
- республика;
- светское государство;
- социальное государство;
2) комментарий к одной из характеристик.
Республика ­ форма государственного правления, при которой все высшие органы власти
либо избираются, либо формируются представительными органами.
Светское государство ­ характеристика государства, которая означает отделение
религиозных объединений от государства.
Социальное государство ­ характеристика государства, которое имеет определенные
социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и
материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
- отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей
4.
жизни;
- сложное национально ­ территориальное устройство государства отражает самобытность
отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;
- центральная власть лишена монополии на власть.
Текст 2.
1. аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль
за действиями каждой из ветвей власти;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов.
Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для
установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и
законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
2. В ответе могут быть названы следующие условия:
- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
- солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;
- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии
решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью
властных структур;
- человек освобожден от жесткой опеки государства.
3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет
условий, необходимых для существования правового государства:
- отсутствуют общепризнанные ценности;
- отсутствует гражданская солидарность;
- существует неуважение к праву;
- отсутствует доверие к государству;
- отсутствует доверие граждан друг к другу;
2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для
ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских
отношений между государством и гражданами;
3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности
достигнуть главной цели правового государства - защитить права и свободы человека, обеспечить
достоинство личности.
1. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

Текст 3.
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
2.
1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права
(законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю
народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
­ размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
­ затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
­ затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
­ размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
­ открывается простор для произвола в политике;
­ остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
­ порождается правовой нигилизм.
3. 1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три других источника права:
­ правовой обычай;
­ судебный прецедент;
­ нормативный договор.
4. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

Сохранение правовой и политической системы;

Различение государства от догосударственного состояния;

Различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

Обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.


Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) первая сторона суверенитета - внутренний суверенитет, т. е. верховенство над всеми другими властями на определённой территории государства, возможность управлять всеми, кто находится на территории государства;

2) вторая сторона суверенитета - внешний суверенитет, т. е. независимость от других государств, обеспечение невмешательства во внутренние дела со стороны внешних сил.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

1) политическое доминирование на международной арене

2) независимость и верховенство государственной власти

3) право на вмешательство во внутренние дела других государств

4) тотальный контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

Пояснение.

Государственный суверенитет предполагает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим физическим лицам, организациям (внутренний суверенитет), независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет).

Ответ: 2

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го на­се­ле­ния - федерация.

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет - конфедерация.

В) еди­ная си­сте­ма за­ко­но­да­тель­ства - уни­тар­ное государство.

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния - уни­тар­ное государство.

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та - федерация.

Ответ: 23112.

В Ос­нов­ном За­ко­не Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­нии говорится, что Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Гер­ма­ния яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским государством. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция о го­су­дар­стве ФРГ под­твер­жда­ет эту характеристику? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) высокий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го развития

2) государственный суверенитет

3) политический плюрализм

4) активная роль в Ев­ро­пей­ском Союзе

5) право граж­дан кри­ти­ко­вать власть

6) выборные го­су­дар­ствен­ные должности

Пояснение.

1) вы­со­кий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия - нет, неверно, это не при­знак демократии.

2) го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет - нет, неверно, это не при­знак демократии.

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм - да, верно.

4) ак­тив­ная роль в Ев­ро­пей­ском Союзе - нет, неверно, это не при­знак демократии.

5) право граж­дан кри­ти­ко­вать власть - да, верно.

6) вы­бор­ные го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти - да, верно.

Ответ: 356.

Ответ: 356

1) На территории конфедерации действует единая правовая и судебная система.

2) Субъекты конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет.

3) Участники конфедерации имеют право свободного выхода из её состава.

4) Участники конфедерации не могут иметь собственные вооружённые силы.

5) В конфедерации существует единое гражданство.

Пояснение.

Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации. Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода.

1) На территории конфедерации действует единая правовая и судебная система - нет, неверно.

2) Субъекты конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет - да, верно.

3) Участники конфедерации имеют право свободного выхода из её состава - да, верно.

4) Участники конфедерации не могут иметь собственные вооружённые силы - нет, неверно.

5) В конфедерации существует единое гражданство - нет, неверно.

Ответ: 23.

Верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием

1) форма государства

2) государственный режим

3) форма территориального устройства

Пояснение.

Суверените́т - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Государство и его функции

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

Пояснение.

О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Конституция провозглашает Z демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственный режим Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В Конституции закреплён порядок избрания высшего должностного лица государства.

2) Парламент государства Z имеет однопалатную структуру.

3) Составные части унитарного государства (области и департаменты) государственным суверенитетом не обладают.

4) В Конституции государства Z закреплён принцип народовластия.

5) Высшей ценностью государства Z провозглашаются человек, его права и свободы.

6) Гражданин государства Z не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Пояснение.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства - спо­соб тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ства или государств, об­ра­зу­ю­щих союз. Опре­де­ля­ет внут­рен­нее стро­е­ние государства, де­ле­ние его на со­став­ные части (территории). Народовластие - власть принадлежит народу.- Демократия 5, 6.

Ответ: 456.

Евпатий Кондратьев 19.11.2018 18:32

Почему не взят пункт 3? В пояснении к заданию написано, что учитывается способ территориального устройства

Иван Хеорхе

Спрашивают про режим, следовательно указываются признаки демократии.

·

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

(И.А. Андреева)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Группы принципов конституционного строя:

Основы организации государственной власти;

Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;

Основы организации жизни гражданского общества.

Ответ: None

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

Данный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как демократическое, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое государство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дисциплин, на­зо­ви­те еще две характеристики, ко­то­рые при­ме­ни­мы к на­ше­му государству. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных характеристик.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 

Российская Федерация - федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством... Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) характеристики Рос­сий­ской Федерации, например:

Республика;

Светское государство;

Социальное государство;

2) комментарий к одной из характеристик.

Республика - форма го­су­дар­ствен­но­го правления, при ко­то­рой все выс­шие ор­га­ны вла­сти либо избираются, либо фор­ми­ру­ют­ся пред­ста­ви­тель­ны­ми органами.

Светское го­су­дар­ство - ха­рак­те­ри­сти­ка государства, ко­то­рая озна­ча­ет от­де­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний от государства.

Социальное го­су­дар­ство - ха­рак­те­ри­сти­ка государства, ко­то­рое имеет опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные обязанности: охра­ну здо­ро­вья и труда, под­держ­ку семьи, ин­сти­ту­та дет­ства и материнства, раз­ви­тие со­ци­аль­ной по­мо­щи нуж­да­ю­щим­ся ка­те­го­ри­ям населения.

В ка­че­стве эле­мен­тов от­ве­та могут быть даны иные комментарии.

Ответ: None

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

А. Одним из от­ли­чи­тель­ных признаков го­су­дар­ствен­ных органов яв­ля­ет­ся определение их ком­пе­тен­ции действующим законодательством.

Б. К су­ще­ствен­ным признакам лю­бо­го государства от­но­сит­ся федеративное го­су­дар­ствен­ное устройство.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация