Жизнь и быт в тюрьме. Как живется в тюрьмах. «Наседка» ждет, когда новичок «снесется»

Главная / Авто

Новгородская земля (или Земля Новгородская ) - одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе древнерусского государства, а затем и Московского государства, существовавшее до 1708 года с центром в городе Новгороде.

В период наибольшего развития доходила до Белого моря и на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.

Административное деление

Административно к концу Средневековья делилась на пятины, которые в свою очередь делились на половины (пятин), волости, уезды (присуды), погосты и станы, причём по летописям начало этому делению положила в X веке княгиня Ольга, которая разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В «Повести временных лет» даётся определение, как «великой и обильной земли».

Судя из «Повести временных лет» и археологических данных ко временам прихода Рюрика в 862 году крупными поселениями уже были Новгород (вероятно как цепочка поселений от истоков Волхова и Рюрикова Городища вплоть до Холопьего городка, напротив Кречевиц), Ладога, Изборск и возможно Белоозеро. Скандинавы, вероятно, называли именно эту территорию Гардарики.

Система пятин окончательно сформировалась к XV веку. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) - по нескольку погостов и волостей.

Пятины: Водская, около озера Нево (Ладожское озеро); Обонежская, до Белого моря; Бежецкая, до Мсты; Деревская, до Ловати; Шелонская, от Ловати до Луги)

и новгородские волости: Заволочье, по Северной Двине от Онеги до Мезени, Пермь - по Вычегде и верх. Каме, Печору - по реке Печоре до Уральского хребта и Югру - за Уральским хребтом.

Некоторые территории области поздней новгородской колонизации, не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении, а пять городов с пригородами не принадлежали ни к какой пятине. В положении этих городов была та особенность, что они вначале состояли в совместном владении у Новгорода: Волок-Ламский, Бежичи (затем Городецк), Торжок с великими князьями Владимирскими и потом Московкими, а Ржев, Великие Луки с князьями Смоленскими и потом Литовскими, когда Смоленск был захвачен Литвой. За Обонежской и Бежецкой пятинами на северо-восток имелась волость Заволочье, или Двинская земля. Она называлась Заволочьем, потому что находилась за волоком - водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги. Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по обеим сторонам реки этого имени, а с восточной стороны северного Уральского хреба была волость Югра. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег.

В 1348 году Пскову была предоставлена автономия Новгородом в части выбора посадников, при этом Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С 1399 эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причём они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей. С 1510 года Псков -вотчина великого князя московского Василия III.

Заселение

Заселение территории Новгородской земли началось в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения, а на северо-западе Приильменья, в районе будущего территориального центра - со времён неолита.

Во времена Геродота около 25 веков назад земли примерно от Балтики до Урала полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены (смоляне, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе Волга-Кама, которых нередко локализуют в зависимости от исседонов.

При Клавдии Птолемее во II веке н. э. эти земли контролировали венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и еще более десятка больших и малых народов. Возможно, продолжавшие роксоланов, росомоны (гвардия правителя Скифии и Германии), тхиуды (чудь, васи-ин-абронки, меренс, морденс и другие народы вдоль Балто-Волжского пути в 4 в. н. э. входили в державу Германариха. Потомки этих народов отчасти вошли в этносы, отмеченные средневековыми русскими источниками.

В начальной части «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов:

Также здесь происходят основные действия эпического «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Традиционно считается, что в VI веке сюда пришли племена кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины пришло племя ильменских словен. На этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр, хотя трактовка финно-угорской топонимки, исключительно, как дославянской вероятно ошибочна, и подвергается сомнению многими исследователями.

Время славянского заселения датируют, как правило по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. Псковские длинные курганы - традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. Существует также так называемая Курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.

Археологические исследования в Старой Ладоге и Рюриковом Городище показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в древнерусских (средневековых) литературных источниках варягами.

Демография

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных гипотетических так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Кроме славянского населения, заметная часть Новгородской земли была заселена различными финно-угорскими племенами, находившимися на разных ступенях культуры и стоявшими в различных отношениях к Новгороду. Водская пятина наряду со славянами была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Новгородом. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Новгорода. Издавна Новгород приходил в столкновения с чудью, населявшей Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье было населено финно-угорскими племенами, часто называли заволоцкой чудью; позднее в этот край устремились новгородские колонисты. Терский берег населен был лопарями. Далее на северо-востоке жили пермяки и зыряне.

Центром славянских поселений были окрестности озера Ильмень и река Волхов, здесь жили ильменские словене.

История

Древнейший период (до 882 года)

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.

В составе Киевской Руси (882-1136)

После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.

В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.

Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.

После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода.

Республиканский период (1136-1478)

В 1136 после изгнания Всеволода Мстиславича на Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена Монгольского нашествия на Русь новгородские земли не подверглись завоеванию. В 1236-1240 гг. и 1241-1252 гг. в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328-1337 гг. - Иван Калита. До 1478 г. новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, затем московские Великие князья, редко - литовские, см. Новгородские князья.

Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским царем Иваном III после Шелонской битвы (1471) и последующего похода на Новгород 1478 года.

В составе централизованного Русского государства (с 1478)

Покорив Новгород в 1478 году, Москва унаследовала его прежние политические отношения с соседями. Наследием периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо--западные соседи Новгорода — Швеция и Ливония - поддерживали дипломатические отношения с Москвой через новгородских наместников великого князя.

В территориальном отношении Новгородская земля в эпоху Московского царства (XVI-XVII вв.) делилась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Наиболее мелкими единицами административного деления в то время являлись погосты по которым определялось географическое местоположение селений, производился подсчёт населения и их податного имущества.

Царствование Василия III

21 марта 1499 года сын царя Ивана III Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским. В апреле 1502 года Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем Ивана III, а после смерти Ивана III 27 октября 1505 года — единоличным монархом.

Царствование Ивана Грозного

  • Русско-шведская война 1590—1595
  • Опричнина, Новгородский погром
  • Ингерманландия

Смутное время. Шведская оккупация.

1609 году в Выборге правительство Василия Шуйского заключило со Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд.

В 1610 году в Новгород был назначен воеводой Иван Одоевский.

В 1610 году царь Василий Шуйский был низвержен и Москва присягнула королевичу Владиславу. В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Московского государства. В Новгород был послан для приведения к присяге и для оберегания от шведов, явившихся в это время на севере и от воровских шаек И. М. Салтыков. Новгородцы и, вероятно, во главе их и Одоевский, бывший постоянно в хороших отношениях с новгородским митрополитом Исидором, имевшим большое влияние на новгородцев, да, по-видимому, и сам пользовавшийся среди новгородцев уважением и любовью, согласились не раньше впустить Салтыкова и присягнуть королевичу, чем получат из Москвы список с утверждённой крестоцеловальной грамоты; но и получив грамоту присягнули только после того, как взяли с Салтыкова обещание, что он не введёт с собой в город поляков.

Скоро в Москве и во всей России возникло сильное движение против поляков; во главе ополчения, поставившего своей задачей изгнать поляков из России, стал Прокопий Ляпунов, вместе с некоторыми другими лицами составивший временное правительство, которое, вступив в управление страной, начало рассылать и воевод по городам.

Летом 1611 года к Новгороду подошёл шведский генерал Якоб Делагарди со своей армией. Он вступил в переговоры с новгородскими властями. Он спрашивал воевод, враги они шведам или друзья и хотят ли соблюдать Выборгский договор, заключённый со Швецией при царе Василии Шуйском. Воеводы могли ответить только, что это зависит от будущего царя и что они на этот вопрос ответить не имеют права.

Правительством Ляпунова в Новгород был послан воевода Василий Бутурлин. Бутурлин, прибыв в Новгород, начал вести себя иначе: немедленно начал переговоры с Делагарди, предлагая русскую корону одному из сыновей короля Карла IX. Начались переговоры, которые затянулись, а между тем у Бутурлина с Одоевским возникли распри: Бутурлин не позволял осторожному Одоевскому принимать мер к охране города, допустил Делагарди, под предлогом переговоров, перейти Волхов и подступить к самому пригородному Колмовскому монастырю, и даже разрешил, новгородским торговым людям поставлять шведам разные припасы.

Шведы поняли, что им представляется очень удобный случай овладеть Новгородом, и 8 июля повели приступ, который был отражён только благодаря тому, что новгородцы вовремя успели сжечь окружавшие Новгород посады. Однако новгородцы продержались в осаде недолго: в ночь на 16 июля шведам удалось прорваться в Новгород. Сопротивление им было оказано слабое, так как все ратные люди были под начальством Бутурлина, который после непродолжительного боя удалился из города, пограбив новгородских купцов; Одоевский и митрополит Исидор заперлись в Кремле, но, не имея в своём распоряжении ни боевых запасов, ни ратных людей, должны были вступить в переговоры с Делагарди. Был заключён договор, по условиям которого новгородцы признавали шведского короля своим покровителем, и Делагарди был впущен в Кремль.

К середине 1612 года шведы заняли всю Новгородскую землю, кроме Пскова и Гдова. Неудачная попытка взять Псков. Шведы прекратили военные действия.

У князя Пожарского не хватало войска, чтобы воевать одновременно с поляками и шведами, поэтому с последними он начал переговоры. В мае 1612 года из Ярославля в Новгород был отправлен посол «земского» правительства Степан Татищев с грамотами к новгородскому митрополиту Исидору, боярину князю Ивану Одоевскому и командующему шведскими войсками Якобу Делагарди. У митрополита Исидора и боярина Одоевского правительство спрашивало, как у них дела со шведами? К Делагарди правительство писало, что если король шведский даст брата своего на государство и окрестит его в православную христианскую веру, то они рады быть с новгородцами в одном совете. Одоевский и Делагарди ответили, что вскоре пришлют в Ярославль своих послов. Вернувшись в Ярославль, Татищев объявил, что от «шведов добра ждать нечего». Переговоры со шведами о кандидате Карла-Филиппа в московские цари стали для Пожарского и Минина поводом к созыву Земского собора. В июле в Ярославль приехали обещанные послы: игумен Вяжицкого монастыря Геннадий, князь Фёдор Оболенский и из всех пятин, из дворян и из посадских людей - по человеку. 26 июля новгородцы предстали перед Пожарским и заявили, что «королевич теперь в дороге и скоро будет в Новгороде». Речь послов закончилась предложением «быть с нами в любви и соединении под рукою одного государя».

Затем из Ярославля в Новгород было отправлено новое посольство Перфилия Секерина. Ему было поручено при содействии новгородского митрополита Исидора заключить со шведами договор «чтоб крестьянству была тишина и покой». Возможно, что в связи с этим поднят был в Ярославле и вопрос об избрании царем шведского королевича, признанного Новгородом. Однако, царское избрание в Ярославле не состоялось.

В октябре 1612 года Москва была освобождена и возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси, и в том числе в Новгород, были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. В начале 1613 года в Москве состоялся Земский собор, на котором был избран новый царь — Михаил Романов.

Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. В ходе событий Смутного времени границы Новгородской земли были существенно уменьшены из-за потери пограничных с Швецией земель по Столбовскому миру 1617 года.

В составе Российской империи

  • Новгородская губерния

В 1708 году территория вошла в Ингерманландскую (c 1710 Санкт-Петербургская губерния) и Архангелогородскую губернии, а с 1726 года была выделена Новгородская губерния, в которой было 5 провинций: Новгородская, Псковская, Тверская, Белозерская и Великолуцкая.

Замечания

  • В понятие «Новгородская земля» иногда, не всегда верно (в зависимости от исторического периода), включают области новгородской колонизации на Северной Двине, в Карелии и Заполярье.
  • Период политической истории Новгородской земли начиная с переворота 1136 года и резкого ограничения роли князя, до победы московского князя Ивана III над новгородцами в 1478 году большинством советских и современных историков принято называть — «Новгородская феодальная республика» .

Великий Новгород. Или Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств . Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу IX в. становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столицы единой Руси на юг киевские князья стали посылать в своих наместников, как правило, старших сыновей.

И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» .

Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда — в страны Востока.

Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах. Ремесленники Новгорода поставляли на внутренний и зарубежный рынок свои изделия. Славился Новгород мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались в Новгороде не только купцы, ремесленники, но и бояре, представители церкви.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он долгое время не знал серьезной внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгородском княжестве со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.

Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.



Иллюстрация. Новгородское княжество

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.

По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма становится все более независимым от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. В Новгороде тогда «сидел» его сын Всеволод. Когда он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно. Но город нуждался в князе — для командования войском, для обороны владений. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод вновь попытался, опираясь на Новгород, ввязаться в междукняжескую борьбу за власть. Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили бояре и «черные люди» ; не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. В 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу.

Затем его выслали из города, обвинив в том, что он «не блюдет смерд» , т. е. не выражает интересов простых людей, плохо руководил войском во время войны с суздальцами и первым бежал с поля боя, втянул Новгород в борьбу на юге.

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись. Иногда в течение года сменялось несколько князей.

Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими соседями: Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И если уж судьба повернулась к вам спиной и звезды сложились так, что придется отправиться на определенный судом срок в дом казенный, то для новичков в этом деле дадим несколько советов, которые помогут “правильно” себя повести в незнакомой обстановке.

Не секрет, что рамки поведения “на воле” и в тюрьме имеют ряд существенных различий, на которые стоит обратить пристальное внимание, чтобы своими действиями или словами не нарушить, не дай Бог, по незнанию неписаных правил “хаты”.

Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте!

Впервые заходя в камеру не следует приветствовать ее обитателей словами: “Здорово, пацаны!” (в ответ можно услышать “Ты где ты пацанов увидел?) или “Здорово, народ! (“Ты кого фраерами назвал?”).

Правильным приветствием может быть “Добрый день\вечер или просто здравствуйте, доброго здоровья”. Пока ты новенький — с тебя спрос маленький, однако это не избавляет от последствий нарушения неписанных тюремных правил.

Сразу стоит спросить “А кто тут старший?”. Обычно койка авторитета находится у окна или в углу, в самом дальнем от санузла месте камеры, потому что вонь от параши неимоверная, а свежий воздух доступен только “положенцам”.

Сразу надо предупредить сокамерников о своих болезнях — псориаз, сифилис, гепатиты, туберкулезы или кожные заболевания. Если ты диабетик или у тебя иное лекарственное-зависимое заболевание, об этом нужно сказать.

Иногда пахан (кстати пахан — старая феня, надо говорить “старший или смотрящий по…(камере, отряду, зоне)”), сидит спиной к новоприбывшему, и повернется только когда тот удостоиться аудиенции. Интересоваться его поведением не рекомендуется!

Не стоит скрывать свое отсутствие опыта в делах тюремных и прикидываться бывалым авторитетом — недостаток опыта все равно даст о себе знать, но вашей заносчивости уже не простят. Даже если вы глубокий почитатель тюремного фольклора и пересмотрели множество криминальных сериалов, на основании чего считаете себя “в теме” — оставьте свои иллюзии за дверью камеры. Все течет, все меняется — если какие-то “понятия” зоны были актуальны в свое время, то на сегодняшний день правила поведения в конкретной тюрьме могли претерпеть некоторые изменения, например, сегодня многое решают бабки — и камера будет чистенькой как на курорте с телеком и холодильничком, и работы будут легкими и прогулки долгими. Поэтому возвращаемся к первому совету — инструктаж о законах “хаты” обязателен.
Иногда новичку проводят ритуал с полотенцем, брошенным на порог — не только вытирать об него ноги, но и поднимать его не стоит, считается, что полотенце надо просто перешагнуть.

Не так страшен волк

В основном, существует большая вероятность того, что новичок попадет в “правильную хату” или к таким же первоходкам. За порядком в тут такой следит вор, авторитет. Он не допускает “беззакония”, нерегламентированных разборок, фактов воровства у сокамерников, беспредела.

Для новичка, испытывающего стресс от пережитых событий, важно взять себя в руки и сдерживаться, отвечая на вопросы братвы. Опытные сидельцы знают, что на начальном этапе адаптации о новичке можно получить максимально полные и полезные сведения, задавая “правильные” вопросы. С их помощью можно вывести засланного стукачка на чистую воду.

Вновь прибывшему тут важно не сболтнуть лишнего — помалкивайте, если вы являлись ранее сотрудником МВД, работали в госструктуре, проходите по “мерзким” статьям изнасилования или педофилии. Но лгать о себе тоже чревато последствиями — мир тесен и подорванное доверие не сыграет вам на руку впоследствии.

Если вы хотите заслужить уважение со стороны сокамерников, знайте, что ум, хитрость, жестокость, ответственность и самоконтроль в местах лишения свободы востребованы как нигде.

Над вами в первые дни могут жестоко шутить и издеваться — тут сложно давать советы, рекомендуется выкручиваться, постараться еще больше “подколоть” вашего оппонента, не переходя к насилию.

  • Не стоит приветствовать незнакомую публику словами “Здорово, мужики!” Вполне безобидное на воле понятие “мужики” в зоне обозначает определенную касту сидельцев — “масть”, называть ею всех присутствующих, по понятным причинам, не стоит. Правильным первым приветствием может быть “Добрый день\вечер” или просто “Здравствуйте” или “Доброго здоровья”.
  • Выданный матрас не стоит класть на пол, можно небрежно положить его на сумку или держать в руках. За руку здороваться с присутствующими не спешите — существуют касты, представителям которых руку пожимать “в западло”.
  • Не стоит проявлять чрезмерной вежливости в разговоре — хотя приветливость и доброжелательность ценятся, “сладенькая интеллигенцию” в этих местах не празднуется, заискивание тут примут за слабостью, достойную презрения. Общепринятые атрибуты вежливости — слова “спасибо” и “пожалуйста” стоит заменить на “благодарю” и “по возможности”.
  • Использовать бранные слова в речи вообще не стоит — хотя бы до тех пор, пока новичок не усвоит сложившийся в “хате” лексикон. Ибо переопределение значений на зоне коснулось и ненормативной лексики. Матерная брань в тюрьме или на лагере — сигнал агрессии и в повседневных разговорах матерные выражения используются крайне редко, а растиражированное кино и прессой вальяжное и разухабистое выражение “фильтруй базар” — банальная просьба к арестанту уменьшить количество матерщины в речи.
  • Не стоит употреблять таких слов, как “спросить” — на тюремном жаргоне “хочу спросить” будет означать “привлечь к ответу за нарушение правил воровской жизни”, что само по себе уже серьезное оскорбление. На зоне и в тюрьме надо исключительно “интересоваться” или “хотеть поинтересоваться для себя”.
  • Не попрошайничайте и не берите в долг с формулировками “В понедельник моя придет и принесет — я тебе верну”, потому что может случиться всякое, человек к вам в тот день так и не придет, а вы мгновенно получите метку “фуфлогона” — человека, чье слово мало чего стоит.
  • В камерах с приличными сидельцами (“путевых хатах”) всегда есть некий запас денег, продуктов, лекарств, наркотиков и сигарет, которыми распоряжается старший, распределяя это по просьбе остальных обитателей. Это — “малый общак”, который одновременно является частью общетюремного или лагерного “большого общака”. За сохранность “малого общака” старший по камере\отряду отвечает перед старшим по корпусу\бараку. Брать из общака что-либо тайно — без огласки или разрешения (“не предъявившись”) нельзя. Так поступают “крысы” — морально опустившиеся осужденные, “тянущие у своих”. Обычно таких негодяев жестоко наказывают и создают им такие невыносимые условия в “правильной” камере, что “непутевому чушкану” приходиться в обмен на смену камеры идти на сотрудничество с администрацией (“выломиться с хаты” и “нацепить рога”). Долги, кроме игровых, на зоне отдавать не принято, поэтому неоднократно пытаясь взять в долг сгущенку, чай, сигареты или деньги можно потерять добрую репутацию (“зашквариться”) и прослыть “фуфлометом” или “фельдикосом”.
  • Под “правильным” предлогом (“не хочу” или “нет настроения”) отказывайтесь от предложения сыграть в карты или другие игры “на интерес” — проиграть заставят всерьез и по-настоящему, потому как вы пока еще не в курсе местного игрового жаргона. Игра “на интерес” — это ставка на любое желание победителя. Помните — за колючкой обманы в азартных играх только приветствуются и уличить матерого шулера представляется мало возможным. Даже если вам это удастся, то обвинение могут расценить как повод и это приведет к еще большим неприятностям. Обуздайте свой азарт, жадность и глупость чтобы не впасть в кабальную зависимость. Если зек не сможет вовремя отдать игровой долг — он автоматически переходит в касту “проигранных”, т.е. фактически превращается в полностью бесправное существо. Чтобы погасить такой долг у заключенного могут потребовать выполнить абсолютно любое действие — от весьма безобидного членовредительства (“чикнуть палец”) до убийства другого заключенного или представителя администрации. Возврат тюремного долга “с воли” тоже имеет особенности — курс игровой тюремной “валюты” к обычным деньгам — 1:10, т.е. если вы на зоне проиграли 500 рублей — на воле эта сумма будет в 10 раз больше и равняться 5000. Это относится и к салу, наркотикам, сахару, сигаретам, лекарствам и даже майкам, трусам и носкам.
  • Следует с осторожностью принимать от других сидельцев подарки — “возьми сигарету”, “попей чайку”, “хапани камня”. В любой момент “радушный друг” может неожиданно потребовать от вас либо вернуть ему съеденое\выкуренное\выпитое или выполнить его просьбу — например, постирать ему носки, убрать в камере или помыть посуду. Прежде чем взять что-либо “просто так” — проясните за что вам дают “грев”, во избежания недоразумений. Подобные “подначки” могут означать попытку вас “зашестерить” или сделать вас ”конем” — обслугой у других. Остальные сидельцы в данных ситуация проявляют блатной коллективизм и с радостью поддерживают версию “греющего” — еще один “конь в хате” никому не помешает.

Как расположить к себе людей и обрести друзей в тюрьме?

Излишнее любопытство также может сыграть с новеньким злую шутку. Не расспрашивайте ваших новых соседей по каким статьям им приходится отбывать срок и что означают их татуировки.

Попытаться вызвать к себе расположение, оказывая кому-то услугу, прислуживая, можно невзначай только уронить свой статус. Не стоит спешить “зашестериться” по собственной инициативе.

По этой же причине не стоит добровольно отдавать свои посылки с “большой земли” кому-то из новых соседей по указанию сокамерников — все вещи в “хате” имеют своего владельца, будь то ржавая кружка или с виду ненужная газета. А значит пользоваться ими можно только с разрешения хозяина. Отстаивать свое имущество следует совершенно без опаски. Отдать свою пайку можно только по решению сходки братвы, подчинившись мнению большинства, но и “подогреть братву”, выделив на общак пачку сигарет или “лунный камень” (так шутливо называют халву) — дело одобряемое.

Очень важно понимать, что личная гигиена является первостепенным параметром при составлении вашей общей характеристики. С неопрятным, не следящий за своей чистоплотностью заключенным церемонится не будут — такой человек скорее всего сходу попадет в разряд “чушканов”. Содержание в чистоте одежды в целом, ногтей, зубов, ног и рук (особенно после посещения отхожего места) — сакральное действо в тюрьме. Прикоснуться непомытыми руками после своих гениталий к какому-либо предмету — безвозвратно “зафаршмачить” его. Грязнуле (“чушке”), забывшему вымыть руки после “дючки”, могут запретить доступ к “общему“ или сходу серьезно “набить дых” в качестве первичной воспитательной профилактики.

Обязательным считается ежедневное умывание и мытье ног перед отходом ко сну. Дурно пахнущие носки или грязные вещи (“лахи”) будут предметом крайнего презрения, брезгливости и неуважения.

Как известно, туалет в камере тюрьмы зачастую находится в общем пространстве, отделенных от жилой части разве что занавесками. По неписанным правилам, когда кто-то находиться в туалете никто из сокамерников не должен ничего принимать в пищу, пить чай или готовить еду. И наоборот, во время приема пищи строжайше запрещено “ходить в туалет”.
В любом случае, попавший в тюрьму в первый раз всех правил заранее не выучит. Но необходимо понимать, что незнание каких-либо неписаных уставов не является самым страшным врагом новоиспеченного зека. Испортить ему жизнь способно, в первую очередь, его противопоставление новому коллективу, отторжение этих самых законов и понятий, бунт против “блатных” основ.

Вконтакте

Колонии общего и строго режима – места, в которые лучше не попадать, однако в которые может попасть любой человек, даже самый невиновный. Такова правда жизни. Ничто не может гарантировать тебе свободу до конца твоих дней. Конечно, не стоит там оказываться, чувак. Но кто тебя спросит-то? Репрессии, они везде репрессии, судебные ошибки, они везде судебные ошибки. И недалек тот день, когда за пост в социальной сети может последовать реальное, а не условное или денежное наказание.

Деньги

Если ты вдруг оказался в колонии общего или строго режима, то не обойдешься без денег. Да, сидеть в тюрьме – это дорогостоящее предприятие. Тебе будет нужен источник финансирования, если ты вдруг решил как-то ослабить хватку лишений на своём горле или вообще просто захотел разнообразить своё времяпрепровождение.

Хочешь качаться и посещать зал? Нужны деньги. Каждого встречного туда не допустят. Хочешь печеньки? Нужны деньги. Хочешь пачку сигарет? Да, снова нужны деньги. В тюрьме нет ничего такого, чего ты не можешь достать за деньги, чувак. И да, кто-то спускает их на наркоту и всячески пытается забыться, но наиболее умные чуваки берут книги и занимают своё время тренировками, чтением и самообразованием.

Выход в интернет

Трудно поверить, но не только в норвежской тюрьме у Андреаса Брейвика есть интернет и видеоигры. Во многих российских колониях также есть возможность для выхода в сеть. Вопрос снова в деньгах, но факт того, что ты можешь продолжать пользоваться интернетом или , сидя за решеткой, сам по себе удивительный. Конечно, лучше бы тебе успевать до отбоя, а то могут быть проблемы.

Петухи

Да, такие остались. Удивительно то, что некоторые из них сами предпочли проникнуться в ряды петухов. Выгода от этого сомнительна, но тоже имеется. В первую очередь, представителей этого тюремного сословия не принято бить, то есть они получают некоторую безопасность. И нам кажется, что они также получают профит в виде каких-нибудь товаров и тому подобное.

Взаимоотношения

Тут не облажайся! Да, действительно существуют всевозможные проверки на вшивость и прочее, но тебе не стоит сильно трястись с этим. Почти каждый новичок проходит эту проверку, и она может по своему виду разниться от колонии к колонии. Так заключенные проверяют человека на доверие, потому что именно доверие становится в таких условиях важным фактором отношений между людьми. Обычно всё предельно просто и соответствует логике. Поэтому постарайся быть открытым и честным, но не говори слишком много и часто.

Врезать первому встречному чуваку, который попадется тебе в колонии, не лучший совет, так часто рекомендуемый в голливудских фильмах. Честно говоря, за это можно здорово испортить отношения с другими заключенными. Буйных и невменяемых не любит никто. Пойми, там отбывают наказание такие же люди, как и ты сам (да, и каждый думает что не виновен, за редким исключением), и им глубоко плевать, какие у тебя тараканы в голове, пускай ты будешь членом или кем иным – всем плевать. Главное значение имеют именно твои человеческие качества. Причём именно мужественные.

Иерархия существует. Хотя за последние годы она и претерпела некоторым изменения. Но главное осталось прежним: воры в законе – наверху, благодаря своим деньгам и связям, внизу же – насильники и педофилы. К последним у заключенных особое отношение: их всячески унижают и избивают. Нередко педофилы не доживают до конца срока.

Самоубийства

Самоубийства также нередки. Причём даже среди тех, кто сел совсем ненадолго. Банально сдают нервы. Ещё и семья могла бросить, дети и тому подобное. А если ещё и сел не за что, то тут уже – пронизывающее чувство несправедливости. Но не нужно доводить себя до этого. Так ты точно проиграешь. Да, ты в дерьме, но из этого дерьма всё ещё можно выбраться. Кроме того, можно надеяться на досрочное, либо амнистию, которую в последнее время государство проводит довольно часто. Последняя амнистия состоялась ко Дню Победы – связь улавливается слабо, но может, кто-то хороший сейчас не сидит в камере именно благодаря ей.

Патриотизм

Да, представь себе. Общество внутри тюрьмы не так уж и отличается от общества снаружи. Заключенные точно так же не любят американцев, радуются олимпиаде и присоединению Крыма. И точно так же бурно реагируют на все информационные вбросы, либо пропаганду. Доступ к внешним событиям есть у всех. И наличие того самого «патриотизма» тоже присутствует. Вообще, очень забавно, когда смотришь со стороны. Вот они, люди, которые заточены в колонии государством и которые это же государство поддерживают. Суть не в виновности или невиновности, но просто такую иронию сложно выдумать самому.

Впрочем, если у тебя достаточно финансов, ты вполне можешь устроить себе тюремный курорт с проститутками, бухлом и наркотиками. Если же нет, то на интернет тебе всё же должно хватить. В любом случае, чтобы обеспечить себе более-менее нормальную жизнь в таких ненормальных условиях, надо двигаться, как и на воле. Если же ничего не делать, положение своё ты не изменишь. И, конечно, будь осторожен и умей заводить правильных друзей. Приятели никогда не помешают.

Самое сложное время для человека, который находится в тюрьме – первая неделя. За это время «новичок» должен привыкнуть к окружающей обстановке, принять существующие правила и приобрести статус.

С первого шага в камеру он должен зарекомендовать себя так, чтобы его «отсидка» не стала еще большим кошмаром. Учить понятия, шутки, ЧаВо(частные задаваемые вопросы) и лучшие ответы на них можно, но это вряд ли поможет. Лучше запомнить несколько «нельзя».

Нельзя «болтать»

Нельзя «болтать много и не по делу, пытаясь сойти за «своего парня». Не надо давать лишнюю информацию, кроме имени, отчества и причину, по которой «заехали». Нельзя много говорить о себе, особенно в первые дни, когда непонятно, кто есть кто. Давно сидящие – хорошие «психологи», а возбужденный последними событиями новичок может сказать лишнего, за что потом придется отвечать. Если начинают говорить с апломбом, мол «не уважаешь» – это всего лишь провокация, на которую лучше не вестись. Лучше слушать то, рассказывают арестанты, или на тюремном языке, «работать на прием».

Нельзя протягивать руку при первом знакомстве

Нельзя сразу протягивать руку для приветствия в первый день. Пожимать руку можно не всем – «испачкаться» можно так, что потом до конца срока не «отмыться». Разговаривать с «чертями» такими тоже нельзя.

Нельзя «понтоваться»

Нельзя «понтоваться», пытаться выглядеть «матерым». Со временем неопытность станет видно, лучше вести себя естественно. Нельзя материться и использовать производные от мата слова.

Слова, которые нельзя употреблять

Нельзя употреблять некоторые слова. Слова вежливости: «спасибо» – заменить на «благодарю» или «признателен», вместо «пожалуйста» – «по возможности». Нельзя употреблять слово «спросить», потому что в тюрьме оно означает «привлечь к ответу». В тюрьме можно только интересоваться. Нельзя говорить «обидеть», потому что на тюремном языке это означает «опустить». Слово «свидетель» лучше заменить на «очевидец». Не стоит употреблять слово «докажу», лучше «обосную». «До свидания» тоже считается опасным словом вежливости.

Тюремная гигиена

Обычно в тюрьме санузел ничем не огорожен, в целях безопасности, чтобы зэки не могли покончить жизнь самоубийством. Тюремный этикет гласит: необходимо тщательно мыть руки, иначе все ваши и чужие вещи, к которым вы прикоснулись, становятся «запомоенными». А если не вымывший руки человек пожмет руку другому, то другой заключенный может «влепить» за такую обиду. По тюремной гигиене нельзя есть, когда сокамерник справляет свои потребности, и наоборот.

Нельзя играть в карты

Нельзя играть в карты в камере. По законам тюрьмы, долгами считаются только карточные долги, поэтому играть опасно. В любом случае, всегда найдется шулер, который обыграет.

Нельзя брать личные вещи сокамерников

Нельзя брать личные вещи сокамерников без разрешения, даже книгу – иначе не избежать обвинения в краже. А красть « у своих» даже хуже, чем быть в тесном контакте с администрацией. Можно взять то, что лежит на столе, из так называемого «общага», в который нужно будет вернуть то, что было взято.

Нельзя «брать погоняло»

Почему нельзя устанавливать тесные контакты с администрацией

Нельзя устанавливать тесный контакт с администрацией. Иначе сокамерники могут решить, такой человек пишет доносы, и жизнь его станет невыносимой – постоянные оскорбления, изоляция. Заключенные в тюрьмах делятся на три категории: мужики – заключенные, которые работают на производстве, не сотрудничают с администрацией, мирно сидят срок; красные – помощники администрации, стукачи; блатные – не работают, идут на конфликт с администрацией тюрьмы. Есть еще одна «каста» – черти, люди, которые отличаются слабым характером, либо сломались, либо бомжи. И самое нижнее "сословие" - так называемые "опущенные".

Существует 6 «никогда» в тюрьме:
Никогда не оправдываться
Никогда не жаловаться
Никогда не хвастаться
Никогда не обсуждать других
Никогда не просить что-то, если без этого можно обойтись
Никогда не врать.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация