Понятие и структура земельно-правовой нормы. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Главная / Авто

Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Земельно-правовая норма , как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы :

  1. гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. Условие не обязательно должно быть подробным описанием. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земельного участка является гражданин или государственная, общественная организация. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается;
  2. диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий , учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий;
  3. санкция, которая указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф , принудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права .

Особенности земельно-правовых норм . Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм :

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;
  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий ;
  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

§ 3. нормы земельного права

В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других приро-доресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: поступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или иного нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с другими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Поэтому полезно знать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура.

Структура нормы Эти нормы, как и всякие иные правовые земельного права нормы, имеют свою внутреннюю структуру,

т. е. составные части, связанные между собой

определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы - гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным опи-50

санием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция Санкция - это составная часть правооохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Роснедвижимости устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в УК РФ, административно-правовые

санкции - в КоАП РФ. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 и других статьях ГК РФ. В ст. 15 ГК РФ указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими (отсылочными), например в виде формулы: «Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства» (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

или иного нормативного правового акта

по-разному. Поскольку нормы земельного права действуют в опреде

ленной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози

тивные (положительные) действия людей, другие - правоохранитель

ные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике

сплошь и рядом допускается раздельное их формулирование. Это тре

бует вдумчивого изучения правовых нормативных актов и возникаю

щих на их основе земельных правоотношений. Процесс познания ос

ложняется еще и тем, что во избежание нежелательных повторений

в земельном законодательстве имеются отсылочные статьи, т. е. нор

мы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают

к другим статьям данного или даже иного нормативного акта. Приме

няется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой

нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта и т. д.

Разнообразие В любом случае для уяснения подлинного

правовых норм смысла правовой нормы необходимо ее толкование, анализ ее юридического содержания. Здесь важно установить цель правовой нормы, ответить на вопрос, какую роль данная норма призвана выполнять при регулировании конкретных земельных отношений. В связи с этим земельно-правовые нормы характеризуются не только как регулятивные и правоохранительные, о которых говорилось выше. В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это - обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12-13 ЗК РФ.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов,

а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.

Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.).

Общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например,

    Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

    Понятие земельных правоотношений и их виды.

    Объекты земельных правоотношений.

    Субъекты земельных правоотношений.

    Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Задача 1

Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды земельного участка. В обоснование своих требований арендодатель указал на то, что договор аренды земельного участка, заключенный сроком на 11 месяцев не прошел государственную регистрацию, а согласно закону субъекта федерации на территории которого находится земельный участок, все договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации независимо от сроков аренды.

Решите дело.

В каких случаях осуществляется государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними?

Какие субъекты наделены правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации? Какие нормативные акты устанавливают это право?

Задача 2

Законом субъекта Российской Федерации «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлено, что «земельный участок для обслуживания жилого дома - земельный участок, предназначенный для обслуживания (эксплуатации) существующего жилого дома (квартиры в жилом доме), включающий в себя земельный участок, находящийся непосредственно под жилым домом (квартирой в жилом доме), и прилегающую к нему территорию с хозяйственными постройками, и земельный участок, используемый для огородничества (приусадебный участок)»

Соответствует ли приведенное в законе субъекта Российской Федерации определение земельного участка нормам Земельного кодекса РФ? Обоснуйте ответ

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земельного права.

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных от­ношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государ­ством правила поведения субъектов земельных правоотношений. Зе­мельно-правовые нормы характеризуются следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, системность и государственная природа.

Выделяются различные виды земельно-правовых норм.

В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников правоотношений выделяются процессуальные и регулятивные нормы.

Регулятивные нормы бывают: запретительными (запрещающими совершать те или иные действия), уполномочивающими на совершение определенных действий и обязывающими совершить какие-либо действия.

Процессуальные земельно-правовые нормы делятся на:

-правонаделительные (определяющие порядок предоставления земель),

- правообеспечительные (устанавливающие порядок проведения землеустройства),

- правоохранительные (регламентирующие порядок разрешения земель­ных споров) и

- правопрекращающие (определяющие порядок прекраще­ния прав на земельный участок). Возможны и иные классификации земельно-правовых норм, например по институтам земельного права.

Админис­тративный механизм реализации земельно-правовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земель­ных отношений. Одной из мер административного воздействия, име­ющего целью обеспечить рациональное использование и охрану земель, является установление твердого порядка изъятия и предоставления земельных участков. Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием земли.

Существует также экономический механизм правового регулиро­вания земельных правоотношений. Он складывается из мер двойственного характера позитив­ного (экономическое стимулирование пользователей земельных участков действовать в соответствии с земельно-правовы­ми нормами) и негативного (оказывают влияние на экономический интерес пользователя через изъятие у него части получаемого от земли дохо­да - взимание платы за пользование землей, а также взимание платы за загрязнение земель).

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма имеет обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности.

1. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.

Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяйства к нему применять нельзя.

2. Диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается - в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой - повышать качество земли как средства производства.

Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативно-правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле.

3. Санкция земельно-правовой нормы - обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.

Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т.п.).

Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.

Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм . Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм :

    обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

    запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

    управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

земля сельскохозяйственный арендатор пай

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норма земельного права - это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Норма земельного права имеет следующие признаки:

  • - общеобязательность, то есть она рассчитана на упорядочение поведения не одного, а многих заранее не персонифицированных лиц. Неконкретность адресата - вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения или акта органа налоговой полиции, где содержится предписание уплатить налоги в двойном размере. Но надо обратить внимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силы соответствующей нормы права, то есть её места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в различных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы конституции - основного закона;
  • - формальная определенность - ещё один важный признак правовой нормы. Норма права призвана регулировать отношения между людьми. С этой целью определяются общие правила поведения (нормы), соблюдение которых предписывается членам общества. Эти правила всегда формально оформлены, то есть нормы права имеют государственно-признанную форму выражения: форму закона, обычая, нормативного договора и т. д. При этом форма права неотделима от ее специфического правового содержания. Необходимо иметь в виду, что форма права выражается в целостной регулирующей нормативной системе, пронизанной единым духом - принципами, общими положениями, едиными общими регулятивными началами, единым правовым порядком, особым, на каждом участке, правовым режимом. Нормативность означает также, что установленное правило носит общий характер, то есть распространяется на определенный круг лиц и будет применяться всякий раз, когда наступят предусмотренные ею обстоятельства;
  • - ещё один признак правовой нормы - неоднократность (или многократность) её действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Она обращена в будущее и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации;
  • - следующий признак правовой нормы - это ее системность. Норма права всегда представляет собой часть единого целого - правовой системы. Только в рамках системы норма права может функционировать и решать стоящие перед ней задачи. Вне системы норма права может рассматриваться лишь на теоретическом уровне. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими нормами и иными правовыми явлениями.
  • - и, наконец, такой признак, как возможность обеспечения нормы права силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жестокой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение, общественное осуждение).

Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами земельно-правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.

Земельно-правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.

Земельно-правовые нормы земельного права классифицируются на следующие виды:

нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы);

нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права.

Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы) непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация