Если не служил в армии возьмут. Что грозит тем, кто не хочет служить в армии. Что будет, если не служил в армии

Главная / Авто

Для молодого человека, достигшего возраста 18 лет, вопрос служить или не служить стоит порой очень остро, как и получение обязательного документавоенного билета , становится настоящей головной болью. Необходимость его наличия у совершеннолетнего гражданина РФ понимают все, а вот как его получить, потратив минимум сил и нервов, знает не каждый.

ФЗ «О воинской обязанности» установил список обстоятельств, сославшись на которые, призывник будет иметь право на отсрочку от призыва, либо вообще будет освобожден от службы в нашей страны.

Служить или нет в армии решает каждый сам для себя

Однако далеко не все пользуются законными основаниями, а предпочитают закон нарушить. Хотя законодательством уже изначально предусмотрено несколько эффективных методов временного или постоянного освобождения от службы.

Неполучение повесток

Если вы призывник не получал повестки лично под роспись, это считается что повестки он не получал вовсе. К уголовной ответственности его никто привлечь не сможет, максимум, что может быть — это штраф до 500 рублей. Однако, призывник и его родственники, должны быть готовы к звонкам из военкомата, визитам полиции домой в вечернее время, и проблемами с получением загранпаспорта. «Бегать» придется до наступления 27 лет.

Стоить отметить, что этот способ порядком устарел и даже если призывник в лучших традициях «Том и Джерри» . Гражданину будет выдана справка, которая никак не сможет заменить военный билет. По сути, он останется ни с чем.

Если все же вышло так, что все же пришлось поставить свой автограф на повестке, либо есть доказательства явного уклонения от подписания, последствия неявки в военкомат могут быть уже более серьезными – административный штраф в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Покупка военного билета

Главная причина, по которой стоит отказаться от данной затеи — это отсутствие гарантий получения покупаемого документа после уплаты назначенной суммы. При совершении подобной сделки никто не сможет дать никаких гарантий. Естественно, что в случае обмана, поделать с этим призывник ничего не сможете. Полиция и суд в данном случае не помощник. Плюс риск лишиться свободы на срок от 3 до 10 лет.

Вывод: Данные методы являются пережитком прошлого. В наше время есть множество законных путей, чтобы получить документ персонального воинского учета, которые не сопряжены с рисками потерять деньги и оказаться в колонии. Логично, что любой здравомыслящий и грамотный человек отдаст предпочтение именно законному способу не служить в армии.

Как получить этот обязательный документ на законных основаниях?

1.Самый очевидный и действенный способ получения этого обязательного документа — отслужить положенный срок в армии

2.Самый популярный повод для получения документа воинского учета гражданина, при этом без необходимости проходить службу в вооруженных силах РФ — это конечно проблемы со здоровьем. Существует перечень заболеваний, имея которые молодой человек признается негодным к службе в армии.

При нашей экологии, уровне стресса, сидячем образе жизни, и прочих факторах риска, не удивительно, что у каждого человека имеется определенный набор заболеваний. У врачей есть отличная фраза: «Нет здоровых людей, есть ненайденные болезни»;

3. Не остались в стороне и «служители науки». Обладатели ученой степени имеют все права на освобождение от прохождения службы в вооруженных силах. Поэтому совет тем, кто не хочет служить в армии — грызите гранит науки. Ваша цель — кандидат наук;

4. Родные братья и сыновья погибших во время исполнения своего гражданского долга на военной службе, либо умершие впоследствии из-за травм, полученных при тех же обстоятельствах, в соответствии с российским законодательством имеют право не служить в армии;

5. По достижению возраста 27 лет у призывника появляется право на получение обязательного документа — военного билета.

ВАЖНО: У призывника должны быть законные основания (наличие отсрочки).

При этом основной проблемой для законопослушных призывников является деятельность военных комиссариатов, которые пользуются юридической неграмотностью граждан, и даже в случае, когда имеются основания отсрочки, либо основания освобождения от прохождения обязательной военной службы, стремятся их просто не замечать. В этом случае необходимо отстаивать свои законный права самостоятельно, либо обратиться за помощью в квалифицированные юридические службы

И тогда перед Вашей девушкой не встанет вопрос

В любом случае, прибегать к незаконным способам «откосить» от службы в армии не стоит, в большинстве случаев намного проще и эффективней сделать все по закону.

Председатель Сергей Нарышкин срочную не служил, как и не были в армии и его заместители: единороссы Александр Жуков и Олег Морозов, либеральный демократ Игорь Лебедев, коммунист Иван Мельников и эсер Николай Левичев… Срочную службу прошли не более 10 процентов государственных руководителей.

На днях в Госдуме всё же приступят к рассмотрению законопроекта, запрещающего принимать на государственную службу тех, кто не отдал своей Родине священный долг – не отслужил срочную. У этого законопроекта, по словам его разработчиков, «непростая судьба»: попытки внести его делались несколько раз за последние 15 лет, и всякий раз тщетно. Дело в том, что в армии отслужили не более 10% российских государственных руководителей, и, таким образом, постановка вопроса ребром им по определению не близка. Ещё хуже дела обстоят с детьми политиков и управленцев – на воинской службе побывали лишь 2% из них. Но именно эти молодые люди чаще своих сверстников оказываются на государственной службе.

По весне в Минобороны обнародовали занятную статистику, свидетельствующую о том, что защищать Родину готовы гораздо меньше молодых людей, чем хотелось бы нашему военному ведомству. При установленной норме призыва в 155,5 тыс. человек официальных уклонистов насчитали всего 7,4 тысячи. При этом 236 тыс. молодых людей уклонились от получения повестки либо сменили место жительства, не снявшись с воинского учёта по старому адресу. Эти цифры официальные, их привёл замначальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов. А вот что по этому поводу думает разработчик законопроекта, блокирующего путь на госслужбу для таких уклонистов, Франц Клинцевич: «В стране не хватает людей призывного возраста, а 236 тыс. молодых людей при этом не получают повестку. А 6,5 тыс. (на самом деле 7,4.) её получили и бегают. Их или в тюрьму посадят, или они заплатят штраф, 200 тыс. рублей. Сегодня у них есть возможность «отмазаться». А завтра «откосивший» молодой человек решит стать большим начальником».

Клинцевич считает, что ни к чему хорошему это стремление не приведёт. «Цель принятия законопроекта – должен быть повышен патриотизм чиновников, занимающих государственные посты. Сейчас многие чиновники не соответствуют требуемому высокому уровню патриотизма и работают больше на себя, чем на свою страну». А, отслужив в армии, будущий чиновник, по мнению Франца Клинцевича, научится Родину любить так, как подобает. Впрочем, сам разработчик законопроекта не обольщается относительно его перспектив: «У меня много оппонентов – и в администрации президента, и в правительстве, и в Государственной думе, и в Совете Федерации. У меня нет оппонентов среди моих избирателей, простого электората.

У призывников должна присутствовать мотивация к военной службе, и эту мотивацию государство обязано выработать через определённые законы».

Если Клинцевич числится главным лоббистом законопроекта, то основным его оппонентом называют вице-премьера правительства Владислава Суркова. Именно Сурков, по одной из версий, «заворачивал» предложения Клинцевича, а на июньский законопроект написал разгромную сопроводиловку. «Уклонистов нельзя ущемлять в праве занимать государственные посты, – считает Сурков, – так как это противоречит Конституции». «В соответствии с частью 4 статьи 31 Конституции РФ граждане страны имеют равный доступ к государственной службе», – напомнил вице-премьер. Разумеется, точку зрения вице-премьера целиком разделяют подавляющее большинство чиновников.

Между тем сам Владислав Сурков отслужил срочную, как положено: в 1983–1985 годах он был приписан к одной из артиллерийских частей Южной группы войск в Венгрии. Правда, несколько лет назад бывший министр обороны Сергей Иванов добавил интриги, рассказав в телеинтервью, что Сурков проходил службу в составе спецназа Главного разведывательного управления. Как бы то ни было, свой долг Родине вице-премьер отдал сполна. Что же касается Клинцевича, то он как раз солдатской каши и не едал. Зато досыта наелся курсантской – окончил он Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище и курсы офицеров-политработников при Военном институте иностранных языков, а затем и Военно-политическую академию им. Ленина. Два года отслужил в Афганистане, в запас уволился в звании полковника.

Ожидается, что во время первого чтения в законопроект о прямой связи воинской и государственной службы внесут немало смягчающих поправок. Правительство сопроводило законопроект пояснительной запиской, в которой законодателям даётся тонкий намёк: если соискатель той или иной чиновничьей должности не отслужил в армии, но при этом не числится уклонистом, то на него не распространяется ограничение при приёме на госслужбу. Другими словами, если его нет в списке из 7,4 тыс. призывников, получивших повестку, но не явившихся в военкомат, но он числится среди тех 236 тыс., что удачно сменили место жительства и повестку не получили, то «откосившим» такой призывник не считается. И вполне может претендовать на кресло чиновника – если до 27 лет ему удастся своевременно менять жильё.

Примут ли к сведению эту «сопроводиловку» депутаты, пока можно только гадать. Ведь помимо правительственных разъяснений к законопроекту давались и президентские, а они звучали совсем по-другому. Ещё в своём майском указе президент обязал правительство предусмотреть предоставление преференций при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении в резерв управленческих кадров тем, кто прошёл военную службу по призыву. Но уже тогда правительство попыталось сопротивляться, направив президенту довольно жёсткий ответ: «При конкурсном отборе предоставление каких-либо преференций одному из претендентов затруднительно, поскольку связать навыки, полученные во время службы в армии, с требованиями, предъявляемыми к государственному гражданскому служащему, не представляется возможным».

Давайте вместе попытаемся разобраться, кто – чисто теоретически – может поддержать предложения президента в том виде, в котором они были сделаны изначально, а кто предпочтёт более мягкий тон правительственных дополнений, сводящих весь смысл инициативы на нет. Руководствоваться будем простым принципом: те, кто оттянул срочную, априори будут считаться сторонниками законопроекта, а не служившие в армии – его противниками.

Место среди сторонников наверняка займёт министр обороны Анатолий Сердюков. Хотя сам он не профессиональный военный, срочную службу в армии он всё-таки отслужил. Правда, в этой службе немало неясностей. Известно, что служил Сердюков не два, а всего полтора года, в 1984–1985 годах. Но в Ленинградском институте советской торговли, в котором учился будущий министр обороны, отсутствовала военная кафедра, и призывник должен был отслужить по полной программе, два года. В архиве военного комиссариата Выборгского района Петербурга, где хранятся дела на студентов-призывников института торговли, в том числе и призванных на службу в 1984 году, документов Сердюкова нет.

Официальным представителем при рассмотрении законопроекта палатами Федерального собрания назначен статс-секретарь, заместитель министра обороны Николай Панков. Он – единственный в российском военном ведомстве, кто отслужил срочную службу в пограничном отряде, а уже после этого поступил в военное училище. Его тоже запишем в сторонники.

Место «над схваткой» наверняка займёт председатель правительства Дмитрий Медведев. Срочную он не служил, зато прошёл полуторамесячные военные сборы в Карелии. А мог бы и не проходить – на сборы, по слухам, не явились примерно половина студентов медведевского курса Ленинградского госуниверситета. Но Дмитрий Анатольевич – человек обязательный – он явился.

Только два зампреда правительства в армии вообще не служили – это Аркадий Дворкович (по слухам, «сопроводиловку» к президентскому законопроекту готовили именно по его поручению) и, как это ни странно, Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ВПК и гособоронзаказа. Правда, его отцом был начальник управления перспективных систем вооружений и первый замначальника службы вооружения Министерства обороны СССР генерал-лейтенант Олег Рогозин, так что не вполне понятно, чью сторону может занять Дмитрий Олегович – с такой-то родословной. Что же касается других вице-премьеров – Дмитрия Козака, Игоря Шувалова и Александра Хлопонина, то все они оттрубили на срочной по два года.

А что же в Госдуме? Её председатель Сергей Нарышкин срочную не служил. Не были в армии и его заместители: единороссы Александр Жуков и Олег Морозов, либеральный демократ Игорь Лебедев, коммунист Иван Мельников и эсер Николай Левичев. Отдали долг Родине всего двое думских зампредов – Андрей Воробьёв и Сергей Неверов. В общем, при таком непростом раскладе надежд на поддержку законопроекта, прямо скажем, немного.

Но – шутки в сторону. Увязать прохождение срочной службы с дальнейшей карьерой государственного чиновника действительно целесообразно. Правда, для этого потребуется реорганизация призыва как такового – хотя бы для того, чтобы исключить возможность не получать повестку сотням тысяч призывников. Это легко сделать: отменить повестки и оговорить срок прибытия призывников в военкомат. Объявили призыв – будь добр явиться без приглашения. Такой регламент, считает глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, даст возможность выявить противников армейской службы, то есть людей, которым не место в структурах власти. И такое положение, кстати, действует в целом ряде государств.

По имеющимся данным, ежегодно в России судят около 700 человек за уклонение от военной службы. Из числа не явившихся в военкомат без уважительной причины одни получают срок, другие - справку уклониста. В любом случае нежелание служить отразится на дальнейшей жизни молодых людей.

В материале "Распишитесь и получите. Кого судят и как наказывают за уклонение от службы в армии" социального журналистского проекта "Медиазона" говориться, что каждый год в России выносится несколько сотен приговоров по статье об уклонении от прохождения военной службы по призыву: в первом полугодии 2016 года осудили 290 человек, в 2015 году — 742 человека, в 2014 году — 782 человека. Часть 1 статьи 328 предусматривает наказание в виде лишения свободы (до двух лет) или штрафа — до 200 тысяч рублей. Часть 2 статьи 328 (в ней идет речь об уклонении от альтернативной гражданской службы) предполагает арест до полугода или штраф до 80 тысяч рублей.

Впрочем, «альтернативщиков» среди уклонистов ничтожно мало (5 человек в 2016 году, трое в 2015-м, семь человек в 2014-м). Одно из таких дел в 2016 году возбудили против жителя Костромы, направленного проходить АГС санитаром в один из районных домов престарелых, — после того, как он почти полгода прогуливал службу. Суд приговорил уклониста к 200 часам обязательных работ.

Абсолютное большинство осужденных по статье 328 — это те, кто получил повестки о явке на медосвидетельствование или на заседание призывной комиссии, но не явился в военкомат.

Юрист и пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук приводит конкретные примеры.

Осужденный в феврале 2017 года житель города Белово Кемеровской области в суде объяснил, что из военкомата повестки получал, но просто не хотел служить, а теперь передумал. В итоге его признали виновным по части 1 статьи 328 и приговорили к выплате 10 тысяч рублей штрафа, а после погашения судимости отправят в армию.

Та же участь ждет и 23-летнего Вадима Славина из Омска, дело на которого возбудили после отчисления из вуза и безуспешных попыток военкомата призвать бывшего студента в армию. Суд признал Славина виновным и приговорил к выплате штрафа - 20 тысяч рублей.

«К сожалению, невозможно привести исчерпывающий список возможных вариантов, когда могут возбудить уголовное дело об уклонении. Более того, одно и то же действие может быть расценено как административное правонарушение и как уголовное преступление — речь, в частности, идет о неявке на медосвидетельствование. Но исходя из практики могу сказать: мне известно о возбуждении уголовных дел только в тех случаях, когда человек получил повестку и не явился. Периодически появляются какие-то сообщения, что если вы не приходите в военкомат за повесткой сами, то вы уклонист и подлежите ответственности, — но это не так, это просто миф», — объясняет Передрук.

Если призывник не явился по повестке впервые, и в его действиях не усматривается состава уголовного преступления, на него могут возбудить административное дело по одной из трех статей КоАП.

Статья 21.5 предусматривает ответственность за непредоставление призывником в военкомат актуальных сведений о своем образовании, семейном положении, месте жительства или месте работы, а также за неявку по повестке без уважительной причины.

По статье 21.6 могут привлечь к ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования по направлению призывной комиссии.

За умышленную порчу, уничтожение или потерю военного билета или приписного свидетельства грозит административная ответственность по статье 21.7.

Санкция по каждой из трех статей — предупреждение или административный штраф на сумму от 100 до 500 рублей.

Необходимо отметить, что число осужденных в последние годы снижается: для сравнения, в 2010 и 2011 годах суды приговорили 1062 и 1213 человек соответственно. Основной вид наказания — штраф. К реальному лишению свободы за уклонение от службы в армии в последний раз приговаривали в 2013 году (одного человека на срок менее года).

Хотя воинская обязанность и является всеобщей для россиян мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек, ответственность за организацию призыва лежит на военкоматах. Регламентирует ее документ под названием «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» . Согласно его тексту, «вручение повесток призывникам производится под расписку». Расписаться в получении повестки за призывника не может ни сосед, ни начальник, ни мама с папой, напоминает Передрук. Вручить документ может либо сотрудник военкомата, либо представитель органов местного самоуправления (речь о деревнях и поселках, в которых нет военкоматов), либо руководитель (или должностное лицо) организации, где работает или учится призывник.

Еще один способ вручения повестки — отправка письмом с уведомлением о вручении. Но если призывник за письмом на почту не пришел и уведомление не подписал, уклонением это не считается.

В апреле 2008 года Верховный суд, анализируя практику по делам об уклонении от военной службы указал, что неявка по повестке является уклонением от призыва, однако, подчеркивают судьи, необходимо сначала доказать, что она совершена именно с целью избежать службы в рядах вооруженных сил — то есть имеется умысел. Впрочем, сделать это нетрудно, считают в Верховном суде: если призывник не явился по повестке несколько раз — это и будет доказательством умысла на совершение уголовного преступления. «Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины», — говорится в документе.

В том же постановлении пленума Верховный суд уточняет, что уголовная ответственность может наступать не только при неявке по повестке, но и при нарушении правил воинского учета. Например, если призывник снялся с учета в военкомате в связи с переездом в другой город или страну, а на самом деле никуда не уехал. Или наоборот — уехал, а военкомат в известность не поставил и на новом месте на учет не встал.

«Когда человек уезжает на срок более трех месяцев, он обязан сняться с учета и встать на учет на новом месте жительства или временного пребывания. Но по факту ситуация такая, что многие люди уезжают в другие города учиться или работать, живут там в съемных квартирах и не могут получить регистрацию — не все арендодатели соглашаются арендатора зарегистрировать. А военкомат не ставит на учет без регистрации. Но в этом случае нет умысла на уклонение и уголовного дела никакого быть не может», — говорит Передрук.

Юрист отмечает, что именно умысел на уклонение от службы должны доказывать следователи, в чьем производстве находятся дела по статье 328: «То есть если речь о снявшемся с учета и “пропавшем” для военкомата призывнике, надо найти свидетелей, которым он рассказывал, что так "косит" от армии, доказать, что он не уехал не из-за каких-то внешних обстоятельств, а изначально снялся с учета, чтобы скрыться от призыва». В случае с неявкой по повестке доказать умысел тоже надо, «но на практике редко кто этим занимается, считая свидетельством наличия умысла на уклонение сам факт неявки».

В 2013 году пацифист из Воронежской области Евгений Плахутин пытался реализовать свое право на АГС в одном из районных военкоматов, но призывная комиссия ему отказала. Молодой человек упорствовал и судился, а военкомат носил ему повестки, по которым Плахутин не являлся, так как точка в судебном разбирательстве не была поставлена. За эти неявки на идейного призывника возбудили уголовное дело, но осенью 2014 года Плахутину и его защитникам удалось добиться оправдательного приговора.

Его предшественник из Мурманской области, призывник Никита Конев, не смог добиться оправдания в суде: его весной 2013 года признали виновным в уклонении от военной службы и приговорили к выплате 130 тысяч рублей штрафа. Конев тоже отстаивал право на замену военной службы альтернативной, но подал заявление с нарушением сроков — не за полгода до призыва, а с его началом. Пока он пытался судиться с военкоматом, уголовное дело завели на него. Обвинительный приговор утвердила апелляционная инстанция, Конев выплатил штраф, а в октябре 2015 года все-таки добился права служить не с оружием в руках, а альтернативно, «на гражданке».

В феврале 2015 года следователи в Марий Эл возбудили уголовное дело в отношении тренера детской спортивной школы Самвела Асатряна. Асатряну на тот момент уже исполнилось 27 лет, но по версии следствия, уклонился от призыва он раньше — в ноябре 2014 года. В ходе разбирательства выяснилось, что педагог получил российское гражданство, когда ему было 26 лет, а в юности успел пройти службу по призыву в Нагорном Карабахе. Впрочем, оправдательный приговор Асатряну вынесли не потому, что он уже отдал воинский долг другой стране: оказалось, что закон нарушил не он, когда не явился по повестке, а военкомат — когда ее отправил. Дело в том, что педагоги не подлежат призыву осенью — только весной. В сентябре 2015 года Самвела Асатряна оправдали, а позже даже извинились и выплатили ему компенсацию.

«Важно помнить, что при рассмотрении дел по статье 328 суд обязан установить, не было ли у призывника заболеваний, препятствующих призыву, или других оснований не служить — даже если он не получал официально отсрочки и не уведомлял военкомат. И если они были — уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления», — указывает Александр Передрук.

Уклонение от военной службы — длящееся преступление, и оканчивается оно при достижении призывником 27 лет. Если уголовное дело не завели раньше, и обвиняемый не скрывался, то через два года истекает срок давности, так как это преступление относится к категории нетяжких.

С 2014 года у военкоматов в дополнение к угрозе уголовным преследованием появился еще один инструмент для давления на призывников — возможность выдавать справку, а не военный билет тем, кто «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Решение о выдаче такой справки выносит призывная комиссия — как правило, на основании хранящихся в военкоматах «розыскных дел», в которых говорится о многочисленных, но безуспешных попытках вручить призывнику повестки, либо о его уклонении от явки по повесткам.

Помимо такого стигматизирующего фактора получение справки накладывает ряд ограничений, связанных с поступлением на госслужбу. Действительно, в 2013 году при «реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» депутаты внесли изменения в закон «О госслужбе», которые сводятся к тому, что не отслужившие в армии без уважительных причин кандидаты не могут поступить на государственные должности. А в законе «О воинской обязанности» появился пункт о выдаче справок.

Осенью 2014 года эти законодательные изменения попытались оспорить члены парламента Чечни: дело в том, что на территории республики много лет вообще не было призыва — и из законодательных нововведений следовало, что молодые жители Чечни вообще не могут поступать на госслужбу.

Конституционный суд призналсаму практику ограничений и выдачу справок вместо военных билетов законными, но указал, что ограничение не должно быть бессрочным: иначе получается, что не отслужить в армии хуже, чем совершить административное правонарушение или уголовное преступление (в первом случае запрет на занятие госдолжностей не может превышать трех лет, во втором — пяти). Конституционный суд постановил, что Государственная Дума должна принять закон, ограничивающий срок запрета на госслужбу для уклонистов. С момента вынесения этого постановления прошло два года, но такой документ все еще не появился.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В СМИ появились новости о том, что Государственная Дума рассматривает несколько законопроектов, по которым мужчины, не прошедшие срочную службу в армии, не могут стать судьями, прокурорами или министрами. Как известно, в 2013 году Дума уже попыталась запретить уклонистам поступать на госслужбу. Посмотрим, что из этого вышло и что может получиться с новыми депутатскими инициативами.

Что говорит закон?

С 1 января прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Он предусматривал, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Проще говоря, уклонистам не место на госслужбе – таков был замысел законодателя. Для выявления таковых в закон о госслужбе также внесли норму о том, что при поступлении на работу граждане, пребывающие в запасе (а не только военнообязанные), обязаны представить военный билет.

«Не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований» - кто они?

Закон не говорит о том, как сделать так, чтобы он заработал. Поэтому потребовалось внести изменения в Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». В Положении появился раздел «Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

Порядок такой: когда перед призывной комиссией встает вопрос о зачислении в запас человека, который до 27 лет не служил, комиссия проверяет основания, по которым он не служил, и дает соответствующее заключение, если основания будут незаконные. Законными основаниями могут быть, например, такие: состояние здоровья, отсрочка из-за обучения в вузе. При этом гражданин обязан был состоять на воинском учете и подлежать призыву на военную службу. Надо отметить, что определенные категории граждан не подлежат призыву в армию: в их числе, например, кандидаты и доктора наук.

То есть из категории уклонистов автоматически выпадают негодные по состоянию здоровья, граждане, имевшие отсрочки по различным основаниям, а также те, кто по какой-то ошибке не стоял на воинском учете. Важно, что из категории уклонистов выпадают также все, кто зачислен в запас до 1 января 2014 года.

Открыт вопрос о тех гражданах, кто не был призван только потому, что не получал повестки, то есть не по своей вине выпал из поля зрения военкомата (например, из-за путаницы в делах). С одной стороны, они не служили без законного основания, а с другой, это произошло не по их вине. Как тут быть, закон не говорит. Этот вопрос может быть решен, например в суде.

И суд уже заинтересовался этим вопросом.

Что сказал Конституционный Суд?

30 октября 2014 года Конституционный Суд РФ по запросу Парламента Чеченской Республики рассмотрел вопрос о соответствии Конституции РФ положения Закона 170-ФЗ о невозможности поступления на госслужбу граждан, не служивших в армии. Конституционный Суд, как и обратившийся к нему чеченский парламент, критиковал норму закона как вводящую неравенство (дискриминацию). В основу аргументации неконституционности нормы были положены следующие тезисы:

  1. ограничение на доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии, фактически означает бессрочный запрет на замещение должностей госслужбы;
  2. это ограничение фактически является дисквалификацией, однако дисквалификация является видом наказания, назначаемым судом за правонарушения на определенный срок;
  3. таким образом, граждане, для которых установлен бессрочный запрет на госслужбу из-за того, что они не служили в армии, поставлены в заведомо худшее положение по сравнению с тем, для кого доступ к госслужбе ограничен в результате дисквалификации по решению суда или из-за наличия судимости, предполагающих ограничение доступа на определенный срок.

Короче говоря, Конституционный Суд в целом поддержал идею не брать на госслужбу тех, кто не служил в армии , но пожурил законодателя за введение бессрочного запрета госслужбы для уклонистов. Также Конституционный Суд признал конституционным то, что это правило может быть распространено только на тех, кто зачисляется в запас после 1 января 2014 года, даты вступления закона в силу.

Тем не менее, рассмотренная норма признана неконституционной, а законодатель не подправил ее, установив срочность запрета. Поэтому она не действует.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время нет запрета на госслужбу для уклонистов от армии.

Как сказку сделать былью?

Очевидно, что даже если бы норма действовала, то под ее действие попало бы очень незначительное число мужчин. Также очевидно, что это были бы только молодые мужчины от 1987 года рождения и младше (если речь идет о службе в армии по призыву). Все те мужчины, которые на 1 января 2014 года уже пребывали в запасе и находились на госслужбе, не потеряли бы свои места за «грехи юности» в виде «откоса» от армии.

Более того, если такая или аналогичная норма будет введена законодателем вновь (с учетом позиции Конституционного Суда), то она будет распространяться лишь на тех, кто будет уходить в запас после даты вступления закона в силу (то есть, на мужчин от 1988 года рождения и младше). Обратной силы закона в этом случае не может быть. То есть невозможно сделать так, чтобы все чиновники, незаконно не служившие в армии, должны были уйти с госслужбы. Это невозможно также по тому, что спустя годы будет очень сложно установить причины, по которым гражданин не был призван в армию.

Несмотря на первую неудачу, депутаты Государственной Думы вошли во вкус и теперь хотят запретить уклонистам быть министрами, депутатами, судьями, прокурорами и даже президентом и премьер-министром. Но, во-первых, новый запрет должен будет согласоваться с мнением Конституционного Суда и быть срочным, то есть преодолимым с течением времени. А во-вторых, новый запрет закроет доступ к власти только новым людям. Все старослужащие останутся на местах. Это касается и действующего премьер-министра, не служившего в армии, и многих других чиновников.

Берут ли на госслужбу без службы в армии? Этим вопросом задаются многие потенциальные призывники. Не так давно президентом РФ был подписан приказ, который сделал срочную службу более привлекательной для молодых людей. Теперь армия стала еще более манящей для молодежи! Сегодня солдаты, отдав Родине свой законный долг, будут иметь особые привилегии при поступлении в Высшие Учебные заведения. Кроме этого, за ними будет сохраняться право претендовать на пост в государственных органах самоуправления.

Уклонистов ждет участь совершенно противоположная: государственные должности для них будут закрыты насовсем. Уклонистами считаются граждане, которым удалось избежать призыва к военной обязанности без законных на то оснований. На получение военного билета они также могут не рассчитывать. Уклонение от призыва чревато вручением соответствующей «справки уклониста».

Данный законопроект был одобрен большинством представителей законодательной власти и вступил в юридическую силу с 1 января 2014 года.

Как сотрудники военкомата будут вычислять уклонистов

Вместе с упомянутым ранее законопроектом был принят ряд поправок в положении «О воинской обязанности». В документе появился новый раздел, в котором детальным образом оговорен алгоритм действий сотрудников военных комиссариатов, направленных на выявление уклонистов. В возрасте 27 лет каждый гражданин, который не проходил службу в вооруженных силах по призыву в силу определенных обстоятельств, должен обратиться в военкомат по месту постоянной регистрации для получения военного билета. Как известно, без этого документа весьма проблематично найти достойную работу по официальному трудовому договору, а в некоторых регионах и вовсе невозможно. Поэтому военник для молодого человека жизненно необходим.

Члены военной комиссии будут детально изучать биографию обратившегося молодого человека. Особое внимание при этом будет уделяться обстоятельствам, которые послужили причиной для игнорирования военной службы по призыву. К законным основаниям относятся следующие:

  • состояние здоровья, препятствующее исполнению воинского долга;
  • обучение в институте и аспирантуре вплоть до 27 лет;
  • если молодой человек имеет докторскую или кандидатскую степень.

Помимо этого, уклонистами на официальном уровне не считаются граждане, которые без уважительной причины получили военный билет в 27 лет до 01.01.2014.

Остальные будут подозреваться в уклонении от воинской обязанности и для них государственная служба будет заказана в соответствии с новым постановлением.

Важно! Решение военной комиссии можно обжаловать в конституционном суде. Такой сценарий развития событий будет иметь смысл, если в течение призывного возраста призывник не состоял на учете ни в каком военкомате и не получал повесток. Данное обстоятельство не может служить полноценным оправданием, однако оно дает право молодому человеку защитить свои права и отстоять свое честное имя. Шансы на успешный исход существенно возрастут, если удастся доказать личную непричастность к этой бюрократической ошибке.

Мнение конституционного суда

Новое законопроект и поправки в положение «О воинской обязанности» включают в себя важное противоречие действующим конституционным нормам, из-за чего конституционный суд настаивает на необходимости корректировки данного закона. Некоторые представители парламента утверждают, что закон носит антиконституционный характер, поскольку в нем нарушается ряд статей:

  • Пожизненный запрет на возможность замещения государственной должности уклонистам по факту может трактоваться как дискриминация отдельной социальной группы.
  • Дисквалификация, в соответствии с действующими правовыми нормами, является временной мерой наказания нарушения действующего законодательства. Исходя из этого, она не может быть применена на пожизненный срок (такая мера наказания в виде запрета на возможность замещения государственной должности на временный период может быть назначена только в результате судебного решения и применяется только в отношении судимых граждан).

Принимая во внимание эти обстоятельства напрашивается вывод, что по сравнению с уголовными преступниками и административными правонарушителями уклонисты находятся еще в более плохом положении, поскольку для первых запрет на поступление на государственную службу является временным, а для вторых — пожизненным. Многим это кажется несправедливо, поэтому не исключено, что в новый законопроект будут внесены соответствующие коррективы, однако точная дата этого процесса неизвестна.

На что рассчитывать уклонистам

В конечном счете конституционный суд поддержал идею о наложении запрета на возможность замещения государственных должностей уклонистам, но из-за не состыковки с конституционными нормами был вынужден отклонить данный законопроект. Представители конституционного суда призывают власти смягчить меру наказания для уклонистов, после чего данный закон будет беспрепятственно принят и вступит в конституционную силу. На сегодняшний день поправки признаны не действительными.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что уклонист может претендовать на государственный пост, и госслужба без службы в армии возможна! Если в подаче заявления на вакантное место ему будет отказано из-за наличия справки уклониста, а не военного билета, то он сможет подать исковое заявление в суд, который примет его сторону из-за отсутствия законных оснований, препятствующих поступлению на государственную службу.

Ключевым фактором для успешного исхода является правильно составленное исковое заявление в соответствующие инстанции. Для этого рекомендуется воспользоваться услугами высоко квалифицированного адвоката. Также можно заблаговременно позаботиться о том, чтобы юрист представлял интересы гражданина на заседании суда.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация