Энергоаудит жилых многоквартирных домов. Энергоаудит жилого дома: основные этапы

Главная / Авто
  • | Печать |
Подробности Родительская категория: ЖКХ Категория: Энергосбережение Просмотров: 3900

Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..." Федерации (далее закон № 261-ФЗ) предусмотрены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению данных мероприятий возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома – управляющую организацию, товарищество собственников жилья, иное объединение граждан в жилищной сфере, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме. Эти мероприятия должны быть включены в утвержденный общим собранием собственников помещений перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Вышеуказанным законом предусмотрена добровольность проведения энергетических обследований в многоквартирных домах. Исключение составляют случаи, когда мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняются полностью или частично за счет бюджетных средств, а также в случае, если региональные власти включили энергоаудит в состав обязательных мероприятий в отношении общего имущества многоквартирного дома (например, в ХМАО). Или например, если многоквартирный дом включен в адресную программу по проведению капитального ремонта путем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений.

В то же время данные мониторинга технического состояния многоквартирного дома, полученные по результатам энергетического обследования позволяют построить прогнозную модель изменения технического и функционального состояния многоквартирного дома. На основании этой модели можно сформировать долгосрочную программу обслуживания на 10-15 лет, потому что любой дом рано или поздно требует капитального ремонта. Именно эта прогнозная расчетная модель явится отличным аргументом в пользу принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта в какой-то конкретный период времени. Необходима и среднесрочная программа (на 4-5 лет), исходящая из отклонений технического состояния в ходе эксплуатации. Обе программы формируются по видам работ с выделением приоритетов по конструктивным элементам и инженерным системам, что позволяет планировать модернизацию многоквартирного дома с учетом ресурсосбережения и энергоэффективности.

Фактически, собственникам представляется разбитый на многие года циклический план (производственная программа и финансовый расчет) производства работ, вследствие которых должны улучшиться потребительские качества дома и снизиться издержки на его текущее содержание, включая ресурсопотребление. Важно подчеркнуть, что новые модели позволяют снижать не только издержки собственников на содержание и ремонт, но и издержки бюджетов, связанные с большим количеством собственников, получающих субсидии в качестве заслуженных льгот и субсидиями малоимущим и по платежам за коммунальные услуги, и по платежам за жилищные услуги.

Основные выгоды энергоаудита для собственников помещений:
Первый шаг к снижению платежей за коммунальные услуги;
Установление комфортных параметров микроклимата в квартирах собственников при устранении выявленных дефектов ограждающих конструкций;
Снижение перебоев в снабжении энергоресурсами и хозяйственно-питьевой водой при выполнении рекомендуемых в результате энергоаудита мероприятий и т.п.
Основные выгоды энергоаудита для управляющих компаний:
Оценка фактического состояния и технологического оборудования и инженерных систем в целях модернизации;
Выявление нерациональных потерь энергоресурсов (если такие имеются);
Определение состояния ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений в рамках проведения тепловизионной съемки.
Для тех, кто решил провести энергетическое обследование своего многоквартирного дома, рекомендуем позаботиться о заключении договора в ближайшее время, поскольку необходимая разница температур внутри помещений и наружным воздухом должна составлять 10°С для проведения тепловизионного контроля. Следовательно, в период с 1 апреля по 1 сентября тепловизионное обследование не будет проводиться во избежание погрешностей измерений.

К 2015-му году все многоквартирные дома получат энергопаспорта. Документ с указанием класса энергоэффективности будет выдаваться после соответствующего обследования. Так, энергоаудит жилых зданий из мероприятия добровольного переходит в разряд обязательных процедур.

В законе «Об энергосбережении…» приводится список организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. Многоквартирные жилые дома в этот перечень не входят. Однако обратиться в аудиторские компании собственникам все же придется. Добровольность энергоаудита жилых домов имеет некоторые оговорки.

Во-первых, обследованию в обязательном порядке подлежат вводимые в эксплуатацию новостройки. Во-вторых, дома совокупные затраты на энергоресурсы в которых превышают 10 млн рублей за календарный год. Обязателен энергоаудит и для тех многоэтажек, где мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности финансируются за счет бюджетных средств. И, наконец, проведение энергетического обследования необходимо домам, включенным в программу капитального ремонта, если ремонт полностью или частично финансируется из средств бюджета.

В этом случае в смету капремонта должны включаться работы по энергосбережению, направленные на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Организации, осуществляющие управление такими многоквартирными домами, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование этих домов до 31 декабря 2012 года. «Относительно остальных домов старого жилфонда в законе ничего не сказано, но в то же время там написано, что каждый объект, потребляющий энергию, должен пройти хотя бы одно обследование в течение пяти лет с момента вступления закона в силу», — комментирует тему обязательности энергоаудита заместитель генерального директора компании «Энергосбережение» Петр Притулюк. Кроме того, владельцам зданий предписано законом «обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности». Чтобы отчитаться о таком соответствии, собственникам зданий придется также заплатить за энергоаудит.

Выходит, что о добровольном энергетическом обследовании говорить фактически не приходится. Раз в пять лет оно обязательно для всех многоэтажек. К этому остается добавить лишь сведения о наказании за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования. Эта провинность влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

На рынке ожидается всплеск

Необходимость проведения энергоаудита в ближайшие 3 года спровоцирует бум на рынке аудиторов. В таких условиях неизбежно появление фирм-однодневок и низкоквалифицированных специалистов. В связи с этим за деятельностью энергоаудиторов предусматривается двухуровневый контроль.

Первый уровень — это контроль со стороны саморегулируемой организации, в которую обязаны входить энергоаудиторы. Предполагается, что контроль будет весьма жесткий, поскольку за ошибки одного энергоаудитора несут субсидиарную материальную ответственность все члены саморегулируемой организации.

Второй уровень — это государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций. При неоднократном нарушении саморегулируемой организацией своих правил и стандартов, требований законодательства ее деятельность может быть приостановлена на один год или вообще прекращена. Соответственно, без работы на какой-то период остаются все ее энергоаудиторы.

Необходим контроль и со стороны заказчиков обследования. О том, как правильно выбрать аудитора, нам рассказали эксперты компании «Энергосбережение». Для начала нужно понимать, что в зависимости от приборов и оборудования, используемых аудиторами, выделяется два типа аудита. Более простой рассматривает в качестве основы для анализа фактическое энергопотребление здания в определенный промежуток времени и оперирует счетами за израсходованную энергию. Главным недостатком такого типа энергоаудита является то, что он не дает полного представления об энергетическом балансе здания. Например, в этом случае отсутствует информация о параметрах внутреннего и наружного воздуха, о расходах воздуха системой естественной вентиляции, о фактических значениях сопротивления теплопередаче наружных ограждений, наличии мест утечки тепла и других параметрах, которые позволяют значительно повысить эффективность энергоаудита. Эту информацию получают с помощью измерительных приборов, датчиков и необходимого оборудования.

Грубо говоря, энергоаудит можно разделить на количественный и качественный. Количественные показатели учитывают по счетчикам и получают с их помощью картину расхода. Для того чтобы присвоить дому класс энергоэффективности этого недостаточно. Необходимо понимать, куда расходуется энергия. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проводить дополнительные испытания на предмет потерь. А для этого необходимо иметь определенное оборудование и специалистов, которые умеют с ним работать. Поэтому при выборе компании эксперты рекомендуют обратить внимание на наличие инструментальной базы и сотрудников с профильным образованием.

Кроме того, у аудитора должны быть разработаны методики исследований. Удобно, когда одна компания имеет право проводить комплексное обследование: тепловизионное, контроль воздухопроницаемости, электроизмерительные работы и т. д. На право проведения испытаний компания раз в три года аккредитует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, что обязывает аудитора иметь необходимые документы. Нужно уточнить, что включает в себя аудит, предлагаемый конкретной компанией. Кроме аккредитации агентства по техническому регулированию у исследователей должно быть разрешение от СРО, аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, сертификаты и методики.

Специалисты не рекомендуют выбирать для исследования фирму, запрашивающую наиболее низкую цену за свою работу. Так, заказчик рискует получить энергетический паспорт объекта с половиной незаполненных позиций. Вообще, дилемма «цена-качество» заставит заказчика задуматься о том, что ему нужно: энергетический паспорт для последующей демонстрации контролирующим государственным органам или проработанная программа реального повышения энергоэффективности, реализация которой позволит минимизировать расход энергоресурсов и снизить соответствующие издержки.

Ценовая политика

Перед сознательными собственниками, решившими провести качественное обследование, встанет проблема, свойственная любому развивающемуся рынку. Ценовая политика в сфере энергоаудита еще не сформирована. Разница в ценах может достигать десятикратных величин, указывают эксперты. Есть такие данные: оптимальная цена обследования колеблется в пределах 2-4% от стоимости энергии, потребляемой объектом исследования за год. Однако это очень приблизительные цифры. «Устанавливать и контролировать цены должно правительство города, чтобы не получилось так, что низкоквалифицированные специалисты предлагают дешевые услуги, а настоящие энергоаудиторы, которые кропотливо проводят комплексное исследование, остаются не у дел», — высказал свою точку зрения научный руководитель ООО «СтройТепловидение» Геннадий Мельниченко.

Другие проблемы

В сфере энергетических обследований многоквартирных домов остается еще много нерешенных проблем. В частности, пока нет адекватной формы энергетического паспорта для жилого дома.

А оформление паспорта, напомним, является одной из главных задач энергоаудита. Проработанный документ приводится в СНиПе 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Но он касается исключительно показаний, связанных с теплом. Расход других ресурсов здесь не учитывается. Минэнерго предложило свои требования к форме паспорта, но эти требования не подходят для жилых домов.

«Мы обращались в Министерство энергетики со своими предложениями по паспорту жилого и общественного здания, где разработали наиболее простой, на наш взгляд, подход к этому вопросу. А именно: есть затраты энергии здания, связанные с климатическими условиями и необходимостью поддерживать параметры микроклимата в помещении в зависимости от меняющихся климатических условий. Это один вид затрат энергии — на отопление и вентиляцию. То, что потребляет человек, — затраты нормированные. Для них нужен свой подход. Хороший подход в СНиПе 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», мы отстаиваем его. Нужно не отбрасывать все хорошее, что у нас имеется, а использовать и двигаться дальше с учетом требований нового закона об энергосбережении», — поделился своими размышлениями кандидат технических наук, доцент Геннадий Мельниченко.

Сейчас на уровне правительства Петербурга необходимо разработать правоустанавливающий документ «Об энергетической паспортизации и энергоаудите жилых домов». К документу следует подготовить приложения с методиками обследования, а также формой и методикой заполнения энергетического паспорта. Пока таких документов нет, утверждают эксперты.

Специальное предложение для ЖКХ:
УК, ТСЖ, ДЕЗ, ЖСК и др. управляющих организаций

Официальное оформление энергетических паспортов многоквартирных домов
в соответствии с требованиями федерального закона №261-ФЗ
с регистраций энергопаспорта в Минэнерго

по минимальной цене 10 000 руб/дом

Эксплуатирующие организации, ДЭЗ, ЖКХ, управляющие компании осуществляющие оплату за энергоресурсы многоквартирых домов, находящихся в их управлении, обязаны оформить энергетические паспорта на все жилые дома в соответствии с требованиями №261-ФЗ федерального закона. Ростехнадзор уполномочен контролировать выполнение требований закона и получил «карт-бланш» на пополнение бюджета страны за счет нерадивых ДЭЗов и управляющих компаний.

Энергетический паспорт дома служит официальным документом на основании которого присваивается класс энергоэффективности дома. Табличка с классом энергоэффективности дома должна быть изготовлена в соответствии с требованиями и закреплена на фасаде дома. Кроме всего сама управляющая организация должна иметь оформленный на основании приказа Минэнерго №400 и зарегистрированный в Минэнерго энергетический паспорт организации.
ООО «Энерготест» предлагает оформить энергетический паспорт по минимальной цене и в сжатые сроки. Вы можете самостоятельно оценить стоимость по простой формуле = 80 000 рублей + 10000 руб/дом.
При заключении договора до конца 2015 года потребуется сделать предоплату только 60 000 руб и предоставить исходную документацию по объектам (наш специалист приедет к Вам, чтобы провести обследование домов, поможет собрать всю требуемую для оформления энергопаспортов документацию.

Энергоаудит многоквартирных домов является отправной точкой, определяющей энергоэффективность дома: анализ всех полученных данных позволяет понять, как используются энергетические, финансовые и материальные ресурсы здания и выявить точки их нерационального использования. Энергоаудит жилого дома позволяет разработать программу мероприятий по энергосбережению и создать соответствующие проекты.

Прайс-лист на услуги электролаборатории
Наименование работы Ед. изм. Цена (руб.)
1 Визуальный осмотр - 1500
2 Металлосвязь шт. 35
3 Сопротивление изоляция (R15/R60) шт. 60
4 Полное сопротивление "петля фаза-ноль" шт. 80
5 Испытание автоматов до 50 А (одно-двух-трех полюсные) шт. 50-150
6 Проверка устройства защитного отключения (УЗО) шт. 100
7 Контур заземления (измерение сопротивления заземляющих устройств) шт. 700
8 Поиск места повреждения кабельных линий шт. от 10000
9 Электроаудит шт. от 1000
10 Измерение сопротивления изоляции кабельных линий до 10 кВ (ВВ испытания) шт. 500

Многоквартирный дом имеет ряд систем, модернизация которых ограничивается финансовыми возможностями жильцов. Электрическая сеть, система водоснабжения и система водоотведения и канализации сложно поддаются модернизации, поэтому повышение энергоэффективности разбивается на два этапа: организацию учета потребления коммунальных ресурсов и проведение энергообследования - комплекс мер, позволяющих выявить первоочередные задачи по экономии.

Видео: энергоаудит многоквартирных домов

Энергоаудит многоквартирных домов, методика проведения

Энергоаудит жилых зданий, зданий и сооружений ставит задачи снижения эксплуатационных расходов собственниками помещения. Энергоаудит дома разделяется на несколько этапов:

  • Планирование - подготовительный этап, в ходе выполнения которого определяются задачи будущей работы. Создание программы проведения энергоаудита;
  • Сбор данных в соответствии с программой проведения энергоаудита;
  • Систематизация полученных данных и инструментальных обследований, анализ всей системы в целом;
  • Документальная фиксация полученных данных;
  • Экспертная оценка, согласование результатов проведенного обследования.

На этапе планирования аудитор проводит сбор технических данных о состоянии объекта на основе изучения данных предыдущего энергетического обследования, либо фактических данных о потреблении и поставляемых энергоресурсов. Именно на этапе подготовки определяется вид энергоаудита (добровольный или обязательный), разрабатывается техническое задание и заключается договор.

Результатом подготовительного этапа должна быть программа энергоаудита, включающая в себя объем запланированных работ, их временные рамки и порядок проведения обследования.

Сбор данных о состоянии энергопотребления производится на основе годового потребления и распределения энергоресурсов - за предшествующий и текущий периоды. Определяется цена энергоресурсов на входе, которая выявляется по существующим договорам снабжения, характеристики используемого оборудования, продолжительность и режим эксплуатации дома.

Составляется баланс потребления ресурсов и выявляется дефицит мощностей и производится предварительная оценка возможностей экономии энергоресурсов. В первую очередь рассматриваются те виды ресурсов, которые имеют явный потенциал для экономии. Если работа достаточно сложная, то возможна корректировка содержания энергоаудита, стоимости и сроков его проведения.

Документирование результатов обследования - фиксация данных поэлементного и общего топливно-энергетического баланса. Результаты обобщаются в виде отчета и энергетического паспорта многоквартирного жилого дома.

Текст отчета должен быть ориентирован на административную часть, осуществляющую управление жилым фондом - перегрузки документа техническими терминами желательно избежать. Должна быть оценка общего состояния дома на текущий момент, оценка эффективности потребления, раскрыты причины нерационального использования ресурсов и недостатки в их учете.

Энергопаспорт подлежит передаче заказчику, собственникам дома или лицу, ответственному за его эксплуатацию. Один экземпляр обследования направляется в СРО.

Провести обследование энергоэффективности многоквартирного жилого дома можно в компании "10 киловольт".

Обязателен ли энергоаудит многоквартирных домов?

Этот вопрос вызывает постоянные споры. Но ответ один: обязателен. Кто несет расходы за , кто контролирует исполнение? Специалисты нашей компании на основании проведенной ими экспертизы разъясняют ситуацию.

Итак, по порядку. Главный документ, регулирующий , – Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот законодательный акт также называют «Законом об энергосбережении».

В соответствии с Законом энергетическое обследование обязательно :

  • для организаций с участием государства или муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 16);
  • для организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности (пункт 2 части 1 статьи 16).

Под «регулируемыми видами деятельности» понимают работы и услуги, предоставляемые на основе ценовых ставок (тарифов), которые определяются не в результате конкурсов, а устанавливаются органом исполнительной власти. Под эту формулировку подпадают тарифы ЖКХ. В столице их назначает Правительство Москвы.

Таким образом, с учетом изложенного выше для организаций, управляющих многоквартирными домами, проведение энергетического обследования обязательно . При этом их организационно-правовая форма не имеет значения. Но всякая работа стоит денег. Финансирование энергоаудита и паспортизации жилых домов производят управляющие организации из оплаты по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В Законе об энергосбережении (пункт 4 статьи 12), перечислены требования о мерах по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирного дома. Эти меры осуществляются за счет платежей, поступающих от собственников квартир управляющей организации.

Таким образом, расходы на услуги сторонних организаций по проведению энергоаудита и паспортизации жилых домов на основании хозяйственных договоров включаются в расходы на текущий ремонт и содержание общего имущества в жилых домах. Следует отметить, что по существующим в городе Москве нормативно-правовым актам энергетическое обследование и паспортизация жилых домов не входит в расходы управляющих организаций, которые давали бы им право на бюджетные субсидии. Согласно Закону об энергосбережении начальное энергетическое обследование необходимо провести до 31 декабря 2012 г. Контроль за таким обследованием находится в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Однако это отнюдь не формальные бумажные отчеты. Срыв сроков энергоаудита грозит серьезными штрафными санкциями. Кодекс Российской Федерации, в частности, говорит так (пункт 8 статьи 9.16): «Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».

Контроль осуществляется и на региональном, и на федеральном уровне. Органы исполнительной власти города Москвы, как и других субъектов, переправляют информацию о результатах контроля в Министерство энергетики Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация